Упражнения для профилактики нарушений осанки у дошкольников. Профилактика нарушения осанки походить с палкой за спиной

  • Ходьба в глубоком приседе, руки на поясе.
  • Ходьба спиной вперед в глубоком приседе (плечи и голову держать прямо, сохранять устойчивость за счет балансирования рук); то же, в руках набивной мяч весом 1 кг.
  • Приседание в парах, стоя спиной друг к другу (руки можно сгибать в локтевых суставах).
  • Ходьба в глубоком приседе, руки на поясе, за головой (голову не наклонять, спину держать прямо).
  • И. п. - упор сидя сзади. Поднимание ног с удержанием за голени.
  • И. п. - стоя на коленях. Перенос центра тяжести тела вправо и влево; то же, руки за головой.
  • И. п. - упор лежа на спине. Сгибание - разгибание в коленных и тазобедренных суставах по возможной амплитуде.
  • И. п. - лежа на спине. Круговые вращения в тазобедренных суставах по возможной амплитуде (то же, в упоре на предплечьях, в упоре сидя сзади).
  • И. п. - лежа на спине. Круговые вращения ног со сгибанием и разгибанием колен; то же, в упоре на предплечьях, в упоре сидя сзади.
  • И. п. - лежа на спине, руки за головой. Поднимание прямых ног до касания пола за головой.
  • И. п. - лежа на спине, руки в стороны. Принять группировку, вернуться в и. п.
  • И. п. - лежа на спине вдоль гимнастической скамейки, ноги слева. Отведение прямых ног в сторону через скамейку.
  • И. п. - лежа на спине, ноги согнуты в коленях, руки за головой, в упоре. Выпрямление рук и ног (положение «мост»).
  • И. п. - лежа на животе вдоль скамейки, руками захватить края скамейки. Прогибание спины, наклон головы назад; то же, руки за голову, отводить локти и наклонять голову назад; то же, руки вверх, отводить прямые руки вверх - назад.
  • И. п. - упор лежа на полу. Наклоняться назад по возможной амплитуде.
  • Ходьба сидя, ноги в стороны.
  • И. п. - упор присев; упор лежа.
  • И. п. - о. с. Упор присев - упор лежа, упор присев - и. п.
  • И. п. - упор сидя сзади; упор боком на одной руке (другая вверху); то же в другую сторону.
  • И. п. - упор присев; стойка на левой (правой ноге), руки вверх - в стороны с левой и правой ноги, руки вверх - в стороны («Ласточка») - и. п.
  • И. п. - широкая стойка; упор присев - упор лежа - и. п. - упор лежа - и. п., то же, не сгибать колени; упор прогнувшись - из положения лежа, перебирать руками, принять и. п., не сгибая колен.
  • И. п. - широкая стойка. Перенос центра тяжести с одной ноги на другую, сгибая и выпрямляя ноги.
  • И. п. - о. с. Поочередные махи ногами с отведением рук назад сериями по 3-5 раз с постепенным увеличением амплитуды; то же, с хлопками под ногой во время маха; то же, с касанием руками пальцев ноги.
  • И. п. - стойка на одной ноге с опорой о гимнастическую стенку на уровне тазобедренного сустава. Пружинящие наклоны к поднятой ноге с постепенным увеличением амплитуды и сменой ног.
  • И. п. - стоя спиной к гимнастической стенке на расстоянии 30-40 см. Поочередно шагом правой (левой) ноги назад прогибаться в грудной клетке с отведением рук вверх - назад до касания руками реек.
  • И. п. - стоя спиной к гимнастической стенке, руки вверху, держаться за рейку. Хватом руками по рейкам прогибаться до горизонтального положения - и. п.
  • И. п. - стоя спиной к гимнастической стенке, взявшись за рейки на уровне головы. Наклон с поочередным отведением правой (левой) ноги вперед, прогибаться, выпрямлять руки.
  • И. п. - стойка лицом к стене на расстоянии 0,5 м. Сгибать - разгибать руки толчком о стенку.
  • И. п. - упор лежа. Поочередное отведение рук в стороны, вперед, вверх.
  • И. п. - упор лежа, поочередное отведение рук назад-вверх с одновременным подниманием правой (левой) ноги.
  • Передвижение приставными шагами с грузом на голове влево-вправо.
  • Наклоны вправо, влево, вперед с гимнастической палкой на плечах.
  • Из положения лежа на спине поднимание и опускание гантелей прямыми руками; то же, лежа на скамейке, лицом вниз, руки на поясе, захватив пятками за рейку гимнастической стенки, поднимание-опускание туловища.
  • «Мост» с опусканием назад.

