Как повысить самооценку ребенку — что влияет на уверенность в себе. Повышаем у ребенка самооценку Как помочь ребенку повысить самооценку

Достигнет ли ребёнок в будущем успеха в жизни или нет, напрямую зависит от уровня его самооценки, которая закладывается в раннем детстве. Ключевую роль в её формировании играют родители и обстановка в семье в целом, а в более позднем возрасте на восприятие себя оказывает воздействие окружение ребёнка. Что такое самооценка? Это осознание важности себя самого, умение адекватно оценивать собственные качества, достижения, достоинства и недостатки. Как развить в детях правильное отношение к себе и почему это важно?

Здоровая самооценка – залог успеха

Достичь баланса между заниженной и завышенной самооценкой при воспитании ребёнка нелегко. Здоровое восприятие себя ребёнок развивает постепенно, если он растёт в благоприятной атмосфере. Крепкая семья, где все относятся друг к другу с уважением, оказывают поддержку, искренне проявляют свои чувства, где малыш чувствует себя защищённым, — вот подходящие условия для развития здоровой самооценки у ребёнка.

Дети с завышенным самовосприятием часто агрессивны, склонны к манипулированию другими. Они считают себя и свои интересы выше остальных. Им сложно смириться с поражением или воспринять отказ родителей выполнить их требование.

Заниженная самооценка у детей проявляется иначе – такие малыши склонны уединяться, они не уверены в себе, в правильности своих действий и в достижении целей. Они постоянно находятся в ожидании худшего – что их не заметят, обидят, не выслушают, не примут. Свои собственные успехи эти дети не замечают или считают их незначительными.

Ребёнку как с заниженной, так и с завышенной самооценкой придётся столкнуться с трудностями, которые непременно проявятся в поиске друзей, брачного спутника, работы и других сферах жизни. Вот почему важно с малых лет научить сына или дочь правильно оценивать и воспринимать самого себя как личность.

Адекватная самооценка позволит ребёнку стать честным, справедливым по отношению к себе и окружающим, ответственным, сочувствующим и любящим. Такой человек умеет признавать свои промахи, равно как и прощать ошибки других. Он способен доводить дело до конца, брать на себя ответственность за принимаемые решения.

Насколько важны похвала и поощрение?

О важности одобрения упоминалось ещё в Библии, где сказано, что похвала окрыляет. Эти слова и сегодня актуальны – для развития адекватного самовосприятия ребёнка нужно хвалить и поощрять. Заметив, что малыш справился с какой-то задачей, получил новый навык, сразу похвалите его за успехи. Сказанное вовремя доброе слово побудит кроху стремиться завоевать ещё больше одобрения со стороны взрослых.

Здесь действует и обратное правило – ребёнок, не получивший похвалы за добрый поступок или достижение, может утратить интерес к хорошим делам . Если родители постоянно игнорируют или воспринимают успехи ребёнка как должное, малыш начнёт привлекать их внимание к себе иным способом – баловством и агрессией.

Важно научиться правильно поощрять детей, не перегибая палку. Преувеличенная или надуманная похвала способна навредить малышу – зачем прикладывать усилия, если мама и папа всё равно выскажут своё одобрение? В каких случаях похвала неуместна?

  • Из чувства жалости к малышу;
  • Если ребёнок присвоил чужие достижения;
  • Из желания снискать расположение малыша;
  • Не хвалят за природную красоту и здоровье.

У каждого человека есть разные способности и таланты, которые могут проявиться неожиданно. Чтобы выявить их и суметь развить, необходимо побуждать кроху совершать попытки пробовать себя в разных видах деятельности .

Пусть кроха поёт, рисует, танцует или строит, не одёргивайте его, а ободряйте. Никогда не говорите детям, что им не стать великим танцором или музыкантом. Поступая так, вы добьётесь только того, что ребёнок перестанет даже пробовать что-то новое, а его самооценка снизится.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Несколько способов повышения детской самооценки

Убеждённость в том, что родители верят в твои силы и способности, поможет ребёнку преодолевать страхи и достигать целей. Хвалите малыша авансом , показывая и доказывая, что вы не сомневаетесь в нём. Как это делать? Говорите ему, что он обязательно сможет рассказать стихотворение без запинки, он сумеет выполнить определённую работу. Произносите эти слова без тени сомнения, это вдохновит ребёнка и придаст ему сил.

Похвала ребенка с утра – это аванс на весь долгий и трудный день. Хвалите его и за то, что будет, внушите ему веру в себя и свои силы: «Ты расскажешь правило!», «Ты победишь на соревнованиях», «Ты постараешься», «Я в тебя верю» и т.д.


Ещё один способ повысить самооценку детей – это интересоваться их мнением и просить совета в каком-то деле. Получив рекомендацию от сына или дочки, последуйте ей, даже если вы думаете иначе. Это важно, так как позволит достичь цели – поможет самоутвердиться детям. Не бойтесь показывать свою слабость, не скрывайте собственные неудачи, а признавайте их, тогда дети поймут, что и у взрослых не всегда всё получается с первого раза. Обращайтесь за помощью к ребёнку – такой приём особенно хорош в отношениях матери и сына, он создаст благоприятную почву для воспитания в мальчике мужских качеств.

Нужно ли наказывать детей?

Наказание и порицание – важная часть воспитательной работы, без которой нельзя развить здоровую самооценку. Оно даёт возможность осознать собственные промахи, научиться исправлять ошибки. Что нужно знать родителям, применяя порицательные меры?

  • Наказание не должно сопровождаться нанесением физического или психологического вреда ребёнку (Читаем также: почему нельзя бить детей – );
  • Порицание – это любящая мера, не лишайте малыша ласки и заботы, когда он провинился (Читаем также: );
  • Нельзя отнимать подарки у детей – это запрещённый приём;
  • Когда сомневаетесь, стоит ли наказывать за проступок, не делайте этого;
  • Старые промахи и проступки прощайте, забывайте, не упрекайте ими детей и не напоминайте о них;
  • Наказание не должно быть унизительным.

Стоит упомянуть о случаях, когда воспитательные меры стоит отложить или вообще отказаться от наказания ребёнка:

  1. Когда малыш болен.
  2. Если дочь или сын испытывают страх.
  3. После недавно перенесённой психологической травмы.
  4. Если кроха прилагает усилия, но у него не получается достичь результата.
  5. Когда вы уславшие или сильно раздражены.

Для нормализации завышенной самооценки учите ребенка:

  • Прислушиваться к мнению и советам окружающих;
  • Уважать чувства и желания других;
  • Достойно относиться к критике.

