Какими методами пробудить интерес к учебе. Пробудить в ребенке желание учиться. Ссоры в семье

Ох, как же трудно мне учиться!

Строчки ровно в ряд писать,

Примеры сложные решать!

Я хочу с ребятами резвиться,

Мамуля, ты меня не заставляй,

Ты со мною «в школу» поиграй,

Где на всех уроках, как в игре,

Интересно и тебе, и мне!

(Анна Кубата)

В рамках акции «Образование – всем детям!» мы продолжаем разговор с родителями о том, как правильно организовать образовательную деятельность своего ребенка. На вопросы родителей отвечает психолог МБУ СО «Кризисный центр» — Анна Кубата.

Многие родители часто задаются вопросом: Как вызвать у ребенка интерес к учебе? Почему ребенок не хочет учиться?

В действительности, если родитель задает себе такой вопрос, то чаще всего, в голову приходит, довольно банальный ответ – из-за лени. Но на самом деле, все гораздо сложнее. Ведь отсутствие у ребенка интереса к учебе могут спровоцировать сами родители, предъявляя своему чаду непосильные требования.

Предлагаем родителям использовать некоторые рекомендации, которые помогут грамотно организовать образовательное пространство и воспитать положительное отношение ребенка к учебе.

Во-первых, присмотритесь к себе.

Какие требования вы предъявляете своему ребенку? Соответствуют ли они его возрасту, возможностям?

Бесполезно заставлять ребенка заниматься уроками часами, если он еще младший школьник. В этом возрасте ведущим видом деятельности является игра . Ребенок в этом возрасте не способен длительное время усидеть на месте. Такая нагрузка может вызвать нервное перенапряжение. Время, отведенное урокам, должно соответствовать возрасту ребенка: не более двух часов с 15-минутным перерывом через каждые 45 минут (учитывая индивидуальные особенности ребенка).

Во-вторых, если вы требуете от своего школьника только отличных результатов, каждый раз критикуя за более низкие оценки, приготовьтесь к тому, что у него выработается отрицательное отношение к учебе из-за страха наказания и негативного отношения к нему со стороны взрослых.

Кроме того, у ребенка вырабатывается страх совершить ошибку, что непременно случается из-за постоянного напряжения, — внимание рассеивается, и ребенок ошибается. Отсюда комплексы, неуверенность в себе, и как следствие, ложь («ничего не задали», «я уже все сделал», «потеря» дневника и т.п.).

Чтобы этого избежать, поощряйте ребенка за хорошие оценки, за его старания. Если все-таки плохая оценка получена, не ругайте и не критикуйте, а наоборот, поддержите: «Я знаю, ты старался! В следующий раз у тебя обязательно всё получится!»

В-третьих, каждому ребенку нужен индивидуальный подход в учебе, учитывая его темперамент.

Под темпераментом, мы понимаем тип нервной системы, который обуславливает скорость и силу протекания нервных процессов. Известно четыре типа темперамента:

флегматики, сангвиники, холерики и меланхолики .

Бесполезно, а порой и вредно, требовать от ребенка с флегматичным темпераментом быстрого выполнения заданий, так как его нервная система инертна и не способна быстро «включиться» в какую-либо деятельность и динамично выполнять ее. Такому ребенку необходимо давать больше времени на выполнение задания и не торопить его.

А вот ребенку-сангвинику быстрый темп работы дается легко, но завершить начатое дело и не отвлекаться — сложная для него задача. Такого ребенка желательно заинтересовать такими видами деятельности, которые концентрируют внимание, требуют тщательности выполнения. Это может быть конструирование, складывание паззлов, рукоделие. Необходимо поощрять сангвиника за его настойчивость при выполнении заданий.

У ребенка холерического темперамента могут возникнуть сложности из-за избытка энергии, неусидчивости, невнимательности. В первую очередь, нужно дать выход накопившейся энергии. Идеальный вариант – занятия подвижными видами спорта. Для тренировки внимания также подойдут занятия рукоделием, лепкой, рисованием. Холерики всегда торопятся! Объясните ребенку, что главное в работе — качество, а не количество.

Очень внимательно нужно относиться к ребенкус меланхолическим темпераментом . Такой ребенок нуждается в постоянной поддержке со стороны близких ему людей. Малейшая неудача повергает его в уныние. Задача родителей — научить ребенка видеть в ошибках положительный опыт, хвалить его за успехи и обязательно говорить ему, что вы верите в его силы, и что он сможет справиться с заданием.

В-четвертых, будьте образцом для своего ребенка.

Расскажите ему о своих школьных годах, об успехах, о выступлениях на олимпиадах и конкурсах. Вспомните свои любимые предметы и учителей. Просмотрите вместе школьные фотографии, расскажите об одноклассниках, одним словом, формируйте у ребенка положительное отношение к школе. Также играйте всей семьей в интеллектуальные игры, чтобы расширить кругозор и воспитать потребность познавать что-то новое. Играйте с ребенком «в школу», выполняя домашнее задание. Используйте различные цветные карточки, карандаши и фломастеры, магнитики, конструкторы и разные другие предметы, которые вызовут интерес у ребенка и разнообразят скучные для него примеры по математике, тексты и правила по русскому языку. Так вы получите не только выполненное домашнее задание и хорошую оценку, но и желание ребенка вновь приступить к такой занимательной «игре» в следующий раз.

