Зрительная память: эффективные упражнения для тренировки. Зрительная память Как развить в себе зрительную память

23 19 123 0

Наши глаза позволяют получать около 80–90% информации из окружающего мира. А благодаря зрительной памяти мы запоминаем все что видим: фильмы, книги, людей, города, улицы и события из жизни.

Зрительная память появляется одной из первых и помогает ребенку воспринимать мир. В процессе взросления задействуются и другие виды памяти: кинестетическая, слуховая, двигательная, ассоциативная. Но на протяжении всей жизни основную роль выполняет все же зрительная.

Многие из нас не используют все возможности памяти, некоторым сложно запоминать увиденное. Чтобы раскрыть весь свой зрительный потенциал и улучшить качество жизни, стоит уделить внимание тренировкам и развитию этого вида памяти. Предлагаем вам самые эффективные методики.

Вам понадобятся:

Ежедневные мини-тренировки

Эти простые упражнения не требуют наличия специально выделенного времени. Их можно практиковать, идя по улице, сидя на работе или делая уборку дома.

Воспоминания

Ежедневно перед сном вспоминайте весь свой день, события, встречи. Особенный акцент сделайте на деталях и образах. Со временем вы увидите, что способны улавливать даже мельчайшие подробности.

Детализация образа человека

После встречи с любым человеком, знакомым или мимо проходящим, постарайтесь воспроизвести в памяти его образ: цвет волос, глаз, во что одет, что держал в руках и т. д.

Рассматривание предметов

Отлично простимулировать зрительную память поможет рассматривание предметов. Задержите взгляд на любом из них (витрине, картине, лавочке) буквально на несколько минут. Затем, прикройте глаза/отвернитесь и мысленно попытайтесь как можно точнее вспомнить увиденное.


Словесный портрет

Чтобы запомнить любые явления, предметы или людей, постарайтесь увиденное мысленно описать словами. Например, при знакомстве с новым человеком, проговаривайте про себя его образ и поведение в мельчайших подробностях. Идя по улице, описывайте дома, включая количество и форму окон, дверей.

Спустя время попытайтесь воспроизвести увиденное в виде слов, и вы не заметите, как начнете представлять зрительный образ.

При ежедневной практике можно улучшить не только зрительную память, но и внимание, концентрацию.

Метод спичек

Для этого упражнения вам понадобятся спички и лист бумаги.

  1. Бросьте в произвольном порядке несколько спичек или зубочисток на стол.
  2. Посмотрите некоторое время на их расположение. Попытайтесь запомнить картинку.
  3. Затем, прикройте спички/зубочистки непрозрачной тканью или листом бумаги.
  4. Через 2–3 минуты попытайтесь зарисовать увиденное.
  5. Сравните рисунок с настоящим положением предметов.

Со временем увеличивайте количество спичек, и уменьшайте время на запоминание. Таким образом, вы сможете увидеть собственный прогресс.

Метод художника

Этот метод уже давно практикуют художники, иллюстраторы и графические дизайнеры. Но чтобы сделать подобное упражнение, необязательно обладать особым талантом.

Если не умеете рисовать, то увиденное можно передать схематически.

  • Примерно 5–10 минут пристально смотрите на комнату, ландшафт, цветок, листик или любой другой предмет.
  • Закройте глаза на несколько мгновений.
  • Возьмите чистый лист бумаги и попробуйте нарисовать увиденное, вспоминая детали, цвета, формы, фактуры.

Постепенно уменьшайте время на запоминание. При регулярных упражнениях вы значительно улучшите свою способность запоминать и держать увиденные образы в голове.

Метод тайной комнаты

Этот интересный способ поможет вам научиться структурировать информацию и легко ее запоминать.

  • Объекты/явления/информацию, которые нужно запомнить, мысленно разложите в хорошо знакомой комнате в строго определенном порядке.
  • Для воспроизведения необходимой информации попытайтесь припомнить все места и уголки комнаты, в которых находятся «предметы».

Метод Шульте

Таблицы Шульте представляют собой специальные квадратные блоки, в которых написаны цифры в хаотичном порядке.

Суть этого метода заключается в том, чтобы за короткие сроки расположить все цифры по порядку. С помощью таблиц с блоками разного цвета можно усложнить задание. Например, выстроить по порядку цифры одного цвета.

Существует множество интересных онлайн-тренажеров на базе этих таблиц, поэтому специально чертить их не придется.

Метод фотографирования

  1. Возьмите несколько мелких предметов (подойдут также картинки, слова и предложения).
  2. Разложите их на столе.
  3. Затем, внимательно посмотрите на них несколько минут (например, 1–3 минуты, потом время уменьшайте).
  4. Отвернитесь или накройте предметы тканью, и попытайтесь назвать все увиденные предметы.

Чтобы усложнить упражнение, перечисляйте не только сами предметы, но и их особенности и отличия (например, по цвету, форме).

Метод выделения отдельных элементов

Суть этого способа заключается в том, чтобы через запоминание отдельных частей, закрепить в голове образ в целом.

