Для диагностики личностных особенностей предназначена методика. Методики диагностики личностных особенностей. Анкетирование "Вот я какой"

Личность является наиболее сложным психическим конструктом, в котором тесно переплетаются множество . Изменение даже одного из этих факторов существенно отражается на его взаимоотношениях с другими факторами и на личности в целом. С этим связано многообразие подходов к изучению личности - различные аспекты изучения личности исходят из разных концепций, они отличаются методологически соответственно тому, объектом какой науки оказывается исследование личности.

В последние годы значительно возрос интерес к исследованиям личностных особенностей психически больных как в патопсихологии, так и в клинической психиатрии. Это объясняется рядом обстоятельств: во-первых, изменения личности обладают в известной мере нозологической специфичностью и могут быть использованы для решения вопросов дифференциальной диагностики; во-вторых, анализ преморбидных свойств личности может оказаться полезным в установлении возможных причин происхождения ряда заболеваний (и не только психических, но и , например язвенной болезни, заболеваний сердечно-сосудистой системы); в-третьих, характеристика личностных изменений в течении заболевания обогащает наши представления о его патогенетических механизмах; в-четвертых, учет особенностей личности очень важен для рационального построения комплекса реабилитационных мероприятий. Учитывая сложность понятия личности, следует сразу же согласиться с тем, что нет какого-либо одного метода ее исследования, каким бы полным и разносторонним он нам ни представлялся, который может дать целостную характеристику личности. С помощью экспериментального исследования мы получаем лишь частичную характеристику личности, которая нас удовлетворяет постольку, поскольку она оценивает определенные личностные проявления, имеющие значение для решения конкретной задачи.

В настоящее время известно множество экспериментально-психологических приемов, методов, методик, направленных на исследование личности. Они, как уже указывалось, различаются особенностями подхода к самой проблеме (речь идет о различии принципиальном, методологическом), разнообразием интересов исследователей (личность изучается в педагогической психологии, в психологии труда, в социальной и патологической психологии и т. д.) и направленностью на различные проявления личности. Конечно, интересы исследователей и стоящие перед ними задачи нередко совпадают, и этим объясняется то, что методики исследования личности в социальной психологии берутся на вооружение патопсихологами, методики патопсихологии заимствуются специалистами, работающими в области психологии труда.

Не существует даже сколько-нибудь четкой и тем более общепринятой классификации методов, используемых для исследования личности. В. М. Блейхером и Л. Ф. Бурлачуком (1978) предложена в качестве условной следующая классификация методов исследования личности:

  1. и близкие к нему методы (изучение биографий, клиническая беседа, анализ субъективного и объективного анамнеза и т. д.);
  2. специальные экспериментальные методы (моделирование определенных видов деятельности, ситуаций, некоторые аппаратурные методики и т. д.);
  3. личностные и другие методы, базирующиеся на оценке и самооценке;
  4. проективные методы.

Как будет видно из дальнейшего, разграничение этих четырех групп методов весьма условно и может быть использовано главным образом в прагматических и дидактических целях.

К. Leonhard (1968) считал наблюдение одним из важнейших методов диагностики личности, отдавая ему предпочтение в сравнении с методиками типа личностных опросников. При этом он придает особое значение возможности наблюдать человека непосредственно, изучать его поведение на работе и в домашней обстановке, в семье, среди друзей и знакомых, в узком кругу и при большом количестве собравшихся. Подчеркивается особенная важность наблюдения над мимикой, жестикуляцией и интонациями обследуемого, являющимися часто более объективными критериями личностных проявлений, чем слова. Наблюдение не должно быть пассивно-созерцательным. В процессе наблюдения патопсихолог анализирует те явления, которые он видит, с точки зрения деятельности больного в определенной ситуации и с этой целью оказывает известное влияние на складывающуюся ситуацию с тем, чтобы стимулировать определенные поведенческие реакции обследуемого. Наблюдение - это преднамеренное и целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности (М. С. Роговин, 1979). В клинической беседе анализируются особенности биографии больного, присущие ему особенности личностных реакций, его отношение к собственному характеру, особенности поведения обследуемого в конкретных ситуациях. Последние К. Leonhard рассматривал как важнейший методический пункт в анализе личности. М. С. Лебединский (1971) особое внимание в исследовании личности больного уделял изучению дневников и автобиографий, составляемых им по просьбе врача, либо ведущихся и раньше.

Для исследования личности в процессе деятельности применяются специальные методики, о которых речь будет идти ниже. Следует лишь отметить, что для опытного психолога такой материал дают и любые психологические методики, направленные на исследование познавательной деятельности. Например, по результатам пробы на заучивание 10 слов можно судить о наличии апатических изменений у больного шизофренией (кривая запоминания типа «плато»), о завышенном или заниженном уровне притязаний и т. п.

Значительные методические и методологические трудности возникают перед психологом в связи с использованием личностных опросников. Личностные характеристики, получаемые в плане самооценки, представляют значительный интерес для патопсихолога, однако при этом нередко упускается из виду необходимость сопоставления данных самооценки с показателями, объективно представляющими личность. Из наиболее часто употребляемых личностных опросников только MMPI располагает удовлетворительными оценочными шкалами, позволяющими судить об адекватности самооценки обследуемого. Недостатком конструкции многих личностных опросников следует считать их явную для обследуемого целенаправленность. Это в первую очередь относится к монотематическим опросникам типа шкалы тревоги.

Таким образом, информацию, получаемую с помощью личностных опросников, можно адекватно оценить лишь при сравнении ее с данными объективной оценки личности, а также при дополнении ее результатами исследования личности в процессе деятельности, проективными методами. Подбор методик, дополняющих тот или иной личностный опросник, определяется во многом задачей исследования. Например, при изучении внутренней картины болезни позиция больного по отношению к своему заболеванию существенно уточняется введением в эксперимент методик типа .

Под проективными мы понимаем такие методики опосредованного изучения личности, которые базируются на построении специфической, пластичной ситуации, создающей в силу активности процесса восприятия наиболее благоприятные условия для проявления тенденций, установок, эмоциональных состояний и других особенностей личности (В. М. Блейхер, Л. Ф. Бурлачук, 1976, 1978). Е. Т. Соколова (1980) считает, что , ориентированный на изучение неосознаваемых или не вполне осознанных форм мотивации, является практически единственным собственно психологическим методом проникновения в наиболее интимную область человеческой психики. Если большинство психологических приемов, считает Е. Т. Соколова, направлено на изучение того, как и за счет чего достигается объективный характер отражения человеком внешнего мира, то проективные методики ставят своей целью выявление своеобразных «субъективных отклонений», личностных «интерпретаций», причем последние далеко не всегда объективны, не всегда, как правило, личностно значимы.

Следует помнить, что диапазон проективных методик значительно шире того перечня методических приемов, которые традиционно включаются в эту группу методик (В. М. Блейхер, Л. И. Завилянская, 1970, 1976). Элементы проективности можно найти в большинстве патопсихологических методов и методик. Более того, есть основания полагать, что беседа с обследуемым, направленная особым образом, может содержать элементы проективности. В частности, это может быть достигнуто при обсуждении с больным тех или иных жизненных коллизий или содержащих глубокий подтекст произведений искусства, явлений общественной жизни.

  1. Гипертимные личности, характеризующиеся склонностью к повышенному настроению.
  2. «Застревающие» личности - со склонностью к задержке, «застреванию» аффекта и бредовым (паранойяльным) реакциям.
  3. Эмотивные, аффективно-лабильные личности.
  4. Педантичные личности, с преобладанием черт ригидности, малой подвижности нервных процессов, педантизма.
  5. Тревожные личности, с преобладанием в характере черт тревожности.
  6. Циклотимные личности, со склонностью к фазным колебаниям настроения.
  7. Демонстративные личности - с истерическими чертами характера.
  8. Возбудимые личности - со склонностью к повышенной, импульсивной реактивности в сфере влечений.
  9. Дистимические личности - со склонностью к расстройствам настроения, субдепрессивные.
  10. Экзальтированные личности, склонные к аффективной экзальтации.