В-пятых, помогайте ребенку выполнять домашнее задание.

Если вы будете выполнять домашние задания за ребенка, вы отберете у него возможность научиться думать, вырабатывать в себе самостоятельность и ответственность. Задача родителя — обязательно откликаться на просьбы о помощи, если ребенок затрудняется с тем или иным заданием, но помощь должна состоять в виде заданного вектора, подсказки, чтобы ребенок смог развить свои мыслительные способности, научился решать поставленные перед ним задачи.

Еще одна важная деталь – организация рабочего места ребенка .

Это должен быть удобный стол, расположенный в хорошо освещенном месте. Где достаточно пространства и нет отвлекающих предметов и шумов, например, телевизора. В этом деле также можно проявить творческую смекалку: наклеить на полочки, стены разноцветные стикеры с математическими формулами, словами-исключениями. Ну, а если есть грамоты и благодарности, то и их повесить рядом в рамочки, чтобы, глядя на них, ребенок вспоминал о прежних успехах и стремился к новым, повышая в себе уверенность и собственную значимость.

Главное помните, что ребенку необходима поддержка взрослых, искренняя заинтересованность в его успехах.

Будьте терпеливы и внимательны во время школьного этапа в жизни ребенка. Присматривайтесь к себе, не слишком ли вы категоричны и требовательны, вспомните мудрое высказывание классика русской литературы Н.В. Гоголя: «Чтобы воспитывать другого, мы должны воспитать, прежде всего, себя».

Удачи вам, дорогие родители!

Эмили Листманн - частный репетитор из Сан-Карлоса, Калифорния. Работала учителем общественных наук, координатором расписания и учителем по подготовке к SAT. Получила магистерскую степень по педагогике в Стэнфордской высшей педагогической школе в 2014 году.

Количество источников, использованных в этой статье: . Вы найдете их список внизу страницы.

Педагогам и родителям не всегда с легкостью удается превратить учебу в интересное для ребенка занятие. Если традиционные методы обучения не работают, то подойдите к организации занятий творчески. Применяйте персонализированные, изобретательные и технологичные методы обучения, чтобы привлечь внимание учащихся.

Шаги

Личные интересы

    Учитывайте конкретные интересы учащихся. Такой подход позволит вам увлечь своих учеников и заинтересовать знаниями.

    Планируйте время обучения с учетом потребностей детей. Безответственно считать, что все дети учатся одинаково и в одном темпе. Родителям и педагогам следует оценить потребности каждого ребенка. Возможно, ему сложно сидеть на месте. Определите оптимальный способ обучения - это аудиальный, визуальный или кинестетический подход? Используйте такие сведения, чтобы точнее планировать занятия и уроки.

    Позволяйте ученикам учить друг друга. Когда ребенок несет ответственность за свое обучение и учит других, он стремится как можно лучше разобраться в материале.

    Участвуйте в процессе обучения. Присоединяйтесь к ученикам или детям, когда они занимаются уроками. Если активно участвовать в процессе обучения, то дети начнут повторять ваши привычки и перенимать навыки решения задач, а также разделять вашу радость от изучения новых фактов. Если ребенок заподозрит, что вам не интересно, то он посчитает, что занятие вовсе не стоит его внимания.

    Доступность и актуальность

    1. Создавайте возможности для практического обучения. Дети лучше запоминают сведения, когда их руки и мозг одновременно заняты делом. Планируйте занятия так, чтобы ученикам приходилось говорить, слушать и двигаться. Такие уроки будут полезны для активных учеников с аудиальным и визуальным типом восприятия.

      Призывайте учеников использовать свое воображение. Не нужно ограничивать и контролировать их воображение. Дайте им полную свободу. Развивайте творческие наклонности с помощью таких уроков, которые включают творческие задания и рукоделие, ролевые игры и другие аналогичные занятия.

      • При изучении судебной системы предложите провести инсценированный судебный процесс.
      • Когда дети изучают исторических личностей, попросите их нарядиться как герой доклада.
      • Позволяйте детям свободно выражать себя самыми разными способами. Предлагайте варианты индивидуальных проектов на выбор. Так, на уроке истории можно написать сочинение, нарисовать картину или подготовить реконструкцию события.
    2. Используйте обучающие игры. После урока или изучения понятия с ребенком предложите такую игру, которая позволит проверить приобретенные знания.

      Показывайте на практике абстрактные понятия. За время обучения дети знакомятся с большим количеством абстрактных понятий, которые кажутся им оторванными от реальной жизни. Каждый урок должен включать пояснения, как такие понятия могут использоваться людьми в ежедневных ситуациях.

    Игры и технологии

      Поручайте цифровые проекты. Нынешние дети рождаются в цифровую эпоху. Они без ума от технологий и уверенно пользуются техникой. Применяйте такие навыки с пользой посредством тематических заданий.

      Используйте технологии на занятиях. Родители и педагоги могут повысить интерес к учебе при помощи цифровых устройств.

    1. Смотрите и слушайте образовательные программы. Педагоги и родители могут дополнить свои объяснения и материалы для чтения обучающими видеороликами, подкастами или постановками. Аудиовизуальные материалы заинтересуют даже тех, кто не слишком внимателен на уроках.

