18 лет подросток или взрослый. Психология переходного возраста, вернее - психология всех «кризисов возраста» у взрослых мужчин и женщин. Мужчины думают о сексе чаще, чем женщины

Подростки относятся к той возрастной группе, которая, несмотря на кажущийся достаточный уровень здоровья, является весьма уязвимой. Именно в возрасте 15 — 17 лет наблюдаются самые высокие темпы роста заболеваемости практически по всем классам болезней, наблюдается их хронизация. Одновременно выявлено, что, по сравнению с аналогичными данными, характерными для промышленно развитых стран, подростки и молодёжь, проживающие в странах постсоветского пространства, дают своему здоровью менее положительную оценку, чем их зарубежные сверстники.

Поведенческие факторы – факторы образа жизни – являются основными в числе причин риска здоровью подростков и молодёжи. Поведение по отношению к собственному здоровью, особенно сексуальному, в подростковом возрасте имеет ярко выраженные гендерные особенности. Так, юноши дают своему состоянию здоровья более высокую оценку, чем девушки; одновременно они недостаточно заботятся о нём: по данным З.А.Севковской, только 12,3% опрошенных юношей (288 студентов вузов и 612 учащихся средних учебных заведений в возрасте 16-24 лет) регулярно посещают уролога, 42,9% – от случая к случаю, 44,8% – вообще не посещают специалистов.

Рискованное сексуальное поведение в подростковом возрасте – ведущая причина возникновения целого ряда заболеваний. Так, медики Польши, обеспокоенные наиболее высокой среди стран Евросоюза заболеваемостью раком шейки матки, указывают на острую необходимость разработки программ по профилактике рискованного сексуального поведения среди подростков.

Не менее опасным является возникновение незапланированных беременностей. Их последствия связаны не только с прямой угрозой для здоровья девочки-подростка, которая возникает при любом исходе беременности.

В случае относительно благоприятного репродуктивного выбора – родов – последствия нежеланной беременности в подростковом возрасте оказываются опасными и для ребёнка. Так, новорожденные матерей-подростков чаще имеют низкий вес, родовые травмы и неврологические дефекты. Такие дети в два раза чаще погибают в первый год жизни, по сравнению с детьми, рождёнными у матерей старше 20 лет.

Лонгитюдные исследования групп людей, рождённых в 1961-1963 годах (сравнивались дети, рождённые в полных семьях с одинаковым социо-экономическим статусом, но различающиеся по фактору желанности во время беременности: матери одних намеревались прервать беременность искусственно, другие же были рождены как желанные дети) показали, что «нежеланность родителями» несёт риск нарушений психосоциального развития, особенно для детей, у которых нет родных братьев и сестёр. В возрасте 9 лет они показывали худшую успеваемость в школе (несмотря на отсутствие объективных отличий в результатах теста на определение уровня интеллектуального развития). Они были менее популярными среди одноклассников. Матери и учителя чаще, чем детям, появления которых ожидали, давали им характеристику «трудных детей». В возрасте 21-23 года они были менее удовлетворены работой, чаще конфликтовали с сослуживцами и начальством, и чаще чувствовали себя разочарованными в любви. В возрасте 35 лет они чаще испытывали проблемы, связанные с нарушениями психического здоровья.

Социологи, опросившие 1500 учащихся различных типов учебных заведений, 565 родителей и 140 учителей пришли к выводу, что между установками по отношению к здоровью, образом жизни и ценностными ориентациями молодых людей существует противоречие. К числу причин медики отнесли в первую очередь недостаточность внимания, уделяемого подростку, со стороны семьи; негативное влияние ближайшего социального окружения (друзья, одноклассники). По данным исследования З.А. Севковской, только 4,9% опрошенных 16 летних подростков указали, что у них были беседы с родителями на тему половых взаимоотношений.

Выделение приоритетных для подростков факторов риска сексуального поведения создает возможность разрабатывать программы целенаправленной профилактики, формировать в обществе приоритеты ответственности за здоровье самого индивидуума.

При помощи оригинального инструментария проведено анкетирование трехсот лиц в возрасте 17-18 лет, обучающихся в учебных учреждениях Украины. Сформированы группы респондентов по сто человек в каждой. В основу формирования групп положен тип учебного учреждения. В первую группу включены учащиеся профессионально-технических училищ, во вторую – выпускники специализированных школ и лицеев, в третью –выпускники общеобразовательных школ. Опрошено 136 девочек и 164 мальчика.

Отношения подростков с родителями. Первые сведения о сексуальной жизни. Подавляющее большинство (82%) респондентов воспитываются в полных семьях и проживают (69%) в хороших жилищно-бытовых условиях.

Абсолютное большинство опрошенных (85%) ответили, что им вполне хватает родительского внимания. Лишь 8% дали отрицательный ответ. Доверительные отношения с родителями имеют уже меньше подростков – только три из пяти. У двух из пяти доверие в отношениях с родителями отсутствует. В основном (63%) недостаточно доверительные отношения с родителями складываются у юношей. Не более половины подростков (48%) могут без стеснения подойти к родителям и задать вопрос личного характера.

Только каждый третий респондент (35%) считает, что родительские отношения являются эталоном. Большая часть (75%) респондентов ответили, что родители интересуются их другом/подругой противоположного пола, а 68% – разговаривают с ними по вопросам взаимоотношений с противоположным полом. Вместе с тем, первые сведения о сексуальной жизни опрашиваемые преимущественно получают от друзей (70%), мальчики в возрасте 10-12 лет, девочки – 12-14 лет. В момент опроса девять из десяти респондентов считают, что необходимо знать строение и функционирование организма лиц противоположного пола.

Некоторые факторы образа жизни

Трое из пяти респондентов курят, причем удельный вес курящих мальчиков и девочек примерно одинаков и не различается по опрашиваемым группам. Каждый четвертый пробовал наркотики. Удельный вес таковых среди мальчиков профессионально-технических училищ значителен (65%).

Особенности полового развития и сексуального поведения

У четырех из пяти девушек появились в возрасте 12-13 лет, при этом у трех из пяти установились сразу. У большинства девушек они сопровождались болью и тяжестью внизу живота (88%), депрессией (69%), появлением угрей (55%).

