Подборка рифм и двустиший для игры "придумай рифму" (расширение словарного запаса). Подборка рифм и двустиший для игры "придумай рифму" (расширение словарного запаса) Как объяснить ребёнку понятие рифмы

Сегодня я хочу вам рассказать об очень простых и веселых, но в то же время полезных играх, в которые мы любим играть с сыном. Это игры в рифмы. Как и многие речевые игры, их можно включать в повседневное общение, так что они идеально подходят для занятых мам.
Игра в рифмы полезна для развития творческого воображения, причем не только ребенка, но и мамы. К тому же дети 3-5 лет очень любят сочинять стихи, это их естественная потребность.

Учите детей находить слова, которые рифмуются между собой. Попробуйте вместе сочинять 2-3 рифмованные строчки об объектах окружающего мира, нарисованных на картине или описанных в книге.
В повседневной жизни, будто случайно, используйте рифмованную речь, можно даже рифмовать обычное слово с придуманным. Дети любят нелепые и смешные слова. Например, ладошка — тримпампошка, сушка – бумбушка:) Мой сын около 2,5 стал активно придумывать вот такие смешные рифмы к словам, думаю, что это первый шаг к созданию настоящих рифмованных текстов.
Обязательно читайте стихи разных стилей и авторов. Когда стихотворение ребенку знакомо, попробуйте делать паузу перед последним словом в рифмованной фразе, скорее всего ребенок быстро начнет заканчивать фразу.
Вот небольшой обзор поэтов, на которых стоит обратить внимание мамам детей от года:
Самуил Маршак
Корней Чуковский
Агния Барто
Сергей Михалков
Михаил Яснов
Эмма Мошковская
Даниил Хармс
Борис Заходер
Ирина Токмакова
Валентин Берестов
Андрей Усачев
Юнна Мориц
Ирина Пивоварова
Вадим Левин
Виктор Лунин

Еще больше приемов и игр на развитие воображения вы найдете в книге .

Попробуйте поиграть с вашим малышом в рифмы и расскажите в комментариях, что у вас получилось.

Стихотворения - это первые литературные произведения, с которыми знакомятся дети. Начиная с рождения младенцам всегда пели колыбельные, рассказывали потешки, прибаутки. Наши предки не знали механизма влияния стихотворных форм на психическое развитие. Это было интуитивно. Матери убаюкивали новорождённых колыбельными и развлекали прибаутками. Учёными XX века было доказано влияние ранних коммуникаций с ребёнком на его речевое развитие.

Дети, которым с рождения читали книжки, начинали разговаривать раньше, чем те, которые были предоставлены сами себе.

Он слышит мамину речь, привыкает к ней, со временем узнаёт отдельные слова, чувствует ритм речи. Эмоционально окрашенная речь привлекает внимание.

Всё это имеет огромное значение для формирования его собственной речи спустя небольшое время. Рифмованные потешки и прибаутки воспринимаются лучше всего. Дети любят ритм и выразительное чтение. Слова, схожие по произношению, запоминаются легче благодаря ассоциативным связям. Родителей удивляет, когда в раннем возрасте дети с ходу запоминают стихи. Это очень хорошая тренировка головного мозга, нужно всячески поддерживать малышей к повторению, а позже - к подбору рифм. Это увлекательно, а главное - полезно.

Рифмы развивают фонематический слух, слуховое восприятие и языковое чутьё.

Рифмы для детей до 3 лет

Их малыш начинает выделять из речи довольно рано. Чтение нужно сопровождать мимикой. Рифмы должны быть простыми: бычок - бочок, котик - ротик, мяч - вскачь .

Очень полезны для формирования чувства ритма такие рифмы, которые можно подбирать самим практически на любое действие:

- ша-ша-ша-ша-ша, была каша хороша ;

- жу-жу-жу-жу-жу, я с ребятами дружу ;

- гу-гу-гу-гу-гу, быстро-быстро убегу и т. д.

Смысл здесь второстепенен, главное - ритмическая речь и повторяющиеся слоги. С детьми постарше на основе таких «бубнилок» можно придумывать игры на первое стихосложение.

Рифма для детей дошкольного возраста способствует более быстрому запоминанию.

Можно использовать короткие стихотворения в воспитательных и образовательных целях. Например, выучить цвета светофора и их значения, названия животных, фрукты, овощи и т. д. С помощью стихотворных текстов можно запомнить практически любой материал.

Как объяснить ребёнку понятие рифмы

Рифма - это сочетание мелодики слов, имеющих совпадение ударных гласных. В детских стихах обычно используют распространённые точные рифмы: солнце - оконце, котик - ротик, мост - рост и т. д. Более сложные, оригинальные рифмы встречаются в поэзии для старшего возраста.

