Невроз и личностный рост. Карен Хорни «Невроз и личностный рост Карен хорни невроз и личностный рост fb2

Внимание читателям сайт! Данная статья носит ознакомительный и просветительский характер. Если у вас и ваших родственников, близких и знакомых возникли похожие проблемы, то обратитесь к врачу-психиатру в психоневрологический диспансер по месту регистрации, приемный покой психиатрической больницы, или в регистратуру института психиатрии. Мы не занимаемся ни диагностикой, ни лечением психиатрических заболеваний! Мы оказываем услуги индивидуального психологического консультирования.

Невроз – это не значит нервничать, а означает эмоциональную незрелость личности, нелогическое мышление и узкий диапазон психологических стратегий. Симптомы, генезис и излечение современного человека–невротика

Невроз – боль и печать нашего времени: эгоистичного, быстрого, когда люди многое умеют технически и живут в комфорте, но разучились любить. Ужас в том, что невротических личностей среди людей если не большинство, то очень большой процент. Печально и происхождение невроза: психотравмирующее обращение с человеком в детстве, как правило – родителями.

А сам невротик напоминает спортсмена с великолепными задатками: лидер, силач, добрый и глубокий, умный человек. Но конечности, они же возможности, воля и энергетический потенциал атрофированы вследствие родительской критики, принуждения, запретов и разных видов насилия: психологического, эмоционального, физического, а когда и сексуального.

В прекрасном рассказе фантаста Роберта Шекли «Человеко-минимум» главному герою так не везет, что он решает покончить с собой. Но – о чудо! Он отобран для эксперимента в качестве… «человеко-минимума». Минимально жизнеспособный экземпляр. На неизвестной планете за него все будет делать новый робот, а ему остается лишь… быть тем, кем он и был всю жизнь – «минимумом», то есть безвольным и бессильным невротиком. Если с помощью уникального робота в условиях дикой планеты выживет он, то выживет любой.

Cамое интересное, что герой осваивается и решает, что он может больше: сам строить, сам думать, сам жить! И тогда робот оборачивается против него – мы так не договаривались, ты должен быть беспомощным. Как если бы Штольц начал пресекать все идеи Обломова. Этот робот, защищающий человека от его самого, от зрелости, от ответственности, от жизни – и есть лучшая метафора невроза.

Дадим менее красочное определение? Невроз – это торможение развития личности вследствие детской психологической травмы. Невротическая личность имеет странные страхи и фобии из-за нелогичного мышления, зависима от близких людей, боится нового и боится перемен, имеет внешний локус контроля и слабую эмоционально-волевую активность.

Краткий перечень признаков невротической личности

«Только номер 1». Желание быть самым лучшим и вызывать восхищение (невротическая гордость).
«Мисс Совершенство». Желание быть идеальным (перфекционизм), всегда выглядеть прекрасно, всего добиваться легко и сразу (невротические установки).
«Я всегда должен». Жесточайшие требования к себе и другим – делать много и совершенно (тирания «надо»).
«Что люди скажут». Зависимость от внешней оценки (внешний локус контроля).
«Ок, как скажешь». Привычка принимать мнение других (конформность).
«Жизнь штука трудная». «Умение» терпеть неудачи и «влипать в истории» (негативные подсознательные сценарии).
«Приходи на сеновал! Кузнец со мной». Манипулятивные игры.
«Емеля на печи и Щука». Атрофированная способность к активным действиям по улучшению своей жизни.
«Ура, грипп, сегодня на работу не идем!». Вторичные выгоды от выученной беспомощности, болезней.
«Если ты меня любишь, то сейчас же сходишь в магазин!». Манипуляции на эмоциях, чтобы обеспечить чувство безопасности.
«Убирайся из моей жизни! Без тебя не могу! Вчера ничего не было». Трудность с психологической автономией, эмоциональной близостью и спонтанностью.

Происхождение невроза

Невротика родители не подготовили к жизни, а только травмировали криками, скандалами, обзывательствами, насмешками, придирками, требованиями абсолютного подчинения и послушания. Родители сами обычно невротические личности: слабые, по-детски импульсивные, неудачливые. Сознательно они могут давать правильные советы «учись хорошо», «зарабатывай» и так далее, но подсознательно показывают пример неуспешной и несчастной жизни. И так невротическая патология передается поколениям и поколениям.

Например, молодой парень не работает, пьет, постоянно испытывает странные страхи, фобии , попадает в неприятности. А родители у него – такие же! Папа пьет, мама работает на нелюбимой работе, боится устроиться на другую работу и боится тем более открыть свое дело. Уйти от мужа не может, боится ответственности. Обвинять в такой семье в бедах принято правительство и «богатых», а главное занятие – бездеятельное времяпровождение у телевизора.

Невротические родители часто меняются ролями со своими детьми , испытывая иллюзию, что теперь-то ответственность с них спала – дети уже выросли! Они ждут финансового и часто психологического благополучия от детей, перекладывая на них свою роль: поддерживать, помогать, утешать. А дети и сами в полном цейтноте, ведь их никто не научил быть взрослыми, не было примера и помощи. Только еще добавляется и вина: как же я не могу помочь родителям…

Девиз невротической личности – «терпи и ничего не делай» . Только пожар вытащит его из захламленной квартиры и заставит переклеить обои. Ну, или осуждение соседей, дальних родственников. Люди с неврозами очень зависимы от чужого мнения, не имеют опыта принятия решений, даже в мелочах они сомневаются и впадают в ужас при необходимости что-то решать.

Портрет невротической личности

Ленивый, с лишним весом, курящий, пьющий, прокрастинирующий, обиженный и ранимый. Страхи невротика хоть и не имеют под собой почвы, образуют причудливый калейдоскоп фобий и ошибок мышления от «что обо мне подумают?», и «у меня сердечный (или любой другой) приступ» до «больше ста тысяч получают только воры и проститутки».

