Превосходство в его дальнейшей нелегкой. Потребность в превосходстве - чувства, эмоции - самопознание - каталог статей - любовь без условий. Что сможет удовлетворить нашу жажду самоутверждения

Почему предположение о том, что человек лучше другого, повышает настроение? Ответ кроется в особенностях культуры человека.

Есть несколько факторов, которые оказывают непосредственное влияние на то, как человек интерпретирует происходящее. Обычно человек любит приписывать собственный успех своим внутренним, уникальным качествам – талантам, навыкам и так далее. Неудачи же, напротив, человек расценивает, как результат внешних, временных факторов, преуменьшая тем самым их значимость. То же самое, абсолютно верно и в тех случаях, когда человек интерпретирует успех супруга, любимой спортивной команды, родственника и даже предпочитаемого политика. Если на предвыборных дебатах он выглядит неубедительно, то человек решает, что это был просто не его день (встал не с той ноги), и полагает, что он обязательно в будущем возьмет реванш. Те же, кто поддерживает другого кандидата, будут доказывать, что всё произошло так только потому, что их кандидат лучше другого.

Эти факторы – амбивалентность и сложность характеристик, отбор и интерпретация доказательств – позволяют каждому человеку поддерживать своё собственное представление о себе как о человеке, сильно преуспевающем и обладающем способностями лучше других людей. Но в этом случае, безусловно, возникает глубинный вопрос: почему человек хочет поставить самого себя в более выгодную позицию? Почему предположение о том, что человек лучше другого, повышает настроение? Ответ кроется в особенностях культуры человека.

Предположение о том, что человек лучше другого, повышает настроение.


В индивидуалистской культуре особое внимание уделяется тому, как человек сможет привлечь к себе внимание группы людей, и как можно скорее

Исследователи в области психологии считают целесообразным делить культуры на индивидуалистические, и на коллективистские. В индивидуалистской культуре особое внимание уделяется тому, как человек сможет привлечь к себе внимание группы людей, и как можно скорее. Благодаря чему в данной среде людям очень приятно слушать и ощущать, что они стоят выше окружающих. В коллективистской культуре акцент делается на принадлежности к группе и соблюдении неразрывной групповой гармонии. В данной культуре подчеркивание человеком своего превосходства выделяет его из группы и грубо нарушает сложившуюся гармонию.

Доказательства в поддержку данного утверждения были получены в исследовании американских и японских студентов колледжа. Некоторых просили оценить свои способности и личностные черты, которые относятся к самым разным сферам: от математических способностей и памяти, до доброжелательности и спортивности. Результаты американских студентов были типичными для этой выборки: около 71 процента испытуемых оценили свои достоинства выше среднего и лучше других. И только 50 процентов японских студентов сказали, что их способности выше среднего, то есть гармония отношений оказалась для них важнее чувства собственного превосходства над другими. Следовательно, эффект превосходства — это не универсальный феномен, скорее всего, это отражение западной системы ценностей.

https://сайт/wp-content/uploads/2017/03/vozvishenie-1-1024x691.jpg https://сайт/wp-content/uploads/2017/03/vozvishenie-1-150x150.jpg 2017-03-11T12:09:57+07:00 PsyPage Отношения психологи,реванш,талант,человек,эффект превосходства Человек любит приписывать собственный успех уникальным качествам. Есть несколько факторов, которые оказывают непосредственное влияние на то, как человек интерпретирует происходящее. Обычно человек любит приписывать собственный успех своим внутренним, уникальным качествам – талантам, навыкам и так далее. Неудачи же, напротив, человек расценивает, как результат внешних, временных факторов, преуменьшая тем самым их... PsyPage

ГОРДОСТЬ

ЦВЕТ АУРЫ

ОРАНЖЕВЫЙ цвет – ГОРДОСТЬ - преувеличенная уверенность в своих выдающихся способностях и совершенстве, в презрении к порокам других людей.

Ты слишком серьезно к себе относишься, - медленно проговорил дон Хуан, - И воспринимаешь себя как чертовски важную персону. Это нужно изменить! Ведь ты настолько важен, что считаешь себя вправе раздражаться по любому поводу. Настолько важен, что можешь позволить себе развернуться и уйти, когда ситуация складывается не так, как тебе хочется. Возможно, ты полагаешь, что тем самым демонстрируешь силу своего характера. Но это же чушь! Ты - слабый, чванливый и самовлюбленный тип!
Я попытался было возразить, но дон Хуан не позволил. Он сказал, что из-за непомерно раздутого чувства собственной важности я за всю жизнь не довел до конца ни единого дела. Я был поражен уверенностью, с которой он говорит. Но все его слова, разумеется, в полной мере соответствовали истине, и это меня не только разозлило, но и здорово напугало.
- Чувство собственной важности, так же как и личная история, относится к тому, от чего следует избавиться, - веско произнес он.
К. Кастанеда. Путешествие в Икстлан.

В христианстве гордость относится к одному из смертных грехов. И надо сказать, не без основания. Именно гордыня, чувство собственной важности, является причиной страданий и болезней, часто неизлечимых, а также смерти.

