Питание по православным канонам. Здоровое питание в православии — А как решают вопрос с рыбой – на практике

Что такое православное питание? Прежде всего, это — сбалансированное и правильное в духовном и физиологическом значении питание, учитывающие традиции Православной Церкви, ее Посты и Праздники.

Система православного питания способствует духовному и физическому исцелению через строгое соблюдение постов и сдержанность в питании в обычные дни. Как именно соблюдать пост, и что позволено кушать православным в праздник и будни?

Особенности православного питания на каждый день

За свою долгую историю Православие успело обзавестись серьезной и достойной восхищения системой питания, способствующей очищению духа и тела , общему оздоровлению организма и даже лечению многих хронических заболеваний, благодаря ограничениям в рационе и растительной основе меню в посты и праздники.

В такие дни меню – категорически строгое, исключающее мясо и его производные (а иногда и рыбу), молочные продукты и само молоко, сыры и яйца, сладости и, конечно, продуктовое изобилие в целом.

Впрочем, переедания следует избегать и вне постов и праздников.

Какие продукты можно употреблять православному в будни и в праздники?

Что касается питания вне постов и праздников , в обычные дни – здесь особых продуктовых рамок нет, но переедание тоже не приветствуется.

По средам исключают мясные продукты, по пятницам исключена даже рыба (можно только растительную пищу).

Как держать православный пост — календарь православного питания на 2015, 2016 годы

Календарь православного питания на 2015 год

  • (23 февраля – 11 апреля)
    В 1-ю и страстную седмицу – строгий пост. На чистый понедельник – ничего кушать нельзя. На остальное время: сухоядение по ПН, СР, ПТ; на ВТ и ЧТ — горячая пища без масла; по ВС — пища с растительным маслом
  • Страстная пятница (3 апреля)
  • Лазарева суббота (4 апреля) – позволена рыбья икра
  • Вербное воскресенье (5 апреля) – позволена рыба
  • – позволена рыба
  • Петров пост (8 июня – 11 июля) . По СР, ПТ – сухоядение. По ПН – горячая пища без масла. На остальное время — крупы с растительным маслом, а также грибы с рыбой
  • Успенский пост (14 августа – 27 августа) . Сухоядение – на ПН, СР и ПТ. По ЧТ и ВТ — горячая пища без масла. На СБ и ВС – пища с растительным маслом
  • — позволена рыба
  • Успенье – позволена рыба (при условии, что праздник в СР или ПТ)
  • . Питание аналогично посту Петрову вплоть до Дня Святителя Николая (19 декабря)
  • – позволена рыба (если праздник в СР или ПТ)
  • Между днем памяти Святителя Николая и Предпразднеством Рождества позволена рыба (по СБ и ВС)
  • Сочельник. Кушать нельзя до 1-й звезды. После ее появления — сочиво
  • По СР и ПТ – еженедельные постные дни (кроме сплошных седмиц). По СР нельзя мясо и молочные продукты, а в течение недели Всех Святых вплоть до Рождества Христова – нельзя кушать и рыбу с растительным маслом. Растительное масло дозволяется только в Дни празднуемых святых, которые пришлись на СР и ПТ, а рыба — по великим праздникам
  • В 1-дневные посты можно (кроме СР и ПТ) пищу с растительным маслом, рыбу нельзя: 18 января (Крещенский сочельник), 11 сентября (Усекновение главы Иоанна Предтечи) и 27 сентября (Воздвижение Креста Господня). В эти дни – строгий пост
  • Нет поста, если Рождество Христово и Богоявление выпали на СР или ПТ
  • Позволена пища с растительным маслом в праздники — Воздвижение Креста Господня, Усекновение главы Иоанна Предтечи, а также Рождественский и Крещенский сочельники
  • Позволена рыба по СР и ПТ между Пасхой и Троицей , а также по СР и ПТ в праздники — Сретение, Успение, Преображение Господне, Рождество, Покров Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм, Рождество Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова

Календарь питания в православный Великий Пост 2015 года



Календарь православного питания на 2016 год

  • Великий Пост (14 марта – 30 апреля). Для 1-й и страстной седмиц – строгий пост. Полное воздержание – в чистый понедельник. На остальное время: сухоядение по ПН, СР и ПТ; горячая пища без масла – по ВТ и ЧТ; пища с растительным маслом – по СБ и ВС
  • Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) – позволена рыба
  • Страстная пятница (22 апреля) – вплоть до выноса плащаницы кушать нельзя
  • Лазарева суббота (23 апреля) – позволена рыбья икра
  • Вербное воскресенье (24 апреля) – позволена рыба
  • Петров пост (27 июня – 11 июля). По СР и ПТ – сухоядение. По ПН — горячая пища без масла, а на все остальное время – крупы с растительным маслом, а также грибы с рыбой.
  • Успенский пост (14 августа – 27 августа). Исключительно сухоядение – по ПН, СР и ПТ; горячая пища без масла – по ЧТ и ВТ. Пища с растительным маслом – по СБ и ВС
  • Успенье – позволена рыба, если день пришелся на СР или ПТ
  • День Преображения Господня (19 августа) – позволена рыба
  • Рождественский пост (28 ноября – 6 января) . Схема питания до дня Святителя Николая (19 декабря) согласно Петрову посту
  • Введение во храм Пресвятой Богородицы – позволена рыба, если день выпал на СР или ПТ
  • Между днем памяти Святителя Николая и Предпразднеством Рождеств а позволена рыба по СБ и ВС
  • Предпразднество . В СБ и ВС позволена пища с маслом. Рыба под запретом
  • Сочельник . До 1-й звезды кушать нельзя. После ее восхождения — сочиво
  • По СР и ПТ – посты (исключение – сплошные седмицы). Под запретом — мясо и молочные продукты
  • Неделя Всех Святых до Рождества Христова. Под запретом — растительное масло и рыба. Масло можно лишь в дни святых, пришедшиеся на СР и ПТ
  • Строгие 1-дневные посты (исключение – СР, ПТ). Позволена пища с растительным маслом, под запретом рыба: 27 сентября (Воздвижение Креста Господня), 18 января (Крещенский сочельник), 11 сентября (Усекновение главы Иоанна Предтечи)
  • Богоявление и Рождество Христово – отсутствует пост, если праздники – в СР и ПТ
  • Рождественский и Крещенский сочельники , Усекновение главы Иоанна Предтечи, Воздвижение Креста Господня – позволена пища с растительным маслом
  • Дозволяется рыба между Пасхой и Троицей (по СР и ПТ), а также в праздники, выпавшие на СР/ПТ — Сретение, Преображение Господне, Успение, Рождество, Покров Пресвятой Богородицы, Введение Ее во храм, Рождество Иоанна Предтечи, апостолов Петра и Павла, Иоанна Богослова

Православное меню в пост на каждый день – особенности ежедневного питания в православный пост

Как и чем следует питаться в православный пост?

Предлагаем вам приблизительное меню (не по монастырскому уставу), исключающее употребление животных продуктов:

Меню на понедельник:

15 октября 2016 года гостем передачи «Церковь и мир», которую на телеканале «Россия-24» ведет председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, стала директор благотворительного фонда «Фонд продовольствия "Русь"» В.Н. Крисько.

Митрополит Иларион: Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Вы смотрите передачу «Церковь и мир».

В Евангелии описывается случай, когда с помощью пяти хлебов и двух рыб Христос накормил около пяти тысяч человек, а затем велел собрать оставшиеся куски, чтобы ничего не пропало. Бог, будучи Творцом, показал пример бережного отношения к еде, созданной для поддержания жизни человека.

Сегодня в нашей передаче мы поговорим о бережном отношении к творению Божию и о благотворительности. У меня в гостях — директор благотворительного фонда «Фонд продовольствия "Русь"» Виктория Николаевна Крисько. Здравствуйте, Виктория!

В. Крисько: Здравствуйте, владыка! Большое спасибо, что пригласили меня на эту передачу.

Наш фонд, действительно, помогает большому количеству людей уже более пяти лет. За это время мы раздали 15 миллионов килограмм еды. Мы много работаем с Русской Православной Церковью. Исторически так сложилось, что нуждающиеся люди приходят за помощью в храм. Вместе с нами работают 15 епархий, через которые мы передаем наши продукты. У нас есть большой проект «Народный обед». Мы собираем продукты в магазинах. Все это делается для людей, которые сейчас оказались в непростой ситуации. Я благодарна Богу, что у меня сейчас такая замечательная работа, такое служение.

Митрополит Иларион: В моей передаче обычно участвуют люди, которые, занимаясь своим делом, болеют за него. Думаю, очень важно, чтобы мы всегда имели возможность обмениваться нашим опытом.

О Церкви часто думают, прежде всего, как о некоем бюро ритуальных услуг. Об этом я могу судить даже по вопросам телезрителей, которые поступают в мою передачу. В основном это вопросы ритуального характера: какой крестик носить? Что можно есть в пост, а что нельзя и так далее.

Но у Церкви гораздо шире тот мандат, который она получила от Самого Господа. Церкви не безразлично, что происходит с людьми в их реальной жизни, в быту. Об этом очень часто говорит Святейший Патриарх. Например, как-то раз, посещая Московскую городскую думу, он сказал о том, как надо утилизировать отходы, как нужно обращаться с мусором. Казалось бы, почему Святейший Патриарх должен об этом говорить? Да потому, что Церкви это небезразлично.

Тема, которой Вы занимаетесь, Церкви также не безразлична, потому что мы все ответственны за Божий мир и за Божие творение. Мы все несем ответственность за то, чтобы люди у нас были сыты, накормлены. Церковь, конечно, не только хлебом насущным занимается, но она заботится, в том числе, и о том, чтобы у людей была еда, и чтобы та пищевая продукция, которая производится, не пропадала. Вы как никто другой знаете, что у нас, кажется, около трети пищевых продуктов пропадает. Поэтому то, чем Вы занимаетесь, очень важно.

