Дыхательные психотехники - шаг за горизонт. Дыхательные психотехники и приемы телесноориентированной терапии входят в арсенал основных при психосоматической гармонизации человека Дыхательные психотехники практика

Личностное развитие – это величайшее увлечение в мире
Цель саморазвития очевидна – стать более счастливым и сильным, сконцентрировать свое внимание на тех сторонах своей личности, которые приводят к успеху, внутреннему и профессиональному росту, открыть перед собой пути дальнейшего совершенствования, новые способы видения реальности. Такую возможность дают практики личностного развития, чей широкий диапазон – от религии и философии и до новомодных трансперсональной психологии и танатотерапии.

Человек может изменить и улучшить что-то только тогда, когда у него есть ясное понимание того, что же он желает улучшить. Методики личностного развития в первую очередь учат пониманию себя. Практики личностного развития совершенствуются все время и современные методики ясны и в той или иной мере доступны для изучения.

Техники саморазвития, как правило, затрагивают все аспекты жизни. Они призваны вернуть естественное для человека психическое и душевное равновесие. В своём реферате по аутодидактике я постараюсь проследить возникновение и развитие психотехник Свободного Дыхания.

Обзор психотехник Свободного Дыхания (Free Breathing)


Движение “Свободное Дыхание“ зародилось в 70-годах и обязано своим появлением трудам Станислава Грофа и Леонарда Орра, которые независимо друг от друга разработали техники, имеющие много общего и во многом разные.
Эти психотехники основаны на вызове изменённого состояния сознания. В этих случаях человек может испытывать необычные состояния, которые кратковременны и физиологичны.
Существует множество способов наведения измененного состояния сознания; в данном случае, используется гипервентиляция. Методики различаются прежде всего из–за различной глубины достигаемой гипервентиляции. Сходство методов заключается в:
· использовании принципа связного дыхания для достижения измененного состояния сознания
· самих результатах.

1. Ребёфинг (rebirthing)

Автором этой методики явился Леонард Орр. Gрежде чем прийти к технике, названной им “ребёфинг” (англ. Rebirthing – возрождение) и описанной в труде “Rebirthing in the New Age”, он сменил много профессий. Несколько лет работы по изучению того, что ему открылось, привели к созданию первого центра ребёфинга. Дыхание, используемое в процессе ребёфинга, следующее:

· с быстрым, частым и глубоким, активным вдохом и мягким, полностью расслабленным, пассивным выдохом.
Ребёфинг предназначался для разрешения последствий травмы родов. К последствиям травмы родов относится следующее:
1. стресс рождения (болевой, связанный непосредственно с процессом рождения, и психологический, связанный с отношением родителей, матери к ожидаемому ребенку — желанный или нежеланный и т.п.);
2. раздробленность сознания (восприятие окружающего не как единого целого, а как имеющего две независимо существующие составные части, положительную и отрицательную), и как следствие – деление выбора суждений на “плохо” и “хорошо”;
3. болезни (как результат формирования комплексов, впоследствии “запускающих” какое-то заболевание);
4. психологические нарушения (например, страхи или тревоги).


Процессы ребёфинга прошли многие люди. Развитие методики Леонарда Орра продолжили и расширили другие исследователи – например, Сандра Рэй, разработавшая “тренинг любящих отношений” (Loving Relationships) и др. Особо выделяется Джим Леонард, который ввёл в практику Свободного Дыхания понятия “пять элементов” и “интеграция”, на основе которых им была создана в 1979 году техника “вайвейшн”. Эта техника позволила расширить применение ребёфинга до практически любых психологических ситуаций.

2. Вайвейшн (vivation)

Авторами методики “вайвейшн” являются Джим Леонард и Фил Лаут (США). Слово vivation переводится как “празднование жизни”, “бытие более живым”, и было введено ими для отражения эффекта, который развивается в результате практики этой формы личностного развития. Вайвейшн разработан в 1975 году. Джим Леонард и Фил Лаут соединили в своём методе опыт применения восточных практик (йога, цигун, у-шу) и развивавшихся дыхательных техник, таких как Rebirthing и Free Breathing.
Особенностью vivation является простота, безопасность и действенность, что сделало методику привлекательной для людей, занимающихся личностным и духовным развитием. Методике можно легко обучиться; для освоения техники достаточно участия в одном семинаре или нескольких занятий-тренингов с профессионалом, после чего можно уже заниматься самостоятельно.
Вайвейшн включает пять основных элементов, которые выполняются одновременно в ходе исполнения:

1. Связное дыхание.
Это дыхание называется связным (или циркулярным), так как в нём нет паузы между выдохом и вдохом (или она минимальна). Интенсивность прорабатываемой ситуации регулируется глубиной дыхания, а скорость изменения этой ситуации регулируется частотой дыхания.
В процессе “вайвейшн” используются четыре типа дыхания, которые различаются по глубине и частоте. Первый тип – глубокое и медленное дыхание (используется для плавного входа в процесс. Ощущения становятся ярче, тело больше расслабляется и интерес к процессу возрастает). Второй тип – глубокое и частое дыхание. Третий тип – частое и поверхностное дыхание (позволяет глубже чувствовать переживания). Последний, четвёртый тип – поверхностное и медленное дыхание (как бы согласует переход между обыденным состоянием и состоянием в процессе).

2. Полное расслабление. Хорошей помощью в умении расслабляться служат занятия АТ, йогой, медитацией.

3. Внимание к деталям (Объемное внимание).
Считается, что одним из негативных представлений о внимании является убеждение, что только контролируемое, удерживаемое внимание может дать информацию об окружающем мире. Но постоянный контроль за вниманием утомителен, и свободное внимание иногда даже более эффективно, позволяя как бы балансировать между рассеянностью и концентрацией внимания.

4. Интеграция переживаний (Гибкость контекста).
Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность интеграции. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и негативных, и их полное принятие.
Очень часто люди упрощают свои способы восприятия реальности, ограничивая количество вариантов до категорий “плохо” или “хорошо”. Естественно, так они резко ограничивают свой выбор реагирования на окружающее.
В процессе “вайвейшн” люди учатся расширять и менять контекст, как этого хочется, принимать ситуации в новом контексте. То есть важно не связывать себя одной системой, одним контекстом, зная, что любое событие можно описать в другой системе, определить другим контекстом. Считается, что связное дыхание обладает способностью автоматической смены контекста.

5. Активное доверие.
Речь идёт о доверии своим ощущениям, даже если они не приветствуются в обыденной жизни. Перед занимающимся стоит задача поверить, что в каждом процессе происходит именно то, что необходимо в данный момент данному человеку, и поэтому не бывает неудачных, плохих или пустых процессов. Активное доверие базируется на личной ответственности за все происшедшее в собственной жизни и на открытости к переменам в процессе.

В процессе “вайвейшн” эти “пять элементов” должны использоваться одновременно. Джим Леонард разработал следующий принцип ведения процесса:
а) исследовать тончайшие изменений в своем теле;
б) “вдыхать” через самое сильное чувство;
в) получать удовольствие от этого чувства, как можно сильнее.

Дыхательные сессии в вайвейшн делятся на “большие” и “малые”. Во время “большой” сессии занимающийся лежит в удобном положении и использует все пять элементов, усиливая интенсивность дыхания. Считается, что для заметных результатов достаточно одной “большой” сессии в неделю. Длительность такого процесса может длиться до полутора часов. Длительность же “малых” сессий – до получаса минут. Этот вид практики используется в ситуациях повседневной жизни, когда занимающийся чувствует, что происходящее каким-то образом сложно для него, или когда ему необходимо больше энергии для решения определённой задачи.

Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность интеграции. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и негативных, и их полное принятие. Каждая сессия ведёт к глубокому проникновению в себя, и по окончании занятия человек обычно чувствует себя свежим и обновленным.
Заниматься vivation можно во время повседневной активности, это зависит от умения человека и называется “active vivation” или “vivation in action”. Эта практика направлена на то, чтобы позволить человеку быть более включенным в то, что он делает, меньше эмоционально реагировать на неприятности, но быть более сконцентрированным и творческим.
Техника vivation имеет большое практическое значение, вызывая релаксацию, перефокусировку мышления и обновление восприятия, принося естественное чувство удовольствия, охватывая весь прошлый опыт практикующего и помогая посмотреть на жизнь новыми глазами.

