Распространенные бои на гитаре. Как изучать бой на гитаре. Вниз - Вверх - Вниз с заглушкой - Вверх

Как играть на гитаре боем?



Существует два основных способа аккомпанемента песен на гитаре: боем и перебором. Первый способ используется для энергичных, веселых композиций, второй - создает лирический эффект. Начинающему гитаристу нужно овладеть обоими приемами игры, частично в этом вам поможет наш материал. В нашей статье мы собрали информацию, как играть на гитаре боем.

Игра на гитаре боем

Боем называют прием игры на инструменте, при котором пальцы на высокой скорости зацепляют несколько струн. Для овладения этим приемом необходимо научиться проводить пальцем или специальным прибором - медиатором - по гитарным струнам вниз и вверх. Вниз можно «бить» струны большим, указательным, большим и указательным, а также тремя пальцами (большим, указательным и безымянным) и даже всеми. А вверх играть можно только указательным, двумя (большим, указательным) или тремя (большим, указательным и безымянным) пальцами.

Потренируйтесь для начала цеплять все струны. Когда у вас начнет получаться, потренируйтесь задевать не все струны, а несколько - начиная с пятой или четвертой (три последние (голые, т.е. без оплетки) играются во всех случаях). Как только вы овладеете и этой техникой, комбинируйте бой со сменой аккордов, задевая при этом басовую струну и аккордную.

Схемы боя

Теперь вам надо научиться глушить струны, чтобы остановить их звучание. Для этого после проведения пальцами или медиатором по струнам, резко прижмите все струны ребром ладони. Когда у вас получится и этот прием, можно приступать к изучению отдельных схем.

Первый способ

С постоянным темпом ударяем вниз-вниз-вниз, а затем в два раза быстрее вверх-вниз.

Второй способ

С постоянным темпом играем вниз-вверх-вниз-вверх-вниз-пауза. В момент паузы можно глушить струны. Это придаст бою немного другой оттенок. А заодно поможет подготовиться к третьему варианту.

Третий способ

Этот способ немного сложнее предыдущих, так как здесь используется приглушение струн. С постоянным темпом играем вниз-вверх-вниз-глушим-вверх-вниз-вверх-вниз-глушим-вверх.

Четвертый способ (шестерочка)

Наверное, это один из самых популярных, хоть и далеко не самых простых боев. Он играется так: вниз-вверх-вниз-глушить-вверх-вниз-вверх-вниз-глушить-вверх. На самом деле, он не такой уж и сложный, но требует тренировки.

Пятый способ

Тоже довольно сложен, однако очень распространен. Схема боя: вниз-вниз-вниз-вверх-вверх-вниз-вниз. Последние 4 удара играются быстрее, чем первые 3.

Одним из наиболее распространенных способов получения звуков при игре на гитаре считается гитарный бой, на языке специалистов называемый ритмическим рисунком. Это лишь один из способов звукового сопровождения.

Говоря обыкновенным языком, гитарный бой - это извлечение звуков посредством ударов по струнам всей рукой или только определенными пальцами. Впервые этот музыкальный прием был придуман в Испании и носил название «разгеадо». Впоследствии появились другие виды отличимые друг от друга частотой ударов по струнам и количеством пауз.

для новичков

Как правило, гитарный бой для начинающих исполнителей кажется очень сложным, так как имеет множество разновидностей и способов извлечения звуков. Основные способы игры на :

  • Если играть всей рукой, то звук будет сильным и громким, но при этом будет затруднительно контролировать четкость звучания.
  • Ударять можно кончиками ногтей, причем пальцы не должны быть сильно оттопырены от ладони.
  • Если играть совмещая большой и получается подобие медиатора.
  • Также можно ударять по струнам одним ногтем, в этом случае звучание становится более чистым, но тихим.

Для облегчения обучения можно использовать различные схемы гитарных боев.

Схематические обозначения

V - удар сверху вниз.

^ - удар снизу вверх.

i - удар указательным пальцем.

Б - бас (басовая струна зависит от аккорда).

Приглушение струн большим пальцем.

Х - полное глушение ладонью.

В зависимости от комбинаций вышеприведенных символов образуются различные виды гитарного боя. Освоив несколько основных боев, можно сыграть большое количество армейских, эстрадных и дворовых композиций.

Простой бой

Этот бой называется также четверкой и позволяет сыграть большое количество песен. Ритмический рисунок - V ^ V Х ^, где вниз играется большим пальцем, а вверх - указательным. Отработать этот вариант боя можно на примере песен Виктора Цоя «Кукушка» и «Пачка сигарет».