  • Сначала выделите все предметы/элементы, которые составляют общую картину.
  • Постарайтесь запомнить их по отдельности, обращая внимание на цвет, форму и характерные отличия.
  • Попытайтесь воспроизвести образ в целом, вспоминая предметы и их расположение.

Всегда завидовали киношным сыщикам, которые после беглого взгляда на человека могут рассказать о мельчайших деталях его костюма? Тогда самое время разобраться, как развить визуальную , потому что улучшить этот навык можно в любом возрасте. Конечно, если потрудитесь заниматься регулярно, от разовых акций эффект будет чуть выше нуля.

Как развить визуальную память - способы тренировки

  1. Кинофильм . Вечером попробуйте вспомнить все события прошедшего дня, как будто прокручиваете кинопленку в обратном направлении. Если первое время все будет сложно, начните с небольших участков, например, с дороги на работу. Только старайтесь вспоминать даже мелкие подробности.
  2. Ассоциации . Вспоминая, как фильмах советуют улучшить визуальную память, первое, что приходит на ум - создание воображаемого хранилища – чертогов. Несмотря на кажущуюся несерьезность, способ действительно хорош. Работает он за счет ассоциаций, которые придумывают к каждому понятию, которое требуется запомнить. А чтобы все воображаемые предметы не разлетелись, нужно поместить их в хорошо знакомое помещение, если одного недостаточно, открывают следующее. Чтобы запоминание было лучшим, рекомендуется регулярно гулять по своим чертогам, рассматривая каждую деталь, и вспоминая, что она обозначает.
  3. Фотография . Еще одна интересная методика развития визуальной памяти человека заключается в мгновенном запоминании слов или предметов. К примеру, возьмите незнакомый текст, посмотрите на несколько слов, обращающих на себя внимание. Закройте глаза и представьте их в правильной последовательности. Постепенно переходите к целым предложениям и абзацам.
  4. Рисование . Если вы любитель чертить на листе разные линии, то этот способ, как развить визуальную память, отлично подойдет. Найдите изображение среза деревянного бруска или натурального камня, и срисуйте их, повторяя не только направление прожилок, но и их толщину и оттенок. Затем закройте фотографию, уберите рисунок и попробуйте нарисовать их еще раз, но уже по памяти.
  5. Концентрация . Рассматривайте несколько минут какой-то предмет, затем убирайте его из поля зрения и старайтесь максимально точно описать или нарисовать его. Понемногу усложняйте себе задачу, сокращая время рассматривания и увеличивая число деталей.

Правильная тренировка визуальной памяти потребует 20-30 минут в день. Меньшее время не позволит вам сосредоточиться на занятии, а большее на первых порах вызовет чрезмерное утомление и отвращение к процессу.

Развитие зрительной памяти — Действенные упражнения для улучшения памяти

— Что такое зрительная память?
— Проверка зрительной памяти ребенка
— Визуальная память и ее виды
— Способы и методы развития памяти
— 6 упражнений для развития фотопамяти
— Заключение

Способность человека запоминать и воспроизводить живые образы в максимально детальном их отражении называется эйдетической, фотографической или зрительной памятью. Все это одно и то же. Зрительная память позволяет запомнить/воспроизвести текст или образ в малейших деталях. Как правило, такие образы запоминаются надолго и вспомнить их не составляет никакого труда.

Фактически, человек обладающей развитым типом этой памяти способен воспроизвести в деталях картинку, целый сюжет и прокрутить его в сознании, подобно видеоролику. В качестве помощника, для создания максимально точной картины, к процессу запоминания также присоединяется слуховая, тактильная и, во многих случаях, обонятельная память. Все это увеличивает шансы запомнить событие надолго, так как образы максимально яркие, а как известно, яркие образы — основа долговременной памяти.

Когда мы смотрим на тот или иной предмет, в нашей памяти остается его зрительный образ. У каждого из нас он будет своим. Способность запоминать форму, цвет предмета и другие его особенности зависит от того, насколько человек восприимчив к зрительным впечатлениям.

Для развития зрительной памяти существует немало полезных упражнений, не требующих каких-либо особых навыков или дополнительного оборудования. Такие занятия можно совершать в любом удобном месте - дома, в рабочем кабинете во время перерыва и т.д., безусловно, заранее предупредив своих сослуживцев, чем вы собираетесь заниматься.

— Проверка зрительной памяти ребенка

Умение создавать мысленно картинку - зрительный образ - важно в процессе обучения. Этот навык помогает лучше и быстрее запоминать конкретный и абстрактный материал. Хорошая зрительная память поможет школьнику справляться со сложными задачами и надолго запоминать выученный предмет, поэтому тренировку зрительной памяти лучше всего проводить с наглядным материалом и элементами игры. Каждое упражнение неплохо снабдить коротким рассказом или предысторией. Это во много раз .

Перед тем, как приступить к упражнениям, необходимо выявить, насколько сложно ребенку запоминать картинки. Для этого перед ним стоит разложить 10 изображений предметов, разных по форме, цвету и предназначению. На протяжении 30 секунд ребенок рассматривает их, старается запомнить. Потом картинки переворачиваются, а ребенок по памяти рассказывает, какие объекты он запомнил.