В. Крисько: Это действительно так, Вы хорошо осведомлены. Треть продукции уничтожается. Но мы стараемся сделать так, чтобы продукция с ограниченным сроком хранения все-таки поступила в семью, которая будет этому очень рада, ведь ей эта продукция очень нужна.

Одна из наших задач сейчас — бережное отношение к еде. И мы стараемся это нести в жизнь. Работаем с семьями, с нашими приходами, в которые передаем нашу продукцию. Бережное отношение к еде очень важно, особенно сейчас, в такое непростое время, когда, с одной стороны, нам очень хочется помочь, а, с другой стороны, мы понимаем, что отчасти это происходит потому, что нет бережного отношения к продуктам. Мне кажется, что люди, которые приходят в храм, действительно понимают насколько бережно и внимательно нужно относиться к продуктам питания, к еде.

Митрополит Иларион: С одной стороны, у нас есть малоимущие люди, которым реально не хватает средств на жизнь, на продукты питания. Есть семьи, которые питаются очень скромно, им не хватает калорийной пищи, витаминов. С другой стороны, конечно, мы все знаем, что у нас пропадает много еды. Это касается как отдельных семей, так и пищевого производства.

Я помню, как в детстве мои бабушки учили меня, что нельзя оставлять еду: надо положить в тарелку столько, сколько сможешь съесть, а потом еще хлебушком протереть, чтобы ничего не осталось. Сейчас люди отвыкли от бережного отношения к еде: сколько съел — столько съел, а остальное выбрасывается. Иногда у людей пропадает очень много. С другой стороны, есть немало тех, кому еды не хватает. Как же сделать так, чтобы этого дисбаланса не было? Чтобы малоимущим семьям хватало еды, а те, у кого еды много, как говорится, не переводили продукты, не выбрасывали?

В. Крисько: Я с Вами абсолютно согласна. У нас как раз сейчас зреет идея, как обратиться с этой темой в семью, потому что к производителям, к магазинам, к рознице мы уже обратились. У нас есть несколько программ, направленных на то, чтобы производители передавали нам продукты, которые, может быть, впоследствии они бы утилизировали, а в данном случае мы их передаем людям, который сейчас в них нуждаются.

Вторая тема: мы работаем с торговыми сетями, чтобы они помогали нам собирать продукты, которые нужны в семьях. Кстати, нам очень много помогают церковные волонтеры. В Москве у нас началась акция, она проходит в московских торговых сетях. Мы приглашаем волонтеров из храмов, и они для своих же прихожан собирают продукты, то есть у нас есть договоренность с торговой сетью, и, соответственно, нас туда приглашают, создавая нам возможность продуктового сбора. И те продукты, которые семья хочет себе купить, она покупает и для себя, и для людей нуждающихся. Через Вашу программу хотела бы еще раз пригласить к нам волонтеров из храмов.

Митрополит Иларион: В христианской традиции всегда было особое отношение к пище. Пища воспринимается не только как что-то, чем мы удовлетворяем голод, насыщая свои физические потребности. Пища в христианской традиции всегда воспринималась как дар Божий. Ведь неслучайно мы говорим о том, что нельзя садиться за стол, не помолившись, нельзя выйти из-за стола, не поблагодарив Бога за еду.

В монастырях есть даже специальный чин благословения остатков. Например, на Афоне трапеза заканчивается тем, что игумен монастыря благословляет избытки, то есть остатки этой трапезы, чтобы ничего не пропало. Потом все, что не съедено, съедается на следующей трапезе, то есть прилагаются специальные усилия к тому, чтобы еда не пропадала.

Одно из прошений молитвы «Отче наш», которую мы читаем каждый день — «хлеб наш насущный даждь нам днесь». Это прошение означает очень многое. С одной стороны, мы просим Бога о том, чтобы Он дал нам ежедневную пищу, чтобы мы не остались голодными. И, естественно, мы просим не только за себя, но и за наших близких, за наши семьи. С другой стороны, Церковь говорит, что есть и тот Хлеб, который сходит с небес — Сам Христос, Который преподает Себя в Таинстве Евхаристии. Все это взаимосвязано. Таинство Евхаристии является благодарением за то, что Бог дарует Себя человеку, но вместе с тем это и благодарение за пищу, которую Бог посылает людям. Всякий раз, когда мы садимся за стол, мы благодарим Бога за пищу, потому что если бы не Божие благоволение, то этого бы не было.

Думаю, нашим телезрителям будет интересно узнать, каким образом происходит распределение продукции, которую Вы находите — тех излишков, которые остаются на производстве. Я знаю, например, что в этом Вам помогает Марфо-Мариинская обитель в Москве на Большой Ордынке.

В. Крисько: Да. Марфо-Мариинская обитель и матушка Елизавета нас очень поддерживают. На территории обители реализуется наш проект «Народный обед». Практически мы кормим ежемесячно порядка 300 семей в Москве. Мы обеспечиваем людей крупами, сейчас добавляются тушенка, масло. Но проект «Народный обед» — это не просто обеспечение продуктами людей, попавших в тяжелую жизненную ситуацию. Проект имеет большую социальную значимость, потому что приходят волонтеры, которые фасуют эти обеды. По средам в Марфо-Мариинскую обитель могут прийти люди, нуждающиеся в продовольственной помощи, чтобы получить этот обед. Таких цехов фасовки у нас 20 по всей России. Все они расположены либо при храмах, либо при монастырях.

Объем продовольственной помощи ограничен. Мы выделяем, безусловно, те категории граждан, которые действительно находятся в крайне тяжелой ситуации. Как это ни печально, сейчас это большое количество многодетных семей. Когда мы приезжаем в наши цеха фасовки либо в другие центры, где происходит раздача продуктов, и смотрим, кому раздаются обеды, то это, к сожалению, зачастую семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации с большим количеством детей. Много, конечно, и пожилых людей.

Митрополит Иларион: Я, например, вырос в коммунальной квартире. Мы с мамой жили в комнате площадью 14 квадратных метров. Питались на рубль в день. Конечно, в советское время рубль — это хорошие деньги, но все-таки это скромная сумма для пропитания двоих. Но я не хотел бы для себя другого детства.

Мы должны заботиться обо всем. Мы должны и жизнь давать нашим детям, и заботиться потом о том, как их прокормить. У нас во многих приходах созданы кассы взаимопомощи, когда многодетные семьи в значительной степени питаются от прихода. Я знаю, что и в других религиозных общинах такое есть, в частности, у мусульман. И такие инициативы как ваша тоже помогают решить эту проблему.

В. Крисько: Абсолютно верно. Для нас это одна из главных задач. Для меня это дело всей моей жизни, ибо, проработав много лет в больших корпорациях, я поняла, что действительно хочется сделать что-то доброе, полезное. Наш фонд помогает не одной семье, а большому количеству людей. Со своей стороны мы действительно стараемся сделать продовольственную помощь и поддержку здоровой, то есть в нее также входит и молочное питание. Это наша задача. Пусть мама потратит деньги не на молочные продукты, а на что-то другое, а у нее при этом будет продовольственный запас.

Митрополит Иларион: Важно, чтобы расширялись масштабы этого дела. 300 семей…

В. Крисько: Это только в Марфо-Мариинской обители, а у нас таких 20 цехов.

Митрополит Иларион: Думаю, что потребность людей в такой помощи по масштабам страны гораздо больше. И поэтому нужно, чтобы и таких инициатив было больше, и росло число самих людей, которые озабочены этой проблемой. Мне бы хотелось, чтобы и наша передача оставила отклик в сердцах наших телезрителей, у которых обеспеченные семьи. Именно поэтому я и затронул данную тему.

Сегодняшнюю передачу я начал с удивительного рассказа о том, как Господь напитал пять тысяч человек пятью хлебами. Казалось бы, речь идет о чуде, но когда это чудо было совершено и осталось много лишней еды, то Господь сказал: соберите все, что осталось, чтобы ничего не пропало. Почему Он так сказал? На это редко кто обращает внимание. Я, признаюсь, написал целую книгу о чудесах Иисуса Христа, но я не обращал прежде внимание на этот момент, вплоть до того, пока не начал готовиться к нашей передаче. Действительно, Господь позаботился не только о том, чтобы людей накормить, но еще и о том, чтобы ничего не пропало.

В. Крисько: Одна из следующих инициатив, которую мы хотим реализовать, — это бережное отношение к еде в семье. Чтобы семьи, у которых остаются излишки продуктов, могли передать их тем, кто в них сейчас нуждается. Эта акция или инициатива должна быть масштабной. В преддверии зимы особенно хочется, чтобы семьи, которые оказываются в непростых жизненных условиях, были накормлены, сыты.

Митрополит Иларион: Есть, конечно, разные продукты. Есть продукты скоропортящиеся, а есть продукты долгосрочные. Допустим, вы купили арбуз. Вы его разрезали, половину съели, вся семья уже накормлена, а он такой большой, что все равно остается, и вы все равно его целиком не съедите. Тогда отнесите оставшуюся половину соседке, пусть соседские дети порадуются, съедят арбуз.

С другой стороны, есть очень много продуктов, предназначенных для долгосрочного хранения: это крупы, консервы — то, что люди закупают в больших количествах, а потом в какой-то момент, совершая очередную ревизию своего кухонного шкафа или холодильника, обнаруживают, что накупили гораздо больше, чем нужно. И в таких случаях у людей должна быть возможность передать свои запасы тем, кто сможет их распределить нуждающимся.