Вот некоторые из них: страх ошибки, страх отвержения, страх неудачи, страх осуждения, страх поехать куда-нибудь, страх сблизиться с людьми, страх демонстрировать эмоции, страх быть самим собой, страх жить, страх радоваться, страх сделать что-нибудь, страх измениться, страх одиночества, страх иметь близкие отношения…

А дальше – все фобии : агорафобия, клаустрофобия, социальная фобия и до бесконечности… В научной классификации (МКБ-10 «Невротические расстройства») неврозы так и разделяются – по основному страху: невроз навязчивостей, кардионевроз. Но суть одна. Кстати, невротик сейчас обязательно полезет искать свое расстройство в МКБ-10, найдет и испугается.

Невротик запрограммирован на неудачу. Подсознательно он обязательно испортит успех: опоздает, испугается, перенервничает, вывихнет ногу. И потом будет страдать. В стрессовой ситуации, например, при новой перспективной работе невротик впадает в сценарное состояние и терпит неудачу. Да, «терпеть» и «неудача» – основной лексикон невротика.

Невротические личности отыгрывают в жизни три типа подсознательных негативных жизненных сценариев (без любви, без радости и без разума) . У первых не клеится личная жизнь, потому что они выбирают партнеров, воспроизводящих их детские неврозы по знакомой схеме. Вторые живут в нищете или бедности и палец о палец не ударят, чтобы что-то в своей жизни изменить (по их убеждению это невозможно). А первая же неудача заставляет сложить ручки. Сценарии без разума – это истории про нелепые ошибки, из-за которых человек попадает в неприятности. Не везет…

Невротик с огромным трудом достигает целей . Легко отвлекается, лучше всех. Для него типично объесться на ночь или залезть в кредит ради новенького телефона. Внушаем, поддается манипуляциям – на тщеславии, на похвале, которой ему так не хватало тогда и не хватает сейчас.

Человек с неврозом и отношения – отдельная песня. Ему страшно сближаться с людьми, возникает огромное недоверие, страхи, фобии, враждебность. Партнер ищется по принципу компенсации недостачи от родителей: мамы или папы. Практикуются манипулятивные игры, сексуальность основана на импульсах унижения. Затем происходит прилипание к партнеру, стирание личностных границ, созависимость и отношения по принципу «треугольника Карпмана».

Невротическая личность имеет особые отношения со своей . Просто отрицает ее («я добрый человек, мухи не обижу»), отчего она накапливается внутри и затем проецируется на других людей. Например, человек с неврозом, страдающий социальной фобией приписывает отрицаемую внутреннюю агрессию случайным попутчикам в метро: «Что они так зло обо мне шепчутся?» Женщина может видеть просто расчетливых злых гениев в близких, интерпретируя их невинные поступки как попытки навредить ей. Милая, отзывчивая коллега, а так критикует с улыбкой, что лучше бы локтем двинула.

Преодоление неврозов с помощью ускоренного развития личности в рамках психотерапии

Что же остается человеку с неврозом, особенно если он только что прочел эту статью и с горечью узнал себя? Безусловно, преодоление невроза возможно . Вспоминая рассказ Шекли, герой отбил несколько атак беспощадного всемогущего робота и выжил, научившись любить жизнь и полагаться на себя. Стать если не «человеко-максимумом» (аутентичной личностью), но среднестатистическим человеком без беспочвенных страхов, успешным в своем деле, счастливым в личной жизни – вполне возможно. Убрать тормоза, мешающие радоваться и добиваться целей – с помощью психотерапии.

Основная идея преодоления невроза – добавление себе новых психологических знаний и недостающих навыков, а также коррекции когнитивных нарушений. Семимильными шагами догнать «среднестатистических» однокурсников – заняться ускоренным развитием личности вместе с психотерапевтом. А там и перегнать, ведь зачем уже останавливаться? Развитие очень увлекает.

Оплатить курс у опытного психолога

32 000 руб. (3 200 руб. за одно занятие)

Оплата занятий проводится напрямую с вашего лицевого счета в банке на расчетный счет ООО «Юнипрофконсалтинг» согласно Счета и Квитанции-договора, выставленных вам на ваш e-mail. Напишите Администратору admin@сайт письмо, в котором укажите фамилию, имя, свой контактный номер телефона и e-mail. В заявке укажите, на какое количество консультаций вам выставить Счет на оплату и выписать Квитанцию-договор на бланке строгой отчетности. Получив скан-копию Счета на оплату и Квитанцию-договор с реквизитами нашего банковского расчетного счета на свой e-mail, оплатите консультацию психолога в своем онлайн-банке согласно выставленного вам Счета на оплату

Записаться на платную скайп-консультацию к Наталье Михайловне Рассказовой, автору статьи, можно не только у Администратора admin@сайт, но и на , внизу, в разделе «расписание».

Свободное для бронирования время подсвечено зеленым цветом.

Оплачивать занятия с психологом на странице оплаты после выставления Счета и Квитанции-договора на ваш e-mail. Если вы не получаете в течение часа-двух писем от нас, проверьте папку Спам и папку Possible Spam и добавьте наши e-mail в Справочник ваших доверенных Корреспондентов.

Запросить контакты специалиста и организационную помощь можно у theSolution, написав письмо admin@сайт или отправив заявку через любую заявочную форму на сайте.

Присылайте копию квитанции об оплате или скриншот страницы вашего онлайн-банка Администратору по адресу admin@сайт и получите обратным письмом подтверждение об успешной оплате занятий с психологом минимум за час до скайп-консультации.

Находитесь в сложной жизненной ситуации? Получите бесплатную и анонимную консультацию психолога у нас на сайте или задайте свой вопрос в комментариях.

C этой статьей обычно читают:

  • Консультация психолога сайт:
Tagged

14 thoughts on “”

  1. Ольга

    Расскажите, пожалуйста, про 36 стратегий реагирования.

