Если ребёнок говорит плохие слова что делать. Почему ребенок говорит «плохие» слова

Речь — это показатель ума.
Сенека

Слово является важной составляющей нашего общения. Слово — это и средство передачи информации, и возможность выразить свое отношение к происходящему. Словом можно поддержать в трудную минуту и смертельно оскорбить. Очень часто приходится слышать от родителей жалобы, что ребенок начал употреблять «плохие слова».

Родители спрашивают, как реагировать на бранные слова в лексиконе детей. А самих детей, так же как их родителей и учителей - воспитателей, волнует проблема кличек и обзывания. Словесные угрозы и оскорбления другого человека являются проявлением вербальной агрессии. Не случайно, за сквернословие в общественных местах во всех законодательствах мира предусмотрено административное наказание.

ОРУДИЕ МЕСТИ

Так называемые бранные, или неприличные, слова рано или поздно, появляются в лексиконе каждого ребенка. Проблема засорения нашей речи ненормативной лексикой регулярно обсуждается в средствах массовой информации. Говорится о преобладании сленга и блатных выражений в современных теле- и радиопередачах, в печатной продукции. Неудивительно, что дети не только очень рано узнают о существовании подобных слов, но и начинают их активно использовать, правда, часто не понимая, что эти слова означают.

До 5 лет ребенок ругается матом в основном неосознанно либо для привлечения внимания к своей персоне. В 5-7 лет дети матерятся, вполне понимая, что это делать нельзя, и тем самым пытаются показать самостоятельность и несогласие. В 8-12 лет нецензурная лексика используется для самоутверждения среди друзей и в подражание старшеклассникам. В 12-14 лет мат перестает восприниматься подростком как эффективное средство коммуникации и используется редко, за исключением случаев, когда в его окружении материться через слово является нормой общения.

Почему дети так охотно и точно повторяют нехорошие выражения?

Их, в первую очередь, привлекает та эмоциональность, с которой эти слова произносят окружающие. От ругающегося человека буквально пышет безграничной самоуверенностью, его жесты очень выразительны, вокруг него возникает определенное волнение и напряжение. Произнесенные таким тоном слова не могут остаться незамеченными окружающими.

Собственные наблюдения ребенка и проводимые родными воспитательные беседы наводят его на мысль, что умение вставить в свою речь крепкое словечко является одним из признаков взрослости. И если родители говорят, что использовать подобные слова можно только взрослым, то, естественно, ребенок, стремящийся во всем походить на старших, намеренно употребляет запрещенные выражения в своей речи.

Заметив, что эти слова шокируют окружающих, дети начинают использовать ругательства, чтобы позлить, подразнить их. В этом случае, бранные слова становятся орудием мести.

Бесполезно ругать детей за использование неприличных слов или запрещать им их произносить. Это сделает ругательства более привлекательными в глазах ребенка, он будет их употреблять, но постарается, чтобы вы этого не слышали. Тогда о достижениях своего ребенка в этой области вы будете узнавать от воспитателей в детском саду, учителей в школе.

Детям надо объяснить, что люди используют ругательства, в крайнем случае, когда от отчаяния им уже не хватает сил и слов.

Естественно, во избежание раннего появления в лексиконе ребенка «плохих слов» взрослым необходимо следить за собственной речью. Многие взрослые воспитанные люди, находясь во власти аффекта, произносят вслух все, что они думают о собственных умственных способностях или о той вещи, которой занимаются; сидя за рулем автомобиля, очень эмоционально негодуют на несообразительность и медлительность водителей и пешеходов. И свое негодование они выражают с помощью грубых, резких выражений. В минуты раздражения эмоциональные, несдержанные дети копируют кого-то из родных, всего лишь повторяя слышанные многократно слова.

Часто ребенок не понимает, что говорит, или не понимает, как оскорбительны и обидны слова, которые он произносит. Следует объяснить ребенку, что, таким образом, он оскорбляет всех присутствующих, что употреблять такие слова просто неприлично.

НЕ УХОДИТЕ ОТ ОТВЕТА

Если ребенок спрашивает о значении того или иного бранного слова, не следует уходить от ответа.

