Что такое табу. Что такое табу и нужны ли они нам Название бара табу означает нет запретов

объект запрета для осуществления с ним тех или иных действий. Тема - специфическая, несущая эмоциональную нагрузку проблема, вокруг которой формируется периодически повторяющийся в семье конфликт (Э. Г. Эйдемиллер).

Табу

taboos) Слово Т. происходит от полинезийского слова, имеющего значение "запрещенный" или "опасный" (гавайское: kapu). В словоупотреблении на Западе этот термин стал обозначать что-либо запретное, напр., "табуированный предмет". Одной из таких запретных тем является инцест. В викторианской Англии и Америке были запрещены любые упоминания о сексе - но это не препятствовало незаконной сексуальной активности. Упоминание о смерти в той или иной степени запрещено почти во всех об-вах. В некоторых случаях, упоминание об умерших людях надлежит сопровождать определенным "ограждающим действием" (insulating act), вроде восклицания "Господи, помилуй его душу!" или осенений себя крестом. Расставание с жизнью по собственной воле - Т. в большинстве стран мира, невзирая на то, что в некоторых об-вах оно яв-ся культурно санкционированным при специфических обстоятельствах. В зап. культуре с неодобрением относятся даже к самим разговорам о самоубийстве. Профессиональные психиатры мн. годы знали о суицидальных тенденциях своих пациентов, однако лишь недавно Т. на эту тему было в достаточной мере сломлено, чтобы эти тенденции могли начать обсуждаться. См. также Культурные различия У. Э. Грегори

ТАБУ

Антропологический термин, который обозначает выведение в особое положение объекта или человека либо абсолютное запрещение некоторого рода действий на том основании, что в противном случае произошло бы нарушение всей системы ценностей данной культуры (МИРОВОЗЗРЕНИЕ); т.е. объект является табу, если к нему нельзя прикасаться, действие является табу, если о нем, по понятиям данной культуры, "нельзя даже думать".

Отсюда, в расширенном понимании, любое действие, запрещенное авторитетом или социальными нормами, может рассматриваться как "табу". В психоаналитической литературе наиболее часто упоминаются табу ИНЦЕСТА и табу убийства ТОТЕМНОГО животного (кроме церемониальных случаев). См. работу Фрейда "тотем и табу" (Freud totem and taboo, 1913), в которой он размышляет о том, что табу инцеста возникло ввиду необходимости для мужчин ПЕРВОБЫТНОЙ ОРДЫ предотвратить борьбу между собой после того, как они убили ПЕРВОБЫТНОГО ОТЦА, прежде державшего всех женщин орды только для себя. Теория предполагает, что табу препятствовало сыновьям иметь именно тех женщин, ради обладания которыми они убили своего отца. В статье ОНТОГЕНЕЗ И ФИЛОГЕНЕЗ кратко изложена общая биологическая теория, которая привела Фрейда к уверенности, что подобная умозрительная теория верна. См. также ЭДИПОВ КОМПЛЕКС.

ТАБУ

запрет или система запретов светского или религиозного характера, налагаемые на некий предмет, действие, слово и прочее, нарушение коего влечет социальные или религиозно-мистические санкции в виде наказания, болезни или смерти.

Согласно З. Фрейду - инструмент и механизм строительства культуры, начинаемого с ограничения влечений и запрета на инцест и убийство.

ТАБУ

Полинезийское слово, обозначавшее предметы или живые существа, к которым нельзя прикасаться. Понятие Т. было введено S. Freud в психоанализ, как противоположное "обычному", "общедоступному". При этом различались его позитивный ("святой", "освященный") и негативный ("жуткий", "опасный", "нечистый") аспекты. В Т. виделось проявление амбивалентности мышления к налагаемым запретам. Проводилась аналогия между Т. и неврозом навязчивых состояний, сущность которых S. Freud видел в препятствии осуществлению сильных бессознательных влечений. Этим самым была дана психоаналитическая интерпретация проблемы возникновения запретов, играющей важную роль в понимании фрейдистами структуры личности (Сверх-"Я", цензура), появления морали и религии. Критики фрейдизма указывали на поверхностность аналогии между механизмами формирования табу и патогенезом невроза, на уподобление факторов социально-психологических - патобиологическим, клиническим, на игнорирование культуральных различий.