      Это способы решения проблем. Для того, чтобы понять метафору о большом диапазоне стратегий, представьте, что вам нужно преодолеть некое физическое препятствие. Попробуйте проанализировать, какое количество способов действий есть у вас в арсенале? Вы удивитесь, но количество способов, о которых подумает обычный будет не более 4- 10. Невротическая личность действует достаточно предсказуемо: столкнувшись с проблемой испытывает страх (осуждения, критики, неудачи) и принимает эмоциональное решение, поддается страху и терпит неприятную ситуацию. Такого человека легко запугать и склонить к мысли о том, что лучше отказаться от активности и достижения цели. Аутентичная личность в сложных ситуациях просчитает все риски и выберет наиболее подходящую для ситуации стратегию или творческую комбинацию стратегий. Это похоже на способы решения математических задач. Некоторые ученики могут решить задачу только через квадратичные уравнения. А другие люди знают и дополнительные нестандартные и тоже правильные (!) способы решения этого типа задач.

      • Данил

        Вы помогали кому-нибудь излечиться от астмы?Настрои настроями,но анализируя свою жизнь вижу как влияли физические заболевания на самоощущение,на результативность.Подумалось,может у невротиков обычно есть объективные причины.

        • Отличный вопрос, Данил! Бронхиальная астма относится не к невротическим нарушениям в психике, а к категории психосоматических заболеваний.

          Вы на самом деле думаете верно, когда отмечаете некоторое сходство между неврозами и психосоматикой: три компонента у них, действительно, общие. Разница имеется в четвертном компоненте нарушения. При психосоматике имеется врожденная генетическая неполноценность клеточного слоя органа-мишени. При неврозах орган полностью физически здоров .

          При стрессе, в дезадаптированном состоянии, когда силы личности не хватает для противостояния внешним факторам, у невротика нарушается только ФУНКЦИЯ органа. В этот момент невротическую личность госпитализируют в отделение неврозов психиатрических больниц, чтобы снять медикаментозно патологический условный рефлекс, развивающийся по спирали, по нарастающей. Когда невротику дают лекарства, расслабляющие мускулатуру, то импульсы, связанные с негативными эмоциями ярости и подавленной агрессии, перестают влиять на работу внутренних органов. К сожалению, помощь невротикам на этом ограничивается, и происходит выписка из больницы без постановки навыков здорового мышления, что могло бы препятствовать рецидиву нервных срывов при стрессах.

          При психосоматике происходит немного другая история. Нерешенные межличностные и внутриличностные конфликты в убеждениях, также приводят к отреагированию подавленной ярости, как и при неврозах. Но сильные эмоциональные переживания, связанные с нарушениями эмоционального контакта в отношениях, являются провоцирующим фактором , запускающим реальное телесное заболевание , к которому имеется генетическая предрасположенность. При психосоматике тоже имеется вторичная выгода от заболевания, привязанность или зависимость от объекта, который нарушает нравственные принципы в близких или рабочих отношениях. Только при неврозе можно восстановить функцию органа при стрессе, а при психосоматике такая возможность ограничена во времени . Психологические коррекции, развитие личности с целью улучшения стрессоустойчивости может как-то повлиять лишь на первой, обратимой, стадии психосоматических заболеваний. Т.е. до того , как начались необратимые патофизиологические изменения органов и систем. Например, как накопление белка-амилоида в стенке сосудов при второй стадии артериальной гипертензии, что делает сосуды сильно чувствительными к вазопрессивным (сосудосуживающим) факторам.

          На второй-третьей-четвертой стадиях психосоматических заболеваниях основным доктором является участковый терапевт поликлиники или узкий специалист по проблемному органу/системе организма. Психолог тут ничего не сделает, как и врач-психотерапевт-психосоматик. Приобретение навыков решения конфликтов и прочие вкусные плюшки личностного роста, к сожалению, не помогут исцелиться от психосоматического заболевания на второй или более поздней стадиях. Там только таблетки и классическая медицина.

          Важно! Помощь врача-психотерапевта-психосоматика актуальна для первой стадии психосоматических заболеваний, там есть возможность что-то сделать. Список психосоматических заболеваний смотрите в книге Бройтигама «Психосоматическая медицина», отделение психосоматики посмотрите в сервисе «желтые страницы».

          При второй стадии психосоматических заболеваний работа с психологом носит дополнительный характер, если хочется уменьшить влияние провоцирующих психологических факторов на обострение соматического заболевания. Например, научиться отличать по мелким признакам властных людей, которые будут унижать и обесценивать в конфликте. Но! Исцеления заболевания, так чтобы биохимия тела заработала иначе после необратимых изменений, от приобретения новых психологических навыков не произойдет . Не нужно питать иллюзий. Патофизиология человека имеет свои закономерности, и после возникновения необратимых изменений органа-мишени можно надеяться лишь так организовать свой образ жизни, чтобы исключить стрессы и уменьшить количество рецидивов основного хронического заболевания. Развитие личности поможет лишь в том аспекте, чтобы научиться надеяться на себя и отстраниться от людей, общение с которыми вызывает стресс и обострение заболеваний. Т.е речь идет о профилактическом влиянии на то, чтобы удерживать организм в состоянии приближенном к здоровью. Речь об исцелении на второй-третьей-четвертых стадиях не идет. Там только работа с докторами, специалистами по профильному заболеванию, и работа по поддержанию образа жизни, исключающему факторы, обостряющие психосоматическое заболевание.