Анжела Утробина
Комплекс упражнений для профилактики нарушения осанки и плоскостопия для детей 5–7 лет

И. П – сидя на стульчике,

1 - Разведение и сведение пяток, не отрывая носков от пола;

2 - захватывание стопами мяча и приподнимание его;

3 - максимальное сгибание и разгибание стоп;

4- захватывание и приподнимание пальцами ног различных предметов (камешков, карандашей и др.) ;

5 - скольжение стопами вперед и назад с помощью пальцев;

6 - сдавливание стопами резинового мяча;

7 - собирание пальцами ног матерчатого коврика в складки;

8 - катание палки стопами;

И. П – стоя :

9 - повороты туловища без смещения, (выполнять без рывков) ;

10 - перекат с пятки на носок и обратно;

11 - полуприседание и приседание на носках, руки в стороны, вверх, вперед;

12 - лазанье по гимнастической стенке (на рейки встают серединой стопы) ;

13 - ходьба по гимнастической палке;

14 - ходьба по брусу с наклонными поверхностями;

15 - ходьба по ребристой доске;

16 - ходьба на носках вверх и вниз по наклонной плоскости ;

17 - ходьба по поролоновому матрацу;

18 - ходьба на месте по массажному коврику.

Комплексы упражнений при нарушении осанки с гимнастической палкой.

1. Комплекс упражнений :

1. И. п. - лежа на животе, руки согнуты в локтях, ладони под подбородком, ноги прямые и сомкнутые. На счет 1 поднять прямую правую ногу, на счет 2 - опустить. То же - левой ногой. Повторить 2-3 раза каждой ногой.

2. И. п. - лежа на животе, руки вытянуть перед собой, ноги выпрямить и сомкнуть. На счет 1 - поднять прямую правую ногу и левую руку, на счет 2 - опустить. То же - поменяв ногу и руку. Повторить 2- 3 раза.

3. И. п. - лежа на животе, руки, вытянуть перед собой, ноги выпрямить и сомкнуть. Развести руки в стороны, затем согнуть в локтях и провести под грудью, имитируя движения пловца. При этом грудь немного поднимается (опора на мышцы живота) . Ноги не сгибать и не отрывать от пола. Повторить 3-5 раз.

4. И. п. - лежа на спине, взять в руки палку. На счет 1 - поднять руки над головой, на счет 2-5 - проделать ногами движения, имитирующие езду на велосипеде. Вернуться в и. п. Повторить 2-3 раза.

5. И. п. - сидя на пятках, руки вытянуть перед собой. На счет 1 - наклониться вперед и упереться руками в пол. На счет 2 - быстро скользнуть и продвинуться всем телом вперед, выпрямляя ноги, коснувшись грудной клеткой и животом пола, руки не сдвигать. Вернуться в и. п. Повторить 2-3 раза.

2. Комплекс упражнений :

6. И. п. - упор на руках и коленях. Поднять правую руку и правую ногу (па-раллельно полу, задержаться в этом положении, вытягивая ладонь и ступню. Вернуться в и. п. То же - поменяв руку и ногу. Повторить 2-3 раза.

