День памяти жертв геноцида армян. В армении воздают дань уважения памяти жертв геноцида армян Почему был осуществлен геноцид против армян

День памяти жертв Геноцида армян отмечается ежегодно 24 апреля в память о жертвах Геноцида армян в Османской империи. Планомерное уничтожение армянского населения в Османской Турции началось ещё с конца ХIХ века, а 24 апреля в качестве мемориальной даты выбрано потому, что именно в этот день в 1915 году в османской столице Стамбуле были арестованы и позднее убиты более 800 представителей армянской интеллигенции. Так армянский народ, большая часть которого на тот момент проживала в Западной Армении, лишился большей части интеллектуальной элиты. Вслед за этим событием последовала череда жестоких убийств и выселений этнических армян, получившая название Геноцид армян.
Традиционно в этот день миллионы армян и сочувствующих им представителей других народов в разных странах мира отдают дань памяти жертвам Геноцида, унёсшего жизни около 1,5 миллионов армян или около половины всех армян мира на тот период.
Уцелели в основном армяне Российской империи, а также армяне-беженцы в третьих странах...


Геноцид армян был организован турецкими правителями при поддержке императорской Германии и при попустительстве западных стран. Исповедуя идеи пантюркизма и панисламизма, турецкие власти стремились не только сохранить Османскую империю и насильно уничтожить или ассимилировать подданное население, но и создать всетуранскую империю, в которую бы вошли все мусульмане.

24 апреля 1915 года была арестована первая группа армянской интеллигенции. Далее последовали многочисленные аресты. За короткий период число арестованных достигло около 800 человек, в числе которых были писатели, ученые, искусствоведы, педагоги, актеры, врачи, священники, общественные деятели, а также армянские депутаты турецкого меджлиса (парламента). Всех их погнали в Анатолию и зверски убили.

В результате геноцида 1915 года было уничтожено около полутора миллионов армян, со своих земель было депортировано все армянское население Западной Армении.
Причем не просто вырезали - убивали садистски, сжигали заживо, пытали...

К сожалению русские были не в силах предотвратить страшной бойни, которую устроили турки в 1915 году, когда сигнал к убийствам был дан в Зайтуне, 24 апреля 1915 года.
Однако, уже в начале этих бедствий, по личному приказанию Государя Императора Николая II, русские войска предприняли ряд мер для спасения армян, в результате которых из 1.651 тысячи душ армянского населения Турции было спасено 375 тысяч, то есть 23%, что само по себе является исключительно внушительной цифрой.

Обратимся теперь к армянскому источнику и посмотрим как это спасение происходило. Г. Тер-Маркариан, в своей работе „Как все это происходило", говоря о страшном преступлении турок писал:
„Ради исторической справедливости и чести последнего русского Царя нельзя умолчать, что в начале описываемых бедствий 1915 года, по личному приказанию Царя, русско-турецкая граница была приоткрыта и громадные толпы скопившихся на ней измученных армянских беженцев были впущены на русскую землю.
Сохранились рассказы очевидцев о душераздирающих, разыгравшихся при этом сценах, о незабываемых проявлениях безмерной радости и слезах благодарности со стороны страдальцев, падавших на русскую землю и неистово ее целовавших, о русских солдатах-бородачах, стыдливо прятавших увлажненные слезой глаза и кормивших из своих котелков изголодавшихся армянских детей, о матерях, целовавших сапоги русских каазаков, бравших в седло по одному, по два армянских ребенка и спешно увозивших их подальше от этого ада, о рыдавших от счастья стариках, обнимавших русских солдат, об армянских священниках, с крестом в руках возносивших молитвы, крестивших и благословлявших коленопреклоненную толпу.

У самой границы, прямо под открытым небом, было расставлено множество столов, за которыми русские чиновники принимали армянских беженцев без всяких формальностей, вручая по царскому рублю на каждого члена семьи и особый документ, дававший им право в течении года беспрепятственно устраиваться по всей Российской Империи, пользуясь бесплатно всеми видами транспорта. Здесь же было налажено кормление голодных людей из полевых кухонь и раздача одежды нуждающимся.
Русские врачи и сестры милосердия раздавали лекарства и оказывали неотложную помощь больным, раненым и беременным. Всего таким образом было тогда пропущено через границу и нашло прибежище и спасение в России более 350 тысяч турецких армян"

И взгляд с армянской стороны.