В. Крисько: Абсолютно верно. Повторюсь, что мы сейчас как раз думаем о том, как это технически организовать, потому что есть люди, которые готовы помогать.

Митрополит Иларион: Я благодарю Вас за Ваши труды, благодарю за участие в нашей передаче. Надеюсь, что наши телезрители откликнутся на то послание, которое мы с Вами попытались им передать, и что бережное отношение к еде действительно поможет, в том числе, и тем людям, которые нуждаются сейчас в помощи.

27 февраля начинается великий православный пост. Для кандидата медицинских наук, врача-невролога, остеопата Александра Иванова это стало хорошим поводом, чтобы обсудить на сайте «БИЗНЕС Online» весьма деликатный, но интересный вопрос: можно ли рассматривать религиозный пост в качестве диеты и как он влияет на здоровье?

ОЧИЩЕНИЕ ДУШИ И ТЕЛА

Известно, что практически все религии мира предлагают своим последователям более или менее регулярно проводить посты, в рамках которых вводятся определенные ограничения в питании, в поведении, даже в мыслях и эмоциях. Пост можно рассматривать как метод очищения организма, ведь если расшифровать аббревиатуру «ПОСТ», то она звучит как «полное очищение собственных телес». Поэтому важно понимать, что под очищением подразумевается прежде всего духовная работа человека над самим собой. Многие религии подчеркивают, что в период поста человек должен очистить свое сердце от грехов, тогда как телесное воздержание и очищение физического тела вторичны.

Однако многие люди используют посты не по назначению, описанному нами выше, а в качестве новомодной диеты. Они ставят перед собой цель не столько очищения души и духовного саморазвития, сколько снижения веса и коррекции фигуры. Такое отношение не поощряется ни одной религией, более того, оно считается оскорбительным. Например, православная церковь четко прописывает, что пост — это прежде всего средство для духовного роста и совершенствования, он необходим для умягчения наших злых помыслов, для увеличения любви к Богу и людям. Другой важный момент, отличающий пост от диеты: в него желательно входить в правильном умонастроении и с благословения, а не по собственной прихоти.

Итак, давайте рассмотрим медицинскую ценность данных практик на примере христианского и мусульманского постов.

ОЗДОРОВЛЕНИЕ И ОМОЛОЖЕНИЕ

Не секрет, что в основе профилактики большинства болезней лежит правильное сбалансированное питание. Именно поэтому во время консультации мы всегда анализируем рацион питания человека. Какие же пищевые ограничения накладывают посты и какую пользу они несут организму?

Великий пост у христиан очень строг. Он длится более двух месяцев, в этот период нельзя употреблять молочные продукты, мясо, рыбу и яйца. По понедельникам, средам и пятницам можно вкушать только холодную пищу без растительного масла. Во вторник и четверг разрешается горячая пища, но без растительного масла. Растительное масло допустимо только в выходные дни — субботу и воскресенье, тогда же позволяется виноградное вино. Рыбные блюда разрешаются только в праздники — Благовещение и Вербное воскресенье, а в Лазареву субботу можно кушать рыбную икру.

Таким образом, христианский пост подразумевает вегетарианство. С точки зрения диетологии и нутрициологии временный отказ от употребления животных продуктов (мяса, птицы, молока, рыбы, яиц) и алкоголя полезен для здоровья. Многочисленными научными исследованиями, а также эмпирически доказано, что вегетарианское питание способствует нормализации обмена веществ. Улучшается самочувствие, повышается работоспособность, приходят в норму некоторые биохимические показатели крови, например уровень холестерина. У пациентов страдающих артериальной гипертонией, снижается артериальное давление. Кроме того, питание, богатое клетчаткой, благотворно влияет на микрофлору кишечника и способствует нормализации регулярного стула, профилактике метеоризма и запоров. Внешне человек выглядит здоровее, свежее, моложе на несколько лет.

Что касается снижения веса, здесь все не так однозначно. В своей практике мы встречали пациентов, которым во время поста удавалось поправиться на несколько килограммов. Дело в том, что в основе питания в постные разгрузочные дни, как правило, углеводы в виде злаков и круп, которые весьма калорийны. Злоупотребление такими высококалорийными продуктами, как семечки, орехи и растительное масло, также может приводить к набору веса. Поэтому в качестве диеты для снижения веса христианский пост подходит не всем.

В мусульманский пост, Уразу, верующие в течение месяца не пьют воду и не едят от восхода и до заката солнца. Однако и в темное время суток никто из постящихся не набрасывается на еду, поскольку у разумных людей совершенно нет желания переедать ночью. Таким образом, мусульманские верующие тоже длительное время находятся на ограниченном питании, по сути, на полусухом голоде. Они получают аналогичный, как и при вегетарианском питании, оздоровительный эффект — улучшение физического самочувствия и повышение жизненной энергии.

РАССЧИТЫВАЙТЕ СВОИ СИЛЫ!

Итак, с медицинской точки зрения соблюдение постов может быть благотворно не только для души, но и для тела человека. Пост может стать хорошей профилактикой и лечением многих болезней современной цивилизации — ожирения, атеросклероза, гипертонии и сахарного диабета. Если бы в обычной жизни мы питались так же умеренно, как в пост, это значительно сократило бы заболеваемость и смертность от сердечнососудистых заболеваний и онкологии.

На своей практике я не встречал ни одного человека, которому пост бы навредил. Именно поэтому на приеме я всегда говорю человеку: «Давайте начнем с самого главного — с вашего питания!» Многие современные врачи знают об этом, потому охотно рекомендуют постное питание своим пациентам. Однако при наличии серьезных хронических заболеваний, таких, например, как сахарный диабет, онкология, почечная или сердечная недостаточность, режим питания в пост необходимо обговорить со свои лечащим доктором.

Часто пациенты интересуются, можно ли поститься во время беременности и кормления, а также при тяжелых физических нагрузках. В каждом случае надо решать индивидуально. Например, представители православной церкви разрешают послабления в пост для таких категорий людей, как беременные, кормящие, тяжелобольные, пожилые, а также дети до трех лет. В их рацион могут вводиться рыба, молоко и куриные яйца.

Очень важен этап подготовки к посту и выхода из него, поскольку резкий переход с обычного рациона на постный воспринимается нашим организмом как стресс, может произойти сбой в виде болезни. Неумеренность в еде после поста может приводить к обострению заболеваний желудочно-кишечного тракта.

Основные группы продуктов в пост: овощи, фрукты, сухофрукты, ягоды, зелень, бобовые, злаки и крупы, хлебобулочные изделия, семечки, орехи, мед. Важно также включать в рацион продукты, заменяющие животный белок, — бобовые (фасоль, чечевица, нут, горох). Соевые бобы и кукурузу лучше не использовать в питании — это ГМО. Своим пациентам мы рекомендуем включать в рацион дополнительные источники полиненасыщенных жирных кислот в виде препаратов омега-3, а также поливитаминные и мультиминеральные добавки для сбалансированности питания.

Так повелось, что, проходя программу детоксикации организма, многие пациенты сразу «выходят» на пост, поскольку питание во время поста практически полностью отображает диетологическую концепцию «детокса». Однако между нашими диетическими рекомендациями и подходом постящихся могут быть некоторые различия. Как уже было сказано в предыдущей о мифах в питании, мы рекомендуем ограничивать дрожжи в любом виде (хлебопекарные, пивные, винные), глютенсодержащие крупы (пшеница, рожь, овсянка и ячмень — их лучше употреблять только 2 - 3 раза в неделю), а также быстрые углеводы (сахар, кондитерские изделия) и коровье молоко. Если вы не можете отказаться от глютеновых круп и рафинированной муки, отдавайте предпочтение проросшим зернам пшеницы, ржи, а также продуктам из цельного зерна (обдирная мука). В качестве безглютеновых круп идеально подойдут греча, лен, амарант и киноа.

Для сладкого десерта можно использовать мед, сухофрукты, цукаты, пастилу или мармелад на яблочном пектине или агаре. Если у вас предрасположенность к диабету, держите под контролем употребление сахаросодержащих продуктов: 1 столовая ложка меда или 50 граммов пастилы в день — это более чем достаточно.

В качестве альтернативы коровьему молоку попробуйте ореховое молоко (например, миндальное или кокосовое). Для повышения иммунитета используйте продукты пчеловодства: прополис, маточное молочко, пергу, если, конечно, вы не очень аллергичны.

В пост мы рекомендуем уменьшить количество солений и маринадов, а также в целом ограничить употребление соли до 3 граммов в день (половина чайной ложки). Особенно важно это для тех, у кого есть проблемы с сердцем и высоким давлением: избыток соли (хлорида натрия) в питании нагружает сердечно-сосудистую систему, приводит к задержке воды и подъему артериального давления.

Грибы православным разрешается вкушать в пост, однако надо помнить, что это тяжелый для пищеварения и при заболеваниях поджелудочной железы продукт и его не рекомендуется употреблять.

В пост употребляйте больше жидкости, особенно чистой воды. Частично восполнять водный баланс можно в виде связанной жидкости: полезных ягодных морсов из брусники, клюквы и облепихи, компотов из сухофруктов (курага, чернослив, изюм), а также травяных отваров (мята, мелиса, чабрец, ромашка).

Из способов приготовления пищи предпочтение отдавайте легкой термической обработке на пару или запеканию в духовке. С осторожностью используйте сырые овощи, особенно при хронических заболеваниях желудочно-кишечного тракта. Исключите пищу, жареную на масле, так как она может свести весь оздоровительный эффект на нет, поскольку известно, что растительные жиры при нагревании разрушаются, образуя канцерогены.