Все эти группы акцентуированных личностей объединяются К. Leonhard по принципу акцентуации свойств характера или темперамента. К акцентуации свойств характера, «особенностей стремлений» относятся демонстративность (в патологии - психопатия истерического круга), педантичность (в патологии - ананкастическая психопатия), склонность к «застреванию» (в патологии - паранойяльные психопаты) и возбудимость (в патологии - эпилептоидные психопаты). Остальные виды акцентуации К. Leonhard относит к особенностям темперамента, они отражают темп и глубину аффективных реакций.

Опросник Шмишека состоит из 88 вопросов. Приводим характерные вопросы:

  • Предприимчивы ли вы? (Да).
  • Можете ли вы развлекать общество, быть душой компании? (Да).

Для выявления склонности к «застреванию»:

  • Отстаиваете ли вы энергично свои интересы, когда по отношению к вам допускают несправедливость? (Да).
  • Заступаетесь ли вы за людей, по отношению к которым допущена несправедливость? (Да).
  • Упорствуете ли вы в достижении цели, если на пути встречается много препятствий? (Да).

Для выявления педантичности:

  • Не возникают ли у вас по окончании какой-нибудь работы сомнения в качестве ее исполнения и не прибегаете ли вы к проверке - правильно ли все было сделано? (Да).
  • Раздражает ли вас, если занавес или скатерть висят неровно, стараетесь ли вы это поправить? (Да).

Для выявления тревожности:

  • Не боялись ли вы в детские годы грозы, собак? (Да).
  • Беспокоит ли вас необходимость спуститься в темный погреб, войти в пустую неосвещенную комнату? (Да).

Для выявления циклотимности:

  • Бывают ли у вас переходы от веселого настроения к очень тоскливому? (Да).
  • Случается ли с вами, что, ложась спать в отменном настроении, утром вы встаете в плохом расположении духа, которое длится несколько часов? (Да).

Для выявления демонстративности:

  • Случалось ли вам рыдать, переживая тяжелое нервное потрясение? (Да).
  • Охотно ли вы в школе декламировали стихи? (Да).
  • Не трудно ли вам выступать на сцене или с кафедры перед большой аудиторией? (Нет).

Для выявления возбудимости:

  • Легко ли вы впадаете в гнев? (Да).
  • Можете ли вы, сердясь на кого-нибудь, пустить в ход руки? (Да).
  • Совершаете ли вы под влиянием алкоголя внезапные, импульсивные поступки? (Да).

Для выявления дистимичности:

  • Способны ли вы быть шаловливо-веселым? (Нет).
  • Нравится ли вам бывать в обществе? (Нет). Для выявления экзальтированности:
  • Бывают ли у вас состояния, когда вы преисполнены счастья? (Да).
  • Можете ли вы под влиянием разочарования впасть в отчаяние? (Да).

Ответы на вопросы заносятся в регистрационный лист, а затем с помощью специально подготовленных ключей подсчитывается показатель по каждому из видов личностной акцентуации. Использование соответствующих коэффициентов делает эти показатели сопоставимыми. Максимальный показатель по каждому виду акцентуации - 24 балла. Признаком акцентуации считается показатель, превосходящий 12 баллов. Результаты можно выразить графически в виде профиля личностной акцентуации. Можно подсчитать и средний показатель акцентуации, равный частному от деления суммы всех показателей по отдельным видам акцентуации на 10. Методика Шмишека была адаптирована и для исследования детей и подростков с учетом их возрастных особенностей и интересов (И. В. Крук, 1975).

Одним из вариантов опросника Шмишека является опросник Литтманн - Шмишека (Е. Littmann, К. G. Schmieschek, 1982). Он включает в себя 9 шкал из опросника Шмишека (исключена шкала экзальтированности) с добавлением шкал экстра-интроверсии и искренности (лжи) по Н. J. Eysenck. Этот опросник был адаптирован и стандартизован нами (В. М. Блейхер, Н. Б. Фельдман, 1985). Опросник состоит из 114 вопросов. Оценка ответов производится с помощью специальных коэффициентов. Результаты по отдельным шкалам от 1 до 6 баллов рассматриваются как норма, в 7 баллов - как тенденция к акцентуации, в 8 баллов - как проявление явной личностной акцентуации.

Для определения надежности результатов, их достоверности в статистически значимой группе больных обследование проводилось по опроснику и с помощью эталонов - карт, содержащих перечень основных признаков видов акцентуации. Отбор эталонов производился близкими больному людьми. При этом совпадение было обнаружено в 95 % случаев. Такой результат свидетельствует о достаточной точности опросника.

Общее число акцентуированных личностей среди здоровых обследуемых составляло 39 %. По К. Leonhard, акцентуация наблюдается примерно у половины здоровых.

По данным исследования здоровых близнецовым методом (В. М. Блейхер, Н. Б. Фельдман, 1986) обнаружена значительная наследуемость типов личностной акцентуации, их значительная генетическая детерминированность.

Торонтская алекситимическая шкала

Термин «алекситимия» был введен в 1972 г. P. E. Sifheos для обозначения определенных личностных особенностей пациентов с психосоматическими расстройствами - трудности нахождения подходящих слов для описания собственных чувств, обеднения фантазии, утилитарном способе мышления, тенденции к использованию действий в конфликтных и стрессовых ситуациях. В дословном переводе термин «алекситимия» обозначает: «нет слов для обозначения чувств». В дальнейшем этот термин занял прочное положение в специальной литературе, а концепция алекситимии получила большое распространение и творческое развитие.

J. Ruesch (1948) , P. Marty и de M. M"Uzan (1963) установили, что пациенты, страдающие классическими психосоматическими заболеваниями, часто проявляют трудности в вербальном и символическом выражении эмоций. В настоящее время алекситимия определяется следующими когнитивно-аффективными психологическими особенностями:

  1. трудностью в определении (идентификации) и описании собственных чувств;
  2. трудностью в проведении различий между чувствами и телесными ощущениями;
  3. снижением способности к символизации (бедность фантазии и других проявлений, воображения);
  4. фокусированием в большей мере на внешних событиях, чем на внутренних переживаниях.

Как показывает клинический опыт, у большинства больных с психосоматическими нарушениями алекситимические проявления необратимы, несмотря на длительно проводимую и интенсивную психотерапию.

Помимо больных с психосоматическими расстройствами, алекситимия может встречаться и у здоровых людей.

Из достаточно многочисленных методик измерения алекситимии на русскоязычном контингенте адаптирована только одна - Торонтская алекситимическая шкала
(Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 1994). Она была создана G. J. Taylor и соавторами в 1985 г. с применением концептуально-ориентированного, факторного подхода. В современном виде шкала состоит из 26 утверждений, с помощью которых испытуемый может характеризовать себя, применяя пять градаций ответов: «совершенно не согласен», «скорее не согласен», «ни то, ни другое», «скорее согласен», «совершенно согласен». Примеры утверждений шкалы:
1. Когда я плачу, я всегда знаю, почему.
8. Мне трудно находить правильные слова для моих чувств.
18. Я редко мечтаю.
21. Очень важно уметь разбираться в эмоциях.