7. И. п. - лежа на животе, руки с гимнастической палкой отвести назад и согнуть в локтях, ноги прямые. Прогнуться, оторвать руки и ноги от пола и задержаться в этом положении на несколько секунд. Вернуться в и. п. Повторить 2-3 раза.

8. И. п. - лежа на спине, руки выпрямить и завести за голову, ноги прямые. Сделать мах руками вверх, сесть, не отрывая ноги от пола, потянуться вверх. Задержаться в этом положении на несколько секунд и вернуться в и. п. Повторить 2-3 раза.

9. И. п. - лежа на животе, выпрямленные руки с палкой завести назад, ноги прямые. Прогнуться, подняв голову, руки, заведенные за спину, и прямые сомкнутые ноги. Вернуться в и. п. Повторить 2-3 раза.

3. Комплекс упражнений :

10. И. п. - лежа на спине, прямые руки завести за голову, поднять прямые сомкнутые ноги под углом 45 градусов. Опустить. Повторить 5 раз.

11. И. п. - лежа на животе, руки положить под грудью на ширине плеч. Отжаться несколько раз на руках, не отрывая ног от пола. Вернуться в и. п. Повторить 2-3 раза.

12. И. п. - лежа на спине, руки вдоль тела, ноги прямые. В течение нескольких секунд выполнять «ножницы» , не сгибая ноги в коленях. Вернуться в и. п. Повторить 2-3 раза.

13. И. п. - лежа на животе, руки вытянуть перед собой, ноги прямые, голову опустить. Поднять голову и тянуть прямые руки и ноги. Задержаться в этом положении. Вернуться в и. п. Повторить 2-3 раза.

14. И. п. - лежа на спине, руки вдоль тела, ноги прямые. Поднять прямые сомкнутые ноги и завести их, если возможно, за голову. Вернуться в и. п. Повторить 2-3 раза.

После упражнений - встать , пробежаться или пройтись бодрым шагом по комнате, постепенно сбавляя темп.

Публикации по теме:

Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста Плавание как средство профилактики и исправления нарушений осанки у детей дошкольного возраста. Плавание - закаляет организм, совершенствует.

Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия Комплекс упражнений по профилактике плоскостопия. ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать у детей желание заботиться о своём здоровье. 2. Укреплять здоровье.

Конспект утренней гимнастики с элементами дыхательной гимнастики, упражнениями для профилактики нарушения осанки Конспект организации и проведения утренней гимнастики (с элементами дыхательной гимнастики, упражнениями для профилактики нарушения осанки).

Конспект занятия по физической культуре в старшей группе: «Лётчики - пилоты» (профилактика нарушения осанки и плоскостопия). Цель: профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей посредством использования гимнастических мячей (фитболов) и гимнастических палок.

Консультация для родителей «Профилактика нарушений осанки и плоскостопия у детей дошкольного возраста» Здоровый позвоночник, правильная осанка,хорошо сформированная грудная клетка, а также симметрично и достаточно развитые мышцы являются не.

Консультация для родителей. Профилактика нарушения осанки для детей дошкольного возраста. Консультация для родителей. Профилактика нарушений осанки у дошкольников. Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 3» Авдеева.

Примерный комплекс упражнений для исправления осанки и профилактики её нарушений у детей 5-7 летнего возраста.

Главным действенным средством профилактики дефектов осанки является правильное и своевременно начатое физическое воспитание.

Специальные упражнения для формирования правильной осанки должны входить в утреннюю гимнастику детей уже с 4-х лет. С этого же возраста необходимо воспитывать навыки правильной осанки: при сидении на стуле и за столом.

Особенно портит осанку неправильная поза при письме, чтении, просмотра телевизора, играх на компьютере. Высота стола должна быть на 2- 3 см выше локтя опущенной руки ребёнка. Высота стула не должна превышать в норме высоту голени. Если ноги на достают до пола, то следует подставить скамейку, чтобы ноги в тазобедренных и коленных суставах были согнуты под прямым углом. Садиться на стул нужно так, чтобы вплотную касаться спинки стула, сохраняя поясничный изгиб (лордоз). Расстояние между грудью и столом должно быть равно 1,5- 2 см (ребром проходит ладонь), голова слегка наклонена вперёд.

