Таблицы шульте от 1 до 25. Эти-Дети: возрастная психология, развитие и воспитание детей. Особенности проведения упражнений среди учеников разного возраста

Сегодня хотела рассказать про один очень интересный тест — таблицы Шульте , который быстро проверяет уровень концентрации, распределения и переключения внимания. С его помощью можно не только оценить свое внимание, но и хорошо развить его.

Прежде чем перейти непосредственно к диагностике внимания, дам небольшую теорию:

Что такое внимание? Это способность человека направлять свое сознание на определенные объекты, имеющие для него некоторую значимость, а также его умение сосредотачиваться на чем-то конкретном.

Внимание тесно связано с остальными психическими процессами (памятью, мышлением, восприятием), в том числе и с двигательными реакциями человека. В связи с этим различают разные типы внимания :

  1. Сенсорное внимание — обусловленное сосредоточением на объекте с помощью наших органов чувств.
  2. Моторное внимание — обусловленное сосредоточением на движениях.
  3. Интеллектуальное внимание — обусловленное сосредоточением на наших мыслях, переживаемых чувствах, воспоминаниях.

С помощью внимания мы легко можем выделить из общего потока информации нечто конкретное, необходимое для нас в данный момент времени, отсеивая лишнее. Внимание удерживается только тогда, когда нужная цель достигается полностью , затем оно ослабевает и переключается на что-то другое.

Внимание сильно зависит от нашего психического состояния и общего здоровья. Очевидно, что уставшему, больному или взволнованному человеку крайне сложно удержать свое внимание и спокойно сосредоточиться на текущих делах.

Кроме этого, внимание не одинаково у детей и взрослых.

У дошкольников, в отличие от взрослых — непроизвольное внимание , т е. оно связано с настоящим и зависит от заинтересованности детей: нет интереса — нет и внимания.

  1. Преддошкольный возраст (до 3 лет). Младенцев привлекают световые, звуковые и механические раздражители внешнего мира, которые тесно связаны с его общим уходом (купанием, кормлением, одеванием и т.д.). Например, увидев маму и почувствовав, как она его берет на руки, чтобы покормить, кроха задерживает свой взгляд на ней. Позже начинает улыбаться и издавать радостные звуки, как только увидит или услышит ее ласковый голос.
  2. Младший дошкольный возраст (3-4 года). С возрастом непроизвольное внимание начинает развиваться в своем многообразии, когда малыш все больше и больше знакомится с окружающим миром. Внимание возникает и удерживается по мере проявления интереса ребенка к игрушке , к родителям, к другим детям. Манипуляции с игрушками постепенно сменяются сюжетными играми, ребенок может играть примерно 15-20 мин самостоятельно, если ему ОЧЕНЬ интересно.
  3. Средний дошкольный возраст (4-5 лет). Непроизвольное внимание становится более многообразным и охватывает множество сторон жизни ребенка (дом, детский садик, отношения с родителями, с бабушками-дедушками, со сверстниками и другими посторонними людьми). Чем чаще ребенок бывает в обществе, тем больше у него возможности развить свое непроизвольное внимание.
  4. В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) постепенно формируется произвольное внимание — способность ребенка выполнять какое-то дело независимо от интереса, на основе сознательного волевого усилия: он ставит перед собой цель и стремится ее выполнить.

К 7 годам произвольное внимание уже должно сформироваться. Это одно из условий для .

А теперь давайте проверим себя и своего ребенка. Есть замечательная методика: таблицы Шульте. Она нам поможет проверить уровень развития произвольного внимания. В тестировании могут принимать участие дети с 7 лет, только если они уже знают цифры и свободно умеют считать от 1 до 25.

Как выполнять тест?

Итак, что собой представляют таблицы Шульте ? Внизу вы видите 5 таблиц с разбросанными хаотично цифрами. Задача — как можно быстрее найти их по-порядку от 1 до 25. Детям можно показывать на цифры пальцем, взрослым достаточно пробежать по ним глазами.

Чтобы легче и удобнее было, вы можете для себя (в формате PDF, размер 387,7 Кб), распечатать их на принтере и вырезать каждую таблицу отдельно.

Интерпретация результатов

Берете секундомер и засекаете время на прохождение каждой таблицы. Закончив одну и быстро записав время, вы переходите к следующей и так до пятой таблицы. Лучше будет, если кто-то отметит время, в то время как вы пройдете весь тест, не отвлекаясь.