Как помочь детям научиться правильно оценивать себя?

Разумное использование наказания и поощрения поможет отцу и матери найти ту самую золотую середину в воспитании детей и развить адекватное отношение к самому себе. Пример родителей станет краеугольным камнем в становлении гармоничной личности детей . Как малыши, так и подростки должны понимать, что мама и папа – обычные люди, которые не застрахованы от ошибок. Если у вас не получилось испечь пирог или закрепить ровно карниз, признайте это. Такое поведение сформирует адекватную самооценку у подрастающего поколения.

Для развития адекватной самооценки:

  1. Не оберегайте ребенка от повседневных дел. Не решайте за него все проблемы, но и не перегружайте его. Ставьте посильные задачи, чтобы он мог почувствовать себя умелым и полезным.
  2. Не перехваливайте ребенка, но и не забывайте поощрять, когда он это заслуживает.
  3. Хвалите за любую инициативу.
  4. Показывайте своим примером адекватное отношение к успехам и неудачам: «У меня не получился пирог…ну ничего, я знаю, в чем причина! В следующий раз я положу больше муки».
  5. Никогда не сравнивайте с другими детьми. Сравнивайте с самим собой: кем он был вчера и кем он стал сегодня.
  6. Ругайте только за конкретные проступки, а не в целом.
  7. Анализируйте вместе неудачи, делая правильные выводы. Расскажите ему похожий пример из своей жизни и как вы справились с этим.

Общие интересы, совместные игры и занятия, искреннее общение – вот что необходимо детям, чтобы почувствовать свою значимость и научиться ценить и уважать себя и окружающих.

Личный опыт

Если ваш ребенок не уверен в себе, стесняется, боится подойти к незнакомым людям, боится знакомится с другими детьми, тревожен. В этом видео даны рекомендации как поднять самооценку ребенка, методы поднятия уверенности в себе, игры для преодоления застенчивости:

По утверждению психологов, ребенок, который часто произносит выражения, подобные: «Я не справлюсь, задание слишком сложное», «На тренировке ребята отжимают больше, чем я», «Я не могу стать спортсменом, потому что быстро устаю», «Я не получу высокий балл, потому что я слишком глуп и не смог разобраться в теме урока» и так далее, обладает заниженной самооценкой.

Во всем мире, вне зависимости от положения в обществе, благосостояния, менталитета, сталкиваются с такой психологической проблемой. Главной задачей родителей является помощь ребенку справиться с собственной слабостью, неуверенностью и разрешить проблемы с самооценкой. Важно понимать, что уверенность в собственных силах у человека периодически пропадает на протяжении всей его жизни. Поэтому необходимо уже в детстве взрастить задатки работы над собой, чтобы побороть сложности в эмоциональном состоянии.

Так что же такое самооценка? Как она проявляется и как ее полноценно развить?

Что такое самооценка?

Самооценка – это субъективная оценка личности, то есть, она отражает то, что мы думаем о себе. В связи с этим возникает вопрос, свойственны ли детям подобные размышления? Оказывается, дети сталкиваются с такими мыслями. Однажды ребенок станет взрослым, поэтому его самооценка сыграет весомую роль в выборе жизненного пути.

Известно две грани самооценки: низкая и высокая. Под первой подразумевается отсутствие уверенности в собственных силах, правильности мыслей. У ребенка отсутствует положительный образ собственного «я». Все это отражается не только на учебе, наличии друзей, но и на главном факторе – ощущение счастья.

Как развить высокую самооценку у детей?

Начнем с того, что самооценка у ребенка развивается с раннего возраста, поэтому родители играют в ее становлении главную роль. Мама и папа оказывают огромное влияние на жизнь малыша, все, что они говорят и делают, словно в зеркале отражается в ребенке, его мышлении и отношении к самому себе.

Психологи выделяют несколько способов развития высокой самооценки у детей:

  • Если родители проявляют к своему ребенку безусловную любовь, принимают его таким, каким он есть, учат его любить и понимать окружающий мир, прислушиваться к собственным ощущениям и мыслям, то этот малыш с младенчества взрастит в себе зерна высокой самооценки. Мама и папа обнимают ребенка, говорят добрые слова, поддерживают в начинаниях, поэтому малыш чувствует себя любимым, что делает его увереннее. Психологами доказано, что для проявления любви достаточно только улыбки.
  • Родителям следует акцентировать внимание ребенка на его сильных сторонах, достоинствах, а не на недостатках. Важно поощрять его в начинаниях, чтобы появилось желание проявлять свои таланты, сильные стороны. Но при этом нужно помочь ребенку соразмерно оценить свои силы, определить слабости, найти способ избавиться от смущения и робости.
  • Неизменной задачей родителей является поощрение малыша к достижению успеха. Да, даже взрослым не всегда удается такими быть, проигрывать – это нормально. Успех не является показателем ценности, уровнем высокой самооценки.
  • Следует развивать у ребенка новые способности и навыки, потому что они приведут его к достижению новых высот. Пусть это будут не столь важные для жизни умения, допустим, выращивание зеленого лука в зимнее время, выгуливание собаки или кормление черепашки. Все это повышает его самооценку.
  • Если ребенок имеет выбор, значит, в нем развивается ответственность. При этом малыш ощущает свою значимость, чувствует себя лучше и увереннее. Возможность выбора дает ему понять, что есть шанс одержать победу или подвергнуть себя риску. Родителям рекомендуется начать с малого, например, позволить ему выбирать самостоятельно одежду на прогулку, сад или школу, выбирать продукты или игрушки, которые хочется взять на пляж или пикник. Только после таких маленьких шагов, ребенок будет способен самостоятельно принимать решения относительно важных жизненных проблем.
  • Когда взрослый решает какой-то проблемный вопрос, то в нем проявляется ощущение чувства выполненного долга. То же самое происходит и с ребенком. Не стоит решать вместо него проблемы, подтолкните его к самостоятельному решению, пусть он сам справиться с ними. Все это повышает у малыша чувство собственного достоинства на интуитивном уровне.
  • Важно научить ребенка заботиться о себе, об окружающих. Задача родителей: научить ребенка поддерживать здоровый образ жизни, заботиться о себе. Сюда же входит выбор одежды в зависимости от погоды.
  • Малыши от природы являются натурами любознательными и стремящимися пробовать что-то новое и необычное. Если он проявляет интерес к новым видам спорта, не нужно мешать ему, пусть ищет себя. Следует поощрять его в поисках нового и полезного, но при этом рассказывать о возможных сложностях.
  • Если малыш хочет попробовать свои силы в единоборствах, то следует объяснить ему, что нужно будет раньше вставать, усиленно заниматься, но все это сделает его лучше.