Отрицательное влияние на формирование осанки оказывает излишне мягкая постель. Матрац должен быть жёстким (ватным) и обязательно ровным, таким, чтобы в середине его не образовывалось провала, а подушка - невысокой (15- 17 см). Сон на мягкой постели с высоким изголовьем затрудняет дыхание.

Воспитание ощущений нормальной осанки приобретается посредством многократного повторения правильного положения тела: лежа, сидя, стоя. С этой целью рекомендуется включать в комплекс утренней гимнастики и самостоятельных занятий:

Упражнения, стоя у зеркала. Ребёнок перед зеркалом несколько раз нарушает осанку и снова с помощью взрослого её восстанавливает, развивая и тренируя мышечное чувство;

Упражнения у вертикальной плоскости (стена без плинтуса, дверь, фанерный или деревянный щит). Ребёнок становится к плоскости, прикасаясь к ней пятками, икрами, ягодицами, лопатками и затылком. Даются различные динамические упражнения: отведение рук, ног в стороны, поднимание на носки, приседания. Дети выполняют несколько статических упражнений: напряжение мышц - от 3 до 6 сек., расслабление - от 6 до 12 сек.

Упражнения с предметами на голове (кубики, подушечки, наполненные песком, мелкой галькой, опилками), установленными на темени, ближе ко лбу, способствуют воспитанию рефлекса правильного держания головы и умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц. К этим упражнениям относятся: ходьба, при этом руки сводятся перед грудью и разводятся в стороны; ходьба на носках, полусогнутых ногах; ходьба на коленях; ползание на четвереньках; приседания, не уронив при этом положенный на голову предмет.

Упражнения на координацию движений. Здесь весьма полезны упражнения в равновесии и балансировании: стойка на одной ноге, ходьба по бревну, скамейке с предметом на голове и повороты.

Все эти упражнения способствуют развитию чувства правильной позы тела, развивают статическую выносливость мышц шеи и спины, воспитывают сознательное отношение к своей осанке.

Следует проводить и профилактику плоскостопия, так как уплощение стопы нарушает опорную функцию ног, что сопровождается изменением костного скелета таза и позвоночника. Упражнения для профилактики плоскостопия проводятся в начале и в конце комплекса оздоровительной гимнастики.

Построение в шеренгу. Встать в положение "Основная стойка": голова прямо, плечи развёрнуты, живот подтянут, ноги выпрямлены.

Показать правильное положение в основной стойке. Исправить осанку у детей, пройдя спереди и сзади вдоль шеренги.

Упражнения в ходьбе по кругу

Обычный шаг с сохранением правильной осанки (25-30 шагов).

Стоя вне круга, проверить и исправить осанку каждого проходящего мимо ребёнка.

"Журавлик". Ходьба с высоким подниманием пми54бедра (руки на поясе) 20-25 шагов.

Следить за правильным положением тела: спину держать прямо, локти отводить назад, носок согнутой ноги оттягивать.

"Вырастаем большими " Ходьба на носках (руки вверх, "в замке") 20-25 шагов.

Следить за тем, чтобы колени и лопатки были выпрямлены, шаги мелкими. Выше подниматься на носках, тянуться вверх.

"Мишка косолапый". Ходьба на наружном крае стопы. Говорить на каждый шаг (руки на поясе): "Мишка косолапый по лесу идёт, шишки собирает, песенки поёт. Шишка отскочила прямо Мишке в лоб. Мишка рассердился и ногою - топ!"

Следить за тем, чтобы дети держали спину прямо, не наклоняли голову. Ноги ставить точно на наружный край стопы, слегка приводя носки внутрь, пальцы должны быть подвижны. Локти отводить назад. При выполнении упражнения рекомендуется, чтобы дети сами произносили стихи.