          И последнее. Бронхиальная астма помимо органического компонента часто имеет провоцирующий фактор в виде непереносимого чувства отвращения к людям (в семье или на работе). При этом в чертах личности больного отмечается обычно слабо развитая автономность, когда человек предпочитает или вынужден зависеть эмоционально или финансово от тех, кто склонен к психологическому насилию. Интересное наблюдение… Так что совет при БРА — идти к аллергологу. Дополнительно к врачу-психотерапевту-психосоматику при первой стадии астмы. И только при разрешении докторов можно дополнительно брать консультации по темам развития личности у психолога. С психологом можно прорабатывать темы психологической автономии, освобождения от созависимости, выстраивания личных границ, учить конфликтологию и так далее. Совместно, с разрешения и под контролем лечащего доктора, и никак иначе. Для профилактики психологических факторов рецидивов, но, конечно же, не для исцеления астмы. Психологи не занимаются лечением болезней, а корректируют логику мышления и учат мыслить иначе. И вы молодец, что интересуетесь психологическими влияниями на возникновение психосоматических заболеваний. Ваша любознательность вызывает самые приятные чувства.

          Самоограничивающие убеждения , мыслит с . Невроз формируется из-за психотравм, а также из-за того, что человека не развивали родители. Невротические личности имеют мало психологических навыков, что обуславливает их трудности в общении с другими людьми. При неврозе человек боится открытого конфликта, боится доказать свое. Невротические личности не умеют обращаться с , не умеют вести себя ассертивно, не защищают себя в конфликте. Люди с неврозом очень пугливы. Собственно говоря, неврозы классифицируются по видам страхов. Если человек боится общаться, стесняется, неуверен в себе, то этот вид невроза называется социальная фобия. Есть и другие виды неврозов, всего несколько десятков. Общая схема едина для них всех, и есть небольшие отличия в том, как корректировать разные виды страхов. Общий принцип коррекции неврозов — залечивание эмоциональных травм и Антон

          Аутентичная личность стремится быть открытой, эмоциональной, коммуникабельной? Читал много статей на эту тему, везде говорится, что замкнутость присуща невротикам, как раз таки. Раньше я каноничным невротиком, боялся всего нового, боялся быть самим собой, стремился к лести, похвале, одобрению..много работал над собой, какие-то успехи даже есть — теперь мне пофиг, что обо мне подумают другие люди, открыл в себе влечение к новому хобби, стал в целом более активным, любознательным и жизнерадостным, нет железного занавеса от остального мира, теперь могу легко говорить людям «нет», но вот такой парадокс, люди как были мне безразличны (но я в тайне все равно стремился к тому, чтобы мной восхищались, про гордыню очень кстати подмечено в статье), так и остались, просто я теперь абсолютно равнодушен к их мнениям — похвалят? Хм, ну окей. Поругают? Хоспаде, да плевать. И как не пускал особо никого в свою душу, как расставался легко с людьми, так и расстаюсь. Идеально аутентичная личность и этого не позволяет себе?

        • Сергей Ежиков

          Спасибо за статью. Очень понравилось. Понял для себя соотношение понятий «невроз» и «невротическая личность». А по эмоциям, как будто поговорил с хорошим другом. Буду работать над собой.

Последняя и самая известная книга выдающегося психоаналитика посвящена исследованию внутренних проблем и конфликтов личности. Обобщая свой многолетний клинический опыт, автор формулирует идеи о неврозе как специфическом варианте адаптации, конкурирующим сдуховным развитием личности.

Книга доступна не только профессионалам, но и широкому кругу читателей, которые смогут не только узнать в них себя и увидеть свои собственные проблемы, но и пути их преодоления.

Введение

Невротический процесс - это особая форма человеческого развития, чрезвычайно неудачная из-за растраты творческой энергии, на которую она обрекает человека. Она не только качественно отличается от здорового взросления и роста, но и прямо противоположна ему во многих отношениях, причем в гораздо большей степени, чем мы думаем. При благоприятных условиях энергия людей идет на осуществление их собственного потенциала, то есть на воплощение в действительность всей совокупности возможностей, которые потенциально им присущи. Такое развитие далеко от единообразия. В соответствии со своим особым темпераментом, способностями, пристрастиями, условиями детства и дальнейшей жизни человек может стать мягче или жестче, осторожнее или доверчивей, уверенным или не слишком уверенным в себе, созерцательным или общительным, он может проявить свои особые дарования. Но в какую бы сторону он ни направился, он будет развивать свои, именно ему присущие задатки.

Однако под действием внутреннего принуждения человек может начать отчуждаться от того, что ему свойственно на самом деле. И тогда главная часть его сил и энергии смещается на выполнение другой задачи: превращения себя в абсолютное совершенство посредством жесткой системы внутренних предписаний. Ничто меньшее, чем богоподобное совершенство, не удовлетворяет его идеальному образу себя и не утоляет его гордости теми возвышенными достоинствами, которыми (как он считает) он обладает, мог бы обладать или должен обладать.

Этот стиль невротического развития, детально представленный далее, вызывает у нас нечто большее, чем чисто клинический и теоретический интерес к патологическим феноменам. Здесь мы сталкиваемся с фундаментальной проблемой нравственности, а именно: с проблемой нравственности человеческой страсти влечения к совершенству, с проблемой нравственности религиозного долга, повелевающего достигнуть совершенства. Ни один серьезный исследователь вопросов человеческого развития не усомнится в нежелательности гордыни или самомнения, или в нежелательности влечения к совершенству, мотивированного гордыней. Но существует широкий разброс мнений о желательности или необходимости системы дисциплинирующего внутреннего контроля ради того, чтобы гарантировать нравственность поведения человека. Принимая даже, что эти внутренние правила способны задавить нашу непосредственность, разве не должны мы, в соответствии с заветом христианства («Будьте совершенны…»), стремиться к совершенству? Не будет ли попытка обойтись без таких правил рискованной, фактически разрушительной для нравственной и общественной жизни?

Здесь не место для обсуждения всех тех многочисленных путей, которыми ставили этот вопрос и отвечали на него на протяжении истории человечества, да и я не готова к такому обсуждению. Я хочу только указать, что один из существенных факторов, от которых зависит ответ, - это характер нашей веры в природу человека.