3. Холотропное дыхание (holotropic breathwork)

Станислав Гроф (американский психиатр и психотерапевт чешского происхождения) со своей женой Кристиной Гроф разработали методику, названную холотропное дыхание (Holotropic Breathwork). Она является методом глубинной психотерапии. Название переводится как “движение к целостности”.
Эта психотехника считается самой мощной и поэтому имеющей определенные противопоказания к широкому применению. Обычно не рекомендуется заниматься ей чисто индивидуально, без помощи опытного инструктора.
Тип дыхания, применяемый в методике Грофа, можно так:
· в два раза чаще и в два раза глубже обычного;
· без паузы между вдохом и выдохом;
· с форсированным выдохом (дышащий как бы выталкивает воздух из себя).
Переживания, возникающие у людей в состоянии измененного сознания разделены на представляют биографический, перинатальный и трансперсональный “уровни переживаний”, которые Стэн Гроф описал в своей “картографии сознания”. Таким образом, холотропная терапия признает терапевтические, трансформирующие и эволюционные возможности изменённых состояний сознания. Нередко избавление от эмоциональных или психосоматических симптомов и устойчивые трансформации личности оказываются связанными с переживаниями, не поддающимися рациональному постижению.
Холотропное дыхание – это метод, синтезированный из разных видов психотерапии Запада и включающий в себя основы восточных философий и шаманства. В течение многих веков было известно, что глубокие изменения сознания можно вызвать с помощью техник, воздействующих на дыхание. Процедуры, использовавшиеся для этих целей в древних и незападных культурах, охватывают широкий диапазон возможностей. Глубокие изменения в сознании могут быть вызваны обеими крайностями в отношении дыхания – интенсивным дыханием и длительным лишением дыхания, или сочетанием того и другого. Специфические техники, включающие интенсивное дыхание, равно как и его задержку, входят в различные упражнения кундалини-йоги, сиддха-йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, в буддийскую (Бирма) и даосскую медитации и т. д.
Особое место в разработке метода сыграли работы психоаналитически ориентированных ученых, таких как Вильям Райх, Отто Ранк и Карл Густав Юнг.
С. и К. Гроф пришли к выводу, что специфические техники дыхания менее важны, чем просто тот факт, что человек дышит быстрее и глубже, чем обычно, полностью сосредоточившись на том, что происходит при этом внутри него. Стратегия холотропного дыхания состоит в том, чтобы доверять внутренней мудрости тела – и здесь можно найти параллель с уже упомянутой мной методикой “вайвейшн”.
Далее, увеличение частоты и глубины дыхания, как правило, ослабляет психологические защиты и ведет к высвобождению и проявлению бессознательного материала. То, что происходит во время терапевтического сеанса, использующего интенсивное дыхание, очень различно у разных людей. Физические напряжения во время дыхания, как правило, возникают в определенных частях тела и имеют сложную психосоматическую структуру. В дыхательном сеансе напряжения и блокировки проявляются и усиливаются. Продолжение интенсивного дыхания доводит их до кульминации, затем до разрешения и pacслабления.
Отсюда следует вывод: интегрируя в свою методику элементы телесно-ориентированных психотехник, Станислав Гроф трактует травмирующие воспоминания подобного рода как важные незавершенные психологические гештальты, вносящие впоследствии весомый вклад в психологические проблемы. Их проработка способствует эмоциональному и психосоматическому выздоровлению.

Рассмотрю процесс проведения сессии холотропного дыхания.
Дышащему предлагается провести весь сеанс, удобно откинувшись назад или лежа на спине, закрыть глаза и сосредоточиться на эмоциональных и психосоматических процессах, вызванных дыханием и музыкой, полностью им отдаться, не пытаясь их оценивать. Рекомендуется также воздерживаться от намеренного использования техник отреагирования или любых иных попыток вмешиваться в переживания и влиять на них; нужно просто следить за возникающими переживаниями, отмечать их и позволять им происходить.
Одежда должна быть легкой и удобной. Необходимо снять все, что может помешать дыханию и протеканию внутренних процессов.
Когда тело расслаблено, можно переходить к успокоению ума и созданию установки, оптимальной для предстоящих переживаний. На этой стадии дышащий по возможности должен сосредоточиться на настоящем моменте, на “здесь и сейчас”, отграничиться от воспоминаний прошлого, а также от предвосхищения будущего, оставить всякое программирование предстоящего сеанса. Согласно Грофу, наиболее верный подход состоит в том, чтобы, не пытаясь анализировать, полностью довериться мудрости тела и бессознательному процессу.
Далее предлагается увеличить частоту дыхания, сделать его полнее и эффективнее, чем обычно. Детали процесса – частота и глубина дыхания, дыхание ртом или носом, участие верхних частей легких или диафрагмальных областей живота –оставляются на выбор интуиции человека. Когда дыхание стало достаточно быстрым, ведущий готовит дышащего к появлению музыки, рекомендуя отдаться ее потоку, процессу дыхания и тем переживаниям, которые могут возникнуть, не анализируя их и не пытаясь их изменить, с полным доверием к процессу.

В холотропной терапии для вызывания необычных состояний сознания наряду с интенсивным дыханием применяется специальная, соответствующая этим состояниям музыка. Ритуальная музыка, монотонное пение, барабанный бой и др. использовались в течение тысячелетий как мощное средство изменения сознания.
Согласно Грофу, в изменённых состояниях сознания музыка помогает мобилизовать старые эмоции и делать их доступными для выражения, интенсифицирует и углубляет процесс, создает значимый контекст переживаний. Искусное применение соответствующей музыки облегчает проявление специфических содержаний – агрессии, эмоциональной или физической боли, сексуальности и чувственности, борьбы за биологическое рождение, экстатических взлетов, океанической атмосферы пребывания в утробе. В холотропной терапии необходимо полностью отдаться потоку музыки, дать ей отзываться во всем теле, реагировать на нее спонтанным и элементарным образом.

Последняя составляющая холотропной терапии – “направленная работа с телом”. Она используется только в случае необходимости. Основной принцип направленной работы с телом в заключительном периоде холотропного сеанса состоит в том, чтобы проявить различные формы физического дискомфорта, связанного с эмоциональными проблемами, используя ключи, которые предоставляет тело самого дышащего. Какова бы ни была проблема и в каком бы месте тела ни локализовалось ее проявление, занимающемуся предлагается усилить симптом.
В то время как в определенном участке тела неприятные ощущения усиливаются и напряжение поддерживается, человеку предлагается в остальном выражать своим телом все, что он чувствует. Эти действия следует поощрять и продолжать до тех пор, пока не исчезнет эмоциональный или психосоматический дискомфорт и пока человек не почувствует себя расслабленным и удовлетворенным.
С точки зрения аутодидактики, важно, что холотропная работа “открыта”, являет собой продолжающийся психологический эксперимент. Холотропная терапия – это непрерывный процесс обучения, а не механическое применение законченной системы понятий и правил.

Применение техник Свободного Дыхания позволяет принимать свои чувства как благо, как свидетельство того, что жизнь прекрасна во всех проявлениях. Это связано с развивающейся способностью понимать язык ощущений и доверять им.

Н. Коляну в работе “Введение в психотехнику Свободного Дыхания” выделяет следующие этапы применения дыхательных психотехник в жизни:
1. В начале применения Свободное Дыхание используется для решения своих личных проблем. В её процессе человеку многое открывается, и вступает в противоречие с его жизненными установками и принципами, побуждая пересмотреть прожитое и сделанное, что сопровождается временным психологическим дискомфортом и растерянностью.
2. Закрепление навыков и расширение сфер их применения. На этой стадии выравнивается эмоциональный фон, постепенно все приходит к какому-то новому состоянию равновесия.
3. Использование Свободного Дыхания как образа жизни, в творческом процессе.

Как в контексте самоисцеления и самопознания могут оказаться полезными психотехники Свободного Дыхания?
Прежде всего, это – нелекарственные методы. Происходящая при их использовании интеграция эмоций позволяет занимающемуся избавиться от беспокойства и неприятных переживаний. Применение специальных дыхательных техник фокусирует внимание на ощущениях своего тела, что требует полного внимания к настоящему моменту, а во время детального изучения настоящего появляется реальная возможность исследовать предшествующий опыт и найти верное, но прежде не замечаемое решение проблемы. Также внимание к настоящему позволяет отодвинуть создавшиеся модели негативного отношения к людям и видеть их такими, какие они есть. Многие занимающиеся отмечали рост творческой энергии и энтузиазма для достижения целей.

Средний человек в нашей культуре живет и действует на уровне гораздо ниже своих потенциальных возможностей.

Почему это происходит? Один из возможных ответов - это то, что человек отождествляет себя лишь с одним из аспектов своего существа, с физическим телом или Эго. Такое ложное отождествление ведет к не подлинному, нездоровому и лишенному свершений образу жизни, а также вызывает эмоциональное и психосоматические расстройства психологической природы.
Но ВЫХОД есть.

Что такое тренинг?

В 1991 году Комиссия по трудовым ресурсам Великобритании (Manpower Services Commission, MSC) предложила следующее определение тренинга: «Тренинг - это запланированный заранее процесс, цель которого - изменить отношение, знания или поведение участников с помощью обучающего опыта, и направленный на развитие навыков выполнения определенной деятельности или нескольких ее видов. Цель психологического тренинга в рабочей ситуации состоит в том, чтобы развивать способности личности и удовлетворять текущие и будущие потребности организации».

Интегративный тренинг личностного роста - это:

  • Возможность создать новую жизнь, как произведение искусства на основе материала своей внутренней реальности.
  • Удивительный сплав игры и ритуала, музыки и тишины, безумия и творчества, самопознания и великолепного развлечения.
  • Ожидание изменений - единственное, что может дать нам уверенность в мире и собственной жизни.
  • Важный шаг на пути через хаос к своему будущему Я.
Дыхательные тренинги:

Это классические тренинги личностного роста, использующие в качестве основного метода одну из разновидностей дыхательных психотехнологий, которые используют аутентичное и связное дыхание :

Вайвэйшн (Vivation)

Контекстуальные тренинги личностного роста:

В рамках этих тренингов также используется работа с расширенными состояниями сознания, но, помимо этого, есть и другие аспекты.

Так, балансируя на гранях самоисследования и самотрансформации, безумия и творчества, Вы откроете для себя новые возможности личностного роста .
Зачастую это весьма провокационные тренинги, но именно своей провокационностью они способствуют более глубинной и потому более эффективной работе.
Издавна у людей существует интерес к тому, что больше чем личность человека. Тяга к за-личностному, трансцендентному побуждала человека обращаться к шаманизму, религии, духовным практикам, в конце концов - к алкоголю и наркотикам. Неугасающее любопытство к тому, что непознаваемо , живет в каждом человеке по сей день...