Старайтесь не переедать во время поста. Помните об умеренности во время еды. Соблюдайте кратность и дробность приема пищи, не пропускайте основные приемы пищи: завтрак, обед и ужин. Для мусульманского поста вечернее время не должно быть поводом для чревоугодия. Вспомним наши биологические : ночь — время активности печени и желчного пузыря, а значит, время для детоксикации организма и очищения на клеточном уровне. Легкий ужин в виде овощей и зелени, филе нежирной рыбы на пару или отварной индейки вполне допустим.

Важен и психологический настрой во время трапезы. Ни в коем случае нельзя садиться за стол с дурным настроением. Не рекомендуется просмотр телевизора, использование гаджетов и чтение во время еды. Максимальный позитивный настрой, благодарность Богу и желание очистить душу и тело!

Будьте здоровы!

Александр Иванов

Дмитрий Еделев:

Сегодня в нашей студии интереснейший человек, доктор медицинских наук, профессор Игорь Анатольевич Волчек.

Уважаемый Игорь Анатольевич, сегодня хотелось бы коснуться такого вопроса как Великий пост. В нашей стране, преимущественно, все-таки христиане, христиане православного толка. Я знаю, что вы человек, глубоко верующий в Бога, глубоко воцерковленный. Хотелось бы именно этого вопроса коснуться и попросить вас помочь тем, кто держит пост, получить подкрепление, а тем, кто не держит пост, получить понимание: зачем наши предки его придумали. Это не диета. Это некое ограничение пищевое, духовное, нравственное. С какой целью? Попросить вас объяснить, как очень известного профессора, аллерголога, иммунолога, занимающегося гормонами, и человека достаточно известного в нашей стране.

Игорь Волчек:

Спасибо, Дмитрий Аркадьевич! В первую очередь я бы хотел сказать, что мое мнение - это не мнение церковнослужителя. Хотя у меня есть богословское образование, но я не священник. Однако, коснемся поста. Это уже вопрос религиоведения.

С древнейших времен люди верили в Бога. Всегда, все племена. Это доказано. Не верящих в Бога не существовало. Во всяком случае, не найдено. С верой в высшие силы, в Бога, каким-то образом возникла идея и необходимость принесения жертв. В различных религиях из сохранившихся тема воздержания, тема ограничения во имя высшего до сих пор существует. Древних языческих жертвоприношений, слава богу, нет, однако и в буддизме, и в индуизме, и в исламе, и, естественно, в христианстве существует такой метод воздержания, как пост. В первую очередь, пост предусматривает самоограничение; воспитывается самодисциплина, воспитывается, это своего рода послушание перед Богом. Воспитывается возможность отказаться от мирского во имя восприятия высшего, духовного.

В разных религиях существуют разные посты. И в христианстве, разумеется, и в католичестве, и в православии. Они несколько различаются, но общий смысл - это воспитание в себе дисциплины. Воспитание духовной дисциплины, которая подкрепляется дисциплиной телесной, ибо мы, все-таки, существа телесные. Обуздание собственных страстей и потребностей, какое-то, возможно, ограничение воспитывает в том числе. То есть пост - это возможность обуздать свои желания, обуздать свои стремления для большего, лучшего постижения духовных истин, посвящения себя молитве, посвящения себя более благим делам, духовным делам. Что касается именно чисто физических ограничений, как я уже сказал, в разных религиях ограничения в пище разные, но принципиальные ограничения во всех, в общем-то, религиях касались в первую очередь животных продуктов. Как бы там ни было, и в исламе, и в индуизме (там вообще вплоть до вегетарианства), в буддизме. Конфуцианство, даосизм, синтоизм - тоже есть ограничения.

Почему ограничения животных продуктов? Здесь мы можем говорить уже чисто на медицинскую тему. Но мы к этому вернемся.

Дмитрий Еделев:

Может быть, духовное «Не убий»?

Игорь Волчек:

Есть такое, «Не убий», да, это есть. Но, я думаю, что здесь совмещение корней духовных и корней физического восприятия. Я честно говорю, я верующий человек, действительно, но мы с вами все учили исторический материализм, там тоже есть здравый смысл.

Дмитрий Еделев:

Еще и марксизм-ленинизм учили.

Игорь Волчек:

Да-да, учили, и я не скажу, что все было зря. Некие методологические подходы совсем недурны. Возможно, что отложилась какая-то часть исторического опыта от употребления тех или иных продуктов, от их влияния на организм, от их влияния, скажем, на потомство, на собственное самочувствие. Ведь не секрет, что очень вкусный продукт - свинина, сало. В Украине сказать, что человек может жить без сала нельзя. Это не солидно. Но там же содержится очень много свободных радикалов, очень много активных молекул. Во многих религиях запрещено потребление кровяных продуктов, свежей крови. Допустим, в иудаизме мясо должно быть обескровлено. Кроме того, что там ограничения вообще по источнику мяса, оно должно быть обескровлено. Они считают кровь носителем духовной энергии, души. Хотя, еще раз скажу, что, скорее всего, это некое символическое понятие.

Дмитрий Еделев:

Уважаемый профессор, а не может быть ограничение в потреблении крови связано с тем, что кровь быстрее всего портится? Это самый скоропортящийся продукт, как говорят материалисты.

Игорь Волчек:

Возможно. Но, смотрите. Когда была Юстинианова чума - бедствие, которое сравнимо, минимум, с локальной ядерной войной, когда, по разным данным, вымерло от 40 до 200 миллионов населения Европы и в Константинополе. Прокопий Кесарийский в VI веке пишет, что в Константинополе в день умирало до 20 тысяч людей. По описаниям нашей, современной науки эта форма чумы неизвестна. Это молниеносная форма чумы, когда встречаются люди на базаре, беседуют, и вдруг один падает и умирает мгновенно.

Дмитрий Еделев:

Я немного не в курсе в данном случае. Мы не смогли найти этого возбудителя, он ушел куда-то в подполье, и вполне возможно, что он когда-нибудь вернется?

Игорь Волчек:

Вполне возможно. Но в данном случае я как раз коснусь нашей с вами понятной темы, а слушателям и зрителям мы это объясним. Есть такая реакция, гиперреакция провоспалительных цитокинов. Вот, вернемся к мясу. Свежее мясо стимулирует выработку провоспалительных цитокинов, то есть повышается активность, повышается иммунная реактивность. Но это же гиперреактивность. Некоторые когда-то существовавшие методы, я о них слышал только, ничего не имею, так скажем, их воздействие на биологию было основано на том, что запускается гиперреакция провоспалительных цитокинов. Это можно сравнить с анафилактическим шоком. Моментальная смерть в результате извращенной гиперреакции иммунной системы. Так вот, вернемся все-таки к продуктам, некоторые продукты животного происхождения могут как раз и приводить к излишней стимуляции системы воспаления. Отсюда, естественно, всякие аутоиммунные реакции, когда организм реагирует сам на себя; возможно, атеросклеротические, воспалительные повреждения, факторы повреждения стенки сосудов. В данном случае я уже говорю не совсем профессионально, но, может быть, более понятно. То есть истоки ограничения потребления некоторых продуктов, может быть, имеют чисто практический опыт.

Дмитрий Еделев:

То есть люди тогда объяснить еще все не могли, но, тем не менее вводили ограничения. Я правильно понимаю, уважаемый профессор?

Игорь Волчек:

Разумеется. Почему у нас с древнейших времен ограничения близкородственных браков? Да потому что, извините, рождаются генетически дефектные дети. Это уже практика. Знаете, если говорить, как церковный человек, конечно, сразу были даны ограничения, сразу, еще когда-то, еще до потопа и т.д.: вот это можно, это нельзя. Люди всегда нарушали запреты, с момента грехопадения, за что их наказывают. Точнее, их не наказывают, как говорит христианская религия, - их воспитывают. Если бы наказывали - нас бы уже не существовало. Алексей Ильич Осипов неоднократно это говорит в своих лекциях. Профессор МДА (Московская духовная академия), которого я очень уважаю и очень люблю. Все христианское учение это говорит. Нас не наказывают, Бог милосерд. Бесконечно милосерд. Но он нас воспитывает. Он нас воспитывает. Знаете, как? Есть эксперимент на животных, когда мышка бежит по лабиринту, а ей туда не надо бежать. Ее бьют по голове: беги туда. Она не понимает - еще раз по голове. Есть такой эксперимент.

Так вот, эти ограничения, конечно, исторически имели и материальную часть. Но, всегда животное, носитель животного, сама материальная жизнь связана с духом, это связанно с душой. Разные религии по-разному определяют, насколько животное имеет живую душу. Имеют ли, допустим, собаки душу, или нет? В какой-то мере они - душа живая, создана Богом, но с позиции человека, конечно, они не имеют духа. Они не люди, это понятно. Но, все равно, также имеют мясо, кровь. Христианские монахи не едят мясо вообще, только рыбу. В духовном смысле, с позиции православия и вообще христианства эта пища подходящая, но, очевидно, в физическом смысле она не всегда полезна с позиции медицины.

Православие - наименее измененное христианское вероучение. Его часто называют «ортодоксия», «ортодоксальное учение». Мы называем «православное», как бы «правильно славящий Бога». Оно более неизменённое изначально, больше придерживающееся строгих правил. Тем не менее, есть здравый смысл. Есть категории людей - это больные, путешествующие, беременные, военнослужащие в период исполнения долга. Они освобождаются от поста в какой-то мере. Но ведь здесь самое главное - не углубляться, не становиться, не было бы элемента фарисейства, не углубляться в обрядность, так скажем, в ущерб основной идее поста. Основная идея поста - это духовное и нравственное очищение. Если можно, я могу зачитать, взял с собой очень хорошее высказывание святого Ефрема Сирина. Это один из столпов православия, IV век. «Возлюби прекраснейший пост - дело достойное и богоугодное. Пост - колесница, возносящая на небо. Пост рождает пророков, умудряет законодателей. Пост - доброе предохранение для души, надежный сожитель». Самое главное, что говорит святой Ефрем Сирин, это именно духовная составляющая поста. Духовная составляющая поста, а не просто ограничения в еде. Мой учитель, друг, так скажем, он был деканом, когда я учился в Институте святого Иоанна Богослова, игумен Петр (Пиголь), как-то сказал мне: «Дьявол не ест, не пьет. Но он же дьявол».