Эстрадный бой

По-другому называется «шестерка», также является довольно простым и распространенным боем. Схема выглядит следующим образом: V V ^ ^ V ^ - без глушения и V V Х ^ ^ V Х ^ - с глушением на 2-м и 5-м ударах. Примером «шестерочки» служат композиции "Сектора Газа" «Демобилизация» и "Агаты Кристи" - «Как на войне».

Знаменитый бой «восьмерка»

Этот гитарный бой для начинающих позволяет импровизировать музыканту над собой и получать индивидуальные варианты исполнения.

Базовая схема «восьмерки»: V _ V _ ^ V V ^ V ^.

Для импровизированного исполнения можно менять очередность ударов пальцами, играть с приглушением, а также расставлять паузы различной длины между ударами.

Блатной бой

Эти виды гитарного боя также имеют несколько вариаций исполнения.

Схематический рисунок: Б V Х Б ^ V Х

В зависимости от аккорда басовые струны будут отличаться. К примеру, соответствуют 5-я и 6-я струна, используемая для баса, а для Dm - 5-я и 4-я.

Стиль кантри

Исторически бой кантри появился в фольклоре европейских переселенцев. Сейчас этот стиль известен по всему миру не менее других музыкальных направлений.

Схематический рисунок стиля кантри: Б V Х ^ Б ^ V Х ^

Басовые струны играются большим пальцем и зависят от расположения аккорда.

Испанский стиль

Этот вид боя является разновидностью «восьмерки». Эти схемы гитарных боев трудно поддаются изучению, так как в них присутствует игровой прием «расгеадо». Разновидности расгеадо:

  • Нисходящее расгеадо осуществляется от нижней струны к верхней. Для его исполнения нужно провести по струнам «веером» из пальцев, начиная от мизинца.
  • Восходящий игровой прием исполняется в обратном направлении. Собранные под ладонь пальцы веерообразно скользят вдоль струн, начиная с верхней.
  • Кольцевое расгеадо совмещает оба вышеперечисленных приема.

Знаменитые игровые техники

Несомненно, начинающим музыкантам необходимо в совершенстве освоить уроки гитарного боя, прежде чем переходить к стилевым техникам. Для общего ознакомления приведем несколько наиболее популярных стилей:

  • Техника баррэ заключается в зажатии указательным пальцем некоторых или всех шести струн. В зависимости от количества зажатых струн баррэ делится на большое и малое.
  • Слайд - стиль игры с использованием одноименного с ним приспособления, надеваемого на палец. При этом слайд должен неотрывно скользить по струнам, придавая интересное звучание.
  • Стиль свип распространен в среде современных виртуозов. Его техника заключается в быстром перемещении с одного лада на другой, тем самым создавая «размытый» звук.
  • Теппинг - техника игры посредством несильных ударов правой рукой по струнам на грифе. Иногда возможно задействование обеих рук.
  • Легато - это своеобразный способ извлечения звуков на грифе гитары, производимый левой рукой. Бывает смешанным, восходящим и нисходящим.

Это далеко список современных игровых приемов и техник, которые можно изменять и совершенствовать, так же как и виды гитарного боя.

Каков самый минимум навыков игры на гитаре должен знать гитарист, чтобы сыграть самую простую песню на акустике? Ответ - аппликатуры аккордов и гитарный бой . Первое отвечает за мелодическую составляющую песни, а второе за ритмическую. Исходя из этого, можно сказать, что гитарный бой - это обыгрывание ритмического рисунка конкретно взятой песни. Ритмических фигур существует огромное множество, поэтому и боев на гитаре также очень много. Но несмотря на это выделяют несколько основных, самых популярных. Из этой статьи вы прочтете о самых распространенных их видах и узнаете как играть бой на гитаре .

Рисуется рисунок боя с помощью стрелок вверх и вниз. Также его можно показывать в табулатурах Guitar Pro. Но чаще всего, его не рисуют, и гитарист подбирает бой сам. Новичку это кажется достаточно сложным, но поверьте, с опытом подбор боя становится вполне простым. Ну а чтобы подтолкнуть вас в правильном направлении, рассмотрим основные виды боев.

Виды гитарных боев для начинающих

Бой "шестерка"

Стрелки вверх это удары вниз по струнам, а стрелки вниз - удары вверх (по правилам табулатуры). Если же бой рисуется без табы, то там все наоборот - вверх это удар вверх, а вниз - удар вниз.