Скажите ребенку: «Да, такие слова есть, но лучше будет, если ты станешь сначала спрашивать об их значении». Не все родители готовы к такому свободному обсуждению бранных слов с ребенком.

Это хорошо для детей школьного возраста, а малышам лучше сказать о том, что значение этого слова настолько неприлично, что вы не хотите его произносить.

И уж совсем не стоит поступать как Волька из известной сказки Л. Лагина «Старик Хоттабыч». Он в сердцах обозвал Хоттабыча «балдой», а на вопрос старика, что это значит, объяснил: «Балда — это что-то вроде мудреца». И был очень смущен, когда Хоттабыч публично обратился к нему со словами: «О, превосходнейший в мире балда!»

Иногда родители ведут себя так же, придумывая «культурные» объяснения для ругательств.

Если ребенок интересуется, почему люди говорят такие слова, скажите, например, что так говорят люди несдержанные и невоспитанные, когда хотят обидеть или разозлить человека. Это объяснение, конечно, подходит в том случае, если услышал он это слово не от вас. Если ребенок поймал вас на слове, имеет смысл извиниться перед ним, сказать, что, к сожалению, вам не удалось сдержаться, вы поступили плохо. Дайте ему понять, что искренне раскаиваетесь, и впредь, конечно, старайтесь держать себя в руках.

СПОКОЙСТВИЕ, ТОЛЬКО СПОКОЙСТВИЕ

Вообще, как-то однозначно относиться к сквернословию сложно: это и признак бескультурья (но и великие не гнушались бранными словами, например Пушкин), это и средство доказать свою независимость, взрослость (лучше уж так, чем с помощью алкоголя, курения, ранних сексуальных отношений). Без крепкого словечка теряют всю соль анекдоты.

Наверное, в воспитательных целях лучше всего объяснить ребенку, что для определенных слов есть свое время и место.

Родителям не надо пугаться этих слов, застывать в шоке, услышав их от ребенка, не стоит отрицать их существование. Лучше просто дать понять: «Мне не нравятся эти слова, но я знаю об их существовании и значении».

Да, тяжело и неприятно, когда совсем юные рядом матерятся. Иногда знание и умение употребить бранное слово необходимо, чтобы признали равным, чтобы не попасть в неловкую ситуацию, по наивности не стать объектом насмешек. Кроме того, люди ругаются от отчаяния и злости, когда очень хочется стукнуть кого-то или что-то разломать. В этом случае, ругань используется как средство «выпустить пар» и помогает справиться с отрицательными эмоциями.

А это все-таки предпочтительнее, чем физическое насилие или деструктивное поведение. Другое дело, что лучше бы высказать все, что накопилось, в одиночестве. Вот этому и стоит учить детей.

КЛИЧКИ И ДРАЗНИЛКИ

Обзывания являются наиболее частой причиной обид и драк в детском саду и начальной школе. В проведенном опросе: «За что вы не любите некоторых детей в группе, классе?» чаще всего звучали ответы: «За то, что он (она) обзывается»

Психолог М.В. Осорина пишет, что «обзывание — это всегда испытание детского «Я» на психологическую прочность». Это неизбежное, по ее мнению, явление в процессе формирования группы, когда выясняется, кто и на что может в ней претендовать.

Вот основные причины обзывания детьми друг друга:

1. Агрессия (сознательное желание оскорбить, досадить, разозлить сверстника)

2. Желание привлечь внимание (того, кого дразнишь, или окружающих)

— игра (дразнящий воспринимает обзывания как забавную игру, привлекая к себе внимание сверстника, не собираясь его оскорблять)

— провокация (дразнящий сознает, что оскорбляет сверстника, но стремится, таким образом, спровоцировать его на активные действия, например, заставить погоняться за собой, побороться)

— шутка (хочет не столько обидеть товарища, сколько повеселить окружающих)

— самоутверждение (дразнящий сознательно оскорбляет сверстника, чтобы унизить его и выделиться в глазах окружающих, «поставить его на место», утвердить лидерскую позицию).