Именно гордыня является источником всех пагубных мыслей и эмоций. Ведь когда человек ставит себя выше кого-либо, то он начинает осуждать, презирать, ненавидеть, раздражаться, предъявлять претензии. Ощущение собственного превосходства над другими рождает высокомерие и желание унизить (словом, мыслью, поступком).
Чувство собственной важности порождает огромную подсознательную агрессию, которая затем оборачивается против самого автора.
Это чувство означает стремление человека поставить себя, свой разум, свою мудрость выше Вселенной, Бога, выше чего-либо или кого-либо в этом мире. Человек гордый никак не может и не хочет принять травмирующие ситуации в своей жизни, то есть те ситуации, которые не соответствуют его ожиданиям. У него есть свое понимание окружающего мира, и он считает, что именно оно является самым верным и самым лучшим. Он стремится подчинить себе окружающий мир, часто с помощью насилия. Поэтому любое несоответствие его представлениям о том, каким должен быть окружающий мир, вызывает в его душе всплеск агрессивных эмоций: злости, обиды, ненависти, презрения, зависти и др. А это, в свою очередь, приводит к различным болезням и смерти.

Гордыня - это ощущение внутреннего превосходства над другими. Это прежде всего результат непонимания своего истинного места во Вселенной, своего предназначения в этой жизни, отсутствия осознания цели и смысла жизни.
Получается, что вся энергия уходит на прямое или косвенное доказательство своей правоты, на борьбу с окружающим миром. Представьте, что клетка начинает бороться со всем организмом и отстаивать свои интересы, не считаясь с интересами всего организма.
Нужна ли такая клетка организму?
Может ли клетка диктовать свои условия организму?
Нет.
Организм будет стремиться избавиться от нее, иначе такая клетка превратится в раковую.

В Библии по поводу гордыни есть замечательные строки:
"Придет гордость, придет и посрамление, но со смиренными - мудрость".
"Погибели предшествует гордость, и падению - надменность".
"Лучше смиряться духом с кроткими, нежели разделять добычу с гордыми".
"Перед падением возносится сердце человека, а смирение предшествует славе".
"Гордость очей и надменность сердца, отличающие нечестивых, - грех".
"За смирением следует страх Господень, богатство и слава, и жизнь".
"Гордость человека унижает его, а смиренный духом приобретает честь".

САМЫЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ПРИЗНАКИ ГОРДЫНИ:
1. Гордыня прежде всего, проявляется чувством собственной непогрешимости и правоты и неправоты окружающих. Такие люди чувствуют, что всегда правы, склонны критиковать кого-то, обсуждать, сплетничать и обвинять.
2. Следующее проявление гордыни – это жалость к себе.
Чувство собственной важности является скрытой жалостью к себе. Такой человек сконцентрирован только на себе, он начинает играть роль жертвы, из его жизни уходит собранность, трезвость и уравновешенность.
3. Отношение свысока, снисходительность.
Человек чувствует себя выше других, следовательно, всех людей считает ниже себя.
4. Покровительственное отношение к кому-либо.
Такое проявление гордыни находится рядом со снисходительностью. Обычно эти люди помогают кому-то, после чего требуют благодарности и уважения. От таких людей можно слышать: «Ты должен быть благодарным мне за то. Что я для тебя сделал!»
5. Унижение других и себя.
Есть люди, которые считают себя неудачниками, ни на что не способными, низки духом, и если видят кого-то выше себя, они готовы ползать перед ними на коленях. Но в то же время, если они замечают людей, ниже себя, вынуждают их вести себя точно так же.
6. Проявлением собственной важности есть мнение, что «без меня мир не сможет существовать».
Такие люди думают, что только от них все зависит, на них все держится: мир, работа, семья. Здесь существует тонкая грань между чувством ответственности и собственной важности.
7. Слишком серьезное отношение к себе.
У человека возникает чувство, что он очень важная персона. И это чувство дает ему повод раздражаться по поводу и без. И когда что-то в жизни складывается не так, как хочется, он может встать и уйти. Такую ситуацию часто можно видеть в семьях при разводе. Каждый из супругов считает, что тем самым проявляет силу своего характера, но это не так. Таким образом, они наоборот проявляют слабость.
8. Чрезмерная важность в свою очередь порождает другую проблему – человек начинает сосредотачиваться на том, что другие думают и говорят о нем. Он зациклен на своих проблемах и постоянно говорит о них, у него проявляется нарциссизм и самолюбование.
9. Хвастовство.
Чувство превосходства над другими. Человек начинает восхвалять свои достоинства. А делает это он потому, что у него есть комплекс неполноценности, и ему просто нужно получить одобрение окружающих, почувствовать свою значимость.
10. Отказ о помощи.
Гордый человек не позволяет другим людям себе помогать. А почему? Потому, что он хочет получить все плоды сам, он боится, что придется с кем-то делиться.
11. Желание получить славу, уважение и почет, возвыситься.
Люди приписывают себе заслуги и труды других людей. Но также в них присуща склонность делать из людей кумиров.
12. Мысль о том, что деятельность, которой занимается человек, нужнее и важнее всех остальных.
13. Соперничество.
Желание сделать плохо, больно сопернику. Любая конкуренция приводит к напряжению, вызывает агрессию, подсознательное желание унизить соперника, что в итоге приводит к срывам и болезням.
14. Стремление осуждать людей за их ошибки, поступки и действия.
Такой человек сознательно ищет в людях недостатки, мысленно их наказывает, все это делается с чувством гнева, раздражения и ненависти. Иногда даже хочется проучить человека.
15. Использование слов, значение которых другим людям непонятно.
Обычно этим пороком страдают ученые.
16. Нежелание делиться своими знаниями.
17. Нежелание благодарить и прощать. Обидчивость.
18. Нечестность к себе и к другим людям.
Такой человек может не выполнять своих обещаний, специально вводить людей в заблуждение, врать.
19. Сарказм.
Стремление съязвить, зло подшутить над человеком, обидеть едким замечанием или грубостью.
20. Нежелание признавать, что у вас есть недостатки – духовные проблемы и гордость.