ТАБУ

1. Любой запрещенный акт, объект или модель поведения. 2. Сам акт такого запрещения. Этот термин происходит из полинезийского слова tabu, означающего священный, неприкосновенный, и первоначально он связывался с объектами, предназначенными для религиозных церемоний и обычаев и запрещенными для повседневного использования. Современный способ употребления намного шире.

ТАБУ

запрещение какого-либо действия, налагаемое на человека в силу особого рода предписаний, исходящих из существующих культурных традиций, религиозных обычаев, этических и социальных норм. С древних времен табу обладает двойственностью, обусловленной тем, что за запретом стоит нечто такое, которое одновременно является святым, превышающим обычное и опасным, нечистым, жутким.

В психоанализе проблема табу рассматривается с точки зрения исследования бессознательной части индивидуальной души. Подобное видение табу нашло отражение в работе З. Фрейда «Тотем и табу. Психология первобытной культуры и религии» (1913), в которой подчеркивалось, что по своей психологической природе табу является «не чем иным, как «категорическим императивом» Канта, действующим навязчиво и отрицающим всякую сознательную мотивировку».

Практика психоанализа показывает, что среди пациентов встречаются такие больные, которые создали себе индивидуальные запрещения и педантично их выполняют. Как отмечал З. Фрейд, если бы в психоанализе не называли таких пациентов страдающими навязчивостью, то их состояние можно было бы охарактеризовать как «болезнь табу». Дело в том, что навязчивые запрещения приводят к серьезному воздержанию и ограничениям в жизни, подобно запретам табу. В конечном счете сходство симптомов невроза навязчивых состояний и обычаев табу выражается, по мнению основателя психоанализа, в следующих пунктах: «1) в немотивированности запретов, 2) в их утверждении, благодаря внутреннему принуждению, 3) в их способности к сдвигу и в опасности заразы, исходящей из запрещенного, 4) в том, что они становятся причиной церемониальных действий и заповедей, вытекающих из запретов».

Как индивидуальны запреты современных пациентов, так и табу древних людей не осознаются. Их мотивировка является бессознательной. Табу представляет собой древний запрет, извне наложенный на поколение примитивных людей, то есть насильственно навязанный этому поколению предыдущим. Любой запрет касался деятельности, к которой у человека имелась значительная склонность. Причем у человека, как правило, наблюдалась амбивалентная, двойственная направленность по отношению к табу: в бессознательном хотелось нарушить существующие запреты, но одновременно человек испытывал чувство страха; он боялся именно потому, что желал нарушить запрет, однако страх был сильнее присущего ему желания. В этом отношении имеются сходства между древним и современным человеком.

С точки зрения З. Фрейда, наиболее важные табу составляют древние запреты не убивать и избегать инцеста. И то и другое представляют самые сильные соблазны людей, которые в психоанализе рассматриваются в качестве центрального пункта инфантильных желаний и ядра неврозов.

Сравнение табу с навязчивым запретом невротика привело З. Фрейда к такому пониманию первого феномена, согласно которому: табу является древним запретом, наложенным извне (каким-либо авторитетом) и направленным против сильнейших вожделений людей; желание нарушить табу остается в бессознательном человека; люди, выполняющие табу, имеют амбивалентную направленность к тому, что подлежит запрету; приписываемая табу могущественная сила сводится к способности вводить в искушение; запрещенное вожделение в бессознательном переносится на другое; искупление посредством воздержания за нарушение табу свидетельствует о том, что в основе соблюдения табу лежит воздержание.

В России говорят: "Со своим уставом в чужой монастырь не ходят". Знать традиции других народов нужно не только для того, чтобы не нарушить закон, но и чтобы случайно не нарушить один из запретов, которые там до сих пор существуют.

