Неформальное общение (внимание). Формальное межличностное общение Формальное и неформальное межличностное общение

Практическая работа № 1

Тема: «Формальное и неформальное общение. Мужской и женский стили общения»

Цель: рассмотреть отличия в формальном и неформальном общении, сформулировать представление о формах и способах доверчивого общения, раскрыть основные отличия мужского и женского стилей общения в управлении»

1 . Функции формального и неформального общения

Существуют разнообразные формы межличностного общения: контактное и опосредованное, формальное (ролевое, деловое, функциональное) и неформальное. Более правильным представляется использование терминов «формальное/неформальное общение», в отличие от обозначений «официальное» и «неофициальное», поскольку официальные отношения «руководитель- подчиненный» могут осуществляться как на формальном, так и на неформальном уровне. Официальное, или служебное, общение имеет место в сфере делового, функционально-ролевого общения, регламентированного правилами организации и служебным этикетом.

Функциональное (ролевое, деловое, формальное) общение протекает согласно нормам и правилам. Например, в деловом общении в учительской среде действуют нормы служебного этикета, которые не позволяют учителю в присутствии учеников обратиться к своему коллеге на «ты».

Неформальное межличностное общение разделяется на контактное и опосредованное. Контактное общение имеет свои специфические черты. В отличие от опосредованного общения, контактное (непосредственное) общение характеризуется активной обратной связью, обогащенное контекстом, ситуацией общения, и обслуживается широким спектром вербальных и невербальных средств, носит игровой характер и в большей мере задействует механизмы рефлексии. Контактное общение предполагает непосредственное общение индивидов и рассматривается как определенный уровень достигнутого понимания, согласия, степени психологической близости.

В целом, взаимопереход и взаимообогащение формального и неформального межличностного общения, богатство их форм обусловливают успех профессиональной деятельности, обеспечивают хороший климат в коллективе, способствуют хорошему самочувствию и сохранности нервно-психического здоровья.

Функции неформального межличностного общения (классификация Б. Ф. Ломова):

Организация совместной деятельности;

Познание людьми друг друга;

Формирование и развитие межличностных отношений.

2. Стадии доверчивого общения, его роль

Доверчивость -

Доверительное общение играет важную роль фактора, определяющего отношения между людьми практически во всех социальных ситуациях и социальных институтах: в семье, в школе, на производстве, в клинике и т. д.

Оно имеет большое значение в формировании взаимоотношений между родителями и ребенком, в супружестве, в понимании учителя и ученика, врача и больного, руководителя и подчиненного.

Высокий уровень доверия между членами группы всегда будет иметь важные последствия для ее жизнедеятельности и функционирования; в этих условиях возникают:

  • открытый обмен взглядами и мнениями по существенным вопросам;
  • более корректная постановка целей и задач;
  • большее удовлетворение от участия в работе группы и рост сплоченности;
  • более высокая мотивация деятельности.

Тактическая цель межличностного доверительного общения – установление психологического контакта, оптимальной психологической дистанции; стратегическая цель – формирование дружеских доверительных отношений. Доверительное общение может рассматриваться как процесс, который имеет свои стадии и закономерности развития.

Первая стадия – это установление первого контакта и формирование образа другого человека; цель – формирование адекватного первого впечатления. На этой стадии наиболее важна роль социальной перцепции, процессов переработки и интерпретации полученной информации; в результате ее формируется установка, в значительной степени предопределяющая характер дальнейшего взаимодействия.

Контактное межличностное общение невозможно без процесса социальной перцепции, в ходе которого формируется образ другого человека, приобретающий установочный и регулирующий характер. Эта регуляция имеет выраженные возрастные особенности.

В начальной стадии контактного межличностного общения в сознании общающихся людей формируется гармоничный образ воспринимаемого человека, в котором элементы физического облика выступают как многозначные и социально-осмысленные компоненты индивидуальности, имеющие глубокий личностный подтекст.

Информация, которую люди получают при восприятии облика другого человека, не всегда осознается ими и зависит от многих факторов. Воспринятые элементы физического облика, внешности или выразительного поведения функционируют как многозначные социальные сигналы, поясняющие, кто этот человек по национальности, возрасту, опыту, что он чувствует в данный момент, как настроен, каков уровень его культуры и эстетических вкусов, общителен ли он и т. п. Эта информация играет важнейшую роль для определения особенностей партнера, его состояний, намерений, без нее неосуществимы понимание другого человека и успешность взаимодействия.

Вторая стадия – формирование межличностных отношений; имеет следующие подстадии, различающиеся целями и средствами:

а) достижение согласия, принятия и разделения позиций (когнитивная стадия);

б) получение эмоциональной поддержки, одобрения (стадия эмоциональной поддержки);

в) стремление добиться принятия себя как личности (стадия самораскрытия, личностная стадия).

В индивидуальных контактах эти подстадии могут иметь иную последовательность, определяемую глубокой мотивацией общения. Отличает их, прежде всего, интенсивность вербального общения, поиск эффективных способов психологического влияния и активность процессов самоконтроля, саморегуляции, самокоррекции.

Третья стадия – стабилизация межличностных отношений; цель – установление оптимального психологического контакта и усилия по его сохранению или преобразованию в желательную сторону. Как и на первой стадии, снова возрастают роль и значение невербальных средств общения, механизмов понимания.

Доверительное общение здесь полифункционально: оно и самоцель, и средство, и психологический механизм формирования отношений.

Межличностное неформальное общение выполняет важные функции, которые различаются по результату, но по смыслу и по своим механизмам являются социально-психологическими. Условно можно обозначить их следующим образом: собственно социально-психологическая функция – формирование межличностных отношений, установление и сохранение психологического контакта; психологическая функция – эмоциональная поддержка, удовлетворение потребности в признании и принятии; психотерапевтическая функция – релаксация, восстановление и сохранение душевного равновесия.

Существуют специфические трудности межличностного доверительного общения на разных его стадиях. В стадии установления первого контакта это застенчивость. Неумение установить и сохранить оптимальную психологическую дистанцию характерно для последней стадии – стадии стабилизации межличностных отношений.

3. Описать виды псевдодоверия

Существует целый ряд отношений между людьми, лишь внешне напоминающих доверительные отношения. Спектр псевдодоверия достаточно широк.

Виды псевдодоверия:

а) Отчаяние. Доверие от отчаяния – это выбор меньшего из двух зол; в основе истинного доверия лежат свобода и спонтанность. Следовательно, доверие под давлением обстоятельств нельзя считать истинным доверием.

б) Конформная доверительность. Проявляется по отношению к представителям определенного социального статуса (например, к врачу); в ее основе лежит нормативное убеждение в том, что определенным людям следует доверять в конкретных социальных ситуациях. Однако следует в данном случае говорить скорее о псевдодоверии, так как нет свободного выбора объекта доверия.

в) Наивность. Истинное доверие не может быть также следствием наивности. Такого рода псевдодоверие возникает, когда субъект строит свое отношение к партнеру без учета возможных негативных последствий взаимодействия. Например, учитель может оказывать доверие ловко обманывающему его ученику. Главная черта наивности – нет предвидения возможных последствий доверительного поведения.

г) Импульсивность. Наблюдается в тех случаях, когда субъект придает излишнее значение последствиям взаимодействия с человеком, который лишь внешне достоин доверия. Подобное отношение переполнено неуместной эмоциональностью, неоправданными надеждами на то, что исполнятся все ожидания. Эксплуатация такого типа доверчивости позволяет ловким пройдохам играть на сочувствии и милосердии в своих корыстных целях.

д) Слепая вера в человека. Основана на фаталистическом убеждении, что ход событий диктуют обстоятельства и что лучше следовать за ними, чем делать сознательный выбор.

е) Азарт в отношениях. В этом случае человек упрямо надеется, что произойдет сдвиг к большему доверию, хотя объективно этого не приходится ожидать.