Если удалось назвать менее 5 предметов, то необходимо уделить внимание тренировке зрительной памяти. Но и детям, которые показали довольно высокий результат, также не помешает время от времени выполнять упражнения.
ВАЖНО!

Перед тем, как ребенок приступит к заданиям, стоит объяснить, что его задача - запоминать рисунок, предметы, которые ему будут показаны. А после того, как он закроет глаза, нужно представить образ увиденного.

— Визуальная память и ее виды

В зависимости от того, с какими подробностями человек воспроизводит в памяти тот или иной визуальный образ, зрительная память бывает слабо развита, умеренно развита и развита в совершенстве. Большая часть людей в этом отношении находится в пределах нормы, которой хватает для обычной жизни. Но есть сферы деятельности, где этого недостаточно. Спецагентам, художникам, шоферам, искусствоведам и т. п. нужна зрительная память выше средней.

Тренировать зрительную память, которая с годами только ослабевает, желательно не только им. Если вы не хотите забывать лица знакомых, терять вещи, плохо ориентироваться на местности, регулярные тренировки зрительной памяти помогут вам сохранить ее.

Упражнение № 1: возвращаем внимание.
Для этого упражнения нужно принять удобное положение, расслабиться и начать подробно разглядывать кисть руки, стараясь всмотреться в каждый ее миллиметр. Во время выполнения упражнения необходимо сосредоточиться и ни о чем не думать. Если внимание рассеивается, нужно возвращать его обратно. Общее время на упражнение: 10 минут в день (по 5–7 секунд несколько раз в день, меняя угол зрения).

Упражнение № 2: «растворяем» образ.
Для этого упражнения нужно найти какой-нибудь предмет (приятный глазу или нейтральный, но не телевизор). На него нужно смотреть 3–5 секунд не отрываясь, стараясь запомнить все подробности. Затем сделать вдох, закрыть глаза на 3–5 секунд, задержать дыхание и в этот момент представить себе предмет. После этого мысленно «растворите» его образ на выдохе. Выполняя это упражнение, можно менять варианты «стирания» образа, скорость и ритм.

Общее время на упражнение: не менее 2 раз в день (постепенно можно переходить от 5–7 упражнений к 50 за один подход).

Упражнение № 3: стараемся запечатлеть предмет.
Необходимо смотреть на предмет (лучше цветной) от 3 до 10 минут. После этого нужно закрыть глаза на 3 минуты и постараться воспроизвести предмет в своем воображении в как можно более четком и ярком варианте. Попытку нужно повторить несколько раз, постоянно сверяясь с оригиналом.

Если вы научились четко представлять себе предмет с закрытыми глазами, можно переходить ко второму этапу: смотрите на предмет в течение 3–10 минут. Затем развернитесь на 180 градусов и посмотрите на лист белой бумаги (приготовьте заранее). Ваша задача – увидеть образ предмета на нем. После того как вы научитесь легко воспроизводить образы предметов, можно переходить к открыткам и картинам.

Упражнение № 4: стараемся «поймать» увиденное.
Для выполнения задачи нужно неожиданно остановиться и бросить взгляд на предмет перед собой. Затем закрыть глаза и постараться восстановить в своем воображении то, что вы увидели и свое состояние при этом. С помощью этого упражнения можно научиться запоминать состояния и воспроизводить их. Общее время на упражнение: 10–15 раз в день, для начала по 15–20 секунд, затем по 5 минут.

Упражнение № 5: «фотографируем» прохожих.
Это упражнение легко выполнять на улице. Задача – бросить взгляд на прохожего («сфотографировать»), а затем закрыть глаза и представить, как и куда он продолжает движение. Тренироваться нужно до тех пор, пока вы с легкостью не научитесь воспроизводить «сфотографированный» образ.

Упражнение № 6: играем со спичками.
Для того чтобы выполнить это упражнение, нужно попросить кого-нибудь выложить на столе фигуру из спичек и накрыть листом бумаги. Затем лист поднимается на 1–2 секунды, чтобы вы могли посмотреть на фигуру. После этого нужно закрыть глаза и мысленно подсчитать количество спичек. Потом глаза можно открыть и попробовать выложить из спичек такую же фигуру.

Заключительный этап упражнения – проверка соответствия количества спичек и схемы их размещения с оригиналом. После того как у вас будет получаться свободно выстраивать фигуру из 10 спичек, можно переходить к следующему упражнению.

Упражнение № 7: выкладываем ассоциации.
Это сложное упражнение также выполняется с чужой помощью. Заранее приготовьте спички (200–300 штук). Затем нужно попросить кого-то из близких вам людей произносить слова с определенной паузой (для начала в 1 минуту), которую от упражнения к упражнению нужно сокращать вплоть до 30 секунд. Во время паузы вам нужно будет выкладывать из спичек ассоциации, которые вызывает произнесенное слово. Количество слов тоже можно постепенно увеличивать, доводя до 50.

