Правила организации питания в школах. Организация питания в школьных столовых. Основные правила Как улучшить питание в школе

Первого сентября российские школы снова откроют свои двери для любимых учеников. Ребята с новыми силами начнут грызть гранит науки, встретятся со своими школьными друзьями и педагогами. Для кого-то это будет новый волнительный этап, а для кого-то нервное и напряженное время подготовки к выпускным экзаменам.

И все же всех школьников объединяет одно: молодому растущему организму необходимо помогать справляться с ежедневными умственными и физическими нагрузками. И сделать это могут только родители. Самое важное - это составить грамотный рацион, богатый витаминами и минералами, которые так необходимы юному организму.

Внимательно изучаем 10 важных правил, которые необходимо знать, чтобы обеспечить вашим деткам сбалансированное питание.

1. Установите энергетическую ценность рациона

Калорийность рациона и его энергетическая ценность крайне важны, если речь идет о питании школьника. Молодой организм тратит много сил в процессе умственных и физических нагрузок. Грамотное питание обеспечит ребенка энергией необходимой для хорошей учебы и крепкого здоровья. Поэтому энергетическая ценность рациона должна быть адекватной.

Ребенок ни в коем случае не должен потреблять меньше калорий, чем он тратит в течение учебного или выходного дня. В общем, детей от 7 до 11 лет необходимо обеспечить 2 350 килокалориями в сутки, а старше 11 лет - 2 713 килокалориями. Конечно, эти цифры не являются универсальными и могут различаться в зависимости от возраста, уровня физической активности и других факторов.

2. Обеспечьте ребенка разнообразной пищей

Сбалансированное питание - это питание, в котором грамотно сочетаются все необходимые для организма ребенка вещества. Это белки, жиры, углеводы, клетчатка, витамины и минералы. Чтобы детки получали все эти ценные и важные вещества, необходимо максимально разнообразить рацион. В нем должны присутствовать абсолютно разные продукты питания - мясо, рыба, фрукты, овощи, крупы, молочная продукция, орехи.

Кроме того, ребенок должен ежедневно выпивать достаточное количество чистой питьевой воды. Это минимум 1-1,5 литра. Речь идет именно о воде, а не о чае, кофе, соках, газировках и прочих напитках.

3. Добавьте в рацион больше белков и углеводов

Конечно, есть такие вещества, которые являются ключевыми для нормального и соответствующего возрасту роста и развития организма. Для детей особенно важны белки и углеводы. Белки лежат в основе жизнедеятельности организма, участвуют в строительстве клеток, укрепляют иммунитет и повышают защитные силы организма. Углеводы же заряжают организм бодростью, энергией и хорошим настроением.

Обеспечьте своего школьника мясом, рыбой, молочной продукцией, орехами, цельнозерновым хлебом, овощами и фруктами и, конечно же, полезными крупами.

Дети также нуждаются в животных и растительных жирах. Они важны для нормальной работы многих органов, а также для крепкого иммунитета, активной умственной деятельности и хорошей памяти. Несколько раз в неделю обязательно подавайте к столу жирную рыбу, ведь в ней очень много полиненасыщенных жирных кислот омега-3.

4. Помните про суточную норму потребления

Наверняка, вы неоднократно слышали, что суточная норма того или иного продукта для взрослого человека или ребенка составляет определенное количество грамм. Эти цифры появляются не из воздуха. Они действительно очень важны, особенно если речь идет о детях.

Суточная потребность - это ровно столько продукта, сколько необходимо для нормальной жизнедеятельности организма и его работы без сбоев. Так, школьники должны съедать каждый день 2-4 фрукта (по 150-200 грамм каждого) и 3-5 овощей (по 200 грамм каждого), одно яйцо, 200 грамм мяса или 80 грамм рыбы, 50 грамм злаков, 100-150 грамм хлеба. Что касается молочной продукции, то в рационе должны присутствовать молоко, творог, сыр, сметана. Необходимо детям также и сливочное масло. Его суточная потребность составляет 10 грамм.

5. Установите для ребенка оптимальный режим питания

Дети должны питаться дробно, то есть примерно пять-шесть раз в день. Это необходимо для того, чтобы организм постоянно получал дополнительную энергию и не чувствовал голод. Позаботьтесь о питании вашего чада в стенах учебного заведения. Не стоит беспокоиться, меню школьных обедов утверждено главным государственным санитарным врачом и полностью соответствует физиологическим потребностям школьников.