Дмитрий Еделев:

Уважаемый профессор, мы с вами сказали о том, что во время поста идут ограничения. Мы с вами сказали - мясо. Все ли мясо ограничивается? Или есть, например, рыба, еще что-то? Как это можно сочетать? Что разрешается во время поста? Есть ли специальные дни?

Игорь Волчек:

Во время Великого поста, это один из наиболее строгих постов в православии, мясо принято исключать на весь период поста. При этом строгость поста для монахов, которая определена в Типиконе, есть такая книга, и строгость поста для мирян, конечно, совершенно разная. Что касается рыбы - она есть. Можно взять Типикон: там написаны дни, когда можно употреблять рыбу. Более того, есть множество ссылок в Интернете, где указаны дни, когда дозволена рыба в период Великого поста. Дозволена рыба, дозволено масло. Что касается мяса, я честно скажу, и как врач, и не как врач. Начнем с того, что, учитывая холодную зиму, в наших широтах вегетарианцем быть неполезно, даже опасно. Если нужно, конечно, то мясо, очевидно, можно употреблять. Можно просто пойти потом, покаяться или сотворить какое-то доброе дело. Я, опять же, не священник. Что касается рыбы - среда, пятница, особенно пятница у нас день ограничений. Но рыба особенно нужна детям, понимаете, детям. Детям должны расти, им нужно нормально питаться. Здесь, так скажем, не надо впадать в фанатизм. Вера и фанатизм - вещи несовместные. Ведь, в конце концов, Господь нас любит больше, чем мы того заслуживаем. Если мы сами себе и, упаси бог, близким наносим какой-то вред, то это, мне кажется, гораздо хуже, чем просто нарушить пост.

Если мы сами себе или близким наносим какой-то вред, то это гораздо хуже, чем просто нарушить пост.

Дмитрий Еделев:

Скажите, есть какая-то рыба, которую вы больше всего бы посоветовали? Рыба бывает разная: речная, морская. Что бы вы посоветовали, как врач, который имеет еще и духовное образование, какую рыбу? Если такое возможно посоветовать.

Игорь Волчек:

Чисто с позиции медицины лучше всего гипоаллергенная рыба. Гипоаллергенная рыба - морская. Она менее аллергенна, чем рыба речная. Желательно, конечно, рыбу употреблять свежую, минимум заморозки, минимум разморозки. По возможности. Что касается - рыба жирная, не жирная, - это зависит от индивидуальной чувствительности. Если у человека нормально работает пищеварительная система, в первую очередь, желчная, печеночная системы, то жирная рыба, особенно морская, скажем, скумбрия, макрель, они даже полезны, ибо там находится рыбий жир, который является источником витаминов и антиоксидантов. Его и просто так пьют, и продают множество пищевых добавок. То есть это полезно. Какого способа приготовления? Это или копченая, или вареная, или жареная. Всё зависит от индивидуальных черт, здоровья человека. Если говорить с позиции именно поста, то, конечно, рыба менее жирная. Раньше, в средние века, монахи потребляли рыбу речного происхождения. Морского - только если они были где-то недалеко. Но именно с позиции медицины, все-таки, морская рыба более полезна. Святой митрополит Серафим (Чичагов) ведь что говорил? Очень полезно употреблять продукты той местности, где вы живете. Вообще, продукты той местности, где вы живете. Во многих религиях еще один важный вопрос.

Дмитрий Еделев:

А почему, уважаемый профессор?

Игорь Волчек:

Этого я не знаю. Это загадка. Но, чисто эмпирические наблюдения медицины, многие врачи это знают. Мне впервые про это говорил мой друг гематолог из госпиталя Н.Бурденко. Бывают не перспективные больные, по сути дела, умирающие больные. Когда мы отчаиваемся им реально чем-то помочь, их иногда отправляют на родину, и, как ни странно, у них там наступают ремиссии. Бывает такое. Мы не знаем, почему. Во всяком случае, с древности известно, что продукты, которые мы берем из той природной зоны, где мы живем, для нас более полезны. Это эмпирические наблюдения. Честно говоря, серьезных научных исследований на эту тему я не встречал в литературе. Но, судя по всему, эти исследования должны быть очень масштабные, для чего должны иметь большое финансирование. В наше время это достаточно сложно.

С древности известно, что продукты, которые мы берем из той природной зоны, где сами живем, для нас более полезны.

Дмитрий Еделев:

Это пока находится за гранью нашего понимания?

Игорь Волчек:

Это за гранью, так скажем, большого научного подтверждения, как сейчас положено в доказательной медицине.

Дмитрий Еделев:

Спасибо большое, уважаемый профессор. Если можно, вернемся к Великому посту. Мы с вами поговорили про мясо, про рыбу, про сало, а овощи и фрукты? Овощи, фрукты, крупы. Они в Великий пост являются преимуществом для питания, особенно в нашей холодной зоне. Если можно, коснемся данного вопроса.

Игорь Волчек:

Дмитрий Аркадьевич, что касается круп. Во-первых, все крупы - это, естественно, основа поста. Более того, до распространения картофеля это было основное питание наших предков, и, сбросим экологию, но, мне представляется, они были здоровее нас. Размахивать несколько часов двуручным мечом - я не знаю, кто бы сейчас смог. Каши - это вообще, и в пост, и вне поста, очень полезная, доступная и приятная пища. Конечно, приятно, когда их еще чем-то сдабривают. Для этого существуют то, что вы говорили - овощи. Вполне доступные. Та же самая квашеная капуста. Капусту можно готовить как для крестьянина, который ее вырастил. Ее можно приготовить в различных видах. Тут главное - не лениться. Морковка, капуста. От сырой до немножко обработанной, или полностью приготовленная. Тыква, репа. Что-то экзотическое. Это все, честно говоря, корзина, набор из совершенно доступных у нас продуктов для поста, в любом магазине это все можно набрать. Это вкусно, полезно и это, если уж так говорить, совершенно постно.

Дмитрий Еделев:

Игорь Волчек:

Как гарнир. Я исхожу из собственных вкусовых предпочтений. Можно есть кашу в чистом виде, почему нет? Что касается молочных продуктов в пост, здесь вопрос с позиции медицины немножко спорный. Конечно, это продукты животного происхождения. Если ортодоксально придерживаться буквы церковных становлений, то их надо исключить. Однако, мы живем в очень сложном мире, где мы испытываем колоссальные нервно-психические нагрузки, давление экологии, воздействие электромагнитных полей и т.д.

Мы живем в сложной обстановке. Наш организм испытывает очень серьезные нагрузки, и совсем его бросать на произвол судьбы, так, как можно было себе позволить в средние века, сейчас я не рискнул бы, учитывая, что, допустим, творог содержит метионин, который совершенно необходим для печени. Можно отказаться от творога и глотать гептрал, пожалуйста. Но, во-первых, гептрал дороже и это лекарство. Во-вторых, он не заменяет всех веществ, тем более, для детей. То есть все-таки молочные, молочнокислые продукты необходимы, та же самая гречневая каша с молоком. Как вы говорили, каша - монопродукт. Гречневая каша с молоком. Пожалуйста, придобрите ее, не хотите сливочным маслом - растительным маслом. Прекрасно. Можно добавить другие ингредиенты, чтобы еще усилить вкусовые ощущения, или оставить так, как есть. Но это полезно, это восполняет все потребности организма и в хорошо усваиваемых белках, и в микроэлементах. Гречневая крупа: мне ли вам рассказывать? Молоко - продукт не только белковый и содержащий множество незаменимых аминокислот, но и проводник усваиваемости пищи, ибо, мы-то с вами знаем, а зрители могут не знать, что молоко используется как средство доставки в том числе и лекарств. Некоторые лекарства рекомендуется запивать молоком, тогда они усваиваются.

Дмитрий Еделев:

Лекарства, витамины.

Игорь Волчек:

Витамины, разумеется, да. Каш очень много. Люди в последнее время пренебрегают перловой кашей, а это же прекрасно обволакивающий продукт, особенно в состоянии гиперацидности, когда там различные гастриты существуют. В отличие от животных, кстати говоря, человек перловую кашу усваивает.

Дмитрий Еделев:

На самом деле, перловая крупа у нас сегодня самая дешевая, это правда. Я, честно говоря, судя по магазинам, не вижу ее активного потребления, а между тем наши предки хорошо потребляли перловую крупу. Но, опять же, они ее потребляли с молочком, с овощами, что было очень полезно.

Мы немножко коснулись круп, а овощи? Можно коснуться овощей?

Игорь Волчек:

За последние триста лет у нас сложилось наибольшее увлечение нашим основным овощным продуктом питания - картофелем. Честно говоря, наименее полезным. Ведь, как раньше прекрасно ели тыкву, как раньше прекрасно ели редьку. Сейчас нет печеной репы. Я, честно говоря, ее только пару раз сам готовил. Наверное, готовить не умею. Но тыква - прекрасный овощ. Морковь. Конечно, мы не можем отказаться от картофеля, базовый продукт. Но необходимо добавлять совершенно понятные продукты. Вы правильно сказали, перловая крупа лежит в магазине, потому что население, очевидно, не знает о ее пользе и не умеет готовить. Из неё можно приготовить очень вкусное блюдо. Точно так же и другие продукты, та же самая тыква, свекла.

