Какие готовить блюда во время поста? Молитвы в великий пост на каждый день — что читать дома во время поста

Большинство нынешних активных христиан живут в городах. Мегаполис налагает свою печать и на нашу духовную жизнь. Горожане погружены во множество житейских забот: работают, учатся, все время куда-то спешат… Кто-то под влиянием различных обстоятельств не находит сил и возможностей принять участие во всех великопостных богослужениях. Портал попросил пастырей сказать несколько слов о том главном, что, на их взгляд, должно наполнить жизнь христианина в дни Великого поста, подсказать что-то из личного опыта, помочь охваченным заботами христианам определить духовную программу – максимум и минимум – в эти дни.

Игумен Нектарий (Морозов) , настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова:

– Наша жизнь похожа на сон. Мир затягивает, усыпляет нас - мы проживаем день за днем, не замечая, что происходит в нашей душе, куда движемся мы, насколько здоров, а точнее - насколько болен наш «внутренний человек». Усыпляет нас и враг: стоит нам встрепенуться, забеспокоиться, как он начинает вкрадчиво успокаивать нас: «Да, надо что-то изменить, исправить, и ты обязательно это сделаешь, но только не сейчас, а потом, потом…».

И часто из этого усыпления, из этого состояния ложного успокоения нас выводит лишь какое-то серьезное испытание - болезнь, скорбь, к которым мы оказываемся не готовы. А для кого-то таким пробуждением становится смерть…

Протоиерей Василий Мазур , настоятель Сергиевского храма при областной больнице г. Херсона, доцент кафедры экологии и географии Херсонского государственного университета:

– помогать друг другу (тактично, ненавязчиво) более внимательно и серьезно готовиться к исповеди, исповедаться несколько раз за время поста и по возможности причащаться святых таин;

– также, с помощью близких или самостоятельно, поставить и решить какие-либо конкретные нравственные задачи (избавиться от той или иной привычки, например курения, навестить кого-то, кто нуждается в вашей помощи, внести ощутимые пожертвования на какое-либо дело и т.п.).

Чего делать не надо: давать зароков «на пост» о воздержании от какого-то греха, вредной привычки: если это грех, то от него надо избавляться навсегда . Так, например, если у вас «проблемы» с алкоголем и вы дадите зарок не пить в пост, это значит, что вы будете семь недель предвкушать выпивку и встретите святую как свинья.

Протоиерей Сергий Вишняков , благочинный Обнинского округа Калужской епархии, директор духовно-просветительского центра «Вера, надежда, любовь»:

– Самое главное для христианина во время – провести эти дни очень внимательно. Это период усиленной работы над своим внутренним состоянием. И воздержание в пище, и молитва – только условия, при которых наша цель – очищение души – достигается. Если есть возможность, нужно прийти в храм помолиться. Особенно хорошо , который глубиной покаянных мыслей очень сильно воздействует на сердце и на разум. Если такой возможности нет, то отчаиваться не надо.

Хорошо избегать внешнего проявления своего подвига, не делать понурого лица во время поста и т.п. Будьте приветливыми и спокойными. Одновременно постарайтесь быть кроткими, чтобы от вас никакого негатива не исходило. Один из признаков неправильного поста – это раздражительность, гневливость. И она часто проявляется, особенно когда идет борьба ветхого и нового человека. Поэтому внимание (трезвение) – это тот стержень, вокруг которого строится вся жизнь духовного человека. А постом уж обязательно пристально наблюдать за собой: что говорим, слушаем, куда смотрим, о чем наши сердечные помышления. Это самое главное. Необходимо понять, что – не просто какой-то отрезок нашего жизненного пути, а образ всей нашей жизни – так учили святые отцы.

Во время работы над собой надо разобраться: что больше мучает совесть, что мешает жить, от чего хотим избавиться. И стараться приложить максимальные усилия, чтобы этого достигнуть через пост, покаяние и молитву.

С другой стороны, безусловно, пост по продолжительности напоминает своего рода десятину года, которую мы отдаем Богу, то есть это жертва Богу. Вот и нужно жертвовать. Допустим, человек имеет невинную на первый взгляд привязанность: любит щелкать семечки. Вполне постная пища, но хорошо бы попробовать научиться воздержанию в малом, ведь, по слову апостола Павла, «ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6: 12). Или, например, постараться воздержаться постом от сладкого. Не говорю уже о том, что необходимо воздержаться от телевизора, излишнего общения, телефонных разговоров, общений на интернет-форумах и прочих действий, способствующих рассеянию.

И в мегаполисе человек вполне способен сохранять трезвение. В первом томе сочинений есть даже глава «Чин внимающего себе, живущего посреди мира» – о том, как спасаться в большом городе, с какими мыслями вставать, с какими ложиться, как вести себя днем. Христианин – это не тот, кто обособлен. Если монах, то это другое дело, но мы-то живем в миру. Православные миряне должны отличаться от других людей своей духовной жизнью. Мы молимся: «Господи, да святится имя Твое». Святится имя не только там, на небесах, а в нас, чтобы люди, глядя на нас, прославляли Отца нашего Небесного и захотели жить так, как учит Церковь. Вот что значит любить Бога. Мы не все одинаково должны жить, но каждый – в меру своей веры, сообразуясь с условиями своей жизни.

Что касается воздержания от еды, то все индивидуально: как можете, так и поститесь, но понуждая себя к воздержанию. Одному будет достаточно воздерживаться от мяса, второму – построже попоститься, а третьему необходимо вообще воздержаться от пищи. Простой принцип: «все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор. 6: 12).

У гордости две крайности: либо все – либо ничего. А средним путем гордый не может идти. Все должно быть в меру, чтобы наше тело не мешало нашему уму молиться. Это главный принцип.

Возвращаемся к первому нашему положению – ко вниманию.