4. Дать понятие психологической близости, аттракции

Важнейшим в понимании доверительного общения является понятие психологической близости, которая всегда возникает в результате полного психологического контакта.

«психологическая близость – это взаимоотношения, основанные на полном доверии друг к другу, взаимопонимании; взаимоуважение, взаимопомощь»

«близость с другим человеком – это общность идей, привычек, норм, ценностей, характера, склада мышления».

«Психологическая близость – это труднообъяснимое явление. Внешне это иногда выглядит без чрезмерной аффектации, наоборот, положительные эмоции как бы затушеваны, так как нет нужды их демонстрировать (объект знает о них, вы уверены в нем и в его отношении к вам, а от окружающих, может быть, эти отношения стоит несколько поберечь). Субъективно же – это какая-то взаимная открытость друг другу, уверенность друг в друге, настроенность друг на друга, на проблемы другого, осуществляемая без дополнительных усилий. Иногда близкие люди выглядят как заговорщики, так как понимают друг друга по намекам и без слов, обмениваются взглядами, жестами, паузами (много невербальных средств коммуникации). Вербальное общение свернуто, так как нет нужды, во-первых, долго разъяснять свою мысль, во-вторых, камуфлировать ее словесами. Демонстрация близких отношений ускоряет разрыв, означает их нарушенность».

Были выделены в суждениях следующие компоненты психологической близости:

1. Понимание (взаимопонимание, понимание с полуслова).

2. Доверие (максимальная откровенность, свободное, комфортное, безбоязненное общение).

3. Эмоциональная близость (симпатии, радость от общения; сопереживание и сочувствие, обостренное ощущение состояния другого человека).

4. Принятие (терпимость к отдельным недостаткам другого, признание и принятие другого, восприятие его таким, какой он есть, отсутствие конфликтов и стремление уступить, желание помочь).

5. Единство, близость целей, идеалов, точек зрения (совпадение ценностей).

На отношения со сверстниками оказывает влияние степень близости между ребенком и матерью. Было обнаружено, что психологическая близость мальчиков с отцом ведет к развитию у них достаточного самоконтроля. Близость же с матерью оказывает разное воздействие на развитие личности мальчиков и девочек. Так, у девочек формируется доверие к людям, выносливость в ситуации фрустрации, уверенность в себе; у мальчиков – большая тревожность, эмоциональная неустойчивость, склонность к постоянному самоанализу; они менее откровенны с друзьями.

Существуют два уровня психологической близости: один – первичный по времени возникновения – не требует длительного знакомства, взаимопроверки, характеризуется высокой спонтанностью, неосознанностью; другой – рациональный, осознаваемый, управляемый посредством субъектов общения, основан на осознании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта. Первичный, или первоначальный, уровень, возникающий уже при первом контакте, обладает устойчивостью, мало поддается волевому регулированию, для него свойственны легкость, ненасыщаемость неформального общения, высокий уровень доверия и понимания, правильный прогноз поведения партнера в данной ситуации и, наконец, принятие на чувственном уровне, эмоциональная близость.

В основе чувства психологической близости лежит механизм идентификации. Референтами первичного уровня должны являться, следовательно, легкость общения, доверие, эмоциональная близость и принятие другого человека. Референтом вторичного уровня, возникающего на определенном этапе отношений, является представление о сходстве установок, взглядов, целей, понимание.

В основе формирования привязанностей лежит не только потребность субъекта иметь близкие доверительные отношения с людьми. Важно понять также, почему именно с этим, а не другим человеком нам хотелось бы сблизиться, подружиться, доверить ему свои сокровенные мысли и чувства.

Особую роль в этом процессе играют привлекательность и сила притяжения другого человека, – называется аттракцией

Термин «аттракция» означает «привлекательность, притягательность». Феномен аттракции возникает при взаимодействии людей и является определенной характеристикой отношений в паре.

Аттракция понимается как притяжение в физическом смысле, которое одновременно является тенденцией к объединению людей. Это многозначное явление, основанное на чувстве, то есть обязательно включает определенный эмоциональный фон. Аттракция является отношением, то есть принадлежит к классу психологических установок человека, и в этом качестве может различаться по интенсивности и степени личностной включенности, заинтересованности. Кроме того, аттракция содержит оценку, то есть является компонентом межличностного познания. От обширного класса установок она отличается тем, что является установкой на единичный объект, притом это всегда другой человек, а не группа или социальный объект, социальный институт и т. п.

Аттракция связана с реализацией межличностных отношений; процесс притяжения-отталкивания, симпатии-антипатии логически завершается поступками. Аттракция всегда включена в межличностный контекст, в ней присутствует нормативный характер, она опирается на специфически культурный «алфавит чувств».

Охарактеризовать виды привязанности и любовь

Привязанности –

Привязанности человека неоднозначны по своему психологическому содержанию, формируются в детстве и накладывают свой отпечаток на взаимоотношения человека с близкими людьми в течение всей жизни.

Привязанности отличаются от дружеского общения более близкой эмоциональной дистанцией; а от любви – отсутствием чувственного сексуального компонента.

Типы привязанности выделяются по величине эмоциональной дистанции и по своей силе (интенсивности потребности в объекте привязанности).

выделяют пять типов привязанностей – беспечную, тревожную и отстраненную.

Людям, у которых сформировалась склонность устанавливать привязанности беспечного типа, легче войти в контакт и нетрудно выйти из него; они не испытывают мучений, разрывая отношения привязанности по своей или чужой инициативе. Однако в устойчивых продолжительных отношениях они получают больше удовлетворения от секса в качестве любовников.

Люди с тревожно-противоречивыми привязанностями являются ревнивцами и собственниками. Стремление единолично распоряжаться своим имуществом распространяется и на партнера. Они могут неоднократно пытаться разорвать отношения, испытывая их на прочность и снова возвращаясь к объекту своей привязанности.

Люди, привязанности которых носят замкнуто-отстраненный характер, опасаются потерять свободу благодаря чрезмерной, по их мнению, привязанности. Они более склонны к случайному сексу, который может обойтись без любви; не любят, когда им говорят о своей любви или ожидают от них признаний.

Привязанность зависимого типа характеризуется тем, что все мысли человека заняты объектом привязанности. Зависимые люди обостренно переживают отсутствие партнера, чувствуют себя незащищенными. Не могут решиться на разрыв, даже если вместе – плохо. Уступают партнеру во всем, не ссорятся при разногласиях. В таких отношениях присутствуют принуждение и прямое давление, нет ласки и искренности. Люди, испытывающие истинную (зрелую) привязанность, дорожат ею, но насильно удерживать партнера не будут. Испытывают радость от присутствия партнера, чувствуют его настроение, глубоко понимают другого, уважают его свободу. Отношения характеризуются полном доверием. Партнеры привязаны друг к другу, не ищут приключений на стороне, уверены в чувствах друг друга, часто говорят о любви, испытывают нежность.

По интенсивности и эмоциональной дистанции их можно разделить на две группы: сильные и слабые привязанности.

Сильные, с короткой дистанцией, эмоционально наполненные – это зависимая и тревожно-Противоречивая привязанности; слабые, с большой эмоциональной дистанцией – беспечная и отстраненно-замкнутая. В беспечной привязанности, в отличие от отстраненной, большая эмоциональная дистанция и меньшая потребность в другом человеке мало осознаются.

Как отмечает И. С. Кон, в историческом плане дружбу можно оценивать как искусственное родство, сходное с побратимством и другими относительно ритуализированными взаимоотношениями, которые предполагают взаимные обязательства (Кон, 1980).

В. А. Лосенков, говоря о ценности дружеских отношений и взаимопомощи, скрепляющей их, подчеркивает, что дружба – это тотально-личностное отношение, основанное на взаимной симпатии и добровольном выборе; по своей психологической природе оно интимно и предполагает внутреннюю близость, доверие и откровенность (Лосенков, 1974).