Виды рифм

  • Мужская. Ударение падает на последний слог (домой - молодой) .
  • Женская. Ударение находится на предпоследнем слоге (злато - богато) .
  • Дактилическая. Ударение падает на третий слог от конца слова (ухабина - впадина) .
  • Гипердактилическая. Ударение падает на четвёртый или последующий слог (протягиваются - притрагиваются) .

Чтобы объяснить ребёнку, что же такое рифма, можно привести знакомый многим пример из сказки «Незнайка в Солнечном городе».

Напомним, главный герой решил заняться сочинением стихов и подбирал рифмы к словам. Поэт объяснил Незнайке, что слова должны оканчиваться одинаково. У Незнайки в результате рифмовались «палка» и «селёдка».

Таким образом, недостаточно, чтобы слова имели одинаковое окончание.

Определение для детей! Рифма - это слова, похожие по звучанию: Маша - каша, гайка - чайка, бетон - жетон и другие.

Слова не обязательно должны оканчиваться одинаково - главное, чтобы они сочетались между собой (гололедица - не едется) .

Последовательность обучения дошкольников составлению рифмованных текстов

Дошкольники от 3 до 5-6 лет имеют склонность к стихосложению. Им очень нравится сочетание слов, активно проявляется словотворчество, когда дети придумывают свои слова, понятные лишь узкому кругу людей.

Cловесным экспериментам ни в коем случае нельзя мешать. Напротив, нужно поддерживать ребёнка в поиске рифм и в сочинительстве. Это формирует чувство красоты речи, родного языка и развивает воображение.

Формирование интереса к стихотворным текстам поможет ребёнку в дальнейшем лучше понимать и воспринимать поэзию.

Этапы обучения дошкольников рифмованным текстам

1. Детей нужно познакомить с алгоритмом создания рифмованного текста. Сначала знакомят с понятием рифмы и её местонахождением (в конце строки).

Примерный алгоритм, который можно предложить дошкольнику от 4 лет:

1) Жил-был...

2) Какой или как звали...

3) Что делал?

4) Вывод. Всё, что можно сказать об объекте.

Алгоритм меняется в зависимости от темы стихотворения и целей занятия.

2. Совместное со взрослым создание простого стихотворения по алгоритму.

3. Ребёнок пробует самостоятельно придумать небольшой стихотворный текст. Нельзя подгонять дошкольника, иронизировать над его попытками или слишком давить. Процесс должен увлекать малыша. Если у него не получается, взрослый помогает. Рано или поздно ребёнок сам научится подбирать рифмы.

Буриме: примеры рифм для детей

Буриме - сочинение стихотворений на заданные рифмы. Эта литературная игра появилась во Франции в XVII веке. Развлечение быстро набрало популярность. Вельможи соревновались друг с другом в остроумии. Сейчас эта игра незаслуженно подзабыта.

Правила классической игры:

Рифмы должны быть разнородными;

Их нельзя изменять;

Тема стихотворения оговаривается заранее.

Для детей, конечно, игра адаптируется под возраст и индивидуальные способности.

Дошкольнику можно предложить сочинить свои собственные стихи.

Подбирается пара рифм, затем с этими словами нужно придумать предложения. Например, берётся пара «грызёт - ползёт» . Сначала ребёнок придумывает первое предложение. Обычно получается простое нераспространённое предложение типа «Щенок грызёт». Взрослый наводящими вопросами помогает дополнить предложения. Вопросы могут быть такими:

Какое настроение у щенка?

Что грызут обычно щенки?

Где щенок грызёт?

Работа со вторым предложением продолжается по такому же принципу.

Может получиться что-то подобное:

Весёлый щенок громко косточку грызёт,

Серая мышка тихо в домик свой ползёт.

Такие стихи собственного сочинения запомнятся ребёнку надолго.

Игры на рифмы для дошкольников

Дети дошкольного возраста всему обучаются через игру. Занятия на подбор рифм можно проводить не только дома. Их можно использовать в качестве досуга в дороге, на прогулке или в длинной очереди. Это развлечёт ребёнка и поможет развитию речи.

Рифмы для детей дошкольного возраста будут отличной альтернативой планшету или мультикам.

1. На картинках изображены предметы, рифмующиеся между собой. Ребёнок должен соединить их линиями. Такие задания можно изготовить самим либо приобрести готовое пособие.

2. В детском саду, а позже и в начальной школе широко используются смешные загадки для детей с ответами в рифму.

Я в густом лесу

Видел рыжую... (лису).

Первый раз увидел мальчик:

По поляне бегал... (зайчик).

Все девчонки и мальчишки

3. Ребёнку предлагают найти рифмующиеся пары среди цепочек слов.

Котик, домик, ротик;

Спит, пить, кит;

Пастух, петух, пакет.