      • Смотрите и слушайте вместе с детьми материалы по теме урока.
      • В качестве награды за прочтение монументального художественного произведения организуйте совместный поход на театральную постановку по книге.

Так устроен мир, что процесс развития начинается там, где правит интерес. Родители, педагоги и воспитатели задаются вопросом: «Как привить ребенку интерес к учебе и развитию?». Особенно эта проблема встает крайне остро в век цифровых технологий, бесконечного количества развлечений и во многом устаревшей системы образования.

Интерес — это волшебный ключик, который запускает слаженную работу всех «шестеренок» мозга. Интерес в свою очередь появляется тогда, когда возникают эмоции.

Очевидно, что их вызывают не прописные истины, продиктованные учителем, а любопытные и неожиданные вопросы, поломать голову над которыми — целое приключение. Если наша цель — воспитать думающего, развитого, самостоятельного и творческого человека, то необходимо строить процесс обучения так, чтобы учащийся работал на уровне эмоционального восприятия и прикладывал ряд усилий. Всё же учеба — это тоже труд, пожалуй, один из самых непростых, но самый плодотворный. Эмоции могут помочь на начальном этапе, но без усилий не смогут полностью решить проблему интереса к учебе. Это тоже нужно понимать.

Подобное сочетание эмоций и усилий пробудит интерес, который позволит ученику сосредотачиваться на проблеме, легко включать воображение, свободно и креативно мыслить, решать задачи комплексно.

Важно отметить, что эмоции ни в коем случае не должны быть негативными, нужно чтобы они базировались на энтузиазме, радости и удовольствии. Чтобы добиться такого результата, самим родителям и педагогам следует сопровождать процесс обучения положительными эмоциями, отмечать плюсы и значимость изучаемого предмета, не лишать занятия уместного чувства юмора, хвалить учеников и устанавливать с ними доверительные теплые отношения.

Мотивация

Очень тонкий прием. Дело в том, что дети в возрасте до 14-ти лет — достаточно плохие стратеги. Им трудно планировать наперед и думать, как могут пригодиться те или иные знания. На данном этапе разговоры о важности и пользе предмета могут не оправдаться. Но так как дети полны азарта, можно пойти на хитрый ход, также связанный с мотивацией. Например, рассказывая детям о Христофоре Колумбе, который открыл Америку, задать вопрос-задачку: «Когда Колумб собирался уйти в плавание, открыть и освоить новые земли, никто не хотел быть его компаньоном по причине того, что в те времена верили в край Света (т. е. край Земли, люди верили, что она плоская). Поплыть с ними означало обречь себя на смерть. Как Колумб смог решить данную проблему?».

Естественно, детям станет интересно, они даже обратятся к различным источникам, к тому же интернету, получат ответ на вопрос и заинтересуются предметом.

А вот детям постарше необходимо объяснять, как усваиваемые ими знания пригодятся им в жизни. Например, знания из областей физики и химии помогают нам в быту — от жарки пищи на сковородке до заделывания трещин в трубах. Иностранные языки перестают быть отвлеченным набором правил, слов и выражений и превращаются в живой инструмент, с помощью которого можно легко пообщаться с человеком из другой страны. Многочисленные сложные правила тригонометрии начинают вызывать не страх, но уважение. К ребенку приходит осознание, что без них не было бы современных приборов: планшетов и смартфонов, компьютеров и «умной» бытовой техники. Дети начинают иначе относиться к получению знаний в школе.

Соревновательный момент

Конкуренция — мощное «топливо» для подпитки амбиций и желания трудиться, и, конечно, интереса. Это особенно важно для детей, ведь они не всегда руководствуются осознанностью, но захотят включиться процесс, посоревноваться и проявить себя. Данный метод действует не на всех детей, но на большую часть.

Все эти и не только приемы использует школа эффективного мышления «Думалогия». Если вам интересно, загляните на занятия.

Школа «Думалогия» взяла за основу оригинальные методы и принципы ТРИЗ - теории решения изобретательских задач. Ее основоположником стал советский изобретатель и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер. В прошлом веке он задумался о формировании творческий личности, развитии творческого воображения и мышления и создал своего рода учение, благодаря которому можно научиться выявлять суть задачи, сокращать время на их решение, отходить от традиционных решений.

На основе этой теории мы создали свою уникальную систему, которая называется «5 шагов мысли». Занимаясь по этой системе, дети учатся находить суть проблемы, смотреть на все с разных сторон (дождь — это хорошо, потому что..., дождь — это плохо, потому что...), перебирая всевозможные варианты решения, выявлять и разрешать противоречия (утюг должен быть горячим и холодным одновременно), свободно мыслить («Как спасти колобка от лисы?»). Маскируясь под веселую игру, ТРИЗ, адаптированный для детей, помогает формировать логику, развивает наглядно-образное, причинно-следственное, креативное мышление, воображение, память. У детей растет словарный запас, развиваются широта мышления и творческие способности.

Что важно, на наших занятиях ребенок учится решать реальные жизненные задачи, преодолевать застенчивость и замкнутость. Ребенок тренируется отстаивать свою точку зрения, полагаясь полностью на свои силы.