Табу в Сибири

У современных бурятов, эвенков и хакасов сохранилось множество архаичных табу, часто связанных с тотемизмом и старым укладом быта. Так, в Южной Якутии у небольшой группы эвенков запрещено убивать волков, так как он является тотемом группы, то есть – прародителем этого народа. Другие эвенки не трогают медведя, так как в тотемической терминологии он является их «амиканом», то есть, дедом. Если все же медведя приходится убивать, они говорят: «Это не я убил – это вот этот человек, который изображен на дереве», рисуя на дереве схематическое изображение, или попросту «Это не мы убили – это русские».

Нужно отметить, что русское население Сибири тоже часто соблюдают эти же табу эвенков: поедая мясо медведя охотники говорят слово «кук», напоминающее по смыслу русское «чур меня». Табу эвенков часто связаны с боязнью примет, и поэтому яйца не берут с собой в поездку, а свиней и кур до недавних пор не ели – так как те ходят по земле.
У бурятов табу сильно зависит от пространственной магии. Считается, что горы святы, и от этого женщинам запрещено подниматься на самые высокие из них, так как в религиозных поверьях женское олицетворяет земля, а мужское – небо. Аналогично некоторые места становятся табу для посещения бурятскими мужчинами. Символические верх и низ систематизируют и пищевые запреты бурятов. К примеру, мужчине всегда достается верхняя часть туши животного, а женщине – ее низ.

Законы бушменов

Проживающие в Африке племена бушменов считаются одними из самых древних людей в мире – неслучайно именно они по составу ДНК более всего приближаются к изначальному Homo Sapiens.

Современные бушмены продолжают чтить запреты отцов – например, нельзя называть имена умерших людей. Очевидно, что бушмены боялись влияния своего рода симпатической магии – то есть, в данном случае, передачи свойств умершего на произносящего его имя. Той же логике поддается возможное объяснение еще одного табу – на поедание сердца шакала, считавшегося у бушменов трусливым животным.

Еще одно пищевое табу – запрет на выбрасывание еды, связанный с бедностью бушменов. Достаточно обыденным выглядит табу на эндогамные браки – однако инцестуальным считается союз не только между членами одной семьи, но и, к примеру, с женщиной, носящей имя сестры или матери жениха.

Таким образом, носители одного имени отождествляются и символически становятся одним лицом. В Африке, как и в Индии, считается неприличным и даже запретным передавать что-либо левой рукой, так как она мыслится нечистой. При передаче денег левой рукой бушмен может попросить переложить их в правую.

Негласный закон евреев

Не только религия может порождать запреты – одним из важных поводов к возникновению табу может стать война. Именно последствиями Хрустальной ночи, Второй Мировой и Холокоста объясняется негласное правило евреев, запрет на игру музыки Вагнера.

Причин к этому несколько: считается, что Вагнер был антисемитом, а также его музыку очень почитал Гитлер, видя в ней выражение истинного арийского духа. Музыка Вагнера часто играла в концентрационных лагерях. Первая попытка израильского дирижера исполнить музыку Вагнера в 1981 году породила шквал угроз и волнений, и дело кончилось судебным иском. Дальнейшие попытки игры музыки Вагнера в израильских театрах и еврейскими оркестрами приводили к негативной реакции еврейской публики и общественности.

Запрет на поцелуи

Франция известна своими свободолюбивыми законами, большинство из которых были приняты после Великой Французской Революции. Однако даже в самом демократичном обществе могут существовать запреты, и Франция – не исключение.

Странно, но в одной из самых романтичных стран мира запрещено целоваться на перронах вокзалов. История возникновения этого табу такова: в далеком 1910 году пассажиры во Франции часто опаздывали на свои поезда. Во избежание досадных опозданий, зачастую случающихся по причине слишком долгих сентиментальных прощаний, свойственных любвеобильным французам и француженкам, был издан закон, согласно которому поцелуи на вокзалах Франции строго запрещены.