АРМЯНЕ ПОМНЯТ О МИЛОСЕРДНОМ АКТЕ ИМПЕРАТОРА РОССИИ

Для нас важное значение имеет статья Павла Пагануцци «Император Николай II - спаситель сотен ты­сяч армян от турецкого геноцида», опубликованная на страницах журнала «Родина» (1993. № 8-9). Лишь в одном не прав Павел Пагануцци - в том, что о спасе­нии не вспомнил «никто ни раньше, ни теперь». Ар­мяне ничего не забыли. Акт царского милосердия на вечные времена вошел в национальное сознание ар­мянского народа. Достаточно отметить, что даже в са­мые суровые годы сталинского деспотического режи­ма многие армяне, в особенности беженцы из Запад­ной Армении, своих сыновей в честь императора на­зывали Николаем.
Вооруженные силы Советской Армении стали орга­низовываться на новой основе. Однако недолго длил­ся этот процесс - всего 8 дней. С десятого декаб­ря 1920 года начались повальные аресты генералов и офицеров армии Республики Армения. За два меся­ца было арестовано 1400 человек. В конце февраля 1920 года 840 из них (в том числе 13 генералов, 20 полковников) оказались в концентрационном ла­гере города Рязани, в числе их и 67-летний генерал Базоев.

Находясь вдали от родных берегов, штабс-капитан Фарашян не переставал рассказывать о гуманном пос­тупке русского царя по отношению к армянам. В Госу­дарственном архиве Рязанской области (ГАРО) хра­нятся документы, в которых особый отдел XI Крас­ной армии и спецчасть концлагеря характеризуют Фа­рашяна как явного монархиста. Даже в лагере он не расставался с портретами царя. Как сказано в доносе агента-сексота (фамилия имеется в деле), «Фарашян считает себя не временно задержанным, а воен­нопленным. Поэтому он имеет право хранить в карма­не фото царя. Убийство царя он считает преступлени­ем века» (см. ГАЮ. Φ. Р-2817. On. I. Д. 198). Кличка «монархист» сохранялась за Фарашяном, пока он на­ходился в лагере. Вместе с другими офицерами армии Республики Армения Фарашян через несколько лет был освобожден из концлагеря, но в 1936 году вновь оказался в застенках террористической диктатуры в качестве дашнака, хотя никогда не был членом какой-либо партии.

Так жили, страдали и умирали мученики двадцатого столетия - благородные сыновья армянского народа. Что касается акта милосердия Русского Императора, то он с благодарностью будет воспринят теми армяна­ми, которые до публикации на страницах журнала «Ро­дина» об этом не могли знать. Абсолютно уверен в том, что недалек тот день, когда на территории возро­жденной Республики Армения будет воздвигнут вели­чественный памятник - Хачкар в честь этого поступ­ка Его Императорского Величества Николая II. Как свидетельствует история, армяне умеют быть благо­дарными. Они не забывают добро.
ГЮЛАБ МАРТИРОСЯН,
доцент Рязанской радиотехнической академии, председатель правления Рязанского Армянского культурного общества «АРАКС»

Упокой, Господи, невинноубиенных.

Варвара Маркарян, доцент кафедры Экономики и Финансов Краснодарского Филиала Финансового Университета при Правительстве РФ, профессор Российской Академии Естествознания, действительный член Российской Академии Геополитических Проблем.

Сусанна Петросян, председатель Центра Развития Молодежи Арцаха,Старший преподаватель Арцахского Государственного Университета, общественный деятель, блогер, ответили на вопросы в виртуальной пресс конференции посвященной Армении и Арцаху в Виртуальном Дискуссионном Клубе «Мысль» , на его дискуссионной площадке в крупнейшей социальной сети «Фейсбук».

Открыл виртуальную пресс конференцию администратор Клуба Александр Гулян :

Доброго Времени суток Варвара и Сусанна. Администрация нашего Клуба благодарит Вас за принятое приглашение. Наша Виртуальная пресс конференция проходит в преддверии скорбной даты, 24 апреля, дня геноцида армян в Османской Империи.

И это было частью пути армян к независимости и свободе. И мы ждем в ответах нашей пресс конференции Вашего видения пути и борьбы армянского народа за независимость Арцаха и Армении.

Варвара Маркарян: Здравствуйте, Александр! Здравствуйте, уважаемые друзья! Спасибо за приглашение. Буду рада ответить на вопросы. Вопрос восстановления государственности Армении и Арцаха — самый важный, я уверена, для всех армян.

Сусанна Петросян: Здравствуйте, спасибо за приглашение. Геноцид 1915 года мог бы повториться 2 апреля 2016 года в Арцахе, но благодаря стойкости и мужеству наших солдат, нам удалось избежать трагедии такого масштаба, хотя для нас каждая потеря невосполнима!

Павел Хотулев : На мой взгляд решение армянского вопроса лежит в плоскости развития армяно-курдских отношений. Вопрос к обеим спикерам — возможно ли в будущем создание армяно-курдской федерации или конфедерации?

Сусанна Петросян : Уважаемый Павел, на мой взгляд это невозможно, история показывает, что в сложных случаях курды не поддерживают армян, у них свои личные узкие национальные интересы.