Вообще говоря, существуют три основные концепции назначения морали, основанные на разном истолковании сущности человеческой природы. От навязанных запретов и ограничений не могут отказаться те, кто верит (какими бы словами это ни называлось), что человек по природе грешен или движим примитивными инстинктами (Фрейд). Целью морали тогда становится приручение или преодоление status naturae (естественного состояния) человека, а не его развитие.

Цель морали становится иной для тех, кто верит, что человек от природы и «добр» и одновременно «плох» (грешен или деструктивен). Тогда сердцевиной морали становится подстраховка конечной победы врожденной доброты, очищенной, направленной или усиленной такими элементами, как вера, разум, воля или благодать - в соответствии с особенностями главенствующей религиозной или этической концепции. Здесь ударение не ставится исключительно на победе над злом или на подавлении зла, поскольку есть и позитивная программа. Однако она опирается или на некую сверхъестественную помощь, или на сильный идеал разума или воли, который сам по себе подразумевает применение запрещающих и сдерживающих внутренних предписаний.

И, наконец, проблема нравственности предстает совершенно иной, когда мы считаем, что врожденными у человека являются конструктивные силы развития, эволюции, и именно они побуждают человека к осуществлению заложенных в нем возможностей. Это не означает, что человек в своей основе добр и хорош, поскольку противное подразумевало бы заранее данное человеку знание о добре и зле. Это означает, что человек по природе своей добровольно стремится к самоосуществлению, и его система ценностей вырастает из этого стремления. Ясно, что он не может раскрыть свой человеческий потенциал, если не верит в себя, не активен и не продуктивен, если он не строит отношения с людьми в духе взаимности, если отдается, по выражению Шелли, «поклонению темному идолу Я» («dark idolatry of self») и постоянно приписывает свои недостатки несовершенству окружающих. Вырасти, в истинном смысле слова, он сможет только возлагая ответственность за это на самого себя.

Таким образом, когда критерием выбора того, что нам взращивать в себе или искоренять, становится вопрос: препятствует или способствует эта моя установка или влечение моему человеческому росту, мы приходим к идее о нравственности эволюции. Как показывает частота неврозов, любой вид принуждения может с легкостью направить конструктивную энергию в неконструктивное или даже деструктивное русло. Но при наличии веры в автономное стремление к самоосуществлению мы не нуждаемся ни во внутренней смирительной рубашке для нашей непосредственности, ни в хлысте внутренних предписаний, подгоняющем нас к совершенству. Несомненно, такие дисциплинарные методы могут очень помочь в подавлении нежелательных факторов; но не вызывает сомнений также, что они вредят нашему росту. Мы не нуждаемся в них, потому что видим лучший способ преодоления деструктивных внутренних сил, и он состоит в том, чтобы перерасти их. Путь к этой цели лежит через все большее сознавание и понимание себя. Следовательно, самопознание в данном случае не является самоцелью, но служит средством освобождения сил спонтанного роста личности.

В этом смысле работа над собой становится не только первейшей нравственной обязанностью, но в то же время (в очень реальном смысле) первейшей нравственной привилегией. Искомая трансформация зависит от нашего желания работать над собой и происходит настолько, насколько серьезно мы относимся к нашему росту. Теряя невротическую одержимость собой, мы обретаем свободу роста, освобождаемся для любви и заботы о других людях. Мы хотим обеспечить им возможность для нестесненного роста, пока они молоды, и помочь им любым возможным путем найти и осуществить себя, когда они блокированы в своем развитии. Идеалом применительно к себе или к другому становится освобождение и культивация сил, ведущих к самоосуществлению.

Я надеюсь, что эта книга также будет способствовать такому освобождению - тем, что в ней ясно указываются препятствующие ему факторы.

Перевод Е.И.Замфир

K.Horney. Neurosis and Human Growth: The Struggle Toward Self–Realization. N.Y.: W.W.Norton & Co, 1950

СПб.: Восточно–Европейский институт психоанализа и БСК, 1997

Терминологическая правка В.Данченко

К.: PSYLIB, 2006

Предисловие к русскому изданию (Б.Перис)


Карен Хорни (1885-1952) относится к числу наиболее выдающихся психоаналитических мыслителей двадцатого столетия. Получив медицинское образование в университетах Фрайбурга, Геттингена и Берлина, она начала свой персональный анализ у Карла Абрахама в 1910 году, а в 1920 году стала одним из основателей Берлинского психоаналитического института. В двадцатые и в начале тридцатых годов она пыталась модифицировать теорию Зигмунда Фрейда о женской психологии, оставаясь еще в рамках ортодоксальной теории. Ее работы слишком опережали свое время, чтобы привлечь к себе то внимание, которого они заслуживали, но со времени их повторной публикации (1967) в виде сборника под общим названием «Женская психология», Хорни считается основополагающей фигурой феминистского психоанализа.

В 1932 году Хорни приняла приглашение Франца Александера стать вторым директором только что созданного Чикагского психоаналитического института, но в 1934 году переехала в Нью-Йорк для работы в Нью-Йоркском психоаналитическом институте. Под влиянием новых социальных и интеллектуальных течений в США она опубликовала две книги – «Невротическая личность нашего времени» (1937) и «Новые пути в психоанализе» (1939), в которых отвергаются некоторые основополагающие положения фрейдистской теории, а ее биологическая направленность заменяется культуральной и межличностной. Эти книги так потрясли ортодоксальных коллег Хорни, что они вынудили ее уйти из Нью-Йоркского психоаналитического института. В этой фазе своего научного поиска Хорни примкнула к неофрейдистам, относящимся к культуральному направлению психоанализа, таким как Гарри Стек Салливен, Эрих Фромм, Клара Томпсон и Абрахам Кардинер.