Все вышеперечисленные советы в ы можете попробовать, освоить и убедиться в их пользе для вас и в аших детей!

И мы публикуем новую статью психолога Анны Бравославской о мотивации к обучению. Статья будет интересна как родителям школьников, которые каждый день сталкиваются с реалиями современной системы образования, так и тем, кто только-только начинает учиться со своим малышом и ищет ответы на такие, например, вопросы, как: когда лучше всего начинать учить ребёнка читать? Как привить интерес к учёбе? Как сделать так, чтобы чтение и другие развивающие занятия были в радость, а не в тягость.

Если вы хотите задать ваш вопрос психологу, можно отправить его Анне на почту [email protected] . Аня старается отвечать всем, а наиболее интересные и актуальные вопросы рассматривает (анонимно) на нашем сайте.

Учебный год в самом разгаре, а это значит, что в топе «горячих тем рунета» статьи про учебную мотивацию стабильно занимают верхние строчки.

Диапазон авторских позиций широк, и по тому, каких статей больше, примерно понятно, что сейчас происходит в семьях. В начале учебного года статьи и настроения были благостные: только личная воля ребёнка и его удовольствие от процесса. Позже появились статьи про вовлечение и педагогические приёмы: интересы большинства детей явно лежат вне алгебры и хитросплетений русского языка. Сейчас в ходу посты с заголовками «Учение – это мучение» про выход из зоны комфорта и преодоление себя. Ну, понятно, первое полугодие близится к завершению, а идеал всё так же недосягаем.

Тем не менее, практика показывает, что важно всё. Если мы оставим за скобками своё стремление к совершенству, то останется только гибкость и наше умение найти подход к конкретному ребёнку, используя все эти средства, а также многие другие, о которых только мы сможем узнать и потом применить. И, наверняка будут взлёты и падения, периоды гармонии и спокойствия будут сменяться этапами преодоления трудностей и покорения вершин.

Итак, для меня вопрос учебной мотивации у детей сразу разбивается на несколько составляющих. Начнём с физиологии.

Мы все разные

Всё, что касается мотивации – это, в том числе, вопрос энергетики организма в самом примитивном смысле. А именно, сколько у человека сил . Все мы знаем примеры ярких, сильных, самобытных личностей, которым любое море по колено, даже, если они приболели. А уж когда такому человеку что-то понадобилось, то он горы свернёт и не заметит. Это про них говорят «он сделал это, потому, что не знал, что это невозможно».

С другой стороны, у всех нас есть знакомые, друзья, коллеги, у которых как будто никогда нет сил. Они говорят тихим голосом, эмоции сглажены, часто болеют и ничем особенно не интересуются.

Первых мотивировать не нужно, вторых – бесполезно. Тем не менее, между ними – диапазон, и наше место в нём зависит от многих обстоятельств, начиная от наследственности и особенностей протекания родов, заканчивая жизненной историей и привычками.

Не по возрасту?

Кроме того, большую роль играют возрастные особенности ученика . Мы привыкли к тому, что наши дети в 6-7 лет идут в школу, а, значит, должны хотеть и любить учиться.

Мне даже довелось услышать мнение одной мамы, которая обронила, что кризис 7 лет придумали психологи, чтобы объяснить, почему дети именно в этом возрасте должны идти в школу. Это, конечно, не так. Даже наоборот, детей стали отправлять в школу именно тогда, когда, согласно исследованиям, у них просыпается интерес к учёбе.

Проблема в том, что, согласно данным ВОЗ, в развитых странах возраст готовности к школе за последние десятилетия сдвинулся к 8-9 годам. Об этом же говорят и все мои знакомые педагоги: первые 2 класса детей учить невозможно. Настоящая работа начинается с 3-4 класса. И на это нельзя повлиять прописями, ранним обучением и умными книжками – в кризисе 7 лет есть абсолютно физиологические составляющие, которые невозможно форсировать, да и незачем. Вы же не будете тянуть из земли цветок, в попытке заставить его вырасти поскорее?

Позже, лет с 14, начинается период полового созревания, и мысли и чувства подростков устремляются совсем в другую сторону. И, опять же, трудно винить их в плохих отметках и отсутствии учебной мотивации. Но можно попробовать помочь.

И снова привязанность…

Следующей важнейшей составляющей является эмоциональный комфорт и надёжная привязанность к близкому взрослому . Хрестоматийными стали рассказы психологов в соцсетях о детях, над успеваемостью которых бились и школа, и семья, никак не связывая отметки детёныша с разводом его родителей (например).

Благодаря Ньюфелду и его исследованиям, мы знаем, что бесполезно ждать от ребёнка успехов в учёбе, если он находится в состоянии стресса. В подобных ситуациях малыш способен думать только о собственном выживании.

Как-то я встретила в сети цитату «Люди, которые боятся выйти из зоны комфорта! Как вы туда попали?!». Смешно, конечно, но и доля истины в этом есть. Ведь, действительно, для начала необходимо обеспечить эмоциональный комфорт и прочную связь, и только потом можно ждать стабильных успехов в чём-либо от детей (и не только).

И вновь продолжается бой…

Говоря о мотивации, мы обычно имеем ввиду личную, глубинную заинтересованность в какой-либо деятельности. Но она присутствует далеко не всегда. В чём-то учебную мотивацию можно сравнить с вдохновением, а оно, если верить Габриелю Гарсиа Маркесу, «приходит только во время работы».