Как же избавиться от этого пагубного чувства?

Любое поведение человека имеет свое позитивное намерение. Гордыня, как способ мышления и восприятия окружающего мира, тоже имеет позитивное намерение. Оно многогранно. Это и стремление к совершенству, и желание чувствовать себя спокойно и комфортно, и желание заявить о себе на весь мир.

Каждый человек хочет чувствовать, что живет в этом мире не зря, что есть в его жизни какой-то смысл. Но чувствовать свою ценность и исключительность за счет возвышения над другими - это означает вынашивать в подсознании программу уничтожения других миров. Ведь если я лучше и выше, то другие хуже и ниже.
Но на самом деле, на тонком уровне, мы все равны.

Гордыня рождает самую высокую подсознательную агрессию, которая возвращается мощной программой самоуничтожения в виде травм, несчастных случаев, неизлечимых болезней и, наконец, смерти.

Важно осознать, что нет людей плохих или хороших, лучших или худших. Есть просто люди, а мы их делаем такими, какими ожидаем увидеть. Чем выше человек превозносит себя, тем ниже он падет. Чем лучше он хочет выглядеть для других, тем хуже о нем скажут.

Гордый человек - закрытый человек. Не желая принять мир другого человека, он делает свой мир бедным и убогим. И в конечном итоге это приводит к одиночеству.
Много болезней возникает из-за гордыни и как важно избавиться от этого чувства.

Составьте для себя программу освобождения от гордыни. Для этого в первую очередь научитесь брать на себя ответственность за свою жизнь, за свою судьбу. Сразу отпадет потребность обвинять кого-то и себя в том числе. Научитесь принимать любую ситуацию в своей жизни - без претензий и обид. И не просто принимать, а благодарить Бога, свой подсознательный разум за эти события, какими бы негативными на первый взгляд они ни казались.

Все знают поговорку: "Все что Бог дает - к лучшему". Постарайтесь находить позитивные стороны в любой ситуации. Иногда они очевидны, иногда скрыты от нашего сознания, и часто понимание того, какой позитивный урок мы из нее извлекли, приходит позже.

Что такое принятие? Это глубокое понимание того, что мы живем в очень гармоничном и справедливом мире, и все происходящее с нами в жизни нужно принимать безоговорочно, без претензий и обид. Какая бы ситуация с вами ни произошла - примите ее как данную Богом. Пройдите через нее спокойно.
Остановите свои мысли и подумайте - чем вы ее создали?
Примените на практике те законы, о которых вы уже знаете:
"Внешнее отражает внутреннее" и "Подобное притягивает подобное".

Какой важный и позитивный урок вы должны извлечь из этой ситуации?
Научиться принимать ситуацию - это искусство.
В христианстве это называется смирением. "Ударили по одной щеке - подставь другую ".
Многие просто не понимают смысла этой фразы. Многие люди не могут принять ее, потому что воспринимают буквально, не видя в ней скрытый смысл.
Она означает: на внешнем, на сознательном уровне можно выразить несогласие с ситуацией и стремиться ее изменить, но на внутреннем, на подсознательном уровне, то есть душой, эту ситуацию нужно принять без претензий и обид.
"Не говори: "Я отплачу за зло"; предоставь Господу, и он сохранит тебя".
Наше сознание находится в роли наблюдателя и оценщика тех жизненных событий, которые нам преподносит наш подсознательный разум. Поэтому сознательно можно выражать недовольство, но подсознательно ситуацию необходимо принять.

Мы сами создаем все события своей жизни. Внешнее можно изменить только тогда, когда мы меняем что-то внутри себя. Научитесь принимать людей такими, какие они есть . Помните, что каждый человек живёт в своём мире и создаёт свой уникальный мир. Именно этим и определяется исключительность и уникальность каждого человеческого существа.
Представьте человеческий организм. В нем триллионы разных клеток. Что их объединяет вместе? Жизнь! Стремление к целому, то есть служение единому организму. На этом уровне все клетки равны между собой. Нет клеток лучше или хуже. Клетка сердца или головного мозга ни в чем не лучше клетки прямой кишки. Они не могут существовать друг без друга. Любой организм - это глубоко сбалансированная система. Все клетки связаны между собой. Но при этом каждая клетка по-своему уникальна, так как осуществляет свои, специфические функции на благо всего организма. И если клетка прекрасно справляется со своими обязанностями, то получает от организма все, что ей необходимо.

