Косовские албанцы мужчины какие они. Почему албанские мужчины "не разводят на секс". Албанские мужчины они, вообще, какие

В суровых добродетелях воспитан, 

Албанец твердо свой закон блюдет. 

Он горд и храбр, от пули не бежит он, 

Без жалоб трудный выдержит поход. 

Он — как гранит его родных высот. 

Храня к отчизне преданность сыновью, 

Своих друзей в беде не предает 

И, движим честью, мщеньем иль любовью,

Берется за кинжал, чтоб смыть обиду кровью.

Дж. Байрон “Паломничество Чайльда Гарольда”


Вера Филимонова, один из учредителей сообщества «Русский мир в Албании», директор компании « Vera Property» и популярный блоггер, описывающий свою жизнь в Албании, (www.verainalbania.livejournal.com) по ее словам, «борец с мифами и стереотипами об этой прекрасной стране».

Верин муж - албанец, вместе они живут в Тиране уже 3 года. Она делится со мной своими наблюдениями о местных обычаях и рассказывает о том, как часто автоматы Калашникова попадают в албанские новости, как можно провести вечер в Тиране и какие же они, албанские кавалеры.

Мы пьем кофе на террасе отеля « Doro С ity» в довольно оживленном районе Тираны и рассматриваем проходящих мимо симпатичных и нарядно одетых девушек.

Вера, расскажи, что сегодня модно в Тиране, здесь какая-то своя специфическая мода, азиатско-турецкая или больше европейская?

Несмотря на повсеместное использование местными женщинами китайских зонтиков от солнца, с которыми они вообще не расстаются, мода здесь определенно настроена на Европу, в частности, на Италию.

- Да, вот я вижу, что в хиджабах здесь никто не ходит.

В очень редких случаях, разве что где-то в деревнях. Диктатор искоренил в стране религиозность, особенно в Тиране, которая, вообще-то, светский город. Молодые девушки, студентки, здесь вовсю отрываются, одеваясь в экстремально короткие юбки. Женщины постарше ориентируются на Милан.
Уровень жизни здесь, конечно, невысок и не позволяет одеваться в бренды, но все тенденции - итальянские.

- В Албании - сегодня кризис?

Как и везде, но последствия его не так сильны как в той же Италии или Греции, например. Моя подруга рассказывает, что в Греции из-за кризиса вымерли целые улицы, в Албании такого нет. Здесь невозможно прожить на социальное обеспечение от государства, а сами по себе албанцы очень трудолюбивы, будут работать за буханку хлеба, выживание у них в крови…. Работают и пенсионеры и маленькие детишки, продавая фрукты туристам с собственного огорода, например.

- Как насчет преступности в стране? Меня так отговаривали въезжать в страну на машине с русскими номерами…

О, насчет Албании существует так много мифов! 99 процентов из них вообще не имеют ничего общего с реальностью. Некоторые туристы возвращаются из Албании разочарованные, сетуя на то, что никто им на улицах не предлагал оружие или наркотики, не подкладывал сестер в постель и не зарился на их внутренние органы.

- То есть, туристы едут в Албанию за приключениями и не находят их?

Да, есть и такая категория туристов. Но туристы, которые выбирают Албанию для отдыха, остаются довольны, путешествуя по старинным городам и отдыхая на прекрасных пляжах. Конечно, инфраструктура Албании не дотягивает до уровня Лазурного берега или Мальты, или Турции с Египтом с их системами «все включено»… Зато здесь есть деревушки на берегу Ионического моря, где местное население настолько не избаловано российскими туристами, что их буквально носят на руках, запоминают дни Рождения и пекут им торты.

- В прошлом году, моя сестра сказала своему мужу-итальянцу о том, что мы собираемся ехать в Албанию и он легко пожелал нам хорошей поездки, сестра даже удивилась:
- Неужели ты совсем не беспокоишься о нас? Ведь Албания - такая страшная страна.
- О, нет, - ответил он. Я думаю, что в Албании очень спокойно, потому что вся мафия - у нас .