Дмитрий Еделев:

Но, мы же с вами знаем, что русский плов готовится из перловки.

Игорь Волчек:

Я этого не знал, честно говоря. Вы мне открыли глаза.

Дмитрий Еделев:

А из фруктов?

Игорь Волчек:

Из фруктов, если говорить о полезности, то, на мой взгляд, конечно, лучше всего использовать фрукты, которые нам поближе географически. В первую очередь, яблоки. В яблоках много полезного, в них много витаминов. Много пектина, что полезно для желудочно-кишечного тракта. Но яблоки относятся к кислым продуктам, относительно кислым. Довольно часто в нашей жизни, особенно, в крупных городах, существует элемент повышенной секреторной активности желудка и вообще желудочно-кишечного тракта, что связано со стрессовыми реакциями. Иногда человек не обращает на него внимания или не замечает, то есть нет клинической симптоматики. Так вот, яблоко. Может быть, тут зависит от личного ощущения. Если хочется, то и святое дело, надо кушать. Но ведь есть способы приготовления. Прекрасный продукт - печеное яблоко, всем полезно. Еще мед добавить. Это же детям дает. Там каким-то образом в этом яблоке концентрируется калий, это калийсодержащий продукт - для сердца, для печени просто бальзам. Можно много чего готовить, пюре яблочное и т.д. В данном случае я не буду удаляться в кулинарные вопросы.

Что касается «если очень хочется». Есть такая байка. Мой друг, Андрей Юрьевич Барановский, главный диетолог Петербурга, мой старший однокашник, он меня на двенадцать лет старше, тоже из Военно-медицинской академии. Он мне говорит: «Если у тебя нет диабета, настоящего диабета, то, хочешь ты съесть пирожное - ну, съешь, и пройди 500 метров. Хочешь маленький тортик - съешь, и пройди 2 километра. И все». То есть, если хочется - кушай, пожалуйста.

Дмитрий Еделев:

То есть воздействие стресса гораздо опасней, чем воздействие тех же углеводов?

Игорь Волчек:

Без всякого сомнения. Более того, когда-то, достаточно давно, у нас и вообще в мире обсуждали, дискутировалась тема о вреде сала и связи сала с атеросклерозом. Сейчас уже доказано, что, по меньшей мере, не усиливает, а иногда и гасит. Есть такой метод лечения.

Дмитрий Еделев:

Если нет предрасположенности к определенным заболеваниям?

Игорь Волчек:

Если есть, если уже заболевание, то имеем заболевание. Но есть такое состояние. Часто у людей, наших бизнесменов, которых я консультирую, в результате нарушений диет, общестрессовой ситуации развивается такое состояние, называется желудочно-эзофагеальный рефлюкс, когда содержимое желудка забрасывается в пищевод, вызывается такое неприятное ощущение типа изжоги. Самое главное, что в состав содержимого входит очень много желчи. Так вот, простой метод лечения. Делается перед сном, поскольку обычно это состояние развивалось ночью, люди даже вынуждены были спать полусидя. Кусочек соленого сала. Желчь для чего создана? Она создана как эмульгатор жиров. Таким образом, сало работает как антидот, противоядие.

Дмитрий Еделев:

Честно скажу, я первый раз слышу. Спасибо вам.

Игорь Волчек:

Из личного опыта передаю, пожалуйста.

Дмитрий Еделев:

Есть мнение, что бобовые хорошо заменяют мясо во время поста. Действительно ли это так? Стоит ли применять бобовые?

Игорь Волчек:

Это не однозначно. Бобовые - это, как золотоискатель у Джека Лондона, бобы с салом зажарены. Не полностью. Бобовые не содержат полного набора незаменимых аминокислот. Да, это питательная пища, без всякого сомнения. Но, может быть, исключение - все-таки, не бобы, а природная соя. Здесь по составу ближе. Это, возможно, заменитель. Но, во-первых, бобовые, я где-то читал, сейчас не могу сказать точно со ссылкой, что бобовые каким-то образом вяжут группу витаминов В.

Дмитрий Еделев:

Это правда.

Игорь Волчек:

Поэтому тут палочка о двух концах. Да, бобовые хорошо, да, это полезно, но питание должно быть сбалансированно. Если мы хотим получать полноценный белок, обратимся к Дальнему Востоку - рис. Уж 100 % полноценный растительный белок. В нём действительно все есть. Если еще и рыбу добавить, то вообще вкусно.

Дмитрий Еделев:

А орехи? Коснемся такой большой группы пищевых продуктов, как орехи. Здесь существует ли предпочтение во время поста? Или такого не описано, нет рекомендаций?

Игорь Волчек:

Если говорить о монастырском посте, конечно, там есть орехи. Они - абсолютно постная пища. Тут уж у кого какие есть возможности, какие орехи есть под рукой. Прекрасно, конечно, кедровые орехи. Там все есть, самый лучший орех. Кедровый - он, извините, только российский. Какой еще? Я других даже в руках не держал. Нет, есть, конечно, экзотические орехи из тропиков. Но, во-первых, надо смотреть. Какая бы ни была система консервации, пока они доедут, все равно перекисное окисление идет, то есть жиры не того качества. Опять же, исходя из той теории, что не наша географическая зона. Фундук - прекрасно. Другое дело, что их, может быть, надо употреблять в комплексе. Все время заменять, делать сразу, резкий переход от нормальной еды, к которой мы привыкли, не следует. Все-таки, там обволакивающие, вяжущие вещества, достаточно грубая пища, как, допустим, фундук или грецкие орехи. Здесь я немножко насторожен в плане механического раздражения желудка, чтобы мы не увлеклись. Если говорить с позиции именно полезности и компенсации белковых, это же, все-таки, зародышевый материал - в орехе есть все виды аминокислот, это же семена. Да, это полезно, конечно.

Дмитрий Еделев:

Сухофрукты?

Игорь Волчек:

Сухофрукты, да, используются. Есть такая монастырская еда, когда сухофрукты размочены и с добавлением меда. Я, честно говоря, никогда не готовил, но это, наверное, очень вкусно. Сухофрукты вообще полезная вещь. Но тут зависит от качества самих сухофруктов. Тот же самый урюк, яблоки - это просто прекрасно.

Дмитрий Еделев:

Провокационный вопрос: алкоголь?

Игорь Волчек:

Алкоголь. Даже святой Ефрем Сирин пишет, это, правда, его точка зрения, что алкоголь отгоняет духа святого. Не изгоняет, а отгоняет духа святого. Я думаю, что во время поста алкоголь ради удовольствия - не следует. Если для здоровья, то можно. Ведь, даже в исламе, хотя вино является абсолютным грехом, но с разрешения муллы можно. Но, если человек больной. Я сам был в достаточно ортодоксальных мусульманских странах, там, если человек больной - мулла разрешает вино. Потому что вино является и лекарством. Я думаю, что, в христианстве тем более. Христианство - это религия любви. Профессор Зубов Андрей Борисович, наш мэтр, читал нам лекции, он так дифференцировал, это его взгляд: «Ислам и иудаизм - это религии правил, а христианство - это религия любви». Это его точка зрения. С мой точки зрения в данном случае все зависит от соотношения пользы и вреда. Если это приносит пользу организму, какой вопрос может быть?

Дмитрий Еделев:

Уважаемый профессор, коротко: биологически активные вещества и витамины - есть ли необходимость употреблять в пост дополнительно?

Игорь Волчек:

Витамины - никаких противопоказаний нет, если человек их употребляет. Если он собирается вновь употреблять - все зависит от дозы и схемы применения. Равно как и биологически активные вещества.

Дмитрий Еделев:

Есть ли необходимость в пост добавить в пищу витамины? Или в этом потребности не бывает?

Игорь Волчек:

Есть разработанная схема - суточные дозы витаминов, и увеличивать ее вряд ли целесообразно: мы можем получить обратный эффект.

Дмитрий Еделев:

То есть дополнительно витаминизировать пищу можно, это не возбраняется, и, может быть, это неплохо.

Игорь Волчек:

Это полезно, равно как и употребление витаминов вообще.

Дмитрий Еделев:

В заключение, что бы вы хотели сказать радиослушателям и зрителям о Великом посте?

Игорь Волчек:

В первую очередь, я хочу пожелать слушателям и зрителям здравого смысла, пожелать им желания ближнему и себе, родному, любви и добра. Понимать пост, в первую очередь, как духовное очищение, и этому духовному очищению должно гармонично способствовать очищение телесное. Главное - не впадать в крайности, относиться к посту вдумчиво и в соответствии с собственными физическими возможностями.

Дмитрий Еделев:

Спасибо большое, уважаемый профессор! Хочу напомнить, в нашей студии был Игорь Анатольевич Волчек - доктор медицинских наук, профессор, человек, имеющий, кроме высшего медицинского образования, еще и духовное образование.

Игорь Волчек:

Спасибо большое, Дмитрий Аркадьевич!

Церковный пост, включающий в себя строгое ограничение в пище, является добровольным, духовным действием. Религиозный человек не ставит перед собой лечебные или меркантильные цели. Его диета не связана с вынужденной бедностью или неизбежной старостью. Главный принцип поста – воздержание во всем. Это касается мыслей, сексуальной сферы и пищи.

Разберемся во всех аспектах церковной диеты с целью определения ее пользы, целесообразности применения и возможного ущерба для здоровья.

Традиция вкушения определенных продуктов в те или иные временные периоды сложилась в христианстве не сразу. На это понадобились столетия. Духовная суть поста целиком взята из иудейского понимания ограничений, но дополнена и усложнена в церковных предписаниях новыми многочисленными введениями.