Уровень понимания со стороны матери, отца, учителя и других взрослых оценивался ниже, чем со стороны сверстника, ближайшего друга. Друг оказался единственным человеком, от которого ждали более высоких оценок своих качеств, превышающих собственные оценки, то есть дружба выполняла и функцию эмоциональной поддержки, и психотерапевтическую функцию.

Любовь – это чувство, в котором присутствуют страсть, преданность, самопожертвование, более глубокая и искренняя человеческая близость. На основе античной литературы и философии можно выделить три основных составляющих любовного чувства – интимность, страсть и преданность.

Психологи выделяют такие виды любви, как бескорыстная и собственническая, оптимистическая и пессимистическая.

Бескорыстная любовь сосредоточена на благополучии любимого, не стремится привязать его к себе, дает ему свободу выбора пути в жизни и спутников. Это любовь, которая жалеет и прощает, сочувствует и поддерживает. В ней нет ни эгоцентризма, ни ревности.

Собственническая любовь – это то же чувство, сильное и всепоглощающее, но в объекте любви человек видит, прежде всего, свою собственность, которой хочет владеть единолично. Он ревнует и соперничает с другими за внимание любимого, лучше него знает, что ему нужно, ожидает и молчаливо требует возмещения за свое внимание и заботу. Он также стремится привязать к себе нерасторжимыми узами, не брезгуя даже психическим насилием в виде постоянных упреков в неблагодарности и культивированием чувства вины, которое делает человека еще более зависимым.

Пессимистическая любовь отличается тем, что человек ищет в ней подтверждения своих установок, сексуальных потребностей; доминирует страх потери. В пессимистической любви присутствует неосознанное ожидание краха, установка на то, что любовь – это поражение, лишение истинной свободы выбора. Часто такая любовь является амбивалентным чувством.

Любовь пессимистическая наполнена страданием и страхами. Именно к такой любви часто применяются термины соперничества, борьбы, поединка.

Оптимистическая любовь снимает тревогу, дает ощущение безопасности. Психологический комфорт, психологическая и сексуальная сторона отношений более совершенны в таком браке, нет элементов идеализации друг друга, есть трезвая оценка, полное принятие партнера, нет двойных стандартов. Партнеры высоко ценят секс, но не фрустрируются по поводу временного воздержания при отсутствии любимого. Любовь – очень сильное чувство, которое граничит с аффектом. Результаты исследования Д. Р. Павловой показывают, что разные установки по отношению к любви покоятся на различных основаниях в виде особых личностных свойств, отношения к миру и себе, и являются устойчивой ориентацией в мире человеческих отношений.

Существуют половые различия в проявлениях и динамике любви. Мужчины оказались более влюбчивыми, они гораздо дольше женщин выходят из состояния влюбленности, для них также важнее физическая и игровая сторона отношений.

Женщины более вовлечены в любовные отношения, о них можно сказать, что они «парят в облаках», склонны к возвышенным и романтическим чувствам, для них важнее доверительность в отношениях и возможность опекать партнера, заботиться онём.

Д. А. Ли, К. и С. Хендрик выделили три любовных стиля – «страсть», «игра» и «дружба», различные комбинации которых образуют вторичные любовные стили -«цвета». Предложенная типология любви, эмпирически проверенная на двух больших выборках около полутора тысяч человек, составляет 6 типов (Кон, 1988):

  1. Эрос – страстная любовь-увлечение;
  2. Модус – гедонистическая любовь-игра, которая допускает измены и не отличается особой глубиной чувств;
  3. Строгге – теплая и надежная, спокойная любовь-дружба;
  4. Прагма – рассудочная любовь, легко поддающаяся контролю и расчету (синтез модуса и строгге);
  5. Мания – любовь-одержимость, иррациональная, неуверенная и полная зависимости (синтез эроса и модуса);
  6. Агапэ – бескорыстная любовь-самоотдача (синтез эроса и строгге).

В длительных любовных отношениях привлекательность партнера поддерживается такими личностными факторами, как психическое здоровье, самоприятие, компетентность. Человек, который по своей или чужой вине пришел к разрыву и распаду отношений, временно теряет самоуважение, его самооценка понижается, и, как следствие этого, он становится малопривлекательным именно тогда, когда ему это более всего нужно. Опыт любви и любовных отношений является необходимым условием для высокого личностного развития и самореализации.

6. Различия мужского и женского общения в управлении

Согласно стереотипному взгляду, мужчины более чем женщины, пригодны для руководящих постов в силу присущих им стилей лидерства. Считается, что мужчины более склонны к директивному и автократическому стилям, ориентированным на задачу, в то время как женщины тяготеют к демократическому стилю, который характеризуется участием в общей работе.

При отборе на руководящую должность к женщине предъявляется более высокий стандарт, чем к мужчине; здесь действует правило «Женщина должна быть вдвое лучше мужчины». Женщины чаще назначаются на руководящие роли среднего звена (благодаря хорошим социальным навыкам), в то время как мужчинам предпочитают отдавать позиции первого уровня.

Стереотипное мышление влияет не только на зачисление и отбор женщин на определенные должности, но и на служебное продвижение и оценку результатов работы в фирме. Продвижение женщины по служебной лестнице идет медленнее; чтобы занять одинаковое с мужчиной положение, ей необходимо большее число перемещений. При одинаковом с мужчинами уровне квалификации женщины всегда оказываются ниже по служебной лестнице. Поскольку среди женщин больше экстерналов, то окружающие склонны приписывать их успехи таким факторам, как удача или усердие, но никак не способностям или умениям. У мужчин все происходит наоборот.

Руководитель организации более склонен выступать в роли покровителя и протежировать мужчинам, а не женщинам, так как в последнем случае это всегда связано с рядом сложностей (возможны подозрения в сексуальном интересе, возрастает риск подорвать собственную профессиональную репутацию и замедлить должностной рост). Даже когда женщине удается продвинуться к руководству компанией, мужчины смотрят на нее как на аутсайдера. Женщине трудно стать частью мужской компании. К тому же женщинам, в силу их социализации, не хватает уверенности в себе, независимости, высокой самооценки. В результате они склонны недооценивать собственные умения и интеллект - так же, как окружающие недооценивают их.

Как правило, женщины не считают себя способными выполнять функции руководителей высшего звена и соглашаются с представлением, согласно которому достижения и женственность несовместимы. Поэтому из чувства вины, беспокойства и неуверенности они и не пытаются достичь высоких постов.

Женский стиль руководства - более гибкий, женщины-лидеры более открыты и общительны, оцениваются как более теплые в межличностных отношениях при первом контакте с подчиненными. Они склонны делить власть с другими, вовлекать подчиненных в общую работу и поддерживать в них чувство собственной значимости.

Руководители-мужчины более официальны в отношениях с подчиненными и больше озабочены субординацией, часто увольняются с руководящих постов из-за недостаточной восприимчивости в отношениях с подчиненными. Женщин-руководителей хвалят за лучшее взаимодействие с персоналом, они более общительны, их лучше понимают благодаря ясности их позиции. Женщины, занимающие высокие посты, не чаще мужчин уходят с работы и вновь поступают на нее; это можно объяснить тем, что, по сравнению с другими женщинами, они придают большее значение своей карьере.

Разумеется, это лишь общие тенденции, за которыми стоят многообразные возрастные, социальные и индивидуальные вариации.

1. Итак, формальное и неформальное общение различается по степени включенности межличностных отношений, учета индивидуальных особенностей партнера, использования способов психологического воздействия.

2. Контактное неформальное межличностное общение имеет свои специфические черты. В отличие от опосредованного межличностного общения оно имеет активную обратную связь, обогащенную контекстом и подтекстом, ситуацией общения, и обслуживается широким спектром вербальных и невербальных средств общения, носит игровой характер и включает механизмы рефлексии.

3. Межличностное доверительное общение имеет своей тактической целью установление психологического контакта, оптимальной психологической дистанции, своей стратегической целью – формирование дружеских доверительных отношений. Оно может рассматриваться как процесс, который имеет свои стадии и закономерности оптимального психологического контакта.

