Беспокоиться что появиться компьютерная зависимость. Как избавиться: зависимость от компьютерных игр. Признаки зависимости от компьютера

Компьютер и интернет все глубже входят в нашу жизнь, ускоряя и облегчая общение с людьми из разных точек мира, упрощая поиск и обмен информацией, а также становясь частью многих рабочих процессов. Компьютер и интернет уже стали частью обыденной жизни, и бороться с ними также бесполезно, как бороться с появлением автомобилей на смену телегам, запряженным лошадьми.

И все бы хорошо, если бы иногда мы не замечали, что эти новшества создают определенные проблемы в жизни . Становится все сложнее сконцентрироваться на работе, и все чаще и чаще тянет проверить социальные сети или почту.

Придя вечером домой, люди иногда намного охотнее погружаются в мир компьютерной игры, а общение членов семьи между собой уменьшается. Иногда зависимость становится столь катастрофична, что вызывает социальную изоляцию и физические болезни . Именно поэтому и появился термин “компьютерная зависимость”, т.е. патологическое пристрастие к провождению времени за компьютером.

Навигация по статье «Компьютерная зависимость: откуда она появляется, и что за ней прячется на самом деле»:

Термин “зависимость” в психологии означает навязчивую потребность в определенном виде деятельности. Изначально этот термин появился, когда речь шла о химических зависимостях, т.е. пристрастии к приему определенных веществ – алкоголя, наркотиков и т.д.

Но похожий механизм наблюдается и при других формах зависимости – от человека (любовная или эмоциональная зависимость) или от определенной деятельности (трудоголизм , шопоголизм, переедание и т.п.). Причем зависимость имеет определенные особенности.

Один из главных признаков появления зависимости – так называемая толерантность: привыкание к стимулу и потребность в повышении его уровня. Трудоголик все больше и больше погружается в работу, а игроману уже не хватает часа или двух за игрой, и чтобы насытиться, нужно проводить за компьютером четыре, пять часов и так далее.

Еще одна особенность зависимостей – это эффект отмены, который заключается в появлении различного рода переживаний и физических страданий у человека, лишенного предмета своей зависимости.

Зависимое поведение зачастую так или иначе связано с желанием человека уйти из реальности путем изменения своего сознания или деятельности. Поэтому психотерапевты, работая с клиентами над преодолением таких состояний, стремятся не просто изменять устоявшиеся паттерны поведения, но и найти корень проблемы – узнать, что же в нынешней или прошлой реальности было настолько невыносимом для человека, что он стал “сбегать” из нее, и постараться либо помочь человеку поменять окружающее пространство, либо изменить свое к нему отношение.

Компьютерная зависимость и интернет-зависимость имеют много общего часто пересекаются.

Компьютерная зависимость – это потребность к проведению времени за компьютером или подобными электронными устройствами (планшетами и т.д.).

Интернет-зависимость – избыточное применение онлайновых средств связи, при котором начинают страдать и другие сферы жизни человека.

Иногда интернет-зависимость не рассматривается сама по себе, а лишь как среда для поддержания других зависимостей. Это может быть навязчивое использования социальных сетей, неконтролируемые покупки в интернет-магазинах, пристрастие к просмотру порнографических сайтов, гемблинг (азартные игры) или онлайн-игры. Термин “игровая зависимость” появился немного раньше, когда в моду стали входить различные видео-игры.

Отдельно можно рассматривать развитие компьютерной зависимости у детей и подростков, так как психологическая работа с этой темой имеет свои особенности. У детей привязанность к компьютеру и интернету развивается очень быстро, а сами бороться с ней они не могут. Поэтому и обращаются с такой проблемой обычно родители.

Каковы критерии того, что использование компьютеров и электронных устройств становится зависимостью?

На этот вопрос до сих пор нет определенного ответа, с которым было бы согласно абсолютное большинство исследователей. Зависимость от компьютера стала рассматриваться как отдельный вопрос не так давно, а сам интернет, электронные устройства и способы проведения времени в виртуальном пространстве меняются настолько быстро, что фундаментальные исследования зачастую не успевают за всеми новинками и противоречат друг другу.

  1. Толерантность – прежнее время, проведенное в сети уже кажется недостаточным, или же существующих игр уже мало. Требуется все больший и больший стимул – больше времени, новые игры, или все больше и больше новой информации.
  2. Переживание синдрома отмены: если время пребывания за компьютером или интернетом случайно прерывается или появляется внешнее препятствие, то возникает стресс, психологические или физические проблемы.
  3. Потеря контроля: вы хотите выйти из интернета или закончить игру, но не можете этого сделать. Даже если вы знаете, что играть в игру или слишком долго сидеть за компьютером вредно, вы все равно продолжаете это делать.
  4. Вы чувствуете или окружающие говорят вам, что повседневные, рабочие дела или обязанности начинают выполняться хуже или откладываются.
  5. Постоянство и регулярность приведенных выше явлений.

Существуют специальные психологические тесты, ответив на которые, вы сможете оценить свое состояние по заданной шкале. Но прежде чем перейти к тестам, предложу вам другой простой способ.

Ответьте на вопрос – использование компьютера и интернета мешает вам? Оно создает дополнительные проблемы в вашей жизни? И если ответ будет положительным, то стоит задуматься, как же справляться с этим состоянием – самостоятельно или с помощью специалиста.

Если же вы хотите получить расширенный ответ и оценить степень зависимости по шкале, то предложу вам довольно простой по структуре тест американского психолога Кимберли Янг (Kimberley S. Young). Он считается одним из классических тестов, помогающих самостоятельно определить степень зависимости от интернета или компьютера.

Ответьте на каждый вопрос, выбрав один из шести вариантов ответа:

Никогда ∴ Очень редко ∴ Иногда ∴ Часто ∴ Очень часто ∴ Постоянно

  1. Как часто вы замечаете, что проводите в интернете (онлайн) больше времени, чем предполагали?
  2. Как часто вы пренебрегаете домашними делами, чтобы подольше побыть в интернете?
  3. Как часто вы предпочитаете пребывание в сети общению с партнером?
  4. Как часто вы заводите знакомства с пользователями интернета?
  5. Как часто окружающие жалуются на то, что вы проводите много времени в сети?
  6. Как часто ваши отметки в школе или работа страдают от того, что вы слишком много времени проводите в интернете?
  7. Как часто вы проверяете электронную почту, прежде чем сделать что-то важное в данный момент?
  8. Как часто вы замечаете, что производительность труда снижается из-за пребывания в сети интернет?
  9. Как часто вы защищаетесь или скрываете что-то, когда вас спрашивают, чем вы занимаетесь в интернете?
  10. Как часто вы противопоставляете тревожащим мыслям о реальной жизни более отвлеченные мысли о пребывании или занятиях в интернете?
  11. Как часто вы пребываете в состоянии предвкушения перед очередным выходом в интернет?
  12. Как часто вы ощущаете страх, что жизнь без интернета станет скучной, пустой и безрадостной?
  13. Как часто вы ругаетесь или кричите, когда кто-то пытается отвлечь вас от пребывания в интернете?
  14. Как часто вы идете спать намного позже, чем хотели, из-за пребывания в сети?
  15. Как часто вы бываете поглощены мыслями о занятиях онлайн, пока вы не в интернете?
  16. Как часто вы говорите себе “Еще минутку, еще немного…” пока вы в интернете?
  17. Как часто вы стараетесь уменьшить время пребывания в интернете, но понимаете, что не в силах справиться со своим желанием побыть в интернете дольше?
  18. Как часто вы пытаетесь скрыть от себя или других количество времени, проведенное в сети?
  19. Как часто вы выбираете побыть в интернете вместо того, чтобы встретиться с друзьями?
  20. Как часто вы чувствуете нервозность и депрессивное настроение, будучи не в сети, которое практически сразу проходит, когда вы выходите онлайн?