В ходе исследования испытуемому предлагается выбрать на каждое из утверждений наиболее подходящий для него из предложенных ответ; при этом цифровое обозначение ответа есть количество набранных испытуемым баллов по данному утверждению в случае так называемых положительных пунктов шкалы. Шкала содержит и 10 отрицательных пунктов; для получения итоговой оценки в баллах, по которым следует проставить противоположную оценку по этим пунктам, выдержанным в отрицательном ключе: например, оценка 1 получает 5 баллов, 2-4, 3- 3, 4-2, 5-1. Подсчитывается общая сумма положительных и отрицательных пунктов.

По данным сотрудников Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева (Д. Б. Ересько, Г. Л. Исурина, Е. В. Кайдановская, Б. Д. Карвасарский и др., 1994), адаптировавших методику на русском языке, здоровые лица имеют показатели по данной методике 59.3±1.3 балла. Больные психосоматическими заболеваниями (исследованы пациенты с гипертонической болезнью, бронхиальной астмой, язвенной болезнью) имели усредненный показатель 72.09±0.82, причем достоверных различий внутри этой группы обнаружено не было. Больные неврозами ( , обсессивно-фобический невроз) имели показатель по шкале 70.1±1.3, достоверно не отличаясь от группы больных психосоматическими заболеваниями. Таким образом, с помощью Торонтской алекситимической шкалы можно только диагностировать «сборную» группу неврозов и ; ее дифференциация требует проведения дальнейших направленных клинико-психологических исследований.

Данный материал собран в помощь психологам работающим в образовательных учреждениях. Ничего сложного нет в том чтобы самостоятельно подобрать диагностические методики. Но на это порой уходит время, которое с пользой можно потратить на работу с детьми. А молодым, начинающим специалистам порой бывает действительно непросто сореентироваться. Поэтому я составила данный перечень методик для диагностики эмоционально-личностной сферы дошкольников, их взаимоотношений с окружающими сверстниками и взрослыми. Пользоваться данной таблицей для планирования работы и непосредственно обследования детей достаточно удобно, так как в ней указаны возрастная категория, для чего конкретно предназначена та или иная методика и есть краткое описание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методики психологической диагностики.

Материал подготовлен педагогом-психологом МБДОУ№ 21 города Армавира

Василенко О.Н.

Диагностика личностных особенностей ребенка .
Диагностика эмоционального состояния ребенка .
Диагностика межличностных взаимоотношений .

Методики

Возраст

Назначение методики

Краткое описание методики

«Лесенка»

с 3 – 7 лет

Методика изучает самооценку ребенка: как он оценивает свои личностные качества, свое здоровье, свою внешность, свою значимость в коллективе (группа детского сада, школьный класс), в семье.

Ребенку предлагается бланк с изображенными лестницами. Ребенку предлагают определить свое место на лестнице здоровья, красоты и т.д.

Методика

«Человек под дождем»

с 6 лет

Методика ориентирована на диагностику силы Эго человека, его способности преодолевать неблагоприятные ситуации, противостоять им. Она позволяет также осуществить диагностику личностных резервов и особенностей защитных механизмов. Методика позволяет определить, как человек реагирует на стрессовые, неблагоприятные ситуации, что он чувствует при затруднениях.

На чистом листе бумаги формата А 4, который вертикально ориентирован, испытуемому предлагается нарисовать человека, а потом, на другом таком же листе – человека под дождем.

Методика

«Два дома»

3,5 – 6 лет

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, выявление скрытых конфликтов, травмирующих для ребенка ситуаций.

Методика

«Домики» Ореховой О. А.

4 – 12 лет

Методика изучает личностные отношения, социальные эмоции, ценностные ориентации; позволяет определить:

  • степень дифференцированности – обобщенности эмоциональной сферы;
  • актуальные для ребенка ценности;
  • предпочтения определенных видов деятельности (по сути, тест является первой профессиограммой детей дошкольного возраста);
  • варианты личностного развития с рекомендациями коррекции.

Методика включает в себя 3 задания:
1 – Раскрашивание цветовой дорожки, начиная с самого привлекательного цвета и заканчивая самым непривлекательным.
2 – Раскрашивание домиков, в которых живут человеческие чувства, где ребенку требуется подобрать каждому чувству свой цвет.
3 – Раскрашивание домиков, в каждом из которых живут различные занятия, где также требуется подобрать каждому занятию определенный цвет.

Методика ДДЧ

(Дом-Дерево-Человек)

с 5 лет

Методика направлена на изучение личностных особенностей ребенка, в том числе поведенческих особенностей, внутренних мотивов.

Методика включает в себя три теста, каждый из которых может использоваться отдельно, самостоятельно:

Тест тревожности Тэммл, Дорки, Амен

3,5 – 7 лет

Методика используется для исследования тревожности ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми. Определение степени тревожности раскрывает внутреннее отношение ребенка к определенной ситуации, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье, детском саду, школе.

Ребенку последовательно предъявляют 14 рисунков. Каждый рисунок представляет некоторую типичную для жизни ребенка ситуацию. Лицо ребенка на рисунке не прорисовано, дан лишь контур головы. Каждый рисунок снабжен двумя дополнительными рисунками детской головы с прорисованным лицом (улыбающееся и печальное лицо), по размерам точно соответствующими контуру лица на рисунке. Ребенку предлагают подобрать к каждой ситуации подходящее лицо для изображенного ребенка. Рисунка выполнены в двух вариантах: для девочек и для мальчиков.

Hand-тест

(тест руки)

с 5 лет

Целью применения теста является прогнозирование явного агрессивного поведения.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются десять карточек с изображениями человеческой руки в различных положениях, причем последовательность и положение, в котором они даются, стандартны. При этом задается вопрос: «Что, по Вашему мнению, делает эта рука?»

Рисуночный тест Сильвер

(техника стимульного рисования)

с 5 лет

Арт-терапевтическая методика позволяет оценить пространственное мышление, творческие способности, эмоциональное состояние и отношение к себе и другим.

Рисуночный тест включает три субтеста: «Задание на прогнозирование», «Задание на срисовывание с натуры» и«Задание на воображение и имеет два компонента: эмоциональный и когнитивный.

Тест Сонди

с 6-7 лет

Методика предназначена для изучения содержания и структуры человеческих побуждений, оценки эмоционального состояния и качеств личности, прогнозирования вероятности профессиональных предпочтений.

Ребенку (взрослому) последовательно предъявляются 6 серий по 8 фотографий портретов людей. В каждой серии предлагается выбрать наиболее привлекательные, симпатичные лица и наименее привлекательные.

Методика

«Несуществующее животное»

С 6 лет

Методика изучает личностные особенности ребенка (взрослого): уровень его активности, самооценку, уровень тревожности, наличие страхов, уверенность в своем положении, агрессивные тенденции нападающего или оборонительного характера, творческие способности и т.д.

Ребенку предлагается на белом стандартном листе бумаги (А 4) придумать и изобразить несуществующее в природе животное, а также назвать его несуществующим названием.

Методика

«Контурный САТ-Н»

3 – 10 лет

Методика выявляет реальное состояние ребенка (эмоциональное, аффективное, мотивационное) через его ответы. Основная цель тестирования – раскрытие отношений между ребенком и окружающими его людьми(родителями) в наиболее важных или травматичных для ребенка жизненных ситуациях. Важно то, что результаты методики не зависят от культурных различий того или иного общества и уровня социального развития ребенка.

Стимульный материал состоит из 8-ми рисунков с контурными изображениями человеческих фигур (в одном сюжете присутствует изображение животного) на однотонном бледно-зеленом фоне. Такой фон является оптимальным для восприятия рисунков при работе с детьми с какими-либо нарушениями зрительного восприятия. Рисунки пронумерованы и предъявляются в определенном порядке.

Методика

«Автопортрет»

с 6-7 лет

Методика направлена на изучение личностных, индивидуально-типологических особенностей ребенка(взрослого), самовосприятия (представления о себе, своей внешности), самопрезентации человека; его эмоциональной сферы, коммуникативных способностей.