Не каждому, к примеру, удастся «с огоньком» вдохновить себя на заучивание неправильных глаголов или формул химических элементов. В любом предмете, любой деятельности есть такие неинтересные и откровенно скучные моменты. И наша произвольность и сила воли, если хотите, и проявляются именно в том, чтобы достойно преодолевать эти препятствия.

В таких случаях может быть полезен личный пример – тот, что перед глазами – а также обсуждение и общий настрой. Например, один великий человек вспоминал, как члены его семьи за ужином делились друг с другом теми ошибками, которые были сделаны за день. Ведь, если ты в чём-то ошибся, значит, попробовал себя в чём-то новом, сделал что-то, в чём не был уверен и — выходил из зоны комфорта. Если ребёнок ни в чём не ошибался, его могли и отругать.

Найди себе дело по душе…

Тем не менее, наша «золотая мечта», конечно, в том, чтобы каждый из нас занимался только любимым делом. «Найди себе дело по душе, и ты не будешь работать ни дня в своей жизни», говорил ещё Конфуций.

Современный психолог Михей Чиксентмихайи ввёл понятие «потока» — особого состояния, в котором находится человек, поглощённый интересным делом, в котором максимально реализует свой потенциал.

Если человек способен так организовать своё сознание, чтобы состояние потока возникало как можно чаще, качество его жизни неминуемо начнёт улучшаться, потому что в этом случае даже самые скучные занятия приобретут смысл и начнут приносить радость.

Думаю, многим из нас знакомо ощущение удовольствия от решения задач или написания текста, или от игры в теннис. И мы можем помочь нашим детям заразиться этим. Кстати, свежие исследования успешности детей в обучении показали зависимость этих успехов от двух факторов – наличия культуры семейных праздников и… увлечённости родителей их работой, живой заинтересованностью в своей деятельности.

Живой опыт

И в конце мне хотелось привести отрывок из поста одной волшебной мамы о её подходе к обучению сына.

«Как Алька учится читать и писать? Да так же, как играть на скрипке.
Вначале Алька учится мечтать.
Вот он подходит ко мне:
— Мам, а мам, а как написать «пирог с клубникой»?
— А тебе зачем? – спрашиваю.
— А я хочу, чтобы гном мне его принёс утром, но для этого я должен на доске ему про это написать!

Вот и повелось – каждый вечер учится писать. Ну, а гном, ясное дело, каждую ночь у плиты проводит, либо мелко режет мармеладки и шоколадки и упаковывает в мини-свёртки…

Потом ещё после всех наших малышовых занятий с инструментами и походами на папины концерты:

— Мам, а как ты это делаешь? Как ты на скрипке играешь? А я смогу? А смогу, как папа, в большом оркестре играть?
— Сможешь, говорю, но надо каждый день тренироваться много лет.
— А как, тренироваться?
— А ты, действительно, хочешь?
— Конечно, хочу! Научи меня! Я хочу в 7 лет играть на концерте!

Пару месяцев держу в тайне, потом, если огонь не угас, потихоньку открываю секреты, делаем упражнения каждое утро, готовимся к школе, так сказать, мне самой страшновато, хотя уже и не так, потому, что стабильно заниматься начали и мечта вроде не проходит, а если будет проходить, то я знаю пару десятков секретов, как вновь размечтаться…»

И вот вам несколько книжек, чтобы «размечтаться». 🙂

Т. Бабушкина «Что хранится в карманах детства»
М. Осорина «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»
Мурашова Е.В. «Дети-тюфяки и дети-катастрофы»
Г. Ньюфелд «Не упускайте ваших детей»
Нойброннер Дагмар «Понимать детей»
С. Кови «7 навыков высокоэффективных людей»
М. Чиксентмихайи «Поток: психология оптимального переживания»

Комментарии

25.11.2015, 12:52

Не буду начинать сначала, а расскажу о переменах, которые в корне изменили наш подход к домашнему обучению.
В сентябре этого года наш старший ребенок пошел в первый класс. У нас в Беларуси, думаю и у наших родственных соседних странах, так уж принято. Мы можем выбирать спорт, вид искусства, хобби, но редко кто отваживается не пойти в школу.
Наша начальная школа считается сильной и после нее дети, которые успешно учатся, переходят в гимназия, поэтому с первых дней у нас домашние задания: письмо, математика, чтение и внеклассное чтение. И это каждый день!
Мотивация моего первоклассника была обычной, главное у него — авторитет учителя, я не заставляю его делать уроки, он знает, что просто не может пойти в школу неподготовленным и это не моя заслуга. Но я хочу рассказать не об этом!
Теперь и мои младшие дети делают по вечерам уроки! Артем (4,8) просит, чтобы и с ним почитали, потом садиться за свой «буквать» и обводит буквы, потом пишет сам. Это притом, что раньше даже представить невозможно было, что он по своей воле будет это делать. И малыш складывает тетрадки в свою папку со словами «уроки», потом достает, карябает ручкой, когда мой школьник встает из-за рабочего места, он сразу там, просит, чтобы я с ним вырезала, рисовала и т.д.
Вывод — «дурной пример заразителен» и не только дурной.)
Я не призываю всех рожать детей, думаю, что можно и своим примером привлечь. Например, видел ли ваш ребенок как вы пишете ручкой, читаете книгу?
Конечно, если ребенок с детства видит как папа играет в «танки», а мама разглядывает картинки в соц. сетях, то и он будет копировать поведение старших и получать удовольствие от того же самого.