Упражнение № 8: стараемся увидеть яркое.
Во время этого упражнения нужно стараться смотреть на предмет, ни о чем не думая, стремясь запомнить его целиком (этому было посвящено первое упражнение). Необходимо охватывать взглядом весь предмет, концентрируясь на его центре. Как только у вас возникнет какая-либо (любая!) мысль, нужно закрыть глаза и представить себе этот предмет в максимально ярком цвете.

— Способы и методы развития памяти

Для начала стоит отметить, что мы часто тренируем нашу память и внимание, используя различные бытовые ситуации в повседневной жизни. Мы запоминаем, что хотим купить в магазине, стараемся помнить дни рождения родственников, друзей и знакомых, пересказываем содержание недавно прочитанной книги или учебника – все это и многое другое является хорошей тренировкой памяти. Однако использование специальных упражнений дает нам возможность сконцентрироваться на конкретной цели развития определенной способности нашей памяти.

— 6 упражнений для развития фотопамяти

1) Разбивайте картинки на отдельные элементы.
Часть запомнить легче, чем целое, ‒ если вам трудно запечатлеть в памяти схему или картинку, вы можете разделить ее на несколько элементов и запомнить каждый из них.

Вы можете запечатлеть в голове внешний вид человека, перечислив в уме сперва категории одежды, которая в данный момент на нем, ‒ например, «куртка, джинсы, кроссовки», а затем подвергнув такому же анализу каждый предмет одежды: «кроссовки белого цвета с тремя продольными синими полосками, с серыми шнурками» и тому подобное.

2) Решайте головоломки на внимательность.
То, что кажется детской забавой, на самом деле ‒ мощная тренировка для зрительной памяти. Сравнивая две картинки, которые несущественно отличаются друг от друга, ваш мозг учится вниманию к деталям. Какой из предметов расположен ближе, а какой дальше? Отвечая на этот вопрос, ваш мозг тренирует способность выстраивать геометрическую перспективу. В какой последовательности шли предметы, которые требовалось запомнить? Этот тип головоломок задействует ту часть визуальной памяти, которая имеет отношение к правильному восприятию пространства и композиции.

3) Развивайте синестезию.
Как звучит это здание? А какой вкус у этого оттенка цвета? Это больше, чем просто игра: связывая визуальные элементы с теми или иными звуками, запахами, тактильными ощущениями, вы заставляете мозг создавать сложные ассоциации, которые помогут ему отыскивать в памяти нужную вам информацию. Синестезия позволяет визуальным образам глубже «укореняться» в мозгу, поскольку ее использование заставляет одни нервные структуры одной сенсорной системы активировать структуры другой.

4) Рисуйте неправильные орнаменты.
Хуже всего запоминаются те изображения и предметы, в которых отсутствует четкая логика. Вот еще одно упражнение, которое лучше выполнять начиная с детства ‒ уж слишком мощное влияние оно оказывает на развитие зрительной памяти. Возьмите кусок камня с неправильными узорами прожилок (вряд ли у вас под рукой окажется кусок мрамора или малахита, но можно использовать подробную фотографию этих минералов или скол обычного булыжника) и постарайтесь зарисовать его цветными карандашами на листе бумаги.

Вы увидите, насколько это непростая задача: каждые две прожилки будут иметь свою форму, длину и толщину, цветовые оттенки. Придется попотеть. Когда нарисуете, уберите и оригинал, и рисунок ‒ а теперь попробуйте нарисовать поверхность камня по памяти. Не жалейте времени ‒ если первый рисунок по памяти окажется далек от совершенства, повторите упражнение еще несколько раз.

5) Запоминайте изображения как последовательности слов.
Многие люди, которых подводит визуальная память, отличаются отличной способностью к запоминанию слов. Это упражнение построено не только на уже освоенном нами умении разбивать целые изображения на элементы, но и на способности нашего мозга подменять предметы символами. Если у вас не получается запомнить лицо шапочного знакомого, постарайтесь запомнить его как словесное описание, причем максимально подробное: «У него синие, с темными точками и красными прожилками глаза. Нос у него слегка курносый, на нем видны несколько веснушек. Губы у него потрескавшиеся, красные».

Вербализация позволит упаковать ускользающие от визуальной памяти детали в ящики словесных описаний. Когда вы выучите эти фразы и начнете произносить их, ваш мозг поневоле будет представлять части лица, которым соответствуют эти определения, ‒ и, как вы заметите, ему будет легче восстанавливать в памяти реальный образ лица человека, нежели придумывать абстрактные картинки под эти описания.

6) Чаще вспоминайте предметы и детали антуража.
Мозг не запоминает детали, если вы не ставите перед ним такой задачи. Поговорив со знакомым, которого вы встретили на улице, и продолжая идти своей дорогой, попробуйте вспомнить: во что он был одет? Какие жесты делал в разговоре? Как выглядела улица за его спиной ‒ были ли там, например, скамейки, и если да, то сколько их было и как они стояли?