Да, возможно, что так и есть. Но дело в том, что есть две разные страны: Албания и Косово, и в Европе их жителей часто путают. Внутри Албании еще есть деление на север и юг. Так вот, когда речь идет об албанцах, еще вопрос, откуда они, из Косово или из Албании, с севера или с юга.

- Наверное, север, как в большинстве стран, более развит?

Нет, наоборот, юг Албании более культурный. Что касается людей с севера, то уровень образования и культуры у них, как правило, намного ниже. Они даже по мобильному телефону разговаривают так громко, как будто с одной горы не могут докричаться до другой. Тоже самое касается Косово…

- Албанские мужчины они, вообще, какие?

Их первая черта - семейная ориентированность, для них в порядке вещей много времени уделять своим женам и детям. Пойти всей семьей в ресторан с грудничками - абсолютно нормально, также как папу оставить дома с детьми. При этом они зачастую очень ревнивые и темпераментные. Хотя лично мне очень повезло, мой муж просто «золото» во всех отношениях. Еще албанские мужчины очень серьезны в отношениях, не станут, грубо говоря, «разводить на секс». Если уж албанец заинтересовался девушкой, то он окружит ее вниманием, заботой и построит далеко идущие планы.

- То есть, «поматросил и бросил» - это не про них?

В большинстве случаев, нет. Албанский кавалер будет звонить своей девушке
по 10 раз на дню, принимая активное участие в ее жизни. Но вот разведенной женщине с детьми сложнее выйти замуж в Албании, чем одинокой девушке.

- То есть у матери-одиночки в Албании нет шансов устроить личную жизнь?

Шанс есть, но очень маленький…

- Существует ли в албанских семьях рукоприкладство?

Существует, но, наверное, как и везде… Наши соотечественницы, которые замужем за албанцами, как правило, знакомятся с ними за границей, то есть в мужья им достаются продвинутые и не зашоренные мужчины, воспитанные и образованные. Что касается деревень и отсталых северных районов то там, возможно, рукоприкладство и встречается.

- Здесь не убивают женщин за измену как во многих странах мусульманского мира?

В новостях встречаются такие случаи, когда, например, отец может застрелить собственную дочь за «недостойное поведение». Здесь свои традиции и законы, они достаточно суровы, и я бы не советовала людям необдуманно забираться в глушь албанских деревень, особенно северных районов, граничащих с Косово, где полиция имеет последнее слово. Кровную вражду в Албании никто не отменял…. В 90-ые годы в Албании лопнули финансовые пирамиды, народ разъярился, были разворованы склады с оружием, которое государство продолжает изымать и по сей день… Но автоматы Калашникова иногда попадают в новости, когда кто-то кого-то решает неосторожно припугнуть, всякое бывает.

Насколько закон в Албании работает? Ест ли шанс посадить в тюрьму, например, сына чиновника за что-то подобное? Высок ли уровень взяточничества и коррупции в стране?

Безусловно, закон работает. А с тех пор как Албания получила статус кандидата в члены Евросоюза, ситуация улучшилась, стало еще больше порядка. Насчет уровня коррупции ничего не могу сказать, я не вхожа в гос. структуры. Уровень преступности в стране невысок, здесь не встречаются случаи изнасилования, похищения детей, педофилии из-за общечеловеческих принципов. Зато если человек, допустим, нечаянно сбил пешехода на дороге, его самого могут посадить на несколько дней в тюрьму, чтобы до него не добрались разъяренные родственники и не учинили самосуд.

Знакомый бывший разведчик однажды рассказал мне о том, что албанская мафия считается самой страшной в мире, в том числе из-за невозможности внедрить в нее кого-то «из своих» из-за особенностей албанского языка. Действительно ли язык так сложен?

Язык достаточно сложный, но я понимаю, что он имел в виду. Вроде бы Албания - небольшая страна, всего около 3 миллионов человек населения, но в каждом регионе свое особое произношение, которое безошибочно вычисляют сами албанцы. «А ты, наверное, из Берата?» В Берате тут же найдется масса общих знакомых, и на незнании соседки Миры можно легко проколоться.

Я вижу, что здесь очень много симпатичных девушек. Современные женщины Албании, они какие? Предпочитают работать или сидят дома с детьми?

