Логопедические упражнения для детей с дисграфией. Как выбрать правильную методику коррекции дислексии? Корректирующие упражнения для детей с дисграфией

В младших классах все дети допускают ошибки при письме, так происходит естественный процесс обучения. Но бывает, что ошибок слишком уж много, они нелогичные и появляются в местах, где и ошибиться-то нельзя. При этом написание текста дается ребенку с трудом, повторение правил не приносит результатов, почерк совершенно невозможно разобрать. Тогда речь идет уже не об обычной безграмотности, а о таком функциональном нарушении, как дисграфия. Подробнее о ее признаках, причинах и способах борьбы поговорим в этой статье.

Содержание статьи:
1.
2.
3.
4.
5.

Что такое дисграфия?

Явление, которое сопровождается неспособностью ученика к грамотному, аккуратному письму, называется дисграфией. Сопровождается оно большим количеством повторяющихся ошибок.

В основе проблемы лежит незрелость высшей психической системы, а также несогласованность в работе долей мозга, отвечающих за зрительное и слуховое восприятие, аналитические способности, мелкую моторику рук. Все эти процессы задействованы во время письма.

Дисграфия довольно широко распространена: ей подвержен каждый третий ученик младших классов. Нельзя оставлять проблему без внимания, так как она тормозит усвоение школьной программы, угнетает эмоциональное состояние «двоечника»: он может стать объектом насмешек со стороны одноклассников из-за плохой успеваемости.

Решение вопроса потребует обследования и кропотливой работы со специалистом. Но и это не гарантирует полного избавления от «функциональной безграмотности». В некоторых случаях она сохраняется всю жизнь. Впрочем, среди «дисграфиков» можно встретить известных киноактеров, политических деятелей и даже поэтов.

Как распознать отклонение от нормы

Если школьник развит по возрасту, отводит выполнению домашнего задания достаточно времени, но при этом регулярно приносит «двойки» по письму, стоит обратить внимание на характер ошибок. Благодаря ряду особенностей можно отличить дисграфию от банальной невнимательности. Но конечное решение озвучит лишь узкий специалист.

Ошибки могут быть обусловлены разными причинами, их анализ поможет определить тип дисграфии. Чаще всего встречаются:

  • Исчезновение букв и слогов. Их может не хватать в конце или в середине слова: «бука» вместо «булка», «тан» вместо «танк», «зание» вместо «задание».
  • Замена буквы на созвучную: «П» на «Б», «Т» на «Д», «Ж» на «Ш». Например: «бретлошение» вместо «предложение».
  • Ошибочное слитное написание слов с предлогами и, наоборот – отделение приставки от слова: «надороге была на ледь».
  • Слияние нескольких слов вместе: «он селнаокно».
  • Отсутствие точки в конце предложения и заглавной буквы в начале.
  • Ошибки даже в ударных гласных: «кефЕр», «молотАк».
  • Перестановка слогов местами: «тевилизор», «говололомка».
  • Повторение одного и того же слога дважды.

Кроме того, в тетради «дисграфика» сложно что-либо разобрать: буквы имеют разный размер и наклон, строчки заходят за поля или «заваливаются» вниз, почерк крайне неразборчив.

Если вы обнаружили одновременно несколько из вышеперечисленных типов ошибок, и они регулярно повторяются, это повод обратиться за помощью к специалисту.

Виды дисграфии

Исходя из нарушений в определенной области письма, специалисты выделяют следующие типы дисграфии:

Акустическая

При этом варианте дисграфии ученик правильно говорит все буквы, но путает их при написании с парными по звучанию: З-С, Б-П, Д-Т, С-Ш, З-Ж. Плюс проблемы с написанием букв в мягкой форме («лУбим», «сЬюртук»).

Аграмматическая

Становится очевидна во 2-3 классе, потому что проявляется после изучения основополагающих правил грамматики. Ученик стабильно ошибается при склонении слов по родам, неверно согласовывает между собой главные члены предложения. Путает множественное и единственное число связанных общим смыслом слов. Например: «хорошему мальчика», «прибежали кота». Этот тип часто встречается у детей с общим недоразвитием речи или у школьников, которые учатся на неродном языке.

Оптическая

При такой форме возникает проблема с визуализацией, а именно: буквам присваиваются лишние детали, а нужные теряются (особенно в строчных «Т-П», «Ш-И», «Л-М», «Х-Ж»). Плюс зеркальное отображение букв.

Нарушение языкового анализа и синтеза

Характерно двукратное повторение одного слова или, наоборот, его «потеря», перестановка местами слогов, слитное написание нескольких слов, отделение от них приставок, присоединение к слову части от следующего слова. То есть, у школьника возникают сложности с делением слова на слоги, а текста на отдельные слова.

Артикуляторно-акустическая

Встречается при логопедических проблемах, когда во время разговора происходит замена одних звуков другими и перенос ошибок в письменную речь. («коХта», «Лыба», «Шлушаю»). Здесь помогут занятия с логопедом. Решив вопрос произношения слов, можно избавиться от многих ошибок.

Каждый из перечисленных выше типов требует определенного вмешательства. Для каждого вида разработаны комплексы упражнений, выполняя которые можно значительно улучшить ситуацию.

Причины развития отклонения

Дисграфия встречается как самостоятельное явление или может быть результатом психосоматических нарушений, о которых уже известно родителям.

Итак, к возможным причинам относятся:

  • родовая травма;
  • гипоксия плода во время беременности и родов;
  • внутриутробная инфекция;
  • генетическая предрасположенность;
  • вирусные инфекции, поражающие ЦНС, перенесенные в раннем возрасте;
  • неврологическая патология, гиперактивность, СДВГ, ЗПР.

Сюда же относится билингвизм (когда дома говорят на двух языках), невнятная речь в окружении школьника, равнодушное отношение к его общему развитию в целом и логопедическим проблемам в частности.

Раннее обучение письму и несвоевременный поход в школу (до 7 лет) плюс незрелость определенных зон головного мозга также могут вызвать трудности с правописанием. Бывает, что ребенок просто не готов к восприятию информации по причине недоразвития речевого, зрительного и двигательного центров, отсутствия способности к синтезу и анализу.

Лечение дисграфии

Если родители действительно заинтересованы в преодолении ребенком трудностей с письмом, то им придется немало потрудиться. Для начала следует обратиться к специалисту, выяснить, какой тип дисграфии имеет место. Далее, необходимо систематически выполнять задания по специальной программе, ориентированной на конкретное нарушение.