С собой в качестве перекуса ребенок может взять не скоропортящиеся продукты, например, вымытые фрукты и овощи в контейнере, соки, молоко, крекеры, цельнозерновые хлебобулочные изделия, сэндвичи с полезными ингредиентами.

В рационе деток обязательно должны быть горячие и первые блюда. Это важно для нормальной работы пищеварительной системы. Что касается ужина, то пусть он будет легким - овощной салат, тушеное мясо или рыбное блюдо с гарниром из овощей или круп. Перед сном предложите ребенку какой-нибуд ь кисломолочный напиток: кефир, варенец, ряженку.

6. Не забывайте про завтрак

Завтрак - это самый важный прием пищи. Вы не должны оставлять ребенка без утренней трапезы, как и впрочем забывать о ней сами, чтобы не подавать дурной пример. Завтрак пробуждает организм, запускает метаболизм и все обменные процессы, заряжает энергией и позитивом на весь день. Конечно, это возможно только в том случае, если завтрак правильный.

Для школьников не придумать лучше завтрака, чем каши. Их существует большое множество, так что экспериментируйте и добавляйте новый ингредиенты - фрукты, сухофрукты, орехи, мюсли, мед. Кроме того, для утреннего приема пищи также отлично подходят блюда из яиц, мюсли с молоком, хлеб с сыром и сливочным маслом.

7. Выбирайте правильные способы приготовления

Отдавайте предпочтение только самым правильным способам приготовления. Минимизируйте жарку и старайтесь варить, тушить, запекать. Такая еда гораздо полезнее. Кроме того, такие способы приготовления практически не вредят полезным свойствам продуктов и сохраняют в их составе все витамины.

Не ищите отговорок. Правильные способы приготовления не занимают много времени и сил. Сварить, запечь или потушить не дольше, чем пожарить. Тем более, речь идет о здоровье вашего ребенка. К тому же, сегодня можно приобрести мультиварку, которая поможет в загруженные дни и возьмет на себя быстрое приготовление вкусного и полезного завтрака, обеда или ужина.

8. Исключите из рациона вредные продукты

Есть такие продукты, которые деткам противопоказаны. От них не просто не никакой пользы, но они могут и навредить. Чрезмерное употребление такой пищи приводит к проблемам со здоровьем. Зачастую от неправильного питания страдает именно пищеварительная система. Дети школьного возраста находятся в группе особого риска.

Во-вторых, уделите внимание режиму питания своего чада. Тренировки занимают определенное время в распорядке ребенка, но это не должно мешать ему хорошо питаться. Если тренировки у него по утрам, то калорийным должен быть завтрак, а если по вечерам - ужин. Питание должно быть разнообразным и богатым витаминами. Поэтому при регулярных физических нагрузках лучше добавить в рацион мультивитаминные комплексы.

10. Учитывайте индивидуальные особенности ребенка

Помните о том, что одинаковых детей не бывает. Все нормы и показатели не могут быть универсальными и подходить абсолютно для всех. Учитывайте индивидуальные особенности своего ребенка. При составлении грамотного рациона необходимо обратить особое внимание на возраст, объемы умственной и физической активности, медицинские показания. Следите за своим ребенком и тогда вы лучше любого врача определите, какие продукты важны именно для него.

Не забывайте, что наряду с правильным сбалансированным питанием важны также полноценный отдых, умеренные физические нагрузки и прогулки на свежем воздухе. От учебы нужно уметь отдыхать.

Со школьными столовыми у людей возникают разные ассоциации. Обычно школьную еду вспоминают с ностальгией, или же, наоборот, когда встречаются с невкусной едой. Но мы ведь хотим, чтобы наши дети были здоровыми и ели вкусную еду. Как это можно обеспечить? Но сперва нужно понять, как организовано питание в школе.

В данной статье вы узнаете:

1) Какой должна быть школьная столовая в идеале (по СанПин)?
2) Какова школьная столовая на самом деле?
3) Почему ребёнок отказывается есть в школе?

Стандарт СанПиН и как организовано питание в обычной школе?

Мы здесь не будем рассматривать какие продукты допускаются, как должен выглядеть работник кухни и т.д. Всё-таки это не компетенция школьного учителя. Все эти вещи, думаю, хорошо проверяются. Нам ведь важнее сама организация питания . Рассматривать будем на примере моей бывшей школы, которая по престижности себя представляла на первом месте после лицеев и гимназий. Что предусматривает САНПИН (САНитарные Правила И Нормы) :
Зелёным цветом выделим соблюдение правил СанПиНа, красным – несоблюдение, оранжевым — небольшие отклонения от правил. Оцените свою школу по этим параметрам.