Затем постройте кривую утомляемости , которая покажет, как меняется концентрация и устойчивость внимания в динамике.

Еще интересно вычислить эффективность работы (ЭФ), степень врабатываемости (ВР) и психическую устойчивость (ПУ) по таким формулам:

ЭР = (Т 1 + Т 2 + Т 3 + Т 4 + Т 5) / 5 , где

Т i – время работы с i-той таблицей. i — это порядковый номер таблицы (1,2,3,4,5)

Средние нормативы на одну таблицу: 7-9 лет — 1 мин 10 сек. Взрослые — 40 сек.

Степень врабатываемости вычисляют так:

ВР= Т 1 / ЭР

Если у вас результат меньше 1,0 – врабатываемость хорошая. Чем больше данная цифра — тем больше времени вам нужно для подготовки к конкретному делу.

Психическая устойчивость или выносливость определяют так:

ПУ= Т 4 / ЭР

Если вы получили цифру меньше 1,0 — выносливость хорошая. Чем больше данная цифра — тем меньше выносливость для выполнения тех или иных заданий.

О таблице

Таблица Шульте – квадратная матрица, в ячейках которой в произвольном порядке размещены числа или буквы. Применяется в качестве теста для оценки текущего темпа восприятия текстовой информации и изучения объема внимания.

Методика работы с таблицами Шульте

Суть тренировок с таблицами Шульте – развитие навыка быстрого поиска и «захвата» информации благодаря расширению поля зрения. Последовательное нахождение чисел на скорость необходимо выполнять с соблюдением следующих важных правил:

  1. Зафиксируй взгляд в центре таблицы – старайся смотреть только на «глаз».
  2. Искать числа нужно беззвучным счётом, то есть не произнося их ни в слух, ни про себя (это сложно, но возможно) – в идеале.
  3. Главное – не просто отыскать цифры как можно быстрее. Помни, что твоя цель – научиться видеть одновременно с числом, расположенным в центральной клетке таблицы, числа, расположенные во всех четырех углах большого квадрата. Сначала это будет очень не просто, но со временем ты поймешь, что именно так можно развить способность находить все числа в 2-3 раза быстрее, чем при обычном движении глаз.

Режим занятий

Тренируйся с таблицами регулярно – каждый день или хотя бы через день на протяжении 2-3 недель. Выдели для занятий 20-30 минут. Если чувствуешь, что во время выполнения упражнений глаза начинают уставать, рекомендуем сделать перерыв на 5-10 минут или продолжить тренировку уже на следующий день.

в основе игры

Таблицы Шульте

Эффект от упражнения

Регулярные тренировки с таблицами Шульте:

  • помогают в развитии навыка концентрации внимания;
  • способствуют увеличению объема внимания;
  • развивают кратковременную зрительную память;
  • расширяют периферическое зрение, а более широкое поле зрения сокращает время поиска ценных смысловых частей текста;
  • повышают скорость визуального восприятия информации и способствуют увеличению скорости чтения.

Преимущества таблиц Шульте онлайн на сайт

Приятный дизайн, интерактивность, в центре размещен "глаз" для удобства фокусировки взгляда. Возможность тренировок на различном уровне сложности. Автоматическое отслеживание времени выполнения упражнения, фиксирование лучшего показателя. Принимай участие в рейтинге и стремись стать лучшим. Электронные таблицы Шульте на время – отличный стимул для постановки рекордов и улучшения своих результатов на фоне достижений других людей. Бумажные варианты необходимо постоянно обновлять, так как происходит их непроизвольное заучивание и эффект от упражнения пропадает. Наш онлайн-генератор создает неограниченное количество таблиц Шульте, что позволит Вам экономить время на подготовке к тренировкам. Мобильную версию упражнения-тренажера по таблицам Шульте можно скачать бесплатно на App Store и Google Play. Благодаря этому упражнения по скорочтению можно выполнять дома перед сном, утром в метро, в перерыве на работе, в любое удобное время и в любом месте.

Для успешного освоения школьной программы детям необходимо обладать рядом качеств, позволяющих концентрироваться и анализировать полученную информацию. Внимательность обучающихся необходимо постоянно тренировать, поэтому педагогу важно знать, требуется ли коррекция тому или иному ученику. Чтобы это определить, можно провести диагностику с помощью теста «Таблицы Шульте».