4. Игра для двух и более детей - придумать как можно больше рифм к слову. Слово нужно подбирать короткое и известное всем участникам.

5. Взрослый проговаривает повторяющиеся слоги. Останавливается тогда, когда ребёнок скажет рифму. Примеры:

- га-га-га-га-га - нога ;

- ба-ба-ба-ба-ба - труба ;

- ла-ла-ла-ла-ла - юла .

Чтение детских стихотворений и собственные первые стихи будут способствовать развитию речи у дошкольников и развивать творческие способности.

— 1 —
Он большой,
Как мяч футбольный!
Если спелый - все довольны!
Так приятен он на вкус!
Это что? ...
Ответ: Арбуз

— 2 —
То я в клетку, то в линейку,
Написать на мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать.
Что такое я? ...
Ответ: Тетрадь

— 3 —
Кто один имеет рог?
Отгадайте!...
Ответ: Носорог

— 4 —
На ромашку у ворот
Опустился вертолёт -
Золотистые глаза.
Кто же это?...
Ответ: Стрекоза

— 5 —
Мимо рощи, мимо яра
Мчит без дыма,
Мчит без пара
Паровоза сестричка
Кто такая?
Ответ: Электричка

— 6 —
Два берёзовых коня
По снегам несут меня.
Кони эти рыжи,
А зовут их...
Ответ: Лыжи

— 7 —
Носят их дети,
Носят старички,
Чтобы лучше видеть!
Что это?...
Ответ: Очки

— 8 —
Есть и брюшки, есть и шляпки -
Развесёлые ребятки!
А живут на ветках дуба!
Много тут не надо думать!
Очень любит их свинья.
И любуюсь ими я.
Цветом тёмно-жёлтые
Гладенькие...!
Ответ: Жёлуди

— 9 —
К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество!
Это...
Ответ: Электричество

— 10 —
В руки ты его возьмёшь -
И тебе не страшен дождь!
Дождь пройдёт - его ты сложишь
И гулять под солнцем можешь.
Если ясен горизонт,
Что оставим дома? ...
Ответ: Зонт

— 11 —
Жёлтые комочки,
Лёгкие, как вата!
Бегают за квочкой
Это кто? ...
Ответ: Цыплята

— 12 —
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных.
Собирай, не мешкай!
Это...
Ответ: Сыроежки

— 13 —
Силачом я стать хочу.
Прихожу я к силачу:
- Расскажите вот о чём -
Как вы стали силачом?
Улыбнулся он вот ответ:
- Очень просто. Много лет
Ежегодно, встав с постели,
Поднимаю я...
Ответ: Гантели

— 14 —
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый - краса!
А зовут её ...
Ответ: Лиса

— 15 —
Сегодня всё ликует!
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные...
Ответ: шары

— 16 —
Ты со мной не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я - ...
Ответ: Осьминог

— 17 —
Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто это это?...
Ответ: Соловей

— 18 —
Ночью по небу гуляю,
Тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня...
Ответ: Луной

— 19 —
Мёд в лесу медведь нашёл,
Мало мёду, много...
Ответ: Пчёл

— 20 —
По реке плывёт бревно -
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит...
Ответ: Крокодил

— 21 —
Этот зверь живёт лишь дома.
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спицы.
Он мурлыча песнь поёт.
Только мышь его боится…
Угадали? Это - ...
Ответ: Кот

— 22 —
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков...
Ответ: Горох

— 23 —
Не огонь - а жжётся,
В руки не даётся.
Выросла под ивой,
Звать её ...
Ответ: Крапива

— 24 —
Живёт спокойно, не спешит,
На всякий случай носит щит.
Под ним, не знает страха,
Гуляет...
Ответ: Черепаха

— 25 —
Куда бежит - сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнётся у порога.
Что это? ...
Ответ: Дорога

— 26 —
День рожденья у меня -
Подарили мне коня.
Замечательный такой!
Голубой-преголубой.
Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно,
Жаль вот только - гривы нет.
Что за конь?...
Ответ: Велосипед

— 27 —
Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц полёт.
Человек им управляет.
Что такое?...
Ответ: Самолёт

— 28 —
Летом - в огороде,
Свежие зелёные,
А зимою - в бочке,
Жёлтые, солёные.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?...
Ответ: Огурцы

— 29 —
Стала бабушка Ночь
Звёзды-зёрна толочь.
Испекла ребятишкам лепёшку.
Подойдите, внучата, к окошку!
До чего ж аппетитна она:
Золотая лепёшка - ...
Ответ: Луна

— 30 —
И зелен, и густ
На грядке вырос куст.
Покопай немножко:
Под кустом...
Ответ: Картошка