1. При обеденном зале столовой устанавливают умывальники из расчета 1 кран на 20 посадочных мест. Рядом с умывальниками следует предусмотреть установку электрополотенца (не менее 2) и (или) одноразовые полотенца.

Одноразовые полотенца в школе устанавливать нет смысла. Дети ведь растащат из шалости всё за 5 минут. А вот электрополотенца (в народе «сушилки») присутствуют.

2. Для обучающихся образовательных учреждений необходимо организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). Для детей, посещающих группу продленного дня, должен быть организован дополнительно полдник.

Двухразовое питание было обеспечено для учащихся 1-4 классов и бесплатное. Для остальных формально оставались и завтраки и обеды, но выбрать предлагалось что-то одно. Для продлёнки полдник обеспечивался.

3. Отпуск горячего питания обучающимся необходимо организовывать по классам (группам) на переменах, продолжительностью не менее 20 минут, в соответствии с режимом учебных занятий.

Всё по СанПиНу. У нас были даже две таких перемены, но здесь есть и свои минусы, о которых я напишу ниже.

4. За каждым классом (группой) в столовой должны быть закреплены определенные обеденные столы.

Делается это для того, чтобы не было споров за столы. И этот пункт у нас учтен.

5. Организацию обслуживания обучающихся горячим питанием рекомендуется осуществлять путем предварительного накрытия столов и (или) с использованием линий раздачи.

Предварительное накрытие столов (сервировка) может осуществляться дежурными детьми старше 14 лет под руководством дежурного преподавателя.

Кто должен накрывать на стол?

В нашей школе накрывали столы сотрудники столовой . Если в вашей школе столы накрывают учителя — это неправильно. В должностной инструкции педагога указаны только обязанности, связанные с обучением, воспитанием, сохранением здоровья детей (сюда входит дежурство в столовой, но не накрывание и уборка столов!).

Плюсы данного способа раздачи : дети не отвлекаются от уроков, приходят и сразу можно поесть.
Минусы : так как никто не охраняет порции, то некоторые ученики прибегают к воровству.
Для меня всё же предпочтительнее второй способ накрывания столов, когда этим занимаются сами дети , а лучше, если ещё и с помощью работников столовой. Пусть дети немного раньше уйдут с урока, но зато будут сыты. Из-за проблемы воровства иногда мои дети уходили голодными, поэтому такая проблема требует решения. Возможно, с помощью родительских идей.

Ещё в нашей школе в столовой дежурили , но привлекали, в основном, молодых. Сами понимаете, такое дежурство не совсем эффективно. Особо наглые старшеклассники, порой будучи в два раза выше молоденькой учительницы, вряд ли трезво отреагируют на замечание взрослых.

6. Не разрешается привлекать обучающихся к работам, связанным с приготовлением пищи, чистке овощей, раздаче готовой пищи, резке хлеба, мытью посуды, уборке помещений.

Нелюбимое дело почти всех учеников – вытирать столы. Тем более все хулиганы, как правило, первыми разбегаются, и приходится вытирать оставшимся, хоть они и в десятый раз дежурные. Я ничего не вижу плохого в том, что дети должны убирать за собой (ведь родители часто дома сами все делают за детей – ай-яй-яй), но здесь нужно делать мотивацию, а у нас всё время приходится принуждать. Ушла советская школа, а вместе с ней и дисциплина.
В нашей школе убирались дети, но они халтурили. Всё равно работали в большей степени работники столовой.

7. Должен быть обеспечен свободный доступ обучающихся к питьевой воде в течение всего времени их пребывания в образовательном учреждении.

Тоже проблема многих школ. В начальной с этим проблем не бывает. Дети учатся в одном кабинете, никто посторонний не ходит. Поэтому заказывают бутилированною воду. Как только класс переходит в среднее звено – начинаются проблемы. За учебный день через прикрепленный кабинет проходит большое количество учеников. Естественно, родители не захотят платить за воду, выпитую не их детьми.
Школа пытается решить эту проблему, размещая в столовых бутыли с водой, но она быстро заканчивается. Где-то есть фонтанчики. На мой взгляд, это более рациональное решение.