Оцените ваши ответы по шкале:

Посчитайте итоговую сумму баллов и оцените ее по шкале:

20-49 – Обычный, средний пользователь интернета.

50-79 – Пребывание в сети интернет оказывает значительное влияние на вашу жизнь.

80-100 –Пребывание в сети интернет оказывает сильное влияние на вашу жизнь. Возможно, стоит задуматься о появлении зависимости

Результаты теста интернет-зависимости Кимберли Янг не могут считаться диагностическими, но они помогут вам ориентироваться в степени влияния пребывания в сети интернет на вашу жизнь, а также их можно использовать для дальнейшего обсуждения со специалистом.

Итак, если вы нашли у себя признаки компьютерной и/или интернет-зависимости, то дальше стоит разбираться глубже, откуда она появилась и что с ней делать.

Выше мы уже упоминали признаки того, что у человека развивается зависимость от компьютера . Ведь зависимость от проведения времени за компьютером это не просто увлечение. Это что-то иное, от чего вы не можете оторваться, и что, в конечном итоге, ухудшает качество вашей жизни.

Что же она маскирует? Попробуем разобраться с отдельными видами проведения времени за компьютером и некоторыми проблемами, которые за ними стоят.

Один из главных факторов, вызывающих интернет-зависимость , это социальные связи, которые могут формироваться с помощью сети интернет. На самом деле, интернет очень сильно расширяет рамки общения, создавая возможность людям из разных точек планеты легче находить друг друга, создавать группы, объединенные общими интересами и просто поддерживать связь.

Но с другой стороны, интернет-общение имеет свою специфику. Анонимность – т.е. возможность участвовать в общении, не представляясь. Виртуальность – создание любого образа себя для других людей (создание любого виртуального героя). Привычные рамки стираются, и человек попадает в пространство, с одной стороны, больших возможностей, а с другой – в новую, другую реальность.

Проблема в данном случае возникает тогда, когда человек с помощью интернет-общения сначала компенсирует, а потом и просто заменяет реальное общение с другими людьми. Зачастую этим страдают люди, которым от природы сложно поддерживать социальные связи или адаптироваться к новым условиям.

Если человеку в жизни сложно первым вступать в контакт с другими людьми, делиться своими мыслями и переживаниями, если у него присутствует страх отвержения, критики или неодобрения с одной стороны, и страх одиночества – с другой, то решать эту проблему можно по-разному.

Можно постепенно расширять свои границы, учиться, пытаться строить отношения, искать “своих”, т е. близких по духу, людей и т.д. Путь более сложный, но конструктивный – т.е. ведущий к решению. А можно идти и более простым путем – например, создавать виртуального персонажа, или до бесконечности читать страницы других людей в соцсетях, создавая для себя иллюзию общения с ними (хотя фактически ни в какое общение человек не включается).

При этом вся жизнь как будто начинает перетекать в виртуальный мир. Там, а не в реальной жизни, выдуманный герой живет своей жизнью (или даже несколькими жизнями). Там как будто идет жизнь, в то время как реальная жизнь не развивается, а угасает. Потребность в общении фактически компенсируется за счет более легкого и доступного средства – виртуального общения.

Этот пункт связан с потребностью в общении, но он имеет определенные нюансы. Например, такие проявления как постоянная проверка почты, мессенджеров, соцсетей и прочих систем, обеспечивающих связь между людьми, может говорить о неудовлетворенной потребности в общении и поддержке, что, в свою очередь, тоже вызывает зависимость от компьютера или других электронных устройств.

Что такое – проверка почты? По сути, это постоянное ожидание письма, адресованного именно вам. И чем чаще приходят такие письма – тем как будто выше интерес других людей к человеку. А этого интереса к самому себе хочется все больше и больше. Хочется убедиться, что все в порядке – я принят, я интересен, я нужен, я есть. Здесь может быть еще и неуверенность – а вдруг пропущу, не отвечу вовремя?

Проверка почты это очень интересный и неоднозначный фактор. С одной стороны, он постоянно отвлекает от текущих дел. А с другой, он присущ огромному количеству людей и стал уже частью обыденной жизни, и даже не является чем-то странным. Наоборот, появляется все больше и больше различных систем уведомления о полученных письмах.

Но если признаться себе честно – то разве весь этот поток писем так срочен и неотложен? Разве все эти письма должны быть прочитаны именно в минуту их поступления, и никак не на полчаса позже?

Неужели человеку так страшно потерять себя, и требуется постоянное подтверждение в виде приходящей почты?

Иметь жизненные цели, стремиться к чему-то – одно из основополагающих качеств человека. Можно учиться, работать, строить дом, создавать семью, делать научные открытия, путешествовать. Но все это требует определенных усилий и средств – времени, финансов и т.д. Нужно делать выбор, принимать решения, брать на себя ответственность, жертвовать одним ради другого. Иногда что-то получается легче, иногда – сложнее. Так происходит в реальном мире – там, где существует наше тело и наше сознание.

А что же в виртуальном мире? Там можно почти все то же самое, и чем дальше развиваются технологии, тем больше возможностей получает человек. Можно создавать виртуального героя с накачанными мышцами или тонкой талией и длинными ногами. Создавать замки, побеждать армии противника. Можно зарабатывать виртуальные деньги, баллы, артефакты и многое другое.

И главное – все это требует намного меньше усилий, чем достижение такого же результата в реальном мире. Например, чтобы достичь атлетичной фигуры, нужно долго качать мышцы, заниматься спортом, придерживаться распорядка дня и питания. Это требует дисциплины, напряжения, труда. А создать виртуального накачанного героя совсем не сложно.

Разница лишь в том, жизнь достается в основном виртуальному герою, а не самому человеку. И если герой накачивает мышцы и строит крепости в сети, то в реальной жизни человек, сидящий за компьютером, не получает достаточно кислорода, слабеет, и ничего, кроме картинки на экране, не видит и не ощущает.

Анекдот в тему:

“- Внучек, завещаю тебе ферму. Там два дома, десять коров, сад с яблонями, три козы, трактор и десять работников.

— Где-же это все, бабушка?

— В компьютере, внучек, в компьютере. ”

И пока игра остается только игрой и приносит удовольствие сама по себе – то, в общем-то, это хорошо. Но когда игра переходит в компьютерную зависимость, а виртуальное пространство заменяет собой реальный мир – то однажды человек получит лишь разбитое корыто, как бы он ни создавал замки в виртуальном пространстве.

Если в реальной жизни эмоций не хватает, если человеку попросту скучно – то интернет всегда придет ему на помощь. Там и фильмы, и фотографии, и игры, и огромное количество сайтов самой разной тематики.

Опять же, ничего зазорного в этом нет – наоборот, это расширяет возможности и добавляет краски и эмоции в нашу жизнь.

Проблема образуется тогда, когда простота и доступность этих эмоций фактически берут верх, и реальная жизнь начинает страдать. Вместо того, чтобы приложить усилия, заработать деньги и поехать в путешествие, человек просиживает часы за просмотром картинок из чужих путешествий.

Главное здесь – это простота и доступность. Нажал кнопку – и все готово. Эмоции тут, как на ладони.

Еще один нюанс – безграничность информации в сети. В интернете можно бесконечно что-то читать, смотреть, искать. И постоянно будет появляться что-то новое, что как будто должно подарить те самые эмоции, которые человек ищет. А если нет – то поиск продолжается дальше.

