Вид одежды который был разновидностью шугая. Русский косоклинный сарафан: выкройки, советы, книги, история. — Из чего состоит ваш зимний комплект

Русская народная одежда на примере Нижегородской губернии. выкройки

Рада, что я нижегородка!!

Традиционный костюм Нижегородской области довольно многообразен. Население, проживающее по течению Волги и нижнему течению Оки, носило костюмы, подобные костюмам северных губерний. Величественный, массивный, объемный сарафан - косоклинник, заставляющий выпрямиться даже самую сутулую спину, золотом расшитые платки и епанички (душегреи), женские и девичьи головные уборы, унизанные жемчугом, - вот характерные черты образов традиционной женской одежды данной территории.

Всю женскую одежду можно разделить на комплекты с паневой и комплекты с сарафаном. Панева считается более древним видом женской одежды.

на фото - крестьяне Нижегородской губернии

Панёвный комплекс , правда, есть только в одном единственном селе на юге области - Полховском Майдане Вознесенского района. В костюме этого села много ярких цветов, но преобладает красный.

Понева в клетку, рубаха-кофта с растительным орнаментом набивного ситца и яркими лентами, пришитыми по швам, головной убор - сорока с наушными пушками, пестрые чулки, широкий пояс, тканный на дощечках из ярких шерстяных ниток, кожаные коты - все эти элементы делают костюм оригинальным и неповторимым.

На севере области - левобережье Волги - костюмный комплекс оставался в принципе тем же, но был более строг и скромен. Здесь жили бежавшие в заволжские леса ещё со времен царя Алексея Михайловича старообрядцы. Земля этих мест отнюдь не плодородная, население здесь жило, несмотря на трудолюбие много беднее, но свято чтили традиции и старые порядки. Характерный образ русской красавицы этих мест - темный стройный силуэт, расширяющийся книзу благодаря косоклинному сарафану и платку, вышитому золотом по черному фону, одетому «на растото».

Прямая противоположность - костюм правобережья, юга области. Соседство с мордовским, татарским, украинским населением повлияло на костюмы местных жительниц, сделав их необычайно колоритными и разнообразными. Сарафаны здесь, даже косоклинники, много короче северных. Цветовая гамма самая разнообразная и пестрая. Излюбленное сочетание цветов - малиновый, алый, оранжевый, фиолетовый, изумрудно-зеленый. В отделках много букетных и позументных лент, плиссированных складок, белых кружев.

На территории Нижегородской области проживает несколько народных этнических групп, а именно: на севере области - марийцы, на юге - мордва. Поэтому зачастую мы имеем дело не только с русскими костюмами, но и с «переходными», которые возникли в местах совместного проживания народностей в той или иной части области на протяжении веков.

Общим предметом народной одежды была рубаха. Женский ее вариант шили, как правило, длиной до середины голени или до пят, из домотканого холста. Рукава, грудь, подол обильно украшали вышивкой, узорным ткачеством, лентами, галуном. Горловины нижегородских рубах оформляли фигурной сборкой. Такими же делали и края рукавов.

Ты не шей мне, матушка, красный сарафан...

Поверх рубахи женщины надевали сарафан — один из самых распространенных предметов женской одежды на Руси. В северных районах Нижегородской губернии долго носили старинный его тип — косоклинный распашной, популярный в том числе и среди женщин старообрядческих селений (их повседневные сарафаны были черного или синего цвета, их носили в комплекте с белой рубахой с кружевными манжетами).


Женский старообрядческий костюм. Нижегородская губерния. Сарафан, платок, лестовка
Женщины из старообрядческих семей носили большие квадратные платки, полностью покрытые вышитым орнаментом, особым образом - «в роспуск», «на распустиху». На лоб низко опущена полоса галуна, пришитая к середине одной из сторон. Такие дорогие золотошвейные платки были доступны не каждой женщине, даже из богатой семьи.

Посмотрите здесь - - красота неописуемая!!

****

Праздничные варианты сарафанов в XVIII столетии изготавливали из дорогих шелков и украшали спереди длинным рядом дутых пуговиц. Позднее сарафаны перестали делать распашными, и вместо пуговиц на них нашивали цветную тесьму, имитирующую застежку. На смену косоклинным пришли круглые сарафаны прямой формы с удлиненными лямками.

В селе Безводное Нижегородской губернии (да и не только там) они назывались москали. Шили их из дорогого шелка или парчи, украшали кружевами, золотым позументом, по низу пришивали широкую бахрому. Спереди лямки сарафана находились над линией груди, сзади —чуть выше талии. Обычно его сажали на подкладку из недорогой хлопчатобумажной ткани фабричного производства, например из коленкора.

Подобные сарафаны носили по праздникам жены и дочери купцов и зажиточных крестьян. Более распространенными, особенно с середины XIX века, были кумашники и китайки — сарафаны из гладких красных и синих тканей. Их украшали цветными лентами и нарядными пуговицами.

Золотое шитье и жемчуг - вот характерные черты

традиционной женской одежды Нижегородской губернии.

Женский старообрядческий костюм.

Не по плечику епанечка

К шелковому сарафану надевали короткую нагрудную распашную одежду на лямках, называвшуюся в Нижегородской губернии епанечкой. Ее, считавшуюся разновидностью душегреи, шили с подкладкой, стеганной на вате или кудели, из дорогих покупных материалов — шелка, бархата, плиса, парчи — и украшали полосками позумента, бахромой из металлической нити и меховой опушкой. На спинке епанечку собирали в крупные трубчатые складки — боры. В разных уездах она называлась холодником или кафтанчиком и была известна еще в XVI—XVII веках, тогда ее носили женщины и девушки только из боярских и купеческих семей.

Позднее епанечка стала деталью городского костюма купчих и богатых мещанок. В крестьянской среде она встречалась довольно редко, в основном в богатых семьях, живших в пригородных, торговых и ремесленных селах.

Популярность епанечки у женщин Нижегородской губернии объясняется развитыми в этом крае
торговлей и доходными промыслами.

У молодца не без золотца, у красной девицы не без серебреца

Отличительная особенность нижегородской епанечки — узорчатое золотное шитье. Заготовки для него делали мастерицы из Городецкого и Арзамасского уездов — губернских центров золотошвейного промысла. В качестве материала под золотное шитье использовали бордовый или вишневый бархат. Холст брали под вышивку серебряными нитями, которая его практически полностью и покрывала.

В орнаменте преобладали растительные мотивы.

Особенную популярность в Нижегородской губернии имела епанечка- перышки из красного или темно-синего с зеленым отливом бархата, расшитого золотыми и серебряными нитями. В холодную погоду и девушки, и женщины надевали шугай — распашную однобортную одежду с длинными рукавами. Обычно он доходил до середины бедра или до колен.

Шугай делали с большим круглым воротником на пуговицах или крючках. Его, а также подол и края рукавов украшали позументом, бахромой, иногда вышивкой. В конце XIX — начале XX века
и епанечки, и шугаи вышли из повседневной моды и стали использоваться только в качестве традиционной свадебной одежды.

Сорока — с поневой...

Нижегородские женщины, носившие костюм с поневой, по праздникам закрывали волосы сложным головным убором, состоявшим из нескольких частей. Сначала надевали кичку, или кику — твердую основу из простеганного холста, ранее имевшую форму одного, двух или даже трех рогов, а сверху — сороку — головной убор, в разложенном виде напоминавший птицу с распластанными крыльями.


При соединении боковых и хвостовой части изделия получалась закрытая шапочка. Изготавливали ее из покупных тканей — кумача, шелка, бархата, украшали цветной вышивкой, золотным шитьем, блестками. Сзади к сороке крепили позатыльник, прикрывавший затылок и шею. Его делали из ткани или разноцветной бисерной сетки на матерчатой основе. Нередко этот головной убор дополняли налобником — полосой ткани, украшенной золотным шитьем, позументом, которую накладывали на лоб таким образом, чтобы ее верхний край заходил под сороку. К нему крепили височные украшения, сделанные из бисера, нанизанного на шерстяные или шелковые нити. До середины XIX века голову поверх сороки покрывали вышитым платком, потом стали использовать покупные шали.

...кокошник - с сарафаном

К костюму, главной деталью которого был сарафан, надевали другой головной убор — кокошник. Его носили замужние женщины в праздничные дни. Кокошник плотно обхватывал голову и полностью закрывал волосы, заплетенные в две косы и уложенные венчиком или пучком. Этот головной убор изготавливали на твердой основе из плотного картона, простеганного или проклеенного холста, обтянутого кумачом, шелком, бархатом, атласом, парчой.

Кокошники богато украшали речным жемчугом, рубленым перламутром, золотосеребряными нитями и другим декоративным материалом. К очелью обычно крепили подниз и в виде сетки с вплетенными в нее жемчужинами. Кокошники различались по конструкции (в Нижегородской губернии наибольшее распространение имели однорогие) и характеру украшений.Если девушка носила кокошник или повязку с "покровом", это значило, что она просватана


Изготовленные профессиональными мастерами, они стоили очень дорого. Их бережно хранили и передавали по наследству от матери к дочери.