Подведем промежуточный итог. Из семи пунктов три жёлтых, четыре зеленых. Школа старается соблюсти все правила так, чтобы и СанПиН был «доволен», и родители не имели претензий.

Ну, а теперь обратимся к главному объекту, пользователю школьной столовой – учащемуся .

Почему ребёнок отказывается есть в школьной столовой?

Ребенок хочет чипсы, сухарики, газировку, сладкое. В общем, всё то, что в школе давать нельзя. Почему он меняет на эти продукты горячее школьное питание ?

  • в школе невкусно кормят (к сожалению, проблема многих школ). Иногда дело в предпочтениях, но когда в классе, состоящем из 30 человек, организованно едят только человека 3-5, на мой взгляд, школе необходимо что-то предпринять. Я это констатирую не по своему опыту, многие мои ученики говорили, что не хотят есть в столовой, потому что им невкусно, или они находили даже подозрительные предметы в еде;
  • дорого . Младшие школьники на этот критерий вряд ли отреагируют, они пока не знают цену деньгам. А вот старшие могут так сказать и приносить еду с собой (оптимальное решение для ребенка, если он не хочет есть в столовой);
  • ребенок может жульничать , и, если ребенка не контролируют родители, не сдавать деньги на питание, а тратить их на вредную еду и всякие безделушки.

Если одна или несколько из этих проблем присутствует, и ваш ребенок отказывается питаться организованно в школе, то это следовало бы обсудить с родительским комитетом и классным руководителем. Возможно, вынести потом на уровень школы. Более подробно эта проблема освещена .
Для чего это нужно сделать? Чтобы уберечь желудки и здоровье наших детей, дабы они не заработали себе болезней еще в школе. Будьте внимательны к питанию вашего ребенка в школе, тогда и хорошие оценки не заставят себя ждать.

Ваши отклики и комментарии жду внизу.

При круглосуточном пребывании должен быть предусмотрен не менее, чем пяти кратный прием пищи. За 1 час перед сном в качестве второго ужина детям дают стаканкисломолочного продукта (кефир, ряженка, йогурт и др.).

Интервалы между приемами пищи не должны превышать 3,5- 4-х часов.

Необходимо соблюдение правил личной гигиены всеми без исключения сотрудниками пищеблока.

К работе на пищеблок допускаются здоровые лица, прошедшие медицинский осмотр в соответствии с действующими приказами и инструкциями, а также прослушавшие курс по гигиенической подготовке со сдачей зачета.

Контроль за соблюдением сроков прохождения (не реже одного раза в 3 месяца) медосмотров возлагается на медработника школы.

На каждого работника должна быть заведена личная медицинская книжка, в которую вносят результаты медицинских обследований, сведения о перенесенных инфекционных заболеваниях, о сдаче санитарного минимума.

Персонал предприятия общественного питания обязан соблюдать следующие правила личной гигиены:

Приходить на работу в чистой одежде и обуви;

Оставлять верхнюю одежду, головной убор, личные вещи в гардеробной;

Коротко стричь ногти;

Перед началом работы тщательно мыть руки с мылом, надевать чистую санитарную одежду в специально отведенном месте, после посещения туалета тщательно мыть руки с мылом, желательно дезинфицирующим;

При появлении признаков простудного заболевания или кишечной дисфункции, а также нагноений, порезов, ожогов сообщить администрации и обратиться в медицинское учреждение для лечения;

Сообщать о всех случаях заболеваний кишечными инфекциями в семье работника.

В пищеблоках школ категорически запрещается:

При изготовлении блюд, кулинарных и кондитерских изделий носить ювелирные изделия, покрывать ногти лаком, застегивать спецодежду булавками;

Принимать пищу, курить на рабочем месте. Прием пищи и курение разрешаются в специально отведенном помещении или месте.

Ежедневно перед началом смены медработник проводит у всех работающих осмотр открытых поверхностей тела на наличие гнойничковых заболеваний. Лица с гнойничковыми заболеваниями кожи, нагноившимися порезами, ожогами, ссадинами, а также с катарами верхних дыхательных путей к работе не допускаются, а переводятся на другую работу. Результаты осмотров заносятся в журнал установленной формы.

В каждом пищеблоке должна быть аптечка с набором медикаментов для оказания первой помощи.

Организация и рацион питания учащихся в общеобразовательных учреждениях подлежат обязательному согласованию с органами Госсанэпиднадзора.