Отсюда и навязчивый интернет-скроллинг – постоянное просматривание новых сайтов, страниц в соцсетях, новостей. А поскольку информации в сети сейчас огромное количество, и она постоянно увеличивается в геометрической прогрессии, то и поиск этот бесконечен. И уже теряется цель, и нить, и остается только бесконечное кликание мышкой и открывание новых страниц.

Зачастую это заменяет или компенсирует недостаток эмоций в реальной жизни. Если вокруг все серо и скучно, а сил что-то менять нет – то всегда рядом доступный и простой источник эмоций и впечатлений – интернет. Включаем экран, кликаем мышкой – и все готово. И организм задает закономерный вопрос – а зачем что-то менять в реальной жизни, если эмоции можно получить вот так просто и доступно?

Виртуальное пространство имеет удивительное сочетание качеств – большой потенциал, разнообразие, и в то же время – безопасность. Ведь человек в таком пространстве подвергается намного меньшему риску, чем в реальной жизни.

Анонимность позволяет не раскрывать себя, а значит, быть более откровенным и раскованным. И при этом, вы ничем не рискуете – ведь человек прекрасно понимает, что когда он выключит компьютер, то он опять останется самим собой.

При этом риск, в общем-то, невелик. Поскольку пространство виртуальное, нет риска для тела (кроме, разве что, последствий от долгого сидения за компьютером или электронным устройством). Вы также не рискуете своим именем или положением в обществе. Если вы играете в виртуальную игру (сейчас речь не идет про игры на деньги), то рискует только ваш виртуальный герой, а не вы.

Иногда виртуальный мир становится убежищем от реального мира. Если в жизни у человека лишь разочарования, то всегда можно окунуться в интернет, где все идет как будто по другим законам, где все проще и доступнее. И тогда интернет становится своеобразной отдушиной от реального мира, что вызывает зависимость от компьютера или электронных игровых приставок.

Сложность, опять же, возникает тогда, когда человек и рад бы выйти из своей интернет-пещеры и опять жить в реальном мире, только уже не может. А может быть, и не хочет. И проблемы в жизни не решаются сами собой, если прятаться от них в виртуальном пространстве.

Как вы уже убедились, за столь широким термином как компьютерная зависимость скрываются, на самом деле, разные вопросы. И чтобы справиться с зависимостью в каждом индивидуальном случае, нужно сначала разобрать тот конкретный, уникальный комплекс симптомов и причин, который имеется у человека. Это похоже на диагноз у врача: головная боль или боль в животе может говорить о сотне разных заболеваний, и чтобы вылечить боль, нужно знать причину – откуда она появляется.

Поэтому первой частью в работе является диагностика – т.е. понимание истока проблемы. Вы можете сделать это и самостоятельно, и вместе со специалистом.

В следующей части нашей статьи мы поговорим о том, как же справиться с разными проявлениями такой компьютерной зависимости . Но первой и очень важной ступенькой к ее преодолению является понимание корня проблемы — откуда она берется и что за ней прячется на самом деле.

Если у Вас возникли вопросы по статье:

« »

Вы можете задать их нашему психологу Online:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с психологом онлайн, то оставьте свое сообщение (как только на линии появится первый свободный консультант - с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на .

Подростка, обратившегося к нам на приём, беспокоило, то что его друзья, увлекаются играми и Интернетом до такой степени, что забывают о пище, учёбе и остальном мире. Зато они в курсе всех игровых новинок и, в отличие от него, в идеале знают отличия тех или иных игровых жанров и владеют обширным компьютерным жаргоном.

Так что это - простое хобби или… зависимость от компьютера?!

Этот вопрос в последнее время звучит всё чаще и чаще не только от подростков, но и от их родителей.

Симптомы зависимости

Может ли компьютер вызвать психологическую зависимость? Безусловно, да. Однако психологи и психиатры до сих пор спорят, каких людей считать зависимыми, а каких - нет. Если брать за критерий время, проведенное за компьютером, - тогда всех программистов, за редким исключением, придется признать зависимыми. Но это не совсем так.

В отличие, от действительно зависимых людей, у программистов нет патологического стремления постоянно работать на компьютере. Просто по долгу службы им приходится это делать.

Поэтому психологи пришли к выводу, что зависимый от компьютера человек - прежде всего тот, кто проводит слишком много времени за компьютером не по делу, и при этом осознанно (или неосознанно) вредит своему здоровью.

Психологи выделяют следующие симптомы психологической зависимости от компьютера:

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;
  • нежелание отвлечься от работы или игры за компьютером;
  • раздражение при вынужденном отвлечении;
  • неспособность спланировать окончание сеанса работы или игры с компьютером;
  • расходование больших денег на обеспечение постоянного обновления программного обеспечения (в т.ч. игр) и апгрейд компьютера;
  • забывание о домашних делах, служебных обязанностях, учебе, встречах и договоренностях в ходе работы или игры на компьютере;
  • пренебрежение собственным здоровьем, гигиеной и сном в пользу проведения большего количества времени за компьютером;
  • человек предпочитает есть перед монитором;
  • обсуждение компьютерной тематики со всеми мало-мальски сведущими в этой области людьми.

Излишнее увлечение компьютером может иметь отрицательные последствия, как для физического, так и для психического здоровья:

1. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать

  • нарушение зрения,
  • снижение иммунитета,
  • головные боли, усталость,
  • бессонницу.

2. Более того, долгое нахождение в сидячем положении оказывает сильную нагрузку на позвоночник, что вызывает частые боли в пояснице и проблемы с осанкой.

3. Еще одна болезнь современных пользователей - туннельный синдром. Это нарушение, проявляющееся болью в запястье и возникающее от неудобных условий работы с клавиатурой и мышью.

В свою очередь психологическая зависимость менее заметна для человека. Он даже может не замечать, как много времени тратит на компьютер, как отдаляется от друзей, забывает поесть. По мнению психологов, обычно компьютерной зависимости подвержены неуверенные в себе люди, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенность, имеющие низкую самооценку, комплексы или от природы застенчивые.

Компьютер (прежде всего игры и Интернет) дает им возможность уйти от реальности, реализовать свои желания, почувствовать себя значимым, сильным, вооруженным, испытать какие-то новые эмоции.

В виртуальном мире можно запросто поменять возраст, пол, имя, внешность и биографию. Усугубляя свое положение, человек начинает все больше времени тратить за компьютером, общаясь в чатах или играя в игры. В редких случаях человек может смешать реальность и виртуальность. Он может начать действовать и думать по-новому, стать агрессивным, склонным к насилию.

Особенно подвержены психологической зависимости подростки. Ведь они быстро приспосабливаются к окружающему миру и к миру компьютеров тоже.

Отмечается, что дети, проводящие очень много времени за компьютером, перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, у них наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность, снижается эффективность некоторых видов памяти.

Отдельно различают психологическую зависимость от Интернета (сетеголизм) и компьютерных игр (кибераддикция). Каждая из них имеет свои причины и последствия и распространяется на различные возрастные группы. Играми, как правило, увлекаются молодые люди в возрасте от 10 до 18 лет. Сетеголики - нередко представители старшего поколения.

Сетеголизм

Сетеголиками называют зависимых от Интернета людей. Им необходимо вновь и вновь быть в Сети, и они запросто могут потратить 12-14 часов в стуки, непрерывно скачивая музыку, программы, общаясь в чатах и на форумах. Они заводят бесконечные виртуальные знакомства, не стремясь при этом перенести их в реальность. У сетеголиков наблюдается самоизоляция, потеря внутренних ориентиров, неуравновешенность, рассеянность, неряшливость, наплевательское отношение к близким и, естественно, огромные расходы на оплату услуг провайдера.