3. Месть (обиженный или униженный ребенок начинает дразнить обидчика, особенно если не может ответить физически, иногда он так же поступает от зависти)

4. «Не со зла» (дразнящий ребенок не понимает, что другому обидно, привык отмечать особенности окружающих, выявлять их характерные черты, например, сравнивая с животными). Возможно, дома у него принято награждать друг друга прозвищами, и это никого не обижает.

О ВНЕШНОСТИ И ПРОЗВИЩАХ

Очень часто обидные прозвища приклеиваются к ребенку из-за особенностей его внешности. Слова, сказанные сверстником в разгаре ссоры: «рыжий», «очкарик» или «носатый» — западают в душу ребенка, травмируют его. Ребенок начинает ощущать себя неполноценным, теряет уверенность в себе. Но если человек, чьим мнением ребенок дорожит (учитель, воспитатель, родители), скажет ему как бы между делом: «Какая у тебя оправа красивая, тебе так идет, ты такой солидный стал!» Или: «Ты как солнышко, с твоим приходом в комнате светлее делается», «У тебя греческий профиль, всегда завидовал людям с такими носами, не то, что я — курносый...»

Иногда одна такая фраза способна, если не повысить самооценку ребенка, то хотя бы примирить с особенностями его внешности, чего не всегда можно добиться путем долгих разговоров на эту тему.

Особенно чуткими и внимательными необходимо быть с детьми, имеющими объективные основания для переживаний. Речь идет о детях с различными дефектами внешности, например, заметным родимым пятном, хромотой, косоглазием и т.п. В этом случае многое зависит от взрослых — родители могут помочь ребенку правильно отнестись к своему недостатку, а воспитатели и учителя — на корню пресечь возможные прозвища и издевательства.

Воспитательная цель состоит не в том, чтобы оградить ребенка от интереса и любопытных взглядов, а в том, чтобы свою необычность он воспринимал как само собой разумеющуюся часть своего «Я» и жил с ней, не обращая на нее внимания и не делая из нее проблемы.

Не стоит навязывать ребенку в качестве утешения истории о Золушке или Гадком утенке, но можно рассказать об успехах людей с нестандартной внешностью (актриса Вупи Голдберг, режиссер Вуди Ален и др.).

УЧИМСЯ ПРОТИВОСТОЯТЬ

И если избежать появления дразнилок в детском коллективе почти невозможно, то бороться с ними необходимо.

Родители и педагоги не должны оставлять без внимания ситуации обзывания детьми друг друга. Задача взрослых — пресечь появление и использование обидных прозвищ. Можно поговорить отдельно с зачинщиками, можно поговорить со всеми детьми в группе или классе на эту тему.

С пострадавшим надо обсудить, почему другие обзываются — обижаются ли на него или хотят привлечь его внимание.

Полезно поиграть с ребятами в ассоциации. По очереди говорить друг про друга, с какими предметами, животными, временами года они друг у друга ассоциируются. Начать игру лучше в небольших группах, чтобы каждый смог высказаться и побыть в роли сравниваемого. Можно обсудить, почему возникла та или иная ассоциация. Сравнение помогает обратить внимание ребенка на то, какие из его качеств являются значимыми для окружающих.

Родителям, если ребенок жалуется на то, что его дразнят, следует поговорить с ним о том, как можно и нужно реагировать на обидные слова.

Итак, что можно сделать, если ребенка обзывают:

1. Никак не реагировать (игнорировать, не обращать внимания).

Это сделать довольно сложно, но, в некоторых случаях, эффективно. Пусть ребенок не отзывается, пока не обратятся к нему по имени, сделает вид, что не понимает, к кому обращаются. Скажет: «Меня, вообще-то, Васей зовут. А ты разве меня звал?»

2. Отреагировать нестандартно.

Обзывающийся ребенок всегда ожидает получить от жертвы определенную реакцию (обиду, злость и т. д.), необычное поведение жертвы способно пресечь агрессию. Например, можно согласиться с прозвищем: «Да, мама тоже считает, что я чем-то похож на сову, я и ночью лучше всех вижу, и поспать утром люблю». Или посмеяться вместе: «Да, такая у нас фамилия, так дразнили и моего прадедушку».