Суть вышеперечисленного состоит в том, что родителям следует поощрять ребенка, а не хвалить его. От похвалы человек получает больше вреда, чем пользы. Если родители часто используют слова «потрясающе», «прекрасно» и другие, то самооценка ребенка затормаживается, что мешает его саморазвитию. Нередки случаи, когда малыш противится частым словам похвалы и старается сделать наоборот, чтобы указать на ошибку родителей.

Развлекательные игры и увлекательные занятия для развития самооценки у детей

Итак, похвала отрицательно отражается на саморазвитии и внутренней мотивации ребенка. Есть один беспроигрышный способ, который позволит родителям поднять самооценку ребенка – это игры. Ниже перечислены некоторые из них:

Игра позволит выяснить предпочтения ребенка, что ему нравится, чем он гордится. Также в ходе игры выясняется, чего опасается малыш, чего стыдится и какие недостатки имеет?

Позвольте ребенку ответить на несколько вопросов. Также приготовьте ватман, старые журналы и газеты, клей, ножницы, фломастеры. На бумаге ребенок перечисляет свои положительные и отрицательные качества. Затем акцентируйте внимание малыша исключительно на его положительных характеристиках.

Далее идет работа с образами. В центре ватмана наклеивается фотография ребенка, а вокруг нее пишутся все положительные слова, которые выбрал для себя ребенок, а также те, которые помогли выбрать родители. Полученный яркий коллаж повесьте на видное место в детской комнате. Это позволит усилить восприятие положительных качеств у ребенка.

Жизненные достижения ребенка

Вне зависимости от возраста, ребенок имеет собственные достижения и успех в своих делах. Родителям нужно напомнить ему об этом. Для этого снова понадобится лист бумаги и ручка.

Мама и папа могут первыми начать описывать достижения ребенка, а продолжить он сможет сам. Это может быть преодоление страха перед клеткой тигра в зоопарке или выход к доске у строгого преподавателя, мытье посуды или победа на олимпиаде. Перечень подобных достижений напоминает малышу о том, что он обладает большим потенциалом. Пусть запись происходит ежедневно, это развивает уверенность и повышает самооценку.

Получение положительного опыта

Здесь все просто. Малыш приобретает полезный положительный опыт в игре или групповом занятии с родителями. Для игры понадобится емкость и карточки.

Участники становятся в круг, записывают на карточке свои имена и кладут в емкость. Карточки перемешиваются. Затем участники берут карточки в руки, читают имя и записывают одно положительное качество этого человека. Затем карточки снова перемешивают, раздают и действие повторяется вновь. В итоге, каждый участник получает информацию о том, что думают о нем окружающие.

«Я боюсь, поэтому не смогу»

Невероятно, но страх способен запретить человеку выполнять не только сложные, но и простые задачи. Следующая игра позволит ребенку перебороть страх и стать увереннее. Здесь также нужно воспользоваться бумагой и ручкой.

Ребенку нужно перечислить на бумаге свои страхи. Нередко дети пишут то, что боятся произнести вслух, например, боязнь посещать бассейн из-за лишнего веса, посещать тренировки по единоборству – по причине шанса проиграть, выступать перед публикой, приглашать на день рождения, попросить ручку или книгу. Предложение должно иметь следующий вид: «я боюсь просить помощь на уроке, потому что…».

Затем нужно предложить ребенку сделать то, чего он боится. Пусть он представит, что во время урока просит у своих одноклассников учебник.

И еще один важный аспект. После каждого описанного ребенком страха, он должен написать несколько вариантов его преодоления. Пусть наравне с волнением и негативными ощущениями будет написано, даже если я промолчу и не попрошу учебник, я сделаю хороший конспект и выучу урок. Это облегчит страх и неуверенность в своих возможностях.

Игра для матери и дочери

Мать для своих детей является мощным подражателем. То, как мать позиционирует себя, как ведет, отражается на девочке. Поэтому следующая игра поможет повысить самооценку девочке.

Нужно взять ватманы, маркеры или фломастеры.

Создаем четыре плаката: два «Я», «Моя мама», «Моя дочь». Отдайте девочке плакать «Я» и «Моя мама». Пусть она подробно опишет положительные качества свои и матери. Остальные плакаты следует заполнить маме. После этого нужно обменяться работами и изучить, что написано на них. Как показывает практика, самое сложное – это мотивировать дочь писать о себе самой что-то положительное.

Ответственность

Если родители доверяют ребенку, то в нем развивается ответственность. Лучший способ повысить самооценку малышу – это доверие со стороны родителей. В этой игре также понадобится лист бумаги и ручка. На бумаге перечисляются задания, которые под силу выполнить ребенку. Это может быть уборка постели, складывание вещей или обуви, полив цветов и другое.

После того, как ребенок выполняет какое-то задание, он получает похвалу. Но здесь важно не переусердствовать. Если малыш допускает ошибки или ленится что-то делать, мотивируйте его, помогайте исправить неточности, но не акцентируйте внимание на его недостатках. Эта игра улучшает самовосприятие ребенка, придает ему внутреннюю силу.

Игра на визуализацию

Негативные мысли, апатия или лень способны тяготить даже уверенного в себе человека, что же говорить о ребенке? Если малыш переживает подобный период, ему можно помочь игрой на визуализацию или, другими словами, медитацией. Способ немного непривычный для менталитета людей нашей страны, но признанный как эффективный во всем мире. Поэтому психологи рекомендуют взять его на вооружение и использовать по мере необходимости.

Игра начинается с разговора. Родитель узнает, чего остерегается ребенок, почему испытывает негативное ощущение к какому-то действию или предмету, почему он недоволен своим поведением. За основу медитации берется определенный вопрос и ребенку предлагается сосредоточиться на возможных путях решения его. Малыш закрывает глаза и визуализирует в своих мыслях то, что он чувствует, когда справляется с поставленными задачами. Рекомендуется не только устно описать свои ощущения, но и записать их.

Изменение внутреннего диалога

Внутренний диалог – мощная практика, которая оказывает грандиозное влияние на человека, его душевного состояние. Не имеет значения, что говорят или думают окружающие, главное то, что человек думает сам о себе, то, во что он верит. Эта практика способна всего за несколько часов сменить негативный взгляд на положительный.

Берется ручка и бумага. Лист делится на две колонки с названиями положительных и отрицательных черт характера и убеждений. В первую колонку записывают все негативные качества. Во второй ребенок должен преобразовать их в положительные. Все фразы должны быть четки и понятными ребенку.