По статистике, сетеголиков 3-5% от общего числа пользователей Интернет. В основном это новички, у которых недавно появился доступ в мировую паутину, и они стремятся на практике опробовать все ее возможности. Со временем такие пользователи постепенно «остывают» к сети и проводят там меньше времени.

Но в некоторых случаях излишнее увлечение Интернетом перерастает в зависимость, что может привести к неприятным последствиям. К примеру, в США компьютер и Интернет все чаще становится причиной разводов, а недавно там же пока мама «гуляла» по Интернету двое детей умерло с голоду.

Кибераддикция

Увлечение компьютерными играми называется игровой (кибер) аддикцией. В психологии «аддиктивной реализацией» называют уход от реальности. По мнению ряда психологов, компьютерные игры как раз и рассчитаны на такой «уход».Многие игры создают свою реальность, свой мир, свою лексику (жаргон). Взять тот же фантастический мир бродилок, квестов, RPG.

Человек увлекается игрой, сливается со своим персонажем, проживает его жизнь. Более того, в игре можно вернуться на предыдущий уровень, исправить все ошибки, что делает виртуальную реальность намного комфортнее реальной действительности.

Усиливает зависимость и то, что во многих играх предусмотрена возможность создания собственных уровней и карт. Получается, что в игре человек может стать, кем угодно, делать все, что ему захочется (в пределах возможностей игры, конечно) и при этом избегать ответственности, ведь в случае проигрыша он легко может вернуться на предыдущий уровень!

Психологи выделяют следующую классификацию компьютерных игр по степени опасности:

I. Ролевые компьютерные игры . Именно они дают больше всего возможностей для реализации потребности в принятии роли и ухода от реальности.

  1. Игры с видом «из глаз» компьютерного героя. Очень быстро происходит идентификация с героем, полное вхождение в роль, погружение в виртуальную реальность игры наиболее опасны.
  2. Игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Иногда их называют «квесты» (от англ. quest). Здесь тоже происходит отождествление себя с компьютерным персонажем, хоть и не такое выраженное. Тем не менее, поражение или гибель «своего» персонажа может переживаться играющим чуть ли не как собственные.
  3. Стратегические игры. Они же «руководительские»: играющий может выступать в роли командира спецназа, главнокомандующего армиями, или даже Творца. Роль не задается конкретно, а воображается самим играющим, и на экране нет собственно героя. Уйти в такую игру «с головой» больше шансов у людей, наделенных хорошей фантазией. Многие исследователи пишут, что подобные игры развивают системное мышление, другие считают, что играющие, предпочитающие именно этот тип, таким образом реализуют свою потребность в доминировании и власти.

II. Неролевые компьютерные игры. Игрок не принимает на себя роль компьютерного персонажа, то есть формирование зависимости и влияние игр на личность человека не так выражены. Основные мотивации: азарт достижения цели, «прохождение» игры и/или набор очков.

  1. Аркады. Они нетребовательны к ресурсам, обычно имеют слабый линейный сюжет. Главное в аркадах быстро передвигаться, стрелять и собирать различные призы, управляя компьютерным персонажем или транспортным средством. Эти игры в большинстве случаев безобидны. Если и вызывают психологическую зависимость, то кратковременную.
  2. Головоломки (шахматы, шашки, нарды). Основная мотивация в таких играх - доказать свое превосходство над компьютером.
  3. Игры на быстроту реакции. Сюда относятся все игры, в которых играющему нужно проявлять ловкость и быстроту реакции. Они отличаются от аркад тем, что либо совсем не имеют сюжета, либо абстрактны и никак не связаны с реальной жизнью. Мотивация, основанная на азарте, потребности «пройти» игру, набрать большее количество очков, может формировать вполне устойчивую психологическую зависимость человека от этого типа игр.
  4. Традиционно азартные игры. Сюда входят компьютерные варианты карточных игр, рулетки, имитаторы игровых автоматов. Механизмы формирования зависимости от этих компьютерных игр и их реальных аналогов схожи.

Лечить или не лечить?

То, что компьютерная зависимость существует - это факт. Другое дело - стоит ее лечить или нет? Психологи склонны верить, что любая компьютерная зависимость - временная. Рано или поздно у человека произойдет насыщение играми и Интернетом, и былое увлечение либо перерастет в профессиональную деятельность, либо компьютер утратит былую привлекательность.

Естественно, одержимый (пусть и временно) человек выпадает из общества, из реальной жизни, у него возникают проблемы с учебой или работой. Но тогда стоит ли ждать насыщения?

Особенно это касается детей. Действительно, смогут ли они потом наверстать упущенное время, хорошо закончить школу, поступить в институт? Здесь психологи рекомендуют подходить индивидуально к каждому случаю. Вряд ли жесткими методами можно спасти ребенка от зависимости. Он просто будет ходить играть к своим друзьям, либо вместо школы пропадать в компьютерных клубах. Лучше заранее научить ребенка контролировать свое время или найти ему другое хобби. Зависимому человеку необходимо показать, что реальный мир намного интереснее виртуального. Ведь никакая компьютерная игра не может сравниться с красотой реальности.

Как понять, насколько безобидна компьютерная игра? Что такое зависимость от компьютерных игр и как с ней бороться?

Всемирный технологический прогресс подарил нам много всего нового и интересного. Компьютер, который еще несколько десятилетий назад был уникальным чудом техники, доступным только избранным, теперь присутствует почти в каждом доме. Современному человеку сложно себе представить свой день без этого универсального устройства – оно является нашим верным спутником и на работе, и дома, когда мы «отдыхаем» после тяжелого дня. Бесспорно, нет ничего ужасного в том, чтобы вечером посмотреть интересный фильм во «всемирной паутине» или поискать нужные данные. Но ведь это далеко не все, что может нам предложить компьютер…

Наверное, мало осталось на Земле людей, которые не знакомы с компьютерными играми, или, по крайней мере, о них не слышали. По утверждению специалистов, история компьютерных игр насчитывает чуть более полувека – первые из них возникли в далеких 50-х годах. По определению, компьютерной игрой называется программа, которая служит для организации игрового процесса, связи с игровыми партнерами и/или сама являющаяся партнером. Нередко такие игры создаются на основе книг и фильмов. А с 2011 года в США компьютерные игры были официально признаны отдельным видом искусства.

В последние годы производство компьютерных игр стало целой огромной индустрией. Конечно, спрос рождает предложение, а, значит, все больше и больше людей хотят играть. Естественно, час-два игры раз в неделю «для расслабления» никого не убьет. Но так ли все просто с компьютерными играми, как нам хочется верить? Давайте разберемся.


Игровая компьютерная зависимость, или игромания - форма зависимости, которая проявляется через навязчивое увлечение компьютерными играми и видеоиграми. Особенно быстро зависимость формируется в случаях, когда с помощью игры человек пробует решать свои психологические проблемы и задачи. Например, в игре можно почувствовать себя совершенно другим человеком, не таким, как в реальной жизни; можно проявлять чувства, которые не принято испытывать открыто: агрессию, злость; можно отбросить реальную тревогу из настоящего времени и уйти в виртуальный мир. По исследованиям специалистов, наиболее сильную зависимость вызывают сетевые игры. В истории известны случаи фатальных последствий подобных забав – например, в 2005 году китайская девочка, много суток подряд проигравшая в «World of Warcraft», умерла от истощения.