Четыре из пяти анкетируемых вступали в половые отношения. Таковых среди юношей – 85%, девушек – 60%. Наибольший удельный вес (72%) девушек, вступавших в половые отношения, среди обучающихся в лицеях. Четыре из пяти имевших половые отношения используют презервативы.

Юноши называли поводом вступления в первый половой контакт любопытство (49%), чувство любви (31%), состояние алкогольного опьянения (27%), а девушки, в основном, чувство любви (73%). Однако девушки из общеобразовательных школ чаще вступали в половые отношения в связи с состоянием алкогольного опьянения, из любопытства и чтобы не отставать от подруг.

Промежуток времени от знакомства до вступления в первый половой акт преимущественно у девушек исчисляется от нескольких месяцев до года, а у юношей – от нескольких дней до нескольких недель. Наиболее короткий этот интервал у девушек из общеобразовательных школ и юношей из профессионально-технических училищ. Половине опрашиваемых (54%) «любовь не помогает в учебе», у них «нет времени делать уроки». Вместе с тем, 70% респондентам чувство любви приносит приятные переживания, способность к романтическим поступкам. Только 5% анкетируемых считают романтические отношения с противоположным полом «глупостью», и пять из семи таковых составляют мальчики. Половина опрошенных (49%) считает, что половая любовь приводит к физическому и духовному сближению, двое из пяти – что она нужна для физического удовлетворения, каждый десятый – для продления человеческого рода. Большинство подростков, вступая в половые отношения, испытывают эстетическое наслаждение и эмоциональное переживание (77%). Однако каждый пятый юноша ответил, что испытывает чувство собственного достоинства.

А две из пяти девушек, обучающихся в лицеях, – получают физическую разрядку. Трое из пяти анкетируемых крайне отрицательно относятся к однополой любви, а двое из пяти – равнодушно.

Источники сведений об интимной жизни. Уровень медицинских знаний

Большинство респондентов узнали о средствах контрацепции от друзей (63%) и только каждый десятый – от родителей или врачей. При этом двое из трех опрашиваемых изъявили желание приглашать врачей в школу для беседы и освещения медицинских аспектов половых отношений и контрацепции. Каждый второй анкетируемый отметил средства массовой информации как источник сведений по контрацепции, у девушек, в основном, это журналы, у юношей – телевидение и интернет.

Фактически все подростки к инфекциям, преимущественно передающимся половым путем (ИППП), отнесли СПИД и сифилис, только половина – герпес, а два из пяти – гонорею. Другие бактериальные и вирусные инфекции отмечали единицы. Наиболее информированными по этому вопросу оказались девушки, обучающиеся в лицеях, менее – мальчики из профессионально-технических училищ. Ибо среди их ответов наибольший удельный вес таких, как «туберкулез», «рак», «аднексит». Есть в ответах и гендерные отличия. Чаще относили к ИППП хламидиоз и кандидоз девушки, а гонорею – юноши.

Ответственность в сексуальном поведении

На вопрос о важности серьезных отношений в подростковом возрасте утвердительно ответили 89% респондентов. Такой же процент анкетируемых воспринимает всерьез своего нынешнего партнера/партнершу. Встречаются подростки в основном по любви либо симпатии (90% девушек и 80% юношей). Девушкам партнер нужен также для защиты и для половых отношений. Юноши указывают, что партнерша им необходима, прежде всего, для половых отношений, развлечений и «престижа». Планируют вступить в брак четыре из пяти респондентов. Удельный вес девушек, желающих создать семью, выше, чем у юношей. Юноши преимущественно предполагают вступить в брак в возрасте 25-30 лет, а девушки – в 20-23 года.

Подавляющее большинство девушек (95%) хотели бы иметь двоих детей. Мнения юношей о количестве детей в семье разделились поровну между одним ребёнком и двумя детьми.

Почти 95% девушек, обучающихся в образовательных школах и лицеях, не допускают измены в браке. При этом 67% юношей из профессионально-технических училищ измену допускают, но только с мужской стороны. Половина респондентов не приемлют случайные половые связи. Только каждый третий анкетируемый на вопрос о том, как он относится к случайным интимным отношениям, ответил утвердительно. В то же время, половина опрошенных, вступавших в половые контакты, имели случайные интимные отношения. Особенно высок этот показатель у юношей (85%).

Чаще вступали в случайную половую связь обучающиеся в профессионально-технических училищах. Девушки, имевшие подобные отношения (15%), отметили, что они им приносят волнение заразиться инфекциями, преимущественно передающимися половым путем, страх наступления беременности, но, в то же время, и новые впечатления. Наиболее раскрепощенными показали себя девушки из общеобразовательных школ, которые, прежде всего, выбирали такие ответы, как: «приобретение опыта», «новые впечатления», «снятие сексуального напряжения». Юноши указали такие причины вступления в случайную связь, как: «приобретение опыта», «снятие сексуального напряжения», «самоутверждение». Однако каждый третий юноша из лицея после случайных половых контактов испытывает чувство вины и стыда. Половине респондентов приемлема мысль о нескольких половых партнерах. У юношей этот показатель выше (70%).

Девять из десяти девушек психологически и социально считают себя не готовыми к беременности. В случае её незапланированного наступления семь из десяти лицеисток готовы сделать аборт. Половина юношей считают, что в случае наступления беременности у их партнёрши они окажутся готовы к этому. Однако каждый пятый учащийся образовательной школы предложит подруге сделать аборт, а каждый десятый будет отрицать отцовство.

Получая сведения о половой жизни в раннем подростковом (по-сути, детском) возрасте (10-14 лет), преимущественно от друзей, подростки уже спустя несколько лет демонстрируют готовность к реализации их на практике. К 17-18 годам уровень медицинских знаний подростков о репродуктивном здоровье (на примере ИППП) весьма невысок. В то же время, четыре из пяти подростков живут половой жизнью.

Любовь и любопытство – «гремучая смесь», по причине которой подростки, в большинстве считающие, что их отношения с партнёром/ партнёршей «серьёзны», вступают в половые отношения уже через несколько дней – месяцев после знакомства. Наряду с этими оправданными для подросткового возраста причинами рискованного сексуального поведения, следует отметить появление негативных тенденций, вызванных изменениями в социальной среде подростков.