Кстати, родители могут дома с ребенком поговорить о том, что часто в коллективе дети обзывают друг друга, перевирая, искажая фамилии. Можно вспомнить, как в свое время обзывали их, посмеяться вместе. Тогда ребенку будет легче не обижаться на сверстников — он будет готов к этому.

3. Объясниться.

Можно спокойно сказать обзывающемуся сверстнику: «Мне очень обидно это слышать», «Почему ты хочешь меня обидеть?»

4. Не поддаваться на провокацию.

5. Не позволять собой манипулировать.

Очень часто дети стремятся с помощью обзывания заставить сверстника что-то сделать. Например, всем известен прием «брать на слабо». При всех ребенку говорится, что он не делает что-то, потому что «трус», «размазня», ставя его, таким образом, перед выбором: или он согласится сделать, что от него требуют (часто нарушив какие-то правила или подвергнув себя опасности), или так и останется в глазах окружающих «хлюпиком» и «трусом».

Наверное, из всех ситуаций, связанных с обзыванием, эта — самая непростая. И здесь очень сложно помочь ребенку выйти из нее с достоинством, потому что противостоять мнению большинства, тем более тех, с кем тебе предстоит общаться и впредь, нелегко и взрослому человеку.

В этом смысле очень интересно обсудить с ребенком рассказ В.Ю. Драгунского «Рабочие дробят камень», в котором Дениска решился, в конце концов, прыгнуть с вышки — но не потому, что над ним все смеялись, а потому, что он не смог бы себя уважать, если бы этого не сделал.

Следует обратить внимание ребенка на то, что в каждой конкретной ситуации необходимо не торопиться, взвесить все «за» и «против», понять, что важнее - доказать что-то окружающим или сохранить самоуважение.

6. Ответить.

Иногда полезно ответить обидчику тем же. Не быть пассивной жертвой, а стать с обидчиком на равных.

Может быть, учить этому и непедагогично, но иногда другого выхода нет. Можно, правда, отвечать не оскорблением, а специальной отговоркой.

7. Отговориться.

Согласно наблюдениям М.В. Осориной, 5-9-летним детям очень важно суметь в ответ на обзывания выкрикнуть отговорку — своеобразную защиту от словесного нападения.

Знание подобных отговорок помогает не оставить оскорбление без ответа, пресечь конфликт, сохранить спокойствие (хотя бы внешнее), удивить и, соответственно, остановить нападающего. Последнее слово, в этом случае, остается за пострадавшим.

Вот примеры отговорок.

1) Черная касса — Ключ у меня,

Кто обзывается — сам на себя!

2) Чики-траки — стеночка!

(Ребенок рукой ставит преграду между собой и обзывающим.)

3) Шел крокодил,

Твое слово проглотил,

А мое оставил!

4) Кто так обзывается — сам так называется!

5) — Дурак!

— Приятно познакомиться, а меня Петя зовут.

Все отговорки стоит произносить спокойным, доброжелательным тоном, стремясь свести все к шутке.

По материалам статьи Марины КРАВЦОВОЙ,

газета «Школьный психолог», №15, 2004 .

1. М. В. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых», Санкт - Петербург, из-во «Речь », 2004

Многим родителям известна ситуация, когда в речи маленького человечка появляются «плохие» слова. Дошколенок впитывает в себя как губка все, что видит и слышит. Он запоминает слова, услышанные в детском садике, на улице, дома. К сожалению, не всегда эти слова являются литературными. Нецензурные и бранные выражения, жаргонизмы наряду с другими словами также попадают в речь малыша. При этом ребенок не чувствует разницу между хорошим словом и плохим. Он услышал это слово, запомнил и повторил, не вкладывая никакого особенного значения в произнесенное ругательство.

Если Вы услышали из уст малыша «плохое» слово, не стоит заострять его внимание на этом, и тем паче наказывать его. Объясните ребенку, что это слово некрасивое, хорошие мальчики и девочки его не говорят. Чаще всего такого объяснения бывает достаточно. Некоторые психологи рекомендуют даже никак не реагировать на детские ругательства. Лишенные вашей реакции слова могут быстрее забыться и исчезнуть из словарного запаса ребенка сами.