По девице тряпица

Девушки до замужества заплетали одну косу и носили на голове девичий убор — повязку — полосу ткани, обшитую галуном. Косу заплетали лентой, когда же девушка была просватана - заплетали 2 ленты. Для придания очелью конусообразной формы под него подкладывали бересту или плотный картон. Очелье праздничной повязки украшали объемным орнаментом, расшивали его золотыми и серебряными нитями, жемчугом, бисером.

Нижний край обрамляли поднизью в виде фестонов. Узел повязки делали под косой тесьмой, продетой в пришитые с изнанки изделия петли. В селе Безводное тесемки прикрывали длинными шелковыми лентами с золотой бахромой.

Рисунки и выкройки - Баканова "Русский народный костюм с выкройками и схемами". Дипломная работа. Российский Институт Текстильной и Легкой Промышленности. 2005 год.

Рубаха женская



сарафаны

Разновидности сарафанов



Рогатый кокошник. Арзамасский уезд

крой сарафана

зимняя народная одежда

Нижегородская губерния, золотое шитье


Душегрея, коротена, полушубок, кофтанчик, перышко -

так любовно называли в народе короткую плечевую женскую одежду.
Душегрейка на лямках очень древняя деталь севернорусского женского костюма, носилась в комплексе с сарафаном, преимущественно косоклинных типов. В конце XIXв. выходит из употребления, изредка встречаясь в праздничном костюме состоятельных крестьянок в восточных и центральных районах области.

Состояла из полотнища, собранного сзади широкими складками, на лямках шириной около 2 — 4 см, сходящихся сзади в одну точку. Спереди застегивалась на 1 — 4 крючка.

Длина ее доходила до бедра.
Обычно шилась из бумажной парчи, у наиболее зажиточных — из шелковой парчи, бархата. Часто подбивалась ватой, реже куделей на подкладке из фабричной ткани. Нередко на подклад шел материал с рисунком из стилизованных цветов, заключенных в геометрические фигуры. Как правило, парча также имела рисунок из стилизованных цветов.
Лямки, борта, верхний край, а иногда и низ душегрейки обшивались галуном из бархата, позументом или золотым шитьем. Края обшивок нередко дополнялись кантами красного цвета.

(Васильев М.И., Ефимова С.Л. Традиционный костюм новгородского края.)

Всегда думала, что душегрея, это то, что греет грудь (душу)

Присмотритесь, - душегрея закрывает живот! То, что дает жизнь!






Верхняя сезонная женская одежда , за исключением отделки и некоторых деталей, в основном мало отличалась от мужской. Шилась она чаще всего из неокрашенного, натурального цвета сукна. В разных регионах она получила разные названия: кафтан, армяк, свита, зипун. Типичной была одежда халатообразного покроя, с большим воротником, широко был распространен покрой с подрезом и складками на спине. Верхняя одежда могла быть с карманами в боковых швах или складках.

Сезонную одежду женщины носили с платками . Зимой в качестве одежды использовали овчинные шубы, тулупы и полушубки черного или буро-коричневого цвета. Носились они, как правило, мехом внутрь и были нагольными или крытыми крашениной. Украшение шуб аналогичны украшениям кафтанов, иногда шубы отделывались мехом другого цвета. Кроме того, на севере, в Нижнем Поволжье, Приуралье и Сибири существовали одежды из шкур животных типа соболя, даже и надевались они в дорогу поверх полушубка, шубы, кафтана, так же, как и массивные длинные халатообразный из сукна с большим полу крытым воротником. Вся верхняя одежда при выходе из дома подымалась длинными поясами кушаками.

Любой крестьянский костюм обязательно дополнялся обувью плетенной или катанной. Так же, как и верхняя одежда, обувь была почти одинаковой для женщин и мужчин и различалась только размером и украшениями..."


На нижегородской земле было широко развито золотое шитье. Зажиточные женщины надевали на праздники шелковые и парчовые сарафаны, на многих из них были унизанные жемчугом и расшитые золотом кокошники.



Женский головной убор - сорока или повой

Важную роль играл головной убор. По богатству головного убора судили о достатке семьи, его бережно хранили и передавали по наследству.


Передники

Передник был неотъемлемым элементом женского крестьянского костюма. В повседневном костюме он имел утилитарное назначение — при работе защищал одежду от загрязнения, а к праздничному костюму являлся обязательным дополнением. Носили передники поверх рубахи и поневы или сарафана.

05.12.2017

Заимствованная одёжа никогда хорошо не сидит. (Руская народная поговорка)

С наступлением холодов мы начали кутаться в тёплые одёжи: куртки, шубки, дублёнки, пальто, которые в большинстве своём довольно просты и без лишних украс. Лишь редкие модники позволяют себе красоваться в ярких оригинальных одёжах. Давайте посмотрим во что зимой наряжались наши предки - их верхняя одёжа была весьма разнообразной и практичной - и, возможно, почерпнём для себя интересные идеи.

Ещё до середины XIX века в разных губерниях, да и в разных деревнях, одёжа различалась особенностями кроя и пошива, тем более это касается вышивок и цветовой палитры. Ведь шилась она всегда индивидуально, собственными силами, или под заказ у какой-нибудь именитой портнихи, а не производилась массово где-нибудь в Китае…

Современным дизайнерам-модельерам есть смысл обратиться к древней культуре славян в части народных костюмов и начать возрождать традиции «живой», обережной одёжи . Ну или как минимум каждому русичу следует знать, какую одёжу носили его предки.

Армяк

Армяк был традиционной крестьянской одёжей. Шился он из шерстяной ткани, был длинным и имел капюшон. Никаких застёжек к нему не пришивали, а завязывали на пояс, как халат. Его надевали как верхнюю одёжу на кафтан или тулуп.

Кафтан

Слово кафтан проникло из тюркских языков. В руской письменности отражается с 1524 г. Кафтаны были общесословной одёжей, но шили их в зависимости от достатка из разного материала.

Сермяжные предназначались крестьянам. Носили их почти одни мужчины, лишь в царской семье надевали и женщины. Как и многие другие типы верхней одёжи, кафтан мог быть тёплым или холодным, с тканевой подкладкой. На улицах в этой одёже появлялись только молодые. Пожилые носили или сразу два кафтана, холодный и тёплый, или надевали поверх ферязь, охабень, шубу.

У крестьян нижний кафтан был сермяжным, а верхний — шубным.

Разновидности кафтанов по покрою или по назначению получали специальные названия: проезжой, ездовой, столовый, дождевой, турской, польской, становой.

Первоначально руский кафтан был коротким, а в восьмидесятых годах XVII в. у знати появляется долгополый, сделанный по иностранным образцам.

Зипун

С кафтаном «неразлучен» зипун. Зипуны получили широкое распространение в конце XVI - начале XVII.

Их шили из грубого сукна, часто оторачивали мехом для тепла, а в качестве застёжки — и украшения — брали яркие шнуры, выделяющиеся на ткани. Одёжа эта была мужской, могла быть с небольшим воротником и без него и подразделялась на праздничную и повседневную. Более нарядный вариант зипуна, который и женщины носили — однорядка. Её украшали различными декоративными элементами и носили знатные люди.

Уже в XVI в. они становятся общесословной одёжей и мало отличаются от кафтана. Кафтаны и зипуны долго сохранялись в руском быту, особенно у крестьян. Особый тип кафтана на меховой подкладке, покрой которого был заимствован у поляков, получил название жупан, родственное со словом зипун.

Ферязь

На зипун надевалась иногда ферязь (ферезь), которая представляла собой верхнюю одёжу без ворота, доходившую до лодыжек, с длинными, суживающимися к запястью рукавами; она застёгивалась спереди пуговицами или завязками. Зимние ферязи делались на меху, а летние — на простой подкладке. Зимой под кафтан надевали иногда безрукавные ферязи. Нарядные ферязи шились из бархата, атласа, тафты, камки, сукна и украшались серебряным кружевом.

Пониток

Пониток (понитник) - верхняя мужская и женская одёжа для весны и осени. В XIX — начале XX века пониток был широко распространён среди крестьян Архангельской, Вологодской, Олонецкой, Вятской, Пермской, Ярославской, Костромской, Тверской, Владимир ской, Нижегородской, Казанской, Симбирской, Калужской, Рязанской, Пензенской губерний.

Пониток шили, как правило, из пониточины серого, синего, чёрного цветов без подкладки и на подкладке до талии. В Рязанской и Пензенской губерниях пониток изготавливался из тонкого домашнего сукна, лучшей чёрной осенней шерсти.