4. Доверительное общение приносит психологическое облегчение, улучшает обратную связь в процессе самопознания и обеспечивает психологическое сближение, углубление взаимоотношений.

5. Истинное доверие требует взаимных и точных оценок субъектов общения, касающихся их возможностей, намерений, компетентности. Оно в корне отличается от доверчивости и псевдодоверия.

6. Доверчивость – постоянное общее ожидание человека, что можно верить слову, клятве, сказанному или написанному человеком и группой; нередко соседствует с подозрительностью, наивностью и другими формами псевдодоверия.

7. Доверительность в общении, понимание мотивов собеседника, субъективная легкость общения служат установлению психологической близости между людьми.

8. Существуют два уровня психологической близости: один – первичный по времени возникновения, неосознаваемый – не требует длительного знакомства, взаимопроверки, характеризуется высокой спонтанностью; другой – рациональный, управляемый посредством субъектов общения, основан на осознании сходства установок, ценностей, норм, жизненного опыта.

9. Разные установки по отношению к дружбе и любви основываются на различных личностных свойствах, ценностных и эмоциональных отношениях человека к миру и себе и являются устойчивой ориентацией в мире человеческих отношений и привязанностей.

2. Ключевые понятия по данной теме и их определения:

Аттракция - означает «привлекательность, притягательность».

Любовь – это чувство, в котором присутствуют страсть, преданность, самопожертвование, более глубокая и искренняя человеческая близость.

Привязанности это долговременные, устойчивые, позитивно окрашенные взаимоотношения, эмоционально наполненные и основанные на большой потребностидруг в друге.

Доверчивость - это постоянная готовность человека верить слову, обещанию другого человека или группы.

Психологическая близость – это взаимоотношения, основанные на полном доверии друг к другу, взаимопонимании; взаимоуважение, взаимопомощь»

Дружба - отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов.

Неформальное общение - это всевозможные личностные контакты, которые происходят за пределами официальных отношений. Если выражаться простым языком, то оно подразумевает разговор между людьми без ограничений и соблюдения правил. А ещё неофициальное общение чаще всего возникает спонтанно. Чтобы вступить в контакт с кем-то, человеку не нужно заранее формулировать фразы, придумывать темы и подготавливать свои мысли. В данном случае всё намного проще. Но с точки зрения психологии данная тема представляет немалый интерес. Так что в её изучение стоит углубиться.

Виды общения

Сначала хотелось бы уделить внимание общим понятиям. Рассмотреть виды и формы общения, если быть точнее. Начать стоит с самой распространённой классификации.

Существует материальное общение. С ним мы сталкиваемся регулярно, поскольку оно подразумевает обмен продуктами деятельности или предметами. Когнитивное общение тоже не является редким. В его рамках проходит обмен знаниями и информацией. Причём имеется в виду не только контакт между преподавателем и учениками, лектором и слушателями, начальником и подчинёнными. Если один приятель звонит другому, чтобы осведомиться о погоде в его городе перед приездом в гости, это также является когнитивным общением. Пусть и неформальным.

Также всем нам прекрасно знакомо кондиционное общение. Со сверстниками оно практикуется чаще всего. Ведь подразумевается обмен эмоциями и чувствами. Ярким примером является ситуация, когда человек пытается развеселить своего печального друга.

Говоря про виды и формы общения, нужно выделить ещё одну категорию. Она именуется мотивационной. Подразумевается обмен целями, желаниями, интересами, побуждениями и интересами. Проявляется как в неформальном, так и в деловом общении. Попытки уговорить друга пойти в поход - это такой же мотивационный элемент, как и премия, обещанная сотруднику, заключившему больше всего сделок.

Последний вид общения в традиционной системе называется деятельностным. Оно заключается в обмене умениями и навыками. Осуществляется в процессе совместной деятельности и зачастую в условиях формальной обстановки.

Первичный уровень близости

Теперь можно перейти к основной теме. Психологи полагают, что неформальное общение существует на основе двух уровней близости. Начальный называется первичным.

Он формируется ещё при первом контакте. Наверняка у каждого такое бывало, что спустя час общения с новым знакомым складывалось впечатление, будто бы он является давним добрым товарищем. Длительного знакомства для этого не требуется, проявляется высокая спонтанность эмоционального восприятия, неосознанное чувство радости.

Волевому регулированию ситуация не поддаётся, так как в подавляющем большинстве случаев единственное, чего хотят люди - продолжать беседу. Не удивительно, ведь первичный уровень характеризуется необычайной легкостью, высокой степенью понимания и доверия, откровенностью. Это тот самый случай, когда новоиспечённого друга спустя час после знакомства называют родственной душой.

Рациональный уровень

Он формируется после прохождения некоторого времени с момента начала общения между людьми. Рациональный уровень основан на осознании контактирующими людьми сходства норм, ценностей, жизненного опыта и установок. Считается, что такое неформальное общение является более устойчивым.

Есть даже традиционно выделяемые группы, которые часто встречаются в коллективах. Они представляют собой маленький неформальный союз внутри одного большого целостного делового состава.

Разновидность групп

Принято выделять «пары» - союз из двух человек, взаимно симпатизирующих друг другу. Нередко один из них лишь дополняет или сопутствует другому.

Также бывают и «треугольники». Как уже можно было догадаться, это три человека, испытывающих взаимную симпатию. Они придерживаются неформального общения и образуют внутри делового коллектива своё собственное ядро - маленькое, но тесное и сплочённое.

Ещё выделяют «квадраты». Чаще всего это совокупность пар. И отношения между ними не всегда отличаются одинаковой интенсивностью.

Также в коллективах встречаются «цепочки», нередко являющиеся источником сплетен, слухов и всем известного «испорченного телефона».

Последняя неформальная группа называется «звезда». Её ядром является условный лидер, который и объединяет всех остальных.

Противоречия

Есть мнение, что неформальное общение, наблюдаемое между членами рабочего коллектива, не всегда положительно влияет на трудовую деятельность.

Особые противоречия вызывают ситуации, в которых дружеские отношения связывают руководителя и подчинённого. Пересудов, домыслов, зависти и подозрения со стороны других коллег не избежать. Все поступки сотрудника будут чуть ли не под микроскопом рассматриваться. Даже заслуженная похвала или награда будет смотреться, как полученная «по блату». Некоторые люди, не отмеченные благоволением начальства, будут сильно злиться, особо агрессивные не постесняются начать строить козни.

А бывает, что и сам сотрудник, приближённый к руководству, начинает проявлять фривольность, расслабленность. Профессиональные обязанности отходят на задний план. Зачем фокусироваться на работе, когда твой приятель - босс? В итоге всё заканчивается плохо. Неформальное общение и дружба резко пресекаются. Руководителю надоедает такое поведение, и он начинает относиться к приятелю не как к товарищу, а как к бесполезному безответственному работнику. Тот, естественно, обижается и теряет желание общаться дальше. Это - яркий и нередкий пример доказательства того, что не нужно смешивать личные отношения и деловые.

На примере дружбы

Существуют различные виды межличностных отношений. Но дружба является лучшим примером проявления неформального общения. Она основана на симпатии, общности интересов и привязанности, а ещё в ней нет места деловому стилю речи.

Диалог и монолог между друзьями носит легкий, непринуждённый характер. Нередко они обсуждают что-то на своём языке, их речь изобилует «приватными» неологизмами. У них а ещё они знают друг о друге практически всё.

Что же позволяет добиться такого общения? Коммуникативные умения, которые зачастую даже не осознаются людьми. К таковым относится способность учитывать не только свою репрезентативную систему, но и собеседника. Немаловажно и умение позитивно формулировать цели общения, принимать во внимание интересы и ценности оппонента, быть гибким в процессе диалога. Ещё необходимо проявлять наблюдательность к изменениям в эмоциональном состоянии собеседника и настраиваться на его «волну», когда это нужно. И перечисленное является лишь малой частью того, что подразумевает искусство общения с людьми.