На данный момент игровая зависимость не признана заболеванием. Такой недуг не содержится официально в Международном классификаторе болезней. Но дебаты по поводу принятия данного термина ведутся постоянно. По мнению специалистов, для детального изучения влияния игровой зависимости на организм человека необходимы дополнительные тесты.

Тем не менее, результаты «на местах» говорят сами за себя. Сетевые игры захватили умы человечества. Количество игроков исчисляется уже миллионами человек. В чем же подвох такого, на первый взгляд, безобидного занятия? А все дело в том, что оно, как и любая другая зависимость, способно затягивать в свои сети. Игрок забывает обо всем на свете: о еде, сне, элементарной гигиене, обязанностях перед семьей, близкими, детьми, не говоря уже о физической активности и прогулках на природе. Не в силах прервать игровой процесс, игроманы могут потерять работу и семью. Реальный мир для них полностью заменяется виртуальным.

Но, естественно, тяжелее всего приходится подросткам. Эти «уже не дети, но еще не взрослые», переживающие и так один из самых непростых периодов в своей жизни, уходят в игры «с головой». В результате портятся отношения с семьей, «заваливаются» экзамены, не сдаются сессии. Бывшие отличники скатываются на двойки. Кроме того, со временем игры начинают требовать все больше и больше денежных вложений. А где их взять человеку, который еще не зарабатывает самостоятельно? Многие начинают выпрашивать у родителей, а, когда те перестают давать, то и брать без спроса. В таких случаях требуется уже неотложная помощь – молодой человек теперь не способен выбраться из этого бесконечного марафона в одиночку…


Как же распознать игровую компьютерную зависимость? Специалисты называют такие симптомы:

  1. Нежелание отвлечься от компьютерной игры;
  2. Раздражение при вынужденном отвлечении от игры;
  3. Эйфория или просто хорошее самочувствие, находясь за компьютером и играя в игру;
  4. Неспособность запланировать окончание сеанса игры и время, проведенное за компьютером;
  5. Забывание о домашних и рабочих обязанностях, учебе, договоренностях, запланированных встречах в ходе игры на компьютере;
  6. Большие денежные вложения на обеспечение постоянного обновления устройств и программного обеспечения компьютера;
  7. Пренебрежение сном, гигиеной, здоровьем, в пользу проведения как можно большего количества времени в игре;
  8. Отказ от нормальных приемов пищи, предпочтение механического «поглощения» нерегулярной, однообразной еды перед компьютером;
  9. Злоупотребление психостимуляторами: кофе, различными энергетиками;
  10. Навязчивое желание обсуждать компьютерную игру со всеми, кто хоть что-то в этом понимает.

Кроме того, зависимость от компьютерных игр негативно сказывается как на физическом, так и на психическом здоровье человека. Нередки такие физические симптомы:

  • Нарушения зрения, сухость в глазах;
  • Головные боли;
  • Изменения режима сна, расстройства сна;
  • Нарушения пищеварения вследствие нерегулярного и неправильного питания;
  • Частые боли в спине, вызванные долгим сидячим положением;
  • Проблемы с осанкой;
  • Снижение иммунитета;
  • Постоянное чувство усталости;
  • Туннельный синдром – поражение нервных стволов в области запястья. Такое нарушение возникает из-за неудобных условий работы с мышкой и клавиатурой и длительного перенапряжения мышц;
  • Пренебрежение личной гигиеной и связанные с этим проблемы.

Психологические симптомы зависимости менее заметны невооруженным глазом, но от этого не менее значимы. Сам игрок может и не замечать, какую уйму времени он тратит на игры, как забывает поесть и отдаляется от родных и близких.

По утверждению психологов, наиболее подвержены игровой компьютерной зависимости люди, неуверенные в себе, с низкой самооценкой, испытывающие трудности в общении, неудовлетворенные жизнью и собой, застенчивые от природы и имеющие комплексы. Игра дает им возможность уйти в другую реальность, осуществить свои желания, испытать новые эмоции, почувствовать себя сильным, значимым, вооруженным. То есть, по сути, происходит подмена реальной жизни виртуальной игрой.


К основным причинам развития игровой компьютерной зависимости психологи относят:

  1. Нехватка реального качественного общения. Больше всего данная проблема задевает детей и подростков, родители которых чересчур заняты или склонны к сверхопеке. Дефицит реальных коммуникаций заставляет людей искать их в виртуальном мире;
  2. Отсутствие ярких интересных моментов в жизни. Когда будни человека наполнены серостью и скукой, он пытается «добрать» позитивных эмоций в игре;
  3. Сексуальная неудовлетворенность. В основном «жертвами» игромании становятся люди, недовольные своей личной жизнью или не имеющие таковой. Также иногда под патологическим влечением к играм маскируются разные сексуальные расстройства и отклонения от нормы. Ведь вся прелесть игрушек в том, что игрок, по сути, анонимен, никто не «раскусит» его и не будет тыкать в него пальцами, значит, можно проявлять себя по-разному;
  4. Несформированная психика. Нередко игроки «зависают» психически в детском или подростковом возрасте, не желая принимать взрослую жизнь со всеми ее обязанностями;
  5. Социальные страхи, фобии. Часто за повышенной тягой к играм стоит боязнь межличностных отношений, общества в целом, невозможность приспособиться к изменяющимся условиям внешней среды, недостаток креативности, гибкости. Виртуальный мир игры в таком случае может заменить человеку ту реальность, которую он так боится, предоставить более комфортную обстановку. Все это создает серьезную угрозу для успеха в реальной жизни;
  6. Конфликты, разлад внутри семьи. Когда все надоело, «не клеится», не получается, возникает большой соблазн уйти туда, где тебя не будут судить, да и вообще никто тебя не знает;
  7. Шанс ухода от реальных жизненных проблем. Человеку начинает казаться, что с помощью игры он сможет снять свой стресс, беспокойство, депрессию, «спастись» от проблем в учебе, перегрузок на работе, разладов в семье и кругу друзей;
  8. Наличие психопатий. Под психопатией подразумевается не болезнь, а патологические свойства характера, которые в неблагоприятных условиях приводят к затяжному стрессу, хроническим болезням. Психопаты считаются наиболее подверженными различным зависимостям.

По мнению психологов, наибольшую опасность представляют собой ролевые игры. Сам смысл таких игр предполагает «вхождение» человека в игру, отожествление себя с персонажем, потерю индивидуальности игрока и его интеграцию с компьютером. И, чем сильнее эффект погружения, тем сложнее становится потом оторваться от игры.


Компьютерные игры привлекают многих людей, но игроманами становятся далеко не все. Игроков условно можно разделить на 4 категории:

  1. Ситуационная игра. Такие люди играют тогда, когда есть внешние факторы: свободное время, конкуренция. Если нет воздействия извне, интереса к игре тоже не возникает;
  2. Эпизодическая игра. В таких случаях люди начинают играть в компьютерные игры время от времени, но они в состоянии контролировать себя и ограничивать время, проведенное в игре;
  3. Систематическая игра. Такие игроки увлекаются компьютерными играми, но потраченное впустую время и невыполненные обязанности вызывают у них угрызения совести, вследствие чего они могут перестать играть;
  4. Азартная игра. Для людей из этой группы игра становится смыслом жизни и занимает фактически все время. Когда в данный момент у человека нет возможности играть, он в мыслях все равно планирует ход игры, ожидая момента возвращения к ней. Невыполненные обязательства, незакрытые дела, проигрыши вместо отстранения от игры, наоборот, провоцируют его продолжать дальше и дальше. В данном случае мы говорим уже об истинной игромании.