— 31 —
Портфель у меня
Не велик и не мал:
Лежит в нём задачник,
Букварь и...
Ответ: Пенал

— 32 —
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц?...
Ответ: Мел

— 33 —
Всех прилётных птиц черней,
Чистит пашню от червей.
Взад-вперёд по пашне вскачь.
А зовётся птица...
Ответ: Грач

— 34 —
Если ты его отточишь,
Нарисуешь всё, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж.
Что же это? ...
Ответ: Карандаш

— 35 —
Молодчина, эта Лина:
Лепит всё из...
Ответ: Пластилина

— 36 —
С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нём полезный витамин -
Это спелый...
Ответ: Апельсин

— 37 —
Вот на ножке купол-гриб,
Он от ливня защитит.
Не намокнет пешеход,
Если спрячется под...
Ответ: Зонт

— 38 —
Ранним утром во дворе
Лёд улёгся на траве.
И весь луг стал светло-синий.
Серебром сверкает...
Ответ: Иней

— 39 —
Он ходит голову задрав,
Не потому, что гордый нрав,
Не потому, что важный граф,
А потому, что он...
Ответ: Жираф

— 40 —
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
«Я не остров! я же...»
Ответ: Кит

— 41 —
И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
Но всё же называются
Они морские...
Ответ: Морские свинки

— 42 —
Бабке скоро 40 лет,
Но прыгает как дурочка.
Дайте правильный ответ -
Кто она?...
Ответ: Снегурочка

— 43 —
В узкий глазок вдета тонкая нитка,
И поплыла за корабликом прытко.
Шьёт, зашивает и колется колко,
А называют кораблик...
Ответ: Иголка

— 44 —
По тёмному небу ты долго летала,
Потом ты, наверное, очень устала
И вниз головою над нами висишь,
И все мы глядим на летучую...
Ответ: Мышь

— 45 —
Горит на грядке светофор,
И люди ждать согласны,
Пока зелёный...
Не сделается красным.
Ответ: Помидор

— 46 —
Пьёт бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Носит обувь из резины,
А зовут её ...
Ответ: Машина

— 47 —
Приходит к людям вновь и вновь
Большое чувство под названием...
Ответ: Любовь

— 48 —
Вместо шёрстки иглы сплошь,
Враг мышей - колючий...
Ответ: Ёж

— 49 —
«Ухвачу-ка! Проглочу-ка!» -
Щёлкает зубами...
Ответ: Щука

— 50 —
Не то стойло, не то хата.
В ней скотинушка рогата.
Рожки высунуть боится.
Не мычит и не доится.
Не корова, не коза,
Непонятно, где глаза.
Для неё прогулка - пытка!
А зовут её...
Ответ: Улитка

— 51 —
Ходит рыжий, пьёт из лужи,
Не боится лютой стужи.
Хвост лохматый, чёрный нос.
Кто же это?
Рыжий...
Ответ: Пёс

— 52 —
Если ты устал играть,
То ложишься на...
На рассвете и закате
Сладко спится на...
Ответ: Кровать

— 53 —
Ох, и острый же предмет -
Нанесёт любому вред.
С ним веди себя построже -
Будь предельно осторожен.
Стоит только зазеваться -
Ранит, некуда деваться.
Хоть опасен он, но всё ж,
Повседневно нужен...
Ответ: Нож

— 54 —
Он орудует так быстро:
Аккуратно, тонко, чисто.
Режет, режет всё подряд:
Фрукты, овощи, салат.
На пилу чуть-чуть похож.
Осторожно, острый...
Ответ: Нож

— 55 —
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят,
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?
Ответ: Май

— 56 —
Словно вихрь летит спасаясь
От врага пугливый...
Ответ: Заяц

— 57 —
На носу зверь носит рог
И зовётся...
Ответ: Носорог

— 58 —
На себе везёт не прытко
Домик собственный...
Ответ: Улитка

— 59 —
Много платьев,
Много хруста.
Как зовут её?
Ответ: Капуста

— 60 —
Хлоп - и конфета стреляет, как пушка?
Каждому ясно: это - ...
Ответ: Хлопушка

— 61 —
Вот стальная птица
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?
Ответ: Самолёт

— 62 —
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
И зовут объект...
Ответ: Комета

— 63 —
Четыре колеса,
Резиновые шины,
Мотор и тормоза.
И что это?
Ответ: Машины

— 64 —
Без разгона ввысь взлетаю,
Стрекозу напоминаю.
Отправляюсь я в полёт,
Кто же это?
Ответ: Вертолёт

— 65 —
Ходит мать с надменной мордой.
Рядом дочь - походкой гордой.
С длинной шерстью дочь и мама,
Весь их род зовётся...
Ответ: Лама