Покрой понитков был разнообразен. В большинстве губерний это была распашная двубортная одёжа, длиной ниже колен, в талию, с цельными полами и отрезной по талии спинкой, собранной в подоле в мелкие складки, с длинными рукавами и стоячим воротником. Он запахивался обычно справа налево и застёгивался на крючки. Кроме понитков с борами, встречались понитки, сшитые в талию, но не со сборками сзади, а с клиньями, вставленными с боков между цельной спинкой и полами. Такие понитки могли быть как праздничной, так и будничной одёжей.

Праздничные понитки украшались по вороту, краям рукавов кожей, плисом, разноцветными шнурами. В южных уездах Вологодской губернии, в Ярославской, Рязанской губерниях были распространены понитки халатообразного покроя. Они представляли собой однобортную распашную одёжу, длиной ниже колен, с прямой спинкой и полами, с боковыми клиньями. Рукава понитка делались обычно очень длинными и достигали края подола. Понитки надевались в рукава, запахивались справа налево и подпоясывались кушаком. В некоторых случаях их носили как плащ, накидывая на голову.


Поддёвка

Поддёвка — разновидность мужской верхней одёжи типа укороченного отрезного пальто; верх прилегающий, низ по талии в густых мелких сборках, с застёжкой на крючках. Поддёвка ведёт происхождение от кафтанчика, обычно стёганого, поддевавшегося под верхний кафтан. Отличается застежкой справа налево. Являлась предметом руской купеческой и кучерской одёжи.

Однорядка

Однорядка — широкая долгополая одёжа без ворота, с длинными рукавами, с нашивками и пуговицами или завязками, — делалась обычно из сукна и других шерстяных тканей; осенью и в ненастье её носили и в рукава и внакидку.

Охабень

Особенности кроя: длинные рукава (залихватски закидывались за плечи и завязывались узлом на спине), отличительная деталь — жёсткий четырехугольный воротник и боковые прорехи для рук.

Охабень был известен на Руси середины XIV века и шился из самых дорогих на ту пору тканей — парчи, объяри, камки и бархата. Не удивительно, что носили его в основном представители высших сословий, например, бояре. «Когда древнеруский боярин в широком охабне и высокой горлатной шапке выезжал со двора верхом, всякий встречный человек меньшего чину по костюму видел, что это действительно боярин, и кланялся ему до земли или в землю», — пишет историк Владимир Ключевский.

Сшитый на заказ атласный охабень носила и Марфа Ивановна — мать Михаила Фёдоровича, первого руского царя из династии Романовых, и его дочь — малолетняя царевна Ирина Михайловна.

Простолюдины, подражая знатным особам, тоже шили «парадно-выходные» охабни. Правда, материалом тут служило сукно да мухояр (бумажная ткань с востока). Такую одёжку передавали по наследству и ласково называли охобнишко или охабенек.

Свита

Длинное тёплое одеяние из сукна. Своё название получило от слова «свивать» — «одевать», «кутать». В письменных источниках свиты упоминаются начиная с XI века, а существовали, надо думать, и раньше. Покрой древних свит, к сожалению, в точности нам не известен. Судя по всему, длиной они были примерно до икр, довольно плотно облегали фигуру («поясом притяжена к телеси...»), рукава были снабжены обшлагами, а ворот — отложным воротником. И то и другое, конечно, вышивалось, причём вышивка у мужчин и у женщин была различной. Края одёжи нередко обшивали согнутыми вдоль полосками тонкой кожи, чтобы уберечь от преждевременного износа, — такие полоски были найдены при раскопках древнего Пскова в слоях XI века. А вот застёгивались свиты, по мнению учёных, с помощью петлиц, а не прорезных петель, как больше принято ныне. Петлицы считаются характерной деталью древнеруской одёжи.


Кожух

«Кожух» — тоже древнейшее, праславянское слово. Первоначально оно, по всей видимости, обозначало вообще одёжу из кож и мехов — не исключено, что кожухами называли также и меховые либо кожаные плащи. Однако чаще кожух был всё-таки одёжей с рукавами и застёжками. Эдакий кафтан на меху.

Шили их, как правило, мехом вовнутрь. Простые люди носили «нагольные» кожуха, то есть сшитые кожей наружу. Богатые покрывали их сверху нарядной материей, иногда даже византийской парчой — золототканым шёлком. Понятно, что такие красивые, дорогие одёжи надевали не только ради тепла.

Впоследствии долгополые кожухи стали называть «тулупами» или «шубами», а те, что были длиной по колено или короче, — «полушубками».

Следует иметь в виду, что нынешний покрой полушубка отличается от старого. Это была одёжа из дубленой овчины, белой или окрашенной в красно-коричневый или чёрный цвет, либо покрытая сукном. Длина полушубка - до колен или выше, спинка выкройная, сзади ниже талии сборки, запах налево, на крючках. У крытых полушубков часто была меховая отделка по полам, борту, на груди, по обшлагам и карманам. Карманы были косые прорезные, воротник низкий стоячий. Полушубок наопашь, или одетый в один рукав иногда носили и летом, надевая поверх рубахи или жилета, а также в доме.

Благодаря широкому распространению пушнины и вообще разного рода мехов, кожух зимой надевал и знатный, и бедный люд, хотя у богатых хозяев шуба в доме была не одна. Как и с другими предметами одёжи, здесь покрой кожуха оставался одинаковым, и отличался только самим мехом. Так, например, знатному человеку не пристало облачаться в медвежий кожух, не лучшим был для него и овчинный. После распространение овцеводства на Руси овчинный кожух стал доступен всем слоям населения. Князья и бояре облачались в шубы из соболей, горностаев, куниц и других дорогих мехов.

Тулуп

В конце XVI в. в письменности появляется слово тулуп (из тюркских; языков). А до этого долгополую меховую одёжу без пояса именовали шуба якутская. Да и тулупы имели определения: якутский, калмыцкий, нетрудно догадаться поэтому, откуда заимствовали покрои. Носили же их сначала только на Севере и в Сибири, к середине XVII в. про тулупы узнают москвичи, а к концу столетия и южане.

О слове «тулуп» учёные спорят. Кто-то считает его исконно славянским и родственным «туловищу». Кто-то выводит его из татарского, казахского и даже алтайских языков, в которых похожее слово обозначало «кожаный мешок из одной цельной шкуры». Как бы то ни было, из древнеруского языка «тулуп» попал в Польшу и даже... в Швецию, на другой берег Балтийского моря.

Шуба

Самой нарядной, как и самой дорогой одёжей, была шуба. Её носили не только в мороз на улице, но бывало, что и дома во время приёма гостей - дабы себя во всём достатке показать. Простые шубы делались из овчины или на заячьем меху, выше по качеству были куньи и беличьи; знатные и богатые люди имели шубы на собольем, лисьем, бобровом или горностаевом меху. Шубы покрывались сукном, тафтой, атласом, бархатом, обьярью или простой крашениной, украшались жемчугом, нашивками и застегивались пуговицами с петлями или длинными шнурками с кистями, на конце.

О слове «шуба» языковедам доподлинно известно, что первоначально оно принадлежало арабам и значило просто «верхняя одёжа с длинными рукавами». Не вполне ясно только, какими путями оно распространялось в Европе. Часть филологов полагает, что славяне заимствовали его у германцев, часть — что германцы, наоборот, переняли его у славян...

У знати были шубы специального назначения и различного покроя: столовые, санные, лунские (то есть лондонские). Носили их иногда сразу по две: первую — укороченную до щиколоток, покрытую тканью, и вторую — длинную, из голой овчины. Первые были исподними, вторые называли шубой одевальной, одевальницей, одеялом и шубой якутской (имелся в виду тулуп). Названия одеяло и одеяльница применительно к шубе встречались лишь на Севере. Одевальные имели особый покрой и большую длину. Понятно почему: согревались в поездах. Иногда они имели внизу закрытое отверстие для ног.

Меховая одёжа для служилых людей получала наименование по роду войск и воинских чинов: шуба гусарская, гусарка, солдатка. Женскую и детскую меховую одёжу называли шубками. Среди них различались столовые, или холодные, то есть комнатные, и выходные, или тёплые. Некоторые специалисты утверждают, что шубки надевались через голову.

Крестьянская рабочая одёжа из непокрытой овчины с укороченными полами была распространена на Севере и в Заволжье. Это шубняки, или шубники, известные и сейчас в вологодских, ярославских местах.

В зимние холода руки согревали меховыми рукавицами, которые покрывались простой кожей, сафьяном, сукном, атласом, бархатом. «Холодные» рукавицы вязались из шерсти или шёлка. Запястья у нарядных рукавиц вышивались шёлком, золотом, унизывались жемчугом и драгоценными камнями.

Из языков народов Сибири и Дальнего Востока руские заимствовали ещё несколько слов. Одновременно и некоторые другие типы меховой одёжи: малица - мужская верхняя меховая одёжа типа рубахи с капюшоном; парка — длинная одёжа из шкур, мехом наружу, надевается поверх малицы; санаяк — вид меховой одёжи; яка — род охабня мехом наружу.