На тонком подсознательном уровне каждый человек - это частица Вселенной. И не только человек, а любое живое существо, любой предмет. И здесь мы все равны. Все в этом мире объединяет одна общая цель - стремление к Целому, то есть к Богу, Вселенной, Высшему Разуму. И каждый вносит свой уникальный вклад в общий вселенский процесс развития. Все мы идем в одном направлении, но каждый своей дорогой.
Очень важно, чтобы человек почувствовал свою ценность, важность и уникальность в этом мира, но не за счет возвышения над другими потому что каждый человек и предмет важен по-своему, а за счет осознания своей уникальности в едином организме Вселенной.
Каждый идет своей дорогой. А цель у всех одна. Каждый, в конце концов, приходит к тому, что искал. Искал интуитивно, подсознательно, проходя через определенные жизненные уроки. И единственное, что человек всегда имеет при себе на этом пути и с чем он заканчивает свой путь, - это его личная жизненная история, судьба.
Если бы люди научились принимать без агрессии все жизненные ситуации и воспринимать события как уроки, а не как стрессы, учиться на них, то есть в любой ситуации делать позитивные выводы, то жизнь была бы прекрасна.

Сядьте поудобней, расслабьтесь, успокойтесь. Остановите свой разум, внутренний диалог. Мысленно поместите перед глазами ровное светящееся поле светло-синего цвета. Теперь представьте себе, что вот такой светло-синий свет наполняет вас изнутри, постепенно становясь все ярче и светлее. И в этот момент мысленно обратитесь к Высшей Силе, Богу. Не важно, верите ли вы в Бога или в Космический Разум, любое представление о разумном начале Вселенной достаточно для такого обращения. Обратитесь к этим Высшим Силам с необычной просьбой. Не просите для себя каких-то благ, пусть даже не материальных, а духовных. Просто попросите эту силу войти в вас, направлять вас, делать с вами то, что гармонично для Вселенной. Просите об одном - помочь вам найти то единственное место в гармонии Вселенной, которое вам предназначено. Стать именно таким, каким вы самым лучшим образом впишетесь в систему Мира. Достигнуть того совершенства, мира и покоя, которое позволит вам познать истинное счастье и свободу.
Если в момент такой молитвы или сразу после нее вам захочется подвигаться или посидеть в какой-то непривычной позе, а может быть, просто походить, дыша особым образом, или даже танцевать - не сопротивляйтесь. Это продолжение вашей медитации, динамическая ее часть. Вселенная может отозваться на вашу готовность к сотрудничеству через ваше тело.

Люди, которые довольно часто практиковали подобные медитации, по словам специалистов, могут в точности копировать упражнения и элементы различных систем гимнастики, дыхательные упражнения - все, что найдено было человеческой мудростью за долгие века поисков совершенства духа через совершенство тела.
В Библии, в Новом Завете, есть такая молитва, которая нейтрализует гордыню самым лучшим образом, - это " Отче наш ".
Читайте ее каждый день, но читайте не бездумно, а стремитесь понять ее смысл.

Отче наш, Иже еси на Небесех! Да святится имя Твое;
Да придет Царствие Твое; да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли.
Хлеб наш насущный даждь нам днесь;
И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим;
Не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого;
ибо Твое есть Царствие и сила и слава во веки.
Аминь.

Есть и еще одна сторона гордыни, которая часто остается незамеченной, даже для религиозных деятелей. Ведь гордыня - это не только высокомерное отношение к окружающему миру, порождающее агрессию, направленную вовне, но это еще и принижение себя самого, неправильное отношение к себе самому, также порождающее агрессию. Различные религиозные школы учат правильному отношению к другим людям, к окружающему миру, но мало уделяют внимания правильному отношению к самому себе. Многое в их учениях основано на чувстве вины, страхе и наказании за грехи. Они учат любить Бога, Первопричину всего сущего, а любовь к Богу начинается с любви к себе, как частице Бога. Ведь Бог находится в душе каждого из нас. И если человек, например, ругает себя за какое-то действие, то он ругает Бога, а это уже проявление гордыни. Поэтому постигать окружающий мир и вселенские законы нужно с изменения отношения к самому себе, а через самоизменение и самосовершенствование - и к окружающему миру.
"Я не желаю быть гордым, как драгоценный камень"

Пробуждённому не свойственна та самонадеянность, которую обычный человек считает своим правом, поскольку пробуждённый не только чрезвычайно скромен, но и не оказывает разуму того почтения, какое свойственно обычному человеку. Таким образом, он намного более разумен, чем обычный человек, так как считать, что разум полностью обосновывает необходимость избегать вызовов в жизни, означает вести себя совершенно неразумно. Пробуждённый использует свой разум лишь для того, чтобы он направлял его к восприятию жизни в её полноте, а не в качестве оправдания побега от вызовов.
Существует огромная разница между высокомерием и смирением. Высокомерие основано на предположении о том, что человек превосходит кого-то или что-то. Смирение опирается на знание о том, что человек не выше и не важнее, чем всё остальное.