Так, две из пяти девушек, обучающихся в лицеях, вступают в половые отношения для того, чтобы «получить физическую разрядку». Одновременно наибольший удельный вес (72%) девушек, вступавших в половые отношения, именно среди обучающихся в лицеях. В то же время, девушки из общеобразовательных школ, как и юноши из профессионально-технических училищ, неразборчивы в сексуальных связях: у них наиболее короткий промежуток времени от знакомства до вступления в первый половой акт; девушки из общеобразовательных школ чаще вступают в половые отношения в связи с состоянием алкогольного опьянения, из любопытства и чтобы не отставать от подруг.

Социальная «норма» активных сексуальных отношений уже в старшем школьном возрасте – причина того, что 50-70% подростков позитивно относятся к смене половых партнёров, и половина опрошенных из числа, вступавших в половые контакты, имели случайные интимные отношения. Особенно высок этот показатель у юношей (85%), для которых наличие партнёрши – фактор «престижа» и возможность развлечения.

Рискованное сексуальное поведение сочетается с другими факторами риска здоровью подростка. Так, трое из пяти опрошенных, независимо от пола и образовательной среды, курят. Каждый четвертый (наиболее высокий процент – среди юношей учащихся профессиональнотехнических училищ) пробовал наркотики.

Понимая возможность наступления незапланированной беременности, подростки также понимают и свою неготовность к ней. Семь из десяти лицеисток, каждый пятый юноша – учащийся образовательной школы – готовы сделать аборт.

Среди факторов, способствующих существующей ситуации, особую роль играет отсутствие доверия в отношениях в семье подростка. Так, у двух из пяти опрошенных (прежде всего – у юношей) доверие в отношениях с родителями отсутствует. Менее половины подростков могут без стеснения подойти к родителям и задать вопрос личного характера. Только каждый третий респондент считает, что родительские отношения являются эталоном.

В целом сексуальное поведение подростков характеризуется недостаточно сформированным уровнем ответственности, что выражается в неготовности противостоять влиянию социальной среды сверстников, с одной стороны, и собственным гедонистическим желаниям, с другой, несмотря на осознаваемую неготовность отвечать за возможные негативные последствия. В числе основных способствующих ситуации факторов – невысокий авторитет у подростка взаимоотношений его родителей и, как следствие – недостаточное влияние семьи.

"Вот поступишь в институт, пойдешь работать - станешь взрослым..." - эта присказка преследует нас все детство и юность. Равняется ли взрослости сдача ЕГЭ, поступление в вуз, устройство на работу? Далеко не у всех. Чему учить ребенка, чтобы в 18 лет он был действительно взрослым? И что немедленно перестать делать за него и для него?

Недавно, в начале осенней четверти, в Стэнфорде произошло следующее событие. Один первокурсник, уже несколько дней живущий в кампусе, получил экспресс-почтой вещи из дома. Коробки выгрузили на тротуар рядом с общежитием. Молодой человек там их и оставил: они были большие и тяжелые - одному не справиться, - и он не знал, как поднять их к себе в комнату. Потом этот студент объяснял сотруднику университета, который жил в этом общежитии и после звонка матери студента организовал помощь, что не знал, как попросить кого-нибудь помочь с коробками.

Это провал воспитания. Ребенок не приобретает жизненные навыки по мановению волшебной палочки с последним ударом часов на восемнадцатый день рождения. Детство должно быть тренировочной площадкой. Родители могут помочь - но не тем, что всегда будут готовы все сделать или проконсультировать по телефону, - а тем, что уйдут с дороги и позволят ребенку разобраться самостоятельно.

Посмотрите на две ситуации, с которыми взрослый человек должен уметь справиться - это само по себе жизненный навык: 1) болезнь вне дома и 2) поломка автомобиля. Готовим ли мы к ним? Нет, не готовим.

Сьюзан - врач отделения скорой помощи в больнице, которая находится в центре Вашингтона. Девятнадцатилетние студентки - ее "самые неприятные пациенты". Сьюзан добрая и любящая женщина, мать двоих родных и троих приемных детей - всем еще не исполнилось восемнадцать. Поэтому меня немного удивил ее язвительный тон.

"Студенты в целом здоровы, а дома о них заботятся родители. В наше отделение они попадают с инфекцией верхних дыхательных путей - можно подумать, это конец света. Они очень нервничают, если не даешь им антибиотик и отказываешься госпитализировать, а это ведь всего лишь простуда - достаточно больше пить жидкости и пару дней полежать в постели".

Сьюзан рассказывает, как студентки заливаются слезами на холодном линолеуме реанимационного отделения и плачутся по мобильному об этом великом горе - вероятно, друзьям и родным. "Они вообще не умеют бороться", - говорит она.

Если вы когда-нибудь планировали путешествие на машине, то знаете, что поломки - обычное дело. Тодд Бергер - генеральный директор AAA Mountain West, отделения Американской автомобильной ассоциации, которое охватывает Аляску, Монтану и Вайоминг. То, насколько нуждаются в поддержке водители из поколения миллениума, сильно выводит его из себя.

"Дети сегодня совершенно не подготовлены", - рассказывает Тодд. Сам он родился в Монтане, владеет ранчо и воспитывает собственных подростков . Когда он говорит о жизненных навыках, столь недостающих большинству молодых людей, с которыми он теперь общается по работе, в тоне чувствуются и строгость, и усталость.

Задача Американской автомобильной ассоциации - неотложное обслуживание в дороге, а не полноценный сервис. Они заменят колесо, подзарядят аккумулятор, отбуксируют вас куда-нибудь, но не станут заниматься комплексным решением проблем с автомобилем. Тем не менее молодые водители требуют именно полного сервиса на месте.

"У них такая ментальность: „Ничего не знаю, быстро все исправьте, родители за это заплатили“. Еще мы часто замечаем, что они нам не доверяют. Приехала бригада, а они достают телефон и просят друзей на Facebook помочь с машиной. Мы не знаем, что с ними делать. Правда не знаем".

Я разговаривала с родителями по всей стране, и многие признают, что проблемы с навыками есть. Они рассказывают поразительные истории.