Суть методики

Таблицы, разработанные немецким психиатром Вальтером Шульте в середине ХХ века, представляют собой набор из карточек с изображёнными вразброс цифрами. Задача испытуемого - назвать все элементы в правильном порядке, показав на них указкой или, если удобно, зачеркнув карандашом. Традиционный вариант стимульного материала представляет собой 5 таблиц 60 х 60 см, выполненных на плотной бумаге. Каждый лист должен быть поделён на 25 квадратов со вписанными в них числами от 1 до 25.

Диагностика помогает исследовать:

  • устойчивость внимания;
  • эффективность самостоятельной работы;
  • психическую устойчивость;
  • скорость ориентировочно-поисковых движений взгляда;
  • объём внимания.

Методика направлена на тренировку и расширение периферического зрения. Это имеет ключевое значение для скорости чтения, так как позволяет сократить время, затрачиваемое на поиск определённых информационных частей текста. То есть таблицы не только выполняют диагностическую функцию, но и служат тренажёром скорочтения.

При тестировании используется несколько таблиц подряд

Для младших школьников регулярные тренировки на таблицах помогают:

  • быстрее и прочнее усваивать новый материал;
  • научиться критически оценивать полученные знания;
  • эффективнее запоминать информацию;
  • концентрировать внимание на конкретном действии.

Благодаря тому, что для выполнения заданий не нужно выполнять математические операции, результаты теста получаются максимально объективными.

С позиции учителя этот метод обладает ещё одним существенным преимуществом перед другими видами диагностических тестов, а именно: на обработку каждой таблицы уходит всего около минуты.

Как правильно пользоваться таблицами Шульте

Перед тем как начать работу с таблицами Шульте, нужно:

  • расположить таблицу под небольшим углом на расстоянии 30–35 см от глаз школьника;
  • попросить ребёнка зафиксировать взгляд на изображённых объектах в центре и не отводить глаза.

Сама процедура диагностики заключается в следующем:


Если методика используется в качестве тренажёра внимания, то не стоит обрабатывать более десяти таблиц в день. С развитием у школьника навыка быстрого ориентирования в изображённых элементах материал нужно дополнять. Для этого увеличивают количество ячеек, делая квадрат крупнее и предлагая испытуемым поле 6 х 6, 7 х 7, 8 х 8. Работать в таком случае рекомендуется 3–4 раза в неделю (по полчаса) на протяжении 21 дня.

Особенности проведения упражнений среди учеников разного возраста

Отыскивание чисел младшими школьниками

В младшем школьном возрасте применение теста должно носить облегчённый характер. Это касается прежде всего количества клеток с цифрами. Для новичков достаточно квадрата 3 х 3 или прямоугольника 3 х 5. Дети 5–11 классов могут показывать цифры молча, тогда как для малышей обязательным является проговаривание каждого объекта. Психологи и педагоги рекомендуют для учеников начальных классов проводить тест Шульте в несколько этапов:

  1. Показать и назвать цифры по порядку.
  2. Показать и назвать объекты в обратном порядке.
  3. Ребёнок показывает цифры по возрастанию, а взрослый в это время проговаривает чётные или нечётные числа.

Последний этап является самым сложным уровнем для ребёнка, так как требует концентрации внимания при внешних помехах.

Тест для обучающихся среднего и старшего звена (с чёрно-красной таблицей)

Цветная таблица Шульте предполагает комбинацию чёрного и красного цветов, активизирующих мозговую деятельность

Психологи детально изучили воздействие таблиц Шульте на мозг человека и пришли к выводу, что тест стимулирует приток крови к лобным долям, врезультате чего увеличивается объём памяти и усиливается концентрация внимания. Учитывая это, для усовершенствования методики учёные предложили сделать таблицу двуцветной: часть цифр на материале изобразить в красном цвете, а другую половину - в чёрном. Для детей среднего и старшего звена предлагается квадрат 7 х 7, а задание формулируется следующим образом:

  1. Назови и покажи все красные цифры.
  2. Назови и покажи все чёрные цифры.
  3. Показывая красные, используй прямой счёт.
  4. Показывая чёрные, используй обратный счёт.