Применяйте свой родительский опыт, вспоминайте то, как решали вопросы в детстве и юности. Используйте свое влияние и авторитет перед ребенком, все это оказывает положительное влияние на развитие высокой самооценки ребенка.

Фото: Nadezhda1906/depositphotos.com

Будут ли ваши дети успешны в жизни и то, как сложится их судьба, зависит от их уверенности в себе и своих силах. Учится ли сын на одни тройки или пятерки, собирается ли поступить в училище или международный университет – все это второстепенное. Химия, физика и другие школьные предметы в будущем ему могут попросту не пригодиться. Главное – чтобы ребёнок знал себе цену и стремился к большему, а не останавливался на достигнутом.

Как понять, какая у вашего ребенка самооценка

Успеваемость в классе – вот что обычно ставят родители на первое место. В итоге получается, что соседский мальчик, учившийся на одни тройки, ездит на шикарном джипе. А Маша, прилежная ученица и гордость школы, работает в неприметной фирме рядовым сотрудником.

К сожалению, родители редко обращают внимание на самооценку своего малыша. И не важно, завышенная она или заниженная. Любое, даже очень маленькое отклонение от нормы – это плохо. Дело все в том, что уверенный в себе человек, независимо от обстоятельств и преград, сможет добиться в жизни большего.

Закомплексованный, живущий по правилам, довольствуется тем, что есть. Слишком самоуверенный убежден, что его не ценят и не любят, несмотря на то, что он – самый лучший специалист на этой планете. В итоге две последние категории людей разочаровываются в жизни, а свои неудачи перекладывают на окружающих.

Есть признаки, по которым можно понять, какая самооценка у вашего ребенка. Сначала прислушайтесь к тому, что он говорит сам о себе. Если в его наборе фраз для характеристики присутствуют «ленивый», «жадная», «неумеха», «некрасивая», «глупый», то пора бить тревогу.

Такие дети считают, что просто не имеют права на ошибку – в противном случае, ими будут недовольны. Если малыш постоянно спрашивает о правильности своих действий (даже банального умывания), то поинтересуйтесь – зачем он это делает? Наверняка он насупится и ответит: «не знаю».

Вы просто обратите внимание на то, как малыш откликается на вашу просьбу, например, помыть сапожки. Он будет это делать медленно и весьма странно: руки дрожат, много суетливых движений. Это тоже признак низкой самооценки – таким образом он старается не допустить ошибки в исполнении просьбы.

Очень часто такое состояние заходит слишком далеко, и тогда из ребенка с пониженной самооценкой вырастает неуверенный в себе неудачник.

Такие люди:

  • Всегда являются объектом насмешек, ухмылок и измывательств.
  • Обычно одиноки – ни друзей, ни подруг, ни просто хороших знакомых.
  • Не принимают собственных самостоятельных решений и готовы следовать за любым человеком.
  • Под гнетом неудач, могут совсем сникнуть и «удариться во все тяжкие» – алкоголизм, наркомания, воровство.

Страх, одиночество и сплошные неудачи – это постоянные спутники людей с пониженной самооценкой. Вряд ли кто-то из родителей мечтает видеть таким своего ребенка. Надо принимать меры сразу же, как только замечены первые признаки возникновения таких проблем. И ни в коем случае ни в чем не упрекать его - от ваших упреков самооценка уж точно не повышается.

Заниженная самооценка

Ваш сын постоянно жалуется на то, что его сосед по парте умнее, красивее, лучше одевается? Или стал часто утверждать, что вы его не любите? Постоянная плаксивость, боязнь наказания, ожидание худшего, неуверенность в собственных силах – все это первые признаки низкой самооценки.

Если не предпринять никаких шагов, в дальнейшем его начнут обижать в классе, он не сможет адаптироваться даже к маленьким изменениям в жизни.

Если попытать счастья в другом месте и забрать его из школы (или перевести в другой класс), ситуация никак не изменится. Школьник настраивает себя на неуспех, повторяя про себя «У меня не получится учиться на пятерки», «Я не решу эту задачу», «Я неудачник» и т. д.

Завышенная самооценка

Обычно дети с завышенной самооценкой считают, что они во всем всегда правы. При этом они могут утверждать, что двойка по контрольной работе – это не их невнимательность, а придирка учителя. Они не привыкли осознавать свои ошибки, для них нет авторитета. Зачастую они не уважает даже родителей или опытных наставников.

Маленький человек стремится подчинить всех себе, используя чужие слабости, желания, стремления, пытаясь выделиться на фоне чужих неудач.

Обычно такие дети являются заводилами, агрессорами и довольно жестокими руководителями в будущем. «Я лучше знаю», «У тебя не выйдет, а вот я смогу» - поначалу такая инициатива ребенка умиляет родителей. И, к сожалению, любящие папы и мамы слишком поздно осознают, что воспитали тирана.

Адекватная самооценка

Такой ребенок не боится просить помощи, так как понимает, что все знать и уметь невозможно. При первой неудаче он не опускает руки и не плывет по течению, а старается вначале решить все своими усилиями. Он знает, что его любят и ценят, поэтому не боится казаться слабым. Малыш никогда не перекладывает обязанности на остальных. Оказав кому-либо из товарищей помощь, школьник не будет просить за это вознаграждения.

Если у вашего ребенка адекватная самооценка, он не будет играть на нервах, требовать от друзей, родственников или знакомых особого отношения или везде искать выгоду. Он принимает людей такими, какие они есть. В меру уверенным в себе людям в дальнейшем гораздо проще в жизни, так как они никогда не разочаровываются в друзьях, семье работе. Они реально смотрят на вещи.

Как поднять ребенку самооценку

Есть способы поднять самооценку и воспитать самодостаточного, уверенного в себе человека. И чем раньше вы начнете действовать, тем выше вероятность получить хороший результат. В более старшем возрасте (17-18 лет) без помощи психолога кардинально изменить что-либо в характере сына или дочки вам вряд ли удастся.

Независимо от возраста, статуса и пола, человек нуждается в похвале не меньше, чем в денежном поощрении.

Сказав правильные слова, одобряющие тот или иной поступок, вы закрепите хорошие привычки своего ребенка. Если вы перестанете радоваться, к примеру, отличным отметкам, убранной вовремя комнате или вымытой посуде, в итоге школьник потеряет к этому интерес. Для вас ода вынесенному мусору – глупость, для малыша – жизненная необходимость. Не воспринимайте подобные действия как само собой разумеющееся.