Сверх сил в эту – первую – неделю брать на себя подвигов не надо. Послабляется пост больным, учащимся, беременным. Чрезмерное утомление тела постом является таким же вредительством, как и переедание. Как тебе молиться, если уже падаешь, ноги подкашиваются на молитве от истощения? Опыт церковной истории: уже древние подвижники осознали, что, оказывается, поститься легче, чем бороться с помыслами, проще спать на земле, чем прощать. И уже с тех времен изменилось отношение к аскетизму, к работе над собой.

Если же женщина дома сидит с детьми и не может прийти в храм на , то этот канон она может и дома прочесть (сейчас книжек хватает), даже ночью, как делали наши благочестивые бабушки.

И самое главное во время поста – не в себе замкнуться, а постараться себя исправить. Не стоит заниматься самоедством. Мы далеки от совершенства, в себе можем такое рассмотреть, от чего «крыша поедет», поэтому от того, что в себе увидел, надо поскорее избавиться через исповедь. А иначе отчаяние и уныние захлестнет, если только рассматривать свои грехи. Внешне мы должны быть радушными и приветливыми. Помнить, что мы – чада Отца нашего Небесного.

Священник Павел Гумеров , клирик храма святителя Николая на Рогожском кладбище г. Москвы:

– Когда я учился в семинарии, в нашей бурсацкой среде были очень популярны песни иеромонаха Романа (Матюшина). Сейчас вспоминается строчка из одной его песни: «Пост с молитвой душу отогреют, / Над землею колокольный звон…»

Актуально во время поста ограничить информационные воздействия (телевизор, интернет). Часто такое воздержание становится более трудным, чем ограничение в пище. Что касается наших забот, то часто мы их умножаем для себя сами. О некоторых из них на время поста можно благополучно забыть.

А самое главное, как я считаю, на время поста поставить себе задачу – изжить какой-либо конкретный, хотя бы маленький, грех. Без этого пост пройдет вхолостую. Можно поставить себе программу чтения на Великий пост. Например, прочитать какую-то часть Священного Писания, какую-то книгу из аскетических творений святых отцов, например преподобного аввы Дорофея, святителя Игнатия (Брянчанинова) или святителя Феофана Затворника . Пост должен быть временем приобщения к чтению святоотеческой литературы.

Священник Владимир Войтов , клирик храма Рождества Христова г. Обнинска:

– С каким внутренним настроем мы начинаем любое дело, с таким его и продолжим. Так же и с постом: с каким настроением вошел в пост, с таким, скорее всего, его и проведешь, в том же духе. А значит, к первой неделе поста надо отнестись особо ответственно. Типикон предписывает в первые два дня Великого поста совершенное неядение. Однако наш Типикон вышел из древнего монастыря преподобного Саввы Освященного, имевшего строжайший устав, поэтому считаю, что для мирян такое жесткое правило неприемлемо. Как-то у старообрядцев спросил: «Сколько дней вы не едите на первой седмице ?» «Один день», – ответили. Они и то сократили это правило, хотя строго соблюдают букву устава. Кстати, знаю нескольких православных, которые в дни первой седмицы вообще ничего не едят до субботы. Всю неделю «подвижники» ходят «зеленые», психика у них, можно сказать, «на нуле». Под конец пятницы их уже ветром шатает от истощения… Я против такой практики. По предсказанию древних отцов и по общему мнению святых отцов последнего времени, крайние аскетические подвиги от нас, современных православных, отняты по причине нашей зараженности гордостью. Такие «экстремальные» подвиги не пойдут нам в пользу, а будут питать только гордость: «Я не как все!..» Очень трудно от этого чувства избавиться.

Какие правила надо взять? Первое, с чего надо начать, это категорически отказаться от телевидения и интернета (кроме как по работе) на весь пост, до Пасхи. Разрешается только православный канал «Союз» – для этого он и создан.

Второе: необходимо отказаться от посещения гостей – принципиально, на весь пост, потому что искушения в гостях обязательно будут: не только пищевые, но и в виде смеха, шуток. Моя позиция такая: надо не мяться, а сказать приглашающим откровенно, что сейчас время , самого печального из всех четырех постов, потому что он посвящен напрямую страданиям Христа, Крестной Жертве, для которой Бог воплотился в мире; ради страданий Христовых мы и постимся, воздерживая себя; весь православный мир постится, и мы вместе с ним, так что в гости не пойдем…

А вообще мы, русские люди, склонны впадать в крайности. Как некоторые ничего не едят седмицу, так другие, на вид крепкие, нормальные прихожане с первого же дня поста подходят и, жалуясь на гастрит, говорят: «Разрешите послабление поста». – «Что вы хотите?» – «Мясо есть или молоко». Знаю нескольких человек с язвами желудка, соблюдающих . И они говорят, что их здоровью это нисколько не вредит, а самочувствие даже становится лучше.

Беременным, кормящим матерям, детям, старикам и больным пост ослабляется, вплоть до нулевого уровня. Для того, кто выполняет тяжелую физическую работу, тоже должны быть послабления. Человек должен чувствовать: если идет изнурение, издевательство над своим телом, то надо, посоветовавшись со священником, пересмотреть свой постный рацион.

Пост не должен приводить в состояние уныния, печали. «Постимся постом приятным», – в стихирах поется. Приятным не в смысле пищи, а в смысле благотворного влияния на душу, а если это не так, значит, надо свой пост изменять.

Пост – это упражнение в воздержании, маленький аскетический подвиг, который мы можем нести. Упражнение в воздержании воспитывает трезвение, то есть внимание к себе, способность сдерживать себя, управлять своими эмоциями и чувствами.

Молитвенная программа-максимум на первую седмицу – ходить на все службы утром и вечером.