— 66 —
Он большой и очень сильный,
Очень мощный и красивый.
Всем знаком в Саванне он,
Кто же? Африканский...
Ответ: Слон

— 67 —
Он в Австралии живёт -
Этот сумчатый зверек,
На земле он гнёзда строит.
Он всеяден. Землю роет.
Сад и луг - он там и тут
Длинноносый...
Ответ: Бандикут

— 68 —
Мы слепили снежный ком,
Шляпу сделали на нём,
Нос приделали - и вмиг
Получился...
Ответ: Снеговик

— 69 —
На тебя он глядит свысока -
Не найдешь горделивей цветка.
Он в осеннем саду властелин,
Это яркий цветной...
Ответ: Георгин

— 70 —
Не колючий, светло-синий
По кустам развешан...
Ответ: Иней

— 71 —
Этот маленький ребёнок
Спит без простынь и пелёнок.
Под коричные ушки
Не кладут ему подушки.
У него четыре ножки,
Но гуляет без пальто,
Он калоши и сапожки
Не наденет ни за что.
Он сказать не может:
«Мама, есть хочу!»
А потому весь день
Мычит упрямо: «Му-у!»
Это вовсе не ребёнок -
Это маленький...
Ответ: Телёнок

— 72 —
Любимая детская игрушка,
Озорной шутник...
Ответ: Петрушка

— 73 —
В своей короне красной
Он ходит, как король.
Его ты ежечасно
Выслушивать изволь:
- Я тут! Я начеку-у-у!
Я всех вас допеку-у-у!
Уснули дети. Свет потух.
Молчи, горластенький...
Ответ: Петух

— 74 —
Над цветком она летала,
И пыльцу из цветка собирала.
Полосатая она.
И зовут её...
Ответ: Пчела

— 75 —
Берегись мышиный род,
На охоту вышел...
Ответ: Кот

— 76 —
Исток - на Северном Урале
(возможно, вы об этом знали).
Сперва бежит на юго-запад,
Зовется горною рекой.
Затем, на север устремляясь,
Приобретает и покой.
Течет спокойно к морю скоро
Её величество...
Ответ: Печора

— 77 —
Верещунья белобока, а зовут её...
Ответ: Сорока

— 78 —
Синяя косынка, темненькая спинка.
Маленькая птичка Звать её ...
Ответ: Синичка

— 79 —
Жёлто-розовый бочок,
А размером - с кулачок!
Он на веточке висел,
И под южным солнцем зрел.
И весной, и летом рос
Очень вкусный...
Ответ: Абрикос

— 80 —
Кислый-кислый! Но - полезный!
И, наверно, всем известный.
Он - на даче, и в лесу.
Я нарву и принесу
Гладких, будто зёрна риса,
Красных ягод...
Ответ: Барбариса

— 81 —
Цветочки открыто глядят на меня,
И утром глядят, и в течение дня.
На них с удивленьем я тоже гляжу,
Ведь сходство с лицом я в цветах нахожу!
Назвали красиво! Вот чудное слово -
Зовут ясноглазый цветочек - ...
Ответ: Виола

— 82 —
Редька разная бывает.
А такую кто узнает?
Длинный хвостик - вкусный он!
Называется...
Ответ: Дайкон

— 83 —
Рядом с ласковой малиной
Мы недавно посадили
Ягоду чудесную,
Очень интересную!
Цветом - будто бы чернила,
Никогда «лицо» не мыла.
Только это - не черника,
Это наша...!
Ответ: Ежевика

— 84 —
Ах, какой же ты колючий!
Плавники и хвост - липучки!
Ты меня не проведёшь! -
Я тебя поймаю,...!
Ответ: Ёрш

— 85 —
Ветки деревца - как руки,
Серебристые листы.
А из гибких, тонких прутьев
Можно многое сплести:
И диваны, и корзины,
Стулья, кресла и гардины.
И полезна, и красива
Вечно плачущая...
Ответ: Ива

— 86 —
А на даче иногда
Может встретиться беда.
Разобьёшь коленку если,
Не найдёшь его полезней!
Хоть немного и пожжёт,
Но зато поможет...
Ответ: Йод

— 87 —
Обжигает, как огонь!
Ты смотри, ёё не тронь!
Расплелась под старой сливой
Очень жгучая...
Ответ: Крапива

— 88 —
Очень любят провода,
И сидят на них всегда.
Вот опять уселись в ряд,
И о чём-то говорят,
И щебечут ласково
Божьи птички - ...
Ответ: Ласточки

— 89 —
Ищет он во тьме маяк, потому что он...
Ответ: Моряк

— 90 —
Быстрее ветра мчится зверь -
Был здесь, а где же он теперь?
Мгновенно взяв отличный старт,
Уже у финиша...
Ответ: Гепард