Заставляя мозг искать ответ на эти вопросы, вы тренируете механизмы доступа к собственной памяти, а заодно внимание к деталям, поскольку мозг довольно быстро приучится при следующих случайных встречах отмечать то, как выглядит собеседник и в каких декорациях имеет место разговор с ним. Правда, следует остерегаться ложных воспоминаний ‒ вернитесь на место и проверьте: а не выдумал ли мозг какой-то элемент антуража, которой вы тщетно старались от него получить?

— Заключение

В современной жизни очень полезно иметь хорошую зрительную память. Поэтому, так важно тренировать свою способность запоминать зрительные образы. У каждого человека она развита по-разному, но никогда не поздно все изменить в лучшую для себя сторону.

Если не тренировать память, то со временем человек начинает все забывать. А запомнить что-нибудь новое становится для него непосильной задачей. Человек у которого хорошая память способен быстро решать любые задачи и для него не составит труда найти выход из любой, даже самой безвыходной, ситуации.

Начните тренировать свою зрительную память уже сегодня и через месяц вы себя не узнаете.

Материал подготовлен Дилярой специально для сайт

Зрительный анализатор позволяет человеку получать около 90 % информации из окружающего мира. А зрительная память способствует ее запоминанию и воспроизведению в нужный момент. Посредством зрительной памяти мы откладываем в голове прочитанную информацию, просмотренный фильм, внешность людей и другие предметы, которые видим.

В развитии человека зрительная память появляется одной из первых и становится основой для образного мышления, которое доминирует у детей до 4-5 лет. Однако хоть мышление в дальнейшем трансформируется в другие виды, зрительная память продолжает преобладать у большинства людей до самого конца жизни.

Большая часть человечества не может использовать весь потенциал, который предоставляют зрительные анализаторы. Поэтому зрительную память следует развивать так же, как и остальные виды. При этом параллельно с такими тренировками улучшаются внимание и способность концентрироваться.

Как улучшить зрительную память без дополнительной траты времени?

Мало кто любит делать упражнения для тренировки памяти, однако можно улучшать ее, не тратя дополнительное время. Есть несколько рекомендаций, исполняя которые можно значительно улучшить зрительную память.

  • Воспоминания. Для развития памяти зрительного характера нужно каждый день перед сном как можно более подробно воспроизводить события прошедших суток, делая особый упор на образы и мелкие детали. Делая такое упражнение ежедневно, вы быстро заметите, что подробностей, которые удается уловить, становится все больше.
  • Тренировать память можно постоянно, особенно, если профессия подразумевает контакт с людьми. Для развития зрительной памяти нужно пытаться воспроизводить в голове детали образа человека, с которым вы только что общались или даже мимо которого просто прошли.
  • Мгновение. На протяжении дня можно проводить стимуляцию зрительной памяти, неожиданно останавливаясь или просто глянув на какой-нибудь предмет, например, картину. За пару мгновений рассмотрев его, нужно закрыть глаза и попытаться как можно точнее воспроизвести в мыслях все, что удалось запомнить.
  • Словесный портрет. Данное упражнение также является помощником для людей, у которых проблемы со зрительной памятью. Знакомясь с человеком, следует мысленно основные детали внешности и поведения описать словестно. При этом нужно стараться обратить внимание на множество даже мелких подробностей. После чего спустя некоторое время надо попробовать воспроизвести словестный портрет в виде образа.

Такие простые упражнения помогут достигнуть ошеломляющих результатов в развитии памяти зрительного характера. Кроме этого улучшится внимательность, концентрация, а значит, и в целом повысятся интеллектуальные возможности.

Наиболее эффективные упражнения на то, как развить зрительную память

Для тех, кому недостаточно или не помогают ежедневные мини-тренировки, существуют полноценные методики. Так как улучшать зрительную память нужно параллельно с вниманием, то многие упражнения рассчитаны на тренировку обоих элементов психики.