Когда нельзя хвалить

Но хвалить ребенка нужно правильно и в меру. В некоторых моментах лучше сдерживаться, так как лесть может сильно навредить.

Нечестные достижения

Когда ученик получил хорошую отметку, списав контрольную у соседа по парте, он проявил находчивость. Поэтому порицать за изобретательность не имеет смысла. Но и восторгаться тем, как он поступил в этой ситуации, не стоит. Попробуйте объяснить ему, что он присвоил чужие труды себе. Если это происходит впервые, можно воздержаться от высказывания собственного мнения.

Природные данные

Выразительные глаза, изящный нос, отличные волосы – все это хорошо, но это не заслуги вашего ребенка. Безусловно, нужно говорить о том, что он красивый. Но лишь изредка, чтобы малыш знал и осознавал, что он не хуже остальных.

Вещи

Восторгаться тем, что у школьника красивый рюкзак, так же плохо, как говорить девушке, что она отлично выглядит благодаря платью. В некоторой степени это даже обидно. Одежда, игрушки и прочая мелочь, которую вы купили или подарили, взрослыми воспринимается как должное.

Жалость или желание понравиться

Некоторые считают, что лестью можно подкупить ребенка или поднять ему самооценку. И это – одна из самых больших ошибок взрослых. Но дети очень сильно чувствительны ко лжи, лицемерю и лести. Говоря явную неправду, вы можете оттолкнуть от себя малыша.

За что выражать похвалу и благодарность

Но нужно хвалить ребенка в следующих случаях.

Талант

Ребенок поет, танцует, рисует или играет на инструментах? Поощряйте его за попытки найти себя, даже если первое время у него все плохо получается. Не бросайтесь фразами, что второго Пушкина или Майкла Джексона из него не получится. Это очень плохо отразится на его самооценке, он сразу же потеряет интерес к происходящему.

Честные заслуги

Чтобы ваш ребенок не сделал, хвалите его, если он приложил свои усилия. Пусть это будет пустяк: помощь по дому, вовремя сделанные уроки, игра с младшим братом, прочитанная книжка. Любому приятно, когда его действия, приносящие пользу, оцениваются по достоинству.

За будущие успехи

Научитесь мотивировать школьника. Не получается решить задачу? Скажите, что вы уверены в его успехе. Предстоит контрольная? Но вы ведь даже не сомневаетесь, что у вашего ребенка получится написать работу на отлично. Не забывайте хвалить дочку перед выходом из дома, и тогда вечером вас обязательно порадуют своими достижениями.

Приемы для повышения самооценки

Несложные приемы помогут поднять ребенку самооценку и почувствовать уверенность в себе.

Принимая любое решение, всегда спрашивайте совета у ребенка. Это поможет ему понять свою значимость и поднимет самооценку. Однако в данном случае есть одно «но». Даже если ваше мнение расходится с пожеланиями малыша, старайтесь следовать его рекомендациям. Иначе эффект от этого приема будет полностью противоположенный – вы разовьете массу комплексов и страхов. И в следующий раз вам попросту побоятся высказать свои мысли.

Просите помощи

Сын отлично справится со сломанной табуреткой, дочка – зашьет оторвавшуюся от блузки пуговицу. Не пытайтесь сделать все сами, просите помощи у своих детей. При этом относитесь к ним как к равным и не требуйте немедленного выполнения своих прихотей. Обязанности (уборка, мытье посуды, чистка картофеля) – это совершенно другое, их младшие члены семьи должны выполнять беспрекословно.

Изображайте слабость

Взвалив все на себя, родители растят тепличных детей. В будущем, став взрослыми, многие из них даже суп приготовить не могут. И это не говоря о более серьезных задачах. Любая работа будет вызвать уныние. Ведь раньше за них все делали окружающие – бабушки, мамы, друзья. Во взрослой жизни люди должны уметь отвечать сами за себя.

Вы можете попросить поухаживать за заболевшим членом семьи, сходить в магазин и купить все необходимое. Подростки уже могут оплачивать счета, отправлять почту, гулять с собакой. Чем старше ребенок, тем больше он должен помогать родителям. Конечно же, сваливать на него все заботы по дому тоже не стоит.

Шесть правил наказания

Дочь или сын провинились, и вы в очередной раз ставите их в угол, угрюмо бормоча, что из него никогда ничего хорошего не выйдет? Не удивляйтесь, если ваша установка сработает. Ведь вы подсознательно вбиваете в голову ребенка мысли о том, что он плохой, глупый и т. д. Но мамы не должны все прощать и оставлять проступки безнаказанными. Просто нужно научиться делать это правильно.

Чтобы не навредить самооценке ребенка, наказывать его нужно правильно.

Безвредность

Не должно быть физического, психологического насилия. Моральное унижение приведет к падению самооценки или, что еще хуже, озлобит ребенка. Запомните, за издевательство над несовершеннолетними вас могут лишить родительских прав.

Сомнения

Если вы не уверенны, что именно ваш сын разбил стекло в школе, не наказывайте его. Но даже когда спустя две-три недели он сознается в проступке, не стоит лишать его компьютера в качестве профилактики. Иначе он просто перестанет с вами делиться тем, что происходит с ним в жизни.

Не наказывайте больше одного раза

Какой бы серьезный проступок ни был совершен, не стоит злиться на ребенка вечно. Не вспоминайте об этой ситуации, не наказывайте повторно. Даже через год не упрекайте за ошибки, если вам сложно о них забыть. Иначе он будет постоянно чувствовать вину, не сможет двигаться дальше.

Не забирайте личные вещи

Вашему ребенку подарили машинку на пульте управления, а вы забрали ее, пока он не исправит оценки? Говоря и показывая, что вещи ему не принадлежат, вы развиваете в нем страхи, комплекс неполноценности. Со временем он начнет думать, что не заслуживает имеющегося, будет бояться потерять даже ненужное.

Отменяйте наказание

Если малыш проштрафился, но быстро исправил свои ошибки, или вы наказали его ни за что, то не бойтесь менять свое решение. Иначе в следующий раз он не захочет предпринимать какие-либо действия для улучшения ситуации. Ведь какой смысл пытаться изменить себя, если результат один.

Выражайте свою любовь

Несмотря на то что ребенок провинился, и был наказан, вы все же должны проявлять материнские чувства. Нельзя его игнорировать, демонстративно молчать или злобно отвечать на вопросы и просьбы. Если он просит о помощи или ему нужен совет, забудьте на время об обидах и размолвках. Ведь в первую очередь вы мама.