Увы, табу действует до сих пор, но с течением времени буква закона стала немного мягче: целующихся уже не ожидает штраф, и их только вежливо попросят прекратить противоправное действие.
Похожий запрет существует с недавних пор и на вокзале города Уоррингтон в Англии: целующиеся пары могут создавать заторы в движении пассажиров. Для целующихся выделили особые зоны, подобным уже существующим курительным зонам, а в прочих местах повесили знаки, запрещающие поцелуи. В Дубае, Малайзии и Индонезии, как в странах с более строгими нравами, один поцелуй может стать причиной солидного штрафа или даже тюремного срока.

Запрет необычных имен

Недавно православные активисты в России возмутились тем, что некая молодая русская пара назвала своего ребенка Люцифером, и даже предложили лишить их родительских прав. Несмотря на абсурдность ситуации, имя Люцифер попало бы под запрет во многих странах мира на законодательном уровне.

К примеру, в Новой Зеландии это имя входит в список из более чем ста имен-табу, среди которых также Гитлер и имена из цифр. Подобный закон есть и в Испании: вы не найдете в этой стране людей с именем Каин или Иуда. Германские дети должны обладать таким именем, которое обязательно указывает на их пол, а в Китае имена и вовсе ограничены возможностями идентификационной техники: если имя не распознает специальный считывающий сканер, придется задуматься о его смене.

Закон по запрету сложных имен, «состоящих из названий неодушевленных предметов, вымышленных персонажей, географических названий, обозначений флоры и фауны, титулов, болезней», хотят в этом году ввести в Украине, а в Азербайджане существует негласное правило не называть детей Ататюрком, дабы сделать единственным и уникальным имя великого турецкого правителя. Несмотря на это, в стране насчитывается порядка двадцати Ататюрков.

Запреты на продукцию

Табу в современном мире часто регулируются на законодательном уровне – и вполне успешно. Например, в Китае, по соображениям безопасности запрещен импорт игровых приставок. Целью этого закона является ограждение подростков от вредного влияния видеоигр.

Также в Китае после жасминовой революции в Тунисе запрещена символика, использующая этот цветок. Жевательная резинка запрещена в Сингапуре – так как часто застревала в дверях вагонов метро и прилипала к подошвам прохожих. Запрещено не только жевать резинку, если вы не турист, но и просто покупать или продавать ее. С 2004 года в Сингапуре разрешили продавать жевачку в аптеках.

В Иране родители не могут приобрести своим детям куклы Барби – эти несоответствующие традиционному исламскому облачению игрушки недавно запретили к продаже. Несмотря на то, что скоро в магазинах появились Барби в закрытой одежде и платке, кукла утратила былую популярность.

В Азербайджане недавно было введено полуофициальное табу, запрещающее ношение кепок и футболок с надписями имен национальных меньшинств, а также весьма популярных в стране кепок с аббревиатурой FBI, обозначающей Федеральное Бюро Расследований США. По мнению некоторых азербайджанцев, эта продукция может инспирировать национальную дискриминацию. Даже демократические западные страны демонстрируют склонность к табуированию продажи некоторых продуктов: к примеру, во Франции в столовых запрещено подавать блюда с кетчупом, чтобы пропагандировать здоровый образ жизни и национальную кухню.

- (полинезийск.) - в первобытном обществе система запретов насовершение определенных действий (употребление каких-либо предметов,про... Энциклопедический словарь

Табу

- Ср. несклон. у дикарей Океании: запрет, наложенный на что-либо, завет, заповедь, говорят и у нас. Скоромное постнику табу. У нас т... Словарь Даля

Табу

- Запрет, запрещение. и еще 1 определение Словарь Ожегова

Табу

- - религиозно-магический запрет, за нарушение которого по суеверным представлениям неминуемо следует кара - болезнь или смерть, н... и еще 2 определения Исторический словарь

Табу

- (полияез.) - религ.- магич. запрет в доклас. об-ве, за нарушение к-рого, по суеверным представлениям неминуемо следует кара (б... и еще 3 определения Философский словарь