Возможно, понадобится осуществить целый комплекс мер, включая массаж, ЛФК, занятия с логопедом и репетитором.

На решение проблемы могут уйти годы, но результатом станет повышение качества письма и речи, сокращение числа специфических ошибок, достаточная успеваемость. А школьник перестанет испытывать дискомфорт из-за своей «бестолковости», избежит насмешек одноклассников по этому поводу.

К какому врачу обратиться?

Изначально замечают признаки дисграфии учителя. У них уже может быть опыт обучения учеников с подобными трудностями.

Вам понадобится посетить логопеда и психоневролога. Возможно, будет актуальна консультация сурдолога (для проверки слуха) и окулиста.

Исходя из диагноза, ребенку могут назначить определенные препараты для курсового приема. Но главную роль в лечении дисграфии играет работа с логопедом. Важно посещать занятия регулярно, выполнять домашние задания специалиста.

Но помните, что нельзя перегружать ребенка уроками! Для гармоничного развития следует ежедневно гулять на свежем воздухе, полноценно питаться, спать не менее 10 часов в сутки. В учебном процессе стоит делать перерывы, после занятий предоставлять ученику время для свободной игровой деятельности.

Также забудьте про упреки и нравоучения, в случае неудачи лучше просто промолчать. А вот на любой успех нужно бурно реагировать, давая ребенку тем самым эмоциональную подпитку и мотивацию к продолжению занятий.

Упражнения для коррекции дисграфии у младших школьников

Комплекс мер разрабатывается индивидуально, основываясь на типе дисграфии, ее причинах. Но есть универсальные задания, которые помогут преодолеть трудности. Вот некоторые из них:

  • Улучшить плохой почерк помогут: вырезание, раскраски по номерам, задания из серии «обведи по точкам». Выполнять их интереснее, чем обводить прописи. Дети охотнее занимаются, когда занятие проходит в игровой форме.
  • Если проблема в ошибочном произношении звуков, купите методичку и делайте по ней «занятную гимнастику для языка», сидя перед зеркалом. Только согласуйте эти упражнения с логопедом.
  • Копируем слово по образцу. Ученик называет каждую букву слова из учебника, проговаривает его по слогам. Переписывает, озвучивая, что пишет. В завершение сверяет количество букв в образце и тетради, проверяет правильность написания.
  • Если буквы и слоги все же пропадают, нужно нарисовать на листе столько квадратиков, сколько букв в слове-образце. Нужно переписать и проверить, все ли буквы на местах, нет ли пустых квадратов.
  • Развиваем внимание. Дайте ребенку старый телефонный справочник, попросите на одной из страниц зачеркнуть все буквы «Ь» (выбирайте ту букву, с которой больше всего проблем). В другой раз задание можно усложнить, добавив к поиску вторую букву.
  • Играем в школу. Предложите ребенку побыть вашим учителем. Напишите под его диктовку несколько слов, допуская простые ошибки, описки. Пусть он попробует их отыскать и поставит вам оценку. Если он их не видит, воспользуйтесь учебником или словарем для проверки. Важно, чтобы ребенок нашел все ошибки самостоятельно, поэтому их должно быть немного.

Также необходимо подстроиться под особый ритм ученика. Скорее всего, ему понадобится чуть больше времени на выполнение письменных заданий. Не стоит его торопить. Школьный преподаватель тоже должен делать на это скидку.

Дисграфия – явление, не связанное с ленью или нежеланием школьника учиться. Это функциональное нарушение способностей к написанию текстов и отдельных слов, требующее вмешательства специалиста. При регулярных занятиях с логопедом или опытным педагогом по русскому языку можно добиться неплохих результатов, повысить успеваемость в школе. А родителям следует проявить терпение, не ругать за ошибки, но хвалить за любой успех.

Дисграфия представляет собой частичное расстройство процесса письма, которое связано с нарушением либо неполным формированием психических функций, отвечающих за контроль и реализацию письменной речи. Данная патология проявляется повторяющимися стойкими ошибками на письме, которые не могут быть устранены самостоятельно без специального обучения. Подобные нарушения выступают серьезным препятствием для овладения грамоты ребенком, поэтому коррекция дисграфии является тем необходимым шагом, который должны предпринять родители как можно раньше.

Коррекция дисграфии у младших школьников

Довольно часто дисграфия у детей сочетается с таким явлением, как дислексия, которое проявляется нарушениями процесса чтения. В основе дислексии также лежат недоразвитость внимания, сложность распознавания букв и пространственного восприятия. Обычно дисграфия проявляется пропусками букв и слогов. Это свидетельствует о том, что ребенок не вычленяет на слух гласные или некоторые согласные звуки.

Если родители замечают у своего ребенка подобные признаки, необходимо незамедлительно начинать лечение патологии. Коррекция дисграфии у младших школьников предполагает, в первую очередь, работу с детским психологом и логопедом. Психолог должен помочь ребенку преодолеть сложности в отношениях в семье и в школе, а логопед разрабатывает план лечения болезни. Он строится в соответствии с механизмом и формой нарушения письма. Если же говорить об общих способах коррекции дисграфии у младших школьников, то среди них можно выделить следующие наиболее эффективные:

  • Устранение нарушений в звукопроизношении и фонематических процессах;
  • Работа над обогащением словарного запаса у младшего школьника;
  • Акцент на формирование грамматической стороны речи;
  • Развитие аналитико-синтетической деятельности;
  • Занятия, направленные на улучшение пространственного и слухового восприятия;
  • Занятия, развивающие память и мышление;
  • Развитие двигательной сферы;
  • Занятия для улучшения связной речи;
  • Письменные упражнения для закрепления полученных навыков.

Кроме того, при коррекции дисграфии у младших школьников нередко назначаются курсы медикаментозной терапии и некоторые виды реабилитационного лечения. Среди последних чаще всего используются физиотерапия, гидротерапия и массажные процедуры.

Коррекция оптической дисграфии

Специалисты различают несколько видов дисграфии:

  • Артикулярно-акустическую, при которой наблюдаются нарушения звукопроизношения, фонематического восприятия и артикуляции;
  • Акустическую, для которой характерны проблемы с фонемным распознаванием;
  • Аграмматическую, обусловленную недостаточным развитием лексико-грамматической стороны речи;
  • Дисграфию, связанную с проблемами языкового анализа и синтеза;
  • Оптическую, указывающую на нарушения зрительно-пространственных представлений.