В отличие от обычного человека, пробуждённый знает, что он не более и не менее значим, чем всё остальное. Это известно ему благодаря тому факту, что он живёт. Бесценный дар жизни, которым он наделён, представляет собой ту самую жизненную силу, которой награждены царь, нищий и насекомое. Такое знание чрезвычайно отрезвляет, и только тщеславный глупец не смирится, размышляя над этим фактом. Пробуждённому не свойственно высокомерие, в своём смирении он испытывает глубокое уважение ко всему живому, независимо от того, что это за жизнь - его собственная, жизнь царя или нищего, животного или растения, насекомого или атома.

Люди часто путают смирение с высокомерием, и потому у них нет подлинного уважения к жизни.
См.

ЛЕСТЬ

Лесть - это похвала с корыстной целью. Притворное одобрение, лукавая угодливость.
Человек льстивый готов вознести другого на какие угодно высоты, лишь бы получить от него что-нибудь, будь то материальная выгода или внимание, одобрение.
Человек льстивый разрушает самого себя и окружающий мир. Ведь возвышая кого-либо, он принижает себя.
Бывает лесть, как одна из производных гордыни.
Наверное, каждый, кто общался с такими людьми, ощущал неприятные чувства.
Эти неприятные ощущения появляются потому, что лесть несет в себе заряд подсознательной агрессии. Не зря раньше говорили, чтолестью душу вынимают.
Человек самодостаточный стремится выразить свою индивидуальность в этом мире; человек, который уважает себя, свободен от лести.

Copyright © 2018 Любовь безусловная

Альфред Адлер в начале своей деятельности был одним из приверженцев психоаналитической теории Фрейда. Однако довольно скоро их взгляды разошлись. При этом, Адлер не просто выразил критику положений психоанализа, но и создал свою собственную теоретическую систему, которая не уступала фрейдовской по широте охвата главных аспектов человеческого поведения. Его теория носит название "индивидуальной психологии ". В этом названии отражён основной постулат его теории — единство и целостность каждой личности (слово "Individuum" на латыни означает "неделимый").

Некоторые открытия Адлера прочно вошли как в научный, так и в обыденный обиход. В первую очередь, это относится к его теории "комплекса неполноценности ".

С точки зрения Адлера, маленький ребёнок, особенно в первые годы жизни, остро чувствует свою слабость и зависимость от могущественных взрослых. Такая ситуация ощущается как неполноценность. Тем не менее, каждый человек переживает период зависимости, и ему присуще чувство неполноценности. Чтобы справиться с этим чувством используется стремление к превосходству, безупречности и совершенству. Это стремление является главной мотивационной силой в жизни человека.

Так выглядит нормальное положение дел. Однако встречаются случаи, когда чувство неполноценности, испытываемое ребёнком, становится чрезмерным. Такое чрезмерное чувство и является комплексом неполноценности. Адлер подчёркивал, что это не просто комплекс, а "почти болезнь, разрушительное действие которой различно в зависимости от обстоятельств ". В качестве причин развития комплекса Адлер выделял следующие факторы.

  • Во-первых, физическая неполноценность. Одно из ранних произведений Адлера посвящено изучению психической компенсации физической неполноценности. Слабость какого-либо органа привлекает к себе повышенное внимание человека, и он стремится эту слабость скомпенсировать. Например, слабый и болезненный человек много времени отдаёт спорту, чтобы обрести силы и физическое здоровье. Однако компенсация не всегда бывает успешной. Если задача оказалась человеку не по силам, у него развивается комплекс неполноценности.
  • Во-вторых, чрезмерная опека или отвержение со стороны родителей. Чрезмерная опека приводит к тому, ребёнок вырастает недостаточно уверенным в своих способностях, так как за него всегда все делали другие. К тому же, он избавлен от необходимости сотрудничать с другими людьми, так все его желания и так исполнялись. Впоследствии ему будет сложнее приспособиться к социальной жизни. У отвергаемых детей отсутствует уверенность в своей способности быть полезными, любимыми и оценёнными по достоинству.

Внешними признаками комплекса неполноценности у детей, Адлер считал нетерпение, самонадеянность, драчливость. Для взрослых характерны высказывания по типу "Да, но… ", "Я бы сделал это, если бы не… ". Они отражают их постоянные внутренние сомнения.

У людей с комплексом неполноценности тоже существует компенсация в виде стремления к превосходству. При этом оно, как и неполноценность, является чрезмерным. В таком случае говорят о комплексе превосходства. По сути, комплексы неполноценности и превосходства являются тесно связанными и дополняющими друг друга явлениями.