Как отмечалось выше, удары вниз приходятся на сильную долю, а удары вверх - на слабую. Обязательно запомните это правило, и следите, чтобы оно выполнялось при вашей игре! Ваша правая рука должна быть "маятником", только так ритмика игры будет правильной и четкой.

Бой "шестерка" с глушением

Это разновидность классической шестерки, в которой некоторые удары глушатся левой или правой рукой. x - глушение.

Бой "восьмерка"

Более сложный вариант боя, но и достаточно интересный. В этом варианте играется восемь ударов (в размере 4/4 - играются все восьмыми долями) и удары вниз играются также на слабые доли.

Бой "четверка" с глушением

Самая основа основ гитарных боев. Ввиду своей простоты, рассмотрим сразу вариант с приглушкой.

Звучание похоже будто бы лошадь бежит галопом. Данный вид используется в песне группы Кино - "Перемен". Акценты в данном случае идут на полные аккорды.

Бой "Регги"

Очень интересный вид гитарного боя - именно благодаря ему можно придать композиции то самое звучание в стиле "регги". Яркий пример - песня группы Пятница "Я солдат".

Четверка - самый простой гитарный бой. При этом им можно сыграть 90% всех песен.
Играется так:
вниз – вверх – вниз с глушением - вверх

Вниз играем большим пальцем. Вверх указательным. Звездочкой помечено глушение .

Как играть глушение?

Зажимаете ладонь в кулак и распрямляете ее так, чтобы ударить ногтями по струнам. Одновременно с ударом ногтями нужно положить большой палец на все струны. Ногти дают щелчок, а большой палец глушит струны.
Выучив глушение, сыграйте с его помощью бой четверка , описанный выше.
Видео: Бой четверка и глушение струн

Для отработки боя четверка поиграйте песню группы Кино-Пачка сигарет
Аккорды Em Am C D.
По одному бою на каждый аккорд.
Не спешите. Потратьте на этот бой и эти аккорды столько времени, сколько нужно, чтобы играть уверенно и не думать, куда воткнуть пальцы. Кому-то нужно неделю, кому-то пара месяцев, не суть.

Так же отработайте этим боем стандартные последовательности:
Am Dm E Am
Dm G C Am
Em C G D


Шестерка - второй самый простой бой. И самый популярный.
Им так же можно сыграть 90% всех песен. Во многих песнях бой шестерка звучит более драйвово, чем бой четверка .
К тому же благодаря наличию пауз, этот бой можно играть гораздо быстрее, чем бой четверка.

Играется так:

Чтобы лучше понять, как его играть, сыграйте такую конструкцию:
вниз-вверх-вниз-вверх-вниз-вверх-вниз-вверх
Т.е. просто вниз-вверх 4 раза, каждый удар одинаковой длительности.

А затем выбросьте из нее 2 удара, второй и пятый (это удары вверх и вниз).
Но не просто выбросьте, а проведите их рукой, не трогая при этом струн. Это называется холостой ход руки.
Т.е. рука всегда движется вниз-вверх с одинаковой частотой, просто иногда не играет, движется вхолостую.
На этом принципе основан не только бой шестерка , но и многие другие.
Более понятно на схеме:

  • Черная стрелка - удар по струнам
  • Белая стрелка - холостой ход (рука движется, но не играет)
  • Стрелка вниз - играем вниз, стрелка вверх - соответственно вверх

Второй способ, как понять этот бой:
Разбиваем его на 2 части и отрабатываем по отдельности:
1) вниз-вверх вхолостую-вниз-вверх
2) вниз вхолостую-вверх-вниз-вверх
А теперь объединяем обе части.

Хорошенько отработайте бой шестерка на наших уже любимых последовательностях:
Em Am C D
Am Dm E Am
Dm G C Am
Em C G D
Так же сыграйте боем шестерка песню Кино-Когда Твоя девушка больна
Аккорды G Em C D
В припеве C D G Em
По одному бою на каждый аккорд

Как мы видим, в запеве и в припеве аккорды совпадают, просто в припеве последовательность начинается с аккорда C

Добавим глушение в бой шестерка.
Как играть глушение описано выше в бое четверка.
Как мы уже знаем, шестерка с учетом пауз играется так:
вниз – вниз – вверх – вверх – вниз – вверх

Сделайте глушение на второй и пятый удар (удары вниз)
Получится так:
вниз – вниз с глушением – вверх – вверх – вниз с глушением – вверх

Звездочками помечены глушения.
Глушеные удары будут через одинаковое время, т.е. на них будет держаться ритм.
Да собственно, оно легко заметно, если посчитать количество долей от одной звездочки до другой.
Оно равно четырем.