А вообще мирянину необходимо, учитывая его обстоятельства жизни, ходить на службы по своему личному усмотрению. У каждого своя мера упражнения в воздержании, поэтому необходимо принимать во внимание возраст, болезненность, тяжесть своей работы. Хорошо взять на Великий пост или хотя бы на первую его седмицу маленькое отдельное дополнительное правило в середине дня, например 30 молитв Иисусовых и пять земных поклонов, но совершать это правило именно так, как учат святые отцы: неспешно, внимательно и с благоговением. Почему именно в середине дня? Потому что утром и вечером мы всегда помолимся дома или в храме, а вот в середине дня нас больше всего захватывает суета. Ее и надо разбить обращением к Богу: потратить всего несколько минут и спокойно помолиться этой краткой молитвой Иисусовой. Это воспоминание Бога, восстановление связи с Ним, покаяние пред Ним обязательно даст мир Христов нашей душе. Кто пробовал так делать, тот знает, какую пользу это приносит.

Пост может стать мощнейшим духовным опытом, особенно если он идет рука об руку с посвященной молитвой. В то время как пост является, пожалуй, одной из наиболее примечательных христианских практик, он не ограничивается христианством – поститься и молиться может человек любой веры, если испытывает к этому побуждение. Читайте далее основные принципы, инструкции и советы относительно поста и молитвы.

Шаги

Часть 1

Молитва и подготовка к посту

    Молитесь о руководстве относительно того, какой тип поста выбрать. Традиционно, пост подразумевает воздержание от пищи, но воздерживаться в посте можно и от средств массовой информации и от каких-либо привычек.

    • Полный пост, или пост на воде, требует воздержания от любой твердой пищи и жидкостей, кроме воды.
    • Соковый пост требует воздержания от любой твердой пищи, но позволяет пить любую жидкость.
    • Частичный пост требует воздержания от определенных категорий продуктов либо от какого-то одного из приемов пищи в течение дня. Этот вид поста особенно распространен во время Великого Поста.
    • Традиционно, Великий Пост – это частичный пост. Следует воздерживаться от приема мясных блюд по пятницам и в страстную среду. В страстную среду и страстную пятницу вам следует ограничиться одним полным приемом пищи и двумя небольшими, вместе равными одному приему пищи. Напитки приемлемы любые.
    • Пост на воде и хлебе позволяет принимать в пищу исключительно воду и хлеб, ничего больше.
    • Пост от СМИ требует воздержания от получения информации через СМИ. Он может относиться к любым СМИ, а может ограничиваться каким-то одним форматов, например, телевизором или интернетом.
    • Пост от привычки требует от вас воздержаться от какого-то определенного типа поведения. Это может быть все, что угодно, начиная от привычки повышать голос и заканчивая игрой в карты. Это еще один из видов поста, практикуемый во время Великого Поста.
  1. Просите в молитве понять, как долго следует поститься. Вы можете брать любой срок, от одного дня до нескольких недель. Выберите срок, который будет одновременно полезен для здоровья и для духовной жизни.

    • Если вы раньше никогда не постились, рекомендуется брать пост не дольше 24-36 часов.
    • Не поститесь от приема воды более, чем три дня.
    • Попробуйте подготовить себя к полному посту. Начните в течение нескольких дней отказываться от одного приема пищи. После того, как ваше тело привыкнет, откажитесь еще от одного приема и, наконец, откажитесь от пищи совсем.
  2. Определите, почему вы испытываете побуждение поститься. В молитве просите у Бога водительства относительно того, на чем сосредоточиться во время поста. Четкая цель поможет вам быть более сконцентрированным в молитвах и размышлении.

    • Распространенный повод для поста – духовное обновление. Но можно поститься также и ради того, чтобы видеть, в каком направлении в жизни двигаться дальше, ради терпения или исцеления.
    • Вы можете поститься и по конкретным причинам, не относящимся к вашим личным духовным потребностям. К примеру, если произошла природная катастрофа, можно поститься и молиться о пострадавших.
    • Пост может также быть выражением благодарности.
  3. Ищите прощения. Покаяние – ключевой элемент успешного поста и успешной молитвы.

    • С Божьей помощью, составьте список своих грехов. Список должен быть максимально актуальным.
    • Исповедуйте эти грехи перед Богом и ищите и принимайте прощение.
    • Вам следует также стремиться получить прощение тех, кому вы причинили боль или неприятности, а также выразить готовность простить тех, кто причинил боль вам.
    • Просите у Бога видения, как исправить сделанное.
  4. Молитесь о том, кому стоит говорить о посте. В каком-то смысле, получение публичного признания за свой пост лишает его смысла. При этом, вы можете просить других верующих духовно поддержать вас во время поста.

    • Пасторы, другие важные для вас люди и духовные соратники – хороший вариант поддержки.
    • Просите у Бога наставления относительно того, к кому обращаться за поддержкой.
  5. Ищите руководства в физической подготовке. В дополнение к духовной подготовке вам нужно подготовиться и физически.

    • Начинайте постепенно, особенно если вы не привыкли поститься. Прежде чем взять пост, приучите себя есть небольшими порциями.
    • Избегайте приема кофеина за 24 часа до начала поста, поскольку вывод кофеина из организма может сопровождаться головными болями.
    • Понемногу снижайте употребление сахара примерно за неделю до начала длительного поста, поскольку людям, регулярно употребляющим сахар в больших количествах, поститься крайне сложно.
    • За несколько дней до начала длительного поста начните строгую диету относительно употребления в пищу только сырой пищи.

    Часть 2

    Молитва во время поста
    1. Сконцентрируйте свое внимание на причине своего поста. Конечно, молиться во время поста вы можете о чем угодно, но определение цели поста заранее поможет вам найти центральную тему для большинства своих молитв.

      • Будьте открыты к тому, чтобы сменить фокус. Возможно, что сначала вы будете испытывать потребность в посте по одной причине, а в процессе Бог откроет вам для размышления другую.
    2. Размышляйте над Священным Писанием. Вы можете пользоваться руководством по изучению Библии или обратиться к страницам своей Библии любым удобным для вас способом. Записывайте то, что прочли и о чем молились, чтобы в полноте воспринять уроки из Священного Писания.