В Тиране женщины работают, ходят на фитнес, посещают выставки и модно одеваются, а преимущественное большинство женщин в стране, конечно, традиционно занимается домом и детьми.

- Среднее количество детей в албанских семьях?

В столице - максимум один или два ребенка, а в деревнях четыре-пять - нормальное явление.

Вера, а как тут обстоят дела с культурной жизнью или досугом? Какие перспективы провести вечер, например, в Тиране?

Конечно, культурная жизнь несколько одноообразна. Но тем не менее здесь можно заглянуть в музеи, где кроме постоянных экспозиций, устраивают и тематические выставки, можно послушать симфонический оркестр, сходить в театр. Иногда проводят кинофестивали, джазовые или рок-концерты. Это все не только в Тиране, но и в Дурресе, Саранде, Фиери, Шкодере, Корче, Эльбасане.

- Сложно ли россиянке, переехавшей в Тирану найти здесь работу? Наверное, без албанского языка - нереально?

Нет, почему же? Реально, даже без языка. Здесь большой спрос на квалифицированных специалистов в области маркетинга, логистики, IT, здравоохранения, востребованы банковские работники. Большинство зарубежных компаний отдают предпочтение экспатам в тех областях, где трудно найти албанцев с соответствующим уровнем компетенции, даже если иностранец не владеет албанским языком. Легче найти для него переводчика или заплатить за языковые курсы. Некоторые мои знакомые девушки работают также в call-центрах. А кто-то открывает свой бизнес.

- На какую среднюю зарплату можно рассчитывать сегодня в Тиране?

От 200 до 400 евро примерно. Квартиру можно арендовать от 100 евро в месяц примерно, но понятно, что зависит от района и пр.

- Вера, а чем ты сама занимаешься в Тиране, кроме общественной деятельности и ведения блога?

После медового месяца в Албании мне захотелось бурной деятельности, я так и не смогла привыкнуть к размеренному темпу жизни Балкан. Муж меня обеспечивает, но московская привычка к чему-то постоянно стремиться сохранилась. Так появился мой проект в области туризма и недвижимости в Албании. Правда и времени свободного в сезон практически не бывает.

- За три года жизни в Тиране ты видишь какую-то динамику развития страны в целом?

Конечно, Албания очень активно развивается. Буквально на каждом шагу что-то строится: новые отели, эстакады, дороги, жилые дома, комплексы. Постепенно решается вопрос с мусором, улучшаются сферы здравоохранения и образования. И мы надеемся только на лучшее…

О негативном имидже албанцев в мире я уже писала . Теперь же хочу рассказать о своих впечатлениях, которые сложились у меня при посещении Албании. Все, что написано в этом посте записано исключительно со слов самих албанцев.

Начну с албанской мафии. Несомненно она там присутствует, ситуация чем-то похожа на наши 90-е, но открытый бандитизм, бывший в Албании на пике в конце 90-х, пошел на спад. Например, житель города Корча рассказывал нам как совсем недавно был свидетелем того, как средь бела дня шли стенка на стенку албанская и румынская группировки, кровь лилась рекой. Официально оружие в стране под запретом, но многие нелегально хранят его дома. К примеру, у бывшего одноклассника все того же парня из Корчи лежит спокойненько дома четыре ППШ; подростки приходили в интернет-кафе, где он работал, с марихуанной и с оружием; а сосед из дома напротив ограбил старый военный склад (что тоже часто имеет место), и "трофейным" пулеметом разгромил свой новенький унитаз. Случайно. Несмотря на это, на улицах спокойно и куда более безопасно, чем, к примеру, в российской глубинке. Люди в большей степени гибнут от неумелого обращения с оружием, чем от открытых столновений. Но зато на улицах почти нет пьяных, в разных городах Албании мы гуляли даже поздно вечером и чувствовали себя в полной безопасности.