Что же такое гитарный бой?

Простыми словами это способ игры на гитаре, при котором правая рука извлекает звук путем удара по струнам, отрабатывая определенный ритмический рисунок. Этот способ игры наиболее популярный. Бой в описаниях к песням обозначается в виде схемы, где чаще всего присутствуют следующие элементы:

V — удар по струнам вниз;

^ — удар по струнам вверх;

⃰ — глушение струн;

_ — пауза.

Б — играется только басовая струна.

Теперь разберем на примере. Придумаем любой бой и изобразим его в виде схемы: V^_V*^. Теперь, зная условные обозначения, понимаем, что последовательность здесь следующая: удар вниз, затем удар вверх, далее делаем паузу, после снова удар вниз с глушением струн, потом вверх и повторяем всю эту комбинацию.

Думаю, здесь вопросов возникнуть не должно, поэтому перейду к следующему шагу.

Часто начинающие гитаристы спрашивают: «А сколько всего гитарных боев?» или пишут что-то типа: «Пришлите все гитарные бои…». Опытный гитарист, прочтя эти строки, наверняка улыбнется, ведь он прекрасно понимает, что гитарные бои нельзя измерить количеством. В подтверждение к этому могу добавить, что бои можно придумывать самому, достаточно взять гитару и изобретать новые схемы, видоизменяя те, что даны выше. Поэтому не стоит ставить перед собой цель выучить все бои. Для начала достаточно знать основные бои, а со временем понятие «выучить бой» уже само собой потеряет свой смысл и каждый бой будет играться на слух.

К основным боям, которым действительно стоит уделить внимание и изучить, я могу отнести следующие:

  1. Простой бой. Играется он по следующей схеме: V^V^ — вариант без приглушки, V^V*^ — вариант с приглушкой. Для наглядности стоит посмотреть по данному виду боя.
  2. Эстрадный бой («шестерка»). Это самый популярный бой, которым, при желании, можно сыграть большинство песен. Его схема выглядит следующим образом: VV^^V^ — вариант без приглушки, VV*^^V*^ — вариант с приглушкой. по бою «шестерка» так же можно посмотреть на нашем сайте.
  3. Бой «Восьмерка». Данный вид боя тоже довольно популярен и играется он следующим образом: V_V_^VV^V^, причем это не единственное его обозначение. В сети интернет можно найти несколько трактовок этого боя. Дело в том, что кто-то не делает паузы между ударами по струнам, кто-то чередует большой и указательный пальцы, кто-то играет с приглушкой и так далее. В любом случае, ритмический рисунок остается прежним, просто с разным звучанием.
  4. Блатной бой. В эту категорию можно занести несколько видов боев, которыми чаще всего играют «блатные» песни. К примеру, щипок (если, конечно, его можно отнести к бою), играющийся по схеме Б — 3+2+1 — 3+2+1 (три струны играются одновременно). по данному бою можно посмотреть здесь. Другой разновидность блатного боя играется так: Б_v^Б^v^. Это один из боев Владимира Высоцкого. И таких боев очень много.
  5. Испанский бой. Многие замечают, что испанские бои очень красиво звучат и подчеркивают умение играть на гитаре. Действительно, такие бои можно услышать довольно редко, поскольку они довольно сложны в изучении. Испанских боев тоже довольно много, поэтому не буду расписывать их схематично, гораздо полезнее будет посмотреть по двум красивым боям.

Это несколько боев, которые мне сразу пришли в голову. Возможно, есть другие бои, которые можно приравнять к «основным», список я не ограничиваю. Эти бои стоит учить («Испанский бой» для начинающих гитаристов — довольно сложный элемент, его изучение можно отложить), поскольку на начальном этапе игры на гитаре нужно максимально развить правую руку и автоматизировать ее, чтобы, впоследствии, играть бои без заучивания не составляло проблемы.

Приобретая определенные навыки и постепенно набираясь опыта, гитарист уже не пытается заучить бой, поскольку рука сама движется по такту игры. Для скорейшего наступления этого момента нужно просто взять песню и попробовать подобрать под нее бой, аккомпанируя ей, и со временем отработка этого навыка даст свои плоды. Нужно лишь запомнить простое правило: ничего не бывает сразу и если что-то не получается, это повод для тренировки, а не для капитуляции. Как говорится: «Дальше — больше…».