Отпуск горячего питания обучающимся необходимо организовывать по классам (группам) на переменах, продолжительностью не менее 20 минут, в соответствии с режимом учебных занятий. В учреждениях интернатного типа питание обучающихся организуется в соответствии с режимом дня. За каждым классом (группой) в столовой должны быть закреплены определенные обеденные столы.

Организацию обслуживания обучающихся горячим питанием рекомендуется осуществлять путем предварительного накрытия столов и (или) с использованием линий раздачи.

Предварительное накрытие столов (сервировка) может осуществляться дежурными детьми старше 14 лет под руководством дежурного преподавателя.

Не допускается присутствие обучающихся в производственных помещениях столовой. Не разрешается привлекать обучающихся к работам, связанным с приготовлением пищи, чистке овощей, раздаче готовой пищи, резке хлеба, мытью посуды, уборке помещений.

Список продуктов и блюд, которые не допускаются для реализации

в организациях общественного питанияобразовательных учреждений

1. Пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности.

2. Остатки пищи от предыдущего приема и пища, приготовленная накануне.

3. Плодоовощная продукция с признаками порчи.

4. Мясо, субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных, рыба, сельскохозяйственная птица, не прошедшие ветеринарный контроль.

5. Субпродукты, кроме печени, языка, сердца.

6. Непотрошеная птица.

7. Мясо диких животных.

8. Яйца и мясо водоплавающих птиц.

9. Яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам.

10. Консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток.

11. Крупа, мука, сухофрукты и другие продукты, загрязненные различными примесями или зараженные амбарными вредителями.

12. Любые пищевые продукты домашнего (не промышленного) изготовления.

13. Кремовые кондитерские изделия (пирожные и торты).

14. Зельцы, изделия из мясной обрези, диафрагмы; рулеты из мякоти голов, кровяные и ливерные колбасы.

15. Творог из непастеризованного молока, фляжный творог, фляжную сметану без термической обработки.

16. Простокваша -“самоквас”.

17. Грибы и продукты (кулинарные изделия), из них приготовленные.

18. Квас.

19. Молоко и молочные продукты из хозяйств, неблагополучных по заболеваемости сельскохозяйственных животных, а также не прошедшие первичную обработку и пастеризацию.

20. Сырокопченые мясные гастрономические изделия и колбасы.

21. Блюда, изготовленные из мяса, птицы, рыбы, не прошедших тепловую обработку.

22. Жареные во фритюре пищевые продукты и изделия;

23. Пищевые продукты, не предусмотренные прил.№9

24. Уксус, горчица, хрен, перец острый (красный, черный) и другие острые (жгучие) приправы.

25. Острые соусы, кетчупы, майонез, закусочные консервы, маринованные овощи и фрукты.

26. Кофе натуральный; тонизирующие, в том числе энергетические напитки, алкоголь.

27. Кулинарные жиры, свиное или баранье сало, маргарин и другие гидрогенизированные жиры.

28. Ядро абрикосовой косточки, арахис.

29. Газированные напитки.

30. Молочные продукты и мороженое на основе растительных жиров.

31. Жевательная резинка.

32. Кумыс и другие кисломолочные продукты с содержанием этанола (более 0,5%).

33. Карамель, в том числе леденцовая.

34. Закусочные консервы.

35. Заливные блюда (мясные и рыбные), студни, форшмак из сельди.

36. Холодные напитки и морсы (без термической обработки) из плодово-ягодного сырья.

37. Окрошки и холодные супы.

38. Макароны по-флотски (с мясным фаршем), макароны с рубленым яйцом.

39. Яичница-глазунья.

40. Паштеты и блинчики с мясом и с творогом.

41. Первые и вторые блюда из/на основе сухих пищевых концентратов быстрого приготовления.

При формировании рациона питания детей и подростков и приготовлении пищи должны соблюдаться основные принципы организации рационального, сбалансированного, щадящего питания, предусматривающего:

  • соответствие энергетической ценности (калорийности) рациона возрастными физиологическими потребностями детей и подростков;
  • обеспечение в рационе определенного соотношения (сбалансированности) основных пищевых веществ в граммах;
  • восполнение дефицита витаминов и других микроэлементов в питании школьников за счет корректировки рецептур и использования обогащенных продуктов;
  • максимальное разнообразие рациона (разнообразие достигается путем использования достаточного ассортимента продуктов и различных способов кулинарной обработки);
  • технологическая обработка продуктов, обеспечивающая вкусовые качества кулинарной продукции и сохранность пищевой ценности;
  • соблюдение оптимального режима питания и правильного распределения суточного рациона по отдельным приемам пищи в течение дня.