Каждый человек имеет возможность осознанного путешествия в измененных состояниях сознания. Познать свой внутренний мир, обрести смысл жизни, переосмыслить старую систему ценностей, позволяет трансперсональная психология и современные холистические психотехники или интенсивные интегративные психотехнологии (ИИПТ термин, введенный академиком МАПН, д.п.н. В.В. Козловым ).

Это эмпирические техники самоисследования и самотрансформации, использующие работу в измененном (расширенном) состоянии сознания. Они являются системой методов целостного преобразования , представляющей собой синтез древних духовных практик (включая шаманизм) и экзистенциально-трансперсональной психологии.
Холистические методы самоисследования можно считать промежуточной зоной между психотерапией и интегративной компиляцией психопрактик мировых религиозно - философских учений.

На настоящем этапе развития психотерапии название "интенсивные интегративные психотехнологии " применяется к широкому спектру психотехнологий, основанных на использовании измененных состояний сознания (ИСС) клиента, в числе которых - трансовые, расширенные, психоделические состояния сознания, а также состояния повышенного осознавания, достигаемые применением методов связного дыхания. Следует отметить, что дыхательные психотехнологии (холотропное дыхание, vivation:вайвейшн, ребефинг, "Свободное Дыхание") являются наиболее естественными и экологичными методами достижения измененных состояний сознания.

Интегративные интенсивные психотехнологии - это открытое пространство концепций, умозрительных моделей, процессов и навыков, пребывание в котором позволяет человеку обрести и поддерживать целостность своей жизни .

Спектр возможностей ИИПТ очень широк и разнообразен. По нашему мнению, ИИПТ представляют в настоящее время наиболее целостное и эффективное направление в современной психологии. Использование расширенных состояний сознания в психологической работе позволяет за достаточно короткий период достичь интеграции и состояния целостности, в то время, как методами традиционно используемыми в психологии, например, психоанализом (при всем к нему уважении и признании), для достижения тех же результатов потребовалось бы несколько лет.

В настоящий момент сфера применения ИИПТ распространяется не только на работу с отдельно взятым человеком. Фокус нашего внимания по прежнему сосредоточен на развитии индивидуального сознания, но речь уже идет не только о людях с глубинными конфликтами, с желанием их решать и развиваться, но и о клиентах с более тяжелыми проблемами, как, например, наркозависимость.

Предлагаемые интенсивные интегративные психотехнологии представлены синтезом идей психоаналитического направления, гештальт-терапии, экзистенциальной и трансперсональной психологии. Использующееся непрерывное связное дыхание для достижения транса имеет аналоги в пранаяме йогов , цигун и др. древних психотехнологиях. Философский слой этих техник представлен богатой палитрой идей буддизма, даосизма, суфизма, христианской мифологии, древнеегипетскими и тибетскими традициями.

Человечество использовало целительный потенциал необычных состояний сознания с глубокой древности. насчитывает, согласно археологическим исследованиям наскальных рисунков и мест древних захоронений, около 40000 лет. Системы медитации, (Хатха-йоги, Лайя-йоги, Раджа-йогии т. д.) сформировались не позднее 10 тыс. лет до н.э. Исследования антропологов более половины мировых культур, существовавших в течение пяти последних столетий, показали, что 90 процентов из них имели некоторые институциализированные формы измененных состояний сознания. Необычные состояния сознания и по сей день являются центральными для эзотерических течений канонических религий, исихазме и многих сектантских течениях в христианстве, суфизме в исламе, в различных йогических практиках в индуизме, школах Дзен в буддизме и Каббале в иудаизме.

Самые древние ритуальные практики шаманизма связаны с использованием мощных дыхательных сессий при помощи звукоформ на фоне барабанного боя. Трансовый танец , который издревле был необходимым средством проявления чувств, мыслей, которые нелегко было перевести в слова, является также интенсивным методом вхождения в измененные состояния сознания, физиологически обусловленным связным естественным, "животным" дыханием.

Специальные методы, основанные на ускорении, замедлении и остановки дыхания, использовались в шаманизме, различных направлениях йоги (кундалини практике, сиддха-йоге), суфизме, даосизме, дзогчене, дзэн-буддизме, ваджраяне, школах хинаяны и махаяны, во многих других духовных практиках.

Техники использования связного дыхания были заново открыты и вошли в арсенал современной практической психологии только в 70-х годах, а их распространение на территории СССР началось только в конце 80-х годов.

В настоящее время уже невозможно отрицать, что методы, использующие измененные состояния сознания, заняли прочное место в практике психологической и психотерапевтической помощи в большинстве стран мира, благодаря тому, что мир в целом в последние 100 -150 лет отошел в своем развитии от традиционных духовных практик. Психологическая наука оказалась первой среди всех существующих научных дисциплин в своем обращении к изначальному опыту, изначальной мудрости человечества , сосредоточенной в духовных традициях, к тому опыту, который на протяжении тысячелетней истории был актуален для выживания людей.

Связное естественное осознанное дыхание используется в ряде психотехнологий, которые д.п.н. Козлов В. В. обозначает интенсивными интегративными психотехнологиями. К ним относятся различные способы самоисследования и трансформации в измененном, расширенном состоянии сознания. Это холотропное дыхание С. Грофа, ребефинг, разработанный Л. Орром и С. Рэй, вайвейшн - интегративный ребефинг Д. Ленорда и Ф. Лаута, "Свободное дыхание", как модификация ребефинга, развиваемая С. Всехсвятским и В. Козловым.

Особое место занимают динамические и статические медитации, трансовые танцы, шаманские ритуалы и прочие техники, которые в сочетании с современными методами самоисследования и терапии позволяют сознательно или спонтанно трансформировать невротический или проблемный материал в процессе самоинтеграции.

Процесс связного осознанного дыхания является способом достижения РСС (расширенное состояние сознания). "При этом возникающее РСС является естественным физиологическим и психологическим феноменом" (Козлов В.В.)

Расширенное состояние сознания
, которое возникает в процессе связного дыхания и качественно отличается от состояний, возникающих при глубоком гипнозе, трансе, медитаций и других способах достижения измененных состояний сознания. РСС качественно особое психологическое и психофизиологическое состояние , отличающееся от сна, бодрствования, патологических нарушений сознания, нарушений сознания при приеме алкоголя, наркотиков и психоделических препаратов. РСС обладает специфической феноменологией (Козлов, 1992,1994), отличается аутизацией сенсорной сферы, искажением восприятия времени, гипермнезией и некоторыми другими качественными изменениями психических процессов.

Процесс связного дыхания как способ и средство достижения РСС обладает такими качествами, как осознанность , контролируемость, управляемость , присутствие воли, намерения и возможностью в любой момент времени возвращения в обычное состояние сознания.Исследуя процесс дыхания, можно обнаружить, что большинство людей не дышат большую часть времени. Они делают вдох коротким глотком, задерживают дыхание перед долгим выдохом, а затем делают еще одну длинную паузу перед следующим вдохом. Количество времени, затраченное на вдох и выдох, оказывается меньше, чем на паузы.
Эффективным методом, поддерживающим баланс метаболизма в организме, является связное естественное дыхание , когда между вдохом и выдохом нет разрыва: вдох мягко перетекает в выдох, выдох во вдох, образуя единый цикл, совершенную мандалу круга . При этом вдох делается на мышечном усилии, гибко и упруго, выдох полностью расслаблен, вы просто отпускаете выдох, не контролируете и он делается сам собой. Следует отметить, что в формате холотропного дыхания допускается форсированный выдох.

Если человек поддерживает связное дыхание в течение примерно часа, он попадает в состояние расширенного сознания, тем самым получая доступ к старым образам и эмоциональным состояниям, подавленным в подсознании . Продолжая состояние связного дыхания, можно достичь состояния, в котором подавление снимается , и эти образы перестают нести негативный заряд.

С помощью осознанной работы с дыханием и телом человек может снять последствия психологических травм , избавиться от последствий стрессов и научиться входить в целительные необычные состояния, которые могут составить, конкуренцию наркотическим.
ИИПТ позволяют индуцировать глубокие трансперсональные переживания мистического и трансцендентного характера, способствующие катарсическим процессам, позитивным личностным изменениям, личностному росту и самопознанию. Дыхательные психотехники способствуют важным инсайтам (внелогическим прозрениям) в отношении проблематики обретения смысла жизни . Они помогают в кардинальной трансформации взглядов на собственное "Я" и окружающий мир, жизнь и смерть, повышению творческой активности , расширению духовного горизонта, гармонизации взаимоотношений человека с окружающим его миром и другими людьми.

Дыхательная техника работы в измененном состоянии сознания проводит человека через проживание уровней смерти и возрождения, биографического опыта, перинатального и трансперсонального опыта . В результате прохождения дыхательного процесса человек извлекает из глубин сознания или подсознания приоритетный и проблемный на момент процесса материал и трансформирует его за счет спонтанной и самопроизвольной или осознанной интеграции проявившегося материала с сознанием.

Дыхательный процесс ведет к раскрытию волевого и творческого потенциала , помогает повышать стрессовую адаптивность и стимулировать социальную успешность и представляет интерес не только для терапии, процесс способен пролить новый свет на философские проблемы человеческого существования, цели и смысла жизни, психики, картины мира в целом.