Ребенку предлагается на чистом белом листе бумаги нарисовать свой портрет.

Цветовой тест Люшера

с 3,5 лет

Цветовой тест Люшера используется для оценки эмоционального состояния и уровня нервно-психической устойчивости; выявления внутриличностных конфликтов и склонности к депрессивным состояниям и аффективным реакциям.

Ребенку предъявляются восемь различных по цвету карточек, и предлагается сделать выбор наиболее привлекательных цветов на момент тестирования. Набор карточек предъявляется дважды.

Методика «Кактус»

с 4 лет

Методика направлена на изучение состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Ребенку предлагают на листе бумаги нарисовать кактус таким, как он его представляет. Затем проводится беседа.

Рисунок семьи

с 4 лет

Методика направлена на изучение особенностей восприятия ребенком внутрисемейных отношений.

Ребенку предлагают нарисовать свою семью.

Тест

«Эмоциональные

сферы»

с 6 лет

Дает возможность быстро и достаточно объективно выяснить эмоциональное состояние человека и преобладающих в его жизни поведенческих тенденций.

Вокруг каждого из нас находится некая защитная оболочка. Кто-то называет ее энергетическим полем, кто-то - аурой, мы же назовем ее сферой. Как вы представляете себе свою сферу? Изобразите ее на листе, используя цветные карандаши, простой карандаш и стирательную резинку там, если нужно. Величина сферы, ее расположение, используемые цвета - какие захотите.

Тест «Сказка»

с 3,5 лет

Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений; В зависимости от ответов ребенка можно сделать вывод об особенностях эмоциональных переживаний (прежде всего, тревожность, агрессивность) и источниках, которые, которые вызывают данные переживания.

Процедура исследования заключается в следующем: ребенку читают сказку, а он должен придумать ее продолжение.

Методика

«Аппликация»

с 6-7 лет

Диагностика психоэмоционального состояния. Диагностика психологического климата в семье.

Ребенку предлагают вырезать из цветной бумаги фигурки и изобразить по средствам аппликации себя или (и) свою семью. Могут предлагаться для выбора уже готовые, но разнообразные по цвету и форме фигуры.

Методика

Рене Жиля

с 5 лет

Цель методики – изучение социальной приспособленности ребенка(любознательность, стремление к доминированию, общительность, отгороженность, адекватность), а также его взаимоотношений с окружающими(отношение к семейному окружению, отношение к другу или подруге, к авторитетному взрослому…)

Методика является визуально-вербальной (зрительно-словесной), состоит из 42 картинок с изображением детей и взрослых, а также текстовых заданий.

Методика

«Два дома»

3,5 – 6 лет

Цель методики – определить круг значимого общения ребенка, особенности взаимоотношений в семье, в детской группе, выявление симпатий к членам группы, травмирующих для ребенка ситуаций.

Ребенку предлагают поселить в нарисованные на листе красный и черный домики жильцов.

ЦТО - Цветовой тест отношений (А.Эткинд).

С 6 лет

Это невербальный компактный метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений.

  • В ходе диагностики испытуемому предлагается при помощи цвета выразить свое отношение к партнеру.

Методика

"Мозаика"

С 6 лет

Изучаются особенности межличностных отношений между детьми в группе сверстников, в том числе: степень эмоциональной вовлеченности ребенка в действия сверстника; характер участия в действиях сверстника, характер и степень выраженности сопереживания сверстнику, характер и степень проявления просоциальных форм поведения в ситуации, когда ребенок стоит перед выбором действовать "в пользу другого" или "в свою пользу".

В методике участвуют двое детей. Взрослый дает каждому из детей свое поле для выкладывания мозаики и свою коробку с цветными элементами. Сначала одному из детей предлагается на своем поле выложить домик, а другому - наблюдать за действиями партнера. Здесь важно обращать внимание на интенсивность и активность внимания наблюдающего ребенка, его включенность и интерес к действиям сверстника. В процессе выполнения ребенком задания взрослый сначала порицает действия ребенка, а затем поощряет их. Здесь фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого, обращенную к его сверстнику: выражает ли он несогласие с несправедливой критикой, или поддерживает негативные оценки взрослого, выражает ли протест в ответ на поощрения или принимает их. После того как домик завершен, взрослый дает аналогичное задание другому ребенку.

Интервью "Волшебный мир"

(Л. Д. Столяренко)

С 5 лет

Эту диагностику можно отнести к методике катарсиса.

В интервью ребенку предлагается идентифицировать себя со всемогущим волшебником, который может сделать все, что захочет, в волшебной стране и в нашем реальном мире: превратиться в любое существо, в любое животное, стать маленьким или взрослым, мальчику стать девочкой и наоборот, и т. п. По ходу интервью идентификация с всемогущим волшебником ослабевает, и в конце интервью психолог выводит ребенка из роли волшебника.

Тест животных

Рене Заззо

С 5 лет

Этот проективный тест французского психолога Рене Заззо применяется для определения основных тенденций и ценностей ребенка 5-12 лет, его позиции и эмоциональной реактивности.

Предлагается набор вопросов, устанавливающих, каким животным ребенок хотел бы стать, если бы он мог в него превратиться, каким бы он не хотел стать и почему.
Ребенок сначала должен провести спонтанный выбор, а затем выразить симпатию или антипатию к животным, названия которых читает испытуемый. Каждую реакцию ребенок должен обосновать.

………………………………………………………………………………………………………………………………


Основными методами диагностики личности являются личностные опросники. Это целый класс психодиагностических методик, которые предназначены для определения выраженности у человека определенных личностных особенностей. Опросники могут быть в виде анкет или тестов, составленных согласно тематике. Это самые широко используемые методы измерения личностных качеств, обладающие всеми атрибутами эффективных тестов: дискриминативностью, надежностью и стандартизованностью.

Каждая из методик представляет собой стандартизованную анкету. Она состоит из набора предложений, со смыслом которых испытуемый может согласиться либо выразить свое несогласие. Вопросы построены так, чтобы в ходе ответа на них испытуемый сообщал о своих типичных формах поведения в разных ситуациях, о своем самочувствии, оценивал себя с различных позиций, раскрывал особенности своих взаимоотношений с окружающим миром.

Личностные опросники

Их всегда создают на базе одной или сразу нескольких шкал установок. Вопросы группируют так, чтобы ответы позволяли оценить отдельное свойство или состояние человека. Эти сгруппированные вопросы (шкалы) различаются по наименованию интересующего свойства личности (шкалы лидерства, тревожности, агрессивности и т.д.). Данные, полученные после опроса, переводятся при помощи специальных статистических процедур в баллы, изображаемые обычно в виде графика.

Сегодня существует огромное число опросников различных типов - в зависимости от конкретной теории личности. Одни комплексные - предназначенные для одновременной оценки нескольких сторон личности, другие же направлены на изучение лишь отдельных свойств характера. Во многих опросниках выявление черт личности основано на различных техниках факторного анализа. Основной недостаток таких опросников в том, что испытуемые иногда могут отвечать, учитывая требования ситуации опроса. Так человек вольно или невольно может искажать сообщаемые о себе сведения.

Проективные методики

Это особый тестовый материал, применяемый для исследования в целом личности или только ее отдельных сторон. В основе действия подобных методик лежит механизм самопроекции. Он был впервые обнаружен Зигмундом Фрейдом и описан как присваивание своих желаний и чувств объекту, находящемуся во вне. Такая проекция носит подсознательный характер и выполняет защитные функции, удаляя противоречия между истинными стремлениями человека и принятыми в обществе социальными нормами.