Когда наказывать нельзя

Запомните раз и навсегда, всему должно быть свое место и время! Не всегда стоит торопиться с выводами, принимать решения, не выслушав вторую сторону. А в некоторых случаях наказывать категорически запрещено, даже если ребенок действительно виноват. Итак, спускаем все на самотек или выжидаем некоторое время, если:

  • Вы на взводе, плохо себя чувствуете, сильно устали или не переварили ситуацию.
  • Ребенок болеет, занят уроками, ест, играет или у вас гости.
  • Когда вы не в состоянии понять подоплеку поступка, при этом ребенок не может объяснить свои действия.
  • Ребенок сам перенес шок, травму, не может справиться со своими чувствами, страхами и эмоциями.

Как помочь закомплексованному ребенку адаптироваться

Что делать, если ребенок полный, у него есть врожденные дефекты или он слишком застенчивый? Убеждать школьника в том, что к нему пристают глупые одноклассники, смысла нет. Это только усугубит проблему. В данном случае есть несколько способов заставить сверстников уважать его.

Вещи

Дайте ребенку то, что поможет выделиться в толпе. Необязательно покупать дорогой мобильный телефон или планшет. В начальных классах это могут быть игрушки, в старших – хорошая сумка, обувь, украшения. Дети очень жестоки, поэтому одноклассников, которые выглядят намного хуже, носят старые вещи, часто недолюбливают. Запомните, лучше приобрести две-три хороших кофты из магазина, а не покупать целый гардероб в стоках.

Но не идите на поводу, не покупайте ему все подряд. Не дарите подарки за что-то (хорошую учебу, достижения в спорте, уборку в доме), иначе в будущем от вас будет по любому случаю требоваться подарок. Но если вы что-то пообещали, будьте добры, сдерживайте свое слово. Ребенок должен вам доверять.

Кружки

Запишите сына на футбол, девочку на танцы или в музыкальную школу. Выбирайте молодежные секции, учитывая их потенциал. Взаимодействуя с коллективом и занимаясь тем, что нравится, ребенок раскрепостится и найдет себя. Парень, играющий на гитаре, всегда будет душой компании.

Курсы ораторов

Как только ваш ребенок научится разговаривать, начните посещать логопеда. Он поможет правильно поставить речь и исправит некоторые дефекты. Детки часто не могут выговаривать сложные звуки, что в дальнейшем отражается на их самооценке. В начальных и старших классах следует ходить на занятия, где специалисты будут учить ораторскому искусству.

Вы замечали, что некоторые малыши обладают просто удивительной способностью общаться со всеми окружающими – сверстниками, подростками, взрослыми? Они счастливы, всегда находятся в хорошем настроении и притягивают к себе внимание всех без исключения окружающих. А некоторые угрюмые одиночки, с которыми поговорить-то не о чем. Это грустное зрелище. Но это означает только одно – у такого необщительного человечка пониженная самооценка, и в этом виноваты исключительно родители. Ведь семья – это основа будущего характера ребенка. Именно мама с папой формируют внутреннюю оценку ребенка своему поведению, умению и даже уму.

Как помочь ребенку стать увереннее в себе

Относитесь к своему ребенку, как к личности, сформировавшемуся человеку. Если вы что-то там себе придумываете, то это не значит, что он думает также, как вы. Например, сын говорит: «Я пойду гулять». Что он подразумевает под этим, о чем думает? Да все просто: «Я устал и хочу просто проветрить мозги, немного побегать с друзьями и пообщаться вот с той девочкой из соседнего подъезда». А что думает мать – он лентяй, не хочет мне помогать и думает только о гулянках! Отсюда идут запреты, слезы, обиды и скандалы. Взаимопонимание ухудшается, и ребенок сразу ощущает себя рабом, которого просто не выпускают погулять.

Разговаривать надо только «на равных», иначе ребенок так и не станет самостоятельной личностью. Сами убедитесь в этом – попробуйте вести себя как со взрослым родственником. Сразу же увидите ответную реакцию – он начнет осознавать свою значимость, будет более откровенным и перестанет воспринимать советы родителей, как излишнюю опеку.

Постарайтесь хвалить его за все. Даже если что-то получилось неправильно, ваш малыш заслуживает похвалы только за то, что отважился сделать полезное дело. Обязательно мягко и аккуратно покажите ребенку, как сделать все правильно – только именно ненавязчиво и не с претензиями.

Ищите подход к своему ребенку. Все дети разные – они ведь индивидуальности! Естественно, то, что хорошо для воспитания одного может совсем не подойти для другого. Можно попробовать разные варианты, но самый действенный – это диалог в форме «вопрос-ответ». Причем ответ должен дать именно ребенок.

Обязательно создайте малышу его собственный мир. В идеале это должна быть отдельная комната с низкими полочками, большим зеркалом и личными вещами. Если это физически невозможно осуществить, то хотя бы отделите уголок в комнате ширмой – пусть хоть минимум личного пространства у него все-таки будет. Это приучит его к самостоятельности: низкие полочки позволят вам привлекать ребенка к уборке, зеркало поможет следить за своей внешностью. Такие мелочи составляют основу формирования дисциплинированного и ответственного человека.

Постоянно подчеркивайте ему, что полностью доверяете. Это очень сильно подстегивает к свершению обдуманных поступков. И, между прочим, дети, к которым относятся с уважением и доверием, гораздо реже превращаются в алкоголиков, наркоманов и преступников – им просто непонятно, как можно подвести своих родных. Не надо постоянно подсказывать и контролировать его действия. Надо обязательно рассказать о возможных негативных последствиях и уточнить: «Ты взрослый человек и должен сам все понимать. Мы тебе доверяем».

Как найти подход к своему ребенку

Да, тяжело быть родителем. Таким, чтобы и спокойный был, и уравновешенный, и справедливый, и добрый, и мудрый. Никто и не обещал легких путей, вам предстоит воспитать человека, и именно от мамы с папой зависит все.

Дети, как губки, впитывают абсолютно всю информацию, и не думайте, что после вчерашнего наказания в голове у чада ничего не происходит. Совсем наоборот! Он думает, переживает, сомневается и принимает одно верное (как кажется ему) решение: как мама говорит, так и есть.

Психологи часто советуют родителям разговаривать с малышом в ласковой форме. Совсем необязательно 15-летнего подростка называть детским прозвищем, но вот в маленьком возрасте это очень полезно. Даже в этих словах он будет чувствовать добро, любовь и внимание.

Не ругайте своего ребенка в присутствии других людей и сверстников. Даже если это бабушки или дяди, соседи или племянники. Ни в коем случае нельзя унижать маленького человека! А поучения и наказания в присутствии посторонних – это самое настоящее унижение. Вы просто не представляете, сколько людей вспоминает этот свой детский «позор» всю жизнь.