      • Обратите внимание, что, если вы не являетесь христианином, вы можете размышлять над любым священным текстом согласно вашей вере.
      • Вы можете также размышлять над другой духовной литературой, которую будете читать во время поста.
    3. Молитесь собственными молитвами и молитвами по Писанию. Большая часть молитв будет импровизированной, своими словами. Однако когда вы чувствуете, что слова заканчиваются, переключайтесь на молитвы по Священному Писанию, они будут поддерживать ваше общение с Богом.

      • Одна из наиболее распространенных молитв – «Господня молитва», или «Отче наш». Но использовать для молитвы можно любой текст из Писания, особенно если он откликается у вас в сердце.
    4. Используйте вспомогательные средства для молитвы. В некоторых вероучениях может быть спорное отношение к использованию вспомогательных средств для молитвы, но для других это вполне приемлемо.

      • Распространенные у католиков вспомогательные средства включают в себя четки, изображения святых и распятия. Представителям некатолических христианских деноминаций можно использовать прослушивание инструментальных версий знаменитых гимнов или различные вдиы четок для молитвы.
    5. Молитесь с другими людьми. Несмотря на то, что большая часть наших молитв возносится в уединении, вы можете продумать возможность молитвы во время поста с другими людьми. Совместная молитва рассматривается как приглашение Богу быть среди вас, делая тем самым такой вид молитвы мощным духовным средством.

      • Вы можете молиться вслух или про себя. Если вы молитесь вслух, главное, не сравнивайте свои молитвы с молитвами других людей.
      • Хорошие партнеры для молитвы – это те люди, кому вы рассказали о своем посте, и те, кто тоже постится в это время.
    6. Найдите уединенное место. Молиться можно в любое время дня, независимо от того, где вы находитесь и что происходит вокруг. Однако во время концентрированной молитвы, которая нужна для поста, важно найти спокойное место, где можно было бы сосредоточиться на общении с Богом.

      • Можно найти такое место в помещении. У себя дома им может служить спальная комната, как, впрочем, и любое другое уединенное место дома или в офисе. Можно молиться, даже находясь в одиночестве в своей машине.
      • В качестве альтернативы можно молиться и на свежем воздухе. Спокойствие леса, например, позволит вам не только провести время с Богом, но и насладиться красотой Его творения.
    7. Ищите баланс между спонтанной и запланированной молитвой. Планировать молитвенное время очень полезно, особенно, в период длительного поста, но не стоит следовать расписанию слишком строго, чтобы не упустить моменты спонтанной молитвы, к которой вас призывает Святой Дух.

      • Молитесь во время освободившихся периодов в течение дня. То время, которое вы обычно тратите на еду, просмотр телевизора или любую другую привычку, можно теперь проводить в молитве.
      • Примите решение начинать и заканчивать свой день молитвенным временем.

    Часть 3

    Дополнительные процедуры во время поста
    1. Следите за своей личной гигиеной. В процессе полного, длительного поста, ваше тело в течение первых трех дней будет выделять множество токсинов.

      • Ежедневно принимайте ванну или душ, особенно в эти первые несколько дней.
      • Чистите в эти дни зубы чаще, во избежание неприятного запаха изо рта.
    2. Не принимайте на себя страдальческий вид. Пост – это время тесного личного общения между вами и Богом. Показывая другим то, как вы страдаете, вызывает у людей смесь жалости и восхищения. И то, и другое питает вашу гордость и будет мешать приступать к Богу в смирении.

      Продолжайте употреблять жидкость. Нельзя больше трех дней обходиться без воды.

      • Вы можете воздерживаться от других напитков: соков или молока – но продолжайте пить воду во все время поста. В противном случае вы рискуете вызвать сильное обезвоживание, которое, в свою очередь, ведет к серьезным проблемам со здоровьем.
    3. Следите за своими эмоциями. Люди, воздерживающиеся от пищи, как правило, становятся раздражительны. Соответственно, можно предположить, что если вы вовсе воздерживаетесь от какой-либо пищи, вы можете стать крайне раздражительны. Следите за своим эмоциональным состоянием, и если чувствуете, что готовы наброситься на первого встречного, найдите уединенное место и помолитесь.

    4. Ограничьте активную деятельность. Допустимы и полезны регулярные прогулки, но, в целом, пост заберет у вас достаточно много энергии, поэтому вам следует давать себе отдых как можно чаще.

      • Аналогично следует избегать любых подвижных упражнений.

Смысл поста - не просто отказ от мясомолочной пищи, это самоограничение, то есть добровольный отказ от всего, что составляет заметную часть нашей земной жизни.

Во время Великого поста в первую очередь нужно заботиться об очищении души и помыслов, а для этого необходимо ежедневно молиться дома и по возможности посещать церковные службы все семь недель Великого поста.

К домашним молитвам во время Великого поста добавляется молитва преподобного Ефрема Сирина. Молитва произносится ежедневно, за исключением воскресного и субботнего дней.

Преподобный Ефрем Сирин

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

По окончании молитвы, 12 раз кряду нужно сказать «Боже, очисти мя, грешнаго», и поклониться в пояс.

Еще два раза прочесть молитву Ефрема Сирина и поклониться до земли.

Молитвы, которые нужно читать в Великий пост утром и вечером

Утренние молитвы в Великий пост

Господи, будь милостив к рабу своему (имя) !
Пошли мне свое благословение да не отведи взора своего. Дай силы сопротивляться злу, меня проверяющему, помоги очистить душу от грехов, совершенных волею и неволею. Аминь.