Одёжа, подбитая мехом песца-крестовика, в Подвинье, а также по Енисею называлась крестоватик и крестовик : шушун крестоватик, кафтан крестовик.

Душегрея

Душегрея - самобытная руская одёжа, которую носили женщины разных сословий. Это короткая, чуть ниже талии, и редко до середины бёдер, одёжа. Шили душегреи из дорогих и нарядных тканей, в основном это были бархат, парча.

На Руси наибольшее распространение имели душегреи без рукавов и воротника, часто на бретельках; в музейных собраниях встречаются образцы короткой утеплённой одёжи с рукавами и сквозной застежкой на пуговицах, также называемые «душегреи», поскольку это зафиксировано в районах их бытования.

Душегреи вышивались золотыми и серебряными нитями растительными узорами, цветами, гроздьями винограда. Край обшивался золотой бахромой. Надевали их поверх сарафана.

Душегрея входила в состав праздничной одёжи и в таких случаях была особо нарядной, отделывалась позументом, жемчугом, вышивкой и шилась из самых ярких, нарядных, часто золотных тканей. «Невеста, молодая и высокая, была одета в голубой сарафан, шитый серебром, и, несмотря на жару, в пунцовый штофный душегрей» (М. Горький, Жизнь Матвея Кожемякина, 1910 — 11). Душегреи могли быть на дорогой шёлковой подкладке, но чаще на меху, особенно в городском быту, как тёплая домашняя одёжа. Душегрея в городах служила признаком сохраняемых связей с деревней, с традиционным костюмом. Люди, претендующие на причастность к городской бытовой культуре, предпочитали иные названия сходного типа одёжи — епанечка, кацавейка.

Душегрею называли ещё по-другому - «шугай». Это была уже короткая зимняя шубка. Наш руский язык чрезвычайно богат и чуток, ведь иногда есть очень похожие слова, а означают они разные предметы. В старину женская одёжа чаще всего была просторной, а шугай, можно сказать, чуть ли не единственная приталенная одёжа.

Шугай

Шугай, как и душегрея, имел узкий по крою перед с разрезом, который делали чаще по диагонали. Нижняя часть спинки шугая - в виде баски, которая собиралась на талии в трубчатые складки. Рукава - длинные, к запястью суживающиеся, от кисти до локтя собирались в мелкие складки, по краю оторачивались беличьим мехом. Одёжа достаточно короткая, изредка доходила до середины бёдер.

Шугай шили на меху или вате и носили как внакидку, так и в рукава. В разных местах России шугай называли по-разному - «епанечкой», «трубалеткой» (из-за трубчатых складок сзади), а то и «сорокотрубкой».

Телогрея

Телогрея известна с XVI века, в настоящее время вышла из обихода. В истории костюма можно выделить два типа женских телогрей: 1) длинная верхняя одёжа распашного типа, с откидными рукавами и большим количеством пуговиц спереди; она носилась поверх сарафана, закрывая его полностью; 2) утеплённая кофта без рукавов длиной до пояса или середины бедра. Телогрея шилась на подкладке, с использованием сукна, шёлка, меха. Её носили представительницы всех слоёв населения, но для крестьянок она считалась праздничной одёжей.

Опашень

Опашень по своему покрою сзади был несколько длиннее, чем спереди, и рукава к запястью суживались. Опашни шились из бархата, атласа, обьяри, камки, украшались кружевами, нашивками, застегивались посредством пуговиц и петель с кистями. Опашень носили и без пояса («наопашь») и внакидку.

Шушун

В письменности слово шушун отмечается с 1585 года, учёные предполагают его финское происхождение, первоначально оно и употреблялось только на востоке северноруской территории: в Подвинье, по р. Ваге в Великом Устюге, Тотьме, Вологде, затем стало известно в Зауралье и Сибири. Шушун - женская одёжа из ткани, иногда подбитая мехом: «шушун лазорев да шушун кошечей женской» (из приходо-расходной книги Антониево-Сийского монастыря 1585 г.); «заечинной шушун под ветошкою и тот шушун сестре моей» (духовная грамота - завещание 1608 г. из Холмогор); «шушуненко тёплое заечшшое» (роспись одёжи 1661 г. из Важского у.). Таким образом, шушун - это северноруская телогрея. После XVII века слово распространяется к югу до Рязани, к западу до Новгорода и проникает даже в белоруский язык...

Салоп

В России начала XIX в. — предмет верхней женской утеплённой, как правило, ватой или мехом, одёжи — широкая длинная накидка с пелериной и прорезями для рук или небольшими рукавчиками, скреплявшаяся лентами или шнурами.

Безрукавка

Ещё одним распространённым видом меховой одёжи, как пишут этнографы, была безрукавка. К сожалению, у нас нет ни изображений, ни описаний её в древних источниках. Зато мы знаем, что у горных пастухов Украины сохранился исключительно старый тип безрукавки — не сшитый, но сделанный из одной цельной шкурки овцы. Всё это даёт право предполагать, что и славянам безрукавки наверняка были знакомы…

Уже давно ни для кого не секрет, что та одёжа, которую человек носит, оказывает на него большое влияние: на его самоощущение, походку, настроение. А традиционная руская одёжа, сшитая родным человеком с добрыми помыслами и пожеланиями, к тому же имеет не только привлекательный внешний вид, но и обережные свойства. Согревает не только тело, но и душу. А порой и пробуждает Родовую память .

Но даже если вы не планируете в ближайшее время порадовать себя тёплым руским народным нарядом, то помните о том, что душу можно согреть ещё и тёплым словом. Поэтому как можно чаще произносите тёплые слова. Как в свой адрес, так и в адрес близких людей.


Уже где-то выпал первый снежок, и хочется закутаться в тёплую шубку. Но пока ещё не грянули трескучие морозы, можно надеть и короткую шубку, которая будет красиво смотреться…


Разглядывая новые осенне-зимние коллекции дизайнеров, восхищаешься, какие удивительные и фантазийные идеи воплощаются в одежде и аксессуарах. А сколько идей можно почерпнуть из народных костюмов, особенно у нас в России. Ведь до середины XIX века, в разных губерниях, а то и в разных деревнях, одежда была определённого кроя и пошива, а уж о вышивках и палитре и говорить-то непросто – такие они были у всех разные. Поэтому дизайнерам весьма полезно заглянуть в гардероб русских женщин старого времени.


Давайте и мы посмотрим, что пригодилось бы нам сейчас из этого гардероба, когда только-только наступили прохладные дни.



Душегрея. Душегрея – самобытная русская одежда, которую носили женщины разных сословий. Это короткая, чуть ниже талии, и редко до середины бёдер, одежда. Шили душегреи из дорогих и нарядных тканей, в основном это были бархат, парча.


Душегреи вышивались золотыми и серебряными нитями растительными узорами, цветами, гроздьями винограда. Край обшивался золотой бахромой. Надевали их поверх сарафана. Для небогатых женщин душегрея не была повседневной одеждой. Её надевали только на праздник.


Душегрею называли ещё по-другому – «шугай». Это была уже короткая зимняя шубка. Наш русский язык чрезвычайно богат и чуток, ведь иногда есть очень похожие слова, а означают они разные предметы. В старину женская одежда чаще всего была просторной, а шугай, можно сказать, чуть ли не единственная приталенная одежда.





Шугай, как и душегрея, имел узкий по крою перёд с разрезом, который делали чаще по диагонали. Нижняя часть спинки шугая - в виде баски, которая собиралась на талии в трубчатые складки. Рукава – длинные, к запястью суживающиеся, от кисти до локтя собирались в мелкие складки, по краю оторачивались беличьим мехом. Одежда достаточно короткая, изредка доходила до середины бёдер.


Шугай шили на меху или вате и носили как внакидку, так и в рукава. В разных местах России шугай называли по-разному – «епанечкой», «трубалеткой» (из-за трубчатых складок сзади), а то и «сорокотрубкой».

.

По эстетическим представлениям древней Руси женщина должна была иметь высокую статную фигуру, белое лицо с ярким румянцем и соболиными бровями. Все женские одежды того времени были подчинены этому идеалу и зрительно создавали величественный и статичный образ. Верхние одежды никогда не подпоясывались и застегивались сверху донизу. Почти все одежды были неприталекными, длинными, сшитыми из тяжелых тканей на подкладке. Иногда костюм боярыни весил 15 - 20 килограммов. Такая одежда делала фигуру малоподвижной, придавала гордую осанку, плавность походке.

Основой женского костюма была длинная рубаха, которую шили из полотна, украшали оторочкой или вышивкой. Иногда рубаху расшивали жемчугом. У знатных женщин была еще верхняя рубаха - горничная, сшитая из яркой шелковой ткани, часто красного цвета. Эти рубахи имели длинные узкие рукава с прорезом для рук и назывались долгорукавными. В XVII веке наряду с узкими рукавами появился пышный, собранный у запястья рукав на пришивном манжете. Рубахи подпоясывали, а над поясом делали напуск. Носили их в помещении, но не при гостях.