Последний вид характеризуется неустойчивостью зрительных впечатлений, приводя к специфическим ошибкам, когда не распознаются отдельные буквы и непривычные шрифты. Такое неправильное восприятие выражается смешением букв при письме.

Е. В. Мазанова в своей книге “Коррекция оптической дисграфии” для лечения заболевания предлагает проведение коррекционно-логопедической работы по данным основным направлениям:

  • Расширение объема зрительной памяти ребенка;
  • Овладение графической символизацией;
  • Развитие зрительного восприятия, анализа и синтеза;
  • Развитие слухового анализа и синтеза;
  • Развитие зрительного гнозиса (узнавание цвета, величины и формы);
  • Формирование временных и пространственных представлений;
  • Формирование графомоторных навыков;
  • Дифференциация букв, которые имеют кинетическое и оптическое сходство.

Коррекция оптической дисграфии включает множество различных упражнений, которые способствуют вышеназванным направлениям. К примеру, для развития зрительного гнозиса специалистами рекомендуется называние контурных, перечеркнутых и наложенных изображений предметов, а также их дорисовка. Для улучшения цветового восприятия практикуются такие упражнения, как называние цветов на картинках, их группировка по цветовому фону или оттенкам, закрашивание различных геометрических фигур в конкретные цвета по заданию.

Коррекция дисграфии, по Мазановой, включает также упражнения по узнаванию букв. Так, можно предложить ребенку найти определенную букву среди ряда других, определить буквы, которые расположены неправильно, определить буквы, наложенные друг на друга и т. д.

Следующим этапом выступает развитие зрительной памяти и пространственного восприятия. В данном случае при коррекции дисграфии, по Мазановой, проводятся такие упражнения, как запоминание картинки или предметов, их расположение и воспроизведение через определенное время. Пространственная ориентация же требует нескольких видов ориентировки:

  • В собственном теле (включая дифференциацию левых и правых частей);
  • В окружающем мире;
  • На листе бумаги.
  • В слогах;
  • В словах;
  • В словосочетаниях;
  • В предложениях;
  • В тексте.

Коррекция дисграфии и дислексии

Коррекция дисграфии и дислексии, как правило, делится на 4 основных этапа:

  • Диагностический;
  • Подготовительный;
  • Коррекционный;
  • Оценочный.

Первый этап коррекции дисграфии и дислексии предполагает выявление данных расстройств у детей с помощью диктантов, обследования состояния лексико-грамматической стороны речи и анализа его результатов.

Второй этап направлен на общее развитие ручной моторики, пространственно-временных представлений, памяти и мышления.

Для третьего этапа коррекции дисграфии и дислексии характерно преодоление дисграфических нарушений. Работа в данном случае реализуется преимущественно на синтаксическом, лексическом и фонетическом уровнях и нередко направлена на устранение проблем со связной речью, чтением и звукопроизношением.

Последний этап методики призван оценить результаты коррекции дисграфии и дислексии, поэтому на нем обычно проводится повторная проверка навыков письма и чтения, а также анализ всевозможных письменных работ детей.

Видео с YouTube по теме статьи:

Дисграфия у младших школьников: виды, признаки и что делать?

В начальной школе некоторые родители с удивлением узнают, что у их ребенка наблюдается специфическая проблема - дисграфия: ребенок не может написать без ошибок практически ни одного слова, при этом, казалось бы, он полностью развит и нет проблем с интеллектуальным развитием. Что же такое дисграфия?

Дисграфия имеет определенно выраженную симптоматику, но точный диагноз может поставить только специалист, чаще всего, логопед. Дисграфия не проходит сама и препятствует дальнейшему обучению ребенка: без устранения проблемы овладеть школьной программой даже на базовом уровне будет очень сложно.

Что такое дисграфия? Как узнать, что у ребенка дисграфия?

Как правило, о том, что у ребенка есть проблемы с письмом (дисграфия), родители и учителя узнают только при обучении письму, то есть в начальной школе. Дисграфия - это специфическое нарушение письма, когда ребенок пишет слова с фонетическими ошибками, ошибками записи звуков. Вместо "п" пишет "б", вместо "т" - "д", неправильно формирует слоги, добавляет лишние буквы, пропускает нужные, пишет несколько слов слитно.

По ошибке дисграфию можно принять просто за незнание грамматических правил, однако проблема кроется глубже.

Сравните: "предложение" - "бретлошение" и "предложение" -"придложение". В этом примере отчетлива видна разница между простым незнанием правильного написания (правила) и дисграфией.

При этом почерк таких детей часто бывает неразборчивым, неровным. При письме ребенок проявляет много усилий, но пишет очень медленно. Если такой ребенок обучается в классе с обычными детьми, то может испытывать серьезные переживания из-за своих ошибок, медлительности, недовольства учителя. В речи ребенок с дисграфией часто не может строить длинные предложения и предпочитает отмалчиваться или говорить кратко. Из-за этого "дисграфик" не имеет полноценного общения со сверстниками, и ему кажется, что одноклассники настроены против него.

К сожалению, это достаточно серьезная проблема, которая "не ходит одна": чаще всего дисграфия проявляется вместе с дислексией, проблемой чтения, также ребенок может иметь проблемы в речи и нарушения других физических функций.

Виды дисграфии:

  • Артикуляторно-акустическая . Связана с тем, что ребенок неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно записывает. Для коррекции этого вида дисграфии, нужно работать и над правильным произношением звуков.
  • Акустическая . В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
  • Оптическая . Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
  • Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза . Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять целые слова, переставлять слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных - пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
  • Аграмматическая дисграфия . Как правило, выявляется после 1-2 класса, так как требует больших знаний правил написания слов ("хороший кошка", "красивый солнце" и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также когда ребенок обучается на неродном языке.

Причины дисграфии.

Причины этого нарушения могут быть самыми разными: от родовых травм, инфекций и генетики, до запущенности воспитания. При проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.

По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового, зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).

Как устранить дисграфию и возможно ли это?


К частью, да, при определенных усилиях как со стороны родителей, специалистов, так и самого ребенка дисграфию можно скорректировать и вылечить. Конечно, это не быстрый процесс: могут потребоваться месяцы и годы систематических занятий, чтобы полностью преодолеть дисграфию и сопутствующие нарушения письма, речи и чтения.

Дисграфия - это не приговор, с этим можно жить, но задачей родителей и педагогов должно стать преодоление этого недуга. Благо разработано множество методик и упражнений для устранения дисграфии.

Какой врач лечит дисграфию?