Картина маслом. Рядом с этим забором с надписью "La Mafia" это заброшенное здание. Дорога, море, никого. Бесшумно подъезжает черный Мерседес, из него выходят двое качков и направляются в заброшенный дом... может на разборку, а может просто в туалет, но смотрелось все это как типичный кадр из фильма:)

Информация про разделение мафией сфер влияния в стране по территориям местными жителями полностью подтвердилась. На юге Албании мафиозные группировки снабжают соседнюю Грецию проститутками, предлагая девушкам якобы легальную работу. Понятное дело, что большинство девушек знают, на что идут, и соглашаются добровольно. Южанки (да и, по правде говоря, не только они) зачастую одеваются на улицах весьма раскрепощенно и очень активно используют макияж. И при этом Албания считается преимущественно мусульманской страной. Безусловно, в стране процветает коррупция, есть и рейдерство. Встретили мы на улице одного парня, хороший парень, хоть и отсидел 6 лет за убийство. Случайно убил, защищая свою сестру. В то время как сосед его, член банды, получил всего 2 года за то, что убил куском арматуры плохо припарковавшегося у его дома водителя. Знакомая картинка, правда?

Кстати, с греками у албанцев отношения непростые - на юге Албании повсюду мелькают надписи "Fuck Greece". "Да, мы не любим греков, - говорят албанцы, - они нацисты. Как и сербы. Да и македонцы тоже, нацисты." (Хочется добавить: "Я узбеков люблю." Помните, реклама такая была?:)) Вот так то. Недолюбливают друг друга и север (геги) с югом (тоски), у них даже разный диалект. Если на юге прекрасно понимали наш албанский, то на севере уже с трудом. Да и сами северные и южные албанцы иногда плохо понимают друг друга. Северяне не любят южан за, по их мнению, любовь к деньгам, южане же, говоря о северянах, вообще крутили пальцем у виска, а, узнав, что мы едем на север, предостерегали нас и советовали быть начеку, поскольку люди там "сумасшедшие и привыкли решать все вопросы с оружием в руках". Действительно, на албанском, и что интересно католическом, севере до сих пор широко практикуется кровная месть. При этом если по исконным традициям это касалось только мужского населения, то сейчас страдают все, в том числе и женщины, и дети. Мы были на крайнем севере, у горцев, тех самых "кровожадных католиков". Это замечательные, гостеприимные, искренние люди, как впрочем и южане.

Есть у албанцев такое понятие, как "беса" - т.е. верность данному слову, клятва должна быть исполнена любой ценой, даже если для этого потребуется пожертвовать жизнью. Множество албанских легенд посвящено этому понятию, вот, например, одна из них , хотя мы слышали несколько другую версию этой легенды, но суть та же.

Албанцы очень патриотичны. Повсюду, где бы мы ни находились, алеют албанские флаги с разлапистым орлом - на улицах, в окнах домов, на машинах, ну везде! А в маршрутках мы уже изучили всю албанскую народную музыку)

Вид у некоторых албанцев зачастую весьма лихой:)

Эти ребята очень бурно отреагировали на то, что я их сфотографировала - радостно кричали и делали смешные рожи)


Стоило мне только ненадолго отстать от Лешки, чтобы сфотографировать очередную партию каких-то зданий, как ко мне тут же подошли эти ребята чтобы отжать фотоаппарат. Жестами они показывали на мой фотоаппарат и что-то просили, при этом жутко смущаясь. Я решила, что они хотят, чтобы я их сфотографировала, но, оказалось, что нет. К сожалению, моих знаний албанского не хватило, чтобы их понять, тогда они, по-прежнему все так же смущаясь, махнули рукой "А, ладно, фотографируй!" и принялись позировать:

А вообще албанцы вызвали у нас самые позитивные эмоции, люди знакомились с нами, во всем помогали, пытались угостить в кафе, в маршрутках, увидев в руках фотоаппарат, водители тормозили на живописных участках дороги, чтобы мы могли сделать снимок, узнав, что мы из России, каждый без исключения говорил нам "Руси Албания" и показывал руками жест, означающий дружбу. Их доброжелательность настолько искренна и открыта, что мы, не зная албанского, прекрасно понимали их, а они, не зная ни слова по-русски, понимали нас, а если и не понимали, то все равно стремились общаться.

Албанцы - очень даже милые ребята (к слову, парень в кадре вопреки своему суровому виду - просто золото:)).