Оставив Нью-Йоркский психоаналитический Институт, Хорни в 1941 году основала Американский институт психоанализа и в более духовно близкой ей атмосфере продолжала развивать свою теорию. В работах «Самоанализ» (1942), «Наши внутренние конфликты» (1945) и «Невроз и личностный рост» (1950) она постулировала, что с тревогой, которую порождают отсутствие ощущения безопасности, любви и признания, личность справляется тем, что отказывается от своих истинных чувств и изобретает для себя искусственные стратегии защиты, как внутрипсихической, так и межличностной.

Идеи Хорни прошли в своем становлении несколько этапов, и поэтому ее имя означает разное для разных людей. Некоторым она видится как женщина, чьи научные труды блестяще предвосхитили все возражения против взглядов Фрейда на психологию женщины. Для других она – неофрейдист, принадлежащий к школе культуралистов. А некоторые отождествляют ее с ее зрелой теорией, представляющей собой продуманную классификацию стратегий защиты. Каждый этап творчества Хорни важен, но мне думается, что именно ее зрелая теория представляет собой наиболее значительный вклад в течение психоаналитической мысли. Большая часть ее ранних идей была пересмотрена или дополнена – самой Хорни или другими – или же влилась в творчество следующего поколения, а порой была открыта им заново. Но с ее зрелой теорией дело обстоит иначе. «Наши внутренние конфликты» и «Невроз и личностный рост» объясняют поведение человека в рамках существующей на данный момент констелляции его внутренних конфликтов и защит. Мы не встретим у других авторов ничего подобного этой глубокой, чрезвычайно перспективной интерпретации. Она дает большие возможности не только клиницисту, но и литературоведу и культурологу; ее можно использовать в политической психологии, философии, религии, жизнеописании и решении проблем полоролевой идентификации.

Хотя каждая работа Хорни – это заметный вклад в науку, а потому заслуживает внимания, главной остается «Невроз и личностный рост». Эта книга построена на ее ранних работах и в большой мере развивает содержащиеся в них идеи. Хорни как автор знаменита ясностью изложения, и «Невроз и личностный рост» не исключение; но тем, кто незнаком с эволюцией ее идей, возможно пригодится данное вступление.


I. Хорни и женская психология

Еще преподавая ортодоксальную теорию в Берлинском психоаналитическом институте, Хорни начала расходиться с Фрейдом в вопросах зависти к пенису, женского мазохизма и развития женщины и попыталась заменить главенствующий фаллоцентристский взгляд на женскую психологию на иной, женский взгляд. Изначально она пробовала изменить психоанализ изнутри, но в конце концов отошла от многих его предрассудков и создала собственную теорию.

В первых своих двух статьях «О происхождении комплекса кастрации у женщин» (1923) и «Уход от женственности» (1926) Хорни стремилась показать, что девочка и женщина обладает лишь ей присущими биологической конституцией и схемами развития, которые следует рассматривать, исходя из женского начала, а не как отличные от мужских, и не как продукты их предполагаемой неполноценности по сравнению с мужскими. Она оспаривала психоаналитический подход к женщине как к неполноценному мужчине, считая этот подход следствием пола его создателя, гениального по-мужски, – и плодом культуры, в которой взяло верх мужское начало. Бытующие мужские воззрения на женщину были усвоены психоанализом в качестве научной картины сущности женщины. Для Хорни важно понять, почему мужчина видит женщину именно в таком ракурсе. Она утверждает, что зависть мужчины к беременности, деторождению, материнству, к женской груди и возможности кормить ею дает начало бессознательной тенденции обесценивать все это, и что мужской творческий импульс служит сверхкомпенсацией его незначительной роли в процессе воспроизводства. «Зависть к матке» у мужчины, несомненно, сильнее «зависти к пенису» у женщины, поскольку мужчина желает принизить значимость женщины гораздо сильнее, чем женщина желает принизить значимость мужчины.

В дальнейших статьях Хорни продолжала анализ мужского взгляда на женщину, дабы показать недостаток его научности. В статье «Недоверие между полами» (1931) она доказывает, что в женщине видят «второсортное создание», поскольку «во все времена более могущественная сторона создавала идеологию, необходимую для обеспечения своего главенствующего положения», и «в этой идеологии отличия слабых трактовались как второсортность». В «Страхе перед женщиной» (1932) Хорни прослеживает этот мужской страх до страха мальчика перед тем, что его гениталии неадекватны материнским. Женщина угрожает мужчине не кастрацией, а унижением, угрожает «маскулинному самоуважению». Вырастая, мужчина продолжает в глубине души тревожиться о размерах своего пениса и о своей потенции. Эта тревога не дублируется никакой женской тревогой: «женщина играет свою роль самим фактом своего бытия», ей нет необходимости постоянно доказывать свою женскую сущность. Поэтому нарциссический страх перед мужчиной у женщины отсутствует. Чтобы совладать со своей тревогой, мужчина выдвигает идеал продуктивности, ищет сексуальных «побед» или стремится унизить объект любви.

Хорни не отрицает, что женщины часто завидуют мужчинам и недовольны своей женской ролью. Многие ее работы посвящены «комплексу маскулинности», который она в «Запрещенной женственности» (1926) определяет как «комплекс чувств и фантазий женщины, содержание которых определяется бессознательным желанием тех преимуществ, которые дает положение мужчины, зависть к мужчинам, желание быть мужчиной и отказ от роли женщины». Первоначально она считала, что комплекс маскулинности у женщины неизбежен, поскольку он необходим для того, чтобы избежать чувства вины и тревоги, являющихся продуктом Эдиповой ситуации, но впоследствии пересмотрела свое мнение. Комплекс маскулинности – продукт мужского доминирования в культуре и характерных особенностей динамики семьи девочки, утверждала Хорни.