Обычно о дисграфии сообщает учитель, обучающий ребенка. Он уже может иметь опыт работы с такими детьми. Далее стоит обратиться к логопеду и психоневрологу. Основная работа ведется логопедом: он развивает оба полушария мозга, учит различать, произносить и записывать звуки. Психоневролог поможет выявить сопутствующие нарушения (если они есть), понять причины дисграфии и назначить медикаментозное лечение. В отдельных случаях к решению проблемы подключаются другие специалисты, например, если ребенок имеет проблемы со слухом, он не может ни расслышать звуки, ни записать их.

Не нужно забывать, что "дисграфик" очень часто остро чувствует свою проблему и боится вновь проявить ее: пропускает уроки, теряет тетради по русскому языку, мало общается. Задача взрослых, кроме лечения, оказать психологическую поддержку ребенку: не ругать, показывать заинтересованность в успехах, помогать.

Дисграфия - нарушение, с которым можно и нужно работать: выполнять упражнения, исправлять сопутствующие проблемы (например дислексию, проблемы коммуникации со сверстниками). Особенности этого нарушения и его значимость для дальнейшей жизни ребенка не может допустить непрофессионального вмешательства - необходимо обращение к специалистам, в первую очередь, к логопеду.


Дислексия. Что это такое? Виды и признаки.

Ребенок, страдающий дислексией, до 6-7 лет обычно не сильно отличается от сверстников: играет, мечтает пойти в школу и хорошо учиться, возможно, он немного более активен и неуклюж. Но в начальной школе родители и педагоги замечают, что ребенок затрудняется с чтением: допускает ошибки, не понимает прочитанного и избегает книг. Это может быть признаком дислексии. Что такое дислексия и как узнать, что ребенок дислексик?

Дислексия - это специфическое нарушение способности к чтению, когда при чтении ребенок допускает однотипные ошибки. При этом ребенок может быть полностью интеллектуально развит и не испытывать других трудностей с обучением.

Понять, что такое дислексия обычным людям не просто. По словам дислексика, исследователя проблемы дислексии Рональда Дейвиса, отличие дислексиков от обычных людей в том, что обычные люди мыслят словами, а дислексики - образами. Поэтому, когда страдающий дислексией ребенок сталкивается с словесным описанием предмета или явления, он испытывает трудности. Особенно трудно такому ребенку воспринимать слова, значения которых он не знает, то есть не имеет в памяти образа, такими словами могут быть, в частности, предлоги: "через", "над", "под".

При чтении ребенок-дислексик постоянно сталкивается с трудностями: даже одно слово, которое он не знает (не имеет его образа) разрушает общий образ прочитанного, то есть текст становится полностью непонятным ребенку. Очень часто люди имеют нарушения не только способности читать (дислексия), но и способности правильно писать (дисграфия).


Диктант ребенка, страдающего дисграфией. Дислексия и дисграфия - нарушения, часто идущие вместе.

В чем проявляется дислексия?

Как правило, нарушение способности чтения связано с проблемами составления слов из слогов (слогосложения), чтения целыми словами, беглого чтения. Дети читают медленно, по буквами или по слогам, пытаются угадать слова, а не прочитать их, переставляют буквы и слоги местами. Все это приводит к тому, что текст зачастую остается непонятным для ребенка. Некоторые дети, доведя до совершенства технику чтения, могут не понимать прочитанное и ответить на вопросы по тексту.

Диагностика дислексии

Диагностировать дислексию не просто, потому что проблемы с чтением могут испытывать самые разные дети по разным причинам: слабое умственное развитие, педагогическая запущенность, плохой слух и зрение ребенка, не позволяющее ему видеть буквы, работать с текстом и т.п. Дислексию отличает повторяемость ошибок, их идентичность и стойкость, то есть даже после тренировок (когда еще не проводится коррекционная работа) проблемы остаются.

Дислексия не является психическим заболеванием и диагностируется несколькими специалистами путем проведения различных тестов, включающих тестирование здоровья ребенка (слух, зрение), уровень интеллекта, техники чтения и понимания текста, способности полноценной речи.

Виды дислексии

  • Фонематическая дислексия . Наиболее часто встречается у младших школьников, и связана с тем, что ребенок смешивает похожие звуки (глухие-звонкие, твердые-мягкие, звонкие-глухие, например, б-п, д-т, ц-с, ж-ш). Этот вид дислексии выражается в побуквенном чтении, в том, что ребенок при чтении может пропускать буквы и слоги, переставлять их).
  • Механическое чтение (семантическая дислексия) . Ребенок владеет техникой чтения, но не может понять частично или полностью смысла прочитанного. Одна из причин семантической дислексии в том, что слова в предложении для ребенка не связаны, ребенок не может получить общую картину смыслового содержания.
  • Аграмматическая дислексия , как и аграмматическая дисграфия, связана с проблемами согласования, в частности, существительных и прилагательных, существительных и глаголов, когда не согласуются окончания слов: "красивый кошка", "высокая тополь" и т.п.
  • Оптическая дислексия . Все буквы состоят из примерно одинаковых элементов: черточек, палочек, кружочков. Оптическая дислексия выражается в том, что дети путают схожие по написанию буквы, буквы, отличающиеся один-двумя элементами или по-разному расположенными в пространстве.
  • Мнестическая дислексия . Она связана с тем, что ребенок не может запомнить связь между обозначением буквы и звуком, который она "дает" при чтении.

Последствия дислексии.

Ребенок с дислексией может испытывать значительные трудности, связанные с невозможностью понимания текста, затратой на чтение большого количества времени, что приводит к дальнейшим трудностям в обучении в школе. Поскольку дислексики мало читают, у них может быть маленький словарный запас. Дислексикам, также свойственны плохая ориентация в пространстве, дезорганизация, проблемы с координацией, заниженная самооценка.

Что делать, если у ребенка дислексия?

Коррекцией дислексии детей и взрослых занимается логопед. В зависимости от вида нарушения применяются свои способы коррекции дислексии.

Несмотря на все возможные отрицательные последствия, дислексия, как и дисграфия, не приговор: дети могут быть весьма одаренны в других сферах деятельности, часто они проявляют способности мыслить нешаблонно, образами, творчески. Казалось бы, такая проблема может поставить "крест" на развитии ребенка и его будущем, однако история знает множество выдающихся людей, страдающих дислексией и дисграфией: Уолт Дисней, Альберт Энштейн, Ганс Христиан Андерсен, Генри Форд, а также артисты Шер, Мерлин Монро, Том Круз, Кира Найтли, Дастин Хоффман и другие. Главное, принятие дислексика таким, каков он есть, оказание всесторонней помощи и поддержки как в развитии других его талантов, так и в коррекции дислексии.