    25.11.2015, 23:15

    Олеся, спасибо за такой живой и эмоциональный отклик! Действительно, с младшими братьями и сестрами обычно проблем не возникает, особенно, пока они сами маленькие. Не зря говорят «вырасти старшего, остальные за ним подтянутся». Все сложности начинаются немного позже. И здесь уже, честно говоря, не очень зависит от того, учится ребенок дома или в школе. Стоны про то, что дети не хотят учиться я слышу одинаково и от тех, и от других.
    Что касается личного примера и гаджетов, то, да, конечно, очень хочется с вами согласиться. И, наверное, отчасти так и есть. Но последний мой разговор на эту тему, например, происходил с совершенно волшебной мамой 4-х детей. У них очень душевная семья, большая ценность отношений. Знаете, семейные театры, походы, праздники. У каждого ребенка свои увлечения: балет, конный спорт, бесконечные музеи и много друзей. И мама, и дети постоянно учатся, и не только очно. Различные онлайн-курсы типа Курсеры и Универсариума. И вот даже эта мама жаловалась, что ей трудно привлечь старших к учебе. Мы с ней говорили и про личный пример — его много! Она сама, и муж, и бабушки-дедушки очень читающие люди и постоянно учатся новому. И про вовлечение тоже. Но, вот, иногда не хочет ребенок учится и все тут. А заставлять не хочется. Вот и думаем…

    Анастасия Арсенева

    25.11.2015, 13:32

    Все-таки удивительно, как иногда идей носятся в воздухе. Нам до школы и до «учиться читать» ещё очень далеко, но в последнии дни я почему-то обдумываю именно этот вопрос. Как заразить дочку желанием…даже не учиться, а скорее познавать мир. И можно ли привить любовь к чтению, если ребёнок к нему не склонен? Да-да именно так. Я с самым большим интересом прочла первый пункт статьи. Мысль о том, что мы все разные каждый понимает по-своему:) потому, что мы все разные и по разному воспринимаем мир вообще. Врач вроде меня, например, как учёный, начинает всегда с уровня генетики, физиологии, а уж потом переходит к внешним условиям. Хотя в процентном отношении они может и важнее. То кем мы станем на 90% зависит от условий окружающей нас среды (семьи, общества, климата) и на 10% от того, какие гены нам достались. Может показаться что это малая малость. И эти 10% можно преодолеть, но нет. Все человечество можно поделить группы, по природной способности к обучению. Самые умные, самые глупые, средние, чуть умнее средних и чуть глупее средних. Примерно так. Говоря глупее я не имею ввиду, что они не имели возможность учиться и получать знания, я имею ввиду физиологическую способность мозга воспринимать, обрабатывать, запоминать, анализировать информацию. Такая способность как раз во многом зависит от генетических предпосылок. Конечно если родители успешно освоили высшее образование, занимаются интеллектуальной деятельностью, играют на фортепьяно и рисуют, то у ребёнка большие шансы быть интеллектуалом, любить учится всему. У него генетические предпосылки так сказать. Но даже в этом случае не 100% детей будут такими же увлечёнными учебой. Ведь гены могут сочетаться миллиардами разных комбинаций:) Так же и в семье без образования и стремления увлечь ребёнка чтением может появиться самородок. Вроде Ломоносова.
    Обращаясь прежде всего к себе, я готова к тому, что кто-то из моих детей, а может и все:) не потянут, что называется, высшую школу, хоть я и буду подавать им позитивный пример и передам часть своих обученых генов. Возможно кто-то из них будет технарем и мануалом, может будет гениальным на все руки мастером, но не будет иметь способностей к физике и математике. И астрономия ему будет до фонаря:) Расстроюсь ли я? Наверное немного да? Но я готова сейчас и постараюсь не забыть потом, что это его жизнь, его выбор и его способности. И лучше быть отличным сантехником, чем посредственным врачом.
    Опять же, возвращаясь к статье, счастливым нас делает любимое дело, а оно может быть любым.
    Резюме: иногда мы ждём от своих детей невозможного, потому что думаем, раз мы это смогли, то и он должен смочь. Раз я люблю читать, то и он будет любить. Так бывает, конечно. Но бывает и по другому. А завышенные ожидания родителей ранят детей не меньше, чем отсутствие всякого интереса к жизни этого ребёнка.

      25.11.2015, 14:13

      У меня средний сын ходит в третий класс. Уроки делает сам, я лишь проверяю количество заданных и выполненных заданий 🙂 . Учится он, конечно, не на одни пятерки (по русскому и математике проскальзывают тройки и четверки), но зато делает уроки он САМ. И мне не приходится стоять над ним по несколько часов или орать, как я знаю, бывает во многих семьях. К сожалению, если родители делают ВМЕСТО ребенка уроки в начальных классах (ради пятерок), то и в дальнейшем ребенок будет объявлять «забастовку» и не захочет делать уроки самостоятельно.