Развитие зависимости от компьютерных игр происходит в несколько стадий:

  1. Стадия легкой увлеченности. На данном этапе происходит адаптация к игре;
  2. Стадия увлеченности. Резкое и быстрое формирование зависимости. Возникает усиленное желание играть, игровые сеансы становятся длиннее. Возрастают ставки в игре (если игра ведется «на деньги»). На данном этапе еще нет борьбы между желаниями играть или не играть, и человек еще может отказаться от игры даже при желании сесть за компьютер;
  3. Стадия зависимости. На этом этапе величина зависимости достигает максимального значения. Ярко проявляется борьба мотивов «играть» или «не играть», все сложнее выбрать «не играть». Резко растет время пребывания за компьютером, возрастает азарт, становится очень трудно оторваться от игры. Если игрок получает денежные выигрыши, они сразу же возвращаются в игру;
  4. Стадия привязанности. Сила зависимости на длительный период времени остается устойчивой, потом немного идет на спад и снова фиксируется и остается устойчивой. Теперь игра превращается в центр всей жизни игрока. Деньги становятся только символом игры. На этой стадии человек уже не может самостоятельно преодолеть желание играть. Целью игры становится сам ее процесс, а не выигрыш. Воздерживаться от игры человеку очень сложно, такие промежутки чрезвычайно малы и возникают только принудительно. Игрок все время погружен в свои игровые фантазии.

Какие же последствия влечет за собой игровая компьютерная зависимость? К ним психологи относят:

  • частные и затяжные конфликты дома, нередко — распад семьи;
  • утрата друзей и близкого окружения;
  • потеря социального статуса;
  • большие финансовые долги;
  • деградация личности.


Любое нарушение всегда проще предупредить, чем вылечить. И игромания тому не исключение. По мнению психологов, очень важная часть профилактики игровой компьютерной зависимости (как, впрочем, и других зависимостей) – разъяснительная работа, в первую очередь, среди молодежи. Необходимо приводить им примеры, как подобная зависимость рушила человеческие жизни, приводила игроков к нищете, к потере любимых занятий и прежних интересов. Важно указывать, что нередко игромания является следствием слабого характера и отсутствия силы воли. Также в профилактике игромании среди детей немаловажным является положительный пример самих родителей и близких взрослых – постоянно наблюдая, какой яркой и интересной может быть реальная жизнь, самостоятельно принимая в ней участие, ребенок вряд ли захочет променять ее на виртуальную. И, конечно же, не стоит пренебрегать близким эмоциональным контактом с ребенком – найдя его в кругу родных и друзей, дитя не будет вынуждено гоняться за ним, убегая в компьютер.

Если же такая зависимость уже возникла, важно знать, что она также поддается лечению. Но, в зависимости от стадии привязанности к игре, на ее лечение могут уйти месяцы или годы, полные запретов и ограничений.

Среди признанных методов лечения игровой компьютерной зависимости выделяют такие:

  • Беседы с психологом. Задача таких сеансов – убедить игрока в эфемерности его виртуального мира, показать ему всю красоту, совершенство настоящей, реальной жизни;
  • Медикаментозное лечение. Опытный врач может назначить специальные психотропные препараты – антидепрессанты, нейролептики;
  • Внимание к близкому человеку. Очень важно вовремя заметить, когда член семьи погружается в игры, постараться уделять ему больше внимания, разнообразить жизнь, добавить в нее новых красок и впечатлений. Ведь если у человека помимо компьютерных игр есть и другие интересы и увлечения, учеба, работа, занятия спортом, постоянный живой круг общения, вероятность заболеть игроманией ничтожно мала.

Все эти меры лучше всего работают в комплексе, и под контролем специалистов. Нередко при лечении игромана используют семейную психотерапию – заодно решаются и многие сопутствующие проблемы членов семьи.

Если вас настораживает патологическая увлеченность члена вашей семьи компьютерными играми, не замалчивайте проблему! Очень важно вовремя заметить тревожные «звоночки» и обратиться за квалифицированной помощью. Но не забывайте – свято место пусто не бывает. Если не заполнить освобождающееся от игр пространство живыми продуктивными делами, есть шанс, что на их место придут другие зависимости – алкоголизм или та же наркомания. Ведь, по сути, человек, попавший в такую непростую ситуацию, старается найти выход для себя, своеобразный «суррогат» нормальной жизни, которой в реале для него не существует. А вот помочь ее найти, создать и полюбить – это уже конкретная задача самого игрока и его близких. Задача сложная, но выполнимая, как показывают многие примеры.


«Будьте внимательны к своим близким, выбирайте живое общение, реальную жизнь и будьте всегда счастливы!»
Анна Кутявина

Сложно представить современного человека без компьютера. Ноутбук, планшет и смартфон прочно вошли в жизнь не только взрослых людей, но и детей. Работа с этими приборами помогает познавать новое, быстро находить нужную информацию, быть в зоне доступа, всегда на связи, узнавать последние новости. Однако современные гаджеты несут в себе и негативные стороны для человека. Особенно опасна компьютерная зависимость, которую называют эпидемией современного века.

Суть термина

Компьютерная зависимость является одной из форм аддиктивного поведения. Любая аддикция представляет собой нездоровую тягу к выполнению определенной деятельности. При невозможности осуществить задуманное у индивида начинается абстинентный синдром, то есть «ломка», когда человеку плохо и морально, и физически.

Такая зависимость от компьютера является нехимической аддикцией, то есть нет специального химического вещества, которое провоцирует зависимое поведение, а есть только повторяющиеся действия.

Они носят ритуальный характер: вошли в привычку и полностью человеком не осознаются. Из-за того, что нет мыслительного анализа, контроля над своими действиями, человек теряет счет времени, забывает о важных делах, о самом себе. Все его внимание сосредоточено лишь на виртуальной реальности.

В зависимости от того, чем занят человек за компьютером, выделяют следующие виды компьютерной зависимости :

  • интернет-зависимость – постоянное навязчивое желание находиться онлайн, быть в сети;
  • игровая – зависимость от компьютерных игр;
  • сетевая – тяга общаться через разнообразные социальные сети;
  • познавательная – чрезмерное увлечение новостями, получение новых знаний через интернет;
  • эротическая – поиск романтических отношений и сексуальных впечатлений в сети.

При анализе данного списка может показаться, что познавательная зависимость не несет в себе никакой опасности, а, наоборот, весьма полезна для человека. Но это не так, потому что индивид забывает о реальной жизни, занимается поиском информации, много читает, смотрит видео, но эти знания практически не усваиваются.

Сам человек истощен, мозг его устал, а кроме того, обычно нет должной мотивации для получения такой информации. Индивид просто кликает на заинтересовавшую рекламу, читает статью. На этой странице находятся ссылки на другие материалы, которые провоцируют переход по ним.

Так возникает цепочка действий, по которой пытливый ум движется. Но в результате уставший человек может лишь в общих чертах рассказать о том, что он узнал по данной проблематике. Такие действия непродуктивны, забирают много энергии и не дают должного результата.

Особенно опасна такая зависимость (имеется в виду любой гаджет – компьютер, телефон, планшет) для несформировавшейся детской психики. Учеными доказано, что от длительного воздействия компьютера у ребенка снижается память, гибкость мышления, ухудшается внимание и воображение. Ввели даже специальный термин – «вирус цифрового слабоумия ».

Доказано, что для развития всех зон головного мозга необходим разнообразный опыт. У ребенка, находящегося много времени перед экраном ноутбука, такие ощущения ограничены. Следовательно, не все зоны головного мозга развиваются в должной степени. Их активность ученые сравнивают с функционированием мозга у человека, получившего черепно-мозговую травму или перешагнувшего 70-летний рубеж.