Согласно легендам албанцы, считали себя потомками орлов, а сама страна на албанском языке и поныне именуется Шкиперия - «Страна орлов». Красный цвет флага - символ крови албанских патриотов, пролитой ими в многовековой борьбе против поработителей (в первую очередь, турецких).

В 1468 году Албания стала частью Османской Империи, и только в 1912 году, во время Первой Балканской войны, турки были вытеснены, и страна объявила о своей независимости.

Общая численность населения Албании достигает 3,6 миллиона человек. Уровень рождаемости в Албании составляет чуть больше двух детей на женщину.

Итак, первый город на нашем пути - Шкодер. Он расположен недалеко от довольно крупного Скадарского озера, и ландшафт здесь густо сдобрен всевозможными речками, каналами, островами.

Как и в других балканских странах, в Албании часто можно встретить цыган, тут у них тоже есть небольшое поселение. Чаще всего видишь их едущими на таком вот примерно тарантасе.

Узнавая, что мы русские, местные чаще всего показывают большой палец руки (не путать со средним)) Русских любят - убедились на собственном опыте!

Фишка Шкодера - пенсионеры на велосипедах! В других городах Албании это не так выражено, а здесь просто чума! Их сотни... Может им государство пенсию велосипедами выдает? Загадка.

Шкодер туристами не удивишь, но почему то в нас узнавали именно русских и это вызывало особенную реакцию.

Ну красотка же! Албанка! Да, по-русски звучит грубовато, почти болванка... Как-то не очень образ этой девахи соответствует образу страны, где большинство населения - мусульмане. 70 % албанцев являются мусульманами, 20 % принадлежат Албанской православной церкви, а остальные - Римской католической церкви.

Погуляли мы один вечер по Шкодеру, а на следующий день тоже решили уподобиться местным пенсионерам - взяли в прокате велик.

И поехали в местечко Месси, что неподалеку. Оно известно своим старинным каменным мостом.


Такие тачки - тоже не редкость в Албании. Еще постарше и покруче встречаются.

Тирана, столица Албании.

Албания - одна из самых маленьких и самых бедных стран Европы. Тем не менее, после нескольких десятилетий коммунистического правления, она медленно переходит к системе открытой рыночной экономики, двигаясь на пути к прогрессу. Куда движется страна в настоящее время?

Мозаичное панно времен Энвера Ходжи:

И снова, узнав в нас русских, местные идут на помощь. Этот дядька был рад до слез встрече с нами. Часа полтора ходил, показывал и рассказывал, вспоминал о своей молодости, когда он учился в России.

Как ни странно, это очень распространенная машинка в Албании, гораздо чаще встречается, чем у нас.

Да, это столица! Но по количеству бродячих собак может посоперничать с абхазским Сухуми, например) И замашки у них все те же. На дороге, например, постоять - любимое развлечение.

По официальным данным, уровень безработицы в стране составляет около 15 %. И это очень заметно. Всевозможных магазинов секонд-хэнд, б\у вещей, комиссионок разного пошиба - большинство. Обычные супермаркеты, которых здесь не так много - только для богатых.

Гуляя по ночной Тиране, встретили большое количество молодежи, студентов. Уровень грамотного населения в Албании достигает 93 % у мужчин и 80 % у женщин. Высшее образование здесь получают в университетах, педагогических институтах и сельскохозяйственных колледжах. На снимке как раз один из университетов.

Женщины-полицейские выглядят достаточно грозно, но при этом довольно милы.

Ну и такая картина - конечно же, не редкость, типичная сцена для стандартного жилого квартала.

«Я занимаюсь в хореографическом кружке, мы танцуем русские танцы», - огорошил нас этот продавец выпечки в пекарне на выезде из Тираны. И продал нам 10 коржиков по 2 рубля за штуку на наши деньги. Мы потом ели эти коржики три дня и вспоминали его добрым словом.

Дальше был невероятный автостопный бросок через полстраны обратно на север, в городок Кукес. До сих пор поеживаюсь, вспоминая с какой скоростью ночью мчал нас молодой парень бандитского вида по бесчисленным тоннелям и эстакадам.
А утром прямо с крыши открылся вид на футбольное поле и горы! Целый матч посмотрели, пока готовили и ели завтрак.