— 91 —
И зимой, и летом
В чёрный фрак одет он.
Очень важный господин
По фамилии...
Ответ: Пингвин

— 92 —
Живут на земле очень древние жители,
Давние предки их мамонтов видели.
Люди не жили, когда...
Уже много лет по планете ходил.
Ответ: Крокодил

— 93 —
Посмотри на меня,
Как похож я на коня!
Но за то, что невысок,
Все зовут меня...
Ответ: Конёк

— 94 —
Шерсть как шёлк у киски,
А на ушах кисти.
Только вряд ли скажешь «брысь»,
Посерьёзней киски...
Ответ: Рысь

— 95 —
По пустыне он идёт,
Груз несёт, не ест, не пьёт.
Передать бы два-три блюда
Для несчастного...
Ответ: Верблюд

— 96 —
Очень медленно ползёт,
Долго, говорят, живёт.
Голову втянув от страха,
Скрылась в панцирь...
Ответ: Черепаха

— 97 —
Широк, приземист, мускулист,
Силён и крепок, как штангист.
Красавцем, правда, не слывёт
Большеротый...
Ответ: Бегемот

— 98 —
На дереве висит и спит.
Его пища - эвкалипт.
- Тебе еды такой не мало,
Плюшевый, смешной...
Ответ: Коала

— 99 —
Под водою целый склад!
Плот из веток мастерят.
Зубы так у них остры!
Точат дерево...
Ответ: Бобры

— 100 —
Симпатичен, сер, усат,
Хвост - шлагбаум полосат.
Пищу грязной не грызёт -
Моет всё в воде...
Ответ: Енот

— 101 —
На белочку чуть-чуть похож -
Спина в полосках, мал, пригож.
Полна кладовка, как сундук -
Запаслив крошка...
Ответ: Бурундук

— 102 —
Толст, морщинист, два клыка
Он похож на старика.
Он на льду лежит - и что ж?
Не мёрзнет толстокожий...
Ответ: Морж

— 103 —
Он толстокож и неуклюж,
Ему река - не глубже луж.
Всю жизнь несёт свой мощный рог -
За что ж наказан...
Ответ: Носорог

— 104 —
Фрукт похож на шишку ели,
Мы рискнули - шишку съели...
Самый лучший, высший класс -
Спелый, сочный...
Ответ: ананас

— 105 —
Сегодня я второй пилот.
Готов к полёту самолёт!
Палят, меня встречая, пушки.
А я кричу: - Привет, ...
Ответ: игрушки

— 106 —
На речке-речушке
Весенней порой
Строили избушку
Дружной семьёй.
Ветка да хворост,
Деревьев - груда,
Вот и готова
Плотина-запруда.
В тихой речушке
У самой воды
Мыли лапки, ушки...
Кто они?
Ответ: бобры

— 107 —
Солнце светит - молчит,
Дождь припустит - гремит:
Бом, бом, бом, бом!
Это грохочет...
Ответ: Гром

— 108 —
Куст с шипами - но не роза,
Боится ветра и мороза,
Любит очень много света,
Ягоды крупные, чёрного цвета.
- У нас в саду, - сказала Вика, -
Уже созрела...
Ответ: ежевика

— 109 —
Я у дерева спросила:
- Что грустишь, склоняясь в пруд,
Косы в воду опустила?
Все серёжки уронила.
Видишь - вот они плывут.
- А ты и без них красива,
Плакучая...
Ответ: ива

— 110 —
Его дом под землёй -
Потолки низки,
И висит над головой
Репа и редиска.
Кто без света живёт?
Догадались? Это - ...
Ответ: крот

— 111 —
В небе кружатся,
На землю ложатся,
Белые, резные,
Холодные такие
Звёздочки-пушинки
Что это?...
Ответ: снежинка

— 112 —
В поле рожь качается,
Колосья наливаются.
Тут как тут один зверёк -
Срезал спелый колосок.
Он зерна намолотил,
За щекой домой носил.
Посмотри, идёт толстяк,
Назови его - ...
Ответ: хомяк

— 113 —
Я на праздник спешу,
Их за ниточку держу:
Красный, жёлтый, голубой -
Плывут над головой,
Лучше нет для детворы,
Чем воздушные...
Ответ: шары

— 114 —
Сижу на лавочке,
Держу его за палочку,
Я не пойду в кино,
Пока не съем...
Ответ: эскимо

— 115 —
Весь день я верчусь,
Как Юла кручусь.
Мама, мама, посмотри,
Раз, два, три - раз, два, три.
Я ещё бы покрутилась,
До головка закружилась.
- Ох, - вздохнула Любочка, -
Виновата...
Ответ: юбочка