В отличие от костюмов домонгольского периода, которые в основном были накладными, в период Московской Руси женские одежды имели зачастую спереди сверху донизу разрез, т. е. были распашными.
Наиболее характерной одеждой был так называемый шушун длинный, почти до полу сарафан, сравнительно узкий, не имевший сборок, расклешенный в подоле за счет боковых клиньев. Шушун имел широкие плечики и неглубокий вырез на груди и спине. К нему обычно сзади пришивали фальшивые висячие рукава: руки и них никогда не продевали.

До XVI века шушуны были распашными и застегивались сверху донизу на пуговицы. Позже спереди иногда просто нашивались полосы из дорогой ткани с декоративными («фальшивыми») петлями.

С XVII века и моду пошел другой вид одежды - упрямый сарафан. Этот сарафан и был широким, так как состоял из нескольких сшитых кусков ткани, собранных в мелкую сборку под узкую подшивку. Он имел узкие короткие лямки и облегал грудь. Этот сарафан вместо центральной декоративной полосы обычно имел декоративную обшивку по низу подола.

Сарафаны шили из различных тканей — холста, шелка, парчи и т. д. Девушки могли носить вместо сарафана так называемый передник—одежду, состоящую из двух несшитых полотнищ ткани, собранных на шнурок выше груди.

Верхних одежд на Руси было много. Одновременно она служила и парадной одеждой. Одной из характерных верхних одежд был летник. Летник длиной до пят - накладная одежда. Книзу он сильно расширялся за счет вшитых боковых клиньев, имел очень широкие колоколообразные рукава, срезанные углом. Так как рукава были очень длинными, обычно женщина, носившая летник, держала руки согнутыми в локте, чтобы концы рукавов не волочилась по земле.

Летник шили из однотонных и узорных тканей, обычно из камки на тафтяной подкладке, и сверху еще богато украшали шитьем, а иногда даже каменьями, К летнику мог пристегиваться небольшой круглый меховой воротник.

Одной из излюбленных одежд знатных женщин были шубки. Шубка по внешнему виду очень напоминала летник (была длинной накладной одеждой), но отличалась от него формой рукавов. Рукава шубки были длинными и откидными. Обычно они играли чисто декоративную роль, так как руки продевали в прорези, сделанные в полах шубки выше талии. Если шубку надевали в рукава, то рукава собирали на руке во множество поперечных сборок. К шубке обычно пристегивали круглый моховой воротник.

Самобытной русской одеждой была также душегрея. Душегрею носили женщины всех слоев населения, даже крестьянки, но для них она являлась праздничной одеждой. Надевали ее сверх сарафанов. Душегрею шили из дорогих нарядных тканой, вышивали узорами либо обшивали по краю декоративной полосой. Душегрея обычно была короткой, лишь немного прикрывала талию. Длина ее могла колебаться, но она не была длиннее середины бедра. Душегрея - свободная одежда, державшаяся на широких коротких бретелях, сзади сходившихся к центру спины. Спереди душегрея застегивалась и была довольно узкой, слегка расширенной в боках, но на спине она расширялась за счет крупных трубчатых складок, сильно расходящихся к низу.

Короткой верхней одеждой являлся также шугай. Он имел вид кофты с отрезной по талии спинкой. Это единственная приталенная одежда русских женщин. Шугай, как и душегрея, имел прямой, сравнительно узкий перед с разрезом. Причем разрез был не прямым, а шел по диагонали. Сзади нижняя часть шугая (баска) от талии была собрана в пышные сборки. Шугай доходил до бедер и имел длинные сужающиеся рукава, собиравшиеся от кисти руки до локтя в мелкие складки. Он мог иметь также моховой воротник пли меховую опушку. Носили его и внакидку, и в рукава, причем часто надевали только в один левый рукав, далее накидывали на правое плечо и придерживали правой рукой. Разновидностью шугая являлся бугай — шугай без рукавов.

Иногда женщины носили верхние одежды, одинаковые по крою с мужскими, — однорядки, шубы,— но внакидку.

Обувью служили онучи с лаптями, сапоги и позже башмаки. Сапоги отличались богатством отделки, яркостью цвета, высоким каблуком (он мог достигать 10 см).

Башмаки шили из бархата, парчи, кожи, первоначально с мягкой подошвой, а с XVI века — с каблуками.
Женские прически на Руси были довольно простыми. Девушки расчесывали волосы на прямой пробор, прикрывали по возможности уши и низко на затылке заплетали одну косу. Замужние женщины заплетали две косы и укладывали их вокруг головы. По этическим требованиям они полностью скрывали свои волосы под головным убором. Снимать головной убор женщины не могли даже при близких родственниках.
Женские головные уборы на Руси отличались необыкновенным многообразием. Они различались как формой, так и украшениями. В каждой части страны были свои традиционные головные уборы.

Отличались между собой головные уборы замужних женщин и девушек. Женщины носили головные уборы, из которых наиболее типичными были следующие:

Повойник - головной убор, похожий на чепчик и имевший множество типов; повойник плотно закрывал полосы. Его надевали под парадный головной убор, под платок, но могли носить и самостоятельно — дома, на полевых работах и т. д.

Кика нарядный головной убор, состоявший из трех частей. Первая часть — сама кика (пли чело), сделанная из жесткого материала (бересты, кожи) и покрытая дорогой тканью. Чело возвышалось над лицом и сзади стягивалось завязками. Сверху кики (в виде дна) находилась так называемая сорока - чехол из дорогой ткани. А сзади прикреплялся небольшой позатыльпик. (Вспомним «рогатую» кику Бобылихи из «Снегурочки» Л. Н. Островского.)

По древнерусскому обычаю сверх кики, а также повойника и зимней шапки надевали платок, сложенный в виде треугольника — убрус. Он складывался под подбородком так, что два его конца, часто украшенных вышивкой, спадали на грудь. Зимним головным убором (особенно среди высших слоев населения) были шапки типа мужских, с матерчатым верхом и меховой опушкой, а также плоские моховые шапки с наушниками - каптуры. С зимними головными уборами убрус могли носить и по-другому — надевать под шапку.

Парадным головным убором замужних женщин являлся кокошник - головной убор, сделанный из твердого материала, обгянутый золотой тканью и богато расшитый., обычно жемчугом.

Кокошник имел матерчатое дно. Нижний край кокошника часто обшивали поднизями - соткой из жемчуга, а по сторонам, над висками крепили рясна - низко спадающие на плечи нити жемчужных бус.

Девушки обычно носили на голове небольшие повязки, не скрывавшие волос. Косу они украшали, вплетая в нее нити жемчуга, ленты, появившиеся в XVII веке. Вместо лент косу могли украшать накосником - обтянутым дорогой тканью, кусочком бересты или кожи. Часто вокруг головы повязывали ленту или мягкую повязку из ткани, а иногда надевали жесткий венец, напоминающий кокошник, но не имевший дна.

Венец мог иметь высокое чело. К венцу также пришивали поднизи, а над ушами - колты пли рясна. Зимние головные уборы девушек были похожи на женские.

Дополнением женского костюма служили ширинка (шелковый платок), рукавки (муфты на меху) и большое количество ювелирных украшений — колты, серьги, перстни, ожерелья.

А.П. Рябушкин, "Русские женщины XVII столетия в церкви"

А.П. Рябушкин, "Московская девушка XVII века (В праздничный день)"

Женская одежда (из альбома А. Мейерберга, 17 век):
а - женщина в телогрее; б — в накалдной шубке; в - опашне; г - девушка в короткой шубе

Пожалуй, наиболее характерной женской верхней одеждой был летник - свободный, не слишком долгополый (так, что видны были стопы), с широкими рукавами, которые назывались накапками и украшались дополнительными специальными нашивками - вошвами - из другого материала: «Летник камчат червчат вошвы бархат с золотом зелен». Вошвы, по-видимому, хранились отдельно и могли нашиваться па разные летники. Летник был по большей части накладным, но делались и распашные летники, которые назывались «опашница». В самом деле, при описании летников почти никогда не упоминаются пуговицы. Летник надевали поверх сорочки и сарафана. Это была наряду с головным убором специфическая женская одежда, которую никогда не надевали мужчины. Теплый летник с такими же накапками и вошвами, но подбитый мехом назывался кортель, кортли или торлоп.

Охабень - верхняя женская одежда. Первая половина XVII в. Москва.