Едем дальше на север страны. Такие куклы, подвешенные в самых необычных местах - тоже фишка Албании!

Байрам Цурри - кажется как-то так назывался очередной городок на нашем пути, тоже довольно колоритный. Так выглядят стандартные албанские дома.

А мы едем дальше, до местечка Вальбона.

По пути - горы северной Албании. Это нечто!

Чего только стоит всевозможный подножный корм, которым здесь можно насытить наши непритязательные желудки! Заросли ежевики, алычи, яблок, шиповника и, конечно, виноград!

Рельеф Албании гористый, вершины горных цепей достигают высоты 2100 - 2400 метров. Самая высокая точка страны - гора Кораб (Korab) высотой 2 753 м. Около 40 % общей площади страны занимают леса.

В Драгоби палатки ставили уже в темноте, а когда проснулись наутро, то оказались в раю. Вокруг были плантации эдельвейсо - так, не долго думая, мы назвали эти цветы. Не уверен, что верно.




В Албании существует традиционный кодекс чести, который называется «канун». Это закон гостеприимства, который накладывает на хозяина обязанность быть ответственным за безопасность гостя.

Главные отрасли индустрии страны образуют пищевая промышленность, производство текстиля и одежды, древесины и добыча нефти. Что касается животноводства - подтверждение тому долго искать не нужно.





Заночевали тут же, на окраине поселка, рядом с бетонными бункерами и другими разрушенными войной постройками.

В 1967 году правитель социалистической Албании Энвер Ходжа запустил программу всеобщей «бункеризации» страны на случай войны. Она действовала почти 20 лет, и за это время было построено более 700 тысяч бетонных бункеров - по одному на каждую семью.

В среднем, на каждый квадратный километр территории Албании приходилось 24 бункера. Сегодня они частично демонтированы в городах, но большинство продолжают стоять и являются самой узнаваемой чертой албанского ландшафта. Некоторые бункеры переоборудованы в кафе или мини-отели, а самое популярное применение им нашли подростки - для свиданий.

А дальше мы решили рвануть прямо через горы в Сэс. Нет, не так - Theth! Как звучит по-английски представили? Именно так произносится это странное для русского слуха название.


Эта дорога от Вальбоны до Сэса

Старые заброшенные дома с деревянной черепицей - обязательный элемент здешнего пейзажа. Почему ушли люди, почему их место не заняли другие - вопрос. Жить в таком месте - да это же просто сказка!

В народе албанцы себя называют шкипетарами. Другие народы, а именно, жители Турции — арнаутами, Сербии — арбанатами, Греции — арванитами. Общее число всех албанцев насчитывается не менее 8 млн. человек, из которых 1,4 млн. являются турецкими подданными,250 тыс. — греческими,100 тыс. проживает в Южной Италии.
По вероисповеданию албанцы являются мусульманами, православными и католиками. На начало XX века численность христиан и мусульман было почти равным, из них было около 47 % православных и католиков и около 53 % мусульман.

Народ Албании можно назвать одним из старейших народов, так как их потомками были древние пеласгы. Из за этого албанцы смогли за прошедшие тысячелетия сохранить их язык. Хотя в албанский язык и вошло много турецко-греческо-сербско-итальянских выражений, он остался достаточно самостоятельным языком. В северной части страны живут албанские геги, в южной — тоски. Первые отличаются от вторых неспокойным характером и, благодаря этому, турки издревле никак не смогли подчинить их своему разбойному игу.

Мужчины и женщины Албании имеют средне-рослое красивое и крепкое телосложение, темно-коричневые волосы и карие глаза, доставшиеся им от смешанных браков со славянами, эллинами и османцами.
Население Верхней Албании можно разделить на четыре независимые категории, это — миредиты, мальсоры, католики и магометане. В горах живут небольшие племена фисов, их законы управления и политики берут начало еще с XV столетия. В этих законах еще сохранена кровная месть за тяжкие оскорбления. Турецкий же закон действует лишь на равнинах Восточной и Южной Албании.
Вообще албанцы достаточно воинственны. В древние времена они входили в состав конно-пехотинского турецкого войска. В мирное же время они занимаются земледелием и скотоводством. Промышленность и торговля, в основном, развиты только в городах.