Задачей ИИПТ является помощь каждому конкретному человеку в исследовании своего внутреннего мира . Работа ведется с теми, кто хочет пересмотреть отношение к жизни, к самому себе, к личным устоям и системе ценностей. Одним словом, опираясь на последние достижения в области психологии, обеспечивается личностное развитие клиентов . Инструкторы по ИИПТ являются своего рода проводниками в глубины человеческой натуры, вместе с человеком открывая его непознанный внутренний мир, способствуя исполнению желания целостного преобразования. Открытие потаенных глубин бессознательного, предполагает поднятие человека на новую ступень личностного и духовного развития, его перерождение.

Работа в измененных состояниях сознания имеет не только психотерапевтическое значение, но и направлена на самопознание , духовный рост и максимальную реализацию потенций. В конечном итоге широкое использование интегративных эмпирических психотехник может привести к созданию новой формации homo spirltus - человека духовного .

Пневмосинтез

Пневмосинтез ΠΣ — это эффективный комплексный метод саморазвития, самопознания и психотерапии, разработанный лидерами европейской трансперсональной психологии и психотерапии. Оно обобщает, объединяет и развивает опыт широкого класса познающих, развивающих и целительных практик, в основе которых лежит дыхание, таких как холотропное дыхание, ребефинг, вайвэшн, , ци-гун, классическая пранаяма, представляя собой «серединный путь» трансперсональных практик дыхания.

Теоретической основой Пневмосинтеза ΠΣ является холотропный подход Станислава и Кристины Гроф, интегральный подход Кена Уилбера, процессуальный подход Арни и Эми Минделл, телесно-ориентированная терапия и передовая наука о мозге и сознании.

Практика Пневмосинтеза ΠΣ основана на научных исследованиях и проверенных практиках работы с дыханием. Она является гибким и универсальным методом, оптимальным для глубинной внутренней работы и клинического применения. В ней максимально используются целительные возможности необычных состояний сознания.

Пневмосинтез ΠΣ эффективен при работе:

  • с хроническими напряжениями и стрессами;
  • с жизненными затруднениями;
  • с психодуховными кризисами;
  • с пагубными привычками и зависимостями;
  • с депрессиями;
  • с психосоматическими и эмоциональными расстройствами;
  • с поиском нестандартных решений и творческих прорывов;

В наиболее общем смысле оно также выполняет роль естественной психологической “перезагрузки”, сопровождаемой своеобразной психологической “генеральной уборкой организма”.


(При обзоре направления ИИПТ, были использованы работы С. Грофа, В.В. Козлова, И.С. Зингерман, а также публикации других авторов.)

Практикум по дыхательным психотехникам


1. Понятие дыхательных психотехник

Дыхательные практики зародились много тысяч лет назад на Востоке: в Индии - Пранаяма, в Китае – Ци-гун, в Средней Азии - суфийские дыхательные практики, в Тибете – дыхательные практики буддизма Ваджраяны. Как правило, они являлись неотъемлемой частью духовных традиций.

В ХХ веке восточные духовные традиции начали проникать на Запад. Увлеченные дыханием, исследователи дополняли и совершенствовали методы, которые стали более ориентированы, на развитие осознания, чем на получение сильных переживаний. Возникло новое понятие - интегративные дыхательные психотехнологии.

В Россию дыхательные техники проникли в конце 80х годов. Сандра Рей, провела первый тренинг по ребефингу в Москве в 1987 году, и с того момента лавина западных дыхательных лидеров обрушилась на российских искателей. Поэтому сейчас в России можно легко найти квалифицированного инструктора и освоить дыхательные техники.

Дыхательные практики можно охарактеризовать как наиболее доступные, понятные и мощные по оказываемому воздействию и последствиям из всех известных энергетических практик, используемых для психофизиологического воздействия на человека. Человек, ничем не владея, на начальном этапе может использовать то, что он знает с детства - дыхание и достичь серьезного результата, в зависимости от поставленной цели.

По сути, весь процесс жизнедеятельности человека контролируется посредством дыхания, даже если мы это и не осознаем. Мы постоянно пользуемся этим механизмом регулирования: решая сложные задачи - подсознательно регулируем мыслительный процесс именно дыханием - его скоростью, глубиной, "тонкостью". Иногда вообще останавливаем дыхание, затихаем, чтобы стабилизировать своё состояние. В зависимости от ситуации либо активизируем, либо замедляем дыхание, даже не отдавая себе в этом отчета.

Цель дыхательных практик состоит в том, чтобы перевести эту регуляцию на осознанный уровень.

2. Разновидности дыхательных психотехник

Ребефинг

Ребефинг (от англ. rebirthing - возрождение, духовное воскресение) - система связного осознанного дыхания, направленная на снятие стрессов, прежде всего - травмы рождения. Основные задачи ребефинга это:

Научиться вдыхать энергию так же легко, как воздух;

Разгадать тайну рождения-смерти и включить тело и ум в сознательную жизнь Вечного Духа, стать сознательным выразителем Вечного Духа.

В ребефинге особое внимание уделяется следующим аспектам:

а) высвобождению дыхания, высвобождению энергии;

б) проработке 5 Великих Проблем:

Травмы рождения,

Синдрома родительского неодобрения,

Специфических негативных идей ("Жизнь плоха", "Мир жесток, в нем царит закон джунглей" и т. д.),

Неосознанного стремления к смерти,

Прошлых жизней;

в) концепции "Мысли творят реальность". Мысли типа "Я не могу...", "Это не для меня..." и т. п. сужают сферу возможных решений и ограничивают жизнь. Цель этого аспекта ребефинга - переделать все минусы в плюсы.

Ребефинг имеет яркий духовный оттенок и является частью более широкой системы, которую Л.Орр называл йогой вечной жизни. Система включает 9 основных принципов: очищение Водой, Огнем, Воздухом, Землей, Карма-йогу, Мантра-йогу, Любовь, Милость и Уважение.

Внутри ребефинга разработаны различные форматы: "сухой", "водный" и др. Форма взаимодействия с клиентом - индивидуальная.

Тренинг Любящих Взаимоотношений (LRT)

LRT - тонко и подробно разработанная психотехнология, использующая связное дыхание, элементы коммуникативных тренингов, работу с аффирмациями (глубинными утверждениями). Акцент делается на концепции "Мысли творят реальность".

Система состоит из множества упражнений, техник и процессов, позволяющих прояснить "негативные мысли" и начать улучшать качество отношения к себе, своему телу, родителям, сексу, деньгам, работе, Богу и т. д. "Отношения - это все" (Сандра Рэй).

Вайвейшн

Вайвейшн (от лат. vivation, vivo - жить, vividus - полный жизни, живой, пламенный, сильный), другое название метода - интегративный ребефинг. По мнению создателей вайвейшн, необходимо не только высвобождение, но и определенные методы работы с переживаниями, приходящими во время дыхательной сессии. Поэтому в вайвейшн существует понятие 5 элементов процесса, которые позволяют быстро и эффективно прийти к интеграции. Этими элементами являются:

1. Циклическое дыхание

1. Полное расслабление

2. Детальное осознание

3. Интеграция в экстаз

4. Делай то, что ты делаешь, желания достаточно.

Интеграция - слияние части с целым. При этом частью является подавленная, вытесненная структура (конфликт, стресс, табуированное желание и т. д.). В процессе связного дыхания происходит осознание и принятие этой подавленной структуры, присоединение ее энергии к воспринимающей, осознающей личности. Джим Ленард считает, что сам процесс интеграции экстатичен. Интегрированность - способность к целостному, экстатическому восприятию мира здесь и сейчас, в каждое мгновение потока жизни.

В вайвейшн особое внимание уделяется технике дыхания. Существуют различные ступени обучения интеграции:

- "сухой" вайвейшн;

- "водный" вайвейшн;

- "амбулаторный" - закрепление навыка интеграции в повседневной жизни (за едой, за рулем автомобиля и т. д.).

Вайвейшн - скромная и тихая дыхательная техника. В ней нет громкой музыки и умопомрачительных путешествий. В ней есть нежное отношение к обыденной реальности, мягкость и внимание к ощущениям тела здесь и сейчас. Целью вайвейшн является не изменение реальности, не открытие новой и даже не воспоминание поворотных моментов биографии, а дружеские и партнерские отношения с реальностью этой.

Холотропное дыхание

Слово "холотропный" буквально означает "стремящийся к целостности" (от греч. holos - целое и trepein - движущийся в определенном направлении). Основными элементами холотропного дыхания являются:

Более глубокое и быстрое связное дыхание, чем в обычном состоянии;

Специально подобранная музыка, которая создает "несущую волну" и способствует высвобождению подавленного эмоционального материала;

Помощь холонавту в освобождении энергии посредством специфических приемов работы с телом.

Эти элементы дополняются творческим самовыражением личности - рисование мандал, свободные танцы, лепка из глины и пр. Форма работы в основном групповая.

Холотропная терапия признает терапевтические, трансформирующие и эволюционные возможности необычных состояний сознания. В этих состояниях психика проявляет спонтанную целительскую деятельность.

Возникновение беспокоящих человека симптомов без какой-либо органической причины может указывать на то, что он достиг критической точки, когда старый, основанный на ложных предпосылках способ существования в мире становится невыносимым. Такого рода срыв может произойти в определенной ограниченной области жизни - семейных и сексуальных отношениях, или в отношении каких-то определенных жизненных целей, а может охватить одновременно всю жизнь человека.