«В реальной жизни девочка от рождения обречена убеждаться в своей неполноценности, высказывается ли это грубо или исподволь. Такое положение постоянно стимулирует ее комплекс маскулинности» («Уход от женственности»).


Говоря о семейной динамике, Хорни сперва считала самыми главными отношения девочки с мужчинами семьи, но позднее центральной фигурой в историях болезни женщин, страдавших комплексом маскулинности, становится их мать. В «Материнских конфликтах» (1933) она перечисляет все те черты детства девочки, которые она считает ответственными за комплекс маскулинности.


«Вот что типично: у девочек, как правило, очень рано возникали причины не любить свой собственный женский мир. Причинами этого могли быть материнское запугивание, глубокое разочарование в отношениях, связанных с отцом или братом, ранний половой опыт, ужаснувший девочку, фаворитизм родителей по отношению к брату».

Чем больше вступает в свои права его иррациональное воображение, тем вероятнее, что он должен уже просто бояться всего реального, определенного, конкретного или конечного. Он склонен ненавидеть время, потому что это нечто определенное; деньги, потому что они конкретны; смерть, потому что она окончательна. Но он может также ненавидеть определенность желаний или выбора и, следовательно, избегать определенности в обязательствах или решениях. Вот для иллюстрации одна пациентка, которая лелеяла фантазию стать блуждающим огоньком, пляшущим в луче лунного света: ей случалось испытать чувство ужаса, глядя в зеркало - не потому, что она видела какие-то несовершенства, а потому что оно заставляло ее понимать, что у нее определенные контуры, она субстанциональна, "пришпилена к конкретному телу". Зеркало заставляло ее почувствовать себя птичкой, чьи крылья прибиты к доске. И когда такие чувства поднимались в ее сознание, ей страшно хотелось зеркало разбить.

Конечно, развитие не всегда доходит до таких крайностей. Но каждый невротик, даже если он может при поверхностном взгляде сойти за здорового, ненавидит сверку с очевидным, когда она касается его особых иллюзий о себе самом. Иначе быть не может, потому что в противном случае иллюзии лопнут. Установка по отношению к внешним законам и правилам может быть различной, но он всегда склонен отрицать законы, действующие внутри него самого, склонен отказываться видеть причинно-следственные связи в физическом мире или то, что один фактор следует из другого или усиливает его.

Существует бесконечное множество путей для того, чтобы не считаться с очевидным, которое не хочется видеть. Он его забывает; "это не считается"; "это случайность"; "это из-за сложившихся обстоятельств"; "это меня заставили"; "а что я тут мог поделать"; "это естественно". Как мошенничающий счетовод, он заходит сколь угодно далеко, чтобы продолжать вести двойной счет; но в отличие от мошенника, он заносит на свой счет только то, что в его пользу, и притворяется, что не знает о другом. Я еще не видела пациента, у которого открытый бунт против реальности (как он выражен в "Харви": "Двадцать лет я боролся с реальностью и наконец преодолел ее") не играл бы на той же струне. Или, вновь цитируя классическое высказывание пациента: "Если бы не действительность, у меня все было бы в полном порядке".

Остается с большей четкостью провести различие между погоней за славой и здоровыми человеческими стремлениями. Внешне они обманчиво похожи, причем настолько, что кажется - отличается только их степень. Это выглядит так, как если бы невротик был просто более честолюбив, более озабочен властью, престижем и успехом, чем здоровый человек; как если бы его моральные стандарты просто были выше или жестче обычных; как если бы он был лишь более самонадеянным или считал себя более важной персоной, чем обычно считают себя люди. И действительно, кто рискнет провести определенную линию и скажет: "Здесь кончается здоровье и начинается невроз"?

Подобие здоровых стремлений и невротических влечений существует, поскольку они имеют общие корни в возможностях, заложенных в любом человеке. Умственные способности позволяют человеку выйти за границы себя. В отличие от животных он может воображать и планировать. Различными путями он может постепенно расширять свои умения и, как показывает история, действительно их расширяет. То же самое верно и для жизни отдельного индивида. Не существует жестких границ тому, с чем он может справиться в своей жизни, тем качествам и умениям, которые он может в себе развить, и его творческим способностям. Учитывая эти факты, кажется неизбежным, что человек не ведает своих границ и, следовательно, легко ставит себе слишком малые или слишком высокие цели. Это неведение - та основа, без которой и не могла бы, видимо, начаться погоня за славой.

Базальное различие между здоровыми стремлениями и невротическим влечением к славе лежит в их побудительных мотивах. Здоровые стремления проистекают из присущей человеку склонности к развитию заложенных в нем способностей. Уверенность во внутренней потребности в росте всегда была основным принципом нашего теоретического и терапевтического подхода.* И эта уверенность только увеличивалась по мере накопления опыта. Единственное, что мне сейчас кажется необходимым уточнить, это формулировку. Теперь я сказала бы (повторяя сказанное на первых страницах книги), что к самоосуществлению каждого человека полталкивают живые силы его подлинного я. * Под "нашим" я имею в виду подход Ассоциации Развития Психоанализа. Во вступлении к работе "Наши внутренние конфликты" я сказала: "Я уверена, что человек может и хочет развивать заложенные в нем способности". См. также работу д-ра Курта Гольдштейна "Природа человека" (Dr. Kurt Goldstein. "Human Nature". Harvard University Press, 1940). Гольдштейн, однако, не проводит различия - ключевого различия - между самоосуществлением, то есть осуществлением подлинного себя и воплощением в жизнь идеального я.