"Дети учатся в последнем классе и не знают, как ездить на метро";

"Если я отвезу своего подростка в город и скажу „Найди дорогу домой“, он растеряется";

"Дочь не научилась готовить, потому что ей каждый вечер приходилось делать домашнюю работу";

"Больше всего я боюсь, что через полтора года моя дочь пойдет в колледж. Я не знаю, как она будет вставать по утрам". Мама из последнего примера добавила, что попросила дочь саму приготовить себе завтрак. Когда та спросила, зачем, родительница ответила: "Я должна знать, что ты это умеешь".

В этом весь смысл. Мы должны знать, что они умеют.

Но как этого добиться?

Нельзя дать другому человеку жизненные навыки. Каждый должен приобрести их самостоятельно, своим трудом. Если мы не подготовим детей - и самих себя - к неизбежной минуте, когда им придется о себе заботиться, нас всех ждет тяжелое пробуждение.

Хотим ли мы, чтобы наши дети - формально взрослые, но зачастую по-прежнему дети, - поступив в колледж или начав работать, стояли в недоумении на залитом солнцем тротуаре, не зная, как отнести в комнату посылку? Неужели единственный выход - позвонить папе с мамой, чтобы они решили проблему?

Что значит быть взрослым
Есть всевозможные юридические определения "взрослости": это возраст, когда человек может создавать семью без согласия родителей (в большинстве американских штатов в 16 лет), сражаться и умирать за свою страну (18) и пить алкоголь (21 год). Но что значит думать и вести себя по-взрослому с точки зрения развития?
Десятилетиями стандартное социологическое определение вполне отражало общественную норму: окончить школу, покинуть родительский дом, стать независимым финансово, создать семью и завести детей. В 1960 году 77% женщин и 65% мужчин достигали всех пяти пунктов к 30 годам. В 2000 году этому критерию соответствовала лишь половина тридцатилетних женщин и треть их сверстников-мужчин.
Эти традиционные вехи явно устарели. Брак перестал быть обязательным условием финансовой безопасности женщины, а дети - неизбежным результатом половой жизни. Если измерять "взрослость" вехами, к которым молодые люди больше не стремятся, далеко не уйдешь. Нужно более современное определение, и его можно найти, опросив самих молодых людей.
В 2007 году в опубликованном в Journal of Family Psychology исследовании ученые спрашивали людей в возрасте от 18 до 25 лет, какие критерии взрослости им кажутся наиболее показательными. В порядке убывания важности были названы:

  1. ответственность за последствия своих действий;
  2. общение с родителями на равных;
  3. финансовая независимость от родителей;
  4. независимое от родителей и другого влияния формирование ценностей и убеждений.
Затем респондентов спрашивали: "Как вы думаете, вы взрослый человек?". Всего 16% ответили утвердительно. Родителей участников исследования тоже опросили: стали ли их отпрыски взрослыми. Матери и отцы в подавляющем большинстве согласились с мнением детей.
На основе наблюдений за почти 20 тысячами молодых людей от 18 до 22 лет в период работы деканом я согласна с этими данными и считаю, что это проблема.

Чему научиться до поступления в вуз: 8 базовых жизненных навыков

Если мы хотим, чтобы у наших детей появился шанс выжить во взрослом мире без пуповины в виде мобильного телефона, им понадобится набор базовых жизненных навыков. На основе собственных наблюдений на посту декана, а также советов родителей и работников образования по всей стране я приведу несколько практических навыков, которые ребенок должен освоить до поступления в колледж. Здесь же я покажу "костыли", которые в настоящее время мешают им самостоятельно встать на ноги.

1. Восемнадцатилетний обязан уметь разговаривать с незнакомцами - преподавателями, деканами, консультантами, хозяевами жилья, продавцами, HR-менеджерами, коллегами, банковскими служащими, медработниками, водителями автобусов, автомеханиками.

Костыль: мы требуем от детей не разговаривать с чужаками, вместо того чтобы помочь овладеть более тонким навыком - отличить немногочисленных плохих незнакомцев от большинства хороших. В результате дети не умеют подойти к незнакомому человеку - вежливо, установив зрительный контакт, - чтобы попросить помочь, подсказать, посоветовать. А это им очень пригодилось бы в большом мире.

2. Восемнадцатилетний обязан уметь ориентироваться в кампусе, в городке, где проходит летняя стажировка, или там, где он работает или учится за границей.

Костыль: мы возим и сопровождаем детей повсюду, даже если они могут добраться на автобусе, велосипеде или пешком. Из-за этого они не знают дорогу из одного места в другое, не умеют спланировать маршрут и справиться с транспортным хаосом, не умеют составлять планы и следовать им.

3. Восемнадцатилетний обязан уметь справляться со своими задачами, работой и сроками.

Костыль: мы напоминаем детям, когда сдавать работу и когда за нее взяться, а иногда помогаем или просто делаем все за них. Из-за этого дети не знают, как расставлять приоритеты, справляться с объемом работы и укладываться в сроки без регулярных напоминаний.

4. Восемнадцатилетний обязан уметь выполнять работу по дому.

Костыль: мы не очень настойчиво просим помогать нам по дому, потому что в расписанном до мелочей детстве остается мало времени для чего-то, кроме учебы и внеклассных мероприятий. Из-за этого дети не знают, как вести хозяйство, следить за собственными потребностями, уважать потребности других и вносить свою лепту в общее благополучие.

5. Восемнадцатилетний обязан уметь справляться с межличностными проблемами.

Костыль: мы вступаемся, чтобы решать недоразумения и успокаивать задетые чувства. Из-за этого дети не знают, как справиться с ситуацией и разрешить конфликты без нашего вмешательства.

6. Восемнадцатилетний обязан уметь справляться с перепадами учебной и рабочей нагрузки в вузе, с конкуренцией, строгими учителями, начальниками и так далее.

Костыль: в трудную минуту мы вступаем в игру - доделываем задачи, продляем дедлайны, разговариваем с людьми. Из-за этого дети не понимают, что в жизни обычно не все идет так, как им хочется, и что даже несмотря на это все будет в порядке.

7. Восемнадцатилетний обязан уметь зарабатывать деньги и разумно их тратить.

Костыль: дети перестали подрабатывать. Они получают от нас деньги на все, что пожелают, и ни в чем не нуждаются. У них не формируется чувство ответственности за выполнение задач на работе, нет чувства подотчетности начальнику, который не обязан их любить, они не знают цену вещам и не умеют управлять своими финансами.