В учреждении следует иметь примерное 2- недельное меню, разработанное на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и утвержденных норм, и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение на соответствие санитарным правилам и нормам.

Некоторые продукты, такие как хлеб, молоко, мясо, сливочное и растительное масло, сахар, овощи следует включать в меню ежедневно. Рыбу, яйцо, сыр, творог, сметану можно давать 2-3 раза в неделю. Следует избегать повторения одних и тех же блюд в течение дня и на протяжении нескольких дней.

Завтрак должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты.

Обед должен включать закуску, первое, второе (основное горячее блюдо из мяса, рыбы или птицы) и сладкое блюдо. В качестве закуски следует использовать салат из огурцов, помидоров, свежей или квашеной капусты, моркови, свеклы и т.п.,с добавлением свежей зелени. Допускается использовать порционированные овощи (дополнительный гарнир) в качестве закуски. Для улучшения вкуса в салат можно добавлять свежие или сухие фрукты: яблоки, чернослив, изюм и орехи.

Ужин должен состоять из овощного (творожного) блюда или каши; основного второго блюда (мясо, рыба или птица), напитка (чай, сок, кисель). Дополнительно рекомендуется включать, в качестве второго ужина,фрукты или кисломолочные продукты и булочные или кондитерские изделия без крема.

При отсутствии каких-либо продуктов следует подбирать им замену, равноценную по содержанию основных пищевых веществ, по таблице замены продуктов.

Нормы питания должны соответствовать нормам, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации. Для истощенных, ослабленных детей, а также для подростков, значительно превышающих нормы физического развития, по заключению врача может быть обеспечено дополнительное питание.

Во всех образовательных учреждениях, с пребыванием детей и подростков в них более 3-4 часов, организовывается горячее питание, а так же реализация (свободная продажа) готовых блюд и буфетной продукции (продуктов, готовых к употреблению, промышленного производства и кулинарных изделий для промежуточного питания учащихся) в достаточном ассортименте за наличный и безналичный расчет.

Для организации дополнительного питания детей и подростков (буфет) в продаже обязательно должны быть хлебобулочные изделия не менее 1-2-х наименований. Реализуются булочные изделия (в т.ч. сдобные), обогащенные витаминами, (витаминно-минеральными смесями).

Для продажи в столовых и буфетах образовательных учреждений, в составе дополнительного ассортимента пищевых продуктов для свободной продажи, можно рекомендовать сухие завтраки крупяные, обогащенные витаминами и минеральными веществами (массой до 50 г. в упаковке, кроме чипсов, обжаренных в масле), ограниченно можно включать воздушную кукурузу, сухарики простые без вкусоароматических добавок, кроме натуральных (укроп, чеснок, и т.д.).

В столовых и буфетах в образовательных учреждениях в ограниченном ассортименте могут реализовываться мучные кондитерские изделия (пряники, коврижки, кексы, рулеты, вафли и др. изделия, кроме кремовых) промышленного производства в индивидуальной порционной (массой до 100г) упаковке, а также мучные кондитерские изделия собственного производства массой до 100 г (кроме изделий с кремом).

Из готовых блюд и кулинарных изделий собственного приготовления рекомендуется для продажи в буфетах салаты и винегреты собственного приготовления (объемом порции от 30 до 200 г). Салаты заправляются непосредственно при реализации. Из горячих блюд рекомендуются сосиски, запеченные в тесте; сосиски отварные с гарниром; пицца школьная (50-1 ООг). Сосиски можно готовить непосредственно перед реализацией с использованием печей СВЧ. Можно подавать также горячие бутерброды (с сыром, колбасой вареной или полукопченой и т.д.). Горячие бутерброды готовятся непосредственно перед реализацией с использованием конвекционного нагрева или СВЧ-печей. Срок реализации указанных изделий 3 часа с момента приготовления с обязательным использованием охлаждаемых прилавков.

При организации льготного питания учащихся за счет бюджетных средств (или иных источников финансирования) предпочтительной является такая организация питания, при которой все учащиеся получают горячие завтраки (во вторую смену - полдники). При этом полноценными горячими завтраками в первую очередь должны обеспечиваться учащиеся начальных классов и дети из малообеспеченных и социально незащищенных семей.