        25.11.2015, 17:42

        Спасибо большое за интересную статью!
        Да, пример — великая вещь! Мой старший и без примера очень-очень старался учится. То же сейчас происходит и с младшей, тем более она просто мечтала, когда пойдет в школу и будет делать уроки как брат 🙂 Как замотивировать детей лет до 12-13 я прекрасно представляю и у меня, тьфу-тьфу, получается. Но я снова и снова возвращаюсь к своей больной проблеме — куда уходит мотивация у подростков? Вроде все тот же уклад жизни, все тот же пример родителей (а теперь и успешной учебы младшей сестры) перед глазами — а того самого увлечения нет. Способен на подвиги, на вспышки, сделать доклад, проект, выступить перед классом, а работать каждый день — сразу в кусты. Даже в том, что захотел сам: хотел учиться играть на гитаре, посмотрел пару уроков, что-то побренькал — и все(((Анна, очень жду статью про подростков — вы так все хорошо и «человеческим языком» объясняете, что мне кажется, она мне очень нужна! 🙂

          25.11.2015, 23:39

          Татьяна, спасибо за лестный отзыв) я рада, что вам понравилась статья) мне попалось интересное видео об учебной мотивации, когда я готовила материал. Возможно, оно и вам пригодится http://postnauka.ru/video/52948
          Кстати, возможно, вам будет интересно, сейчас начинается один проект — клуб общения для подростков. Идея в том, чтобы знакомить подростков между собой, «дружить» их, вовлекать их в интересную и важную для социума и для них самих деятельность. Все занятия условно-платные — только за «аренду». Группа в Фейсбуке «Клуб общения для подростков».
          Удачи!

              26.11.2015, 02:13

              В этом вопросе все очень индивидуально и зависит от многих факторов. Генетика ребенка, ближнее окружение, дальнее окружение, социальные и бытовые составляющие. Вся эта многогранность формирует желание и нежелание. Но самый большой минус, который это желание часто убивает, даже, если оно есть, мотивируется, поддерживается и стабилизируется родителями, это в большинстве своем обучающие программы дошкольного, среднего и высшего образования в нашей стране, которые, увы, но подавляют творческое начало обучаемых. С этим началом рожден каждый из нас. И оно является главным естественным стабилизатором желания. Так же кадровый состав сотрудников, опять же большинства образовательных заведений, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Это тоже огромная проблема. И пока изменений в этом плане не предвидится. Поэтому очень важно развивать институт семьи. Только родители могут подготовить и скорректировать ребенка до его полной самостоятельности в дальнейшей жизни, привив желание получать знания всю жизнь. А какими способами — это все индивидуально, потому что ребенка своего хорошо знает только настоящий РОДИТЕЛЬ — любящий, чувствующий, понимающий и все в его руках. Главное не забывать, что дети — это наше отражение и внутренне и внешне. Исходя из этого и действовать.

Ваш ребенок учится с трудом? Не хочет ходить в школу? Он ленится, и учиться его не заставишь?

Мотивация играет решающую роль при учебе в школе. Ведь, как говорят старые преподаватели, если учитель дает знания на уроке, то это еще не значит, что их берут. Если вы не знаете, как убедить ребенка начать учиться, самое время прислушаться к советам детского нейропсихолога.

Учитывайте возраст ребенка

1. Миллион «почему», или 3-5 лет

Осваивать новые знания дети начинают еще в детском саду. «Почемучек» 3-5 лет интересует каждая мелочь, которую он видит, а потому заставлять его учиться вам не придется. Здесь важно набраться терпения и пытаться удовлетворить любопытство малыша простыми и доступными для его понимания объяснения. Ни в коем случае не игнорируйте и не отвечайте с раздражением в голосе, иначе вы отобьете охоту к учебе и заложите негативный опыт приобретения знаний.

Используйте каждое «почему» как возможность поддержать родительский авторитет, развить мышление, воображение и память ребенка, а также дать ему понимание, что быть любопытным, умным – это здорово!

2. Западня для дошколят, или 5-6 лет

В этом возрасте дети активно готовятся к поступлению в первый класс. Частая ошибка родителей – начинать учить малыша арифметике, письму, чтению, совершенно не принимая во внимание степень зрелости его аналитического мышления и используя сомнительные методики. Из-за высокой перегрузки затормаживается развитие зрительно-моторной координации, ухудшаются способности к концентрации внимания и саморегуляции поведения. В результате ребенок попадает в западню: в последствие он будет с трудом высиживать целый урок, неправильно понимать инструкции к заданиям, начнутся проблемы с дисциплиной и оценками.

Дошколята хотят не столько узнать что-то новое, сколько почувствовать себя успешными, знающими. Если поставить малыша в положение неуспеха, постоянно показывать, что ему далеко до идеала, предъявлять завышенные требования, об учебной мотивации можно забыть. Низкая самооценка, боязнь провала, отсутствие веры в себя, просто не дадут ребенку успешно учиться.

3. Школа начинается, или 7-10 лет

Во время школьных уроков дети постоянно оказываются в ситуациях «не знаю» и «не умею», а потому умение справляться с учебными трудностями являются неотъемлемой частью учебного процесса. Овладение этим умением становится основной задачей в начальной школе.