Как выбрать правильную методику коррекции дислексии?

Дислексия как избирательное нарушение способности чтения поддается коррекции. Не совсем точно говорить о лечении дислексии, потому что в строгом смысле дислексия - не болезнь. С детьми, страдающими дислексией, должен работать специалист - логопед, однако нужно точно диагностировать проблему, определить ее тип и только потом выбирать методы работы.

Как правило, о дислексии родители узнают только после того, как ребенок попал в школу и начал учиться читать. И определить, есть ли дислексия у ребенка, сходу практически невозможно: многие дети испытывают трудности при обучению чтению. Почему, если одни дети путают буквы и медленно читают, они "нормальные", а другие - дислексики?

Дети с дислексией медленно читают, путают слоги и буквы и часто не могут ответить на вопросы по тексту - они не до конца понимают содержание прочитанного. Это может иметь серьезные последствия на успеваемость в школе. У дислексиков в течение длительного времени наблюдаются однотипные проблемы чтения, они сохраняются при обычном обучении чтению, тогда как у остальных детей проблемы пропадают, и они овладевают техникой чтения.

Зависимость от типа проблемы.

Дислексия бывает нескольких типов (механическая, фонематическая, оптическая и др.) и, в зависимости от типа дислексии, у ребенка разные проблемы с чтением. При одном типе нарушения ребенок может читать текст без ошибок, но не понимать прочитанное, при другом типе дислексии ребенок переставляет местами буквы и слоги при чтении. Соответственно, при разных видах дислексии нужны разные методы коррекции.

Также методы коррекции дислексии зависят от ее причин. Так, например, проблемы с чтением могут быть связаны с плохим зрением ребенка, и он не может прочитать текст; также проблемы могут быть вызваны умственной отсталостью ребенка (хотя многие дислексии не имеют никаких отклонений в развитии). При коррекции дислексии в этих случаях требуется устранение и коррекция первопричины, и только потом - решение проблем с чтением текстов.

Исследователи выяснили, что в основном дислексия связана с нарушениями работы определенных участков головного мозга. Можно сказать, что дислексия часто является наследственным нарушением: если в семье ребенка уже были проблемы с чтением или письмом, а также другие нейро- и психофизиологические проблемы, то есть вероятность появления проблем у детей.

Диагностика дислексии у ребенка.

При выборе той или иной методики коррекции нарушения чтения, нужно точно знать ее причины и тип дислексии, поэтому прежде чем начать работу с логопедом, требуется детальная и профессиональная диагностика несколькими специалистами. У ребенка должны быть проверены зрение и слух, способность к обучению (умственное развитие). Диагностику проводят специалисты: отоларинголог, психоневролог, логопед, психолог. Возможно, потребуется, обращение к другим специалистам.

Коррекция дислексии.

Дисграфия и дислексия, несмотря на свою распространенность, должны корректироваться только квалифицированным специалистом - логопедом. Коррекция может занимать несколько месяцев и даже лет. Логопед сможет продиагностировать ребенка и начать занятия. Они должны быть регулярными. Работа логопеда часто идет в сотрудничестве с родителями, которые могут выполнять со своими детьми какие-то упражнения в качестве домашнего задания.

Ребенок с дислексией - не непослушный ребенок, который не хочет читать, и не умственно отсталый, это обычный ребенок, у которого есть некоторые трудности с чтением. Однако, попадая в нездоровый коллектив, где его недостатки могут высмеиваться, а учитель не всегда может дать индивидуальные задания ребенку, делать пояснения при изучении материала, впадает в депрессию, замыкается в себе, у него снижается самооценка и интерес к учебе и жизни. Такому ребенку, в первую очередь, нужна поддержка взрослых (родителей, родных и учителей), которые будут его любить, ценить и принимать его таким, каков он есть.

В то же время, такого ребенка не нужно чрезмерно баловать и разрешать "отлынивать" от занятий и чтения, не нужно провоцировать низкую успеваемость - такие дети часто не только могут и способны учиться (они полностью развиты), но и способны к неординарным решениям проблем, у них сильно развито воображение, образное мышление, такие дети способны заниматься спортом, танцами, имеют склонность к творческим профессиям.

Дисграфия – частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме, которые не исчезают самостоятельно, без целенаправленного обучения. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций.

Упражнения для преодоления дисграфии у младших школьников.

Цель: Дифференциация гласных звуков.

1.Вставьте пропущенные гласные в слоги и слова:

«а» или «я» «О» или «Ё» «у» или «ю» «ы» или «и»

1) м….. б… к…. ш…

к…. р… т…. г….

н… д… в… д…

т… л…. ц.. ф…

2) м…т в…л к..ст к…т

м…л в…л пь…т б..л

м.. л м…л бь..ют б..л

в….л г….л д…л заб..л

б….л п..дм…л ст..к н..ть

вз…л зав..л пл..н..л н..ть

Цель: Дифференциация гласных и согласных звуков.

2.Составить из данных слогов слова:

та, во, ро -……… ты, бе, ге -……. Ве, ка, шал - ……….

лод, хо-…………. Ту, ар, тро-……. Ле,ви, чок,со - ………

мо, гра, та- ……… би, рать,за-……. Пи,кра,ва-……………

чик, бор,за-……… до,про,во,вод-…… лен,дарь,ка-………….

Цель: Дифференциация гласных букв А - Я в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и в тексте.

Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед гласными А - Я. Объясните выбор гласных .

ШЛ_ПАЛ_ПК_ Т_ПКА Т_ЖЕСТЬ

К_МЕНЬМ_ТАТ_ЩИТК_ША

Т_ НЕТКР_ СИТЬГЛ_ 3СТ_ РЫЙ

Цель: Дифференциация гласных букв У - Ю словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие логического мышления.

4. Вставьте в слова пропущенную букву у или ю

Кат…ша кормит к…р.

К…ры кл…ют зерна.

Л… ша л…бит л…к. ….лю надела …бку.

Л…ба и Л…ша г…ля…т.

Я вста… рано …тром.

Ил…ша рис…ет ваз… .

Закончи предложения словом, которое начинается со звука [у].

Я увидел в зоопарке … Папа купил…

В пруду плавает… По траве ползёт...

Цель: Дифференциация гласных букв Ы - И в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях.

5. Вставьте пропущенную букву ы или и. Запишите слова. Прочитайте их.