Бывает, что ребенок, знает, что данное слово является «плохим», но все равно его повторяет. В таком случае надо выяснить причину. Вполне вероятно, что таким способом кроха пытается привлечь внимание постоянно занятых родителей к себе. Ведь на плохое слово родители всегда вовремя среагируют, в отличие от отказа на просьбу поиграть вместе в игру. Поэтому, чтобы отучить малыша ругаться, проявите достаточное количество внимания к его проблемам и переживаниям. Чаще находитесь рядом с ребенком, поддерживайте и хвалите его за то, что у него получается. Воспитывайте его с ощущением Вашей любви и заботы.

Нередко ребенок может начать ругаться, чтобы казаться более взрослым, как понравившийся ему супергерой из кинофильма. В стремлении к подражанию такому удальцу с телеэкрана, ребенок заимствует и его лексикон. Поэтому контролируйте то, что смотрит ваш ребенок по телевизору. Не допускайте его к просмотру фильмов, в которых используются нецензурные выражения.

Случается, ребенок начинает ругаться, в знак протеста на возникшие проблемы в семье. Развод родителей, постоянные ссоры, рождение братика или сестрички. Как правило, в доме, где родители поддерживают дружелюбную и благоприятную атмосферу, дети не стараются таким способом самоутвердиться и привлечь внимания к себе. На примере своих родных ребенок учится достигать успеха, принимать решения, быть взрослым без употребления ругательств.
Поэтому старайтесь не выяснять отношений в семье в присутствии ребенка. Будьте сдержанны. Избегайте в своей речи тех слов, которые вы бы не хотели слышать от Вашего малыша.

«Плохие» слова могут произноситься и в качестве попытки адаптироваться в новом коллективе, например, при смене садика. С помощью ругательства, ребенок стремиться завоевать авторитет среди ровесников. В таком случае учите ребенка добиваться желаемого, не прибегая к сквернословию. Подсказывайте маленькому человечку альтернативные варианты в достижении желаемого.

Каковы бы ни были причины детского сквернословия, культура речи не формируется сама по себе. Зачастую только Ваш речевой пример будет являться хорошим ориентиром в подборе слов для речевого репертуара ребенка. Для дошкольника эталоном для подражания выступают прежде всего его родные. Он копирует их речь, манеру и перенимает их речевые обороты, которые затем с легкостью использует в общении со своими сверстниками.
Поэтому, прежде чем отучать малыша от плохих слов, позаботьтесь о культуре собственной речи.

Здравствуйте, Алексей!

То, что вы искренне осознаёте свой проступок и сожалеете, это очень хорошо. Бог видит ваше искреннее раскаяние, а это значит, что Он уже готов вас простить. В Слове Бога, Библии говорится:«Ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и всё тело» (Иакова 3:2). Мысль о том, что все мы несовершенны успокаивает нас, но не оправдывает. Далее ученик Иисуса Христа, Иаков пишет:«Так и язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает» (Иакова 3:5). Вот и у вас так получилось. «Огонь» в виде необдуманных слов сжигает вас, принёс вам много огорчений, к тому же и извиниться перед ним нельзя, как вы пишете: «Вы не помните, и не знаете как найти того человека».

Чтобы избежать в будущем таких ситуаций, вам стоит понять причину этого проступка. То, что вы были пьяны, это спровоцировало ситуацию. Но основная причина кроется в другом, вот это то и нужно вам понять и осознать. Постарайтесь определить в чём ваша ошибка. Что побудило вас так много выпить? Почему вас тянуло в то заведение? Как научиться контролировать себя в подобных ситуациях? Как укрощать свой язык?

Искренние и честные ответы на эти вопросы помогут вам принять правильное решение и приступить к исправлению своего характера или настроя. Я часто раздумываю над тем, как нас, людей сотворил Бог. И, обратите внимание, только язык у нас находится перед такой прочной защитой, как зубы. Это как надёжная «граница» для языка, чтобы мы могли вовремя закрыть рот и не говорить лишнего. Вот почему далее Иаков пишет:«А язык укротить никто из людей не может… Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворённых по подобию Божию: Из тех же уст исходит благословение и проклятие. Не должно, братия мои, сему так быть» (Иакова 3:8-10).