Национальный характер албанцев достаточно трудно обобщить, он совершенно неодинаков между различными группами населения. Горные католики сходны с черногорцами, а католики, живущие в городе, очень испорчены и страдают множественными пороками и недостатками. Мусульмане же имеют храбрый характер, на войне проявляют жестокость, но в будни очень гостеприимны, ленивы и достаточно невежественны.
Национальная одежда албанцев так же имеет существенные различия и очень похожа на их характеры, такая же разношерстная и непредсказуемая. У тосков и мусульманов преобладает классическая фустанелла, у горных жителей — внизу зауженные, а сверху — расширенные шаровары серого цвета, ну а городские католики — предпочитают носить ионические шаровары.

Добавить себе закладку на эту станицу:

Существует ли албанская мафия в Чехии на самом деле? Это был первый вопрос, который мы задали редактору албанской службы «Радио Свобода»/ «Свободная Европа» Фатмиру Буюпи, косовскому албанцу.

«Нет, я не верю, что что-то подобное существует. Возможно, кто-то из албанцев и занимается незаконной деятельностью, но я такой информацией не владею и не хочу разводить спекуляции. Большинство моих соотечественников очень много работает, у них много проблем, но это честные люди, я так думаю».

Такое же впечатление об албанских иммигрантах - как о трудоголиках, готовых работать по 12 часов в сутки, чтобы прокормить свои семьи, сложилось у меня при знакомстве с несколькими албанцами, живущими в Праге. «Здесь я испытываю такой же стресс, как во время войны в Македонии, когда я спасал семью от верной гибели. Такое у меня здесь настроение» , - поделился со мной македонский албанец Реджеп, уже больше года работающий в Чехии каменщиком. За плечами у него многолетний опыт работы на стройках Германии, Австрии и Швейцарии. Собственно, работать в Чехии Реджеп даже не хотел. Хотел снова рвануть в Германию, а визу не дали. В одной из албанских деревушек в Македонии его денег ждет жена и четверо детей.

По словам Реджепа, большинство албанцев-мусульман в Чехии работает на стройках и в пиццериях, а албанцы-христиане, в основном, держат ювелирные магазины. Чешский историк Филип Тесарж - исследователь жизни албанской диспоры в Чехии, подтверждает это:

«Македонские албанцы, живущие в Чехии, практически все мусульмане. Косовцы большей частью тоже, но косовские ювелиры традиционно католики. Ювелирное дело всегда было профессией католиков, их еще называют «яневцы» по названию городка Янево, где в средние века добывали серебро и золото».

Каковы отношения между албанцами-мусульманами и албанцами-христианами в Чехии, спросили мы у Фатмира Буюпи.

«Для нас, албанцев, религиозная принадлежность не играет большого значения. На первом месте - то, что мы албанцы. В моей стране мусульмане, католики и православные живут в гармонии, относятся к вере друг друга очень терпимо».

Попытки вычислить хотя бы предположительную численность албанских мигрантов в Чехии кого хочешь заведут в тупик. Историк Тесарж, например, ударялся в сложные математические изыскания, высчитывая албанскую составляющую в количестве виз, выдаваемых чешской полицией гражданам Македонии, Албании, Косово, Сербии и Черногории. По его подсчетам, на 2001 год в Чехии находилось постоянно и временно до 1800 албанцев, включая просителей политического убежища албанской национальности. Более свежих данных, к сожалению, нет.

Если религиозный вопрос для албанцев значения не имеет, то страна происхождения все-таки накладывает на них определенный отпечаток, утверждает Филип Тесарж. Например, при выборе рода занятий на чужбине.

«Большинство албанцев из Албании имеют в Чехии собственные фирмы или работают на какие-то фирмы, а косовские албанцы - это чаще всего рабочие или мелкие предприниматели».

Журналист Фатмир Буюпи, смеясь, говорит, что у его соотечественников торговля в крови.