р…с, м…с, м…р, с…р, к…т, р…сь, б…т, м…ло, л…па, Л…да, к…но, Р…та, с…ро, с…ла, м…л…, в…л…, в…л…, л…с…, р…л…, п…л…, п…л…

6.Закончи предложения словом, которое заканчивается на звук [ы]

В январе ударили сильные… В цирке выступают …

Папа принес…Мы засолили на зиму …

Цель: Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия, внимания, анализа и синтеза.

7.Составьте рассказ по опорным словам. Запишите его.

Приблудный

Юля , Ира, прыгали, забор, тропинка, близко, бегал, заблудился, пес, погладили, прижался, побрел, привели, печка, пригрелся, приблудный.

Цель: Дифференциация звуков в словах, предложениях и тексте. Развитие фонематического восприятия.

9 .Вставьте в слова пропущенные буквы.

а) …лакон, …агон, …орота, …торой, …люс, ….орона, …оробей, …орма, …рукты, …орточка, …игура, …ратарь, …ильм, …лот, …ыркает, …ото, …орель, …етер, …ихрь, …ихор.

б) ци…ра, про…од, с…ерток, ке…ир, с…екла, сара…ан, ко…ер, ли…тер, сли…а, сли…очный, соло…ей, пер…ый, сал…етка.

в) …ежли…ый, …рукто…ый, …ор…ался, …иолето…ый, …ланели…ый, го…орли…ый, …ар…ор, …е…раль, …ести…аль, …отогра…ия, …а…ли, …ыдерги…ает

10.Спишите предложения, вставляя в слова пропущенные буквы.

В классе показы…али учебный …ильм. Зимой надо откры…ать …рамугу.

Аля надела шар… и …арежки. У …арюши мехо…ая шубка. В походе нужны …онари и …ляжки. У …ити но…ые …арежки.

11. Распределите слова в 3 столбика. В первый слова,в которых 1 гласный звук, во второй слова,в которых 2 гласных звука, в третий -слова, в которых 3 гласных звука.

Пень, слова, картон, зима, вздор, сад, вымпел, молоко, картофель, пшено, ананас, умница, игла, яма, дом, куст, пчела, птица.

Дисграфия. Диагностика и коррекция

Я не знаю, что делать с ним! Такие ошибки… Просто смешно! Слова переставляет, буквы путает, пропускает. Даже под ударением не то пишет. Все из-за невнимательности. И ругала уже и наказывала… учительница говорит – нарушение письма.

Что же такое – нарушение письма? Почему оно происходит? Как помочь ребенку?

Проблема нарушения письменной у учащихся начальных классов одна из самых актуальных на сегодняшний день в общеобразовательной школе.

Дисграфия – это частичное нарушение процессов письма, проявляющееся в стойких, повторяющихся ошибках, обусловленных несформированностью высших психических функций, участвующих в процессах письма.

Причины возникновения нарушений письма у детей:

Нарушение письма (и чтения) является самой распространённой речевой патологией у младших школьников.

Этиология.

Патогенные факторы, которые воздействуют на пренатальный, натальный и постнатальный периоды.

Наследственные факторы (несформированность мозговых структур, их качественная незрелость), которые создают неблагоприятный фон, предрасполагающий к возникновению нарушений чтения и письма.

Органические причины: повреждения корковых зон головного мозга, участвующих в процессах чтения и письма; запаздывание созревания этих систем головного мозга, нарушения их функционирования.

Функциональные повреждения: внутренние (например, длительные соматические заболевания) и внешние (неправильная речь окружающих, дефицит речевых контактов, двуязычие в семье, недостаточное внимание к речевому развитию ребенка со стороны взрослых, неблагоприятная обстановка в семье).

Таким образом, в этиологии дисграфии участвуют как генетические, так и экзогенные факторы (патология беременности, родов, асфиксии, травмы головного мозга, детские инфекционные заболевания). Кроме того есть факторы, задерживающие формирование психических функций, которые участвуют в процессе письма (и чтения).

Еще одно интересное наблюдение психологов: дисграфия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дисграфией.

Симптоматика дисграфии:

Речевые симптомы:

ошибки на уровне букв (искажённое написание букв, замены букв, пропуски букв)

ошибки на уровне слова (искажение звукобуквенной структуры слова, а именно пропуски, перестановки, добавления, персеверации букв и слогов);

ошибки на уровне предложения (слитное или раздельное написание слов, аграмматизмы на письме).

Неречевые симптомы:

неврологические нарушения;

нарушение познавательной деятельности;

нарушение восприятия;

нарушение памяти;

нарушение внимания;

нарушение моторики;

нарушение зрительно-пространственных ориентировок;

психические нарушения. И т.д.

К основным диагностическим критериям нарушения письма относят:

1. Наличие в письменных работах специфических ошибок. Это пропуски, замены, перестановки, недописывание букв, слогов, слов; ошибки в ударных слогах, ошибки обозначения мягкости на письме; зеркальное написание букв или другие искажения букв, особенно редко встречающихся или прописных; отсутствие заглавной буквы и точки в предложении; слитное написание или разрыв слова, нечитаемый почерк, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному), несоблюдение границы полей в тетради.

2. Большое количество этих ошибок: от 5 до 20 и более.

3. Стойкость ошибок: они проявляются во всех видах письменных работ (списывание, письмо по памяти, сочинение, диктант) в течение длительного времени.

Механизмы дисграфии:

Фонетические дефекты речи;

Недостаточность слуховых дифференцировок;

Нарушение языкового анализа и синтеза;

Недоразвитие грамматического строя речи;

Несформированность зрительно-пространственных функций и буквенного гнозиса.

Так же все эти нарушения письма встречаются у детей с сохранным интеллектом и часто сочетаются с недостаточностью таких высших психических функций, как память, внимание, переключаемость с одного вида деятельности на другой, зрительный гнозис и др. (А.Н. Корнев).

Классификация дисграфии.

Наиболее распространённой является классификация дисграфии, в основе которой лежит несформированность отдельных операций процесса письма

Артикуляционно-акустическая дисграфия – это дисграфия на почве расстройств устной речи, или «косноязычие в письме».

Механизмом является неправильное произношение звуков речи, которое отражается на письме: ребёнок пишет слова так, как он их произносит. По мнению некоторых ученых недостатки звукопроизношения отражаются на письме только в том случае, когда они сопровождаются нарушением слуховой дифференциации, несформированностью фонематических представлений.

Проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют смешениям; заменах или отсутствию звуков в устной речи. Иногда сохраняется и после того, как устранены нарушения в устной речи. Причина в том, что нет достаточной опоры на правильную артикуляцию.

Смешиваются звонкие и глухие парные согласные в четкой позиции. Д-Т, З-С, Б-П, Ж-Ш, Г-К, В-Ф, Р-Л, Й-Л, С-Ш, З-Ж, СЬ-Щ, Ч-Ц, Ц-Т, Ц-С.

Дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания или акустическая дисграфия.

Механизмом является неточность слуховой дифференциации звуков, кинестетического анализа, операции выбора фонемы.

Проявляется в заменах букв, обозначающих фонетически близкие звуки, в нарушениях обозначения мягкости согласных на письме. Смешиваются – твёрдые и мягкие согласные, свистящие и шипящие, звонкие и глухие, африкаты и их компоненты (ч-т’ «черчит, утитель» ,ч-щ «хичный, чепки», ц-т «цвецёт, пцицы», ц-т’ «тьветёт, типлёнок», ц-с «куриса, рельцы», с-ш «гнёздыско, шушим», з-ж «привежли, излозение», б-п «бодарил, пельё», д-т «тавно, ситит», г-к «клавный, собага» и т.д …) + лабиализованные гласные О-У «звенит рочей; дедошка», Ё-Ю « клёква; перелютные птицы».

(В некоторых случаях у детей с этой формой дисграфии наблюдаются неточности кинестетических образов звуков, которые препятствуют выбору фонемы и соотнесению её с буквой)

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза.

Механизмом является нарушение различных форм языкового анализа и синтеза. При данном нарушении ребенок затрудняется в сплошном потоке устной речи выделить какие-то отдельные слова и затем разделить эти слова на слоги и звуки. В итоге правильная запись слов, не говоря уже о фразах, становится невозможной.

Проявляется в искажениях структуры слова и предложения.

На уровне слова:

– пропуски согласных при их стечении (стрела – «трела», дожди – «дожи», кричат – «кичат»»);

– пропуски гласных (санки – «снки»», «собака – «сбака»);

– вставка лишних букв (стол – «стлол»);

– перестановки букв (тропа – «прота», ковром – «корвом», двор – «довр»)

– добавление букв (весна – «весная», тоскали – «тосакали»)

– пропуски, добавления, перестановки слогов (бегемот – «гебемот», голова – «говола».

На уровне предложения:

– слитное написание слов, особенно предлогов с другими словами (Были чудные дни. – «быличудные дни». На ветвях ели и сосны. – «Наветвях елии сасны»).

– раздельное написание слов (приставок, корня) – Летом по реке идут пароходы – «Летам пореке и дут парходы.»

– запись целого предложения в виде одного (к тому же чаще всего искаженного) «слова» (Цветы стояли на столе – «ЦВТЫСТЯТНАСТЛЕ»).

Аграмматическая дисграфия проявляется в аграмматизмах на письме. Механизмом является несформированность лексико-грамматического строя речи: морфологических и синтаксических обобщений.

Аграмматическая дисграфия обычно проявляется с 3-го класса, когда школьник, уже овладевший грамотой, "вплотную" приступает к изучению грамматических правил. И здесь, вдруг, обнаруживается, что он никак не может овладеть правилами изменения слов по падежам, числам, родам. Это выражается в неправильном написании окончаний слов, в неумении согласовать слова между собой.

Проявляется: на уровне слова, словосочетания, предложения и текста.

На уровне слова.

Искажение морфологической структуры слова, замена префиксов и суффиксов (напала – «попала», ежата – «ежонки», рука – «рукища»);

Изменение падежных окончаний («много деревов»);

Нарушение предложных конструкций (над столом – «на столом»)

Изменение падежа местоимений (около него – «около ним»);

На уровне словосочетения и предложения.

Нарушение согласования (сущ. + прил., сущ. + числ., – «белая облака», «весёлые день», «красивое сумка», «пять собаки», семь бабочков» и.т.д.);

Нарушение согласования слов в предложении (Дети учатся в школе. – «Дети учится школе». Грибы растут под ёлками. – «Грибы растут под ёлки».).

Оптическая дисграфия.

Механизмом является недоразвитие зрительно-пространственных функций: зрительного гнозиса, зрительного мнезиса, зрительного анализа и синтеза, пространственных представлений.

Проявляется:

– в искажённом воспроизведении букв на письме (неправильное воспроизведение пространственного соотношениябуквенных элементов, зеркальное написание букв, недописывание элементов, лишние элементы);

– в заменах и смешениях графически сходных букв. (По одному элементу Л-М, П-Т, И-Ш, или состоящие из сходных элементов, но различно расположенных в пространстве В-Д, Э-С).

Часты при дисграфии ошибки

персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина),

антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).

Оптическую дисграфию подразделяют на литеральную и вербальную.

Литеральная – трудности воспроизведения изолированных букв.

Вербальная – воспроизведение изолированных букв сохранено, но при написании слов отмечаются искажения букв, замены и смешения графически сходных букв.

Дизорфография

При дизорфографии у ребенка отсутствует «чутье» на орфограммы. На странице он может допустить от 15 до 60 ошибок. Ребенок знает правила, а применить не может.

Что делать, если у ребенка обнаружилась дисграфия?

Советы родителям.

Упражнения,которые помогут в преодолении дисграфии

Эти упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем в преодолении дисграфии, помогут логопеду в работе над дефектом.

1) Упражнение "Корректурная правка".

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, "а". Затем "о", дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной. Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами "п/т", "п/р", "м/л" (сходство написания); "г/д", "у/ю", "д/б" (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, - и работать только с ними.

2) Упражнение "Пишем вслух".

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.

То есть, "Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём" (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде "ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ"). Пример проще: "НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (на стале стаял куфшин с малаком).

Под "слабыми долями" здесь подразумеваются звуки, которым при произнесении в беглой речи, говорящий уделяет наименьшее внимание. Для гласных звуков это любое безударное положение, для согласных, например, позиция в конце слова, типа "зу*п", или перед глухим согласным, типа "ло*шка". Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка "ставить палочки", т.е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку. Однако независимо от того, есть она или нет, приучаемся к последовательности и постепенности проговаривания, проговариваем каждое записываемое слово!

3) "Вглядись и разберись" (пунктуация для дисграфиков и не только).

Материал для работы - сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток).