Господи Всемогущий! Владыка жизни моей. Отринь от меня дух праздности да позволь провести время поста Великого в смирении. Защити от мыслей греховных, не дай сойти с пути праведного, Тобой каждому начертанного. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сын Божий. Ради Девы Марии, Матери Пречистой, всех Святых, помилуй меня (имя) , грешного. Слава Тебе, Господи, избавитель и милостивый Отец на Небеси. Аминь.

Вечерние молитвы в Великий пост

Господь Бог, создатель всего живого на земле и Царь Небесный, прости же меня за грехи, совершенные мною за день словом или делом. Даже во сне я, раб(а) Божий(ия), не теряю веру в Тебя.

Верю, что избавишь Ты меня от грехов да очистишь душу мою. Каждый день надеясь я на защиту Твою. Услышь же молитву мою, ответь на просьбы мои. Аминь.

Ангел Хранитель, защитник души моей и тела моего. Если же я согрешил в этот день, избавь меня от грехов. Не дай Господу Богу разгневаться на меня. Помолись за меня, раба(у) Божьего(ю) (имя) , перед Господом Богом, попроси его об отпущении грехов моих и защити меня от совершения зла. Аминь.

Молитва о прощении грехов на каждый день

Обращаюсь я, раб(а) Божий(ия) (имя) , к Тебе, Господь, и от всего сердца прошу Тебя простить грехи мои. Смилуйся надо мной, Царь Небесный, избавь меня от душевных мучений и самоистязания. К Тебе же я обращусь, Сын Божий.Умер Ты за грехи наши и воскрес Ты, чтобы жить вечно. Надеюсь я на помощь Твою и прошу благословить меня. Навсегда Ты Спаситель мой. Аминь!

Молитва на благословение пищи и пития

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь.
(И перекрестить пищу и питие).

Молитва после еды

Благодари́м Тя́, Христе́ Бо́же на́ш, я́ко насы́тил еси́ на́с земны́х Твои́х бла́г; не лиши́ на́с и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, ми́р дая́й и́м, прииди́ к на́м и спаси́ на́с.

Очищающая молитва

Боже, Боже мой! Дай сердцу моему неведения страстей и вознеси око мое над безумием мира, пряму отныне сотвори жизнь мою не на угождение им и даруй жалости мне к гонящим меня.

Ибо радость Твоя в скорбях ведома, Боже мой, и прямая душа улучит её, судьба же её от лица Твоего исходит и нет умаления блаженства ея. Господи, Иисусе Христе, Боже мой, прямы сотвори пути мои на земле.

Молитвы во время Великого поста перед Пасхой

Молитвы на Пасху - неотъемлемая часть праздничных ритуалов и богослужений. Считается, что пасхальная неделя обладает сильной энергетической атмосферой. Это наделяет молитвы на Пасху о здоровье и благополучии особой силой и концентрацией.

Молитва Господу Иисусу Христу

Икона Иисуса Христа

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Молитва Святому Духу


Икона Святого Духа

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокрвище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душе наша.

Трисвятое (ангельская песнь)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Святой Бог, Святой Всесильный, Святой Безсмертный, будь милостив к нам.

Какие молитвы нельзя читать в Великий пост?

Часто можно встретить мнение, что во время Великого поста нельзя читать акафисты, кроме одного или нескольких дней.

В субботу пятой недели Четыредесятницы во всех православных храмах поется Акафист Пресвятой Богородице и звучит похвала Божьей Матери.
Также во время особенных великопостных богослужений – Пассий, которые служатся четыре раза за пост, читается Акафист Божественным Страстям Христовым.

Но как такового запрета на чтение тех или иных молитв в Великий пост в церковном уставе нет. Есть традиция уделять в Великий пост больше внимания покаянным молитвам. Но христианин может читать акафисты келейно (то есть дома).

Смысл поста заключается в покаянии и духовном обновлении, а воздержание в пище лишь способствует этому. И, как говорят церковнослужители, без молитвы пост – это не пост. В 2019 году время Великого поста приходится на период с 11 марта по 27 апреля. Какие же молитвы нужно читать в Великий пост 2019 года?

Если вы еще не прочли полностью Ветхий и Новый Завет – наверстайте упущенное за предстоящие сорок дней. Постарайтесь читать Писание каждый день, в спокойной обстановке, а потом размышляйте о прочитанном.

Молитвы, которые читают в Великий пост

Рассказывая о том, как правильно молиться в Великий пост 2019 года, надо сказать, что дополнительно к утренним и вечерним молитвам можно читать псалмы царя Давида.

Что же касается великопостных молитв, то их две. Во-первых, это Великий покаянный канон святителя Андрея Критского, который жил в конце VII – первой половине VIII века и являлся одним из ярких церковных ораторов и литературных деятелей.

Его канон можно описать как покаянный плач, раскрывающий бездну греха и потрясающий душу человека. Значение Великого канона состоит в том, чтобы привести нас к покаянию.

Другая великопостная молитва, которую читают только в этот период, каждый день на протяжении всего поста, – это молитва преподобного Ефрема Сирина. Приведем текст этой молитвы.

«Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. (Земной поклон).
Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. (Земной поклон).
Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего,
яко благословен еси во веки веков, аминь. (Земной поклон).
Боже, очисти мя, грешного (грешную)!»

(Читают 12 раз с поясными поклонами. И еще раз всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце).

Молитву преподобного Ефима Сирина в храмах читают еще до начала поста, во время Сырной недели. Во время Великого поста она читается с понедельника по пятницу, так как суббота и воскресенье не считаются постными днями.

Чтобы правильно молиться в Великий пост, постарайтесь очистить душу, простив людей, которые чем-то обидели вас. Читайте молитву:

«Господи, я прощаю (имя человека) за его действия и слова. У меня нет желания мстить ему. Дай мне силы, чтобы избавиться от гнева и обиды. Во имя Иисуса. Аминь».

На вопросы телезрителей отвечает иерей Анатолий Куликов, настоятель храма во имя святителя Луки Войно-Ясенецкого. Передача из Екатеринбурга. Эфир 12 марта 2014 г.