  • Таблицы Шульте. Берутся специальные квадраты, разбитые на блоки, в которых хаотично написаны цифры от одного и до некоторого числа (может быть разное). Суть упражнения в том, чтобы в максимально короткие сроки отыскать все цифры по порядку. Для усложнения задания могут браться несколько блоков чисел разных цветов, а задание будет заключаться в том, чтобы расположить мысленно по порядку числовой ряд, например, зеленого цвета. В качестве разнообразия воспользуйтесь играми «Кликер » и «Кликер+ », которые найдете на нашем сайте. Это онлайн тренажер на базе таблиц Шульте, по которому удобно заниматься.
  • Спички. Очень эффективное упражнение для тех, кто не знает, как при развитии зрительной памяти следить за прогрессом. На начальном этапе берутся 5 спичек, которые нужно просто произвольно бросить на ровную поверхность. Оценив их расположение в течение нескольких секунд, нужно отвернуться и попытаться повторить увиденное. Постепенно можно увеличивать количество спичек, уменьшая время, отведенное на запоминание, тем самым наблюдая за собственным прогрессом, ведь изначально воспроизвести упавшие 5 спичек будет нелегко.
  • 25 букв. Для выполнения этого упражнения лучше всего собрать группу людей, так как оно больше походит на игру. Берется табличка, расчерченная на 25 квадратов, в каждом из которых написана буква. Эта таблица показывается участникам упражнения на полминуты, после чего убирается. Человек должен попытаться составить из написанных там букв слова, опираясь на зрительный образ таблицы. По своей сути упражнение напоминает кроссворд, в котором надо отыскивать слова, но только в данном случае он существует лишь в вашей памяти.
  • Кисть. Данное упражнение в большей степени нужно делать тем, кто не знает, как с помощью упражнений развить зрительную память и внимание одновременно. Концентрируясь на несколько минут лишь на своей кисти, следует полностью отбросить все лишние мысли, начиная упражнение сначала, как только концентрация уйдет. Нужно стараться как можно четче запомнить линейный рисунок на кисти, чтобы получилось без проблем воспроизвести его в голове.
  • Ассоциации. Чтобы улучшить память, существует довольно сложное, но интересное задание. Для его выполнения потребуется помощник, который будет зачитывать со скоростью в минуту слова. В течении паузы между воспроизведением, нужно выложить из спичек (которые предварительно готовятся в большом количестве) ассоциацию с этим словом. Выполняя подобное упражнение регулярно, можно сокращать время вплоть до половины минуты.

Общие требования ко всем описанным методам улучшения зрительной памяти – регулярность и постепенное усложнение задания.

Как развить зрительную память у детей?

Начинать полноценные тренировки для детей лучше всего в дошкольном возрасте (5-6 лет). Для ребенка подойдут и те повседневные упражнения, о которых говорилось выше, например, можно попросить его как можно подробнее рассказывать об увиденных за день вещах и пережитых событиях. Таким образом развивается также речь, правильная формулировка мыслей и, конечно же, внимание.

Упражнения для тренировки зрительной памяти у детей:

  • Картинки. Предварительно подготовленные 15 картинок со знакомыми ребенку предметами нужно показать ему на несколько минут. После этого картинки убираются и надо попросить малыша назвать те предметы, которые он запомнил. Затем забытые предметы показывают еще раз на несколько минут и отпускают ребенка играть. По прошествии получаса нужно еще раз спросить малыша о том, какие предметы он запомнил. Данное упражнение позволяет не только тренировать память, но и оценить ее. Хорошим считается результат от 8ми названных предметов.
  • Игрушки. Для этого метода нужно взять несколько игрушек малыша, расположив их на столе. Ребенок должен внимательно их рассмотреть и отвернуться. Взрослый убирает или добавляет игрушку, а малыш, повернувшись обратно, определяет, что поменялось в композиции.
  • Рисование. Для упражнения нужны будут листики и карандаш. Мама показывает ребенку картинки с разными несложными узорами, которые тот должен нарисовать сам, но не глядя на оригинал, а по памяти. Со временем можно брать более сложные изображения. С помощью этого метода также развивается мелкая моторика рук, что очень важно, особенно, перед школой.
  • Зрительное фотографирование. Для выполнения этого задания не понадобится никаких особых приспособлений. Нужно попросить ребенка внимательно рассмотреть свое игрушечное царство, предварительно расположив его на столе или диване, после чего малыш должен перечислить те игрушки, которые успел заметить. Со временем для усложнения задания можно просить ребенка называть особенности каждой игрушки, например, цвет.

В общем, развитие зрительное память очень помогает нам в повседневной жизни, делает нас более собранными и внимательными, поэтому ее нужно улучшать и стимулировать, пользуясь упражнениями или применяя игры ресурса Brainapps.

В этой статье речь пойдет об одном из видов человеческой памяти — зрительной. Вы узнаете, какие виды бывают такой памяти и, как её тренировать.

Зрительная память называется также фотографической. Она позволяет сотворить образ увиденного и сохранить его в памяти. В последующем, сохраненный зрительный образ, можно воспроизводить в деталях в своем сознании.

Этот вид восприятия позволяет удерживать, видеть образ даже в его отсутствие. Известно, что 60% людей лучше запоминают визуальную информацию, нежели полученную — звуковую.

Зрительная память, запоминание

Считается, что люди запоминают всего лишь «фотографию». Эта картинка дополняется множеством различной информации, полученной с других чувствительных рецепторов.

По сути, запоминание — это запечатление, дальнейшее сохранение полученной информации. По динамике протекания данного явления имеется два вида памяти: непреднамеренное запоминание, преднамеренное .

  • При преднамеренном существует поставленная цель — запомнить, для этой зрительной памяти используются искусственные методы запоминания.
  • Непреднамеренное запоминание происходит без поставленной цели, без различных приемов, без особых усилий.

Использование фотографической памяти дает человеку сохранить множество воспоминаний. Однако трудно запоминать информацию из большого количества слов, которые невозможно запомнить на слух. Вспомнить этот текст значительно проще по целостному образу (картинке).