К основным особенностям проективных методик относятся:

  • неоднозначность стимульного материала или инструкции;
  • отсутствие видимой оценки со стороны экспериментатора, невозможность оценить свои ответы как «правильные» и «неправильные»;
  • направленность на цельное изучение личности.

Кроме указанных достоинств, проективные методики имеют и свои объективные минусы. В числе первых - недостаточная стандартизованность данных исследований. Качество интерпретации методики зависит лишь от профессионализма психодиагноста. Сомнение также вызывает и надежность информации, таким образом полученной. Проективные методики не ориентированы на количественную оценку, то есть они показывают отклонение от нормы, но не саму величину этого отклонения. Для повышения достоверности результатов лучше сочетать данный метод с обычным тестовым. Тогда будут получены более четкие и корректные данные.

Объективные методики

Личностные тесты - методы психодиагностики, при помощи которых измеряются стороны личности: отношения, установки, ценности, мотивационные, эмоциональные и межличностные особенности поведения. Основное назначение личностных тестов - определять выраженность мотивации, эмоций, интересов и отношений человека, а также особенностей его поведения в нестандартных ситуациях.

К личностным тестам относятся тесты на темперамент, характер, мотивацию, эмоции. Также сюда включены тесты способностей и ценностных ориентаций. С другой стороны выделяются комплексные личностные тесты. Они способны дать разностороннюю оценку личности или отдельных личностных свойств. Также есть еще частные личностные тесты, которые оценивают отдельные черты личности, эмоции, мотивы и ценности.

Личностный опросник

Шкалы опросника сформированы на основе результатов факторного анализа и отражают совокупность взаимосвязанных факторов. Опросник предназначен для диагностики состояний и свойств личности, которые имеют первостепенное значение для процесса социальной адаптации и регуляции поведения .

Опросник FPI содержит 12 шкал; форма В отличается от полной формы только в два раза меньшим числом вопросов. Общее количество вопросов в опроснике - 114. Один (первый) вопрос ни в одну из шкал не входит, так как имеет проверочный характер. Шкалы опросника I-IX являются основными, или базовыми, a X-XII - производными, интегрирующими .

  • 1 Невротичность;
  • 2 Спонтанная агрессивность;
  • 3 Депрессивность;
  • 4 Раздражительность;
  • 5 Общительность;
  • 6 Уравновешанность;
  • 7 Реактивная агрессивность;
  • 8 Застенчивость;
  • 9 Открытость;
  • 10 Экстраверсия - Интроверсия;
  • 11 Эмоциональная лабильность;
  • 12 Маскулинизм - феминизм.

Диагностика личностной креативности Е. Е. Туник

Методика определения личностной креативности состоит из 50 вопросов и 4 шкал таких как:

  • · Любознательность. Субъект с выраженной любознательностью чаще всего спрашивает всех и обо всем, ему нравится изучать устройство механических вещей, он постоянно ищет новые пути (способы) мышления, любит изучать новые вещи и идеи, ищет разные возможности решения задач, изучает книги, игры, карты, картины и т. д., чтобы познать как можно больше.
  • · Воображение. Субъект с развитым воображением: придумывает рассказы о местах, которые он никогда не видел; представляет, как другие будут решать проблему, которую он решает сам; мечтает о различных местах и вещах; любит думать о явлениях, с которыми не сталкивался; видит то, что изображено на картинах и рисунках, необычно, не так, как другие; часто испытывает удивление по поводу различных идей и событий.
  • · Сложность. Субъект, ориентированный на познание сложных явлений, проявляет интерес к сложным вещам и идеям; любит ставить перед собой трудные задачи; любит изучать что-то без посторонней помощи; проявляет настойчивость, чтобы достичь своей цели; предлагает слишком сложные пути решения проблемы, чем это кажется необходимым; ему нравятся сложные задания.
  • · Склонность к риску. Проявляется в том, что субъект будет отстаивать свои идеи, не обращая внимания на реакцию других; ставит перед собой высокие цели и будет пытаться их осуществить; допускает для себя возможность ошибок и провалов; любит изучать новые вещи или идеи и не поддается чужому мнению; не слишком озабочен, когда одноклассники, учителя или родители выражают свое неодобрение; предпочитает иметь шанс рискнуть, чтобы узнать, что из этого получится .

Готовность к риску (PSK) Шуберт

Тест позволяет оценить степень готовности к риску. Риск понимается как действие наудачу в надежде на счастливый исход или как возможная опасность, как действие, совершаемое в условиях неопределенности. Опросник содержит 25 вопросов, 5 категорий ответов, за которые начисляются баллы: "полностью согласен", "полное да" - 2 балла; "больше да, чем нет" - 1 балл; "ни да, ни нет", "нечто среднее" - 0 баллов; "больше нет, чем да" - 1 балл; "полное нет" - 2 балла. Все полученные баллы суммируются .

Обоснование выборки

Выборку исследования составили спортсмены в возрасте от 18 до 30 лет, всего 60 человек. В связи с поставленной гипотезой они были разделены на 2 группы по 30 человек в каждой. В первую группу входят баскетболисты, во вторую спортсмены занимающиеся экстремальными видами спорта, такими как горнолыжный спорт, паркур, рафтинг, маунтинбайк. Учавствовавшие в исследовании спортсмены занимаются спортом от одного года до десяти лет .

Данные виды спорта включены в классификацию Международного Олимпийского Комитета. В ней баскетбол относится к первой группе видов спорта, то есть спорт характеризующийся активной двигательной деятельностью спортсменов с предельным проявлением физических и психических качеств. Горнолыжный спорт включён в шестую группу. Особенностями этих видов спорта являются сложнокоординационные и разнообразные движения, имеющие высокие требования к способностям и выносливости спортсмена, что в свою очередь является особенностью экстремальных видов спорта. Ещё одной их особенностью является его новизна и молодой возраст спортсменов. По нашему мнению влияние на выбор экстремального вида спорта оказывают такие личностные особенности как: экстраверсия, маскулинность, склонность к риску и уровень стрессоустойчивости .

Ход эксперимента

1 Постановка проблемы исследования.

Проводился анализ актуальности и разработанности различных аспектов психологической действительности, в результате была сформулирована проблема, положенная в основу данного исследования.

2 Обзор литературы. На данном этапе исследования использовался библиографический метод. В ходе использования этого метода производится анализ и систематизация материала, охватывающего предмет исследования данной проблемы.

В последнее время появилось много видов экстремального спорта, что непременно повлекло за собой увлечённость ими молодого поколения. Экстрим привлекает собой количеством получаемого адреналина, разнообразием физической активности, количеством и качеством испытываемых эмоций и многим другим. Многие исследователи заинтересовались данной тематикой и активно проводят исследования, но по сей день слабо разработана теоретическая база. В связи с этим была поставлена задача определить круг особенностей личности влияющих на выбор экстремального спорта.

3 Этап экспериментально-психологического исследования.

Подбор респондентов и последующее деление на группы проводилось в зависимости от вида спорта Так в первую группу респондентов вошли спортсмены занимающиеся баскетболом (30 человек) - данная группа является контрольной (КГ), во вторую группу вошли спортсмены занимающиеся экстремальными видами спорта (30 человек) - данная группа является экспериментальной (ЭГ). Исследование было полностью анонимным и добровольным. Респонденты были осведомлены о цели исследования. В итоге в психодиагностическом эксперименте приняло участие 60 человек.

Процедура исследования:

Респондентам обоих групп был предложен пакет методик включающий методику определения личностной креативности, которая была выбрана для выявления склонности к риску (Р), модифицированный опросник FPI, для определения уровня стрессоустойчивости и маскулинизации-феминизации и методика диагностики склонности к риску (PSK) Шуберта.