Здравствуйте, уважаемые зрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Тимофей Обухов.

Сегодня у нас в гостях иерей Анатолий Куликов, настоятель храма во имя святителя Луки Война-Ясенецкого, архиепископа Крымского.

Батюшка, здравствуйте! Благословите.

Здравствуйте, Тимофей. Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Бог да благословит всех нас.

Сегодня мы будем говорить о Великом посте. Хотелось бы начать с того, для чего православный человек соблюдает Великий пост, и в чем он состоит?

К сожалению, чаще всего внимание людей в основном приковано к пище. Для большинства пост превращается в воздержание от определенной пищи и не сорваться до Пасхи. Дождавшись Пасхи, вернуться к тому, как мы жили раньше. Таким образом, получается, что мы служим своему чреву, думаем только о теле и больше ни о чем.

Пост является тем инструментом, с помощью которого человек может двигаться в сторону Бога и может встретиться с Ним. Смысл поста в том, чтобы помочь человеку встретить Бога. Если убрать Бога как цель поста, то останется одна диета.

Неправильное отношение к посту рождает неправильное ощущение себя. В первый понедельник Великого поста в наших храмах прозвучали слова «постимся, братия, постом приятным». Как правило, люди этого не понимают, для них это мука, которую надо протянуть. Поэтому важно переключать свое внимание на главное в Посте.

Поставим в Пост на первое место не тело, а Бога. Зададимся вопросом: какие у меня с Ним отношения, что я о Нем знаю, что происходит в моей духовной жизни. Это будет касаться и молитвы, и добрых дел.

Например, молитва. В чем она обычно состоит? В вычитывании утреннего и вечернего правила. Обычно критерий успешности - более или менее внимательно удалось прочитать все молитвы. Но почувствовал ли ты за это время Христа, изменилось ли что-то в тебе самом?

Как мерилом поста часто становится такой критерий, как «я не ем масла». Часто начинают тщательно исследовать химический состав продукта. Должны быть воздержание и усилие, но они не должны быть самоцелью поста. Пост должен помочь человеку убрать из жизни все лишнее, чтобы Господь в твоей жизни стал ближе и отчетливее, чтобы хотелось быть с Ним больше.

Например, когда человек готовится, скажем, к поступлению в вуз. Он знает, что такого-то числа у него экзамены, он заранее готовится: старается сосредоточить все свое внимание и усилие на подготовке к ним, читает книжки, узнает то, чего не успел. Все лишнее, как бы оно ни было привлекательно, старается в это время убрать. Самое главное - встреча с экзаменационным билетом и выполнение его заданий. Вся предыдущая работа была лишь подготовкой к этому дню. Так же и мы во время Великого поста готовимся к самому главному - к встрече с Господом. Причем, встреча происходит не через семь недель, встретиться можно уже сейчас, только надо убрать все лишнее из своей жизни. Постарайся, сделай это усилие, движение вперед, навстречу Господу.

- Что это лишнее, что мешает встретить человеку Бога?

Это должен определить каждый человек, внимательно посмотрев на свою жизнь. Что нас отвлекает от Бога, что нам мешает молиться? Конечно, есть и некие общие причины. Например, отвлекает телевидение, наш ум перегружен информацией, из-за этого мы не можем молиться, читать. Например, раньше человека не принимали в монастырь, если он не знал наизусть всю Псалтирь. Зададимся вопросом, сколько псалмов знаем мы? Ведь наша память не вмещает. Почему тогда могли не только Псалтирь, а и Священное Писание, и Патерики наизусть знать, а мы сейчас не можем. Потому что у человека жизнь заполнена чем-то иным, и Пост - это то время, когда ты это иное, хотя бы на какой-то срок, убираешь из жизни.

Злободневным является вопрос о детском посте, и опять на первое место выходит вопрос, что есть и что не есть. Но давайте будем думать не о еде, а о том, чтобы сделать жизнь ребенка яснее, например, ограничить от такого момента, как компьютерные игры. С ребенком можно договориться не играть в это время, от этого он не будет ощущать недостаток белков и жиров.

Почему современные дети не любят читать? Потому что они обильно получают «пережеванную» информацию из фильмов, интернета, телевидения. Конечно, ничто не может заменить книгу, поэтому давайте во время Великого поста возьмем подвиг читать книги. Конечно, родители тут же скажут, что легко говорить и трудно делать. Но ведь можно попробовать. Если ничего не пробовать, ничего и не произойдет.

Вопрос телезрительницы: Когда я начинаю ходить в Церковь, у нас с дочерью начинаются ссоры, и недавно она сказала мне, что я далеко зашла.

Прежде всего, хочу сказать, что дочь проявляет непозволительную дерзость, говоря так матери. Давно замечено, что во время поста силы зла активизируют свои движения. Бывает, человек собирается в храм, и тут у близких возникает куча дел и вопросов. Казалось бы, почему раньше об этом никто не думал и не спрашивал, но именно когда человек решил идти молиться Богу? Вам не надо переживать и стараться объяснять дочери мирно и полюбовно. Когда кто-то в семье начинает поститься, другим сразу кажется, что теперь человек истощится и к Пасхе его придется хоронить. Люди не знают, что такое пост, придумывают себе страшилки и проецируют на близких.

Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: Недавно я прочитал в книге по психологии, что один человек перенес травму головного мозга и в результате стал агрессивен, начал избивать жену. Неужели в таком случае нет ни добра, ни зла, ни Бога, ни дьявола, в такой ситуации все поведение человека определяет только мозг?