Ткань - объярь струйчатая, шёлковый итальянский атлас. Галун из прядёных золото-серебряных нитей.
Верхняя распашная длинная одежда, сшитая из прямых полотнищ ткани с боковыми клиньями. Рукава длинные, закрывающие кисть руки, вшиты по прямой. Украшена узким золото-серебряным галуном по краям рукавов и по всем разрезам одежды.
Ранее хранился в ризнице Саввино-Сторожевского монастыря. приписывался царевне Софье Алексеевне. Однако текстильный анализ позволяет отнести данную одеждку к первой половине XVII века и прийти к выводу о том, что охабень происходит из гардероба царицы Евдокии Лукьяновны Стрешневой, жены царя Михаила Федоровича.

Женская одежда. XVII в. Россия.

Одежда прямого покроя с удлинёнными рукавами, вшитыми в пройму по прямой линии. Вырез ворота округлой формы. Ткань - персидская камка. Одежда не имеет нашивного декора и подкладки. Полы соединены между собой лёгким швом «вперёд иголку». В музейных описях значится как «рубашка». Однако её правильнее было бы относить к другому типу одежд - распашным, бытовавшим на Руси в XVI-XVII веках.
Одежда поступила из Звенигородского музея. Есть документальные свидетельства, что она была подарена в 1628 году боярином Львовым царю Михаилу Фёдоровичу, первому из династии Романовых.

Одежда переходного типа от телогреи к сарафану. Вторая половина XVII века.

Одежда была найдена в 1935 году в каменной кладке Китайгородской стены. Ткань от долгого пребывания в земле утратила свой цвет. Прошла реставрацию в мастерских ГИМ.
Одежда длинная, с косыми клиньями по бокам, распашная, застёжка на пуговицах из узелков шнура и на воздушных петлях из того же шнура, вырез высокий, округлой формы, на плечах - разрезы овальной формы, напоминающие о незашитых проймах телогреи, но руки в них продеть невозможно. Рукава настолько узкие, что носят чисто декоративный характер.

Прически

«Коса — девичья краса» являлась главной причёской для незамужних девушек со времён наших предков славян. Плели её плоско, низко на затылке из 3—4 и более прядей; украшали лентами, бахромой, цветами, нитками жемчуга и бисера, простыми проволочными украшениями, например височными кольцами. Волосы заплетали в одну или две косы, которые спадали сзади по спине или к плечам. У особ знатного происхождения бытовала и такая причёска: две косы заплетались сзади, а по сторонам оставались распущенные волосы. В кончик косы вплетали кисть или подвеску, называемую косник (накосник), который состоял из шёлковой или золотой нити. В торжественных случаях девушки на выданье носили волосы распущенными. К причастию в церковь, на праздник, под венец девушка шла «космачом». В таких случаях в богатых семьях приветствовалась завивка волос.

Смена причёски в жизни женщины играла огромную роль, это был целый обряд, происходивший на её свадьбе, — она становилась замужней. Под плач и пение волосы девушки заплетали в две косы и укладывали венком вокруг головы, покрывая сверху головным убором. Этот обряд «окручивания» являлся своеобразным актом регистрации брака, а женщина получала документ — новую причёску. Теперь никто, кроме мужа, не мог видеть её волосы и снять с неё головной убор. Если же это произошло, женщина могла подать в суд, и обидчику грозил солидный штраф. Отныне и навсегда женщина была обязана прятать свои волосы. Прежде чем заняться домашним хозяйством — растопить печь, подойти к скотине, выйти на улицу, женщина тщательно закрывала свои волосы. Выставить их напоказ, открыть, т.е. «опростоволоситься», считалось позором.

Головные уборы


До замужества головной убор не закрывал макушки его обладательницы, оставляя открытыми волосы. С детства девочки носили на голове простые тесёмки, сделанные из материи.

Взрослея, девушка получала повязку (перевязку), называемую в некоторых районах увяслом, которая обхватывала лоб и скреплялась на затылке узлом. Эту повязку делали из шёлковой ленты, берёсты, а в богатых семьях из византийской парчи. Её украшали вышивкой, бисером, стеклярусом, золотом и драгоценными камнями.

В переписи имущества дочери царя Алексея Михайловича — Анны упомянута «перевязочка, низанная жемчугом». Иногда налобная часть повязки имела особое украшение в виде какого-либо узорчатого узла или фигуры и называлась чело (начёлка).

Другой разновидностью девичьего головного убора был венец (венчик), который вёл своё происхождение от венка, составленного из луговых цветов, и по верованиям предков являлся оберегом от нечистой силы. Венец делали из тонкой (около 1 мм) металлической ленты, ширина которой составляла не более 2,5 см. Для его изготовления использовали серебро и бронзу. По своей форме венец напоминал повязку, с той лишь разницей, что на концах мастер делал крючки для шнурка или ленты, которая завязывалась на затылке. Часто венец покрывался каким-либо узором с зубцами наверху. Девичий венец, унизанный жемчугом вдоль щёк, девушка надевала на большой праздник или свадьбу, и тогда он уже назывался рясочник. Такой головной убор украшал на свадьбе голову царицы Евдокии Лопухиной, жены Петра I — «венец с каменьи и с жемчуги».

Зимой девицы покрывали голову шапкой, называемой столбунец. Из-под него выпадала на спину коса, в которую вплеталась красная лента.

После замужества убор женщины резко менялся, ведь её красота теперь принадлежала только мужу. Иностранцы, посетившие русских, оставили описание такого свадебного обычая: во время праздника жених набрасывал своей избраннице на голову платок и становился таким образом её мужем.

Одним из самых древних женских головных уборов является платок - убрус.

В разных областях России он получил разные названия: полотенце, ширинка, намётка, подширье, фата и т.д. Убрус состоял из тонкого прямоугольного полотнища длиной до 2 м и шириной 40—50 см, один конец его украшался шитьём, вышивкой из шёлка, золота, серебра и свисал на плечо, а другим обвязывали голову и скалывали под подбородком. В X—XI вв. поверх убруса помещали ювелирный набор, состоящий из висячих колец и различных украшений. Позднее убрус приобрёл треугольную форму, тогда оба конца скалывались под подбородком или повязывались на голове красивым узлом, для чего требовалось особое умение. Концы платка спускались на плечи и спину и также богато расшивались. Мода носить платки, завязав узел под подбородком, пришла в Россию лишь в XVIII—XIX вв. из Германии, до этого же платок обхватывал шею, а узел помещался высоко на макушке, так, как будто болят зубы. Этот способ назывался «головка». Выразительность женского платка, как писал в XVIII в. один современник, служила цели «придать большую цветность и возвысить красоту» женских лиц.

Составляя свой головной убор в будние дни, женщина надевала подубрусник или повойник (волосник), представлявший собой небольшую шапочку-сетку из тонкой ткани, он состоял из дна и околыша со шнуровкой вокруг головы, с помощью которой шапочка туго завязывалась сзади. Повойник украшали жемчугом, камнями, нашивая их на область лба, эту нашивку берегли и передавали от матери к дочери, перешивая на новый головной убор. Главной задачей повойника было прятать волосы женщины от окружающих, но многие усердствовали, стягивая его так, что не могли моргать. Поверх повойника женщина надевала платок или шапку.

После замужества вместе с убрусом и повойником женщина получала кику (кичку).Кику носили поверх повойника, и состояла она из обруча, незамкнутого сзади, сверху обшитого тканью. Обруч имел форму полумесяца или подковы. Высота рогов для кики могла достигать 30 см, делали их из дерева или плотно скрученного холста. Задняя часть из дорогой материи или меха называлась подзатыльник, украшали его особенно нарядно, ведь именно он заменял косу, которой женщина лишилась. Здесь помещалась богатая вышивка или широкая декоративная подвеска с длинными цепочками из бляшек. Сверху на кику прикреплялся чехол-покрывало, называемый сорока, впоследствии он даст название этому составному головному убору. В таком облачении женщине следовало ходить, высоко подняв голову, красивой и мягкой поступью, что и породило выражение «кичиться», т.е. возноситься над другими людьми.

Кику носили поверх повойника, и состояла она из обруча, незамкнутого сзади, сверху обшитого тканью. Обруч имел форму полумесяца или подковы. Высота рогов для кики могла достигать 30 см, делали их из дерева или плотно скрученного холста. Задняя часть из дорогой материи или меха называлась подзатыльник, украшали его особенно нарядно, ведь именно он заменял косу, которой женщина лишилась. Здесь помещалась богатая вышивка или широкая декоративная подвеска с длинными цепочками из бляшек. Сверху на кику прикреплялся чехол-покрывало, называемый сорока, впоследствии он даст название этому составному головному убору. В таком облачении женщине следовало ходить, высоко подняв голову, красивой и мягкой поступью, что и породило выражение «кичиться», т.е. возноситься над другими людьми.

Разновидностью кики для особ княжеского и царского рода была коруна. Она отличалась своей формой — короной, богато украшенной, под которую надевали убрус. К убору добавляли ряски, жемчужную поднизь на лоб, колты, внутрь которых вкладывали кусочки тканей, пропитанные «ароматами», т.е. духами.