Ходьба с ускорением и переходом в бег.

Ходьба с последующим замедлением.

Следить за тем, чтобы дети бежали легко на носках, поднимая выше колени. Руки согнуты в локтях. При ходьбе следить за правильностью осанки детей.

Дыхательное упражнение. Отводя плечи назад, вдох - на 2 шага, выдох - на 4 шага.

Вдох глубокий через нос. Выдох - через губы, сложенные трубочкой.

Упражнения в положении "стоя"

" Воробушек". Круги назад 6-8 раз согнутыми в локтях руками.

Отводя локти назад, сближать лопатки.

"Лягушонок". Из И. П. - ноги на ширине плеч, руки перед грудью. Привести кисти к плечам (ладони вперёд, пальцы врозь) и, говоря хором "квак", вернуться в И. П. (4-6 раз).

В положении "кисти к плечам", локти должны быть прижаты к бокам.

"Большие круги" . Круги назад выпрямленными в стороны руками (кисти сжаты в кулаки) - 6-8 раз.

Следить за тем, чтобы дети не опускали руки ниже уровня плеч.

"Мельница". Поочерёдное приведение рук за затылок и спину (6-8 раз).

Плечи развёрнуты, локти отведены назад, голова прямо.

"Резинка". Разгибая в локтях согнутые перед грудью руки - вдох. Вернуться в И.П., произнеся звук "ш-ш-ш" - выдох.

При отведении рук в стороны сближать лопатки, не отпускать руки ниже уровня плеч.

"Вместе ножки - покажи ладошки". Поднимаясь на носки, отвести плечи назад и повернуть ладони вперёд. Вернуться в И. П., расслабляя мышцы рук (4-6 раз).

Держать спину ровно и не выпячивать живот.

" Потягивание". Подняться на носки, левая рука вверх, правая назад. Удерживаться 1-2-3 сек. Вернуться в И.П., расслабив руки (4-6 раз).

Плечи развёрнуты, колени выпрямлены, живот подтянут.

Упражнения в положении "лёжа на спине"

" Здравствуйте - прощайте". Сжать кулаки и согнуть стопы на себя. Разжать кулаки, оттянуть носки до отказа (6-8 раз).

"Волна". "Согнуть ноги и подтянуть колени к животу. Выпрямить. Пауза 3-5 секунд и отпустить ноги (4-6 раз).

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику. Носки во время упражнения должны быть оттянуты.

"Пляска ". И.П. - лёжа, руки под затылком, ноги приподняты. Развести ноги врозь и вернуться в И. П. (6-8 раз)

Следить за тем, чтобы локти были прижаты к коврику.

Упражнения в положении "лёжа на животе"

"Воробышек". Круги назад локтями рук, приведёнными к плечам (5-8 раз).

Голова приподнята.

" Рыбка". Поднять голову и отвести плечи назад. Приподнять руки и ноги: пауза расслабления 6-8 секунд (3-4 раза).

Следить за тем, чтобы дети не прогибались в пояснице.

" Лягушонок". Руки из-под подбородка привести к плечам ладонями вперёд. Поднять голову и развести ноги. Медленно вернуться в И. П. (6-8 раз).

Построение, ходьба обычным шагом (1-2-3 круга).

Проверка правильности осанки в положении "стоя" и в движении.

Будьте здоровы!!!

Инструктор по физической культуре

Назаренко М.А.

Упражнения для профилактики нарушений и коррекции осанки

Цель: Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста.

В дошкольном возрасте осанка ребенка только формируется. Любое нарушение условий этого формирования приводит к патологическим изменениям. Скелет дошкольника обладает лишь чертами костно-мышечной системы. Его развитие ещё не завершено. Во многом он состоит из хрящевой ткани, этим обусловлены дальнейший рост и в то же время сравнительная мягкость, податливость костей, что грозит нарушением осанки при неправильном положении тела, отягощении весом и т.д. Особую опасность неправильная поза представляет для малоподвижных детей, так как мышцы удерживающие тело в вертикальном положении, не получают у них должного развития.