8. Восемнадцатилетний обязан уметь рисковать.

Костыль: мы прокладываем им путь, выравниваем ямы и не даем споткнуться. Из-за этого у детей нет понимания, что успех приходит только к тем, кто пробует, терпит неудачу и опять пробует (то есть упорным), и к тем, кто выдерживает неприятности (то есть стойким), а это умение складывается, когда борешься с неудачами.

Запомните: дети обязаны уметь делать все это без звонков родителям. Если они звонят и спрашивают - жизненного навыка у них не будет.

1. Физическое и психическое развитие в юношеском возрасте.

2. Развитие личности юноши.

1. Физическое и психическое развитие в юношеском возрасте

Хронологические рамки (возрастные границы) . 15-18 лет ранняя юность, 18-23 года юность.

Физическое развитие. Как правило, завершается (увеличивается вес, очень быстро растет мускульная сила, большинство юношей и девушек уже достигают половой зрелости, идет большая внутренняя работа по завершению созревания различных систем организма, по устранению диспропорций в их развитии). В этом возрасте у детей появляется Органическая лень (так как идет интенсивный физический рост, организм стремится экономить силы на всем остальном). Также отмечается явление акселерации – ускорение соматического развития и физиологического созревания детей и подростков, проявляющееся в увеличении их веса и размеров тела, а также в более ранних сроках полового созревания.

Социальная ситуация. Существует зависимость от взрослых и, прежде всего, от родителей и в этом плане юноша еще ребенок. У личности актуализируются потребности, связанные с тем, каким быть и кем быть (задачи самоопределения).

Ведущая деятельность ‑ учебно-профессиональная деятельность – деятельность, в ходе которой помимо усвоения знаний решаются задачи профориентации и профессионального самоопределения.

Психическое развитие. Преобладает произвольное внимание. Юноша владеет приемами переключения внимания, умением самостоятельно и правильно организовать свое внимание. Развитие внимания способствует формированию наблюдательности, которая становится целенаправленной и устойчивой.

В юношеском возрасте память становится произвольной, управляемой, владеет приемами запоминания, может выделить в материале существенное, систематизировать его, сформулировать то, что запомнилось, значительно увеличивается объем осмысленного запоминания.

Развитие мышления позволяет юноше выделить в предмете существенное, приходить к пониманию причин того или иного явления. Мышление характеризуется большей систематичностью. Юноша может точно классифицировать более частные и более общие понятия.

Воображение характеризуется большим развитием самоконтроля; фантазия, ранее бесконтрольно уводившая ребенка в сторону от реальности, в этом возрасте критически осмысливается. Юноша фантазирует также достаточно часто, и особенно это проявляется в мечтах о будущем.

Речь юноши более богата по лексике, более гибкая по интонации, иногда письменная речь развита лучше, чем устная, опосредует мышление и развитие самосознания.

2. Развитие личности юноши

Личностное развитие. Происходит становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я». Открытие своего внутреннего мира, его эмансипация от взрослых.

В юношеском возрасте впервые в самосознание осознанно входит фактор времени. Происходит расширение временной перспективы, что означает также сближение личного и исторического времени. Устремленность в будущее (стремление строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы).

По мере взросления, по мере накопления опыта реальной деятельности и общения складывается более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения родителей и учителей.

Стремление познать себя приводит к саморефлексии, к углубленному самоанализу. Вырабатываются ценностные ориентации, складывается мировоззрение, формируется осознанное «обобщенное, итоговое отношение к жизни» (С. Л. Рубинштейн), которое позволяет выйти на проблему смысла жизни. Серьезного внимания заслуживает характеристика мотивов учебной деятельности. Формируется активная жизненная позиция. Появляется система знаний, опыта и система убеждений. Решаются смысложизненные проблемы.

Отношение к миру имеет личностную окраску. Юноши постоянно оценивают себя и других в морально-этической плоскости.

Мировоззренческий поиск включает социальную ориентацию личности, осознание себя в качестве элемента социальной общности, выбор социального положения и способов достижения его.

Юность характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью. Способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными, увеличивается продолжительность эмоциональных реакций. В юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательно реагировать на внешние воздействия.

Общение. Расширяется круг личностно значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены. Сверстник выступает очень важным каналом получения специфической информации. Усвоение новых ролей и статусов, отработка коммуникативных навыков и стилей общения, осознание групповой принадлежности, автономия, эмоциональное благополучие и устойчивость. Дружба выходит на новый уровень. Появляется тема любви и специфические отношения со сверстниками. Установление взаимоотношений с лицами противоположного пола. Потребность в неформальном, доверительном общении со взрослыми.

Новообразования. Мировоззрение (система нравственных взглядов и убеждений, которая приводит к изменениям в стремлениях); система ценностных ориентаций и социальных установок; становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»; профессиональное и личностное самоопределение.

Кризис 17 лет напоминает кризисы 1 года (речевая регуляция поведения) и 7 лет (нормативная регуляция) происходит ценностно-смысловая саморегуляция поведения . Если человек научится объяснять, а следовательно, регулировать свои действия, то потребность объяснить свое поведение волей-неволей приводит к подчинению этих действий новым законодательным схемам.

Наблюдается философская интоксикация сознания, юноша оказывается поверженным в сомнения, раздумья, мешающие его активной деятельной позиции. Иногда состояние переходит в ценностный релятивизм (относительность всех ценностей). Отрыв от родительских корней, который проявляется в крушении жизненных планов, в разочаровании правильности выбора специальности, в расхождении представлений об условиях и содержании деятельности и реальном ее протекании.

Задания для самостоятельной работы

Дайте ответы на следующие вопросы:

1. Что вы понимаете под «личностным» и «профессиональным» старшеклассников?

2. Определите сходство и различие социальной ситуации развития в подростковом и юношеском возрасте.

3. В чем проявляется специфика теоретического сознания в юношеском возрасте?

4. Составьте список современных исследований по пробьлемам развития в юношеском возрасте.

  1. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.
  2. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М., 2001.
  3. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. ‑ М., 1996.
  4. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». ‑ М., 1998.
  5. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.
  6. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебник. ‑ М., Российское педагогическое агентство, 1996.
  7. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. - М., 2004.