Варвара Маркарян: Курды много лет всем народом -и стар и млад, и женщины в том числе, борются за свою независимость. Если бы Эрдоган был немного умнее и дал им элементарную автономию на территории их исторического проживания, то этот народ сложил бы оружие и стал бы с радостью строить свою мирную жизнь. Конфедерация- не нужна, но мирно мы бы с ними соседствовали.

Раиса: Хотелось бы узнать,на сколько для Вас и всех армян в целом, важен такой факт, как признание геноцида со стороны Турции?

Варвара Маркарян: Уважаемая Раиса! Многие мои коллеги и знакомые мне говорят, что надо забыть и простить. Во-первых, прощают тех, кто просит прощения. Во-вторых, как мы можем забыть нашу историю?

Да, очень важен вопрос признания факта Геноцида и покаяния современного правительства Турции, как правопреемника Османской Империи.

Чтобы не разрушались и не переименовывались наши исторические памятники на территории современной Турции. Нам нужна, прежде всего, историческая СПРАВЕДЛИВОСТЬ.

Павел Хотулев: Кроме армянского вопроса, на Южном Кавказе и Ближнем Востоке стоят так же курдский, талышский, лезгинский, греческий вопросы. Возможно какие-то еще. Уже и сирийских арабов сюда можно включить.

Варвара, рассматривается ли решение армянского вопроса, через интернационализацию противостояния тюркской агрессии?

Варвара Маркарян: Павел, да, я уверена, что только в совместной борьбе всех народов, подвергающихся и в настоящее время насильственной ассимиляции, возможно решение армянского вопроса.

Если бы правительство Турции не притесняло национальные меньшинства, то угроза расчленения и распада Турции была бы намного меньше. Но своими новоосманскими имперскими амбициями Эрдоган ведет страну к краху. То же самое можно сказать и об Азербайджане.

Павел Хотулев: Варвара, станет ли когда нибудь Грузия союзником Армении?

Варвара Маркарян: Всегда были союзниками в борьбе с общим врагом. Теперь там прозападные силы у руководства, поэтому в настоящее время наши политические векторы- разнонаправлены. Как только грузинский народ большинством голосов выберет другое, правильно ориентированное руководство- все будет, как раньше- будем братьями, друзьями.

Павел Хотулев: Варвара, возможен ли стратегический союз Армении и Персии без Российского участия?

Варвара Маркарян: Да! Они наши ближайшие соседи и всегда помогали нам, В годы Геноцида, когда под предлогом религиозной ненависти уничтожали христиан в Османской Турции- Персия приняла беженцев..

А глава их мусульман издал фирман «… принять и оказать всяческую помощь братскому армянскому народу». Армяне умеют быть благодарными. И умеют наказывать предателей. Дай Бог, чтобы нам с Россией всегда было по пути. И вместе с Ираном мы убедительная сила для недоброжелателей

Павел Хотулев: У меня нет ни каких сомнений, что рано или поздно Курдистан будет создан и признан. И это будет имеющее собственное, открытое побережье, государство. Возможен вариант, что это будет южное побережье Черного Моря.

Варвара,рассматривают ли армянские стратеги такое развитие геополитики и что армяне могут этому противопоставить, если вариант армяно-курдской конфедерации по Вашему мнению невозможен?

Варвара Маркарян: Я думаю, что нашим руководителям тогда нужно будет сесть за стол переговоров и найти компромиссный для обеих сторон вариант. На южном побережье Черного моря не живут курды, насколько мне известно.

Поэтому им вряд ли предоставят эту территорию. Курдистан на картах самих повстанцев имеет другие очертания.

Павел Хотулев: Самые действенные меры те, которые принимаются превентивно. Вопрос Варваре — какие меры превентивного характера принимаются Арменией, что бы секвестрировать возможные армяно-курдские противоречия в будущем?

Варвара Маркарян: Уверена, что противоречий нет и не будет. Ничто так не углубляет взаимопонимание, как образ внешнего врага. В прошлом — да, были и противоречия, и вражда.

Но ежегодно на наших траурных митингах 24 апреля, которые проходят по всему миру, с нами в знак солидарности курды возлагают цветы к мемориалам памяти жертв Геноцида.

У нас в городе глава курдской общины не раз прилюдно, на митинге приносил покаяние, просил прощения от имени своего народа за то, что они были вместе с турками в 1915 г и пролили кровь армян.

Арам Аствацатуров: Уважаемая Сусанна, еще не все армянские территории освобождены на Востоке исторических армянских земель. Есть ли вероятность освобождение армянских земель на Востоке Арцаха и есть ли планы по возвращению армянского населения на места их исторического проживания?