Проявляющиеся симптомы отражают усилия организма, стремящегося освободиться от старого давления и травматических впечатлений и упростить свое функционирование. Одновременно это поиск своей собственной сущности и тех измерений бытия, которые связывают человека с космосом в целом, делают его соизмеримым всему сущему. Это спонтанная терапевтическая активность организма, которую следует поддерживать, а не подавлять. Холотропное дыхание активизирует бессознательное, высвобождает энергию, связанную в эмоциональных и психосоматических симптомах и переводит статическое равновесие этой энергии в поток опыта. При правильной поддержке результатом этого процесса может быть радикальное разрешение проблемы, психосоматическое излечение и эволюция сознания.

Свободное дыхание

Свободное дыхание - более технологизированный, теоретически разработанный российский вариант использования связного естественного дыхания. Это техника интеграции личности, дающая человеку доступ к ресурсам его сознания и освобождающая его психику от груза накопленных стрессов.

Свободное дыхание позволяет радикально изменить ситуацию, резко ускорить терапевтический процесс, обеспечивает непредвзятость подхода, активизирует творческую активность бессознательного. Эта техника запускает механизм, позволяющий преодолеть отказ от творческой поисковой активности и обеспечивает готовность решать проблемы.

На технологическом уровне Свободное дыхание выражается в 5 элементах, два из которых аналогичны соответствующим в вайвейшн, три других отличаются по смыслу и содержанию. Этими элементами являются:

1. Полное расслабление.

1. Связное дыхание.

2. Объемное внимание.

3. Гибкость контекста.

4. Активное доверие.

Каждый элемент имеет глубокое теоретическое обоснование, а их сочетание - системный характер. Большое внимание уделяется технике дыхания и контекстуальному использованию различных классов дыхания. В рамках Свободного дыхания разработаны различные форматы работы: "сухой" и"водный" процессы, процессы с зеркалом и глаза в глаза, контекстуальные процессы, направленные на решение определенного круга проблем.

Интенсивные интегративные психотехнологии - открытое пространство теорий, концепций, умозрительных моделей, процессов и навыков, пребывание в котором позволяет человеку обрести и поддерживать целостность своей жизни. Это объединяющее название для различных методов работы со связным осознанным дыханием, таких, как ребефинг, свободное дыхание, вайвейшн, холотропное дыхание, а также различных других методов интеграции сознания.


3. Практика использования дыхательный техник и упражнений

Для начала ТЕСТ ИЗ «ПРАНОЯМЫ» – древнеиндийской системы дыхания.

Сядьте поудобнее, прикройте глаза и три минуты понаблюдайте за своим дыханием.

Если у вас более продолжительный вдох, то это говорит о том, что вы постоянно начинаете все новые и новые дела, но редко когда их заканчиваете.

Более продолжительный выдох свидетельствует о том, что вы все время возвращаетесь к опыту прошлого и пытаетесь его реконструировать в настоящем. Вы скорее предпочитаете фантазировать, чем жить реальной жизнью, а делать что-то вы начинаете только тогда, когда вас действительно заставят обстоятельства.

Акцент на паузе после вдоха свидетельствует о сильной любви к окружающим предметам и привязанности к материальному, а долгая пауза после выдоха выявляет в вас желание побольше поспать, почитать и просто побыть в одиночестве и поразмышлять о смысле жизни. В окружающем мире вы мало заинтересованы.

Но независимо от того, какой у вас тип дыхания, наверняка вы хотели бы добиться в жизни большего, чем имеете.

Антистресс-дыхание

Важность дыхания для регулировки психоэмоционального состояния трудно переоценить. Дыхание регулируется нервной системой и, при определенной цикличности вдохов и выдохов, может ею управлять. По мнению физиологов, вдох связан с возбуждением нервной системы, выдох - с ее торможением, поэтому если удлинить вдох и укоротить выдох, произойдет мобилизация функций нервной системы. Если же вдох укоротить, а выдох удлинить, можно добиться успокаивающего эффекта.

Схема мобилизующего дыхания выглядит следующим образом:

2 (2)+2; 4 (2)+4; 4 (2)+5; 4 (2)+6; 4 (2)+7; 4 (2)+8; 8 (2)+5; 9 (4)+5; 10 (5)+5.

Первая цифра в формулах указывает на продолжительность вдоха в секундах. В скобках указана продолжительность дыхательной паузы. Со знаком "плюс" - продолжительность выдоха.

Как видно из формул, в процессе упражнений продолжительность вдоха и паузы возрастает в 5 раз, в то время как длительность выдоха - всего в 2,5 раза. Всего несколько минут мобилизующего дыхания во время утренней зарядки помогут настроиться на работу.

С помощью дыхания можно также быстро добиться успокоения нервной системы, расслабить мышцы. Для этого применяется успокаивающее дыхание.

Оно заключается в относительном укорочении вдоха, удлинении выдоха и паузы после него. Практически выдох удлиняется до тех пор, пока он не станет вдвое длиннее вдоха, а затем удлиняется продолжительность паузы. Она обычно составляет половину вдоха.

Схему успокаивающего дыхания можно представить так:

2+2 (2); 4+4 (2); 4+6 (2); 4+7 (2); 4+8 (2); 4+9 (2); 5+9 (2); 5+10 (2); 6+10 (2); 6+10 (3); 7+10 (3); 8+10 (3); 9+10 (4); 10+10 (5).

В этих формулах первая цифра означает продолжительность вдоха, вторая - продолжительность выдоха, третья - задержку дыхания после выдоха.

Дыхание поможет быстро регулировать эмоциональное состояние при стрессе. Для этого рекомендуется использовать ритмическое полное дыхание. Лучше всего его сочетать с ритмичной неторопливой ходьбой, которая и задает дыхательный ритм. В начале придерживайтесь ритма два шага вдох, два шага выдох. Затем увеличивайте продолжительность выдоха: два шага вдох, три шага выдох.

Снятие усталости и борьба с раздражительностью

Дыхательная гимнастика БОДИФЛЕКС делается сидя за письменным столом или в транспорте и при ходьбе.

Этап 1. Выдохните из легких через рот весь застоявшийся в легких воздух - соберите губы в трубочку и медленно и равномерно выпустите из себя весь воздух без остатка.

Этап 2. Быстро и агрессивно вдохните через нос.

Этап 3. Резко выдохните весь воздух через рот, причем как можно ниже в диафрагме.

Этап 4. Выдохнув весь воздух, закройте рот, задержите дыхание и сделайте втягивание живота на восемь-десять счетов. Продолжайте держать его в течение всего этапа, не дыша! Наклоните голову, втяните желудок и поднимите его вверх. Представьте, как ваш желудок и другие органы брюшной области буквально засовываются под ребра. Это называется "втягиванием живота" и является частью упражнений, делающих живот плоским.

Этап 5. Расслабьтесь и вдохните. Отпустите мышцы живота. Вдыхая, вы должны почувствовать, как воздух врывается в ваши легкие.

"Ладошки". Встаньте прямо, согните руки в локтях (локти вниз) и "покажите ладони зрителю". Делайте короткие, ритмичные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (хватательные движения). Подряд сделайте 4 резких ритмичных вдоха носом (то есть "шмыгните" 4 раза). Затем руки опустите и отдохните 3- 4 секунды - пауза. Сделайте еще 4 коротких, шумных вдоха и снова пауза. Активный вдох носом - неслышный выдох через рот. Плечи в момент вдоха неподвижны! Упражнение "Ладошки" можно делать стоя и сидя.

Снятие боли

Если у вас что-то болит, то при помощи связанного дыхания можно снизить интенсивность неприятных ощущений. Для этого нужно «продышать» больное место, то есть в процессе связанного дыхания делать акцент на вдох и при этом концентрировать свое внимание на больном участке тела.

Разрешение назревающего конфликта

Для этого достаточно глубоко и синхронно подышать 15 минут глаза в глаза вместе с человеком, на которого у вас назревает обида или с которым вы находитесь на грани ссоры. На этом принципе построена практика «вайвейшна». Вы увидите, что все ваши взаимные претензии ничего не стоят перед той любовью, которую вы испытываете друг к другу.

Перед важным событием

Полезно провести дыхательную сессию перед важной встречей или мероприятием для того, чтобы расслабиться и успокоить волнение в душе. Дышите с акцентом на шумный и мощный выдох, делая махи руками.

Чтобы согреться

Не сутультесь, а наоборот, расправьте плечи и делайте очень мелкие вдохи и выдохи, стараясь почти не дышать так, чтобы хотелось сделать глубокий вдох, но при этом хватало сил себя сдерживать. Через несколько минут такого дыхания вам станет значительно теплее.

Дыхательные упражнения для похудания

Упражнение 1

Из положения стоя, сделайте медленный, глубокий вдох животом через нос на четыре счета, задержите воздух внутри себя на шестнадцать счетов, затем выполните медленный выдох ртом на восемь счетов.

Таким образом задержка дыхания должна быть в четыре раза дольше, а выдох в два раза длиннее, чем вдох. Это соотношение должно быть строго выдержано.

Длительная задержка вдоха позволяет кислороду снабжать все клетки вашего организма энергией. Более длинный медленный выдох – максимально избавляет тело от вредных веществ и токсинов.

Упражнение 2

Из положения стоя, сделайте носом глубокий вдох, одновременно запрокиньте голову назад и посмотрите вверх. После секундной паузы, с усилием выполните выдох через рот, возвращая голову в исходное положение. Выдох делайте шумно, отчетливо произнося любой звук.