Конечно, есть разные причины поведения человека. Физическое состояние человека влияет на психику: все мы знаем, как мы раздражительны, когда болит зуб. Если же этот человек испытывает постоянную боль, представляете, как ему тяжело сдерживаться? Если мы говорим о Боге, то Он может попускать такую ситуацию, как испытание, некий крест. Мне, как человеку верующему, очевидно, что здесь необходима помощь Бога, обращения к Нему: я не могу справиться сам, вот до чего я дошел, Господи помоги! Верующему человеку проще, он может обратиться к самому источнику силы, а как справляются неверующие, не знаю. Если говорить о воздействии бесов на больного человека, надо понимать, что власть их ограничена промыслом Божиим. Все это понять и увидеть человеку дает вера, но не как набор неких знаний, а как опыт жизни, понимания, что Он всегда рядом и ведет тебя за руку. Пост, как раз время, когда это руководство более ощутимо.

Чтение хорошей духовной литературы является одной из добродетелей. Православие очень богато на чтение, у нас есть опыт святости и жизни в Боге, и каждый человек через чтение может прикоснуться к этому опыту, можно сказать, древу жизни.

К чтению нужно подходить разумно, и если есть духовник, обсудить с ним, что читать во время Великого поста. Надо спрашивать того человека, который знает тебя, твое состояние, что тебе уже известно. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что человеку, живущему миру не очень полезно читать глубокую аскетическую литературу, потому что в своей жизни, в силу ее образа и обстоятельств, применить полученные знания он не сможет, но может впасть в уныние. Ведь вот написано, как надо жить, а я так не могу. Чтение надо выбирать согласно образу своей жизни.

Если мы говорим об ограничении лишней, ненужной информации, то мозгу надо дать пищу правильную. Чтение как раз и есть самая правильная пища.

Вопрос телезрителя: Возможно ли причащаться, если назначена епитимия, но по причине болезни она не может быть исполнена?

Епитимия - это некие упражнения, которые даются человеку, чтобы он укрепился в духовной жизни. Епитимию нельзя считать наказанием. Если человека по какой-то причине отлучили от Причастия, это индивидуальные случаи, и обращаться надо к тому священнику, который ее назначил.

- Должен ли поститься каждый крещеный человек?

Должен. Но помнить, что пост это не диета.

Вопрос телезрителя: Главная добродетель - смирение, но как провести грань между смирением и человекоугодием, раболепством перед начальством?

Во-первых, смирение касается отношений человека и Бога. Это та дверь, через которую открывается путь к Богу. Только, когда я пойму, что без Бога, я ничего не значу. Любой, честно посмотрев на себя, поймет, что человек существо крайне ненадежное и без Бога ни на что не способное. Смирение - это, когда человек это поймет и будет не требовать от Бога благ, а просить спасти его: «Помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости».

Что касается наших отношений с людьми, то надо подходить разумно, бывает, что человек оправдывает человекоугодие смирением. Бывает, что не хочется конфликта, не хочется кого-то защитить или настоять на своем, и он начинает оправдываться тем, что не смиренно перечить руководству. Я не говорю, что перечить руководству надо, но только о том, что всегда надо смотреть в глубину, что стоит за этим смирением.

Если я не перечу руководству потому, что я самолюбивый и гордый, и мне полезно потерпеть, поэтому я закрою рот и промолчу - это одно. А когда я молчу, потому что я трус или это выгодно, чтобы не потерять лояльное к себе отношение руководства, то это совсем иное, и смирение тут совсем не при чем. Это внутренний корыстный расчет. Смирение - это могучая сила, которая делает его крепким, как скала. А человекоугодие превращает человека в труса и рохлю.

- Что еще включает в себя Великий пост, чтобы человек почувствовал себя ближе к Богу?

Пост и молитва, - говорят святые отцы. Пост не только как воздержание от определенной пищи, и молитва не как одно лишь вычитывание утреннего и вечернего правил, хотя порой с этого все начинается у человека.

Пост как отложение всего, что от нас закрывает Бога. Это и наш язык, и наши злые мысли, поступки, настроения - именно это надо изменять в себе.

Если бы можно было просто взять - и убрать. Но только человек начинает этим заниматься, как начинает понимать, как же крепко все это впилось в него, как глубоко проросло. Мрачное, мутное, гнилое, то, что не люблю, но оно прочно сидит во мне.

В Евангелии есть слова «если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную». Эти слова означают, что если в твоей жизни есть что-то, близкое и дорогое, как свой собственный глаз, но это тебя губит, не бойся этой боли, не бойся оторвать это. Когда же начинаешь это делать, видишь, насколько зависим и не свободен, насколько тебе нужна помощь Божия. Ведь задача поста в том, чтобы показать человеку его потребность в Боге.

Когда человек не живет православной традицией, он, как правило, живет в мечте о самом себе, ему кажется, что он и хороший, и добрый. Люди, которые не постятся, несчастны, потому что лишают себя уникальной возможности узнать себя настоящего. Да, это знание неприятное, это точно. Ты вовсе не столь ловок и силен, как тебе казалось, и не так уж много от тебя зависит, и вот тут у человека возникает вопрос: что же мне делать с собой таким? И человек начинает искать Бога, молитва становится его потребностью, а не вычитыванием текстов. Это потребность души в личности Бога, ему нужны та реакция, та любовь, которая есть в Боге. Складываются личные отношения с Богом, и этим нужно себя наполнять, это нужно ставить как цель.

Вопрос телезрительницы из г. Кирова: Всем ли полезно собороваться Великим постом, как правильно применять соборованное масло. Можно ли применять внутрь и с какой молитвой? Что делать с маслом, оставшимся от соборования прошлого года?

Интересно, что будет, если употребить масло от соборования неправильно? Мне даже сложно представить это.

Соборование - таинство со времен апостолов рекомендованное больным людям. В Послании апостола Иакова об этом есть четкое указание. Со временем акцент сместился: что раз в год собороваться надо всем, и что тогда весь год не будешь болеть, и что якобы во время соборования прощаются забытые грехи. Непонятно, откуда эта весть взялась, и люди начинают злоупотреблять этим. Пособоровался - и все. В отношениях с Богом не бывает ничего механического. Сделал что-то один раз - и все. Общение с Богом подразумевает продолжительность личных взаимоотношений человека и Бога. Грехи прощаются только, когда есть покаяние.