Как вы можете помочь ребенку? Во-первых, организуйте школьнику удобное рабочее место, где его ничего не будет отвлекать. Во-вторых, оказывайте ему помощь: напомните, что надо сесть за уроки, найдите справочную литературу, разберите вместе условия задачи или подскажите, как нарисовать схему… Это не значит, что вы выполняете за учителя его работу, вы помогаете самостоятельно применять новые знания, поскольку ребенку трудно и даже немного страшно. В-третьих, поддерживайте малыша, замечайте его маленькие успехи, не скупитесь на похвалу. Одно ласковое слово мотивирует намного эффективнее, чем тысячи упреков, угроз и запретов.

1. Ставьте реальные цели и конкретные задачи

Ребенок должен четко понимать, что от него требуется. Согласитесь, цель «выучить английский за лето» выглядит расплывчатой и несколько пугающей. Ребенок начнет искать предлоги увильнуть, а от конкретики отказаться уже сложнее. Например, если вы предложите в каждый день летних каникул выполнять несколько упражнений и учить по 5-10 новых слов, эта задача воспринимается ребенком как посильная и необременительная. Он сядет за книги, куда с большим желанием, чем если бы вы его заставили угрозой: «Пока не выучишь двадцать страниц из Бонка, гулять не пойдешь». Разбивайте сложные задачи на много маленьких, и двигайтесь от простого к сложному, вознаграждая ребенка за успешное выполнение каждого этапа.

2. Правильно относитесь к оценкам

Двойка, тройка, четверка и пятерка показывают лишь то, как ребенок справился с конкретным заданием, усвоил или не усвоил тему, но ни в коем случае не характеризуют его как личность. Ориентируйте малыша на индивидуальные достижения, чтобы завтрашняя работа стала лучше, чем та, которую он выполнил вчера. Акцентируйте внимание ребенка на его успехах, на том, чему он успел научиться, помогайте применять новые умения в повседневной жизни, создавайте ситуации, где ребенок снова ощутит себя успешным и знающим.

3. Вспомните, зачем нужно учиться

Вопрос «А зачем нам это нужно?» можно часто услышать от школьников любого возраста. Но если старшеклассники нацелены на поступление, то ребята помладше иногда искренне не понимают, зачем им эта литература или биология. Составьте вместе с ребенком максимально длинный список причин, почему нужно ходить в школу и внимательно слушать учителя.

4. Дайте ощутить ответственность за свою учебу

Постепенно внушите ребенку, что он должен сам отвечать за полученные отметки и качество своих знаний. Не берите под свой тотальный контроль выполнение домашнего задания, не паникуйте из-за внезапных провалов и не спешите выяснять отношения со «злым» учителем. Дайте ребенку понять, что вы всегда рядом и готовы прийти на помощь, но рассчитывать он должен, прежде всего, только на свои силы. Гордость за свою самостоятельность и успех помогут ему двигаться дальше.

5. Идите за интересами ребенка

Распространенная ошибка – заставлять малыша ходить во все кружки подряд, даже если к некоторым из них у него не лежит душа. Не ругайте его, если вчера он еще ходил в художественную школу, а сегодня решил заняться музыкой. Ребенку нравится пробовать новые занятия и искать себя. Наоборот, покажите ему разные интересные занятия, ходите вместе на мастер-классы, научные квесты, фильмы, подкладывайте книги, которые могут его увлечь. Недовольство частой сменой интересов иногда обусловлено довольно высокой ценой необходимого инвентаря: но опять же никто не заставляет вас сразу покупать бас-гитару, когда можно одолжить обычную акустическую у друзей.

6. Отложите кнут, достаньте пряник

Дети довольно вяло реагируют на наказания, ведь они ожидают подобную реакцию родителей на очередную двойку. Конечно, вы должны показать, что плохое поведение или неудовлетворительная оценка вас огорчают, но перегибать палку тоже не нужно. Старайтесь больше хвалить ребенка за любые хорошие результаты. Что это такое? Разносторонние интересы, отсутствие опозданий, примерное поведение, участие в школьных мероприятиях, посещение факультативов. В этом случае учебные обязанности станут ассоциироваться у ребенка с положительными эмоциями: радостью, успешностью, комфортом. Он начнет с удовольствием ходить в школу, ведь его мозг уже сам научится радоваться новым достижениям.

7. Научите видеть позитив в заданных уроках

Покажите наглядно, как сделать скучный предмет захватывающим. Например, необходимо составить доклад по литературе или музыке – помогите найти ребенку, интересную тему, например, история Гарри Поттера или рок-музыки. Не дается геометрия? Зато она изучает красивые фигуры. Плохо запоминаются даты важных сражений? Зато учебник истории похож на захватывающий роман или давай представим, что мы участники этих событий. Ищете больше позитивных моментов, а там подключатся и память, и мышление, и воображение.

8. Научите ребенка любить себя

Введите систему поощрений, приучите ребенка хвалить себя за победы любого масштаба и каждое выполненное дело. Причем награда может выражаться и в обычной словесной похвале, друзей, одноклассников, уважении учителя. Наш мозг устроен так, что если за какие-то действия мы получили поощрение, потом для выполнения этих же или подобных действий автоматически выделяется больше энергии и гормонов счастья, даже если это дело только предстоит сделать!