В православии сложилась целая система так называемых малых и больших воздержаний:

  • повсеместный (многодневный пост);
  • однодневный;
  • малый (постные дни в среду и пятницу).

Кроме вышеперечисленных постов установлена также традиция общего церковного воздержания и в частном порядке, по обету, при послушании или во имя определенной цели.

Пост или говение означает запрет на скоромную пищу (мясомолочные продукты). В некоторые дни разрешено употребление рыбы, но принцип распределения неясен.

Строгий пост – запрет на любое мясо, на пищу горячего приготовления и даже на растительном масле. Разрешаются хлеб, фрукты, овощи, компоты, воды.

Малый по средам и пятницам. Под систему питания в эти дни установлена идеологическая база – предание Господа и его распятие его в эти дни.

Церковная диета по строгости:

  • дозволены рыбные продукты;
  • разрешается приготовленная на постном масле пища;
  • горячая пища (запрет на масло);
  • сухая пища;
  • полный запрет на пищу.

Три составляющие церковного поста

Речь идет о строго установленном времени, количестве и качестве употребляемых продуктов питания.

Время

Традиция опирается на Ветхий Завет. Пост начинается с восхода солнца и завершается с закатом. Но возможен и свой вариант в силу определенных причин, например по состоянию здоровья, или исходя из рабочего расписания.

Количественный показатель

Не существует конкретных количественных параметров вкушаемой пищи, но все подчинено правилу – строгая умеренность. Еда – фактор поддержания сил, а не удовольствия и пресыщения. Позволительно есть столько, сколько необходимо для придания сил во время работы.

Качество пищи

Существуют строгие каноны для рьяных приверженцев православия. Относительно остальных мирян нет единомыслия. Разногласия касаются выбора рыбы, потребления молока, сухоядения. Многие верующие решают этот вопрос у своих духовников или по книгам авторитетов церкви.

Церковная диета. Духовный аспект

Необходимо понимание того, что церковная диета имеет свою специфику, и она не вписывается в привычные рамки диетологии. Человек веры черпает силы в духовной практике, а телесные ограничения – дело второстепенное. В самой церкви хорошо понимают опасность церковного поста для неподготовленных неофитов. Сначала должна культивироваться молитва, покаяние, должна формулироваться четкая аргументация и мотивация, затем практиковаться ограничение.

Если обычная диета является уже самоцелью, то с церковным постом дело обстоит гораздо сложнее. В православии пост не рассматривается, как диета, но как часть осуществления некого духовного плана усовершенствования.

Объясняет реабилитолог В.В. Луцкой (Медцентр доктора медицинских наук профессора С. М. Бубновского)

Великий пост церковными служителями рассматривается, как период трансформации душевных и телесных проблем в позитивный аспект. Медицина использует такое видение в своих меркантильных целях, обращая наше внимание на необходимость содержания тела в разумных рамках расходования энергии и восстановление здоровья.

Интересно в этом плане ознакомиться с мнением реабилитолога и специалиста по лечебным тренажерным устройствам Валентина Викторовича Луцкого, работающего в Киевском центре доктора медицинских наук профессора С. М. Бубновского.

Как человек, накопивший огромный опыт в оздоровлении спортсменов силовых видов спорта и практикующий здоровый образ жизни, христианин по убеждениям Валентин Викторович имеет четкое представление о связи диеты и духовного очищения.

Он подчеркивает, что самочувствие человека напрямую зависит от мировоззрения и жизнедеятельности. Для заинтересованных лиц им была разработана специальная программа питания, которую можно корректировать в индивидуальном порядке. Луцкой обращает внимание на излишнее ублажение тела, переедание, пьянство и большие промежутки между приемами пищи, советует кушать часто и пить много родниковой воды (до трех литров в день)

Кроме этого необходимо:

Особенностью лечебных мер от Валентина Викторовича является практическое внедрение многовековых наработок из церковных постов, которые он повсеместно пропагандирует.

Основания для такой системы питания:

  • отдых пищеварительной системы от тяжелых видов пищи;
  • восстановление сил;
  • очищение организма.

Реабилитолог утверждает, что постные продукты продлевают жизнь, помогают избавиться от негативных эмоций, планомерно уничтожающих нервную систему человека и его тело. От себя добавим – при условии мощной мотивации и стопроцентного настроя на результат.

Чтобы иметь физические силы для такого испытания, сначала необходимо накопить силы духовные.

До революции в России, церковные посты соблюдались очень строго, что, по мнению Луцкого, отражалось на здоровье нации. Росту, крепости и выдержке русских мужиков и женщин завидовали даже иностранцы.

Питание должно соответствовать принципам рациональности.

Для организма необходим строительный материла – белок.

Позаботьтесь о наличии в доме растительных белков:

  • фасоль, чечевица, горох, орехи и т. д.
  • кедровое, льняное, тыквенное масло;
  • злаковые культуры:
  • морепродукты;
  • квашеная капуста, огурцы;
  • продукты из меда.

Вегетарианство или сыроедение – добровольный выбор немногих людей. Это в большей степени нелегкий духовный путь, а не рацион питания. Глупо и вредно перенастраивать организм без основательной мировоззренческой базы.

Примите решение об отказе приема пищи после 18:00 – вы обезопасите свой ЖКТ от гнилостных процессов. Из алкогольных напитков безвредными для вас окажутся только хорошие красные вина. Но не больше 50-ти грамм. Именно такая доза стимулирует функциональность желудка.

Избавиться от вкусовой зависимости помогает голодание от одного до трех дней. Но сначала следует с помощью слабительного очистить кишечную систему.

Правильное завершение поста

Здесь ключиком служит все та же умеренность. Скоромная пища после поста – серьезный удар по организму. Для «запуска» ферментов в переходный период добавьте к своему столу:

  • хрен;
  • горчицу;
  • перец;
  • чеснок и лук.

Добавляйте в рацион питания мясо, молоко и другие продукты постепенно и небольшими порциями.

Современная наука о православном посте

Среди диетологов по поводу церковного поста не сложилось единого мнения. Некоторые из них подчеркивают положительный момент его полезности и безопасности, советуя пост в качестве удачной альтернативы современным диетам. Основание – проверенная веками практика.

Временные переходы от потребления мяса до чисто растительных компонентов помогают организму избавиться от холестерина, токсических и канцерогенных веществ.

В постных продуктах питания ряд антиоксидантов «настраивают» сердечнососудистую систему и опорно-двигательный аппарат на «разгрузку», приводя заодно в порядок и психику.

В этом отношении способствует и сезонный характер диет. Весной организм пытается перейти на летний режим работы ЖКТ, а осенью – на зимний. Важно ему в это время оказать посильную помощь.

Пост – это возможность до минимума снизить нагрузку на желудок и обновить его слизистую оболочку.

Недавно западными учеными был выявлен в мясе и молоке токсин, накопление которого провоцирует возникновение онкологических образований. Голодание или строгая диета – доступный каждому желающему путь избавления от этой опасности.

Справка. Исследования ученых университета г. Милан (Италия)
Растительные белки снижают уровень холестерина. Что касается белков животного происхождения, ученым в течение последних лет изысканий удалось обнаружить прямую зависимость между злокачественными новообразованиями толстой кишки, матки и грудных желез и повышенным потреблением мяса и молока.

Причина этому – появление токсинов в результате переваривания пищи, так как пищеварительная система человека не адаптирована под большое количество животного белка. У человека кишечник имеет длинные размеры, потому мясная и молочная пища, слишком долго находящаяся в ЖКТ, образует при длительном нахождении токсины. Организм человека не в состоянии продуктивно вывести продукты распада животных белков.

Следствие: откладывание шлаков в организме, развитие злокачественных патологий, подагры, артрита, нарушение работы почек.

В церковном ежегодном календаре прописано 200 дней ограниченного питания. Это достаточно большой срок без мяса и молочных продуктов, серьезная возможность снижения риска развития тяжелых заболеваний.

Особенности пищевой пирамиды

Отказ от целого ряда продуктов питания во время длительных религиозных постов выглядит пугающим только на первый взгляд. Продукты, от которых отказывается постящийся верующий, не являются базовыми и крайне необходимыми.

Необходимые для организма продукты:

  • вода;
  • большинство фруктов и овощей;
  • цельные зерна;
  • разные виды орехов;
  • масло из растений;
  • бобовые культуры.

Непривычность каждодневного поедания такой пищи обусловлена факторами традиции, культуры и современных технологий, но не особенностями физиологии.

Что говорит диетология о церковном посте

Если суть духовного укрепления во время церковного поста не вызывает вопросов, то проблематику физиологии и состояния организма нам следует уточнить.

О Великом посте диетолог Ковальков, например, в своей статье «Диета и пост - вместе или врозь?» говорит, как о позитивном факторе отдыха от нагрузок на ЖКТ. В то же время он настаивает на консультациях не только с духовниками, но и врачами, чтобы избежать необратимых изменений в организме.

  • кормящим и беременным женщинам;
  • детям;
  • людям с большим перечнем заболеваний, включая и психические недуги.

Но, во всем необходим разумный подход.

Например, многие пациенты вопросы соблюдения поста решают только со священнослужителями, что в корне неправильно. По поводу любой диеты необходимо обращаться сначала к врачевателю тела. Если послабление в ограниченном питании от духовника получить трудно, то медики будут на них даже настаивать.

Важным фактором также является учет необходимости выполнения во время поста домашних и рабочих обязанностей.

Пост перед Светлым Христовым Воскресением

Подготовку к этому празднику назвать легкой трудно. Речь идет о центральном и самом значимом воздержании за весь год. Добавьте к этому весенний авитаминоз и сделайте выводы.