Что такое стремление к превосходству ? Как было сказано выше, оно возникает в ответ на чувство неполноценности и является ведущим мотивом деятельности человека. Интересно, что Адлер не сразу пришёл к такому выводу. На более ранних этапах своего научного пути движущей силой человеческого поведения он считал сначала агрессивность, а затем — стремление к власти. И только последним шагом в его теории стало стремление к превосходству. Адлер считал возможности развития под влиянием стремления к превосходству безграничными, как стремление от минуса к плюсу. Это стремление Адлер считал врождённым. Но от рождения оно присутствует в нас лишь в виде теоретической возможности, а не реальной данности. Стремление к превосходству каждый человек реализует по-своему. Эта разница проявляется в наших целях. Жизненные цели человека Адлер считал крайне важными. Он разделял мнение о том, что человеческое поведение в большей степени определяется представлениями о будущем, чем событиями прошлого. Представления о будущем он называл "фиктивными целями". Эти цели являются фиктивными, так как они либо вообще не соответствуют реальности, либо их реальность невозможно проверить. При этом фиктивные цели играют в жизни человека огромную организующую роль. Человек живёт так, как если бы эти цели были настоящими. Цель человека формируется на пятом году жизни и является фокусом стремления к превосходству. Таким образом, стремление к превосходству — это энергия, движущая сила человеческой деятельности, которая находит своё отражение в фиктивной жизненной цели человека.

Стремление к превосходству имеет несколько важных признаков.

Во-первых, оно представляет собой единый фундаментальный мотив, а не совокупность разрозненных стремлений.

Во-вторых, цели, которые выбирает человек для его реализации, могут быть как позитивными, так и негативными и эгоистическими.

Стремление к превосходству связано с постоянным увеличением напряжения по мере продвижения к цели. И, кроме того, люди не только стремятся к совершенству самостоятельно, но и совершенствуют культуру общества в целом.

Уже отмечалось, что стремление к превосходству, как и чувство неполноценности, может быть чрезмерным. Тогда говорят о "гипер-компенсации" и комплексе превосходства. В такой ситуации у человека возникает желание возвысить себя, принижая при этом других. Он выглядит обычно хвастливым и высокомерным. Это поведение маскирует внутреннюю неуверенность и невозможность принять себя. Человек может также выставлять напоказ и преувеличивать свои качества, при каждом удобном случае хвастаясь ими.

Комплекс превосходства часто побуждает человека выбирать для себя негативные цели, например, стать преступником. Причину преступности Адлер видел именно в комплексе превосходства, а не в изначальной порочности человеческой природы. Становясь убийцей или вором, человек может ощущать себя героем, радуясь тому, что он унизил или обманул других людей.

Идеи комплекса неполноценности и стремления к превосходству тесно связаны с понятием "социальный интерес ". Адлер считал обязательным изучение человека в его связи с обществом. Проводя аналогию с животным миром, Адлер утверждал, что все слабые особи объединяются в группы, чтобы более успешно защищаться и удовлетворять свои потребности. Человека Адлер относил к слабым особям. Кроме того, каждый человек обладает врождёнными недостатками, а нахождение в группе позволяет уменьшить их эффект.

Социальный интерес — это чувство общности, стремление вступать в отношения сотрудничества, способность любить и уважать окружающих, действовать в общих интересах.

Его, как и стремление к превосходству, Адлер считал врождённым качеством человека. Изначально он также существует в виде потенциальной возможности. Его развитие во многом зависит от правильности поведения родителей, которые могут, как успешно развить социальный интерес в ребёнке, так и полностью погасить его.

Мать своим примером должна демонстрировать любовь и хорошее отношение к отцу, другим детям и окружающим людям. Её задача — не просто пробудить в ребёнке социальный интерес, но и помочь вынести его за пределы семьи, распространив его на других людей. Если же мать сосредоточена только на ребёнке, у него не будет развиваться социальный интерес, у него не будет умения сотрудничать с другими людьми, так как в детстве в этом не было необходимости. Холодная или сосредоточенная на отце мать будет вызвать у ребёнка ощущение не востребованности, и его первые попытки проявления социального интереса остаются без внимания и поддержки. Дети авторитарных и эмоционально отстранённых отцов также лишаются социального интереса и преследуют цель достижения личного превосходства над другими. Несчастливый брак родителей, отсутствие хороших отношений в семье также негативно сказываются на развитии социального интереса.

Социальный интерес Адлер считал показателем психического здоровья. У нормальных, здоровых людей всегда присутствует стремление к благополучию всех людей, для них важны социальные цели. Плохо приспособленные люди эгоцентричны, у них доминируют личные цели, они заняты только своими интересами и самозащитой.

Необходимо отметить, что все компоненты теории Адлера связаны между собой. Например, комплекс неполноценности вызывает у человека развитие чрезмерного стремления к превосходству, которое, в свою очередь, влияет на жизненные цели, делая их эгоистичными, оторванными от социального интереса. Поэтому при лечении неврозов Адлер считал очень важным не только достичь понимания пациентом сложившейся ситуации, но и сформировать у него правильные цели и развить социальный интерес.

При этом концепция социального интереса несёт в себе некоторые противоречия. Например, цель человека может быть "очень социальной" — улучшение условий жизни для всех людей, а методы её достижения — жестокими и насильственными (терроризм). Или напротив, поведение человека социально (благотворительность), но оно служит достижению личных корыстных целей (повышению рейтинга на выборах).