Следовательно, эта зависимость опасна не только тем, что нарушает коммуникацию человека с внешним миром, но и отражается на его психическом развитии в целом.

Отличительные особенности

Признаки компьютерной зависимости – это некие симптомы, которые проявляются у большинства людей, проводящих много времени за компьютером. К ним относят:

  • множество позитивных эмоций от игр и проведения времени за компьютером;
  • депрессия, агрессия, апатия, когда такие действия невозможно осуществить;
  • «выпадение из времени», то есть потеря временной ориентации из-за долгого времяпрепровождения за компьютером;
  • игнорирование близких, общения с ними ради своей зависимости;
  • отсутствие иных хобби и увлечений, кроме компьютерных;
  • ухудшение здоровья (нарушение сна, зрения, проблемы со стороны пищеварительной системы, нарушения осанки) из-за длительной работы за компьютером;
  • финансовые вливания в интернет ради любимого времяпрепровождения (в игры, общение в социальных сетях, совершение покупок);
  • грезы, мечты, фантазии, сны, связанные с данной зависимостью.

Могут проявляться и индивидуальные признаки компьютерной зависимости, в частности ложь близким относительно того, чем человек занимается за компьютером; уход от проблем, то есть неумение их решать другими способами. Кроме того, в зависимости от возраста детей могут быть также разнообразные симптомы зависимости.

Компьютер и дошкольник

Ребенка раннего и среднего дошкольного возраста желательно вообще не допускать к компьютеру. Первое знакомство с ним должно состояться не раньше шести лет. В этом возрасте у ребенка уже сформированы начальные навыки целеполагания и контроля над временем. Он способен работать по инструкции, понимать, для чего осуществляет те или иные действия.

Важно с самого начала донести до малыша важную информацию о том, что компьютер (ноутбук, планшет) не являются средствами развлечения. Они в первую очередь помогают решать рабочие вопросы, учиться, быстро находить нужную информацию.

Шестилетнему ребенку можно предложить развивающие компьютерные игры или приложения (для изучения иностранного языка, алфавита, счета, логики, памяти, мышления, воображения). Взрослый при этом должен находиться рядом и следить, как ребенок выполняет задания, помогать ему. Когда малыш уже освоился в таких играх, родителям все равно не следует оставлять ребенка наедине с гаджетом. Он должен находиться в зоне видимости, ему следует задавать вопросы, просить комментировать действия за компьютером. Это делается с той целью, чтобы ребенок не «заигрался», понимал, где он находится, отслеживал свое текущее состояние.

Дети 4-6 лет должны играть друг с другом, а не за компьютером, так как в этом возрасте именно сюжетно-ролевая игра (в дом, в школу, больницу и т. п.) оказывает основное влияние на психическое и личностное развитие малыша.

В дошкольном возрасте ребенок должен проводить за компьютером не более 20-30 минут в день.

Компьютерная зависимость у детей-дошкольников чаще всего выражается в возникновении разнообразных страхов перед сном . Они жалуются на то, что не могут уснуть, чего-то боятся, но чего, назвать не могут. Становятся капризными и агрессивными. Если такие симптомы проявлены, следует пока оградить малыша от компьютера. Скорее всего, его психика еще не готова к таким нагрузкам. Нужно повторить знакомство с компьютером через несколько месяцев и посмотреть на результат.

Особенности проявления зависимости в младшем школьном возрасте

На смену игре ведущим видом деятельности для детей 7-11 лет становится учеба. Компьютерные технологии могут оказать существенную помощь в освоении школьной программы. Главное, понимать, с какой целью и в каком объеме их использовать. Ребенка следует научить искать нужную информацию в интернете. Для этого предварительно следует изучить весь имеющийся материал, а потом поставить конкретную цель, касающуюся того, что дополнительно посмотреть в интернете. Например, по «Природоведению» проходили комнатные растения, но запомнить, как все выглядят и называются, школьник не успел. Можно дополнительно посмотреть в интернете видеоролик, посвященный комнатным растениям.

Желательно, чтобы родители также участвовали в этом процессе, обсуждали с ребенком увиденное. Младший школьник должен проводить за компьютером не более часа в день, причем это время нужно разбить на два подхода.

Зависимость в этом возрасте уже проявляется в виде некоторых перечисленных ранее симптомов. Так, дети испытывают сильные эмоции за компьютером и без него. Может нарушаться сон, осанка, зрение. Портятся коммуникативные связи, так как ребенок больше времени проводит один дома. В школе такие дети рассеянны, пропускают многое из объяснений учителя, отвлекаются, отстают от сверстников.

Следует отметить, что в младшем школьном возрасте компьютерная зависимость легко поддается коррекции. Дело в том, что в этом возрасте дети равняются на взрослых, ценят их авторитет.

Что же делать родителям, чтобы побороть зависимость их детей? Прежде всего, быть внимательными к своим детям, отслеживать симптомы зависимости. Нельзя безосновательно выгонять ребенка из-за компьютера. Важно объяснить ему, почему вредно долго находиться в компьютерном мире. Родители должны предложить какие-то альтернативные действия, которые нравятся школьнику. Например, сходить всей семьей на каток, в бассейн, на пляж.

Подростковая зависимость

Наиболее часто компьютерная зависимость у детей встречается именно в подростковом возрасте. Дело в том, что в данном кризисном периоде мальчики и девочки часто недовольны собой, родители теряют в их глазах всякий авторитет. Чтобы как-то скрыться от душевных переживаний, подростки уходят в мир компьютерных игр или общения. У таких детей снижается школьная успеваемость, они прогуливают уроки, врут учителям и родителям, могут начать воровать деньги, чтобы вложить их в развитие своего персонажа в играх.

Подросткам следует проводить за компьютером не более 2 часов в день, которые разбиты на 2-3 подхода.

Что делать, если ребенок сидит за компьютером полдня? Прежде всего, родители не должны ничего требовать от подростка, не ставить перед ним ультиматумы. Следует уважать его, принимать и показывать, что его любят, несмотря ни на что. Для того чтобы донести нужную информацию до своего ребенка, следует использовать технику «Я-высказывание». Она заключается в том, что вместо обвинений взрослый говорит о своих чувствах относительно происходящего. Например, вместо того, чтобы сказать «Хватит так долго играть в компьютерные игры!», следует построить фразу следующим образом: «Я переживаю за тебя из-за того, что ты тратишь свое лучшее время на компьютер, а не на реальное общение!». Таким образом, родитель становится наравне со своим ребенком, а не выше его. Подросток в такой ситуации готов к общению.

Пути преодоления

Что же делать людям, которые заметили у себя симптомы такой аддикции, или у их детей такая зависимость начала формироваться?

  • Прежде всего, следует ограничить время, проводимое за компьютером и в сети интернет. Для этого можно использовать таймер или установить специальную программу, которая сама отключит прибор через установленное время.
  • Нужно найти себе интересное дело, увлечение. Желательно, чтобы оно было на природе и вне дома.
  • Пригласить контролера, который поможет избавиться от зависимости. Относительно детей контроль со стороны родителей будет действовать в том случае, если ребята сами пришли к выводу, что зависимость мешает им жить. В ином случае лучше привлечь к этой работе психолога.

Интересно, что создатели известных социальных сетей сами ограничивают свое время пользования ими, а также разрешают своим детям выходить в интернет всего лишь на час в день. Разумное использование средств прогресса свидетельствует о зрелости личности, внимательном отношении к себе и близким. Жизнь не должна проходить вне реальности!