Сусанна Петросян: Спасибо Арам, вы подняли очень важный вопрос, к сожалению не всегда этому вопросу придает должное внимание мировое сообщество, в частности в дискурсе о возвращении земель вопрос о возвращении Восточного Арцаха остается в периферии, но для нас, армян, этот вопрос крайне важный и он будет решен в повестке других вопросов по урегулированию конфликта любыми усилиями — мирными или военными.

Владимир Глазков: Сусанне, в чем схожесть и отличия ситуаций в Республике Арцах и Республиками Донбасса на ваш взгляд?

Сусанна Петросян: Я не занималась изучением конфликта в Донецке и Луганске. Но, как известно, все конфликты уникальны. Республика Арцах была образована в ходе распада Советского Союза на основе того же законодательства, которое было использовано другими союзными республиками для провозглашения собственной независимости. До развала СССР Нагорный Карабах (Арцах) имел статус автономной области.

За последние 26 лет независимого развития, граждане Республики Арцах не только смогли создать эффективные государственные институты, но дважды (война 1992-1994 гг. и Апрельская война 2016 г.) отстояли свое право жить у себя на родине, остановив вооруженную агрессию Азербайджана против самоопределившейся НКР.

Республика Арцах состоявшееся суверенное государство с демократической системой управления. Как самостоятельный военно-политический фактор в регионе, Арцах вносит свой вклад в поддержание региональной стабильности.

Структуры безопасности республики продолжают политику сдерживания противника и пресекают попытки Азербайджана дестабилизировать ситуацию на Южном Кавказе.

ДНР и ЛНР были образованы в совершенно других политических условиях.
Новообразованные республики находятся на стадии становления и в очень непростой ситуации.

Владимир Глазков: Сусанна, как вы считаете, удалось ли Арцаху в условиях блокады отстоять свою независимость? Не находится ли эта независимость в руках Республики Армения?

Сусанна Петросян: Арцах отстоял свою независимость не только в условиях блокады, но и осады и войны. Начатая в 1988 году со стороны Азербайджана блокада Нагорного Карабаха была частично ликвидирована в мае 1992 года успешными военными операциями Армии обороны НКР.

Тогда был создан гуманитарный коридор, который соединил Арцах с Республикой Армения. Поскольку внешние границы Республики Арцах с Азербайджаном и Ираном остаются закрытыми, то в различных сферах имеют место интеграционные процессы между Арцахом и Республикой Армения.

Говорить о зависимости Арцаха от Республики Армения не совсем корректно. Скорее всего Степанакерт и Ереван следуют единым национальным интересам.

Артемида Богданова: Варвара и Сусанна, в Нагорном Карабахе была греческая община и греческое село. Из за войны греки уехали. Сейчас относительно мирное время. Готовы ли власти принять греков обратно?

Варвара Маркарян: Есть такой Eduardos Polatidis- председатель греческой общины Армении и Арцаха «Патрида». Он как раз сейчас в Арцахе, занимается интересными проектами по заселению населения в приграничных селах.

Сусанна Петросян: Небольшая греческая община Арцаха компактно проживала в селе Мехмана Мартакертского района. По приглашению греческой стороны многие семьи переехали в Грецию.

Село Мехмана в годы войны оказалась под азербайджанской оккупацией. После освобождения села вооруженными силами Арцаха некоторые семьи вернулись. В Арцахе зарегистрирован и действует «Центр армяно-греческой дружбы». Если бывшие жители Арцаха греческого происхождения пожелают вернуться домой, не сомневаюсь, власти республики окажут своим согражданам необходимое содействие.

Мария Королева: Моё почтение спикерам и всём участникам беседы! Хотелось бы узнать вашу точку зрения по следующему вопросу:

Что должно предпринять, имея определенный исторический опыт, на уровне законодательной и исполнительной власти, чтобы не допустить возникновения подобных событий в текущем и в будущем времени?

Я думаю, что в решении любых вопросов имеет смысл находить причину их возникновения и разбираться с ней, а не с последствиями в виде геноцида определенного народа, в данном случае армян.

Варавара Маркарян: Есть только один способ недопущения в будущем таких преступлений против человечности — неотвратимость наказания. Преступление — не имеющее срока давности, правопреемники должны также нести ответственность.

Не зря же Гитлер, принимая решение о массовом уничтожении евреев произнес сакраментальную фразу «.. в конце -концов, кто теперь помнит про армян?».. (Есть исторические документы немецких современников на этот счет). Наказать, чтоб больше никому неповадно было.

Кривошеев Вячеслав: Уважаемая Варвара! Актуальную повестку дня формулирует не только политики, но и интеллигенция. Пользуясь случаем, хотелось бы получить из первых рук информацию о состоянии армянской интеллигенции. Кто в этой среде лидеры общественного мнения и задаёт тон?