Напротив, погоня за славой возникает из потребности в воплощении идеального я. Это различие фундаментально, потому что все прочие проистекают уже из него. Поскольку самоидеализация - невротическое решение, и как таковое - компульсивна по своему характеру, все влечения, которые являются ее результатом, также неизбежно компульсивны. Поскольку невротик, пока он вынужден держаться за свои иллюзии о себе, не в состоянии признать своих ограничений, погоня за славой уходит в неограниченное. Поскольку его основная цель - это достижение славы, его перестает интересовать процесс обучения, дела или продвижения шаг за шагом; фактически он склонен презирать подобное. Он не хочет взбираться на гору, он хочет сразу оказаться на вершине. Следовательно, он теряет представление о том, что означает эволюция или рост, даже пускаясь в рассуждения о них. И наконец, поскольку сотворение идеального я возможно только за счет правды о себе, а его воплощение в действительность требует дальнейшего искажения этой правды, воображение с охотой приходит на помощь. Таким образом, в большей или меньшей степени, но он теряет на этом пути интерес к истине и умение отличать правду от неправды - и эта утрата, среди прочих, тоже ответственна за его трудности в различении между искренними чувствами, верованиями, стремлениями и их искусственными эквивалентами (бессознательными претензиями) в себе самом и в других. Ударение смещается с "быть" на "казаться".

Итак, различие между здоровыми стремлениями и невротическим влечением к славе - это различие между спонтанностью и компульсивностью; между признанием и отрицанием ограничений; между фокусировкой на достославном окончательном продукте и ощущением эволюции; между видимостью и сутью; фантазией и правдой. Различие, таким образом установленное, не идентично с различием между относительно здоровым и невротическим индивидом. Первый может и не быть искренне вовлечен в самоосуществление, как и второй может не быть полностью влеком к воплощению идеального я. Тенденция к самоосуществлению действует и в невротике; мы не могли бы оказать терапевтическую помощь развитию пациента, если бы в нем для начала не было такого стремления. Но тогда как различие между здоровой и невротической личностью в этом отношении - просто различие в степени, различие между истинным стремлением и компульсивными влечениями, несмотря на их поверхностное сходство, - качественное, а не количественное.* * Когда в этой книге я говорю "невротик", я имею в виду человека, у которого невротические влечения взяли верх над здоровыми стремлениями.

Мне кажется, что наиболее уместный символ для невротического процесса, инициированного погоней за славой, - это идейное содержание истории о сделке с дьяволом. Дьявол, или другое персонифицированное зло, искушает человека, запутавшегося в духовном или материальном плане, предложением неограниченной власти. Но он может получить эту власть, продав свою душу или отправившись в ад. Такое искушение может возникнуть у каждого, богатого или бедного духовно, потому что взывает к двум могущественным страстям - стремлению к бесконечному и желанию найти легкий выход из положения. Согласно религиозной традиции, величайшие духовные вожди человечества, Будда и Христос, испытывали такое искушение. Но поскольку они были твердо укоренены в себе, они распознали это как искушение и смогли его отвергнуть. Более того, условия, оговоренные в сделке, вполне соответствуют цене, которую придется заплатить при невротическом развитии. Говоря символическим языком, легкий путь к бесконечной славе неизбежно оказывается путем во внутренний ад презрения к себе и самоистязания. Выбирая этот путь, человек фактически теряет свою душу - подлинного себя.

НЕВРОТИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

В своей погоне за славой невротик устремляется в царство фантастического, бесконечного, неограниченного. Внешне он ведет "нормальную" жизнь - как член семьи и общества, который ходит на работу и развлекается по выходным. Но сам не понимая того, или по крайней мере не понимая, до какой это доходит степени, он живет в двух мирах - в мире своей тайной частной жизни и в мире жизни официальной. Эти две жизни не сходятся одна с другой, как сказал один пациент: "Жизнь ужасна - в ней столько реальности".

Неважно, насколько сильно отвращение невротика к сопоставлению с очевидным. Реальность неизбежно навязывает себя двояким образом. Пусть он даже высоко одаренный человек, но во всем существенном он похож на каждого из нас - с общими человеческими ограничениями и значительными индивидуальными затруднениями. Его наличное бытие расходится с его богоподобным образом себя. Реальность вне его тоже не обходится с ним, как с божеством. И для него час имеет только шестьдесят минут, ему приходится стоять в очереди, как всем прочим, таксист или начальник на работе обращаются с ним, как с простым смертным.

Унижения, которым (по его ощущению) подвергается невротик, очень удачно иллюстрирует небольшое происшествие из детства одной пациентки. Ей было три года, она размечталась о том, как станет сказочной королевой, и вдруг дядя подхватил ее с пола, шутливо говоря "А у кого это так измазана мордашка?" Она никогда не могла забыть свой яростный и бессильный гнев. Таким образом, личности данного склада почти постоянно сталкиваются с несоответствиями, ошарашивающими и обидными. Как тут быть? Как объяснить их, как на них реагировать или как попытаться от них отмахнуться? До тех пор пока самовозвеличивание слишком необходимо невротику и потому неприкосновенно, он не может не прийти к заключению, что что-то не в порядке с миром вокруг него. Мир обязан измениться. А значит, вместо того чтобы разбираться со своими иллюзиями, он предъявляет требования к внешнему миру. Другие люди и судьба обязаны обходиться с ним в соответствии с его раздутым представлением о собственной значимости. Все и каждый обязаны подстраиваться под его иллюзии. Иначе несправедливо. Он заслуживает лучшей доли.

Невротик считает, что имеет право на особое внимание, деликатность, почтение. Требования почета достаточно понятны и даже порой очевидны для окружающих. Но они только часть, верхушка более всеобъемлющих требований. Все его нужды, вытекающие из его запретов, страхов, конфликтов и решений, обязаны быть удовлетворены или должным образом уважены. Более того. Все, что он чувствует, думает или делает, обязано не иметь вредных последствий. Это фактически означает, что к нему неприменимы законы психологии. Следовательно, ему нет необходимости признавать (или в какой-то мере решать) свои проблемы. Не его это дело - заниматься своими проблемами; это дело других - следить за тем, чтобы его не беспокоили его проблемы.