Задание: внимательно вчитываясь, "фотографируя" текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух. Лучше (для среднего и старшего возраста), если объяснение будет звучать так: "Запятая между прилагательным "ясным" и союзом "и", во-первых, закрывает деепричастный оборот "...", а во-вторых, разделяет две части сложносочиненного предложения (грамматические основы: первая "...", вторая "..."), соединенные союзом "и"".

4) "Пропущенные буквы".

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.

Например:

К__неч__о, н__ м__гл__ бы__ь и __е__и о т__м, ч__о__ы Лариосик __к__зал__я п__ед__те__е__. Ни в к__ем __л__ч__е н__ м__ж__т б__т__ н__ ст__ро__е Петлюры ин__ел__иг__н__н__й ч__л__ве__ в__об__е, а д__ен__льм__н, п__д__и__ав__ий ве__сел__й на с__мь__ес__т п__ть ты__я__ и п__сы__а__щи__ __ел__г__а__мы в __есть__ес__т тр__ с__ов__, в ч__ст__о__ти... М__ши__ным ма__ло__ и к__ро__и__ом на__лу__ш__м об__аз__м б__ли с__аза__ы и най-турсов кольт и Ал__шин брау__инг. Лариосик, п__д__б__о Николке, з__су__ил __ук__в__ и п__м__га__ __маз__ва__ь и __кл__ды__ат__ вс__ в д__ин__у__ и __ы__о__ую ж__стя__ую к__роб__у __з-__од ка__ам__л__. __аб__та __ы__а сп__шн__й, иб__ каж__ому п__ря__оч__ому ч__ло__е__у, у__а__тво__авш__му в рев__лю__и__, о__ли__но и__в__ст__о, __т__ о__ы__ки пр__ __с__х вл__ст__х __ро__схо__ят от __ву__ ча__ов т__и__ц__ти __ин__т __о__и до __ести час__в п__тн__дца__и м__ну__ ут__а з__мо__ и от д__ен__дца__и ч__со__ но__и до __етыр__х __тра ле__о__. В__е __е ра__от__ з_-д__рж__ла__ь, бл__го__а_-я Лариосику, к__то__ы__, з__ако__я__ь с __с__ро__ст__ом де__ятизар__дн__го п__сто__ета с__с__ем__ Кольт, вл__ж__л в __у__ку __бой__у не т__м __онц__м и, __т__б__ в__та__ит__ е__, __он__до__ил__сь зн__чи__ел__но__ ус__л__е и __ор__до__но__ к__ли__е__т__о м__сл__. Кр__м__ то__о, пр__изо__ло в__ор__е и н__ожи__а__но__ пр__пя__ст__и__: к__ро__к__ со в__о__ен__ым__ в н__е ре__ол__ве__ам__, п__го__а__и Николки и Ал__кс__я, ше__ро__ом и __ар__о__ко__ __а__ле__н__ка А__ек__е__, к__р__б__а, в__ло__е__на__ в__у__р__ __ло__м пар__фи__ов__й __ум__ги и с__а__уж__ п__ в__е__ __в__м __бл__п__е__на__ ли__ким__ __оло__ам__ __ле__т__и__е__ко__ __з__ля__ии, н__ __ро__еза__а в ф__рто__к__.

5) Лабиринты.

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

6) Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.

Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

1. Не паниковать!

2. Не заставлять ребенка бесконечно переписывать упражнения «начисто» или писать объемные тексты под диктовку. Рекомендация читать и писать больше часто служит сигналом для родителей о недостаточной компетентности специалиста, который занимается с ребенком.

3. Не торопить неуспешного ребенка.

4. Никогда не упрекать и не злиться на ребенка за ошибки. Фразы типа: «Ты что, балбес?» не применимы ни при каких обстоятельствах.

5. Никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. У каждого свой темп развития.

6. Обращать внимание на усердие ребенка, а не на количество ошибок. Вселять в него веру, что трудности в учебе можно преодолеть.

7. Попросить учителя информировать вас об успехах ребенка.

8. Вспомнить, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности.

9. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

10. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

11. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

12. Чего нельзя делать? Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.

НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК. Суть исправления дисграфии в том, чтобы искоренить саму мысль о том, что при письме можно эти самые ошибки допускать. Текст с ошибками лишний раз показывает ребенку, что ошибки возможны, даже, пожалуй, полезны в чем-то. Давайте забудем об этом...

На логопедических занятиях используются: речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно на занятиях противопоставляем, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Используется наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц...

Несколько слов о почерке.

Почерк дисграфика - выражение всех его трудностей. Как правило, у дисграфика выделяется достаточно резко два типа почерка: один мелкий, бисерный и "красивый"; другой - огромный, корявый, неуклюжий, "уродливый". Так вот, за красотой в данном случае гнаться не нужно, она придет сама. Как показывает опыт, как раз неуклюжие и громадные буквы и есть то, к чему в итоге должен прийти и над чем работать ребенок. Этот почерк - его настоящее лицо, лицо честного первоклассника, который хочет и может учиться (нашему первокласснику, к слову сказать, может быть и 10 и 16 лет, речь идет о психологическом возрасте обучения письму).

Итак, ДОЛОЙ бисерную цепочку буковок, ДА ЗДРАВСТВУЕТ размашистый почерк, на всю строку, а может и на полторы!

В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками. Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler. Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen.

К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобства": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный карандаш.

Хочется еще отметить, что канцелярская принадлежность, обладающая какими-то особенностями, будет предметом небольшой гордости ребенка перед одноклассниками, что может хоть на капельку сгладить школьные неудачи.

Девочки часто любят покупать ручки с разноцветной, блестящей и пр. пастой, благо писать ими (на уроках музыки, труда и т.д.) разрешают. Так пусть лучше достоинством ручки в глазах ребенка будет красивый, цветной, необычной формы корпус, чем цветной гель, от которого рябит в глазах и в тетради. Покупая ручку, проверьте, как она пишет, не проходят ли чернила на другую сторону страницы.

Гелевые ручки считаются наиболее подходящими для дисграфиков (чувствуется нажим), но в первом классе ими пользоваться, скорее всего, запретят: часто текут, замерзают, портятся. Поэтому дома даже самым маленьким полезно поиграть в средневекового переписчика - тренироваться писать перышком и чернилами (если родители не знают, как, то можно поинтересоваться у бабушек и дедушек). "Перьевое" письмо формирует правильное положение руки относительно поверхности бумаги. При этом, правда, появляется увлекательнейшая возможность в чернилах измазаться и измазать тетрадь, стол, нос, коленки и проч., так что будьте бдительны.