Запоминание — один из важных процессов в памяти

Зрительная память — особенности

Эйдетическая память благоприятно воздействует на успехи в дальнейшем обучении в школе. В ходе данного процесса дети запоминают, усваивают большое количество материала. Без хорошо развитой зрительной памяти — новую информацию трудно запомнить.

ВАЖНО : Качество непроизвольного запоминания зависит от активности деток к запоминающим объектам, детальности восприятия, обдумывания.



Родители занимаются тренировкой памяти своего ребенка

Говорят, что фотографическая память у девочек больше развита, чем у мальчишек. Это связанно с тем, что особенности строения мозга у девочек, мальчиков отличны друг от друга. Не стоит упускать из внимания, что у них разные условия развития.

Виды зрительной памяти

Имеется несколько классификаций эйдетической памяти, они представляют собой различные виды памяти.



Подразделяются они по таким характеристикам :

  1. По скорости запоминания, сохранения материала: иконическая, кратковременная, долговременная, оперативная, наследственная
  2. По результатам деятельности: непроизвольный, произвольный
  3. По способам запоминания: смысловой, механический
  4. По типам запоминаемого материала: числовой, цветовой, математический, память на лица
  5. По уровням запоминания: кратковременный, долговременный, сенсорный
  6. По типам психологии : моторный, образный, словесный, эмоциональный


Кратковременная зрительная память

Кратковременная память — недолгий процесс запоминания, в результате которого вы получаете некую информацию. Она еще именуется рабочей памятью , имеет маленький срок, ограниченный объем.

При данном типе памяти можно удержать запоминаемый материал лишь четырех предметов. Она сохраняет в ячейках памяти небольшую информацию, которую мы в данный момент осознанно помним.

Кратковременная память получает объем информации из органов чувств, от долговременной памяти. Процессы, которые в ней происходят, не являются устойчивыми, имеют обратимый характер.



Образы в кратковременной памяти существуют благодаря функционированию связей между нейронами, по средствам кратного прохождения возбуждения по кольцевым нейронным цепям. Удерживание картинок происходит за счет мысленного проговаривания.

Зрительно моторная память

Двигательная память , она же моторная содержит мышечно-двигательные объекты выученных движений (скорость, темп, амплитуда и прочее).



Моторная память является запоминанием, усваиванием, воспроизведением движений. Она служит ключевым аспектом в формировании навыков, как практических, так и рабочих.



На чем основывается зрительно моторная память у детей?

ВАЖНО : Когда ребенок выполняет определенные движения, он не может их сделать точно так же в следующий раз. Случается это потому, что скелет имеет особое строение, функционал движений не позволяет человеку передвигаться систематически, одинаково.

Объем зрительной памяти

Важнейшей интегральной характеристикой памяти является объем . Он дает возможность человеку запоминать, хранить материал в определенном количестве.

Если говорить о памяти, то ее показателем является число запечатленных ресурсов информации.



Дети постарше имеют больший объем фотографической памяти. Ребенок дошкольного возраста запоминает около 7 предметов, изображений из 11-16, после того, как ему их показали всего один раз.



Объем фотографической памяти у ребенка определяется по специальному тесту . Детям показывают десять картинок с различными предметами, им нужно запомнить их. Не следует спешить. Каждую иллюстрацию показывайте в течение шести секунд. Потом попросите назвать предметы.

Следует обратить внимание на ошибки :

  • Повторения детей
  • Объекты, которые не показывали
  • Сколько картинок помнят дети


Затем опять покажите фото, которые они забыли, через десять минут попросите вспомнить, снова выявите ошибки. Спустя час попросите снова вспомнить изображения.

Результаты оценивайте по следующим параметрам :

  • 8-10 фото — хороший результат
  • 5-7 фото — удовлетворительный результат
  • до 5 фото — неудовлетворительный результат


Объем зрительной памяти. От чего он зависит?

Диагностика зрительной памяти

Диагностирование эйдетической памяти позволяет оценить лишь поверхностно уровень развития конкретной особы. Детальное исследование конкретного человека — невозможно, так как все процессы в памяти поддаются только поверхностному изучению.

Для определения зрительной памяти детей , используют определенные тесты, которые мы рассмотрим далее.



ВАЖНО : Нарушение зрительной памяти может привести к психическим расстройствам.

Существует несколько тестов на зрительную память, рассмотрим детальней один из них. Он разработан для деток от пяти до шести лет.



Суть теста такова :

  1. Подбираем 11-16 слов , запоминаем. Подготавливаем набор фото (21-31 штуки)
  2. Фотографии не должны нести прямой характер к словам, отведенным для запоминания
  3. Используйте такие слова, как: путь , сад , обед , молоко , свет , поле , одежда , ошибка , ночь , конь , птица , учеба , стул , мышь , лес
  4. Применяйте такие изображения на картинках: хлеб , чашка , блокнот , фонарь , дом , школа , часы , фрукт , карандаш , шкаф , вертолет , мебель , санки , лампа , кот , корова , грабли , растение , нож , блузка , машина , луна , телега , диван
  5. Для деток дошкольного возраста слова, изображения должны быть конкретизированными, а для младших школьников — больше отвлеченными
  6. Зачитывайте ребенку слова, а он в это время пусть отбирает подходящее фото, которое поможет вспомнить слово
  7. К примеру, вы называете слово — учеба , а ребенок тем временем выбирает фото с изображением школы
  8. Давайте время на выбор каждого фото, около 33 секунд . Часто дети делают выбор намного раньше этого времени
  9. После каждого подбора картинки, попросите аргументировать его выбор
  10. Потом ребенок должен отвлечься на 15 минут
  11. В заключении ребенок называет слова по картинкам


Нарушение зрительной памяти

У некоторых детей наблюдается нарушение работы зрительной памяти. Неполадки эйдетической памяти, в основном, возникает из-за повреждения отделов коры головного мозга на затылочной стороне.