Как нам научиться укрощать свой язык? Иисус Христос дал хороший совет, который поможет нам контролировать себя и стараться проявлять самообладание:«Итак во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними; ибо в этом закон и пророки» (Матфея 7:12). Если мы уважаем людей и любим их, мы будем стараться вести себя тактично и следить за своей речью. К примеру, если из тюбика выдавить пасту, то обратно её уже не положишь. Так и с нашей речью: если произнести обидные слова, то обратно их уже не вернёшь. Проклятия и оскорбления могут как бумеранг вернуться к нам же, и последствия будут не совсем приятны для нас. Постоянно помня об этом можно научиться сдерживать себя.

Конечно, вам было бы не плохо пересмотреть своё отношение к спиртному. В Библии говорится:«Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен» (Притчи 20:1). Поэтому к вопросу употребления алкоголя нельзя относиться легкомысленно. Неумеренное употребление спиртного может привести к серьёзным проблемам, начиная с конфликтов с родителями, друзьями, посторонними людьми, милицией и кончая преждевременной смертью.

В заключении хочу привести ещё несколько мыслей из Библии:«Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона.… Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию» (Римлянам 13:10;14:19). Все мы созданы Богом и все мы своего рода близкие, поэтому нам нужно проявлять любовь и уважение ко всем людям, потому что все мы равны перед Богом. Если мы любим Бога, то должны любить и тех, кто нас окружает:«Кто говорит:»я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец; ибо не любящие брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего" (1 Иоанна 4:20,21). А так как Бог от одного человека произвёл весь род человеческий, то все мы братья и сёстры (Деяния 17:26,27). Применяя советы из Слова Бога, мы будем поступать правильно и радовать нашего Создателя, Бога!

С уважением к Вам, Любовь Алексеевна.

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Здравствуйте, Алексей!То, что вы искренне осознаёте свой проступок и сожалеете, это очень хорошо. Бо..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Все родители раньше или позже сталкиваются с проблемой, когда их ребёнок начинает говорить бранные слова. Связано это с тем, что ребёнок получает знания, но не всегда они имеют позитивную основу. Осваивая речь, ребёнок не понимает, какие слова можно произносить, а какие нет. Маленькие дети ко всему восприимчивы, что происходит вокруг них, поэтому подражают взрослым или своим сверстникам.

К сожалению, некоторые дети получают ненужную им информацию от родителей, которые умиляются над тем, как ребёнок, коверкая, произносит «плохие» слова. Иногда случайно произнесённого слова достаточно, чтобы ребёнок его повторил.

Как реагировать, если ребёнок использует «плохие» слова?

1. Если ребёнок произнёс «плохое» слово, не паникуйте, постарайтесь отреагировать спокойно, чтобы не привлекать внимание ребёнка к бранным словам.

2. Однако никак не реагировать на бранные слова не стоит, так как именно вашу реакцию ребёнок желает увидеть. Нужно объяснить ему что слово, которое он произнёс, плохое, иначе, если вы совсем не будете обращать никакого внимания, ребёнок будет повторять это слово, пока вы не отреагируете.

3. Попытайтесь разъяснить ребёнку, что хорошие дети не используют «плохие» слова. Затем следует переключить внимание ребёнка на что-то более увлекательное и интересное.

4. Постарайтесь поговорить с ребёнком и выяснить, где он услышал «плохие» слова. Если вы сумеете установить эмоциональный контакт, то в другой раз ребёнок обратится к вам за советом, так как ему будет важно ваше мнение. Если бранное слово ребёнок услышал от кого-то из окружения или из телевизора, в будущем можно контролировать такие ситуации.

5. Если ребёнок употребил нехорошее слово при посторонних людях, не ругайте его сразу же при всех. Нужно извиниться за ребёнка и сменить тему, а дома серьёзно поговорите с ним. Таким способом он пытается привлечь как ваше, так и внимание окружающих.