Табу

- (от полинезийск. - запрет) - англ. taboo; нем. Tabu. Запрет.. и еще 5 определений Социологический словарь

Табу

- 1) У первобытных народов - религиозный запрет на какой-либо предмет, действие или слово, налагаемый обычно жрецами или вождями;... Политический словарь

Табу

- Табу - термин, заимствованный из религиозно-обрядовых учрежденийПолинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обознач... Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ТАБУ

- Нескл., с. 1. У первобытных народов: религиозный запрет, налагаемый на какие-нибудь действия, предметы и их обозначения в языке.... Словарь иностранных слов

табу

- ТАБ"У, нескл. , ср. (полинезийское). У первобытных народов - запрет, налагаемый на какое-нибудь действие, слово, предме... Толковый словарь Ушакова

Табу

Табу́ - запрет, принятый в обществе (под страхом наказания) и накладываемый на какие-либо действия для членов этого общества. Табу часто являются основанием для принятия различных законов и конституций в государствах.

Табу́ - термин, заимствованный из религиозно-обрядовых установлений Полинезии и ныне принятый в этнографии и социологии для обозначения системы специфических запретов - системы, черты которой под различными названиями найдены у всех народов, стоящих на определённой ступени развития. В переносном смысле табу может означать вообще всякий запрет, нарушение которого обычно рассматривается как угроза обществу.

Табу - в первобытном обществе система запретов на совершение определенных действий (употребление каких-либо предметов, произнесение слов и т. п.), нарушение которых карается сверхъестественными силами. Табу регламентировали важнейшие стороны жизни человека. Обеспечивали соблюдение брачных норм. Послужили основой многих позднейших социальных и религиозных норм. Психология, создавшая табу, проявила себя не в одной лишь религиозной сфере, а во всех областях духовной и общественной жизни, в праве , морали и даже науке и в значительной мере послужила причиной застоя многих цивилизаций древности . Классической страной, в которой система табу получила своё полнейшее развитие, является Полинезия .

Табу́ (в лингвистике) - социально-культурный запрет, подкрепляемый религиозными санкциями.

Происхождение слова

Табу других народов

Табу встречается не только в Полинезии: характерные его черты найдены почти у всех народов на определённой ступени развития. Прежде всего его можно наблюдать у народов, родственных полинезийцам. В Микронезии употребляется даже сам термин «табу». На Маркизовых островах среди множества других типичных табу встречается оригинальный запрет по отношению к воде: ни одна её капля не должна быть пролита в жилище. На острове Борнео , у даяков , эта система известна была под названием Porikh . На острове Тиморе (Восточный Индийский архипелаг) так называемое Pomali запрещало, между прочим, во многих случаях есть руками, иметь общение с женой (после удачной охоты) и т. д. Некоторые наиболее странные черты полинезийского табу, как, например, запрет на прикосновение к пище, волосам и т. п., встречаются в самых отдалённых друг от друга местах, например в Индии и в Северной Америке (у одного из племён Frazer Lake). Случаи скоропостижной смерти от страха перед нарушением табу известны среди юкагиров на побережье Ледовитого океана (Иохельсон , «Материалы по изучению юкагирского языка и фольклора»). У многих первобытных племён обнаружены ещё более яркие примеры табу, чем в классической стране табу, Полинезии. Таковы, например, запрещения говорить с родными братьями и сёстрами , смотреть в лицо родственникам определённых категорий близости и т. п. - запрещения, имеющие тот же генезис, как и религиозные табу вообще, то есть тенденцию создавать «распространительные» ограничения вокруг основного запрета, имевшего своё основание (запрещение браков между родными братьями и сёстрами создало запреты разговоров между ними и т. д.). У более первобытных народов мы не встречаем только термина, близкого к табу, но зато находим другие термины, близкие нашим: «грех » и «закон », которые имеют такую же силу, как и табу.