Ещё одним головным убором наших прабабушек был кокошник (от древнеславянского кокош — курица, наседка, петух). Отличительной особенностью кокошника являлся гребень — его передняя часть. Делался гребень на твёрдой основе и был высоко поднят надо лбом, сзади кокошник фиксировался с помощью лент. Он был затянут тканью. Позднее кокошники станут носить и незамужние девушки, у них верх убора останется открытым. Высокие и плоские, обтянутые материей или у богатых — кожей, кокошники украшались металлической нитью, жемчугом, бусинками, стеклярусом. К кокошнику прикрепляли покрывало из дорогой узорной ткани, поверх носили фату или платок, сложенный треугольником. У простого народа кокошник появился примерно в XVI—XVII вв., заменив собой кику. Духовенство боролось с «рогатой», запрещало в ней ходить в церковь и приветствовало замену на более «безопасный» головной убор.

Белила и румяна

Флетчер:
«Женщины, стараясь скрыть дурной цвет лица, белятся и румянятся так много, что каждый может заметить. Однако, там никто не обращает на это внимания, потому что таков у них обычай, который не только вполне нравится мужьям, но даже сами они позволяют своим женам и дочерям покупать белила и румяна для крашения лица и радуются, что из страшных женщин они превращаются в красивые куклы. От краски морщится кожа, и они становятся еще безобразнее, когда ее смоют».

Адам Олеарий:
«Женщины среднего роста, в общем красиво сложены, нежны лицом и телом, но в городах они все румянятся и белятся, притом так грубо и заметно, что кажется, будто кто-нибудь пригоршнею муки провел по лицу их и кистью выкрасил щеки в красную краску. Они чернят также, а иногда окрашивают в коричневый цвет, брови и ресницы.

Некоторых женщин соседки их или гостьи их бесед принуждают так накрашиваться (даже несмотря на то, что они от природы красивее, чем их делают румяна), — чтобы вид естественной красоты не затмевал искусственной. Нечто подобное произошло в наше время. Знатнейшего вельможи и боярина князя Ивана Борисовича Черкасского супруга, очень красивая лицом, сначала не хотела румяниться. Однако, ее стали донимать жены других бояр, зачем она желает относиться с презрением к обычаям и привычкам их страны и позорить других женщин своим образом действий. При помощи мужей своих они добились того, что и этой от природы прекрасной женщине пришлось белиться и румяниться и, так сказать, при ясном солнечном дне зажигать свечу.

Так как беление и румяненье происходят открыто, то жених обыкновенно накануне свадьбы, между другими подарками, присылает своей невесте и ящик с румянами».

Но это беление и румянение было, надо полагать, лишь городской и, главным образом, столичной модой.

Украшения

Флетчер:
"В ушах носят серьги в два дюйма и более, золотые, с рубинами, сапфирами или другими драгоценными каменьями... Без серег серебряных или из другого металла и без креста на шее вы не увидите ни одной русской женщины, ни замужней, ни девицы... На шее носят ожерелье, в три и четыре пальца шириною, украшенное дорогим жемчугом и драгоценными камнями."

17Фев

Повойник, шугай, понёва. Старорусский look Элины Глушковой

Оренбургский платок, шугай, понёва — это вещи не из кино «Иван Васильевич меняет профессию», а из шкафа Элины Глушковой. Она их носит, вызывая у прохожих культурный шок.

Фото из личного архива Элины Глушковой

Элина Юрьевна Глушкова — великолепный знаток русского костюма. О ней я написала несколько статей в «Волгоградской правде» (http://www.vpravda.ru/News/FamilyClub/21983, http://www.vpravda.ru/News/Society/38447). Мы не теряем друг друга, переписываемся в соцсетях. Время от времени опять я пристаю к ней с вопросами. Она всегда открыта.

Недавно целый текст для «Волгоградки» — не текст, а поэму!) — посвятили павловопосадскому платку. С чем носить, его история. Да ещё Элина дала мастер-класс — какими способами платок завязывать, как его выбирать. http://vpravda.ru/News/FamilyClub/40269?utm_source=dlvr.it&utm_medium=facebook

Многое из наших диалогов, стихи Элины и её книга остаётся за рамками публикаций. Пусть побудет здесь. А фотографии её «образов» могу бесконечно рассматривать.

— Элина, мир меняется, жизнь идёт вперед. Зачем сейчас, в 21 веке, носить хоть и русскую, но экзотику?

— Просто нравится до мурашек, шью, ношу, и мне от этого хорошо. И окружающим интересно. Это мое уважение к своей истории и к самой себе. Корни, которые привязывают к родной земле.

— Вот вы всегда так отвечаете… А я хочу понять, с чего всё началось?

— Русский костюм входил в мою жизнь с самого детства, но постепенно. В детском саду мама мне шила модную одежду по журналу «Рижская мода для детей», но я ещё любила носить платочки «как Алёнушка»… Вокруг была минималистическая мода 60-х, но были русские сказки в книжках и на экране. Может быть, поэтому русский костюм для меня сказочно хорош? Не знаю.

Всё получилось не вдруг. Даже не знаю, как… Но, когда в моду начали входить удлинённые юбки и платья, у меня были длиннее всех. Бабушки на лавочках меня хвалили: «Молодец, срамотой не мелькаешь!»

— То, что вы носите, — это копии старинной русской одежды или авторские вариации?

— Традиционный народный костюм мне очень нравится! Он – НАСТОЯЩИЙ! Но как ни пытаюсь сделать точно, сползаю в современные технологии и рационализм. Профессия портного сказывается…

На фото Элина в шугае из полусукна костюмно-платьевого, архаичной юбке.

Возможно и потому, что копировать – это скучно. Возможно, что профессия архитектора повлияла – хочется улучшить композицию, убрать что-то или добавить. Ну, распирает меня сделать на свой вкус! Думаю, что ищу современный русский костюм. Иногда изменений получается очень много, но я честно называю такой костюм стилизованным или авторским. Некоторые любители этнографии клеймят позором отступления от народных образцов, но копировать веками эти образцы – разве нормально?

— Вот-вот…

— Костюм строится по таким же «золотым» сочетаниям, как и в архитектуре. Расстояния и ритм между полосками, вышитыми узорами, пропорциями костюма — совершенно точно вписывается в эти пропорции. Занимаясь творчеством, я стараюсь почаще «отключать голову». Я стараюсь жить как чувствую. В интернете большинство отзывов о моём творчестве – положительные. Спасибо всем добрым людям на добром слове!

— На вашей странице есть и видео по шитью…

— Я специально делаю учебные фильмы по традиционному и современному русскому костюму предельно компактными, в режиме ознакомления, а кому нужно поподробнее — делают «стоп» или смотрят многократно. Можно записать заголовки и получится инструкционная карта. Я сама не смотрю фильмы по рукоделию, если более 10 минут, некогда.

Хочу рассказать короткую свежую историю. Одноклассник (не рукодельник!) наткнулся на мой фильм по вышивке борушки и, узнав фамилию, посмотрел. Пишет: «Я смотрел и покрывался мурашками! Это русское так за душу берёт или мастерство?..» Какая неожиданная и приятная оценка!

— Действительно, приятно.

— Я очень благодарна всем, кто смотрит мои фильмы. На YouTube уже почти 240 тыс просмотров. В самом начале публикаций я сказала знакомой, что желаю 1млн просмотров. А она мне: «А хохо не охохо?!»

А вот четверть желаемого уже есть! Я не честолюбива. Но хочу, чтоб русское продолжало жить и развивалось, потому что то, что не развивается — канонизируется, покрывается пылью на полках музеев и постепенно исчезает.

— Стало быть, у вас современный подход к русскому костюму…

— Да, меня порой за это упрекают… Я глубоко чту старину, но желание привнести современные черты идут из глубины сердца, потому что именно современный русский костюм органичен на улицах городов, приемлем на современной скорости.

Порой меня называют «популяризатором». Для некоторых это бранное слово… Но много женщин, посмотрев фильмы, сшили себе длинные пышные юбки и порадовались, что они вообще это смогли осилить. Купив павловопосадский платок, задумались о повойнике. Это маленькая однослойная шапочка, которая не дает платку соскальзывать. А сшив повойник, оценили его удобство под платком. Пусть это маленькие шаги, но он сделаны в сторону русской традиции. Потом людям хочется больше смотреть литературу о народном костюме и они даже присылают мне интересные ссылки. Вот это моя радость!

— Что так нравится - удобный крой?

— ВСЁ- и его удобный крой, и красота, и то, что я в нём ни на кого не похожа. Мне просто в нём хорошо и радостно! Просто уютно, потому что он родной!

Казачья парочка с казачком, ткань — тафта полушёлковая

— Из чего состоит ваш зимний комплект?