Пост длится семь недель в марте и апреле. Конечно, он может оказаться очень полезным, если его соблюдать правильно. Но именно с этим у большинства верующих проблема.

Исключение из рациона питания животных жиров и мяса позволяют хорошо подготовиться организму к преобладанию растительных продуктов в летне-осеннее время. Ему необходим определенный настрой на переваривание и усваивание витаминов из натуральной растительной пищи.

Наука указывает на установленный факт –

снижение показателя калорийности до 40% повышает жизненную мотивацию и продлевает функциональность всех органов и систем человека.

Церковный устав и кулинарные особенности

Ограничения довольно серьезные.

Речь идет о серии предписаний и запретов:

  • Один прием пищи в сутки в будние дни.
  • Отказ от так называемых скоромных продуктов, в некоторые дни – от всех видов растительного масла, рыбы и винных изделий.
  • Суббота и воскресенье – разрешение на два приема пищи, на масле из растений и небольшое количество вина (в Страстную неделю разрешение отменяется).
  • Два рыбных дня (в праздники – Благовещения и Вербного воскресенья) и день рыбной икры в Лазареву субботу.

Пик строгости церковной диеты приходится на начало и окончание поста.

Голодание предписано в первый и второй день первой недели и последней недели. Страстная неделя – время сухоядения.

Пост. Строгие правила не для всех!

Не все готовы умственно, душевно и физически осилить такой трудный пост. Церковь настаивает на том, что эти правила прописаны только для самых стойких верующих, берущих на себя тяжкое бремя испытаний для духовного роста. Фактически, это ориентир, а не обязательный рубеж постижения Бога. Браться всем без длительной подготовки за выполнение всех строжайших диетически норм неразумно и опасно для организма. К такому воздержанию привычны монахи, но не обычные люди, привыкшие к благам цивилизации.

Врачи подтвердят факты огромного наплыва больных после пасхальных праздников – люди не умеют грамотно завершать диету.

Для детей и больных людей предписан облегченный вид поста, с упором на молитву и упорядочение мыслей. Отцы церкви настаивают на определении своих сил и степени возможного усердия, чтобы воздержание не было в тягость, но приносило радость и помогало смотреть на мир удивленными глазами ребенка.

Меню и пост. Учимся готовить постную пищу

Главная проблема составления меню в постные дни – избежать однообразности, из небольшого перечня продуктов создать впечатление изобилия.

Напоминаем – под запретом остаются все производные от молока, мясо, яйца, жиры животного происхождения и рыба (кроме нескольких дней). Но даже из разрешенных продуктов умелая хозяйка легко приготовит питательный и вкусный обед.

В постный рацион входят:

  • разнообразные соления;
  • тушеные и вареные овощи;
  • каши;
  • салаты;
  • фрукты, ягоды, овощи;
  • орехи, семена, грибы и т. д.

В этот период есть смысл потренироваться в приготовлении самых разнообразных супов и зеленых борщей, с грибами, овощами, но без мяса.

Для салатов, которые стали важной частью стола, подойдет заправка кукурузным, оливковым, льняным маслом, яблочным уксусом, соком лимона или просто щепоткой соли.

Всем известна универсальность обычного картофеля, который можно сделать основой для целого перечня постных блюд. Добавьте к вареной или тушеной картошке любимые вами овощи в свежем, тушеном, маринованном, соленом, запеченном виде. Пожарьте грибы, приукрасьте зелеными листьями салат. Сделайте пост праздником гармонии и всеобщей радости.

Не забудьте о горохе, фасоли и чечевице. Вместе с ними ваш организм получит в достатке полноценный вид растительного белка, призванного на время заменить аналогичный из животной пищи.

Через день готовьте блюда из муки, но без яиц. Во время поста вы можете научиться делать настоящие итальянские спагетти или макароны.

Определите сами для себя полезность поста

Каждый человек является главным действующим лицом в своей жизни. Никто лучше вас не знает ваши запросы и недостатки.

В системах питания можно запутаться, но они до сих пор не решили проблему ожирения в мире. Мало того – тысячи женщин и мужчин в мире, в гонке за гармонией и красотой теряют остатки своего здоровья.

Почему так случается?

Для того чтобы определить степень полезности любой диетической схемы или религиозного питания, достаточно знать основные признаки, указывающие на опасные симптомы.

Берегитесь чувства голода

Чувствуете сильный голод?

Это верный сигнал того, что вы не на правильном пути. Но и тут существуют тонкости. Оказывается, есть разные виды голода. Например, здоровое ощущение голодания, предвкушение перед хорошим обедом. Или нестерпимый голод, валящий с ног, сопровождаемый сильным раздражением и головной болью. Организм человека предупреждает, что продолжать в таком духе крайне нежелательно. Прекращайте диету.

Признак естественной безвредной диеты – ограниченный аппетит. Кушать хочется, но немного.

Как этого добиться?

Только частыми приемами пищи, которые не исключают возможность быстро проголодаться.

Бойтесь запретов

Методика проста – берете список запрещенных к употреблению продуктов и смотрите количество запретной пищи. Сейчас модны диеты с полным запретом фруктов и овощей, углеводов, мясных продуктов.

Это означает колоссальный стресс для вашего организма. Выдержать такую диету по силе далеко не каждому. И надо ли? Советуйтесь с врачом. Перечень креативных монодиет с одной стороны дают конечный результат, но какой ценой?

Вызывают вопросы и временные ограничения. Если вы работаете до полуночи, а вам предлагают воздержание в пище после шести часов вечера, то принесет ли она вам пользу? Не лучше ли ориентироваться на двух, трех часах до сна.

Все это говорит о чрезвычайно важности индивидуального подхода и разумного выбора при ориентации на запросы организма и умеренном их возмещении.

Избегайте радикализма в диетологии

Посмотрим на это с научной точки зрения. Организм подвергнется голоду, к которому он не привык. Это для него мощный стресс и негативные последствия, которые придется устранять. После быстрого похудения не выкидывайте одежду больших размеров. Она вам очень скоро понадобится снова.

По мнению известного диетолога М. Гинзбурга, голодание приводит к заболеванию гастритами, образованию язвенной болезни желудка и 12-перстной кишки, желчнокаменной и мочекаменной болезни, значительному снижению иммунитета и повышению риска инфицирования.

Модные системы питания. Собирайте всю доступную информацию

Задумайтесь, речь идет о реальном риске для вас!

Узнайте – есть ли базовые данные о влиянии избранной вами диеты на обмен веществ, на органы и системы организма, включая и психологический аспект?

Посты и диеты. Будьте благоразумны

Абсурдность некоторых диетических схем питания не поддается описанию. Бойтесь красивых названий, призванных включить вашу эмоциональность и выключить умственные способности. Инфантилизм последователей конфетных, шоколадных, ромовых, цветочных диет не может не вызывать улыбки у специалиста.

История болезни. Рассказывает практикующий врач . Пациентка, молодая женщина. Практиковала сыроедение в течение семи лет. К сожалению, вынужден признать, дефицит витамина В12 подтвержден в результате комплексного исследования. При этом, обращаю внимание – в течение шести лет она чувствовала себя прекрасно и всем рекламировала такой способ питания. Через шесть лет выставлен диагноз – мегобластная анемия, тяжелая форма. Состояние – оставляет желать лучшего. Анемия в такой форме и с такими показателями – это диагноз серьезный.

Организм испытывал острую нехватку:

  • железа;
  • вит. В12;
  • и В9 (фолиевой кислоты).

Справка . Фолиевая кислота не может полноценно усвоиться организмом без наличия необходимого количества витамина В12.

Симптоматика у пациентки:

  • Разрушение слизистых оболочек с появлением язв во рту, малиново-красный язык («ошпаренный»).
  • Увеличение лимфоузлов.
  • Язвочки в гортани и кишечнике.
  • Язва желудка.

Жалобы: болит все тело и все органы, каждый день стул с примесью крови, сильная слабость, головные доли, скачки давления, потери сознания.

Восстановление идет медленно, организм остро нуждается в нормальном уровне железа и витаминах, но назначение больших доз – опасно, так как высокая дозировка – токсична.

Почему так произошло? Вегетарианское питание и сыроедение подходит не всем, кроме того, необходимо учитывать, что женщины ежемесячно теряют кровь во время менструации. Тем, кто решился быть вегетарианцем, во-первых, необходимо пройти серьезное комплексное исследование, во-вторых, даже в случае здоровья организма в целом, регулярно сдавать лабораторные анализы. При нехватке витаминов и микроэлементов, в случае продолжение вегетарианской системы питания или сыроедения (если позволяет врач), начать прием витаминно-минеральных комплексов (опять же по назначению специалиста).

Причины прекращения диеты

Назовем три основные:

  • Ощущение недомогания – слабость, позже сухость кожного покрова, нарушение структуры ногтей, выпадающие волосы. Симптоматика говорит о начавшемся авитаминозе и недостатке некоторых минеральных веществ.
  • Нарушение умственной деятельности. Ухудшение настроения, приступы депрессии, раздражительность, агрессивная реакция на людей и окружающую действительность, нарушение сна. Симптоматика голодания головного мозга.
  • Неожиданное желание употребления определенного продукта, ранее не характерное для вас. Симптоматика нехватки некоторых витаминов и микроэлементов.

Вышеперечисленные случаи являются серьезным основанием для немедленного прекращения диеты или поста и визита к врачу для выяснения причины проявления специфической симптоматики и определения мер ликвидации прямой угрозы здоровью.

Дорогие посетители сайта Фармамир. Статья не является медицинским советом и не может служить заменой консультации с врачом.