Древний Рим

Весьма характерные черты табу имеются у народов классической древности. У римлян слово ``sacer`` означало и «священный», и «проклятый». Так называемые feriae были настоящими сезонами табу: всякая работа запрещалась, за исключением таких случаев, когда вол попадал в яму или необходимо было поддержать падающую крышу. Всякий, кто произносил некоторые слова (Salus, Semonia, Seia, Segetia, Tutilina и др.), попадал под табу (``ferias observabat``). Flamen dialis, высший жрец Юпитера, был ограждён целой сетью табу. Ему запрещалось ездить на лошади , даже прикасаться к ней, смотреть на войска, носить кольцо, которое когда-либо было сломано, иметь узлы на платье, произносить имена, касаться трупа, собаки, козла , бобов , сырого мяса, плюща , гулять по винограднику , стричь волосы не рукой свободного человека. Его ногти и волосы зарывались под плодовым деревом. Даже его жена находилась под многими табу.

Провинившегося изгоняли процедурой «остракизм ».

Древняя Греция

У греков άγος означало то же, что sacer у римлян. В Гомеровский период цари, вожди, их имущество, оружие, колесницы , войско, часовые считались ιερός - священными. Во время войны рыба была табу: её запрещалось употреблять в пищу. Даже в мирное время её дозволялось есть только в крайних случаях. В позднейший период атрибут άγος применялся к свиньям: на Крите эти животные считались священными, содержались при храмах, не приносились в жертву и не употреблялись в пищу. Другие считали их «нечистыми». Греки никак не могли решить вопроса, питают ли евреи отвращение к свиньям или считают их священными. У Гомера свинопасы считались священными. Точно так же у арийских народов корова считалась то «священным», то «нечистым» животным. Это проливает свет на происхождение понятия о чистых и нечистых животных.

Иудаизм

Соблюдение субботы было обставлено строжайшими запретами. Некоторые жертвоприношения были табу для всех, исключая священников. Первенцы плодов, животных и даже людей были табу (кодеш) и становились собственностью левитов (первенцы людей выкупались). Прикосновение к мёртвым, даже к посуде, бывшей в помещении умершего, требовало очищения. Женщины после родов и во время месячных считались нечистыми. Классификация животных как «чистых» и «нечистых» и строгая регламентация употребления тех или других животных в пищу - характернейшие черты табу. Табу у евреев является институт «назореев» (отделённых, посвящённых). Святость волос, как в Полинезии, здесь играла важнейшую роль. При разрешении от обета назорей остригал волосы у дверей храма, и священник давал ему в руки пищу (ср. запрет в Полинезии касаться пищи руками во время табу).

В Китае , Ассирии , Египте , древних американских государствах имелась такая же систему табу, как у римлян и у евреев.

Исследования табу

Джеймс Фрэзер первым свёл воедино все факты, относящиеся к табу, и ввёл этот термин в социологию . Однако, он не указал, чем собственно табу отличается от религиозных запретов вообще, и в чём заключается психический генезис этой системы. После Фрэзера много внимания табу уделил Джевонс (англ. F. Β. Jevons ), но он, как и Фрэзер, придаёт этому институту слишком широкое значение, утверждая, что табу было творцом морали. Хотя табу на определённой ступени развития часто являлось синонимом долга, закона, права и т. д., но не оно создало право и мораль: оно было только формой, в которую эти последние облекались, объективной санкцией их, и, как всякая форма, всякая санкция, до известной степени содействовало укреплению и росту моральных и правовых инстинктов и представлений. Спенсер относит табу к обрядовым учреждениям и сводит его на степень простого церемониала; но это так же односторонне, как и предыдущие мнения. Профессор Той (англ. С. Η. Toy ) думает, что «табу было формой, в которой часть нравственного закона нашла своё выражение». Во всяком случае, для прогресса табу имело обоюдоострое значение: в основе его лежал коренной порок (суеверное преклонение перед фетишем «слова»), обративший его в могучее орудие застоя и систематических злоупотреблений жрецов и светской власти.