Речевой стиль

Его тоже стоит отметить вниманием. Наверняка каждый видел, как протекает общение детей. Оно непринуждённое и максимально простое. Дети говорят так, как они думают. Неформальный диалог подразумевает то же самое. Это настоящий моральный отдых для личности. Ведь человек может выражать свои мысли так, как ему хочется, а не как предписывают правила. Что называется разговорным стилем речи.

Просторечная и неологизмы, жаргонизмы, сленг, фразеологизмы, экспрессивно окрашенные или уменьшительно-ласкательные слова, усечения, субстантивация - всё это и многое другое может содержать в себе диалог и монолог, выдержанный в разговорном стиле.

Речевые «помехи»

В общем, как можно было понять исходя из вышесказанного, человеку в неформальном стиле общения предоставляется полная свобода слова. Однако не все могут ею воспользоваться. Почему? Всё элементарно. Многим людям становится настолько привычным общение в деловой форме, что даже находясь в неформальной обстановке они продолжают разговаривать в официальном стиле.

В принципе, ничего страшного в этом нет, но смотрится, порой, неуместно. Ведь деловому стилю речи свойственна компактность и сжатость изложения, использование специфической терминологии, отымённых предлогов, сложных союзов и отглагольных существительных. Но больше всего привлекает внимание отсутствие эмоциональных речевых средств и экспрессии.

Дистанция

Итак, была приведена характеристика стилей общения, теперь хотелось бы отметить вниманием важность дистанции. Все люди контактируют между собой, находясь на определённом расстоянии. Традиционно выделяют четыре зоны общения.

Первая - интимная (около 15 см). В эту зону обычно попадают лишь самые близкие люди. Потому что её можно сравнить с частной неосязаемой собственностью - это очень личное пространство. Если неприятный или чужой человек пытается туда проникнуть, то появляется ощущение дискомфорта.

Вторая зона называется личной (до 50 см). Свойственна как для делового, так и неформального общения. Примерно полметра и разделяет обычно друзей, непринуждённо разговаривающих в баре или в кафе за столиком. Так удобней видеть собеседника.

Третья и четвёртая зоны называются социальной (до 1.2 м) и публичной (свыше 1.2 м). Они характерны для формального общения.

Правила общения: чего делать не нужно

Эту тему тоже стоит отметить вниманием. С раннего детства общение со сверстниками учит нас строить диалог, сотрудничать с окружающими людьми, обмениваться мнениями. С годами примитивные умения обогащаются, совершенствуются, пополняются новыми. Однако есть люди, которым очень сложно находить язык с другими. Порой, деловые отношения представляются им более простыми, чем неформальные, бытовые. Именно их волнует то, и чего в процессе следует избегать.

Если хочется построить позитивный и продуктивный диалог, то не нужно задавать личных и вульгарных вопросов. Также следует избегать лести. Сдержанный комплимент способен сделать приятное собеседнику и настроить его на беседу, но чрезмерное восхищение, граничащее с фанатизмом, лишь насторожит.

Ещё не нужно «дёргаться». Важно держать под контролем своё тело. А ещё мало говорить о себе, перебивать, перекрикивать, лгать и придумывать что-то, лишь бы развить разговор. Также не нужно слишком долго думать над ответом и смотреть мимо собеседника - надо учиться бороться со стеснением.

Принципы хорошего диалога

Продолжая тему, касающуюся того, как правильно общаться, стоит отметить вниманием правила, являющиеся основой неформальных отношений.

Самое важное из них - не нужно бояться проявлять интерес к собеседнику. Нет идей, как начать беседу? Можно просто попросить человека быть интересным. Пусть он что-то о себе расскажет. Вопрос может касаться чего угодно. Любимых фильмов, музыкального жанра, мест для отдыха в городе. Не подводя разговора к теме, можно спросить, бывал ли человек где-нибудь заграницей. Да? Тогда не будет лишним уточнить, где именно и что там интересного. Нет? Значит, можно уточнить, есть ли желание куда-то поехать и что-то посмотреть. Эту тему очень легко развить.

Ещё можно пообсуждать что-то злободневное. Ежедневно в мире происходит бесчисленное множество событий. Никто не запрещает выделить наиболее значимое из них и спросить у собеседника, что он о нём думает. Потом в большинстве случаев по ходу беседы «всплывает» ещё несколько тем, пригодных для обсуждения.

Переписка

Это отличный способ совершенствовать своё искусство общения с людьми. Сегодня социальные сети предоставляют безграничные возможности для этого. К тому же письменная форма неформального общения намного проще устной.

Во-первых, у человека есть шанс сформулировать свою мысль. Он может набрать её в окошке, перечитать, исправить. Или удалить и написать заново, по-другому. Иначе говоря, человек в социальных сетях способен научиться правильно строить диалог.

Помимо формирования культуры общения, осуществляется ещё и эмоциональное «раскрытие» личности. Человек, ранее не умевший общаться, страдавший робостью, нерешительностью и комплексами, обретает умения, являющиеся необходимыми для существования в обществе. Самое главное - научиться их потом переносить на реальность.

Напоследок

Резюмируя, хотелось бы сказать, что являются лучшим примером социального взаимодействия людей. В ходе их проявляется индивидуальная неповторимость каждого человека, своеобразные манеры, специфика речи и общения. Именно неофициальная, бытовая, простая обстановка позволяет узнать того или иного индивида, как личность с большой буквы. Потому что в любых других формах и видах общения существуют свои правила и границы. И только в неформальной сфере этого нет.

Самое дорогое и самое сложное в наше время – это общение. Как так получилось, что исконно человеческое стремление и умение общаться в современном мире оказалось в дефиците?

С одной стороны причина, естественно, в техническом прогрессе. Вспомните ситуацию, когда вдруг вечером, зимой, гаснет свет – по какой-то причине отключили электричество… Это значит, наступила тишина и темнота – выключен телевизор, компьютер, магнитофон, и т.д.

Вероятнее всего, два варианта развития событий:

  1. зажигаем свечи и начинаем общаться
  2. или ложимся спать.

Но первая реакция, мне кажется, у всех примерно одинаковая — растерянность: «Что делать-то, чем заняться?» А ведь наши предки так и жили, без телевизора, без компьютера, но зато друг с другом. Без всех этих современных «роскошеств прогресса» сохранялась роскошь человеческого общения.

У родителей не хватает времени даже на общение друг с другом

Другая причина – это ускоренный темп современной жизни. Мать Тереза из Калькутты говорила об этом так: «Кажется, все люди сегодня пребывают в ужасающей суете и тревоге … У наших детей остается очень мало времени на общение с родителями. У родителей не хватает времени даже на общение друг с другом, а ведь от того, какая у нас обстановка дома, зависит мир и спокойствие во всем нашем мире».

Мы сетуем по поводу своей занятости и нехватки времени, но ведь в общении важно не количество, а качество проведенного вместе времени.

Важно не количество, а качество

Мы, взрослые, часто бываем настолько заняты собственными проблемами, что совсем не замечаем, как общаемся с детьми. Порой мы совсем не слушаем, или слушаем выборочно, то есть только то, что хотим услышать.

Очень важно выслушать ребенка внимательно. Это означает, что вслушиваться нужно не только в слова, но также следить за выражением его лица, положением тела, за его чувствами.

По среднестатистическим данным, ребенок получает в день только 12,5 минуты на общение с родителями. Из этого времени 8,5 минут родители отводят на разного рода наставления, замечания и споры со своими детьми. На доверительное дружеское неформальное общение остается всего лишь 4 минуты в день!

Ужасающие статистические данные, не так ли?

Эти факты я привожу для того, что бы обратить ваше внимание на необходимость специально развивать свое умение общаться, и осознанно выделять время для общения в семье. То, что раньше получалось само собой, в настоящее время требует особого внимания и практики.