«У меня есть друзья из Косово, которые живут в Чехии уже 15 лет и держат магазин с одеждой. Это очень известная фирма. В Кралупах-на-Влтаве один албанец торгует строительными материалами и металлоконструкциями».

Албанская диапора в Чехии - одна из самых закрытых. Владельцы нескольких ювелирных лавок в центре Праги отказывались общаться со мной, узнав, что я журналист. По словам Филипа Тесаржа, албанцы традиционно не выставляют свою личную жизнь напоказ и очень настороженно относятся к чужакам.

«Это очень закрытая диаспора, как бывают закрыты сообщества эмигрантов и гастарбайтеров. Закрытость албанцев объясняется и тем, что с 1997-1998 года албанцам стало труднее получать визы в европейские страны, и в Чехию многие албанцы ехали, чтобы впоследствии перейти чешско-немецкую границу. Многие сюда приезжали по фальшивым документам, выправляли визы за взятки. Понятно, что общение с чешскими властями и с чехами вообще было для албанцев рискованным».

Фатмир Буюпи характеризует албанскую диспору в Чехии так:

«Я знаю, что албанцев в Чехии много, но, к сожалению, сплоченной нашу диаспору не назовешь. Имеют место отдельные мероприятия, например, в прошлом году в Праге проходила выставка нашего известного художника, живущего сейчас в Бельгии, но никакой объединяющей организации у нас тут нет. Каждый живет как может, как умеет».

Одна из немногих объединяющих вещей для выходцев с Балкан - футбол. Фатмир Буюпи рассказывает, что в Чехии существует албанский футбольный клуб «Бенаго», но объединяет он игроков не в обычный футбол, а в малый.

До ноября 1998 года у Чехии существовали безвизовые отношения с Македонией и с Союзной Республикой Югославией, в то время, как немецкие визовые службы уже вовсю отказывали югославским албанцам в визах. Албанцы смекнули, что к чему, и осадили чешское приграничье. Когда число македонских граждан, задержанных при попытке перехода чешско-немецких границ, превысило все мыслимые нормы, чешские власти решили, что для южных братьев славян пора вводить визы. Но нелегальные переходы албанцев через границу все-таки имеют место до сих пор. Поэтому многие представители этого народа предпочитают селиться не в Праге, а в приграничных городах - в Брно, Теплицах, Либерце, Усти-над-Лабем. Так повелось еще в старые добрые чехословацкие времена. Продолжает Филип Тесарж.

«С самого начала албанцы больше селились в Брно и Северной Чехии, вдоль границ с Германией, чем в Праге, но хорваты, боснийцы и сербы больше тяготели к столице. Прага привлекала ювелиров, владельцев ресторанов и входящих в сеть организованной преступности».

Каменщик Реджеп живет в общежитии, но это, скорее, исключение, чем правило, говорит историк Тесарж.

«В отличие от украинцев албанцы не живут в общежитиях: они снимают целые дома, где обычно живут целыми группами. Часто вместе селятся люди из одной деревни или родственники».

Семья вообще играет большую роль для выходцев с Балкан. Основа албанского гастербайстерства - патриархальная семья, финансовое обеспечение которой ложится поочередно на плечи всех мужчин рода. В 1990-х годах по такой модели жила третья часть всех семей в Косово.

«Мужчины в семье чередуются - на заработки выезжает то один брат, то другой, а присылаемые ими деньги распределяет глава огромной семьи. Женатые дети получают больше, неженатые - меньше. А вообще албанские мужчины рано заводят семью: в 25 лет у них уже может быть несколько детей»,

Говорит пан Тесарж.

Смешанные албанско-чешские браки, по словам историка, чаще всего создаются на пляжах Хорватии, где чешские женщины заводят курортные романы. Шансов познакомиться с местной женщиной у албанца, приехавшего на заработки в Чехию, практически нет.

«У них очень разный стиль жизни. Средний возраст вступления в брак у чешек - около 25 лет, албанцы женятся раньше и предпочитают партнерш младше себя. Кроме того, албанцы работают за границей на износ, чем вычеркивают из своей жизни несколько лет. У них нет времени на развлечения».