Обработка и интерпретация результатов

Для вычисления эффективности работы (по времени, затраченному на выполнение и количеству допущенных ошибок) используется следующая формула:

ЭР (в секундах) = (т1 + т2 + т3 + т4 + т5) / 5, где т1 - время работы с таблицей №1, т2 - время проработки таблицы №2 и так далее; 5 - количество рассмотренных материалов. Эффективность оценивается с учётом возраста тестируемого (чем выше балл, тем лучше результат):

Степень врабатываемости (насколько быстро испытуемый включается в задание) вычисляется по формуле:

Вр = т1 / ЭР.

Если получившийся показатель меньше единицы, то качество проявляется на хорошем уровне. Чем выше значение Вр, тем сложнее школьнику включаться в работу.

Психическую устойчивость (как долго ребёнок может концентрироваться на конкретной поисковой задаче) можно определить так:

ПУ = т4 / ЭР.

Обратите внимание: в расчёт берётся время, затраченное на работу именно с таблицей №4. Если результат меньше 1, то это значит, что испытуемый обладает хорошей психической устойчивостью. Высокий показатель свидетельствует о плохой способности долго концентрироваться на какой-либо деятельности.

Два последних критерия оцениваются одинаково для школьников любого возраста.

Диагностика внимания с помощью методики Шульте помогает оценить степень концентрации внимания школьников, а также уровень их психической устойчивости, что позволяет скорректировать работу по развитию мышления и памяти ребёнка, а также обучить детей разного возраста приёмам скорочтения.

Экология потребления. Познавательно: Методика выполнения этих упражнений направлена на улучшение периферийного зрения, увеличение количества видимого текста, и следовательно, на ускорение чтения...

Для тренировки навыка быстрого чтения многие специалисты рекомендуют выполнять специальные упражнения с таблицами Шульте.

Методика выполнения этих упражнений направлена на улучшение периферийного зрения, увеличение количества видимого текста, и следовательно, на ускорение чтения.

Что это такое?

Таблица Шульте представляет собой таблицу, в ячейках которой хаотичным образом размещена определенная информация (чаще всего последовательно идущие числа). Самый распространенный вид интерпретации таблицы Шульте (или Shultz tables) – это квадратная таблица, имеющая 5 столбцов и 5 строк, в которых в случайном порядке размещены числа от 1 до 25.

Суть работы с таблицами Шульте заключается в быстром последовательном нахождении всех чисел, либо других объектов, расположенных в таблице. Причем акцент делается именно на скорость нахождения , повысить которую и позволяют специальные методики работы с этими таблицами.

Эффект от упражнения

Обычно Shultz tables применяются для развития темпа восприятия информации, а также в качестве теста для изучения текущего состояния этого темпа.

Постоянная работа с таблицами Шульте помогает расширить ваше периферийное зрение. Широкое поле зрения сокращает время поиска информационных частей текста.

Также за счет работы с такими таблицами растет скорость зрительных поисковых движений, что является важной составляющей навыка быстрого чтения.

Кроме того, таблицы Шульте часто применяются в тренингах по Нейролингвистическому программированию (НЛП) для получения так называемого состояния высокой продуктивности, которое осуществляется за счет переключения сознания от критического восприятия к определенной апатии и возможности эффективно выполнять логичные и последовательные операции. В принципе, этот эффект также важен и для скорочтения. Поэтому можно сказать, что работа с таблицами Шульте оказывает двойной эффект на увеличение скорости чтения.

Методика выполнения упражнения

Для того чтобы эффективно увеличивать скорость чтения, искать цифры нужно беззвучным счётом, то есть про себя, в возрастающем порядке от 1 до 25.

Найденные цифры фиксируются только взглядом. Однако есть своя особенность этого поиска. Для того чтобы правильно выполнить упражнение, и следовательно, быстрее найти все цифры, тренируя периферийное зрение, нужно сфокусироваться на центральной ячейке таблицы так, чтобы видеть таблицу полностью.

Наилучшая тренировка зрительных навыков скорочтения при работе с таблицами Шульте достигается при максимальном отсутствии горизонтального и вертикального движения глаз. Для этого необходимо соблюдать правильное расстояние от глаз до таблицы. Чем дальше таблица, тем удобнее смотреть на все ее ячейки сразу. Оптимальное расстояние до таблицы должно соответствовать удобному расстоянию до книги или до монитора при чтении. Обычно это 40-50 сантиметров, но не нужно отводить глаза слишком далеко, только в том случае, если вам сложно видеть всю таблицу.