Это упражнение особенно полезно выполнять перед приемом пищи, так как способствует интенсивному перерабатыванию употребленных продуктов питания.

Упражнение 3

Из положения лежа на полу, руки свободно расположены вдоль тела, выполните несколько глубоких вдохов и выдохов. Почувствуйте как с каждым вдохом расширяется ваша грудная клетка. После выдоха, задержите дыхание и напрягите мышцы живота, приподнимите над полом голову и плечи, напрягите ягодицы. Задержитесь в этом положении на пять – шесть счетов и вернитесь в исходное положение. Глубоко вдохните и выдохните. Расслабьтесь. Данное упражнение достаточно выполнить один раз в день.

Упражнение 4

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, руки сплетены сзади в замок и слегка оттянуты вниз. На вдохе приподнимите и расправьте грудь, слегка опуская вниз подбородок. Сделайте выдох через нос, верните подбородок в начальное положение. Вернитесь в исходную позу и снова повторите упражнение до пяти раз.

Из исходного положения, на вдохе сцепите руки перед собой, округлите спину, согните колени и слегка наклоните туловище вперед, потянувшись за руками. Глубоко выдохните, расслабьтесь и вернитесь в исходное положение. Повторите вторую часть упражнения до пяти раз.

Упражнение 5

Из положения стоя, стопы развернуты наружу, расстояние между ними около десяти сантиметров. Расположите ладони на талии так, чтобы большие пальцы лежали на животе, остальные – на пояснице. Насколько это возможно выполните прогиб назад.

Медленно выдохните на двенадцать счетов, постепенно втягивая живот в себя. Затем сделайте медленный, глубокий вдох на двенадцать счетов, одновременно раздувая живот. Повторите выдохи и вдохи еще пять раз, акцентируя внимание на брюшной полости. После выполнения, задержите дыхание и вернитесь в исходное положение. Медленно выдохните, глубоко вдохните, задержите дыхание на несколько счетов. Расслабьтесь. Повторите упражнение три раза.

Упражнение 6

Сядьте прямо в удобное для вас положение. Указательным пальцем прижмите левую ноздрю на шесть счетов, вдыхайте правой, задержите воздух на три счета. Затем закройте правую ноздрю, освободив левую, сделайте выдох на шесть счетов. Закрывая правую ноздрю, вдохните левой на шесть счетов, задержите воздух на три счета.

Потом, закрыв левую ноздрю, откройте правую и вдохните на шесть счетов. Повторите упражнение шесть раз. Ваша задача вдыхать одной ноздрей, а выдыхать другой.

Упражнение 7

Встаньте прямо, ноги на ширине плеч. Выполните глубокий вдох носом, выпячивая живот. Затем сделайте выдох ртом так, чтобы получился расслабляющий вздох. Представьте, что вместе с выдохом вы избавляетесь от стрессов, повседневных проблем и эмоционального груза.

Оптимальнее всего выполнять данное упражнение на свежем воздухе. Общее количество три раза в день по десять раз.

Чтобы добиться максимального эффекта, к практическому выполнению упражнений добавьте положительную ментальную визуализацию в своем воображении. Например, представьте свою новую фигуру без лишних жировых складок на талии и бедрах. Рисуя положительные картины в своем мозгу, вы реализуете желаемое. Визуализация основана на том, что вы можете изменить себя или свою жизнь, мысленно представляя то, что вы хотите добиться.

Упражнение 8

Из положения стоя, сделайте четыре вдоха и выдоха. Задача состоит в том, чтобы дышать без пауз, ваши вдохи и выдохи должны плавно перетекать друг в друга, до ощущения непрерывно циркулирующего потока.

Затем, не прерывая циркуляцию, выполните один длинный вдох на четыре счета и один длинный выдох на четыре счета. Следите за непрерывностью дыхания. Потом сделайте без остановки четыре раза по четыре вдохов-выдохов: три коротких, один – продолжительный. Помните, что ваши вдохи должны соединяться с выдохами, подобно замкнутому кругу.

На стадии изучения, выполняйте данное упражнение один раз в день в течение первой недели. Затем можете практиковать его по собственному желанию.

Упражнение 9

Станьте прямо, ноги на ширине полуметра, стопы развернуты наружу. Выполните пять глубоких вдохов и выдохов носом. Затем при каждом вдохе носом мысленно рисуйте себе картину того, как ваше дыхание в виде потока света достигает самых напряженных участков тела и снимает с них напряжение.

На каждом выдохе представляйте как напряжение покидает ваше тело через ноздри. Выполняйте дыхание ритмично и плавно. Особенно полезно это упражнение перед сном, после тяжелого трудового дня.

Упражнение 10

Чтобы очистить свое тело от накопившихся шлаков и токсинов, рекомендуется выполнять данное упражнение каждый день по три раза.

Сядьте так, чтобы вам было удобно. Выполните глубокий вдох через нос. Затем соедините губы так, будто хотите произнести букву «о» и выдохните через рот. Повторите упражнение пять раз, затем сделайте несколько глубоких вдохов и выдохов.

Снова повторите упражнение пять раз.

Упражнение 11

Сядьте так, чтобы вам было удобно. Выполните глубокие вдохи и выдохи животом десять раз. Глубоко вдохните через нос. Затем закройте левую ноздрю, выполняя через правую короткие, сильные выдохи. При каждом выдохе не забывайте втягивать живот. Повторите десять раз полный вдох и короткие выдохи.

Затем глубоко вдохните и выдохните через нос.

После этого, сделайте вдох на три четверти объема легких, задержите дыхание до ощущения дискомфорта и выдохните. Повторите упражнение через левую ноздрю.

Закончите упражнение выполнением всем перечисленных этапов, но уже одновременно обеими ноздрями.

Таким образом, дыхательные упражнения используются с различными целями и являются доступным средством саморегуляции эмоционального и психического состояния и поддержания здоровья.



Список литературы

1. Заставный В. Дыхание – Исцеление – Самопознание. - М, 1993.

2. Гроф С. Путешествие в поисках себя. - М, 1994.

3. Коляну Н. Введение в психотехнику Свободного Дыхания. - Переяславль-Залесский, 1992.

4. Коляну Н. Практика использования психотехник Свободного Дыхания”. Переяславль-Залесский, 1993.

5. Леонард Дж., Лаут Ф. Ребефинг. - С.-Пб.: ТФ "ИКАМ". 1993.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Личностное развитие – это величайшее увлечение в мире
Цель саморазвития очевидна – стать более счастливым и сильным, сконцентрировать свое внимание на тех сторонах своей личности, которые приводят к успеху, внутреннему и профессиональному росту, открыть перед собой пути дальнейшего совершенствования, новые способы видения реальности. Такую возможность дают практики личностного развития, чей широкий диапазон – от религии и философии и до новомодных трансперсональной психологии и танатотерапии.

Человек может изменить и улучшить что-то только тогда, когда у него есть ясное понимание того, что же он желает улучшить. Методики личностного развития в первую очередь учат пониманию себя. Практики личностного развития совершенствуются все время и современные методики ясны и в той или иной мере доступны для изучения.

Техники саморазвития, как правило, затрагивают все аспекты жизни. Они призваны вернуть естественное для человека психическое и душевное равновесие. В своём реферате по аутодидактике я постараюсь проследить возникновение и развитие психотехник Свободного Дыхания.

Обзор психотехник Свободного Дыхания (Free Breathing)


Движение “Свободное Дыхание“ зародилось в 70-годах и обязано своим появлением трудам Станислава Грофа и Леонарда Орра, которые независимо друг от друга разработали техники, имеющие много общего и во многом разные.
Эти психотехники основаны на вызове изменённого состояния сознания. В этих случаях человек может испытывать необычные состояния, которые кратковременны и физиологичны.
Существует множество способов наведения измененного состояния сознания; в данном случае, используется гипервентиляция. Методики различаются прежде всего из–за различной глубины достигаемой гипервентиляции. Сходство методов заключается в:
· использовании принципа связного дыхания для достижения измененного состояния сознания
· самих результатах.

1. Ребёфинг (rebirthing)

Автором этой методики явился Леонард Орр. Gрежде чем прийти к технике, названной им “ребёфинг” (англ. Rebirthing – возрождение) и описанной в труде “Rebirthing in the New Age”, он сменил много профессий. Несколько лет работы по изучению того, что ему открылось, привели к созданию первого центра ребёфинга. Дыхание, используемое в процессе ребёфинга, следующее:

· с быстрым, частым и глубоким, активным вдохом и мягким, полностью расслабленным, пассивным выдохом.
Ребёфинг предназначался для разрешения последствий травмы родов. К последствиям травмы родов относится следующее:
1. стресс рождения (болевой, связанный непосредственно с процессом рождения, и психологический, связанный с отношением родителей, матери к ожидаемому ребенку — желанный или нежеланный и т.п.);
2. раздробленность сознания (восприятие окружающего не как единого целого, а как имеющего две независимо существующие составные части, положительную и отрицательную), и как следствие – деление выбора суждений на “плохо” и “хорошо”;
3. болезни (как результат формирования комплексов, впоследствии “запускающих” какое-то заболевание);
4. психологические нарушения (например, страхи или тревоги).


Процессы ребёфинга прошли многие люди. Развитие методики Леонарда Орра продолжили и расширили другие исследователи – например, Сандра Рэй, разработавшая “тренинг любящих отношений” (Loving Relationships) и др. Особо выделяется Джим Леонард, который ввёл в практику Свободного Дыхания понятия “пять элементов” и “интеграция”, на основе которых им была создана в 1979 году техника “вайвейшн”. Эта техника позволила расширить применение ребёфинга до практически любых психологических ситуаций.