Общение с родителями поможет ребенку почувствовать свою значимость, ощутить нашу любовь и заботу о нем. А если дети в полной мере почувствуют такое отношение к себе, их потребность «вести себя плохо» отпадет сама собой.

Неформальное общение – это «разговор по душам»

Достаточно в течение нескольких минут несколько раз в день оказывать им неформальное внимание, и дети просто поразят нас своим прекрасным поведением и успехами. Стоит поговорить с ними по душам и проникнуться их чувствами, и они часами будут увлеченно играть или заниматься каким-нибудь полезным делом.

Неформальное общение – это «разговор по душам». Это целенаправленное внимание особой внутренней энергии, истоки которой берут начало в непосредственном личном участии родителя в жизни ребенка.

Почему ребенок отдаляется от своих родителей?

Ваш ребенок постоянно открывает в себе исключительные, уникальные свойства души. Если эти душевные свойства игнорируются взрослыми, то они постепенно перерастают в отчужденность, отдаляют ребенка от своих родителей. В таких случаях вы становитесь сторонним наблюдателем, избегая личной сопричастности.

Многие родители (учителя) общаясь с детьми, не дают им почувствовать духовную близость с ними. Они как будто рядом с ребенком, а чувствами где-то там далеко. Быть вместе без ощущения духовной близости – это значит вообще не быть вместе.

Правила неформального общения

Давайте еще раз вспомним эти несложные, но очень важные правила неформального общения с ребенком.

  • Найдите для него время;
  • Создайте теплую, принимающую атмосферу;
  • Относитесь к ребенку, как к лучшему другу;
  • Слушайте внимательно, комментируйте ситуацию, если только ребенок просит вас об этом;
  • Смотрите в глаза ребенку, пусть ваши глаза будут на одном уровне (если ребенок маленький наклонитесь к нему, возьмите на руки или просто сядьте рядом);
  • Используйте телесный контакт, обнимите его, держите за руки;
  • На все 100% будьте эмоционально вместе с ребенком.

Если вы сейчас в плохом настроении, состоянии или нет времени говорить — честно скажите ребенку об этом. И договоритесь, когда вы сможете пообщаться позже.

Если в вашей семье еще нет этой традиции неформального общения, начните создавать ее. Психолог Рудольф Дрейкурс пишет, « Ужасная трагедия взаимоотношений подростков и родителей заключается в отсутствии общения. Все же, пока ваш ребенок еще подросток, вы можете проложить дорожку друг к другу. Многое зависит от вашей способности уважать ребенка, даже если вы не согласны с ним».

Одна мама, узнав о методе

Одна мама, узнав о методе неформального общения, решила использовать его для восстановления отношений со своими сыновьями-подростками. Она стала заходить к ним в комнату перед сном целовать каждого, и желать спокойной ночи.

Дети игнорировали ее. И вот, после месяца неудачных попыток, она решила, что все бесполезно, расплакалась и не пошла к ребятам в комнату. В этот момент сыновья вышли к ней, и сказали: «Мама, ну ты где? Ведь мы тебя ждем!» Не сдавайтесь! Дети очень ждут улучшения отношений и доверительного общения с вами.

Когда ребенок познал «вкус» «разговора по душам» в семье, он чувствует себя любимым

Неформальное общение, это основа создания искренних, добрых отношений в семье, это профилактика семейных конфликтов, обид и еще многих проблем.

Когда ребенок познал «вкус» «разговора по душам» в семье, он чувствует себя любимым, нужным, желание что-то скрывать, замыкаться в себе или искать понимания на стороне отпадает. Важно так же помнить о высокой ценности неформального общения между всеми членами семьи.

Общайтесь на здоровье, общайтесь с любовью, дарите друг другу тепло ваших сердец!

Существуют разнообразные формы межличностного общения: контактное и опосредованное, формальное (ролевое, деловое, функциональное) и неформальное. Более правильным представляется использование терминов ʼʼформальное/неформальное общениеʼʼ, в отличие от обозначений ʼʼофициальноеʼʼ и ʼʼнеофициальноеʼʼ, поскольку официальные отношения ʼʼруководитель–подчинœенныйʼʼ могут осуществляться как на формальном, так и на неформальном уровне. Официальное, или служебное, общение имеет место в сфере делового, функционально-ролевого общения, регламентированного правилами организации и служебным этикетом.

Различия между формальным и неформальным общением выражаются степенью включенности межличностных отношений, степенью учета личностных особенностей партнера, мерой использования арсенала способов психологического (а не служебного, нормативного, институционального) воздействия.

Функциональное (ролевое, деловое, формальное) общение протекает согласно нормам и правилам. К примеру, в деловом общении в учительской среде действуют нормы служебного этикета͵ которые не позволяют учителю в присутствии учеников обратиться к своему коллеге на ʼʼтыʼʼ.

Неформальное межличностное общение разделяется на контактное и опосредованное. Контактное общение имеет свои специфические черты. В отличие от опосредованного общения, контактное (непосредственное) общение характеризуется активной обратной связью, обогащенное контекстом, ситуацией общения, и обслуживается широким спектром вербальных и невербальных средств, носит игровой характер и в большей мере задействует механизмы рефлексии. Контактное общение предполагает непосредственное общение индивидов и воспринимается как определœенный уровень достигнутого понимания, согласия, степени психологической близости.

Важнейшую роль для контактного общения играет такая структурно-функциональная сторона общения, как процессы социальной перцепции. При неполном и неадекватном восприятии установление психологического контакта невозможно.

Контактное общение пронизывает всœе виды общения, служит базой, условием и необходимым компонентом делового, профессионального, дружеского общения.

Для оценки успешности неформального общения следует использовать особые критерии. В функциональном ролевом межличностном общении, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ протекает согласно культурно обусловленным правилам и является нормативным по самой своей природе, важно выполнение требований роли и ожиданий ролевого партнера. Его успешность обусловлена иными факторами, чем успешность неформального межличностного общения, и может снижаться или увеличиваться, в случае если человек выходит за рамки роли, включает во взаимодействие с другими элементы неформального общения.

К примеру, опытный врач при выходе за рамки профессионально-ролевой беседы с пациентом может получить важные сведения для точного диагностирования. Доверительная беседа выявляет наличие психотравмы как своеобразного ʼʼпровокатораʼʼ соматических нарушений типа язвы. Вопрос соотношения формального и неформального общения в разных видах профессиональной и производственной деятельности давно поставлен Э. Мэйо и решается в плане повышения успешности деятельности через подключение, организацию неформального общения.

В целом, взаимопереход и взаимообогащение формального и неформального межличностного общения, богатство их форм обусловливают успех профессиональной деятельности, обеспечивают хороший климат в коллективе, способствуют хорошему самочувствию и сохранности нервно-психического здоровья.

Формальное и неформальное межличностное общение - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Формальное и неформальное межличностное общение" 2017, 2018.

Вариант №6

ПСИХОЛОГИЯ

1.Теория личности А.Н.Леонтьева.

В своих сравнительно небольших текстах А.Н.Леонтьев, конечно, не мог разработать теорию личности во всех деталях и подробностях. Однако он успел построить довольно стройный и логически связный каркас теории личности, который послужил основой для работ целого ряда его учеников.

Согласно представлениям А.Н.Леонтьева, личность есть особая реальность, заслуживающая особого предмета, «личность не есть простое биологическое единство, это есть высшее единство, историческое (общественное) по своей природе. Это единство - личность - не дано изначально. Человек не родится в качестве личности. Личность человека возникает в ходе развития его жизни» (1994, с.195).

Леонтьев определяет личность как связь, иерархию деятельностей, а не психических процессов. «Индивид превращается в личность … в ходе своей биографии. В этом смысле личность и есть «сгусток» биографии» (Леонтьев, 1994, с. 196). Другими словами, личность – не биологическое и не социальное, не условия и не факторы, а биография, опыт жизни! Личность есть результат «кристаллизации» биографии. Это первый тезис А.Н.Леонтьева.