Достижение нужного эффекта

Занимаясь с таблицами Шульте, важно понимать, что именно вы тренируете – свои зрительные навыки . Поэтому главное не желание как можно скорее закончить каждую таблицу, а правильное выполнение упражнения, то есть соблюдение методики, описанной выше.

По началу при выполнении упражнения у вас могут возникнуть определенные трудности, но с каждой следующей таблицей вы будете находить числа все быстрее и быстрее. В конце концов вы поймете, что теперь находите числа куда быстрее, чем если бы просто искали их обычным движением глаз. Это и есть нужный эффект от методики упражнений с таблицами Шульте. опубликовано

Также интересно:

При движении взгляда наибольшая острота зрения возникает только в центральной зоне сетчатки глаза, так называемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится как бы в тумане. Широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов. Поле, с которого происходит съем информации, как показали исследования, можно расширить, например, при регулярном использовании таблиц Шульте.

Работа с таблицей Шульте развивает объемное (параллельное, а не последовательное) внимание, когда символы, находящиеся в поле зрения, воспринимаются одновременно, а пересчитываются последовательно. Главное – не отыскать цифры, главное – при взгляде в центр таблицы видеть одновременно с центральной цифрой верхние левую и правую, нижние левую и правую цифры.

Как часто использовать таблицу Шульте для тренировки навыка скорочтения

При регулярном использовании данный тренинг расширяет периферийное зрение и это позволяет повысить скорость чтения как за счет охвата большего пространства читаемого текста, так и за счет освоения параллельного режима (а не сканирующего, последовательного) распознавания печатных символов.

Как повысить внимание к изучаемому предмету?

Внимание так же можно, как бы позаимствовать у других.

  1. Найдите увлеченного нужной темой человека и попросите его рассказать о предмете.
  2. Соревнуйтесь с кем либо из товарищей. Определите конкурента и проявите усилия чтобы опередить его.

Как фиксировать успехи в занятиях?

  1. Ведите журнал, в котором фиксируйте достижения и рекорды.
  2. Ведите график, в котором отмечайте сколько времени вы провели за изучением того или иного предмета.

Что такое чтение

Чтение это слуховой метод восприятия знаковой информации. Читатель, как бы ведет неспешную беседу с автором текста. В определенный момент, читатель может сделать паузу. Обдумать прочитанное (сказанное).

Чтение - когнитивный процесс декодирования символов, направленный на понимание текста. Средство для усвоения языка , обмена информацией и идеями.

Чтение это взаимодействие между текстом и читателем, который формируется на основе предварительных знаний.

Чтение требует творческого подхода и критического анализа. Каких-либо законов в чтении нет, не ограничивая читателя в чтении.

Начните быстро читать прямо сейчас!

Обычный читатель уже обладает широким углом зрения

То, чему учат в школах скорочтения уже у вас есть - Вы уже обладаете достаточно широким углом зрения (доказательства смотрите в видео или при помощи компьютерного тренинга ).

Человеческий мозг привык работать быстро

Мозг привык работать быстро. Он легко и просто разгадывает шарады, которые ему преподносит жизнь.

Прочитайте, что здесь написано?

хмуа, аумх-цакухото,

ооннпчеозоле хрюоб!

хаму по люпо пашло,

аухм ежкуден лшана.

шлпоа хаму на азрба
и клупиа соварам:

<рихтподие, кыантара,

я асв чема щгоуу!>

Помните, главное, правильно перестроить сознание!

Мы читаем не словами, а смыслами

Давайте, разорвем текст на полоски и сдвинем их по вертикали. Как это не удивительно - читать этот текст будет возможно. Вы даже не будете замечать, что текст смещен. Невообразимым образом, мозг адаптируется к возникшей сложности.

Так почему же мы так медленно читаем?

Потому что, ищем ответ там где его нет.

Искать потерянные ключи следует не там где светло, а там, где потерял

Как пользоваться Таблицами Шульте онлайн

Нажмите на стрелку в нижнем правом углу. Концентрируйте взгляд на красной точке в центре экрана и одновременно старайтесь увидеть все цифры на поле. Этого можно добиться рассеянным взглядом. Смотрите сквозь экран (листок). Пытайтесь последовательно определить где находятся цифры от 01 до 25 и при этом не убирать взгляд с центральной точки. При каждом нажатии мышкой на центральную точку задание будет меняться.