18летний возраст характеризуется как поздняя юность. Юность — период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Основная задача этого этапа выбор жизненного пути, профессии. Юношей и девушек все еще волнуют проблемы, унаследованные от подросткового возраста, обусловленные возрастной спецификой, — право на автономию от взрослых и т. п.Молодость считается оптимальным временем для самореализации. 18 лет - пик интеллектуальных возможностей.

Формируются познавательные и профессиональные интересы, потребность в труде. Человек в этом возрасте начинает строить жизненные планы. Человек полон сил и энергии, желания осуществить свои цели и идеалы. В молодости доступны самые сложные виды профессиональной деятельности.

На многих оказывает давление ответственность, налагаемая государством на 18летнего человека. У молодых людей происходит переосмысление своей жизни, устанавливается своя система взглядов на происходящие события. В детском возрасте уже было преодолено много трудностей и кризисов, в связи с чем развивается оптимизм.

Наиболее полно и интенсивно происходит общение, наиболее легко устанавливаются и наиболее полно развиваются отношения дружбы и любви. Это время первой влюбленности и составления характера идеального партнера. В этот период могут развиваться первые серьезные отношения, повышается активность в сексуальной сфере. В отношении дружбы развивается избирательность: теперь подросток контролирует, кто входит в его окружение и «отсеивает» неподходящих.

Физиология возраста

Заканчивается формирование черепа. К этому времени складываются пропорции головы взрослого. В этот период в основном заканчиваются процесс роста и формирование организма, и все основные размерные признаки тела достигают практически окончательной величины. Все свойства нервных процессов достигают уровня взрослого человека.

У молодых людей, достигших 18 летнего возраста, активно идет развитие мышечной силы. Происходит наращивание мышц, укрепление костей. У девушек происходит окончательное формирование организма, тело созревает. Окончательно стабилизируется менструальный цикл.

Статистика возраста

Численность населения РФ в этом возрастном периоде (15-19 лет) составляет 11088 тысяч человек. Из них молодых людей - 5651 тыс. человек, девушек- 5437 тыс. человек.

Из населения данной возрастной группы (до 20 лет) занятых в экономике РФ всего 1,8%

Вы родились в 2000 или 2001

2000 — 26 марта. Избрание В. В. Путина на должность Президента Российской Федерации. Официальное вступление в должность состоялось 7 мая.

В США создали роботизированную развивающую куклу. Она умела разговаривать, смеяться, плакать, моргать, строить гримасы. В процессе общения с людьми она увеличивала свой словарный запас и достигла уровня развития двухлетнего ребенка.

В Новосибирске созданы первые лечебные продукты, к обычному названию которых добавлялась приставка «Бифидо». В их составе присутствует жидкий концентрат бифидобактерий, которые положительно влияют на микрофлору кишечника, предотвращают развитие болезнетворных микробов и питают организм витаминами группы В и витамином К. Такие продукты быстро завоевали популярность у покупателей.

2001 — 15 января. Произошел официальный запуск английского сайта Wikipedia – ресурса, который сегодня стал помощником в быстром получении энциклопедических данных в любых сферах жизни.

11 сентября. Совершен крупнейший в мировой истории террористический акт в США. В результате был поврежден Пентагон, уничтожен Торговый Центр, а человеческие потери составили около трех тысяч человек.

2002 — 1 января. В Европейском союзе ввели монеты и банкноты евро, которые стали единой валюты для большинства стран ЕС и сыграли немаловажную роль в стабилизации глобальной европейской экономики.

Октябрь. Через 50 лет началось восстановление железной дороги между Северной и Южной Кореей.

23 октября. В Москве, Россия, чеченские террористы захватили заложников в театральном центре «Норд-Ост» на Дубровке. Спустя 3 дня, 26 октября, при штурме спецназом были убиты все террористы. Один из заложников погиб от пулевого ранения, остальные 116 человек умерли от воздействия использованного при штурме газа.

2004 — В Грузии, Украине, Киргизии произошли бескровные революции, в результате которых пришли к власти более демократичные лидеры.

1 мая. Европейский союз расширил свои просторы благодаря включению в него новых десяти стран.

2005 — 5 января. Открыта Эрида – самая большая из карликовых планет нашей Солнечной системы.

2006 — 29 марта. На территории России можно было наблюдать первое в XXI полное затмение солнца.

24 августа. Ученые лишили Плутон статуса планеты. Данное решение было принято на съезде Международного союза астрономов в Праге, Чехия.

2007 — Генетики обнаружили в организме человека модификации, отвечающие за развитие тех или иных заболеваний. Появилась возможность после анализа ДНК выявить предрасположенность к определенным болезням.

4 ноября. В США состоялись президентские выборы. Во главе государства стал первый в истории государства чернокожий президент – Барак Обама.

2009 — 17 августа. Произошла катастрофа на Саяно-Шушенской ГЭС. Жертвами стали сотни людей. Причиной неполадок стала сери недоработок и сбой в перераспределении электроэнергии в энергосистеме.

2010 — 18 марта. Российский математик Григорий Перельман доказал гипотезу Пуанкаре, которая считалась одной из неразрешимых Проблем тысячелетия. За это Математический институт Клэя присудил ему премию – 1 млн. долларов, от которой он отказался.

10 апреля. Над Смоленском произошла авиакатастрофа, в которой погибли Лех Качиньский – президент Польши, его супруга Мария Качиньская, высшее военное командование, польские политики, в также религиозные и общественные деятели (всего 97 человек).

Создана первая живая клетка, собственная ДНК в которой была заменена на ДНК, созданную искусственным путем. Человечество получило новые инструменты для развития технологий искусственного выращивания органов.

2011 — 11 марта. В Японии, у северо-восточного побережья, произошло землетрясение, магнитуда которого достигла 8,9. В результате землетрясения возникло разрушительное цунами, вследствие чего погибло свыше 15 тысяч человек, несколько тысяч считаются пропавшими без вести.

2 мая. Был убит Усама бен Ладен – террорист «№1» в мире, лидер «Аль-Каиды», который, в частности, считается ответственным за теракт «11 сентября».

7 сентября. Под Ярославлем произошла авиакатастрофа международного чартерного рейса. На борту самолета находилась команда хоккейного клуба «Локомотив», которая летела в Минск. Погибло 44 человека, выжил один.