Именно эта зона отвечает за запоминание фотографических образов. Такое случается при травмах либо из-за опухолей различной этиологии.



Нарушения проявляются следующими симптомами:

  • Расстройствами визуального восприятия окружающей среды
  • Бывают моменты, когда дети забывают ранее увиденные объекты
  • Ещё, к тревожной симптоматике патологии относится такой процесс — больной не в силах именовать предметы при том, что он их узнает, понимает назначение.


Нарушение зрительной памяти

ВАЖНО : Лечение малышей невозможно осуществить самостоятельно в домашних условиях, обязательно врач-специалист должен разработать индивидуальную долгосрочную терапию.

Тренировка зрительной памяти

Уже в дошкольном возрасте необходимо заниматься тренировкой зрительной памяти. Ведь малыши быстро усваивают новые слова, изображения, задают множество познавательных вопросов. А специальные игры для её тренировки помогут развить восприятие сложной информации в школе.



При занятии с детьми нужно помнить такие нюансы обучения :

  • Интересная информация всегда усваивается лучше
  • В обучении лучше всего запоминается начало, конец
  • Помимо зрительного восприятия, намного эффективней будет задействование сенсорного ощущения
  • Вся информация должна быть представлена ребенку просто, понятно


ВАЖНО : Если вы уменьшите время ребёнка для просмотра телевизора или ограничите период пребывания за компьютерными играми, то, уделив часок-другой на совместные занятия тренировкой памяти, вы поможете малышу развить фантазию, мышление.

Упражнения на зрительную память

По статистике до 81% всей полученной информации мы получаем зрительно. Правда, большинство людей не пользуются всеми этими возможностями.

Натренированная зрительная память расширяет взгляд на любой объект, предмет. Это, в свою очередь, позволяет увеличить у ребенка концентрацию, внимание.



Какие упражнения помогают развить зрительную память?

Для тренировки зрительного восприятия существует множество различных упражнений. Некоторые из них:

  • Запоминание образов — это упражнение позволяет запомнить увиденные предметы, образы, и как можно точнее воспроизвести их в мыслях во всех тонкостях, деталях. Данное упражнение можно практиковать на простых предметах
  • Рисование — отличный способ для улучшения эйдетической памяти. Навыки художника здесь абсолютно не обязательны. Главное — это желание перенести, запечатленные в памяти образы, на бумагу в различных рисунках
  • Воспоминания — тренировать фотографическую память с помощью воспоминаний просто. Для этого необходимо перед сном воспроизводить все события прошедшего дня. Стараться при этом, воображать визуальные образы
  • Игры — имеется огромное количество игр, направленных на развитие визуального восприятия. Одна из них — «Найди отличия»


Картинка для тренировки зрительной памяти — найди отличия

Игры на зрительную память

Существуют не мало специальных игр для развития зрительной памяти у дошкольников. Рассмотрим некоторые из них:

  1. «Найдите фигуры» Правила игры: ребенку предоставляют иллюстрацию с различными геометрическими фигурами. Для начала он должен хорошо рассмотреть, запомнить (время просмотра 30 — 20 секунд) первоначальный рисунок. Затем взять второй, найти на нем фигуры, которые он запомнил на первом
  2. «По порядку» Правила игры: ребенок, раскладывает, чередуя цветные палочки (по порядку — желтый, красный, синий). Либо раскладывает цифры, фигуры, буквы в заданной взрослыми последовательности
  3. «Где что было?» Правила игры: чертим квадрат на магнитной доске. Разделяем его на девять клеток. В каждой клетке фиксируйте разные изображения. Дайте ребенку запомнить расположение картинок в течение 10 секунд. Снимите все, через 5 минут спросите у ребенка расположение рисунков, пусть восстановит их на доске
  4. «Как на картинке» Правила игры: для игры берем рисунок с несколькими фигурами. Малыш запоминает их расположение, после — воспроизводит по памяти фигуры в квадратах на пустом листке
  5. «Конструктор» Правила игры: ребенок рассматривает фигуру на изображении, затем выкладывает такую же фигуру из палочки Кюизенера либо кубиков. По завершению — сравниваем, насколько правильно все получилось


ВАЖНО : Игры для формирования зрительной памяти у дошкольников и школьников подбирайте по возрасту.

Видео: Игры для развития зрительной памяти у деток