Второй тезис : личность развивается, т.е. существуют качественно особые стадии развития личности, которые не имеют отношения к развитию психических процессов.

Третий тезис – личность имеет строение. С самого начала вводится разведение индивида и личности. Если индивид представляет собой некое биологическое единство, связь естественных органов и их функций, то личность - небиологическое единство. Она постепенно возникает, формируется в ходе жизни, поэтому есть строение индивида, и есть независимое от него строение личности.

Фактически, то же общее представление, воспроизводится три с лишним десятилетия спустя в книге «Деятельность. Сознание. Личность». Анализ личности Леонтьев начинает с констатации важного тезиса о том, что личность есть не все в человеке. Есть и то, что к личности отношения не имеет, есть то, что имеет, но заранее это не известно. «Одни и те же особенности человека могут стоять в разном отношении к его личности» (Леонтьев, 1975, с.165). Наша задача, пишет А.Н.Леонтьев, «требует понять личность как психологическое новообразование, которое формируется в жизненных отношениях индивида» (там же, с.172). Все остальное - природное и социальное - есть предпосылки развития личности, из которых саморазвитие невыводимо.

Личность впервые возникает, когда человек вступает в историю, и он становится личностью лишь как субъект общественных отношений. «Личность человека ни в каком смысле не является предсуществующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (там же, с.173).

Положение А.Н.Леонтьева о личности как «внутреннем моменте» деятельности вызвало много критики, в которой его упрекали за то, что он якобы сводит личность к деятельности, лишая ее своей специфики. Однако Леонтьев нигде не говорил, что личность есть только момент деятельности. Смысл этого тезиса в том, что деятельность имеет структуру «субъект-объект», она не может осуществляться без субъекта, который является личностью. Деятельность конституируются мотивами, а мотивы связаны с личностью, но не с индивидом.

Деятельность - форма активного взаимодействия, в ходе которого животное или человек целесообразно воздействует на объекты окружающего мира и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Уже на относительно ранних стадиях филогенеза возникает психическая реальность, представленная в ориентировочно–исследовательской деятельности, призванная обслуживать такое взаимодействие. В ее задачу входит обследование окружающего мира и формирование образа ситуации для осуществления регуляции двигательного поведения животного в соответствии с условиями стоящей перед ним задачи. Если для животных характерно то, что они способны ориентироваться только на внешние, непосредственно воспринимаемые аспекты окружающего, то для человеческой деятельности, в силу развития коллективного труда, характерно, что она может основываться на символических формах представления предметных взаимоотношений.

Среди компонентов деятельности выделяют :

1. мотивы, побуждающие субъект к деятельности;

2. цели как прогнозируемые результаты этой деятельности, достигаемые посредством действий;

3. операции, с помощью деятельность реализуется в зависимости от условий этой реализации;

4. психофизиологические функции.

Характеристики деятельности :

1. Предметность – воспроизведение в деятельности тех качеств, которые заложены в предмете;

2. Субъективность – субъект обладает активностью (опыт, потребности, смысл);

3. Целесообразность;

4. Опосредованный характер (орудия, социум);

5. Социальная природа – усвоение общественно-исторического опыта.

Становление личности субъектом деятельности происходит не только в процессе овладения ею общественно-историческими формами деятельности, не только в ее осуществлении на общественно необходимом нормативном уровне, но и в организации деятельности и своей активности. Организация личностью своей активности сводится к ее мобилизации, согласованию с требованиями деятельности, сопряжению с активностью других людей. Эти моменты составляют важнейшую характеристику личности как субъекта деятельности. Они выявляют личностный способ регуляции деятельности, психологические качества, необходимые для ее осуществления.

Личность как субъект деятельности может приспосабливать свои индивидуальные особенности, способности к конкретным задачам деятельности. Способность непротиворечиво соединять все уровни регуляции деятельности есть способность саморегуляции. В зависимости от способа связи психических и личностных (мотивы, способности и т.д.) уровней деятельности она приобретает оптимальный или неоптимальный характер. В последнем случае возникают вторичные психические и личностные образования - усталость, скука, чрезмерная перенапряженность, негативные эмоциональные состояния, стресс и т.д. Тогда в саморегуляцию включаются специальные задачи по преодолению этих негативных состояний (например, чем снять утомление, раздражение, перенапряжение и т.д.).

Каждая личность, став субъектом, определенным образом приспосабливает и реорганизует свои особенности в связи с характером деятельности. Субъект типичным и удобным для себя образом актуализирует, преобразует, направляет систему тех качеств, которыми он обладает как личность.

2.Общение - это социально-психологическое явление, которое вмещает в себя все богатство многообразных духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Слово «общение» происходит от латинского communis, означающего «общество, община, общий». Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, включающий в себя: восприятие и понимание людьми друг друга, обмен информацией, взаимодействие. В едином процессе общения социальные психологи (Б. Д. Парыгин, Г.М.Андреева) выделяют три стороны или функции: коммуникативную (передача, получение и обмен информацией); интерактивную (взаимодействие); перцептивную (восприятие и понимание или взаимопонимание). Отсюда, общение можно представить в виде своеобразной пирамиды, состоящей из нескольких граней. Каждая грань имеет самостоятельное значение и в разное время и в разных ситуациях может превалировать. Однако полноценным общение становится лишь тогда, когда проявляются все грани одновременно: обмен информацией, взаимодействие с другими людьми, понимание и познание их, а также переживание, возникающее в ходе общения. Общение пронизывает всю человеческую жизнь и является такой же важной потребностью, как потребность в еде, одежде, воде и т.п. Общение - сложный многогранный процесс, изучаемый разными науками. Социология рассматривает общение как человеческие контакты, приводящие к социальным результатам и последствиям. Специалисты в сфере интерактивных технологий рассматривают общение как предметное содержание обучения, развитие умений и навыков с помощью игр, тренингов, упражнений. Каждая из этих наук имеет свой подход к проблеме общения, уделяет большее внимание тем или иным ее аспектам.

Виды и уровни общения, формальное и неформальное общение

Общение различается по формам и видам. Психологи выделяют общение прямое и косвенное, опосредованное и непосредственное, вербальное (речевое) и невербальное (язык тела). Различают также общение межличностное и массовое.

Межличностное общение связано с непосредственными контактами людей в различных группах. В межличностном общении различают двустороннюю направленность: с одной стороны, инструментальную направленность - на дело, на выполнение социально-значимой задачи и на результат (такое общение часто называют формальным, или деловым); с другой стороны, личностную направленность - на удовлетворение потребностей самих участников общения (оно чаще осуществляется в рамках неформальных контактов).

Диалогическое общение (от гр. dialogos - разговор между двумя или несколькими лицами) является альтернативой императивному и манипулятивному типам межличностного общения. Оно основано на равноправии партнеров - участников общения и позволяет перейти от фиксированной установки на себе к установке на партнера и учету его интересов и возможностей (я говорю - ты слушаешь, и наоборот). Деловые отношения также делятся на две группы: позитивные и негативные (конструктивные и деструктивные). К первым относятся партнерство и сотрудничество, а ко вторым - конкуренция и соперничество, а также конфликтные взаимоотношения. Деловые отношения более постоянные, они обязательны для контактов, имеют предметно-целевой и функционально-ролевой характер. Деловые отношения имеют ограничения конвенционального, ситуативного, эмоционального и насильственного характера. Эти отношения часто называют формальными или официальными, так как они носят, кроме отмеченного выше, также ибезличный характер и не зависят от индивидуальных и психологических состояний вступающих в них людей, могут осуществляться с помощью ролей и масок.

Массовое общение - это все множество связей и контактов незнакомых людей в обществе, в том числе и общение через средства массовой информации. Кроме перечисленного выделяется также межперсональное общение - обычное общение людей, зависящее от индивидуальных особенностей каждого, и ролевое общение, когда участники демонстрируют цели и характеристики носителей определенных ролей, например: руководитель - подчиненный, педагог - студент и т. п.