Заполнение методик занимало в среднем 30-40 минут.

4 Анализ и интерпретация данных, полученных эмпирическим путем.

По завершению этапа психодиагностики проводилась обработка данных. Полученные данные по методикам Модифицированный опросник FPI, Склонность к риску (PSK) Шуберта, Диагностика креативности личности Е. Е. Туник обрабатывались по стандартным процедурам.

Полученные количественные данные анализировались с помощью следующих инструментов статистического и математического анализа:

  • · T- критерий Стьюдента.
  • · Корреляционный анализ.
  • 5 Подведение итогов исследования.

По итогам проведенного исследования были изложены основные результаты исследования, с учетом степени достижения цели и задач исследования. Также были сделаны выводы по эмпирической части, которые представляют особую ценность и являются ответом на поставленные в исследовании задачи.

Анализ результатов исследования

В исследовании участвовали 2 группы респондентов. В первой группе опрашиваемые занимающиеся баскетболом (n=30), эта группа является контрольной (КГ), во второй спортсмены занимающиеся экстремальными видами спорта (n=30), эта группа является экспериментальной (ЭГ). Выборка составила 60 человек. Исследовались респонденты в возрасте от 18 до 30 лет. В дальнейшем исходный материал обрабатывался с учётом выделенных групп .

Результаты исследования позволили описать влияние особенностей личности на выбор вида спорта .

Данные методики Диагностика личностной креативности Е.Е. Туник

Для того чтобы определить различия в результатах исследования был использован Т-критерий Стьюдента.

Из таблицы 1 видно, что статистически достоверным (р<0,05 ; t=2,124) является различие по шкале склонности к риску, который проявляется в том, что спортсмены занимающиеся экстремальными видами спорта более склонны к отстаиванию своих идеи, не обращая внимания на реакцию других; постановке перед собой высоких целей и к попыткам их осуществить, а так же допускать для себя возможность ошибок и провалов сильнее, нежели спортсмены занимающиеся баскетболом.

Таблица 1 - Средние значения по шкалам методики Диагностика Личностной креативности Е.Е. Туник

Данные личностного опросника FPI

Сравнительный анализ результатов личностного опросника FPI (Таблица 2) показывает, что статистически достоверными являются различия по шкалам «невротичности» (р<0,05 ; t=3,238), «спонтанной агрессивности» (р<0,05 ; t=2,269), «депрессивности» (р<0,05 ; t=2,618), «раздражительности» (р<0,05 ; t=2,832), «застенчивости» (р<0,05 ; t=3,864), «открытости» (р<0,05 ; t=2,197), «эмоциональной лабильности» (р<0,05 ; t=4,654) и «маскулинности - фемининности» (р<0,05 ; t=2,458). Спортсмены из первой группы по сравнению со спортсменами из второй группы показывают более высокую чувствительность, слабый самоконтроль, чуткость, ранимость, отзывчивость, некоторую неуверенность в себе. В свою очередь спортсмены второй группы отличаются ярко выраженной смелостью, предприимчивостью и стремлением к самоуважению .

Таблица 2 - Средние значения по шкалам методики личностного опросника FPI

Группа 1 (n=30)

Группа 2 (n=30)

Невротичность

Спонтанная агрессивность

Депрессивность

Раздражительность

Общительность

Уравновешенность

Реактивная агрессивность

Застенчивость

Открытость

Экстраверсия- Интроверсия

Эмоциональная лабильность

Маскулинность-Фемининность

<0,05 при сравнении групп

Данные методики Склонность к риску (PSK) А.М. Шуберта

При обработке методики Склонность к риску (PSK) А.М. Шуберта, были получены достоверные различия по шкале «склонности к риску» (р<0,05 ; t=2,101), что говорит о высокой готовности к риску сопровождающейся низкой мотивацией к избеганию неудач (Таблица 3).

Таблица 3 - Средние значения по методике Склонность к риску (PSK) А.М. Шуберта

Данные корреляционного анализа показателей шкал методик опросников А.М. Шуберта «Склонность к риску» (PSK), личностного опросника FPI, Е.Е. Туник «Диагностика личностной креативности»

На следующем этапе анализа и интерпретации, полученных данных эмпирического исследования с целью выявления взаимосвязи уровня маскулинности, склонности к риску, экстраверсии и стрессоустойчивости был проведен корреляционный анализ .

Корреляционный анализ данных психодиагностического обследования 1-й группы

Как видно из таблицы 4 достоверно значимой является корреляционная связь (р 0,05) данных по шкале «невротичность» личностного опросника FPI и данных по шкале «воображение» опросника личностной креативности Е.Е. Туник.

Таким образом, баскетболисты при более высоком уровне тревожности склонны замечать необычное в обыденном, к мечтательности, размышлениям.

Так же была обнаружена <0,05) данных по шкале «спонтанная агрессивность» личностного опросника FPI и данных по шкале «любознательность» опросника личностной креативности Е.Е. Туник. Для спортсменов - баскетболистов при более низком уровне самоконтроля и импульсивности свойственна любознательность, то есть склонность к изучению нового .

Таблица 4 - Коэффициенты корреляции показателей шкал методик опросников А.М. Шуберта «Склонность к риску» (PSK), личностного опросника FPI, Е.Е. Туник «Диагностика личностной креативности» 1-й группы

Склонность к риску

Любознательность

Сложность

Воображение

Креативность

Склонность к риску

Личностный опросник FPI

Невротичность

Спонтанная агрессивность

Депрессивность

Раздражительность

Общительность

Уравновешенность

Реактивная агрессивность

Застенчивость

Открытость

Экстраверсия-Интроверсия

Эмоциональная лабильность

Маскулинность-Фемининность

*достоверность различий при р <0,05 при сравнении групп

Нами была обнаружена достоверно значимая корреляционная связь (р<0,05) данных по шкале «общительность» личностного опросника FPI и данных по шкалам «склонность к риску», «сложность» и «креативность» опросника личностной креативности Е.Е. Туник. Это говорит о том, что спортсмены первой группы ориентированны на познание сложных вещей и если для них что-то покажется важным, они рискнут, при этом мало обращая внимание на мнение окружающих .

Достоверно значимая корреляционная связь (р<0,05) была обнаружена между данными по шкале «реактивная агрессивность» личностного опросника FPI и данными по шкале «любознательность» опросника личностной креативности Е.Е. Туник. Таким образом, спортсмены занимающиеся баскетболом отличаются большой любовью к чувственным наслаждениям и удовольствиям, что в сочетании с любознательностью говорит о том, что они склонны пробовать новые способы получения удовлетворения .

Из этого можно сделать вывод, что для спортсменов - баскетболистов более характерна низкая конформность, тяга к наслаждениям и острым ощущениям, открытость к новым социальным контактам, раскованность .

Корреляционный анализ данных психодиагностического обследования 2-й группы

Как видно из таблицы 5 достоверно значимой является корреляционная связь (р 0,05) данных по шкале «невротичность» личностного опросника FPI и данных по шкалам «воображение» и «креативность» опросника личностной креативности Е.Е. Туник. Таким образом, спортсмены - экстремалы, так же как и баскетболисты, при более высоком уровне тревожности склонны к мечтательности, размышлениям и замечать необычное в обыденном, но они более творческие натуры .

<0,05) данных по шкале «спонтанная агрессивность» личностного опросника FPI и данных по шкале «склонность к риску» методики склонности к риску (PSK) А.М. Шуберта. То есть, для экстремальщиков низком уровне самоконтроля и импульсивности свойственна склонность к риску, которая сопровождается низкой мотивацией к избеганию неудач .

Таблица 5 - Коэффициенты корреляции показателей шкал методик опросников А.М. Шуберта «Склонность к риску» (PSK), личностного опросника FPI, Е.Е. Туник «Диагностика личностной креативности» 2-й группы

Е.Е. Туник «Диагностика личностной креативности».