Именно с этого момента могут начаться проблемы со взаимопониманием. Еще один момент: если вы нашли у подростка дневник с личными записями, то никогда и ни при каких обстоятельствах не упоминайте об этом. Он перестанет вам доверять.

Чаще гуляйте со своим ребенком и играйте с ним в игры. Не стоит заменять общение компьютерными играми – это не самое лучшее увлечение. А вот поиграть в кубики, сделать аппликацию, смастерить какую-то поделку будет очень полезно! В конце концов, разукрасьте какую-то картинку – это очень нужно и вам, и малышу.

Будьте добры к своему ребенку. Никакие неприятности и проблемы не должны отображаться на отношении к нему – помните, что как раз он совсем тут не причем. Свои обиды и злость выплескивайте на чем угодно, только не на нем. Лучше пройдитесь по улице, приведите свои мысли в порядок и успокойтесь. Или попросите ребенка выйти из комнаты на несколько минут, скажите, что у вас болит голова и хотите отдохнуть. Найдите любой вариант, но к общению со своим самым родным человеком приступайте только в хорошем расположении духа.

Если вы заметили, что ваш ребенок постоянно повторяет что у него получиться, он ничего не умеет, не сможет, значит ребенок не высоко оценивает свои силы, у него низкая самооценка. Как повысить самооценку ребенка?

Для этого необходимо воспитывать в ребенке чувство собственного достоинства. Успешные и уверенные в себе люди имеют более позитивное представление о себе, чем неудачники, утверждают психологи.

Факторы, влияющие на самооценку ребенка

Залог положительной самооценки - внимательное, теплое отношение родителей к ребенку! Всем своим естеством он понимает: «Я любим. Здесь мне счастливо живется».

Если это понимание есть, оно будет сопровождать его всю жизнь. Если же у ребенка возникли хоть малейшие сомнения в том, что его любят, вероятность того, что его самооценка будет заниженной, резко возрастает.

Эти первые выводы очень влияют впоследствии на оценку событий. Безусловная, беспредельная, беззаветная любовь родителей - вот главное, в чем нуждается младенец. Не нужно в младенческом возрасте приучать детей к дисциплине, аккуратности, ответственности и бережливости! Дайте ребенку почувствовать, что он - самый лучший и самый любимый.

Подсознание ребенка усвоит эту информацию и сохранит для будущего использования, впитает в себя энергию любви.

Как родителям помочь ребенку повысить самооценку?

По мере взросления самооценка ребенка складывается еще и из оценки своих способностей в разных видах деятельности. Вы можете постоянно доказывать ребенку что он гений в математике. Если он ничего в ней не смыслит он поймет, что вы обманываете.

Значит, не только родительская любовь и забота способна повысить самооценку ребенка. Собственная значимость, основанная на ощутимых успехах в любых начинаниях ребенка. Ваша задача как родителей — помочь своему ребенку добиться успехов в наиболее важном для него деле.

Особенно значимы успехи в учебе. Когда у ребенка проблемы в школе, его одолевает уныние. Пусть у него пока нет успехов в математике, помогите ребенку отличиться в другом: в физкультуре, в английском языке, в рисовании.

Только успех ведет к успеху!

Обучите своего ребенка визуализации для достижения хороших результатов в математике. Пригласите репетитора или занимайтесь сами, и обязательно наступит улучшение.

Иногда родителям, наоборот, не совсем понятно, как хвалить ребенка, не захваливая.

Да, есть такая опасность. Бывает любящий родитель, чаще всего это мама, думает, что повысить самооценку ребенка можно лишь внушив ему что он всегда и во всем лучший.

Она умиляется его посредственной игре на фортепиано, постоянно хвастается его успехами в его присутствии. Такие родители вовсе не требуют, чтобы ребенок по-настоящему добился успеха, ведут себя так, будто он его уже добился.

В результате ребенок срастается с созданным лучезарным образом и не стремится добиваться реальных успехов в жизни. Избежать этой опасности можно. Хвалите вашего ребенка только за реальные успехи. Уж во всяком случае, пропорционально потраченным усилиям ребенка!

На самом деле людей с неоправданно завышенной самооценкой не так уж много, а с заниженной самооценкой - тысячи или даже миллионы, можно предположить, что мы все-таки чаще замечаем недостатки наших детей, чем достоинства. Похоже, люди лучше запоминают плохое, чем хорошее.

Приведем такой пример. Вы были в компании, и вам сказали много приятных слов. Но один приятель обронил колкость в ваш адрес. Скорее всего, приятные слова вы скоро забудете, а неприятные будете помнить еще многие годы.

«Нет-нет, не давайте ей, она обязательно уронит!» - взволнованно и громко сказала мама учительнице, когда та поручила ее 8-летней дочери нести вазу на школьном празднике. Девочка растерялась от этих слов и действительно уронила вазу. Научиться хвалить «правильно» тоже непросто.

Нам намного привычнее и проще на какой-то хороший поступок ребенка отозваться автоматически: «Молодец! Умница! Ты хороший мальчик!» Но надо помнить, что постоянное употребление такой похвалы-оценки может привести к зависимости от похвалы, к тому же ребенок может засомневаться в вашей искренности.

Так что хвалить его надо вдумчиво, искренне, не забывая о том, что это не просто приятные слова в адрес ребенка: это повлияет и на ваши отношения, и на формирование самооценки ребенка и личности в целом.

Оценивая успехи ребенка не сравнивайте его результаты с другими детьми, сравнивайте с его собственными менее успешными результатами.

Никогда не сравнивайте своего ребенка ни с братьями и сестрами, ни с другими детьми

Каждый человек уникален - помните? Кроме того, это очень неприятно и унизительно для того, кто «не лучший», вредно для того, кого хвалят, разрушительно для всех взаимоотношений.

К признанию достоинств вашего ребенка надо подходить творчески! Если вы изо дня в день хвалите его за успехи и достижения одними и теми же словами, то это благотворно повлияет на повышение его самооценки, но эффективность повысится, если вам удастся разнообразить способы поощрения.

Если во время вашей беседы с кем-либо (по телефону или с другими домочадцами) ребенок, что называется, навострил уши, похвалите его невзначай за какой-нибудь хороший поступок. Конечно, хвалить надо искренне и в меру, дети быстро распознают фальшь и незаслуженные восторги.