6. Если пункты выше не помогли, тогда можно пойти на следующие меры. За каждое бранное слово лишайте ребёнка любимого занятия, заменяя его нелюбимым. Например, вместо просмотра мультфильмов пусть помоет посуду, а взамен прогулки по улице – сделает уроки. За отсутствие «плохих» слов поощряйте ребёнка.

7. Можно применить метод запугивания. Он больше подойдет для впечатлительных детей. Скажите ребёнку, что употребление «плохих» слов делает его глупым и с ним никто не будет играть. А употребление «хороших» слов, наоборот, делает его лучше, красивее и умнее.

Ребёнок – уникальная личность с потребностями и капризами. Следует выяснить причину, по которой ребёнок стал употреблять бранные слова. Возможно, ребёнку не хватает вашего внимания, ласки и заботы. Нужно понаблюдать за ребёнком и постараться найти способ устранить эту проблему.

Прочитано: 12 692

«Жопа, жопа, жопа» – радостно кричал малыш, пробуя «на вкус» новое и звонкое слово. При этом он тайком поглядывал на маму, ожидая ее одобрения или иной реакции. Реакция была… яростная, злая и совсем несоответствующая мнению ребенка. Малыш затаил боль и обиду, решив больше не делиться с мамой «находками» из детского сада. Так начало рушиться доверие между двумя самыми близкими людьми. Но можно же все было сделать иначе… Мудрым родителям посвящается эта статья: как отучить ребенка говорить плохие слова и доступно аргументировать свое мнение!

Как отучить ребенка от плохих слов?

Как уже ясно из начала статьи – проблемы идут из детского сада. Мой первый ребенок поделился находкой примерно в 4 года. Младший принес садичный шедевр в пятилетнем возрасте. К счастью, мне удалось найти правильные аргументы, чтобы они быстро прекратили употреблять режущие слух выражения.

Потом был еще один опыт – уже с матерными словами.

Потом искажения русского языка.

Потом кривляния.

И везде находились свои решения, которые спасли хороший русский язык от негативного влияния сленга, нецензурных оборотов и непонятных терминов.

К сожалению или к счастью, но действовать всегда приходилось спонтанно – без прочтения умной литературы, консультаций с психологами и другими лайфхаками современного общества. Зато «рецепты» шли от чистого сердца, и, возможно, поэтому нашли хороший отклик у детей.

Итак, делюсь своими секретами по восстановлению качества речи и нейтрализации пагубного воздействия ранней социализации детей.

Голики, трусики, одетики…

Как отучить ребенка от плохих слов? Очень просто: покажите ему абсурдность выбираемых им формулировок.

Метод работает для детей любого возраста и даже на умных подростках!

Но обо всем постепенно.

Мне пришлось использовать этот способ трижды.

История первая: «расширение словарного запаса в коллективе детского сада»

Старший сын 4 года.

Как и в начале статьи, ребенок принес из садика слова «жопа». Он сказал, что так всех называет мальчик в группе. Далее последовал мой вопрос: почему именно так, а не «нос», «рука», «нога», «живот», «голова» и далее по списку. После небольшого обдумывания ребенок начал примерять все формулировки. Смеясь, мы обзывались друг на друга всеми частями разрешенной анатомии, превратив ругательство в шутку.

Вопрос отпал сам собой… Как и желание использовать части тела для обзывательств.

История вторая: «голики, трусики, одетики»

Младший сын 5 лет.

Неправильный русский язык – моя боль. Я не могу слушать коверканье слов, использование их не по назначению, искажение смысла.

Пережить «голик» вместо «гола» в хоккее я не могла. Термин был придуман не столь замороченным за правильность речи мужем, поэтому бороться было сложнее. Пришлось работать с детьми.

В одно прекрасное утро, когда ребенок переодевался в садик, я назвала его «голиком», сделав акцент на более естественный смысл слова (для меня). После небольшого объяснения «голик» = «голый», было много смеха и тут же придумались слова: трусик – в трусах, одетик – одетый.

Но это неважно. Важно то, что при следующем хоккее сын на слово «голик» радостно заорал, что голик – это голый, а в хоккее гол.