2. Вайвейшн (vivation)

Авторами методики “вайвейшн” являются Джим Леонард и Фил Лаут (США). Слово vivation переводится как “празднование жизни”, “бытие более живым”, и было введено ими для отражения эффекта, который развивается в результате практики этой формы личностного развития. Вайвейшн разработан в 1975 году. Джим Леонард и Фил Лаут соединили в своём методе опыт применения восточных практик (йога, цигун, у-шу) и развивавшихся дыхательных техник, таких как Rebirthing и Free Breathing.
Особенностью vivation является простота, безопасность и действенность, что сделало методику привлекательной для людей, занимающихся личностным и духовным развитием. Методике можно легко обучиться; для освоения техники достаточно участия в одном семинаре или нескольких занятий-тренингов с профессионалом, после чего можно уже заниматься самостоятельно.
Вайвейшн включает пять основных элементов, которые выполняются одновременно в ходе исполнения:

1. Связное дыхание.
Это дыхание называется связным (или циркулярным), так как в нём нет паузы между выдохом и вдохом (или она минимальна). Интенсивность прорабатываемой ситуации регулируется глубиной дыхания, а скорость изменения этой ситуации регулируется частотой дыхания.
В процессе “вайвейшн” используются четыре типа дыхания, которые различаются по глубине и частоте. Первый тип – глубокое и медленное дыхание (используется для плавного входа в процесс. Ощущения становятся ярче, тело больше расслабляется и интерес к процессу возрастает). Второй тип – глубокое и частое дыхание. Третий тип – частое и поверхностное дыхание (позволяет глубже чувствовать переживания). Последний, четвёртый тип – поверхностное и медленное дыхание (как бы согласует переход между обыденным состоянием и состоянием в процессе).

2. Полное расслабление. Хорошей помощью в умении расслабляться служат занятия АТ, йогой, медитацией.

3. Внимание к деталям (Объемное внимание).
Считается, что одним из негативных представлений о внимании является убеждение, что только контролируемое, удерживаемое внимание может дать информацию об окружающем мире. Но постоянный контроль за вниманием утомителен, и свободное внимание иногда даже более эффективно, позволяя как бы балансировать между рассеянностью и концентрацией внимания.

4. Интеграция переживаний (Гибкость контекста).
Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность интеграции. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и негативных, и их полное принятие.
Очень часто люди упрощают свои способы восприятия реальности, ограничивая количество вариантов до категорий “плохо” или “хорошо”. Естественно, так они резко ограничивают свой выбор реагирования на окружающее.
В процессе “вайвейшн” люди учатся расширять и менять контекст, как этого хочется, принимать ситуации в новом контексте. То есть важно не связывать себя одной системой, одним контекстом, зная, что любое событие можно описать в другой системе, определить другим контекстом. Считается, что связное дыхание обладает способностью автоматической смены контекста.

5. Активное доверие.
Речь идёт о доверии своим ощущениям, даже если они не приветствуются в обыденной жизни. Перед занимающимся стоит задача поверить, что в каждом процессе происходит именно то, что необходимо в данный момент данному человеку, и поэтому не бывает неудачных, плохих или пустых процессов. Активное доверие базируется на личной ответственности за все происшедшее в собственной жизни и на открытости к переменам в процессе.

В процессе “вайвейшн” эти “пять элементов” должны использоваться одновременно. Джим Леонард разработал следующий принцип ведения процесса:
а) исследовать тончайшие изменений в своем теле;
б) “вдыхать” через самое сильное чувство;
в) получать удовольствие от этого чувства, как можно сильнее.

Дыхательные сессии в вайвейшн делятся на “большие” и “малые”. Во время “большой” сессии занимающийся лежит в удобном положении и использует все пять элементов, усиливая интенсивность дыхания. Считается, что для заметных результатов достаточно одной “большой” сессии в неделю. Длительность такого процесса может длиться до полутора часов. Длительность же “малых” сессий – до получаса минут. Этот вид практики используется в ситуациях повседневной жизни, когда занимающийся чувствует, что происходящее каким-то образом сложно для него, или когда ему необходимо больше энергии для решения определённой задачи.

Главной особенностью процессов “вайвейшн” является возможность интеграции. Интеграция – это переживание чувств, как позитивных, так и негативных, и их полное принятие. Каждая сессия ведёт к глубокому проникновению в себя, и по окончании занятия человек обычно чувствует себя свежим и обновленным.
Заниматься vivation можно во время повседневной активности, это зависит от умения человека и называется “active vivation” или “vivation in action”. Эта практика направлена на то, чтобы позволить человеку быть более включенным в то, что он делает, меньше эмоционально реагировать на неприятности, но быть более сконцентрированным и творческим.
Техника vivation имеет большое практическое значение, вызывая релаксацию, перефокусировку мышления и обновление восприятия, принося естественное чувство удовольствия, охватывая весь прошлый опыт практикующего и помогая посмотреть на жизнь новыми глазами.

3. Холотропное дыхание (holotropic breathwork)

Станислав Гроф (американский психиатр и психотерапевт чешского происхождения) со своей женой Кристиной Гроф разработали методику, названную холотропное дыхание (Holotropic Breathwork). Она является методом глубинной психотерапии. Название переводится как “движение к целостности”.
Эта психотехника считается самой мощной и поэтому имеющей определенные противопоказания к широкому применению. Обычно не рекомендуется заниматься ей чисто индивидуально, без помощи опытного инструктора.
Тип дыхания, применяемый в методике Грофа, можно так:
· в два раза чаще и в два раза глубже обычного;
· без паузы между вдохом и выдохом;
· с форсированным выдохом (дышащий как бы выталкивает воздух из себя).
Переживания, возникающие у людей в состоянии измененного сознания разделены на представляют биографический, перинатальный и трансперсональный “уровни переживаний”, которые Стэн Гроф описал в своей “картографии сознания”. Таким образом, холотропная терапия признает терапевтические, трансформирующие и эволюционные возможности изменённых состояний сознания. Нередко избавление от эмоциональных или психосоматических симптомов и устойчивые трансформации личности оказываются связанными с переживаниями, не поддающимися рациональному постижению.
Холотропное дыхание – это метод, синтезированный из разных видов психотерапии Запада и включающий в себя основы восточных философий и шаманства. В течение многих веков было известно, что глубокие изменения сознания можно вызвать с помощью техник, воздействующих на дыхание. Процедуры, использовавшиеся для этих целей в древних и незападных культурах, охватывают широкий диапазон возможностей. Глубокие изменения в сознании могут быть вызваны обеими крайностями в отношении дыхания – интенсивным дыханием и длительным лишением дыхания, или сочетанием того и другого. Специфические техники, включающие интенсивное дыхание, равно как и его задержку, входят в различные упражнения кундалини-йоги, сиддха-йоги, тибетской ваджраяны, суфийских практик, в буддийскую (Бирма) и даосскую медитации и т. д.
Особое место в разработке метода сыграли работы психоаналитически ориентированных ученых, таких как Вильям Райх, Отто Ранк и Карл Густав Юнг.
С. и К. Гроф пришли к выводу, что специфические техники дыхания менее важны, чем просто тот факт, что человек дышит быстрее и глубже, чем обычно, полностью сосредоточившись на том, что происходит при этом внутри него. Стратегия холотропного дыхания состоит в том, чтобы доверять внутренней мудрости тела – и здесь можно найти параллель с уже упомянутой мной методикой “вайвейшн”.
Далее, увеличение частоты и глубины дыхания, как правило, ослабляет психологические защиты и ведет к высвобождению и проявлению бессознательного материала. То, что происходит во время терапевтического сеанса, использующего интенсивное дыхание, очень различно у разных людей. Физические напряжения во время дыхания, как правило, возникают в определенных частях тела и имеют сложную психосоматическую структуру. В дыхательном сеансе напряжения и блокировки проявляются и усиливаются. Продолжение интенсивного дыхания доводит их до кульминации, затем до разрешения и pacслабления.
Отсюда следует вывод: интегрируя в свою методику элементы телесно-ориентированных психотехник, Станислав Гроф трактует травмирующие воспоминания подобного рода как важные незавершенные психологические гештальты, вносящие впоследствии весомый вклад в психологические проблемы. Их проработка способствует эмоциональному и психосоматическому выздоровлению.

Рассмотрю процесс проведения сессии холотропного дыхания.
Дышащему предлагается провести весь сеанс, удобно откинувшись назад или лежа на спине, закрыть глаза и сосредоточиться на эмоциональных и психосоматических процессах, вызванных дыханием и музыкой, полностью им отдаться, не пытаясь их оценивать. Рекомендуется также воздерживаться от намеренного использования техник отреагирования или любых иных попыток вмешиваться в переживания и влиять на них; нужно просто следить за возникающими переживаниями, отмечать их и позволять им происходить.
Одежда должна быть легкой и удобной. Необходимо снять все, что может помешать дыханию и протеканию внутренних процессов.
Когда тело расслаблено, можно переходить к успокоению ума и созданию установки, оптимальной для предстоящих переживаний. На этой стадии дышащий по возможности должен сосредоточиться на настоящем моменте, на “здесь и сейчас”, отграничиться от воспоминаний прошлого, а также от предвосхищения будущего, оставить всякое программирование предстоящего сеанса. Согласно Грофу, наиболее верный подход состоит в том, чтобы, не пытаясь анализировать, полностью довериться мудрости тела и бессознательному процессу.
Далее предлагается увеличить частоту дыхания, сделать его полнее и эффективнее, чем обычно. Детали процесса – частота и глубина дыхания, дыхание ртом или носом, участие верхних частей легких или диафрагмальных областей живота –оставляются на выбор интуиции человека. Когда дыхание стало достаточно быстрым, ведущий готовит дышащего к появлению музыки, рекомендуя отдаться ее потоку, процессу дыхания и тем переживаниям, которые могут возникнуть, не анализируя их и не пытаясь их изменить, с полным доверием к процессу.