2012 — 21 февраля. В Москве в Храме Христа Спасителя произошел скандальный панк-молебен группы PussyRiot, три участницы которых были задержаны милицией.

1 декабря. Россия возглавила Большую двадцатку (G20) – форум представителей стран с наиболее развитой экономикой: Австралия, Япония, Аргентина, ЮАР, Бразилия, Южная Корея, Великобритания, Франция, Германия, Турция, Индия, США, Индонезия, Саудовская Аравия, Италия, Мексика, Канада, Китай.

2013 — 15 февраля. На Урале упал метеорит – самое большое небесное тело, столкнувшееся с поверхностью Земли после Тунгусского метеорита. Из-за «челябинского» метеорита (он взорвался в окрестностях Челябинска) пострадало 1613 человек.

15 февраля. На минимальном расстоянии от планеты Земля (27 000 км) пролетел астероид 2012 DA14. За всю историю астрономии это было самое близкое расстояние.

18 марта. Путин В. В. подписал договор о принятии в состав России Крымского полуострова и Севастополя. Данный договор начинает действовать с момента ратификации Федеральным собранием – 21 марта.

2015 — 7 января. Состоялся теракт в офисе сатирического журнала «Шарли Эбдо» в Париже, основанный на ранее размещенной в журнале карикатуры на Пророка Мохаммеда. Погибло 12 человек, ранено было 11 человек.

Почему-то принято считать, что переходной возраст бывает только у мальчиков и девочек. Но на самом деле переходный возраст бывает не только у детей и подростков, а и у вполне взрослых мужчин и женщин. Правда, чаще всего такой «взрослый переходной возраст» именуют «кризисом среднего возраста» или просто «кризисом возраста». Женский сайт-журнал ForLove.com.ua предлагает в данной статье ознакомиться с психологией переходного возраста мальчиков и девочек, а также взрослых мужчин и женщин.

Отметим, что основой для написания данной статьи являются материалы известного, выдающегося российского доктора-психотерапевта Андрея Курпатова из книги «7 уникальных рецептов ПОБЕДИТЬ УСТАЛОСТЬ».

Неправильно считать, что переходной возраст бывает только в подростковом возрасте: сами врачи признают, что ребенок, взрослея, переживает до 18 лет, до своего совершеннолетия, минимум штук 6-7 опасных, критических с психологической точки зрения для психики и здоровья ребенка переходных возрастов.

А сухая судебно-медицинская статистика с грустью констатирует тот факт, что наибольшее количество самоубийств происходит у взрослых женщин и мужчин в возрасте от 20 и до 60 лет. Поэтому современные психологи и психотерапевты более, чем уверены, что переходной возраст у человека не заканчивается после наступления 18 лет... - он только начинается.

Другое дело, что в народе между собой переходные возрасты взрослых мужчин и женщин принято называть кризисом возраста — чаще всего кризисом среднего возраста. Хотя психологические кризисы случаются и у молодежи до 30 лет, и у стариков после 50... Поэтому в данной статье женский сайт ForLove.com.ua расскажет о классификации всех кризисов возраста женщин и мужчин, а также даст краткую, но емкую характеристику всем этим «переходным возрастам» взрослого населения.

Итак, давайте для начала выясним, что же такое переходной возраст («кризис возраста»)? Переходной возраст — это такой период времени, в течение которого у человека происходят изменения в организме одновременно с изменением социальных отношений, перестройкой отношений с людьми.

Таким образом, любой кризис возраста женщины и мужчины, любой переходной возраст мальчика и девочки сопровождаются сложнейшим эмоциональным состоянием, вызванным в основном неприятными изменениями в отношениях с дорогими или значимыми людьми, происходящими на фоне физических недомоганий, болезней, стрессов, хронической усталости и неврастении, гормональных и других изменений в организме.

Переходной возраст человека, это когда «Коса нашла на камень» - когда психика человека страдает, изменяется и перестраивается вместе с его телом. А как говорил великий классик А.С. Пушкин «Нет хуже времени, чем время перемен».

«КЛАССИФИКАЦИЯ ПЕРЕХОДНЫХ ВОЗРАСТОВ И КРИЗИСОВ ВОЗРАСТА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ»

1. ПЕРИОД ОТ 18 ЛЕТ И ДО 21 ГОДА — ПЕРВЫЙ КРИЗИС ВОЗРАСТА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

Организм у молодых парней и девушек растет и развивается до 21-22 лет, при этом развитие мышц и других частей тела происходит на фоне важных социальных изменений. Не все конечно, но многие парни и девушки еще теряют в этот период свою девственность, испытывают серьезные гормональные и психологические перемены на фоне превращения в мужчин и женщин.

Дальше — больше: поступление или не поступление в ВУЗ, армия, окончание ВУЗа, брак, рождение детей, необходимость устраиваться на первую работу, обживаться собственным жильем, учиться ладить с людьми на работе и зарабатывать деньги... Достаточно тяжелый и напряженный период для молодежи, находящейся в состоянии «оперения» и поиска своего «Я».

2. 30 лет, тридцатник — ВТОРОЙ КРИЗИС ВОЗРАСТА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

Некоторые молодые мужчины и женщины начинают сходить с ума еще раньше — с 25 лет переживают по поводу своих способностей и умения устроиться в жизни. Но 30 лет — это настоящий рубикон для психологии уже далеко не мальчиков и не девочек, а взрослых и самодостаточных мужчин и женщин.

30 лет — это второй кризис возраста, второй крупный переходной возраст для взрослого человека. Его сложность заключается в том, что человек, добившийся успеха, начинает усиленно переживать по поводу возможных неприятностей — увольнения с престижной работы или конфликта с начальством, утраты собственности, развода с супругом, болезней детей...

В 30 лет женщины и мужчины понимают, что они — опора семьи, что они не имеют права эту самую семью подвести. А это такая жуткая ответственность...

Женщины осознают, что они — уже не молодые и красивые девочки, что у них появилась куча малолетних конкуренток, и начинают комплексовать по поводу своей внешности. А мужчины, мужчины начинают сравнивать себя с молодыми жеребцами, и это сравнение не всегда бывает выигрышным для 30-летнего мужика с пивными пузиком.