Теория Адлера имела большое значение для развития психологии. Его иногда считают первым социальным психологом, благодаря изучению человека в контексте его окружения и общества в целом и открытию социального интереса. Кроме того, Адлера также считают предшественником гуманистической психологии, благодаря тому, что он считал человека "творцом своей судьбы ", (благодаря "Творческому Я " — важнейшей составляющей личности).

Литература.

1. Хьелл Л., Зиглер А. Теории личности.— СПб.: Питер, 1997.

2. Адлер А. Наука жить. — Киев. 1998.

3. Адлер А. Индивидуальная психология как путь к познанию и самопознанию человека // Очерки по индивидуальной психологии. — М. 2002.

У людей с адекватной самооценкой. Такие реально оценивают свои возможности и не пытаются компенсировать свои неудачи под маской величия. Но если человек понимает, что люди считают его эгоистичным и надменным, стоит задуматься и встать на путь изменений.

Самое главное, что должны усвоить гордецы, это то, что надо всегда стремиться себя на место другого человека. К примеру, возникает желание посмотреть на человека уничижительным взглядом и перебить его увлекательный рассказ о отдыхе «А я…» или «А у меня…». Сразу надо подумать: «Стоп! А каково будет мне, если со мной так поступят?» Скорее всего, сразу станет неприятно и пропадет желание что-либо рассказывать.

Человек, который имеет неоправданное высокомерие, просто обязан улыбаться людям. Надо делать это легко и непринужденно, потренировавшись перед зеркалом, а затем на улице и в общественном транспорте. Для этого можно каждый раз вспоминать какое-нибудь приятное событие из своей жизни. Улыбка должна быть не натянутая, а искренняя. После того как индивидуум приобретает полезную привычку улыбаться, он незаметно для себя прекращает быть «напыщенным индюком».

А когда заносит до отметки, близкой к гордыне, надо без свидетелей поклониться тем людям, на которых обижен. А еще лучше – почувствовал гордыню и тут же отжался от пола 10 раз.

Уверенный же в себе человек всегда снисходительно относится к слабостям других, так как любит и прощает себя самого. Вот примерно к такому состоянию и стоит стремиться, чтобы не страдать от высокомерия.

ПОТРЕБНОСТЬ В ПРЕВОСХОДСТВЕ

Самодостаточная личность - это человек самоактуализирующийся, то есть реализующий свои потенциалы и дарящий людям результаты своего творчества. Тот же, кто первый начинает конфликтовать,поступает так от слабости. Он защищается мыслью о своём праве «взять не давая» от мысли о своей творческой несостоятельности, неполноценности. Это есть его психологическая защита, то есть некий успокаивающий эффект.

Что такое вор? Это творчески несостоятельный человек. Что такое сексуальный насильник? Часто это "мужчина", которого отвергают женщины. Что такое человек, который высокомерно высмеивает «козла отпущения»? Это нередко в чем-то "неудачник", который самоутверждается, унижая более «слабого». Это защита его психики. Но эта защита не спасает, она загоняет переживание своей слабости вглубь, вместо того чтобы преодолеть её... Если всё это каким-либо способом осознается личностью, то открывается путь к сопротивлению этим психозащитным механизмам, а затем и к формированию другого, более совершенного стиля отношений и общения.

Одной из наиболее напрягаемых, ранимых, в процессе общения потребностей является потребность в превосходстве. Потребность в превосходстве обусловлена, скорее всего, важностью её для выживания индивида (выживет превосходящий). И может быть, большее значение здесь имеет биологически необходимая функция лидера в стаде животных одного и того же вида, внутри которого и проходит соревнование за право быть лидером. Подчинение лидеру обеспечивает оптимальное в этом плане поведение всех. Можно согласиться с американским психологом Эриком Берном, который подчеркнул значение родительского доминирования и обратил внимание на то, что подчинение ребенка родителю лежит в основе подчинения взрослого (в котором как бы живет и ребенок - ведь каждый взрослый был ребенком) другому взрослому.
Многие люди стремятся занять положение «выше». Если это трудно, они соглашаются с положением равных, но сопротивляются положению «ниже».

ЛЮДИ, У КОТОРЫХ РАЗВИТЫ НРАВСТВЕННЫЕ УСТАНОВКИ НА СПРАВЕДЛИВОСТЬ И БЛАГОРОДСТВО, НЕ ПРЕТЕНДУЮТ НА ПОЗИЦИЮ «ВЫШЕ», ЕСЛИ ЭТО НЕ ОБУСЛОВЛЕНО ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ, ТРЕБУЮЩИМИ ПРИНЯТЬ НА СЕБЯ РУКОВОДСТВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СУДЬБЫ ДРУГИХ.