Метки этой статьи

рассказать друзьям

Распечатать

Высказаться

Чтобы прокомментировать,

И гости блога о здоровом образе жизни! Сегодня этой статье больше прошу уделить больше внимание особенно тех родителей, чьи дети пошли в школу! Ведь с началом учебного года у всех мам и пап школьников прибавляется достаточно много хлопот. Возникают такие вопросы - как сохранить здоровье ребенка? Какое должно быть правильное питание школьника, чтобы не понизился его иммунитет?

И если сила воли будет вызвана более высокой производительностью, она просто скажет о поставках сахара. Затем один спонтанно находит сладость, потому что его мозг подсознательно посылает сигнал о том, что он хочет добавить сахар. Длительная повышенная активность головного мозга без адекватного непрерывного питания с требуемым количеством глюкозы приводит к снижению уровня глюкозы в крови, что приводит к раздражительности, дезориентации, головной боли и другим симптомам. Единственный способ не допустить, чтобы ребенок активно искал сладкий, - слегка подкормить кровь сахаром.

Фотографии школьников

Что из продуктов следует давать школьнику, чтобы были силы на учебу? Эта проблема, к сожалению очень актуальна на сегодняшний день! Поэтому я постараюсь дать исчерпывающие ответы на все предложенные вопросы. Но для начала как и обещала в прошлой прилагаю наши фотографии детей с первой школьной линейки, тем более у меня в этом году младший сын пошел в первый класс.

Если уровень глюкозы в крови слегка повышается в крови до того, как мозг начнет требовать большего количества глюкозы, уровень глюкозы в крови не упадет ниже уровня, который будет вызывать спрос на повышенную глюкозу в организме. Другими словами, тело не говорит так много о глюкозе, и это даже не вызывает состояние сладости. Правильно подобранный завтрак и утренняя закуска должны вызвать это состояние гликемии. Для объективности информации следует добавить, что одноразовое потребление сахара, напротив, надежно вызывает снижение активности мозга и вызывает состояние сна.

В этом году все наши ребятишки пошли в новую школу, так как ближайшую школу закрыли из-за малого количества учеников. Для сравнения по количеству детей в прошлом году в разных школах, можете посмотреть фотографии из статьи. Новая школа располагается в селе Буланиха, примерно в 9 км от нашего села, где мы проживаем.

Вообще деткам школа понравилась, классы большие, все в основном подразделяются на «А» и «Б». Надеюсь учиться будут также с большим интересом и желанием.

В обед ребенок должен получать горячую пищу. Дома или в школьной столовой обед должен состоять из супа, мяса или рыбы. На гарнир овощи вареные или тушеные, капусты, картофеля, изредка макарон или бобовые.

Ужин также должен быть горячим. Это может быть птица или рыба с овощами или рисом. Напитки молоко, кефир. Молочный белок ребенку необходим, норма для школьника- 500 мл молока в сутки.

Калорийность рациона школьника
Ребенок 7 - 10 лет должен потреблять 2400 калорий в день;
14 - 17 подросток - 2600 - 3000 ккал. Если школьник занимается спортом, то калорийность нужно увеличить еще на 500 калорий.

Если ребенок озабочен лишним весом не стоит самостоятельно подбирать диету лучше посоветоваться с диетологом, эндокринологом. И худеть согласно рекомендаций врачей.

Питание школьника должно быть хорошо сбалансировано. Организм должен получать все необходимые питательные вещества из всех основных групп продуктов

  • фрукты и овощи (ягоды);
  • Мясо птица, рыбы, орехи, бобовые;
  • яйца, 4 молочные продукты;
  • сыр, 5 масло, жиры, сладкое

Из белков организм строит новые клеточки, жиры дают организму энергию, некоторые жирорастворимые витамины и минеральные вещества усваиваются только с жирной пищей. Углеводы также дают энергию, пищевые волокна помогают лучшему перевариванию пищи.

Чем накормить ребенка утром и какую еду положить в ранец - вопросы, над которыми ломает голову чуть ли не каждая мама. Не во всех школах есть столовые с безупречным меню. А заменять обед сухариками или шоколадными батончиками не очень полезно. В таком случае остается одно - продумать полноценный домашний завтрак и еду на вынос.

Домашний завтрак

Учебный год только начался, ребенок не отошел от режима летних каникул и попросту не может проснуться рано. Итог: еле оделся, не в настроении и не хочет завтракать. Не нужно на него злиться.