Этот тренинг позволяет увеличить периферическое зрения, что ведет к увеличению скорости чтения.

Занимайтесь таблицами Шульте по 15 минут в день в течении двух недель и вы удвоите, а может быть и утроите скорость чтения.

Чем человек просвещеннее, тем
он полезнее своему отечеству.
(Грибоедов)

Немного физиологии - ограниченный угол зрения

Когда ребенок учится читать, то для него незнакомы начертания букв. Он с трудом распознает каждую букву. вместо чтения слова "кот", малыш читает к--о--т. в-о-т--к-а-к--ч-и-т-а-е-т--ч-е-л-о-в-е-к--с-у-з-к-и-м--о-в-а-т-о-м-у-г-л-о-м--з-р-е-н-и-я.

Постепенно, узнавание букв становится автоматическим, соответственно возрастает и скорость чтения. Следующим логическим шагом должно быть чтение словами и группами слов.

Узкий угол зрения - основная причина низкой скорости чтения.

Узкий угол зрения позволяет видеть крошечный кусочек страницы, может быть букву, а может быть слово. Узкий угол зрения это взгляд через окно паранджи.

Войдите в комнату и бросите косой взгляд. Скорее всего вы запомните много предметов. Это связанно с тем, что многие предметы для вас знакомы, а с другой стороны, это показатель возможностей мозга быстро запоминать информацию.

Для чего нужно уметь быстро читать

В любой области интеллектуальной деятельности приходится много читать. Чем шире поле нашего зрения, тем больше информации "за одну фиксксацию взглядом" мы можем выхватить из текста. Ребёнок читает по слогам не только из-за того, что его так научили. Одна из причин как раз в узком угле зрения - ребёнку трудно увидеть слово целиком.

Сделайте себе закладку на эту страницу , чтобы один-два раза в день тренироваться простыми компьютерными упражнениями. Вы потеряете всего 3-5 минут в день, но получите интересный результат: уже через неделю-полторы станет ясно, что поле зрения увеличилось.

Внимание и концентрация на прочитанном тексте

Внимание -основа психики человека. Внимание принимает активное участие во всей нашей жизни, и во многом успех или неудача в делах зависят именно от него.

Поэтому, приступая к делу, мы концентрируем внимание. А во время отдыха - расслабляемся.

Существует множество методик, которые тренируют внимание (объем, концентрацию, распределение). Одна из этих методик использует интеллектуальный тренажер на основе таблиц Шульте.

Эта страница сделана на Flash технологиях.
Новая версия тренинговскорочтения вот здесь:

Онлайн флеш тренинги для освоения навыка быстрого чтения

Таблицы Шульте и дети (школьники):

Таблицами Шульте так же можно заниматься с детьми. Таблицы Шульте тренируют внимание у детей, расширяют угол зрения ребенка и тренируют навык полу-медитативного чтения.

При этом нужно иметь в виду, что преподавать скорочтение детям все же можно после 14 лет - то есть после того, как они научатся ставить перед собой цели и достигать их.

При движении взора большая острота зрения появляется в центральной зоне сетчатки глаза, так именуемой зоне ясного видения. Все, что лежит за пределами этой зоны, на периферии, видится вроде бы в тумане. Обширное поле зрения уменьшает время поиска информативных фрагментов текстов. Поле, с которого происходит съем текста, как проявили исследования, можно расширить, к примеру, при постоянном использовании таблиц Shulte online.

Работа с таблицей Шульте развивает объемное (параллельное, а не последовательное) внимание, когда знаки, находящиеся в поле зрения, воспринимаются сразу, а пересчитываются поочередно. Главное – не найти числа, главное – при взоре в центр таблицы созидать сразу с центральной цифрой верхние левую и правую, нижние левую и правую числа. При постоянном использовании данный тренинг расширяет периферийное зрение и это позволяет повысить скорость чтения как за счет охвата большего места читаемого текста, так и за счет освоения параллельного режима (а не сканирующего, поочередного) определения печатных знаков.

Иностранный язык - тренировка иностранных языков | | | |