Стили общения

Все люди различаются по стилю общения - устойчивым характеристикам общения в различных ситуациях. Стиль общения существенно определяет поведение человека при его взаимодействии с другими людьми. Конкретный выбор того или иного стиля общения определяется целым рядом факторов, среди которых важными являются следующие: цель общения, ситуация, в которой оно осуществляется, статус и личностные особенности собеседника, его мировоззрение и положение в обществе, характеристика самой формы взаимодействия. Характер содержания взаимодействия, как уже было отмечено, зависит прежде всего от речевых средств общения, которые образуют в коммуникации существенную логико- смысловую линию. Ведущей характеристикой современного стиля общения является краткость и простота построения фразы, речевой конструкции, использование бытовой или профессиональной разговорной лексики, своеобразных речевых клише, шаблонов и штампов. В профессиональном речевом общении используются, как правило, следующие стили коммуникативного взаимодействия: официально-деловой, научный, публицистический, бытовой (разговорный).

Официально-деловой стиль речи . Официально-деловой стиль речи обусловлен практическими требованиями жизни и профессиональной деятельности. Он обслуживает сферу правовых, управленческих, социальных отношений и реализуется как в письменной форме (деловая переписка, нормативные акты, делопроизводство и пр.), так и в устной (отчетный доклад на собрании, выступление на деловом совещании, служебный диалог, беседа, переговоры). В официально-деловом стиле различают три подстиля: - законодательный; - дипломатический; - административно-канцелярский. Каждый из перечисленных подстилей имеет свою специфику, коммуникативные формы, речевые клише. Так, меморандум, нота, коммюнике используются в дипломатической коммуникации; расписка, справка, докладная записка, доверенность, приказ, распоряжение, заявление, характеристика, выписка из протокола - в административно-канцелярском стиле; закон, статья, параграф, нормативный акт, предписание, повестка, указ, кодекс и пр. - в законодательном стиле.Деловой стиль требует предельной точности речи, которая достигается прежде всего использованием терминов, как широко распространенных, так и узкоспециальных. Термины чаще всего обозначают: - наименование документов: постановление, уведомление, зарос, договор, контракт, акт и др.; - наименование лиц по профессии, состоянию, выполняемой функции, социальному положению: педагог, судья, менеджер по продажам, брокер, президент компании, следователь, психолог, коммерческий директор, маркетолог, бухгалтер и пр.; - процессуальные моменты, например: осуществить экспертизу, провести допрос, выемку, аттестацию, сделать оценку или выполнить какие-то профессиональные действия (информировать, подготовить отчет, написать справку и т.п.). Деловой стиль является самым распространенным в повседневной практике формального общения. Чем больше работники следуют этому стилю, тем больше в организации порядка, взаимопонимания и организационной культуры.

Научный стиль речи. Язык науки используется в деловой коммуникации людей, занимающихся научной, исследовательской и педагогической деятельностью, вырабатывающих объективные знания о предметах и явлениях, идеях и законах действительности, вскрывающие их закономерности. Научный стиль характерен для научных трактатов, статей, тезисов, докладов, диссертационных исследований, научных трудов, а также для выступлений на конференциях и симпозиумах, на семинарах и лекциях. Основной формой мышления в науке является понятие, поэтому содержание научного взаимодействия участников такого общения требует максимально точного, логичного, однозначного выражения мыслей. К основным характеристикам научного стиля речи можно отнести следующие: отвлеченная обобщенность; логичность изложения информации в виде суждений и умозаключений, веских аргументаций; абстрактная лексика; вместо местоимения «Я» чаще используется местоимение «Мы»;безличные предложения; сложноподчиненные предложения. При научном стиле отдельные композиционные части текста обычно выстроены в логической последовательности. Научный стиль речи более эффективен в профессиональной среде ученых и педагогов, при участии в научно-исследовательских или научно-практических конференциях и симпозиумах. В то же время использование научного стиля, например, при ведении урока или чтении учебной лекции, как показывает практика, не дает необходимого положительного результата, более того, плохо воспринимается слушателями. Заметим также, что научный стиль допускает возможность чтения письменных материалов (озвучивания): однако восприятие такого текста на слух затруднено. Для повышения эффективности восприятия научного сообщения в последние годы распространенными стали стендовые доклады и иллюстрирование выступления с помощью мультимедиа.

Публицистический стиль речи . Любое выступление на публике можно отнести к публицистическому: устное - речь, доклад, лекция, выступление на собрании или на митинге, интервью на телевидении или радио; или письменное - статья (заметка) в газете, рецензия на профессиональную книгу. Публицистический стиль (от лат. publicus - общественный), как правило, обслуживает сферу общественных отношений: политических, идеологических, эко- номических, культурных. Этот стиль речи широко используется в средствах массовой информации, в пропагандистских и агитационных акциях, на выборах. Основными характеристиками публицистического стиля являются следующие: информативность сообщения, его документально-фактологическая точность, собирательность, официальность используемых материалов; реальные жизненные явления.

Разговорно-бытовой стиль . В отличие от деловых стилей, разговорная речь обслуживает сферу неформальных отношений, которые бывают не только в быту, в семье, дружественном кругу, но и профессиональной среде. Разговорная речь, как известно, выполняет функцию межличностного общения, поэтому наиболее часто проявляется в устной форме, в диалоге, в котором говорящие участвуют часто спонтанно. Предварительное обдумывание в таком общении не предусмотрено. Поскольку разговорная речь способствует самовыражению, проявлению индивидуальных особенностей личности, постольку она эмоционально окрашена. Большую роль здесь играют невербальные средства коммуникации и экспрессивные сигналы тела. Кроме того, в неформальном общении широко используется обиходно-бытовая лексика: просторечия, слова субъективной оценки, экспрессивно-эмоционально окрашенные высказывания, а Также сокращения (Питер, читалка, общага), сленг («э-блин», «я тащусь»), разговорно-бытовая фразеология («гол как сокол», («бежит как угорелый», «как снег на голову», «упрям как осел», «где тебя черти носили» и т.п.), глагольные междометия (шмяк, ;Скок, шмыг), разнообразные частицы (этот-то, дай-ка, ну, вот, ведь и т.п.).

Педагогика

Наряду с определением понятие «методы обучения» характеризуют как, с одной стороны, методы преподавания (связаны с деятельностью учителя), а с другой стороны – методы учения (связаны с деятельностью обучающегося). Методы преподавания – это система приемов и правил педагогической деятельности, применение которых педагогом позволяет повысить эффективность управления деятельностью обучающихся. Методы учения – система приемов и соответствующих им правил учения, применение которых повышает эффективность самоуправления личности обучающегося в процессе решения учебных задач. При этом методам учителя соответствуют методы ученика, то есть методы имеют двухсторонний (бинарный) характер Методические приемы – это отдельные элементы, из которых складываются методы. Приемы определяют своеобразие методов работы педагога и обучающихся, придают индивидуальный характер их деятельности. В педагогической науке методы обучения классифицируются по различным основаниям: по источнику знаний, по характеру познавательной деятельности, по дидактической цели и т.д.

Те или иные методы обучения выбирают с учетом конкретных обстоятельств и условий учебно-воспитательного процесса. Выбор методов обучения зависит, прежде всего, от целей образования, являющихся основным критерием выбора. Далее в ряду факторов, влияющих на выбор метода, значатся: особенности изучаемого предмета; количество времени, отводимого на изучение материала; уровень подготовленности учащихся; их возрастные особенности; материально-техническая оснащенность кабинета; уровень теоретической и практической подготовленности преподавателя и пр.

При проектировании системы методов преподаватель принимает решение о выборе в той или иной последовательности словесных, наглядных и практических, репродуктивных и поисковых методов управления самостоятельной работой, методов контроля и самоконтроля учащихся.