В холотропной терапии для вызывания необычных состояний сознания наряду с интенсивным дыханием применяется специальная, соответствующая этим состояниям музыка. Ритуальная музыка, монотонное пение, барабанный бой и др. использовались в течение тысячелетий как мощное средство изменения сознания.
Согласно Грофу, в изменённых состояниях сознания музыка помогает мобилизовать старые эмоции и делать их доступными для выражения, интенсифицирует и углубляет процесс, создает значимый контекст переживаний. Искусное применение соответствующей музыки облегчает проявление специфических содержаний – агрессии, эмоциональной или физической боли, сексуальности и чувственности, борьбы за биологическое рождение, экстатических взлетов, океанической атмосферы пребывания в утробе. В холотропной терапии необходимо полностью отдаться потоку музыки, дать ей отзываться во всем теле, реагировать на нее спонтанным и элементарным образом.

Последняя составляющая холотропной терапии – “направленная работа с телом”. Она используется только в случае необходимости. Основной принцип направленной работы с телом в заключительном периоде холотропного сеанса состоит в том, чтобы проявить различные формы физического дискомфорта, связанного с эмоциональными проблемами, используя ключи, которые предоставляет тело самого дышащего. Какова бы ни была проблема и в каком бы месте тела ни локализовалось ее проявление, занимающемуся предлагается усилить симптом.
В то время как в определенном участке тела неприятные ощущения усиливаются и напряжение поддерживается, человеку предлагается в остальном выражать своим телом все, что он чувствует. Эти действия следует поощрять и продолжать до тех пор, пока не исчезнет эмоциональный или психосоматический дискомфорт и пока человек не почувствует себя расслабленным и удовлетворенным.
С точки зрения аутодидактики, важно, что холотропная работа “открыта”, являет собой продолжающийся психологический эксперимент. Холотропная терапия – это непрерывный процесс обучения, а не механическое применение законченной системы понятий и правил.

Применение техник Свободного Дыхания позволяет принимать свои чувства как благо, как свидетельство того, что жизнь прекрасна во всех проявлениях. Это связано с развивающейся способностью понимать язык ощущений и доверять им.

Н. Коляну в работе “Введение в психотехнику Свободного Дыхания” выделяет следующие этапы применения дыхательных психотехник в жизни:
1. В начале применения Свободное Дыхание используется для решения своих личных проблем. В её процессе человеку многое открывается, и вступает в противоречие с его жизненными установками и принципами, побуждая пересмотреть прожитое и сделанное, что сопровождается временным психологическим дискомфортом и растерянностью.
2. Закрепление навыков и расширение сфер их применения. На этой стадии выравнивается эмоциональный фон, постепенно все приходит к какому-то новому состоянию равновесия.
3. Использование Свободного Дыхания как образа жизни, в творческом процессе.

Как в контексте самоисцеления и самопознания могут оказаться полезными психотехники Свободного Дыхания?
Прежде всего, это – нелекарственные методы. Происходящая при их использовании интеграция эмоций позволяет занимающемуся избавиться от беспокойства и неприятных переживаний. Применение специальных дыхательных техник фокусирует внимание на ощущениях своего тела, что требует полного внимания к настоящему моменту, а во время детального изучения настоящего появляется реальная возможность исследовать предшествующий опыт и найти верное, но прежде не замечаемое решение проблемы. Также внимание к настоящему позволяет отодвинуть создавшиеся модели негативного отношения к людям и видеть их такими, какие они есть. Многие занимающиеся отмечали рост творческой энергии и энтузиазма для достижения целей.

Интегративные дыхательные психотехники

Что же стоит за этими словами, которые все чаще появляются в печати, о них говорят, огромное количество информации есть в Интернете?

Дыхательные - потому, что дыхание является базовым инструментом. В техниках используется, так называемый принцип связного дыхания (это когда между вдохом и выдохом нет пауз).

Интегративные – (интеграция – слияние части с целым)- в процессе дыхания достигается состояние расширенного сознания и в результате релаксации происходит разблокировка подавленных состояний и эмоций (блоков) "всплытие" их на уровень осознания.

Мы, к сожалению, привыкли эти негативные эмоции и состояния неосознанно подавлять. Накопления их впоследствии проявляются в виде психических и физических недомоганий, т. е., природа таких состояний психосоматическая (неврозы, астматические проявления и так далее), к тому же, на подавление этих блоков расходуется колоссальное количество психической энергии. В результате разблокировки происходит высвобождение этой энергии, и она направляется на восстановление целостности сознания.

Эти техники относятся к разряду холистических (holos – греч. – целостный) оздоровительных. Оздоровление наступает не только в отдельно взятых областях тела или органах, а на всех уровнях или телах (физическом, ментальном, эмоциональном). Интегративные дыхательные психотехники - , , , - работают с причинами, а не со следствием.

Сегодня этими техниками пользуются для восстановления психического здоровья все большее количество людей. С помощью этих техник можно устранить последствия различных травматических для человеческой психики событий - природных катаклизмов, войн, транспортных катастроф, террористических актов, потери близких людей, родовой травмы и многих других.

Диапазон использования этих техник достаточно широк. Практикующие интегративные дыхательные психотехники получают возможность:

  • трансформировать травму рождения и негативные последствия детства, которые являются фундаментом психики человека и обычно не осознаются;
  • освободиться от эмоциональных, физических и ментальных "блоков" - стереотипов реакций, психологической подавленности, комплекса неполноценности, различных фобий, бессонницы, избыточного веса, неуверенности в себе, раздражительности;
  • приобрести уверенность в собственных силах, навык расслабления души, мыслей и тела, умение общаться в любом коллективе и сохранять психическое равновесие в любой ситуации;
  • открыть доступ и научиться пользоваться колоссальным внутренним развивающим и исцеляющим энергетическим потенциалом личности;
  • восстановить духовную независимость.

Интегративные дыхательные психотехники – это великолепный способ расслабиться и освободиться от накопленного психического напряжения. Они просты в освоении и не имеют ограничений по возрасту.

И, наконец, это просто очень увлекательное и интересное занятие, позволяющее почувствовать себя творцом собственной жизни здесь и сейчас !

Интегративные дыхательные техники позволяют изменить не только мировоззрение, но и мироощущение.

Ребёфинг

(Rebirthing – англ. – возрождение) – разработчик – Леонард Орр. Техника направлена на снятие стрессов, прежде всего, самого сильного – родового, который испытывает каждый человек во время рождения.

В конце 60-х годов Леонард Орр, переживая свой очередной личностный кризис "вышел" на такой тип дыхания, при помощи которого ему удалось как бы заново "пережить" свое рождение. Как оказалось, причиной всех его жизненных неудач была родовая травма (обвитие пуповиной). Этот тип дыхания получил название ребёфинг и в начале 70-х годов был впервые представлен как техника в центре НЬЮ - ЭЙДЖ Сондры Рэй.

  • Ребёфинг высвобождает дыхание, высвобождает энергию, перерабатывает негативную информацию и негативные переживания, связанные с рождением человека.
  • С помощью техники ребёфинг можно проработать тайну рождения-смерти.
  • Ребёфинг осуществляет концепцию " мысли творят реальность".

Внутри ребёфинг а разработаны форматы:

  • водный (в холодной или горячей воде)
  • "сухой"
  • работа с зеркалом.

Ребёфинг проводится как в индивидуальной, так и в групповой форме. (Иногда в печати встречается как реберсинг или ребертинг ).

…"Ребёфинг – это таинство дыхания. Ребёфинг – это вдохновение. Это интуитивное и нежное обучение дыханию у самого дыхания" - Леонард Орр.

…" Ребёфинг – это жизнь" - Сондра Рэй.

Вайвейшн

(vivation –лат. – vivo – жить, vividus – полный жизни) или интегративный ребефинг .

В конце 70-х годов в технику ребефинг Джимом Ленардом было внесено понятие интеграции . Интеграция (от латинского – integer – целый). В конце 80-х годов Джимом Ленардом и Филом Лаутом была зарегистрирована торговая марка "Vivation ".

Интеграция – это слияние части с целым. По мнению создателей этой техники? высвобождение подавленного материала требует определенных методов работы с переживаниями, проходящими во время дыхательных сессий. Большое внимание в этой технике уделяется классам дыхания.

Вайвейшн практикуется в группах. Эффективны парные тренинги.

Свободное дыхание

Эта техника впервые описана в начале 90-х годов В.Козловым как техника интеграции личности, дающая доступ к ресурсам сознания и освобождающая его психику от накопленных стрессов.

Техника cвободного дыхания восстанавливает раздробленное сознание и эффективна при лечении многих заболеваний, имеющих психологическую этиологию (причину). Бронхит, диабет, алкоголизм, артрит, избыточный вес, сексуальные расстройства - вот далеко не полный перечень заболеваний, которые можно вылечить при помощи техники cвободного дыхания .