Вокруг чего и как организована гуманитарная сфера: книги, СМИ, интернет, искусство? На каких идеях и в какой среде развивается интеллигенция: книги, образование или культура? Какие книги читают, что издают, что доступно интеллигенции из сокровищницы мировой и национальной культуры?

Варвара Маркарян: Ну мой ответ на эту тему вряд ли можно будет считать информацией «из первых рук» . Я родилась, выросла и живу вне территории нынешней Армении. Езжу на свою историческую Родину примерно раз в год, или чаще, при первой же возможности.

Могу лишь сказать, что если в России в условиях рыночной системы интеллигенции живется трудно в экономическом плане, многие, не выдержав, уходят » в бизнес», то можно представить, насколько труднее им в стране, которая более 25 лет находится в блокаде со стороны соседей.

Тем не менее, и гости и туристы восхищаются Арменией. Не все знают, насколько сильна медицина в Армении, но кому пришлось сравнить хоть однажды, те едут лечиться в Армению.

И наука, и культура, и образование пока не сдали своих позиций. Наш университет уже второй раз проводит в Ереване международную конференцию — на днях мы едем туда. Посмотрю обязательно книжные магазины.

Кахин Мирзализаде: Основная проблема Нагорно-Карабахской Республики — Арцаха его юридический статус. И все старания Баку направлены на то, чтобы не допустить даже неофициального признания НКР.

В этом контексте не странно ли до сих пор Армения официально не признает статус НКР, таким образом легитимируя не только граждан НКР (без нужды во втором паспорте), но и обезопасив тех же гостей НКР?

Более того, признания независимости НКР (хотя бы со стороны Армении) сделает страну полноправной стороной переговорного процесса. В чем причина? Сама Армения если не сможет решиться на признания независимости НКР как того можно ожидать от других?

Варвара Маркарян: Армения является стороной переговорного процесса, в случае признания ею НКР, она выйдет из этого процесса, а НКР от этого ничего не выиграет, поскольку будучи признанной лишь Арменией, она опять не получит право быть полноценной стороной переговорного стола.

Кахин Мирзализаде: Опасаетесь ли Вы «открытой полномасштабной войны» , уважаемая Сусанна?

Сусанна Петросян: Уважаемый Кахин, это все лишь политические игры, в которых каждый играет свою роль, что касается боюсь войны или нет отвечу. С 11 до 14 лет я росла в условиях войны, видела все — град, пушки, самолеты, бомбы, кровь, плачь, трупы и т.д., также параллельно видела слезы радости, смех, песни, танцы, тосты победы… сегодня у меня 4 детей, и я уверенна, что они и их дети и все мое потомство, будет жить именно на этой земле, потому что то, что от Бога, никому не отнять от нас, это наша священная земля и до последней капли крови каждый армянин будет ее защищать… это наше прошлое, настоящее и будущее!

Мои сыновья будут защитниками Родины, мои дочери будут служить своим мужьям во благо Родины, так думает каждый живущий в Арцахе, недаром ведь наш символ «Мы — есть наши горы», нас не разлучить с нашими корнями, с нашими горами!!!

Карен Агабекян: У меня вопрос по позиции Армении и Арцаха в вопросе мирного решения конфликта, основанные на мадридских принципах. Дело в том, что как мы знаем, Арцах полностью доверяет Армении и фактически передала право ведения переговоров, которые как мы знаем на основе мадридских принципов.

Основные пункты в мадридских принципах, один из условий является так же сдача территорий так называемой «зоной безопасности». Теперь вопрос, как Вы видите этот вопрос о сдаче территорий в обмен на мир?

И второй вопрос, почему у Армении с Арцахом нет претензии к Азербайджану по территориям Северного Арцаха, точнее там где проживали армяне и были незаконно депортированы из Шаумяновского, Ханларского, Шамхорского, Дашкесанского района, почему на переговорах не упоминается этот вопрос?

Сусанна Петросян: Уважаемый Карен, мадридские принципы, «лавровские» и прочие документы остались в прошлом, про сдачи территорий не может быть и речи…

Все эти и подобные вопросы может решить только народ Арцаха, который проживает на этих территориях…, что касается Восточного Арцаха и беженцев из других территорий, то вы правы мировое сообщество закрывает глаза… но это все вопросы времени, справедливость скоро восторжествует, потому что Господь на стороне справедливых!
22-23 апреля, 2017 год.

Сегодня 24 апреля Армения и армяне всего мира отмечают День памяти жертв Геноцида армян в Османской империи.

Геноцидом армян называют массовое убийство армянского населения Османской империи во время Первой мировой войны.

Эти избиения были осуществлены в разных регионах Османской империи правительством младотурок, которые были в тот период у власти.