— 116 —
Гибко шейку изгибает,
И красива, и стройна,
Ловко хвостик поднимает,
Что за цифра? Цифра...
Ответ: два

— 117 —
Что за цапля, каждый знает,
За шестёркою ступает.
Да, она известна всем
Эта цапля - цифра...
Ответ: семь

— 118 —
Кто-то ночью старый стул
Спинкой вниз перевернул.
И теперь у нас в квартире
Стал он цифрою...
Ответ: четыре

— 119 —
Встали цифры, как отряд,
В дружный числовой свой ряд.
Первой по порядку роль
Нам сыграет цифра...
Ответ: ноль

— 120 —
Не забьешь так просто гол,
На воротах стоит кол.
И в бою с ним не сразиться,
Это цифра...
Ответ: единица

— 121 —
Светит солнце, пруд цветет,
Лебедь по нему плывет,
Ближе он подплыл едва -
Оказалась цифра...
Ответ: два

— 122 —
Букву З я обведу,
К цифрам в гости приведу.
Ты внимательней смотри -
Получилась цифра...
Ответ: три

— 123 —
Решили фильм про цифры снять,
Стали камеры включать.
Откуда буква Ч в эфире?
Не бойтесь! Цифра я!...
Ответ: четыре

— 124 —
В школе надо не лениться:
Рисовать, писать, учиться,
На уроках отвечать
И в дневник поставят...
Ответ: пять

— 125 —
Я устроила парад,
Цифры строю, как солдат!
И порядок четкий есть -
После пять шагает...
Ответ: шесть

— 126 —
Она похожа на топор,
Но не колит дров во двор.
Как коса, но не совсем,
Просто это цифра...
Ответ: семь

— 127 —
Друг на друге два кольца,
Удалых два молодца.
В числовой их ряд попросим
И получим цифру...
Ответ: восемь

— 128 —
Ах, какая запятая
На листе лежит большая!
Можно ею даже мерить,
Просто это цифра...
Ответ: девять

— 129 —
Поспевает жарким летом
И становится при этом
Он таким, как круглый мяч,
Но его не пустишь вскачь.
Он тяжелый и большой,
Спелый, крепкий, наливной,
Сладкий, сочный и упругий,
Замечательный на вкус,
Всем полезен нам...
Ответ: арбуз

Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР


Цель: формирование представлений детей о рифме, развитие речи детей посредством применения художественного слова, путём использования стихотворной рифмы.
Задачи: развивать умения подбирать к заготовленному четверостишию походящую по смыслу рифму, способность детей придумывать короткие четверостишия, создавать радостное настроение, положительные эмоции, воспитывать интерес к стихам, поэтическому творчеству.
Краткое описание: данный материал предназначен для проведения НОД со старшими дошкольниками и детьми младшего школьного возраста.

Усвоение понятия рифмы дошкольниками с ОНР. Методические рекомендации

При развитии фонематического восприятия дети с речевыми нарушениями, вслушиваясь в звуки речи, сравнивая слова по звуковым моделям и находя в них сходство и различие, учатся чувствовать ритм, рифму, участвуют в формировании языкового чутья. Их любимые упражнения – игровые рифмовки.
Предлагаю вашему вниманию материал, который я использую в своей работе.

Темы: «Звук [р]»; «Родственные слова».

Плавники у нас росли бы,
Мы бы плавали как … (рыбы).
Я б хвостом махала гибким
И резвилась, словно … (рыбка).
Вот с крючка срывает крошки
Очень мелкая … (рыбешка).
Выплывает, корм ища,
Пребольшая … (рыбища).
«Эх. Сорвался мой улов! –
Рассердился … (рыболов), -
Рыба не клюет никак,
Видно, я плохой … (рыбак).
От обиды чуть не плачет,
Но сидит весь день … (рыбачит).
Рыбаку ужасно жалко,
Что не удалась … (рыбалка).

Логопед читает стихотворение, дети добавляют звукосочетание ТРЫ:

У нашей сес…тры котята шус…тры, их лапки быс…тры,
Их когти ос…тры, их шубки пес…тры, а глазки хи…тры!

«Горшок каши» (автоматизация звука [л])

Дети произносят слог ЛА в незаконченных словах.

В горшке каша закипе..,
Зашипе..,запыхте..,
Крышечку приподня..,
И наружу пополз…
Со сто.., потом со сту..,
Потихоньку соскользну..,
Дотянулась до уг..,
Всю квартиру заня..,
Осторожно дверь откры..,
По ступенькам покати..,
По дороге поплы..,
Машу каша обожг..,
Даше каша в рот вполз…
И в карманы затек..,
В рукава к нам забежа…
И стекать по пальцам ста…
Весь наш город зали…
Чудеса! Ну и де...!