См. также

Литература

  • Дж. Дж. Фрэзер. Разновидности табу // Фрэзер Дж. Дж. Золотая ветвь М., 1983, с. 188-250

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Табу" в других словарях:

    Табун, а … Русское словесное ударение

Этот термин означает, что на какое-либо деяние, проявление чувства или поведение наложен строжайший запрет. Он же переводится как «священный». В этом значении термин использовался полинезийскими племенами. Слово активно употребляется в социологии, психологии и обыденной жизни.

Табу - что это значит?

Данный свод норм в древности существовал практически у всех племен и народностей. Он помогал установить основные законы в социуме. Во многих культурах для описания, что значит табу, используется одновременно 2 слова:

  1. Священный.
  2. Запретный.

Табу - откуда пришло это слово?

Изначально оно употреблялось полинезийскими аборигенами. С его помощью устанавливались стандарты и жизни. Чтобы понять, что значит слово табу для жителя полинезийского племени, ученые проводили исследования. Они показали, что для типичного аборигена это строжайший запрет на совершение некоторых деяний и проявление неодобряемых в обществе чувств.

Что такое табу в обществознании?

Смысл слова будет все тем же – наказание за нарушение правил. Ученые выяснили, что полное табу накладывалось светскими властями и религиозными деятелями для собственного обогащения и подавления других членов социума. Основные вето касались вопросов жилища, средств и имущества данных людей, оспаривания их права на подчинение соплеменников.

Что такое табу в религиозных культах и для светской власти:

  1. Обогащение за счет других людей.
  2. Сохранение права на власть и имущества.

Табу у мусульман

В этой культуре применяется слово харам. Оно означает все то же вето. Поставить табу (харам) для мусульман может только религиозный служитель, основываясь на священных книгах и нормах. В исламе выделяют:

  1. Харам зульми . Нарушение несет вред другому человеку.
  2. Харам гайри-зульми . Игнорирование несет вред самому только нарушителю.

Что значит наложить табу?

Изначально смысл использования права вето был прост. Шаман или человек наделенный властью устанавливали стандарты, определяли, какие деяния разрешены. В правила закладывалось то, что могло принести пользу членам сообщества, вождю или жрецу. Часто за пределами нормы оказывалось и то, что сулило человеку, определявшему их потерю статуса или материального положения.

Современными людьми это словосочетание используется и для описания обыденных ситуаций. В просторечье табу человека - ситуация, когда кто-то принципиально не совершает определенных действий сам или требует этого от других. Правило в данном случае составляется человеком на основе своих убеждений и представлений. Понять, какой смысл приобретает вето в современном мире глазами обывателя, можно рассмотрев пример. Муж или жена требует, чтобы партнер полностью прекратил отношения с определенным человеком. В качестве наказания за нарушение часто выступает угроза развода.


Виды табу

Специалисты выделяют 4 типа этого явления. Разделение произошло исходя из функциональной составляющей и содержательной части установленного правила. Запреты табу бывают:

  1. Магическими .
  2. Религиоведческими , установлены служителем культа.
  3. Антропологическими - помогают поддерживать социальный строй.
  4. Психологическими . Например, во многих культурах инцест не допустим. То есть устанавливают нормы поведения для членов семьи, в них затрагивается и сексуальная сфера.

Первичные виды табу известные человечеству

Этнографы обнаружили эти данные исследуя полинезийские общества. Первые табу, появившиеся там, относятся:

  1. К интимным отношениям между детьми и родителями.
  2. К употреблению определенной пищи.
  3. К имуществу жрецов и светской власти.

Фрейд - тотем и табу

Данный ученый рассмотрел в своих трудах происхождение и религии. Тотем и табу согласно его исследованиям и трудам это:

  1. Создание психологических и моральных установок.
  2. Регулирование отношений при помощи страха и поклонения перед божественным.

Рассуждая о том, что такое табу по Фрейду надо упомянуть и то, что он выделял эту систему как механизм создания правил в обществе. Тотем для него это не что иное, как объект почитания. Автор считал это явление устаревшим и изжитым. Ряд психологов не соглашаются с этим утверждением, говоря, что тотемизм поменял форму выражения, но все еще существует.