Первая международная реакция на насилие была выражена в совместном заявлении России, Франции и Великобритании в мае 1915 года, где зверства против армянского народа были определены как «новые преступления против человечества и цивилизации». Стороны соглашались, что турецкое правительство должно быть наказано за совершение преступления.

Почему был осуществлен геноцид против армян?

С началом Первой мировой войны, младотурецкое правительство, надеясь сохранить остатки ослабленной Османской империи, приняло на вооружение политику пантюркизма – создания огромной Турецкой империи, вбирающей в себя все тюркоязычное население Кавказа, Средней Азии, Крыма, Поволжья, Сибири, и простирающейся до границ Китая. Политика тюркизма предполагала тюркизацию всех национальных меньшинств империи. Армянское население рассматривалось главным препятствием для реализации этого проекта.

Хотя решение о депортации всех армян из Западной Армении (Восточная Турция) было принято в конце 1911 года, младотурки использовали начало Первой мировой войны в качестве удобной возможности для его осуществления.

Сколько людей погибло во время Геноцида армян?

В канун Первой мировой войны в Османской империи жило два миллиона армян. Около полутора миллиона было уничтожено за период с 1915 до 1923 года. Оставшиеся полмиллиона армян были рассеяны по всему миру.

Механизм осуществления Геноцида

Геноцид - это организованное массовое уничтожение группы людей, требующее центрального планирования и создания внутреннего механизма его осуществления. Именно это и превращает геноцид в государственное преступление, поскольку только государство обладает ресурсами, которые можно использовать в подобной схеме.

24 апреля 1915 года , с ареста и последующего истребления около тысячи представителей армянской интеллигенции, в основном из столицы Османской империи Константинополя (Стамбула), начался первый этап уничтожения армянского населения. Ныне, 24 апреля отмечается армянами всего мира как день памяти жертв Геноцида.

Вторым этапом «окончательного решения» Армянского вопроса стал призыв в турецкую армию около трехсот тысяч армянских мужчин, позднее разоруженных и убитых своими турецкими сослуживцами.

Третий этап Геноцида ознаменовался резней, депортацией и «маршами смерти» женщин, детей и стариков в сирийскую пустыню, где сотни тысяч людей были убиты турецкими солдатами, жандармами и курдскими бандами, либо гибли от голода и эпидемий. Тысячи женщин и детей подверглись насилию. Десятки тысяч были насильственно обращены в ислам.

Последней стадией Геноцида является тотальное и абсолютное отрицание турецким правительством массовых убийств и уничтожения армян на их же родине. Несмотря на процесс международного осуждения Геноцида армян, Турция продолжает бороться против его признания всеми средствами, включая пропаганду, фальсификацию научных фактов, лоббирование и т.д.

По материалам официального сайта Музея-института Геноцида армян

Мы на Голгофу шли с восторженной любовью,
И в темные века боролись мы одни.
Могли бы напоить мы ад своею кровью
И погасить его багровые огни...

“Армянский вестник”, 1916. № 47


В этот день турецкие власти начали массовые убийства, аресты и депортацию армян из Константинополя.
Впоследствии эта дата станет днём памяти жертв геноцида армян. Даже сам термин «геноцид» в своё время был предложен (его автором Рафаэлем Лемкиным) для обозначения массового уничтожения армян в Османской империи, и уже затем этим же словом называли уничтожение евреев на оккупированных нацистской Германией территориях. Далее о том как это было...


Началась резня армян турками еще в 1890-х годах. В геноцид можно включить резню в Смирне и действия турецких войск в Закавказье в 1918 году.

В совместной Декларации от 24 мая 1915 года стран-союзниц (Великобритания, Франция и Россия) массовые убийства армян впервые в истории были признаны преступлением против человечности.

Одновременно с геноцидом армян в Османской империи имели место геноцид ассирийцев и геноцид понтийских греков.

Армяне жили на территории современной Турции когда турок, как нации еще не было. Армянский этнос сформировался к VI веку до н. э. на территории современной восточной Турции и Армении, в регионе, включающем в себя гору Арарат и озеро Ван. Армения стала первой страной, официально принявшей христианство, как государственную религию. Религиозное противостояние армян, не желавших отказаться от христианства, во время многочисленных вторжений мусульман (арабских Аббасидов, сельджуков и огузских тюрков, персов) и опустошительные войны привели к сильному уменьшению численности армянского населения.

До начала XX века этноним «турок» (Türk) часто употреблялся в уничижительном смысле. «Турками» именовали тюркоязычных крестьян Анатолии, с оттенком презрения к их невежественности.

Когда армяне оказались в составе Османской империи, не будучи мусульманами, они считались второразрядными гражданами — зимми. Армянам запрещалось носить оружие, они должны были платить более высокие налоги. Армяне-христиане не имели права свидетельствовать в суде.