Склонность к риску

Любознательность

Сложность

Воображение

Креативность

Склонность к риску

Личностный опросник FPI

Невротичность

Спонтанная агрессивность

Депрессивность

Раздражительность

Общительность

Уравновешенность

Реактивная агрессивность

Застенчивость

Открытость

Экстраверсия-Интроверсия

Эмоциональная лабильность

Маскулинность-Фемининность

*достоверность различий при р <0,05 при сравнении групп

При подсчёте была обнаружена достоверно значимая корреляционная связь (р<0,05) данных по шкале «раздражительность» личностного опросника FPI и данных по шкале «склонность к риску» опросника личностной креативности Е.Е. Туник. Это говорит о том, что спортсмены второй группы при низком уровне контроля за действиями, имеют склонность к рискованным действиям и решениям.

Достоверно значимая корреляционная связь (р<0,05) была обнаружена между данными по шкале «реактивная агрессивность» личностного опросника FPI и данными по шкалам «склонность к риску» и «креативность» опросника личностной креативности Е.Е. Туник. Таким образом, спортсмены занимающиеся экстремальными видами спорта отличаются стремлением к немедленному удовлетворению своих желаний, нетерпимостью к контролю их поведения из вне и к постановке перед собой высоких целей .

Так же была обнаружена достоверно значимая корреляционная связь (р<0,05) данных по шкале «эмоциональная лабильность» личностного опросника FPI и данными по шкалам «склонность к риску» и «креативность» опросника личностной креативности Е.Е. Туник. Для спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта характерна чувствительность, ранимость, артистичность в сочетании с рискованным поведением и творческим началом .

Достоверно значимая корреляционная связь (р<0,05) была обнаружена между данными по шкале «маскулинность - фемининность» личностного опросника FPI, данными по шкале «креативности» опросника личностной креативности Е.Е. Туник и и данных по шкале «склонность к риску» методики склонности к риску (PSK) А.М. Шуберта. Что говорит о трезвых и реалистичных суждениях спортсменов - экстремальщиков, высокой степени готовности к риску в сочетании с креативным, творческим подходом к выполняемой деятельности .

В ходе проведённого исследования была показана достоверно значимые различия в двух группах респондентов, по таким шкалам как: склонность к риску, невротичность, спонтанная агрессивность, депрессивность, раздражительность, застенчивость, открытость, эмоциональная лабильность и маскулинность - фемининность. Это говорит о том, что спортсмены занимающиеся баскетболом показывают более высокую чувствительность, слабый самоконтроль, чуткость, ранимость, отзывчивость, некоторую неуверенность в себе. Также они при более высоком уровне тревожности склонны замечать необычное в обыденном, к мечтательности, размышлениям. Спортсмены первой группы ориентированны на познание сложных вещей и если для них что-то покажется важным, они рискнут, при этом мало обращая внимание на мнение окружающих .

Из этого можно сделать вывод, что для спортсменов - баскетболистов более характерна низкая конформность, тяга к наслаждениям и острым ощущениям, открытость к новым социальным контактам, раскованность

В свою очередь спортсмены второй группы отличаются ярко выраженной смелостью, предприимчивостью и стремлением к самоуважению, они более склонны к отстаиванию своих идеи, не обращая внимания на реакцию других; постановке перед собой высоких целей и к попыткам их осуществить, а так же допускать для себя возможность ошибок и провалов сильнее .

Таким образом, можно сделать вывод, что спортсменам, занимающимся экстремальными видами спорта более характерна склонность к рискованным действиям, трезвость суждений, чувствительность, художественное восприятие окружающего .

Методики изучения личностных особенностей

Каким бы глобальным и важным ни было понятие удовлетворенности жизнью, оно определяет лишь один из аспектов личности взрослого человека. Методики, к рассмотрению которых мы сейчас приступим, направлены на измерение характеристик значительно более широкого диапазона, так как назначение этих методик - всестороння оценка личности и индивидуальных различий. Нет необходимости говорить, насколько по-разному подходят различные специалисты к определению понятия личности и насколько много поэтому методик ее оценки. Олдвин и Ле-венсон (Aldwin & Levenson, 1994) провели заслуживающий внимания обзор некоторых методик, наиболее часто используемых при изучении старения. Пример, на котором мы остановимся, - главная методика, использовавшаяся в одной широкомасштабной исследовательской программе, - «Личностный опросник NEO» (NEO Personality Inventory), или NEO PI-R (Costa & MacCrae, 1992).

NEO PI-R может использоваться и как методика самоотчета, и как методика отчета о третьем лице. В обоих случаях он состоит из 240 утверждений, описывающих различные аспекты личности взрослого. В табл. 13.8 приводятся примеры утверждений, сформулированные в версии самоотчета. Испытуемый оценивает каждое из утверждений по 5-уровневой шкале: от совершенно не согласен до полностью согласен.

Уже из этих примеров должно быть видно, что с помощью NEO PI-R можно получить значительный объем разнообразной информации о личности. Но что делают с этой информацией потом, то есть как на основе 240 индивидуальных утверждений делают выводы о личностных особенностях? Решая этот вопрос, Коста и Маккрей - как и создатели множества других тестов личности - использовали такую статистическую процедуру, как факторный анализ. Назначение факторного анализа - выделение ряда компонентов, или «факторов», которые можно выявить при Измерении некоего конструкта. Этот метод (значительно более сложный, чем представленное здесь описание) связан с анализом паттернов корреляции в совокупности оценочных суждений; при этом предполагается, что суждения, тесно связанные друг с другом корреляционными связями, измеряют один и тот же фактор. Использовав результаты предыдущих исследований, теорию и факторный анализ собственной тестовой батареи, Коста и Маккрей выделили 5 факторов, объясняющих большую часть индивидуально-личностных различий. Первые 3 из этих факторов определяют аббревиатуру NEO: нейротизм, экстраверсия и открытость (Neuroticism, Extroversion, Openness). Два другие фактора были добавлены позже: это уступчивость {Agreeableness) и добросовестность {Conscientiousness). В табл. 13.8 приведены некоторые из утверждений, направленные на оценку каждого из факторов. (Обратите внимание, что в форме, предлагаемом испытуемому, вопросы не сгрунпированы по факторам, как в таблице, а распределены по всему опроснику.)

Как всегда, создание методики - лишь первый шаг исследования. NEO и другие личностные опросники используются при изучении разнообразных вопросов. Здесь я сосредоточусь на одном из важнейших вопросов, возникающих при исследовании старения, - это проблема стабильности личностных черт. Можно ли предположить, что констелляция характеристик, определяющих личность в 20-летнем возрасте, останется неизменной и в 40, и в 60, и в 80 лет? Или личностные особенности с возрастом изменяются? И отличаются ли в среднем личностные характеристики пожилых людей от личностных характеристик молодых?

Основным источником информации по этой теме служат.результаты использования NEO P1-R и методик, созданных ранее (Costa & McCrae, 1989; МсСгае & Costa, 1990, 1994). В исследованиях проводилось как поперечное сравнивание испытуемы х разных возрастов, так и лонгитюдное исследование тех же испытуемых. Данные обоих типов убедительно свидетельствовали о стабильности личностных черт.