А если человек еще не успел до 30 лет ничего в жизни добиться, самореализоваться, то все, пакуй самовары: жизнь кончена, я — неудачник, не хочу жить... В обоих случаях страхи и опасения человека вгоняют его в глубочайший стресс, затем — в депрессию, а там и до запущенной неврастении со всеми вытекающими — рукой подать.

3. 40 лет или Бальзаковский возраст — ТРЕТИЙ КРИЗИС ВОЗРАСТА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

Примерно в 40 лет дети вырастают, становятся на свое собственное крыло и улетают из родительского гнезда. И их родителей ждет тут как тут знаменитый кризис среднего возраста или третий переходной возраст взрослых женщин и мужчин.

Проблема кризиса среднего возраста заключается в том, что люди начинают в 40 лет чувствовать свою «ненужность» и «неприкаянность». Тех бурных желаний, которые волновали кровь в молодые годы уже нет или почти нет: уже не особо тянет женщин и мужчин в возрасте на дискотеки, сексуальные развлечения, в путешествия... Желания затухают и утрачивают былую приятную остроту.

Многие женщины к 40 годам уже успели благополучно разучиться следить за собой и за своей внешностью, а тратить свободное время куда-то и на кого-то надо. Муж уже надоел хуже некуда, ради кого жить, ради кого стараться? Разведенные женщины переживают по поводу своей невостребованности.

А психология мужчин, переживающих кризис среднего возраста такова: друзей я уже почти всех растерял, да и не друзья они мне вовсе, секса особо не хочется, разве что на стороне, втайне от жены, смысл жизни утрачен, перспектив на той же работе уже больше нет, ради кого жил, ради кого жилы тянул и старался? Непонятно.

И вот на фоне этого «Непонятно», на фоне утраты смысла жизни у женщин и мужчин плавно развивается по спирали тот же психологический стресс, потом депрессия, усталость, неудовлетворенность жизнью, неврастения, хождения по больницам и выискивание несуществующих, надуманных болезней...

4. КЛИМАКС — ЧЕТВЕРТЫЙ КРИЗИС ВОЗРАСТА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

С наступлением климакса многие женщины отмечают по своей безвозвратно ушедшей молодости пышные похороны, одевают свою душу в траур, вместо того, чтобы радоваться ставшими доступными радостям сексуальной жизни без последствий. Женщины начинают костерить себя и свой организм, что он так быстро сдал позиции, подвел, что все, жизнь кончена... И опять лебединая песня кризиса возраста поехала по нарастающей спирали.

А мужчины, мужчины тоже испытывают своеобразные климаксы в возрасте 50 лет, потому что остро переживают утрату былой сексуальной привлекательности, с ужасом отмечают тот факт, что им в автобусе уже места молодые девушки начали уступать... В общем, мужской кризис среднего возраста возобновляется, но уже по обновленной программе.

Кстати, на заметку домохозяйкам: в некоторых африканских странах наступление климакса у женщин считается великим праздником, ибо теперь женщина может сколько угодно заниматься сексом, а рожать новые «рты» уже не будет (общеизвестно, что в Африке большие проблемы с питанием, водой и детскими болезнями).

5. 60 ЛЕТ, КОНЕЦ ЭПОХИ — ПЯТЫЙ КРИЗИС ВОЗРАСТА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

Те мужчины и женщины, которые доживают до 60 лет, остро переживают свое внезапное старение, окончательную утрату красоты и молодости, упругости кожи и мышц, которые становятся дряблыми и не очень красивыми. К тому же к пятому этапу кризиса возраста у многих людей, ставших уже пожилыми, откуда ни возьмись появляется куча болячек, возникает общее хроническое недомогание, глухота, сильно падает зрение, выпадают зубы, белеют волосы...

В 60-летнем возрасте современные пожилые мужчины и женщины ставят на себе уже жирный, полноценный крест, мирятся с тем, что к ним уже обращаются как к дедушкам и бабушкам, сами зачисляют себя в ряды стариков. При этом в душе все эти физические, телесные изменения новоявленные старики и старушки переживают очень остро и болезненно. Вот только помочь им в этот переходный период — некому да и не за что, в отличие от западных пенсионеров, имеющих личных психотерапевтов.

6. 70 и старше — ПОСЛЕДНИЙ КРИЗИС ВОЗРАСТА МУЖЧИНЫ И ЖЕНЩИНЫ

После того, как старость полноценно вступила в свои права, постаревшие и осунувшиеся, пожилые женщины и мужчины начинают самозабвенно посвящать свою жизнь одному или всем трем заезженным сценариям старости:

1) ищут спасение... в болезнях. На самом деле многие старушки и старики используют свои болячки и недомогание как способ обратить на себя внимание своих взрослых детей да сердобольных соседок. А посещение врачей, мотание по поликлиникам да шарлатанам — отличный способ избавиться от душащей энергии, которую некуда девать, а заодно — и уникальная возможность поговорить хоть с кем-нибудь. В старости люди очень остро чувствуют свое одиночество и готовы пойти практически на что-угодно, лишь бы быть с кем-то, только не наедине с самим собой.

2) живут воспоминаниями о прошлом... Есть категория людей, которая в молодости живет исключительно мечтами о светлом будущем, а после наступления старости — воспоминаниями о прошлом. А по-настоящему пожить-то — здесь, сегодня и сейчас - и забыли, так получается?

3) живут жизнью другого человека... Такие пожилые женщины и мужчины бросают все свои силы обычно на внуков и внучек, всячески их опекают, заполняя пустоту, прореху в собственной жизни. Только вот те, чьей жизнью старики пытаются жить, заполняя пустоту в своей, редко испытывают благодарность.

Таким образом, переходной возраст у мужчины и женщины не прекращается с наступлением 18 лет. Просто такие переходные возрасты в нашем обществе принято называть кризисом возраста, в частности - кризисом среднего возраста. Какова мораль сей статьи? Жизнь — это одна большая перемена, перманентный кризис - перманентный переходной возраст - переход с одного уровня на следующий, это постоянное изменение нашего жизненного пути, и главный секрет жизни — уметь жить и радоваться жизни здесь, сегодня и сейчас ни смотря ни на что, без оглядки на прошлое и пустых мечтаний о будущем.