Враждебность к армянам усугубляли нерешённые социальные проблемы в городах и борьба за ресурсы в сельском хозяйстве. Положение осложнялись притоком мухаджиров — мусульманских беженцев с Кавказа (после Кавказской войны и русско-турецкой войны 1877—78 годов) и из новообразованных балканских государств. Изгнанные христианами со своих земель, беженцы переносили свою ненависть на местных христиан. Все это и начавшиеся проблемы в Османской империи привели к возникновению так называемого «армянского вопроса».

Массовые убийства начавшиеся в 1894—1896 годах, которые унесли жизни сотен тысяч армян, состояли из трёх основных эпизодов: резни в Сасуне, убийств армян по всей территории империи осенью и зимой 1895 года и резни в Стамбуле и в районе Вана, поводом для которой послужили протесты местных армян.

В районе Сасуна курдские вожди обложили данью армянское население. В то же время османское правительство потребовало погашения задолженностей по государственным налогам, которые до того прощались, учитывая факты курдских грабежей. В следующем году курды и османские чиновники потребовали от армян уплаты налогов, но встретили сопротивление, подавить которое был послан Четвёртый армейский корпус. Было убито не менее 3000 человек.

Протестуя против нерешённости армянских проблем в сентябре 1895 года армяне решили провести большую демонстрацию, однако на их пути встала полиция. В результате начавшейся перестрелки десятки армян были убиты и сотни ранены. Полиция отлавливала армян и передавала их софтам — учащимся исламских учебных заведений Стамбула, которые забивали их до смерти. Резня продолжалась до 3 октября.

8 октября мусульмане убили и заживо сожгли около тысячи армян в Трабзоне. Это событие стало провозвестником организованной османскими властями серии массовых убийств армян в Восточной Турции: Эрзинджане, Эрзеруме, Гюмюшхане, Байбурте, Урфе и Битлисе.

26 августа 1896 года группа хорошо вооружённых армян захватила здание Оттоманского банка, взяла европейский персонал в заложники и, угрожая взрывом банка, потребовала от турецкого правительства провести обещанные политические реформы. Однако в ответ, турецкие власти распорядились начать нападения на армян. В течение двух дней при очевидном попустительстве властей турки вырезали или забили до смерти более 6000 армян.

Точное число жертв резни 1894—1896 годов подсчитать невозможно. Ещё до окончания насильственных действий находящийся в это время в Турции лютеранский миссионер Иоганнес Лепсиус, используя немецкие и другие источники, собрал следующую статистику: убитых — 88 243 человек, разорено — 546 000 человек, разграбленных городов и деревень — 2493, обращено в ислам деревень — 456, осквернено церквей и монастырей — 649, превращено в мечети церквей — 328. Оценивая общее число убитых, Кинросс приводит цифру 50—100 тысяч, Блоксхэм — 80—100 тысяч, Ованнисян — около 100 тысяч, Адалян и Тоттен — от 100 до 300 тысяч, Дадрян — 250—300 тысяч, Сюни — 300 тысяч человек.

Но дата 24 апреля 1915 года занимает особое место в истории геноцида армян. В годы 1 мировой армяне воевали на стороне турок. Но когда турецкие войска потерпели жестокое поражение под Сарыкамышем, во всем обвинили армян.

Армяне находившиеся в армии были разоружены. Вначале власти собирали в турецких городах здоровых мужчин, заявляя, что доброжелательно настроенное к ним правительство, исходя из военной необходимости, готовит переселение армян в новые дома. Многие законопослушные армяне, лояльные к Турции, получив вызовы из полиции приходили сами.

Собранные мужчины заключались в тюрьму, а затем выводились из города в пустынные места и уничтожались с использованием огнестрельного и холодного оружия. Затем собирались старики, женщины и дети, которым также сообщали, что они должны быть переселены. Их гнали колоннами под конвоем жандармов. Тех кто не мог идти, убивали; исключения не делались даже для беременных женщин. Жандармы выбирали по возможности длинные маршруты или заставляли людей идти обратно по тому же маршруту, но мотали людей, пока от жажды или от голода не умирало большинство.

Мусульмане предупреждались о смертной казни за защиту армян. Женщины и дети из Орду были погружены на баржи под предлогом транспортировки в Самсун, а затем вывезены в море и выброшены за борт.

Во время трибунала 1919 года начальник полиции Трапезунда показал, что отправлял молодых армянок в Стамбул в качестве подарка губернатора области лидерам Иттихат. Подверглись надругательству девушки-армянки из больницы Красного полумесяца, где губернатор Трапезунда насиловал их и держал в качестве личных наложниц.