А у тех, кто не разделяет идеи равенства, часто прорывается установка на превосходство. И вот если этот человек вместо желанных знаков своего превосходства над вами воспринимает ваше поведение, как знаки превосходства над ним, что вызывает чувство унижения. Он в свою очередь начнёт унижать вас, чтобы самому возвыситься. И это бессмысленно. Ведь демонстрирование превосходства происходит в расчете на большее уважение окружающих, в результате чего должно повыситься и самоуважение. Но разве повысится уважение и разве есть основания для самоуважения и высокой самооценки, если самовозвышение происходит за счет унижения других людей? Человек, самоутверждающийся таким путем, не выбрался из пут биологической стихии, где нравственность еще отсутствует. Реальное (а не иллюзорное) основание для самоуважения обеспечивается самосовершенствованием, возвышением над самим собой (я сегодня лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня), в том числе благодаря преодолению импульсов к доминированию. Демонстрирование превосходства к тому же часто обусловливается, как отмечают психологи, низкой (в глубине души) самооценкой, тогда и возникает защита психики «я выше». Человек с адекватно высокой самооценкой не будет для поддержания духа постоянно выкрикивать такие «лозунги».

Проявления превосходства могут быть грубыми и оскорбительными. Не так уж редко приходится слышать, как люди говорят друг другу: «хватит молоть чушь», «глупости всё это». Но чаще превосходство проявляется в смягченной форме, преподносится в соответствии с правилами этикета и становится «допустимым» в общении. Например: «ты не понимаешь, что...», «ну ладно, ладно, ладно...», «ты же умный человек, а говоришь такие вещи», «не нервничай», «не обижайся».

В приведенных примерах позиция превосходства занимает видимое главное место, то есть здесь «я ставлю целью показать своё превосходство». Но она часто прослеживается и в таких явлениях, которые имеют вроде бы другую с виду мотивацию. Например, в отрицательных оценках, обвинениях, высмеивании...

Проявления превосходства с вашей стороны могут не играть конфликтной роли, если вы объективно выше и партнёр это признаёт. С другой стороны, если партнёр ведёт себя с позиции «выше», имея, однако, к этому основания, не следует это расценивать как желание возвыситься. Скажем, руководитель вызывает подчинённого к себе в кабинет, а не идёт к нему на рабочее место. Это естественное отношение сверху вниз. Аналогичные примеры можно взять и из семейных отношений. Старшие по возрасту члены семьи из искренних побуждений дают советы, которые должны рассматриваться, скорее всего, как пристройка сверху. Это нормально. И не стоит «пылить», а стоит понять.

Если я в соответствии с принципами справедливости и благородства, а не из лести - в целях манипулирования - активно показываю партнеру, что искренне признаю его превосходство над собой в каком-либо отношении и искренне восхищаюсь им, то это не унижает мою личность в целом: ведь я могу превосходить человека в чём-нибудь другом (а если и нет, то я равен ему в социально-политическом отношении); речь, следовательно, не о социально-политическом неравенстве, а о неодинаковом развитии тех или иных качеств у разных людей. Итак, восхищайтесь! Но восхищайтесь искренне!

Садизм

Садизм - это эротическое проявление желания властвовать над другим человеком путем причинения ему физических и эмоциональных страданий. Основное удовольствие садист получает не от секса, а когда заставляет свою жертву мучиться .

Сексологи считают, что садистские наклонности не являются препятствием к построению отношений или семьи, особенно если второй человек в паре склонен к мазохизму. Главное, чтобы ситуация не выходила из-под контроля. В мире существуют сообщества садо-мазо (БДСМ), для которых ролевые игры в во время секса, основанные на подчинении, являются главной составляющей сексуального наслаждения. В отличие от откровенных садистов, БДСМ-пары руководствуются принципами безопасности секса и здравого смысла. У них существует условный сигнал, после которого партнер прекращает какие-либо действия, причиняющие дискомфорт другому.

С Андреем Лариса познакомилась в кафе. Девушке этот молодой человек нравился всем. Привлекательный, интересный. Пожалуй, секс с ним был иногда скучноват, но над этим она надеялась поработать, когда они узнают друг друга получше. Заговорить на щекотливую тему девушка решилась только спустя полгода, когда Андрей предложил ей переехать к нему. Он согласился, что их сексуальной жизни не хватает «огонька» и признался, что давно уже увлекается практиками садо-мазо, которые превращают секс в нечто особенное. Лариса согласилась попробовать.

«Сначала все действительно было здорово. Андрей не спеша вводил меня в курс дела. Единственное, на чем он настаивал, - это на главной роли. Что бы ни происходило, он был хозяин, я рабыня. Затем в нашу жизнь вошли разнообразные интимные аксессуары, мы экспериментировали с кляпами, вибраторами, связыванием, плетками, наручниками и т. д. И вот тогда я впервые стала замечать, что мой любимый заигрывается. Он стал причинять мне реальную боль во время секса, которую уже не могло сгладить возбуждение. Однажды туго связал меня и оставил лежать на несколько часов, хотя я умоляла отпустить меня хотя бы в туалет. Пару раз отхлестал так, что на теле остались следы. Легкие игры, которые раньше сводили Андрея с ума, его уже не возбуждали. Он хотел все большего и большего. Отношения закончились спустя два года, когда садизм из постели стал проникать в повседневную жизнь. Я сбежала».