Что касается масла, то у апостола Иакова говорится о помазании маслом во время Таинства соборования, но ничего не говорится о том, чтобы набирать масло литрами. Но если уж взяли, то можно есть сразу или в течение года, помазывать больные места. По вере вашей, да будет вам. Молитву можно читать любую. Не надо создавать из этого фетиш, связывать Бога какими-то вещами.

- Вы сказали о покаянии, ведь это главное условие поста?

Конечно, пост - это время, которое мы должны наполнить покаянием. Откуда берется у человека покаяние? Из того, что он узнает сам себя, когда мы убираем то лишнее, что нас отвлекает и развлекает.

Например, сейчас в каждой машине вмонтирована магнитола, и, чаще всего, человек, запуская двигатель, тут же нажимает на кнопочку и слушает радио, музыку. И мы не замечаем, что это становится неотъемлемой частью жизни. А если не включать?

И тут происходит вот что: когда человек сталкивается с тишиной, он сталкивается с проблемой, с тем, что все мысли начинают вращаться вокруг него самого. На человека, не привыкшего думать о себе, это действует, как нечто оглушающее - поток мыслей в сознании. Но это надо сделать.

Пост - это время, когда мы можем создать в своей жизни тишину, чтобы прислушаться к самому себе, почувствовать себя, чтобы узнать самого себя. Из этого познания самого себя в конечном итоге рождается покаяние. Покаяние - это не списывание грехов из специальных книжек.

Покаяние будет тогда, когда человек произведет внутри себя переворот, перемену мыслей, взглядов на себя и свою жизнь. Это очень болезненный процесс - по-другому смотреть на привычные вещи, перестать себя оправдывать, утешать. Эта внутренняя перемена и приводит человека к встрече с Богом.

Наступает весна, поэтому такая аналогия с огородными работами. Те, кто когда-нибудь сажал картошку, знает, что нельзя привезти мешок, высыпать на поле и ждать урожая. Надо подготовить почву, очистить от лишнего, взрыхлить, удобрить, и только потом сажать. Так же и с душой человеческой: пока ты не вскопаешь себя, пока не решишься поднять слой своей греховной глины, души не достигнешь.

Вопрос телезрителя из Ленинградской области: Часто говорят о том, что в пост увеличить количество деланий, молитвы, быть внимательнее к своей внутренней жизни. Но разве так не должно поступать и вне поста?

Знаете, что такое идеальный пост? Это тот, который как начался, так больше и не заканчивается. Если человек в пост отложил какой-то грех, то по его окончании к нему уже больше не возвращается. Например, если человек решил во время поста не ругаться матом, он что после Пасхи опять начнет - это же абсурд! Или человек весь Великий пост не пил, а в Пасху взял и напился, так соскучился по выпивке.

Конечно, и семинедельный труд поста дает пользу душе, но хорошо, чтобы так было всегда. Начал заниматься самим собой - и не останавливайся. Понятно, что если человек живет духовной жизнью, то он всегда испытывает некое напряжение, а в пост только продолжает.

Однако живущие духовной жизнью знают, что в пост появляется ощущение, что ты занят делом, которое, может быть, внешне не проявляется, но наполняет и согревает душу. Тоже средство против уныния, болезни современного человечества.

Вопрос телезрительницы из Челябинска, которая никак не может справиться со страстью гнева, кается, исповедуется, причащается, но потом снова срывается. Спрашивает, что ей делать?

Во-первых, надо продолжать поражать страсть покаянием и сокрушением сердца. И надо понимать, что всякая страсть подпитывается самолюбием, поэтому сокрушение и покаяние уменьшают его.

Во-вторых, надо найти причину, почему так бывает. Гнев, как раздраженное состояние, может быть проявлением болезни. Так могут проявлять себя неврозы, тогда человека нужно лечить и медикаментозно, хотя Причастие Святых Христовых Таин остается первейшим лекарством. Лечить и душу, и тело. Также постараться, что вызывает гнев? Все вокруг - тогда точно нужно к врачу. Горячо любимая мама - надо разбираться, почему и когда это началось. Но главное не бросать и не отчаиваться, продолжать бороться.

- Давайте поговорим о Святом Причастии.

Святое Причастие - основа, смысл, центр всего христианства. В Причастии мы с Христом встречаемся. К сожалению, и причащаться можно механически, не рассуждая о том, что происходит. Здесь тоже от человека требуются усилия по сосредоточению, подготовке себя ко встрече с Христом в Причастии.

На протяжении двух тысяч лет Церковь говорит, что это самое главное в христианстве, это источник жизни вечной. Насколько без этого нет жизни. Если не причащаться, пост также становится бессмысленным.

- Что можно сказать людям, которые не постятся? Как их можно заинтересовать?

Заинтересовать вряд ли, но можно позвать в этот мир. Встреча с Богом реальна, а пост - одна из тех дверей, которая открывается для человека. Хочется пожелать не жалеть себя, а решиться, взять и попробовать. Пусть что-то будет неправильно с точки зрения предписаний и правил, но сам по себе этот труд, эта решимость важны сами по себе.

- Нужно ли брать благословение перед постом?

Это полезно и в педагогическом плане, и в смысле послушания, смирить свою жестокую, то есть жесткую, негнущуюся выю перед благословляющей десницей духовника. Кроме того через благословение мы получаем благословение Господа, просим Его помощи, силы, вразумления, понимая, что сами слабы, будем спотыкаться, Ты же мне помоги пройти время этого поста с толком.

- Большое спасибо, отец Анатолий, за беседу и наставления.

Спаси всех Господь.

Расшифровка: Юлия Подзолова.