Уничтожение армянского населения сопровождалось кампанией по уничтожению армянского культурного наследия. Армянские памятники и церкви взрывались, кладбища распахивались под поля, где сеяли кукурузу и пшеницу, армянские кварталы городов разрушались или занимались турецким и курдским населением и переименовывались


Телеграмма посла США Генри Моргентау в Государственный Департамент (от 16 июля 1915 года) описывает уничтожение армян как «кампанию расового искоренения».

Армяне у падшей лошади.

Согласно Иоганнесу Лепсиусу, было убито около 1 миллиона армян, в 1919 году Лепсиус пересмотрел свою оценку до 1 100 000 человек. По его данным, только во время османского вторжения в Закавказье в 1918 году было убито от 50 до 100 тысяч армян. Эрнст Зоммер из «Немецкого союза помощи» оценил число депортированных в 1 400 000, а оставшихся в живых — в 250 000.

Если это не геноцид, то что тогда геноцид?

Армянский народ до последнего не склонял голову и боролся за свои взгляды, свою свободу и свою независимость. О сопротивлении армян говорят битвы, произошедшие в Муса-Даге, где армяне держали оборону более пятидесяти дней; оборона городов Ван и Муш. В этих городах армяне продержались до появления на территории городов русской армии.

Армяне мстили и после окончания всех военных действий. Ими была создана операция по уничтожению османских правителей, принявших решение истребить неповинный народ. Так в 1921 и в 1922 годах армянскими воинами и патриотами были застрелены три паши, принявшие решение о геноциде.

Не удивительно, что геноцид армян признала Германия (не смотря на истерику Турции). Признала его и Россия.

Путин в мемориальном комплексе погибших от геноцида.

Частично инфа arm-world.ru/history. Основа инфы и фото (С) интернет.

11:39 — REGNUM

Президент Армении Серж Саргсян сегодня, 24 апреля, в связи с днём памяти жертв Геноцида посетил Цицернакабердский мемориальный комплекс — воздал дань уважения памяти жертв Геноцида армян: президент возложил венок к мемориалу и цветы — у вечного огня памяти невинных жертв Мец Егерна.

После церемонии, как говорится в сообщении пресс-службы президента, Серж Саргсян посетил также музей-институт Геноцида армян, осмотрел уникальные экспонаты посвящённой 25-летию независимости РА временной выставки «От Егерна к восстановлению независимости» и экспонаты, предназначенные для выставки, посвящённой 50-летию строительства мемориального комплекса Геноцида армян.

В связи с днём поминовения жертв Геноцида армян Серж Саргсян выступил с традиционным посланием, в котором говорится:

«Сегодня 24 апреля — День поминовения жертв Геноцида армян. Мы взываем к памяти наших святых мучеников. Осуществлённая под предлогом переселения резня была государственным планом Османской империи, который был осуществлён с исключительной, невиданной до того жестокостью и упорством.

24 апреля 1915 года насчитывающая тысячелетия армянская история разделилась надвое: до этой трагической даты и после неё. Осколки чудом спасшегося западного армянства рассеялись по миру, став армянской Диаспорой.

Материальные, культурные и политические потери армян неизмеримы, но самая большая потеря — люди, которые были носителями древней, богатой и самобытной цивилизации.

Наш, живущих, долг не только помнить и уважать их, но и жить, трудиться и бороться с удвоенной энергией, также и за них. Жить, трудиться и бороться с жизнеутверждающим мировоззрением, веря в добро, человечность и справедливость.

С той чудовищной даты 1915 года прошло уже больше века. Мы знаем, через что мы прошли за это время и знаем, что победили смерть. Героическая Арцахская борьба является свидетельством, что мы не позволим нового геноцида. Больше никогда не позволим!

Возрождение армянского народа — реальность, и это стало реальностью благодаря потомкам пережившего народа. Восстановление армянской государственности на родной земле стало реальностью благодаря этим потомкам, возрождение армянской культуры и науки стало реальностью благодаря этим потомкам.

За это время мы дали миру целое созвездие гениев творческой мысли. Также посредством великих армян мир узнал, что произошло с нами и узнал, что они потомки оказавшегося на грани уничтожения народа.

Я перечисляю всё это, чтобы подчеркнуть гигантский жизненный и творческий потенциал нашего народа и мою непоколебимую веру в наши возможности и в завтрашний день. Да, в 1915-ом мы оказались в аду, но если на пути возвращения к жизни мы нашли в себе силы для великих свершений, то в условиях независимого государства в XXI веке сможем сделать большее.

Сегодня, 24 апреля, в день поминовения жертв Геноцида армян, мы поднимемся на Цицернакабердский холм или посетим другие памятники в разных населённых пунктах Армении и за рубежом. Будем помнить, что это ежегодное шествие — шествие возрождённого народа, который не забыл, что оставил за собой, но с уверенностью смотрит вперёд».