Екатерина Морозова


Время на чтение: 10 минут

А А

Споры о вреде и пользе компьютера для малышей не утихают с самого появления этого продукта новых технологий в наших квартирах. Причем, никем уже даже не обсуждается вопрос времени, проведенного за монитором (всем известно, что чем реже – тем здоровее), а речь идет о конкретном вреде и привязанности, которую уже приравнивают к серьезной зависимости. В чем же вред компьютера для ребенка, и как определить, что уже пора «лечить» зависимость?

Виды компьютерной зависимости у ребенка, видео – врага необходимо знать в лицо!

Известно две формы компьютерной зависимости (основные) :

  • Сетеголизм — форма зависимости от самого интернета. Кто такой сетеголик? Это человек, не представляющий себя без выхода в Сеть. В виртуальных мирах он проводит от 10 до 14 (а то и больше) часов в сутки. Чем заниматься в интернете – для них значения не имеет. Соцсети, чаты, музыка, знакомства – одно перетекает в другое. Такие люди обычно неряшливы, эмоционально неустойчивы. Они постоянно проверяют почту, с нетерпением ждут следующего выхода в Сеть, с каждым днем все меньше времени отдают реальному миру, без сожаления тратят в Сети реальные деньги на виртуальные иллюзорные «радости».
  • Кибераддикция – форма зависимости от игр на компьютере. Ее можно, в свою очередь, разделить на два вида: ролевые и неролевые игры. В первом случае человек полностью отрывается от реальности, во втором целью является набор очков, азарт, выигрыш.

10 признаков компьютерной зависимости у ребенка – как узнать, что ребенок зависим от компьютера?

Все мы помним о случаях зависимости людей от игровых автоматов – проигрывались последние деньги, рушились семьи, уходили на задний план близкие люди, работа, реальная жизнь. Корни компьютерной зависимости те же: регулярная стимуляция центра удовольствия в человеческом мозге приводит к тому, что постепенно сформированный недуг вытесняет из потребностей человека все, что не относится к его любимому занятию. С детьми все еще сложнее – зависимость более сильная, а удар по здоровью – двойной. Каковы признаки подобной зависимости у ребенка?

  • Ребенок выходит за отведенные по времени границы по использованию компьютера. Причем, забрать компьютер у ребенка удается в итоге только со скандалом.
  • Ребенок игнорирует все дела по дому , включая даже свои обязанности – убраться в комнате, повесить вещи в шкаф, убрать за собой посуду.
  • Праздникам, общению с близкими и друзьями ребенок предпочитает интернет.
  • Ребенок сидит в Сети даже во время обеда и в ванной .
  • Если у ребенка забирают ноутбук, он тут же выходит в Сеть через телефон .

  • Ребенок постоянно заводит новые знакомства в Сети.
  • Из-за времени, которое проводит ребенок в Сети, начинает страдать учеба: домашние задание остаются несделанными, учителя жалуются на неуспеваемость, небрежность и рассеянность.
  • Оставшись вне доступа к Сети, ребенок становится раздражительным и даже агрессивным.
  • Ребенок не знает – чем себя занять, если нет возможности выйти в Сеть.
  • Вы не знаете, чем именно занимается ребенок в интернете , а любые ваши вопросы на эту тему ребенок воспринимает в штыки.

Вред компьютера для детей – возможные физические и психические отклонения у зависимого от компьютера ребенка.

Психика и физическое здоровье ребенка намного более слабые и «шаткие», чем у взрослых. И вред от компьютера, при отсутствии должного внимания родителей к этому вопросу, может стать очень серьезным. Чем же конкретно опасен компьютер для ребенка? Мнение специалистов…

  • Излучение электромагнитных волн . Для детей вред излучения вдвойне опаснее – в «перспективе» любимый ноутбук может аукнуться эндокринными заболеваниями, нарушениями в работе мозга, постепенным снижением иммунитета и даже онкологией.

  • Психическое перенапряжение. Обратите внимание на свое чадо в момент его полного погружения в виртуальный мир – ребенок никого не слышит и не видит, обо всем забывает, напряжен до предела. Психика ребенка в этот момент подвергается сильному стрессу.
  • Духовный вред. Ребенок – это «пластилин», из которого лепится человек соответственно той информации, которую малыш впитывает извне. А «извне», в данном случае – интернет. И редкий случай, когда ребенок использует ноутбук для самообразования, прочесывания развивающих игр и чтения книг. Как правило, внимание ребенка сосредоточено на той информации, от которой мама с папой в реальной жизни его отгораживают. Безнравственность, выползающая из интернета, крепко обосновывается в сознании ребенка.
  • Зависимость от интернета и компьютерных игр вытесняет потребность в чтении книг. Падает уровень образованности, грамотности, кругозор ограничен играми, форумами, соцсетями и сокращенными версиями книг из школьной программы. Ребенок перестает думать, потому что необходимости в этом нет – все можно найти в Сети, там же проверить орфографию, там же решить задачи.

  • Теряется потребность в общении. Реальный мир уходит на задний план. Реальные друзья и близкие люди становятся менее нужными, чем тысячи лайков под фотографиями и тысячи «друзей» в соцсетях.
  • При замене реального мира на виртуальный ребенок теряет способность общаться с людьми. В Сети он уверенный в себе «герой», а в реальности не может связать и двух слов, держится обособленно, не способен наладить контакт со сверстниками. Все традиционные моральные ценности теряют свою значимость, и им на замену приходят «олбанский язык», сетевая безнаказанность, низменность желаний и ноль стремлений. Еще опаснее, когда на сознание ребенка начинает влиять информация с ресурсов порнографического характера, сектантского, ритуального, нацистского и пр.

  • Катастрофически быстро портится зрение. Даже при хорошем дорогом мониторе. Сначала боль в глазах и краснота, потом снижение зрения, двоение в глазах, синдром сухого глаза и более серьезные заболевания глаз.
  • Малоподвижный образ жизни отражается на неокрепшем позвоночнике и мышцах. Мышцы ослабевают, становятся вялыми. Позвоночник искривляется – появляется сутулость, сколиоз, а за ним и остеохондроз. Туннельный синдром запястья – одна из самых «популярных» проблем у зависимых от ПК людей. Ее признаки – сильные боли в районе запястья.
  • Повышается утомляемость, растет раздражительность и агрессивность, снижается сопротивляемость организма заболеваниям.

  • Появляются головные боли, нарушается сон, головокружение и потемнение в глазах становятся чуть ли не нормой из-за своей частоты.
  • Возникают проблемы с сосудами. Что особенно чревато последствиями для детей с ВСД.
  • Перенапряжение шейного отдела позвоночника приводит к плохому кровоснабжению мозга и его кислородному голоданию. Как следствие – мигрени, апатия, рассеянность, полуобморочные состояния и пр.
  • Образ жизни ребенка, постоянно просиживающего за компьютером, изменить впоследствии будет очень сложно. Не только спорт – даже обычная прогулка на свежем воздухе, необходимая юному организму, отвергается в угоду мировой паутины. Снижается аппетит, замедляется рост, возникают проблемы с массой тела.

Конечно, компьютер – не страшное чудовище, и он во многом может стать полезной техникой и помощником в учебе. Но только в том случае, если используется во благо ребенка под неусыпным контролем родителей и строго по времени. Учите ребенка черпать информацию в книгах и научных фильмах, во внешнем мире. И учите его получать удовольствие от жизни, чтобы не было необходимости искать это удовольствие в интернете.

Были ли в вашей семейной жизни похожие ситуации? И как вы из них выходили? Поделитесь своими историями в комментариях ниже!