Если желудок не проснулся, нужно его разбудить. Для начала пусть ребенок попьет, а после выберет то, что он любит. Наверняка у него есть предпочтения и среди полезной еды.

Утром можно предложить кашу, мюсли, йогурт, сладкую сырковую массу с кусочками фруктов, пудинг или красиво оформленный сэндвич с сыром. Если ребенок предпочитает мясные блюда, можно приготовить тефтели или мясной рулет.

Пусть съест ровно столько, сколько сможет. Не нужно превращать завтрак в пытку.

Важно помнить

Самое важное в питании детей — установленный режим, зависящий не от прихоти ребенка или его родителей, а от учебного процесса и нагрузки. В школах с математическим, иностранным или физическим уклоном общая калорийность рациона питания должна быть на 10% больше от возрастной нормы. В обычных учебных заведениях придерживаются следующих нормативов:

  • первый завтрак и ужин обязательно должны составлять по 25% от суточной калорийности;
  • второй завтрак (в период с 11:30 до 12:00) — 15 %;
  • о бед и полдник (с 15:30 до 16:00) — 35% от суточной калорийности.

В каждый прием пищи ребенка в школе необходимо включать:

  • белковую пищу (рыба, мясо);
  • злаки (каша, хлопья);
  • молочные или кисломолочные продукты;
  • фрукты или овощи;
  • питье (вода, сок, компот, молочные напитки).
Контроль и коррекция питания

Контроля питания добиться просто. Достаточно спрашивать ребенка, что он ел в школе. И, учитывая это меню, стараться не повторять его.

Вы никогда не ошибетесь, если приготовите дома что-то из овощей или фруктов. Тем более что витаминизированную еду в школах отменили из-за всплесков пищевой аллергии.

Стоит объяснить ребенку, какая еда вредна и почему, развивать культуру питания, стать примером для своих детей, а при необходимости ограничить карманные деньги.

Еда с собой

Интервал между приемами пищи не должен составлять более 3-4 часов. Между горячими завтраком и обедом ребенку положен ланч. Удобнее всего приготовить его самостоятельно: это даст уверенность в свежести и полезности продуктов. Для ланча подойдут бутерброды, фрукты, овощи.

  • Фрукты — яблоки, груши, виноград, мандарины — богаты витаминами и полезной клетчаткой.
  • Сухофрукты (курага, кусочки яблока, изюм) — полезная альтернатива свежим фруктам. В ассорти можно добавить орехи.
  • Хлеб — это углеводы, которые помогут ребенку продержаться большую половину дня и при этом не чувствовать голода. Можно сделать бутерброды. В качестве начинки подойдут белковые продукты (тунец, ветчина, курица или сыр). Бутерброды хорошо хранить в пищевой фольге или пленке.
  • Положите в контейнер с обедом овощи. Если ребенок не любит зелень, добавьте ее в салаты или начинку.
  • Напитки. Можно давать ребенку с собой воду, чай, компот или натуральный сок. Идеальный вариант — молочный напиток или йогурт. Это добавит в рацион ребенка порцию кальция. Ни в коем случае нельзя разрешать газированные напитки.

Нельзя давать в качестве перекуса шоколад или конфеты. Эти продукты обеспечат суточное количество калорий, но при этом организм не получит нужных питательных веществ.

И наконец, очень важна правильная упаковка. Некоторые продукты (особенно мясные) могут быстро испортиться при комнатной температуре. Так, всеми любимая вареная колбаса испортится в сумке за несколько часов и может вызвать у ребенка расстройство кишечника.

Чтобы обед оставался свежим и полезным хотя бы несколько часов, постарайтесь уложить отдельно все мясные, молочные, рыбные и яичные продукты. Объясните ребенку, как важно мыть руки перед едой. И на всякий случай положите в сумку с ланчем влажные антисептические салфетки.

Берем пример с японцев

Дети не любят полезную с точки зрения взрослых пищу. Вложите в контейнер с домашней едой маленький сюрприз: любой сувенир или игрушку. Интерес к ланчу возрастет во много раз.

А японцы для детей придумали специальный обед — бенто. Продукты для бенто взрослые японцы собрали самые обычные — вареный рис, омлет, овощи, фрукты, сосиски. Из продуктов вырезают фигурки животных, мультяшных героев. Рис подкрашивается безвредными красителями. Все это красиво укладывается в специальную коробочку и украшается.

Может быть, каждое утро делать бенто несколько утомительно, но это работает.