Мальчику, например, полезно услышать, как отец рассказывает матери: «А ты видела, какой порядок навел Сережа в клетке у попугая? Чистота и порядок! Сергей поработал на славу!» Девочке тоже приятно услышать такой разговор матери с отцом: «Надеюсь, что Таня завтра поможет мне готовить начинку для пирога. Пироги всегда получаются вкуснее, если начинку готовила Таня».

Чтобы повысить самооценку ребенка все эти добрые слова можно говорить и самому ребенку, но одно другому не помешает. Услышать, что о тебе хорошо отзываются «за спиной», бывает гораздо приятнее!

Как повысить самооценку ребенка с помощью игры?

Игра для детей и родителей «Поговорим о нас» (с 9 лет)

Эта игра — упражнение улучшает отношения, повышает самооценку, снижает напряжение.

Сядьте напротив друг друга. Говорите по очереди что вам нравиться в сидящем напротив: «Мне нравится, сыночек, что ты…».

Послушав вас, ребенок озвучивает что ему нравится в вас. И так до семи раз.

Возможно вы услышите такие вещи, о которых никогда не подумали бы! Попробуйте!

Так же интересно делать это упражнение с мужем (женой), с друзьями. Вероятно, узнаете о себе много интересного.

Игра «Скажи комплимент» (с 5 лет).

Эта игра хорошо подойдет для дней рождения, утренников. Она позволяет детям лучше узнать, какие их качества нравятся другим людям.

Игра улучшает взаимоотношения и поднимает настроение. Дети садятся на расставленные по кругу стулья.

По очереди каждому (или тому, кому выпадает фант) дети говорят комплименты:

Сережа, мне нравится, что ты очень смелый. Я помню, как ты помог мне, когда меня в подъезд не пускала злая собака.

Сережа, у тебя красивый почерк.

Сережа, с тобой всегда интересно играть.

Сережа, ты хороший друг.

Сережа, у тебя добрая улыбка.

Когда все выскажутся, можно спросить Сережу, какой комплимент больше понравился и почему. Важное условие этой игры - надо, чтобы дети были хорошо знакомы.

Как повысить самооценку ребенка вы узнали, теперь самое время применить эти знания на практике.

Здравствуйте, дорогие читатели блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Сегодня мне позвонила расстроенная подруга: «Ты представляешь, моя дочка «Тест десяти ступенек» выполнила хуже некуда! Не поднялась выше третьей ступеньки! Теперь на семейном совете решаем, как поднять самооценку ребенку!»

Сначала я ничего не могла понять, что за ступеньки, но она мне объяснила, что это экспресс-тест, проводимый детскими психологами для оценки притязаний ребенка на признание. Можно рассчитывать на объективные результаты уже в 4 года, когда у детей появляются предпосылки к появлению этих качеств.

Если кратко, его можно описать следующим образом: психолог объясняет, что на нижних ступеньках нарисованной лестницы стоят невоспитанные и не очень хорошие дети, а на самых высоких – смелые, честные и воспитанные. Малышу предлагается показать, на какую ступеньку он бы поставил себя. Первые 3 ступеньки – признак заниженной самооценки, с 4 по 7 – адекватный показатель, с 8 по 10 – самооценка завышена.

Как понять, что у детей низкая самооценка?

Тревогу родителей по поводу неуверенности ребенка в своих возможностях можно понять. Человек с заниженной самооценкой обречен всегда быть на вторых ролях, он боится принимать решения, и часто неуверен в себе.

При самых блестящих способностях такой специалист в любой сфере останется простым исполнителем, ему чуждо здоровое честолюбие. Даже в школе дети с заниженной самооценкой учатся хуже, они не в состоянии развить заложенный в них потенциал.

Причина заниженной самооценки – особенности темперамента, наложенные на издержки воспитания. Дети, которых чаще и критикуют, находя все новые ошибки и негативные черты характера, чем хвалят и поддерживают, рано или поздно поверят, что они не так уж и хороши, талантливы и способны.

Нужно обладать очень сильным характером, чтобы в таких условиях сохранить умение самостоятельно принимать решение и уверенность. И, наоборот, ребенок, с раннего возраста пользующийся поддержкой и одобрением родителей, всегда в центре внимания и уверен в собственной правоте.

Признаки заниженной самооценки:

  • Неумение просить о помощи и принимать протянутую руку;
  • Боязнь принимать решения даже в незначительных ситуациях;
  • Недоверчивость и обидчивость;
  • Ребенок избегает коллективных игр, выбирает занятия, требующие уединения;
  • Неумение принимать похвалу, неуверенность в том, что ее достоин;
  • Постоянное стремление быть на заднем плане, отдавать все «лавры» другим;
  • Боязнь быть недооцененным или обманутым, тревожность.

Повысить детскую самооценку можно, если правильно выбрать тактику воспитания нерешительного ребенка.

Как правильно хвалить и повышать уверенность в себе

Похвала – очень мощный инструмент, с помощью которого можно помочь детям поверить в себя. Не стоит сыпать поощрения направо и налево, родители должны хвалить за значимые достижения: смог то, чего не делал раньше, проявил смелость, победил, приложил старания и умение. В 6 лет можно таким образом оценить стремление к знаниям, любознательность, аккуратность и прилежание.

Не надо поощрять, чтобы пожалеть ребенка. Он быстро это почувствует, и похвала станет обидной. Не хвалят за красоту, одежду, новые игрушки, за то, что досталось без труда. Допускается похвала авансом, впрок, чтобы вселить уверенность в себе: «Я знаю, ты сможешь!»

Родители – самый первый ориентир, поэтому и мальчику, и девочке нужно видеть такой пример для подражания, как целеустремленные мама и папа. Если они падают духом при малейших неприятностях, то такое отношение к неурядицам передастся и детям.

Под запретом и такие «стимуляторы наоборот», как выражения: «Не пробуй, все равно ничего не получится!», «Все равно проиграешь!» Даже переносить неудачи надо уметь — пусть дети поймут, что это временно и победа не за горами.

Советуйтесь с детьми, как с взрослыми, это поможет им стать увереннее. Не стоит ругать их за каждую оплошность, от ошибок никто не застрахован. Придирки порождают желание ничего не предпринимать, чтобы не оказаться виноватым. Правильная система ценностей, принятая под влиянием семейного воспитания, не раз поможет достичь успеха в самых разных ситуациях. Богатый внутренний мир сделает его обладателя исполненным достоинства, которое станет видно окружающим без слов.

Если вам понравилась моя статья, порекомендуйте ее своим друзьям из социальных сетей, предложите вместе обсудить проблему. Подпишитесь на обновления моего блога, и мы найдем еще немало интересных тем для обсуждения. Уверенности и здоровья вам и вашим близким!