История третья: «истинный облик мата»

Старший сын 12 лет. Мат в школы приходит рано. К средней школе материться умеют все, но не все это делают. Рецепт «доведения» до абсурда поможет и в этом случае – для думающих и умных подростков. О том, как отучить ребенка от матерных слов сразу при появлении этой беды, будет рассказано чуть ниже.

А пока боремся с последствиями социализации и подросткового влияния, если есть такая проблема. Тут тоже все предельно просто. Если ваш ребенок материться, попросите «перевести» его на русский все сказанное матом.

Помните, как в «Джентльменах Удачи»: «Этот нехороший человек предаст нас при первой опасности».

Покажите бессмысленность употребления нецензурных слов именно с точки зрения их значения. Пусть подросток сам увидит, как нелепо звучат его «крутые» фразы. Даже если сразу это не поможет – в голове засядет. И ребенок сам начнет «переводить» одноклассников, поражаясь их недалекости и скудомыслию.

Итак, какие выводы по первому блоку рецептов?

Простые! Доводите до абсурда все формулировки с «неправильными», «плохими» и «нецензурными» словами и стимулируйте ребенка самостоятельно отказаться от их применения.

Без запретов. Без насилия. Только логика.

Новый иностранный матерный язык

Плохие слова – как отучить ребенка ругаться? Никак! Отучить не получится. Почему? Потому что если школьник или подросток употребляет ненормативную лексику, скорее всего, ему нужно вписаться в коллектив или удержаться в нем. В ином случае не употреблял бы.

Поэтому задача родителя не запретить «болезнь», когда она уже находится в активной стадии, а пресечь ее в зародыше. Объяснить ребенку неблагозвучность и глупость мата еще в том возрасте, когда авторитет взрослых непререкаем. То есть примерно в садике.

И это совсем не рано!

Мое личное правило: все объяснять детям тогда, когда они спрашивают. Но! На таком языке, чтобы они все поняли и не сделали неверных выводов.

Как говорить с малышами о мате? Очень просто. В тот момент, когда ребенок отразил существование нецензурных слов, можно сказать ему так:

«Ты же уже знаешь, что в мире есть много иностранных языков. Английский, французский, немецкий. Знаешь?»

«Да.»

«И каждый человек разговаривает именно на том языке, на каком он умеет говорить. Вот мы говорим по-русски. Мама может еще общаться по-немецки. Брат по-английски. Правильно?»

«Да.»

«А есть люди, который общаются на таком вот «нецензурном» языке. Они не знают красивых, правильных, подходящих слов, чтобы описывать свое настроение, состояние, желания, поэтому используют грубые и некрасивые заменители. Понимаешь?»

«Да.»

«Люди, которые хорошо владеют русской речью, как ты (можно привести примеры из жизни), мама, папа и брат, не употребляют матерный язык. Он им просто не нужен. Они и без него умеют выражать свои мысли четко и понятно. Вот ты же умеешь?»

«Да.»

«Но почти все взрослые люди и даже некоторые школьники знают мат. Но не используют его. Как мы не используем английские слова при разговоре дома. Мы же русские и говорим по-русски. Жили бы в Англии – говорили бы по-английски. Если ты когда-нибудь окажешься в обществе, где понимают только мат, можешь говорить на нем, но дома, в садике, в школе этого делать не стоит. Ведь там мы разговариваем на красивом понятном русском языке. Верно?»

«Верно!»

Вот, собственно, и все. Любопытство ребенка удовлетворено. Смысл «плохих» слов обозначен. Аудитория, где их нужно употреблять, тоже. Но, главное, внушена уверенность, что он, ребенок, прекрасно обойдется и без этого нецензурного словарного запаса.

Вы думаете, после таких бесед возникнет проблема: как отучить ребенка от плохих слов? У нас пока не возникла. Но и дома у нас никто не ругается, и окружение соответственное.

А если мама, папа или дедушка порой разрешают себе крепкое словечко при ребенке, то не стоит даже и бороться с малышом. Отучить от плохих слов его не получится.

«От осинки не родятся апельсинки.»