Таблица 13.8 Примеры утверждений из личностного опросника NEO (NEO Personality Inventory)

Параметр Утверждения
Нейротизм Я часто испытываю напряжение и нервничаю Я часто сержусь па то, как люди недуг себя по отношению ко мне Я редко чувствую себя одиноким и редко впадаю в уныние Мне часто бывает трудно принять решение
*
Экстраисрсия Мне нравится большинство людей, с которыми я встречаюсь Я стараюсь избегать большого скопления людей Я часто оказываюсь душой компании Если я что-то делаю, то делаю это с душой
Открытость У меня сильно развито воображение Мои эмоции и чувства разнообразны Я никогда не изменяю своим привычкам Мне правится рассуждать на отвлеченные темы
Уступчивость Я уверен, что большинство людей действуют из лучших побуждении Иногда я манипулирую людьми, чтобы добиться желаемого Я предпочитаю сотрудничать с другими людьми, а не соревноваться с ними Я не люблю говорить о себе И своих достижениях
Добросо честность Я бываю требовательным и привередливым Я стараюсь выполнять порученные мне задания добросовестно Мне трудно заставить себя сделать то, что я должен сделать Я редко принимаю поспешные решения

Источник: Manual for the Revised NEO Personality Inventory (NEO-PI-R) and NEO Five-Factor Inventory (NEO-FFI) (p. 68-74), P. T. Costa, Jr., and R. R. McCrae, 1992. Odessa, FL: Psychological Assessment Resources, Inc.

При использовании метода поперечных срезов были выявлены определенные изменения в уровне выраженности черт до 30-летнего возраста, однако никаких свидетельств систематических изменений после этого возраста получено не было. Так, 70-летние испытуемые за редкими исключениями демонстрировали те же паттерны ответов по NEO, что и 30-летние. При использовании лонгитюдного метода были получены данные, указывающие на заметную стабильность личностных характеристик на протяжении периода взрослости при коэффициенте корреляции от 0,6 до 0,8 даже с временным интервалом 30 лет. Коста и Маккрей пишут: «Стабильность, по-видимому, характерна для всех пяти важнейших аспектов личности... [Данные] свидетельствуют о том, что профиль личности взрослого человека в целом практически не изменяется» (МсСгае & Costa, 1994, р. 173).

Акцентируя внимание на этой исследовательской программе, я должен заметить, что не все придерживаются точки зрения авторов на проблему стабильности (Aldwin & Levenson, 1994; Helson, 1993). Данные, которые получили Коста И Маккрей, могут интерпретироваться по-разному, и есть основания полагать, что при

использовании других подходов к оценке личности были бы выявлены более значительные изменения, чем при оценке отдельных черт с помощью NEO PI-R. Тем не менее не будет ошибкой сказать, что их работа убедила почти всех, кто изучает старение, в том, что личность значительно стабильнее, чем считалось ранее. Результаты этой работы также позволяют опровергнуть еще один стереотип, касающийся старения, - стереотип личности пожилого человека. В старости некоторые люди действительно становятся более ригидными, более замкнутыми, подавленными и т. п., однако это - индивидуальные изменения, являющиеся скорее исключением, чем правилом.

Из книги Информационный стресс автора Бодров Вячеслав Алексеевич

6.3. Роль личностных особенностей в развитии психологического стресса Проблема личностной детерминации уровня психологического стресса явилась предметом ряда исследований. Основанием для специального изучения этой проблемы послужили данные о личностной

автора Ильин Евгений Павлович

Приложение II Методики изучения индивидуальных

Из книги Психология индивидуальных различий автора Ильин Евгений Павлович

2. Методики изучения индивидуальных особенностей эмоциональной сферы Четырехмодальностный эмоциональный опросник (Л. А. Рабинович)Методика направлена на выявление преобладающих у человека эмоций.Это вопросник, в котором 46 вопросов; на них испытуемые могут дать 4

Из книги Психология индивидуальных различий автора Ильин Евгений Павлович

3. Методики изучения индивидуальных особенностей мотивационной сферы Методика «Когнитивная ориентация (локус контроля)» (Дж. Роттер)Методика позволяет выявлять направленность личности на внешние (экстерналы) или внутренние (интерналы) стимулы. На основе шкалы локуса

Из книги Психология индивидуальных различий автора Ильин Евгений Павлович

4. Методики изучения индивидуальных особенностей поведения Опросник интерперсонального диагноза (Т. Лири, Р. Л. Лафорже, Р. Ф. Сучек)Метод для исследования у взрослых людей интерперсонального поведения (типа отношений с другими людьми). Выделяют восемь типов:– I –

Из книги Психология индивидуальных различий автора Ильин Евгений Павлович

6. Методики изучения индивидуальных особенностей волевой сферы Опросник для самооценки терпеливости (Е. П. Ильин, Е. К. Фещенко)Инструкция. Ответьте, согласны ли Вы с предложенными Вам утверждениями. Если согласны, то рядом поставьте знак «+», если не согласны – знак

Из книги Психология индивидуальных различий автора Ильин Евгений Павлович

7. Методики изучения типологических особенностей проявления свойств нервной системы Со времен И. П. Павлова, использовавшего только один метод диагностики свойств нервной системы – условно-рефлекторный, многое изменилось. На смену старым «классическим» методикам,

Из книги Психология индивидуальных различий автора Ильин Евгений Павлович

9. Методики изучения стилей руководства Методика «Самооценка стиля управления»Методика, приведенная в книге А. В. Аграшенкова «Психология на каждый день» (М., 1997), несколько модифицирована мною, чтобы сократить число пунктов опросника (вместо 60 оставлено 33) и исключить те,

Из книги Пол и гендер автора Ильин Евгений Павлович

Приложение 2. Методики изучения полоролевых особенностей мужчин и женщин Шкала «Маскулинность – фемиминность» из Фрайбургского личностного опросника (FPI)ИнструкцияВам предлагается ряд утверждений, каждое из которых подразумевает относящийся к вам вопрос о том,

автора Ильин Евгений Павлович

3. Методики изучения личностных особенностей, влияющих на принятие решения «Измерение рациональности» Методика состоит из двух частей - А и Б. Она построена как элемент техники массового социологического опроса и предназначена для оценки способа принятия и выдвижения

Из книги Мотивация и мотивы автора Ильин Евгений Павлович

4. Методики изучения особенностей мотивации общения Методика «Конфликтная личность» Методика позволяет оценить степень конфликтности или тактичности человека.ИнструкцияВам предлагается ряд утверждений. Выберите один из трех предложенных вариантов,

Из книги Психология воли автора Ильин Евгений Павлович

7. Методики изучения решительности Методика «Шкала: робость, стеснительность» Инструкция. Прочитайте утверждения вопросника и в случае согласия с ними поставьте рядом знак «+», при несогласии - знак «-».Текст опросника:1. Когда я нахожусь в компании, я мучаюсь выбором

автора Бодров Вячеслав Алексеевич

11.2. Влияние личностных особенностей на развитие психологического стресса Проблема личностной детерминации уровня психологического стресса явилась предметом ряда исследований. Основанием для специального изучения этой проблемы послужили данные о личностной

Из книги Психологический стресс: развитие и преодоление автора Бодров Вячеслав Алексеевич

11.4. Влияние личностных особенностей на преодоление психологического стресса Особенности реализации изложенных выше стратегий и стилей преодоления стресса в значительной мере определяются личностными характеристиками субъекта. Огромный массив исследований

Из книги Понимать риски. Как выбирать правильный курс автора Гигеренцер Герд

Неприятие риска: вопрос культуры или личностных особенностей? Истории, приведенные выше, показывают, как различаются культуры по отношению к тому, что людей пугает и что их успокаивает. Кто-то может возразить, что скорее индивидуальность, а не культура определяет,

Из книги Умение слушать. Ключевой навык менеджера автора Феррари Бернард

Глава 11. Какова роль личностных особенностей? Наверное, ознакомившись с моими методиками структурированного слушания, вы решили, что они годятся исключительно для мира роботов. Но реальный мир населен живыми людьми, и у каждого из нас – свои побуждения