«Рифмобол»

Ребята, давайте скорее играть.
Разные будем слова подбирать!
Любые слова говорите, ладно?
Но только такие, чтоб вышло … (складно).

Логопед бросает мяч и произносит слово, поймавший мяч отвечает словом, созвучным с названным: печка – речка, овечка, свечка, сердечко, крылечко, колечко;
птичка – синичка, спичка, табличка, косичка…

«Помощница и обманщица»

Рифма может быть помощницей. По рифме можно догадаться, например, о каком животном идет речь.

Вместо шерсти иглы сплошь,
Враг мышей – колючий …
На носу зверь носит рог
И зовется …
Среди зверей слывет царем,
Его зовут бесстрашным …
По реке плывет бревно.
Ох и злющее оно!
Тем, кто в речку угодил,
Нос откусит …
Может плавать целый день
В ледяной воде …
В овечках знает толк
Свирепый серый …
На себе везет непрытко
Домик собственный …

А вот стихи с рифмой-обманщицей: загадано одно слово, а рифма подсказывает совсем другое.

Что хозяин говорит,
Он спокойно повторит.
Ай да голос, ай да слух!
Что за умница …
Мед с малиной – это блюдо
Объеденье для...
Нору день и ночь копаю,
Вовсе солнышка не знаю,
Не найдешь мои глаза…,
А зовут меня …
Под землей, прорыв нору,
Спит усталый …
Живет спокойно, не спешит.
На всякий случай носит щит.
На суше и в воде –
Везде она своя,
Хоть триста лет прожить
Может…
На двух ногах от всех погонь
Умчится быстроногий …
Вот, ребята, чудеса –
В улей мед несет …

«Рифмы»
К игре подбираются две стопки парных картинок. Названия их в первой стопке рифмуются с названиями картинок во второй стопке. Один ребенок берет картинку, другой находит картинку с рифмующимся словом.

В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала-…(шишка)

Живёт в нашем доме Гарик,
У него есть синий…(шарик).

Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке …(каша).

Стоит в деревне старый дом,
В сети к нам попался-…(сом).

В библиотеке взяли том,
Зимой ребята лепят-…(ком).

Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много-…(дыр).

Ветер очень сильно дул,
Стоял повсюду страшный …(гул).

Живёт у фермера баран,
В пустыне бегает-…(варан).

Мама мыла чисто пол,
Папа ждал: когда же…(гол).

На палубу упала пачка,
Потому, что была -…(качка).

Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит-…(точка).

Портной выбрал красный шёлк,
Значит, знает в моде…(толк).

В КВН играли сутки,
Залу нравились все-…(шутки).

На берегу лежала гайка,
Рыбёшку утащила-…(чайка).

Дымится в миске кашка,
С чаем стоит -…(чашка).

Было в сказке очень худо,
Пока не появилось-…(чудо).

Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом…(пальчик).

В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский …(жук).

Было мишке мёду мало,
Пчёлка показала …(жало).

В малиннике медведь бурчал,
Рядом с ним ручей…(журчал).

Ночью спал Аркадий чутко,
Темноты боялся…(жутко)

Надел спортсмен свою жакетку,
В руках держит он…(ракетку).

Ребятня каникул ждёт-
Лето красное …(идёт).

В группе самый старший- Веня,
У него дружок есть-…(Женя).

Петрушки зелёной пучок
Прожорливый съел…(жучок).

Закричала громко баба-
Испугала её -…(жаба).

В сказках очень любят пир,
Всем на свете нужен…(мир).

На стройке делают бетон,
В метро потребуют-…(жетон)

Купил модный Клим жилет,
Приобрёл в театр …(билет)

Жил на свете мальчик Жора,
У него сестрёнка…(Лора)

Всех хвастливей Таня-крошка,
У неё на шляпе-…(брошка)

Мечтал о звёздах старый барс.
Хотел он улететь на …(Марс).

Проиграл Серёжа фант,
Девчонки повязали…(бант).

Со стола упала банка,
Теперь у Светы болит…(ранка)

Дежурным Вася в классе был,
Полы он тряпкой чисто…(мыл)

Жил на свете старый пёс,
Он исправно службу…(нёс)

Подарили Рэму дудку,
И сторожевую…(будку).

У Ильи красивый волос
И приятный, звонкий…(голос).

Клич победный издал вождь,
Не помеха ему…(дождь).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поиграем в рифмы

Консультация для родителей "Учим детей рифмовать".

В данном материале вниманию родителей предсталены варианты игр с рифмами, которые помогут развитию памяти ребенка, внимания, логического мышления, а также позволят детям лучше овладеть род...

«ПОДБЕРИ РИФМУ»

учить детей подбирать рифмы, изменяя слово с помощью суффиксов, ставя его во множественном числе, используя синонимы....