— Мой зимний комплект состоит из чёрного мехового жакета (каракульча, сама шила!), бордового тёплого повойника, посадской шали, орнебургского платка, замшевых сапог на меху приглушённого красного цвета, шерстяных массивных юбок. Конечно, есть и спортивные ботинки, и тёплый трикотаж. Но когда в них долго ходишь, начинает давить обыденность…

— А весенне-осенний?

— Весенне-осенний – кафтан, бархатная кичка и куча повойников, платки, безрукавки, шугай, лёгкие шерстяные и плотные шёлковые юбки, русские сапоги на небольшом каблуке. Есть и навершник с клетчатой понёвой (прямая юбка на верёвочке). Хотя и плащ обычный есть, и курточки, и ветровочки, и несколько спортивных костюмов.

Кафтан — это свободная верхняя одежда из домотканой толстой шерстяной ткани, на подкладке. На фото Элина надела свой кафтан по мотивам восемнадцатого века.

— Русские сапожки… Это какие?

— Средние по объёму, т. е. не тугие в голенище, потому что надеваются без застёжки, каблук средний или низкий, нос средний и может быть немного загнут. У меня есть сценические красные сапоги такого типа. А уличные сапоги — на молнии для удобства.

А ещё русские сапоги бывали с кожаными аппликациями (у татар переняли!).

— Что народ вокруг говорит?

— Прохожие глазеют, но без вызова. Бывает, подходят и говорят комплименты. Бывает, в транспорте подходят пообщаться.

Бывают иногда казусы. Села я однажды в маршрутку. Сижу лицом к салону. Один из пассажиров, молодой человек лет до 30, как уставился на меня, так и глазел всю дорогу. Когда ему позвонили по сотовому, всё косил на меня вытаращенными глазами, бубнил в трубу и громко приговаривал «Обалдеть! Обалдеть…» Ну что ж, запомнил меня на всю жизнь… Хоть я и ехала на выступление нашего ансамбля «Волжский хуторок», но на мне было всё то же, будничное: кафтан, кичка с шалью, широкая удлинённая юбка. Ради выступления я только надела юбку понаряднее и накрасилась. А так, всё как обычно…

— Много ли у вас единомышленников и подражателей?

— Единомышленников много, в основном — в интернете. Конечно, мы с «Сарафанным клубом» — одна шайка чудачек! Может быть и подражатели есть, но я всех призываю не копировать, а выбирать приемлемое, добавляя своё.

— К джинсам и брюкам как относитесь?

— К джинсам и брюкам отношусь хорошо, имею в своём гардеробе в избытке. Это же практичная и недорогая рабочая одежда, удобная. Как же без неё?

— А валенки носите?

— Валенки не имею и не ношу, потому что погода у нас тёплая. Хотя нравятся.

— Какие украшения предпочитаете, какие серьги и бусы, может, что-то ещё?

— Серьги и бусы предпочитаю из натуральных камней (обожаю своё янтарное ожерелье в три ряда!), но ношу и имитацию (пластмасса, прессованые камни и кораллы, стекло). Деревянные бусы имею разные. Несколько ниток жемчуга разного калибра.

— Принимаете ли заказы на исполнение русских моделей?

— Заказы на исполнение русских моделей не принимаю, но иногда продаю излишки через интернет. Почти всё уже продала.

— А если шить самим, где брать ткани подходящие?

— А если шить самим, то ткани вполне можно купить в магазине и через интернет. Есть богатые отделы льняных тканей прямо в центре города, люблю магазин итальянских тканей «Брависсимо». А в интернете продают даже ткани ручного ткачества и с ручной набойкой. В большом ассортименте ткани из Кореи, выполненные по нашим этнообразцам (грамотно осваивают наш бездонный рынок!).

— Ваши кумиры? Ваши любимые образцы русского костюма?

— Кумиров не имею, но с большим почтением отношусь к центру «Русские начала», современным собирателям (например, Сергей Глебушкин) и мастерам по русскому костюму, которые не только изучают, умеют, но и продают. Да они всю Россию оденут, только купите! Нравится сценический образ Надежды Бабкиной, Кубанского казачьего хора.

Я рада, что всё русское было, есть и будет. При этом меня не распирает от гордости. Я ничего не проповедую. Просто я так живу и хочу помочь другим более чётко увидеть их путь и открыть новые возможности. Я вижу, что это всё будут носить. Отдаваясь творческому потоку, мы открываемся для безусловной любви. Будьте художниками!

Верхнее фото. Кичка под костюм с вологодским кружевом. Внизу тамбурная вышивка «Древо жизни» на кумачовой рубахе.

Элина Глушкова

БАЛЛАДА О ЖИВОМ УЗОРЕ

Я люблю вышивать и шить

С погружённым в раздумья взором

И кладу аккуратно нить,

Покрывая судьбу узором.

Освещает лучина ночь.

Не дождутся меня полати.

Я крестьянская чья-то дочь

И привычно снимаю лапти.

Утром взглянет на строчку мать

И, забыв о вечерней брани:

«Ей на ярмарке надо взять

Дорогущей узорной ткани.

Пожалела бы дочь глаза.

Да не станет сидеть без дела».

Покрестяся на образа,

Разукрашенный плат надела.

Тот платок вышивала я,

Бисер тонкой иглой низала,

Вспоминая струю ручья,

Бахрому по краям вязала.

Я не знаю, что в этом есть,

Но мой труд так похож на отдых,

Почитаю его за честь,

Надевая на нитку звёзды.

Прикасался к моей душе

Тот, кто трогал такие вещи.

Ярким шёлком, как дождь в траве,

Растекаются цветом песни.

В каждой ниточке – звук любви.

Заплетаю лучи в косицы.

Родниковый глоток водицы.

Я пришла в эту жизнь учить.

Моя школа – прекрасный повод.

Продолжаю в искусстве жить,

Но за стенкой не лес, а город.

Я во сне вижу чей-то двор

И резные, старые ставни,

Всё вплетаю живой узор

В рукотворные нити ткани.

Кто идёт по пути творца,

Будет вечен в своих твореньях

И не будет ему конца

В тех божественных отраженьях.

Непрерывная жизнь течёт

Через все человечьи судьбы.

Дочь крестьянская ночью ткёт

И улыбкой играют губы.

Воспевает влюблённый бард

Живоносный узор поляны.

Бог-отец всем счастливым рад.

Не просите набить карманы.

Сотворите свою мечту,

Посадите с друзьями рощу.

Я во сне свою нить пряду,

Не считая тот труд за ношу.

Всё свиваю живую нить,

Напоённую светом солнца.

Продолжает в холстине жить

Вкус кристальной воды колодца.

Вышивая кайму крестом,

Спрячу символы Дня и Ночи.

Как в письме, лишь на вид простом,

Прочитает их, кто захочет.

Много жизней в моей груди

Бьётся сердце ткацкого стана.

Не просите, друзья мои,

Торговать красотой не стану.

Ангел водит моей рукой,

Выплетает узор цепочкой,

Где написано мне судьбой

Рукодельничать вместе с дочкой.

Мы посмотрим на мир вокруг,

Нарисуем узоры сердцем

И из наших умелых рук

Выйдет образ тот полотенцем.

Мы с любовью сажаем сад,

Строим дом своими руками.

Светлый духом сильней стократ.

Созидаем наш мир сердцами.

…Несколько слов о моих стихах. Книга «За мной летите, открываю двери» появилась независимо от моего логического ума. Я просто записывала то, что само собой рифмовалось в моём мозгу. Никакого сочинительства не происходило. Я воспринимаю эти стихи как Божий дар, который через меня был послан людям.

2 августа 2003 года я в компании знакомых приехала на Кавказ посетить дольмены в районе Лазаревского и на реке Пшада и провела там две недели. Перед посещением первого дольмена, утром, я плавала в море и молилась: «Господи, ну почему мы так по-дурацки живём?! Как быть? Что делать? Дай мне информацию, и я поделюсь ею с людьми». После возвращения домой, эзотерик из нашей компании начала мне звонить и настойчиво предлагать заняться писательством. Я отмахивалась, говоря, что графоманством не страдаю, но через месяц после поездки всё-таки поддалась на уговоры и села на диван с блокнотом и карандашом.

Моей целью было опровержение предчувствий знакомой дамы, но вдруг я испытала шок – мысли начали рифмоваться сами собой! Первым ощущением было, что я сошла с ума, так необычно всё происходил о, но стихи записала. В течение небольшого промежутка времени я посетила трёх ясновидящих с одним и тем же вопросом «всё ли в порядке с моей головой» и получила одинаковые ответы, что всё в полном порядке, что это моё «Высшее Я», которое всё знает, даёт информацию. (Позже знакомая невролог сказала, что я правильно сделала, что не обратилась к официальной медицине – полечили бы радикально…).

Я понимаю не всё, что пишу, но чувствую, что эта книга даёт возможность мне и вам двигаться в правильном направлении, осмысливать и изменять свою жизнь.