Проблема формирования осанки относится к важнейшим задачам физического воспитания ребенка дошкольного возраста. Однако физическое воспитание - не единственный фактор, влияющий на осанку. Осанка зависит и от общего состояния скелета; суставно-связочного аппарата, степени развития мышечной системы.

Осанка - привычное положение тела ребенка. Она развивается в процессе индивидуального становления на основе наследственных факторов и под воздействием воспитания. Наследственные факторы могут обусловливать сходные варианты осанки у родителей и детей, предрасположенность к определенному виду нарушений осанки. В тоже время условия физического воспитания дают возможность не только сформировать соответствующую эстетическим и физиологическим требованиям осанку ребенка, но и исправить, создать новый ее вариант.

Мы всегда говорим о правильной осанке, используя слова «выпрямись», «стой прямо». Говоря это, мы имеем в виду вертикальное положение. Однако если взглянуть на скелет, то можно увидеть лишь два небольших участка спины, имеющих более или менее вертикальное положение: это верхние позвонки шеи и позвонки нижней части корпуса. Кроме них ни один элемент скелета не имеет строго вертикального положения, за исключением кистей рук, которые иногда держатся вертикально. Что же в таком случае мы имеем в виду, говоря «стой прямо»?

Любая поза приемлема, если она не противоречит закону природы, состоящему в том, что скелет должен противостоять силе тяготения, оставляя мышцы свободными для движения. Нервная система и структура скелета развивались вместе под влиянием поля тяготения без расхождения энергии. Если же мышцам приходится выполнять работу скелета, они не только бесполезно расходуют энергию, но отвлечены от выполнения своих основных функций в изменении положения тела, т.е. - движений.

Когда человек ходит, встает, садится, его тело время от времени проходит устойчивую вертикальную позу, не требующую энергии. Хорошая вертикальная осанка возникает в том случае, если тело с минимумом мышечного усилия может двигаться в любом желательном направлении. Вертикальное положение и все, что с ним связано, организуются специальным отделом нервной системы, выполняющим очень сложную работу, у которой только легкие намеки проникают в сознание.

Под осанкой ребенка понимается привычная поза, свойственная ему в непринужденном положении. С морфологической точки зрения осанка характеризуется формой позвоночника, грудной клетки, взаимным расположением головы,туловища, плечевого пояса, таза, рук и ног, а также развитием мускулатуры. С физиологической точки зрения, осанка является своеобразным навыком, сочетанием условных рефлексов, обеспечивающих сохранение обычного положения тела.

Различают несколько видов осанки: правильную физиологическую и патологическую. Патологическая бывает нескольких видов: лордическая, кифотическая, сутуловатая и выпрямленная.

Правильная физиологическая осанка характеризуется не только гармонией пропорции тела, но и физиологической выносливостью ребенка. Наиболее частыми нарушениями осанки у детей дошкольного возраста являются отстающие лопатки, сведенные плечи, асимметрия надплечий, сутуловатость.

При правильной осанке изгибы позвоночника хорошо выражены, имеют равномерный, волнообразный вид, лопатки расположены параллельно и симметрично, плечи развернуты, ноги прямые. Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение - она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. В частности, правильная осанка создает условия для нормального дыхания через нос, что способствует меньшему охлаждению верхних дыхательных путей, особенно при активной мышечной работе - беге, прыжках и др. Кроме того, правильное дыхание обеспечивает равномерное поступление воздуха в полость рта и носоглотку, соприкосновение которого с лимфоидным кольцом глотки препятствует заражению возбудителями респираторных заболеваний (вирусы, бактерии). При неправильной осанки может наблюдаться нарушение указанных физиологических механизмов, и ребенок оказывается более подверженным частым респираторным заболеваниям.

Сутуловатая осанка характеризуется уплощенной грудной клеткой, существенным увеличением шейного изгиба позвоночника, опущенной головой и плечами.

При лордической осанке шейный изгиб нормален, а поясничный превышает физиологические параметры. При этом верхняя часть туловища несколько откинута назад.

Кифотическая осанка характеризуется увеличением глубины шейного и поясничного изгибов; спина круглая, плечи опущены, голова наклонена вперед, живот выпячен.

Нередко встречается асимметрия плечевого пояса (одно плечо выше другого) и боковые искривления позвоночника.

Наиболее серьезным нарушением опорно - двигательного аппарата является сколиоз. В настоящее время сколиоз определяют как заболевание опорно - двигательного аппарата, характеризующееся не только искривлением позвоночника по фронтальной плоскости, но и перекручиванием позвонков вокруг оси.

Если перечисленные разновидности нарушений осанки можно в определенной степени рассматривать как функциональные, связанные с возрастными особенностями мышечной системы дошкольников, с неправильным гигиеническим воспитанием и организацией условий жизни, то сколиоз - общее, длительное заболевание, вовлекающее в патологический процесс наиболее важные органы и системы человеческого организма. Клинические наблюдения показывают, что сколиоз - врожденное заболевание, развивающееся с раннего возраста. Время его выявления зависит от быстроты прогрессирования. Установлено, что если сколиоз не обнаружен у ребенка до 6 лет, то он не возникнет и в дальнейшем.

Наиболее действенным методом профилактики патологической осанки является правильное физическое воспитание ребенка. Оно должно начинаться с первого года жизни. Это очень важно, так как осанка формируется с самого раннего возраста. По мере роста ребенка постепенно включаются новые средства физического воспитания. К семи годам у здорового ребенка позвоночник, как правило, приобретает нормальную форму и соответственно вырабатывается правильная осанка.

Общефизиологическое действие упражнений при их соответствующей дозировке обеспечивает гармоническое развитие мускулатуры ребенка, создает достаточную силовую выносливость мышц, позволяющую длительно сохранять определенную позу в пространстве.

Упражнения для формирования и коррекции осанки (старшая группа).

« Буратино».

Цель: Формирование правильной осанки у вертикальной плоскости.

Ребенок должен представить, что он Буратино, висящий на стене. Карабас - Барабас повесил его за пояс на гвоздик. Но разве Буратино согласится спокойно висеть на стенке? Надоело Буратино висеть, и он решил немного размяться.

И.п. - основная стойка у стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами, пятками.

1.Поднять руки через стороны вверх - вернуться в и.п. (5 - 6 раз).

2. Поднять ногу, согнутую в колене, затем вытянуть ее вперед - вернуться в и. п.; то же - другой ногой (5 - 6 раз).

3. Приподняться на носочки, словно пытаясь сняться с гвоздика, руки в стороны - вернуться в и.п. (5 -6 раз).

4. Вытянуть правую руку в сторону, не отрывая от стены, поднять левую ногу, не отрывая от стены, сохранять равновесие; то же - в другую сторону (5 - 6раз).

5. Поднять правую ногу, согнутую в колене, и, захватив руками голень, подтянуть колено к груди - вернуться в и. п.; то же - с другой ногой (5 - 6 раз).

6. Поднять правую ногу. Согнутую в колене, потянуть к ней нос (плечи плотно прижаты к стене), двигаются только шея и голова - вернуться в и. п.; то же - левой ногой (5 - 6 раз).

7. Мелкими шажками, не отрывая пяток от стены, поставить ноги на ширину плеч, руки - на пояс. Касаясь стены затылком, спиной, ягодицами и плечами, наклониться в правую сторону - вернуться в и. п.; то же в левую сторону (3 4 раза).

« Веселый гномик».

Цель: коррекция сутулости.

В сказочном царстве жил маленький гномик. Ему очень хотелось подрасти и стать высоким и стройным. Отправился он к старому доброму Волшебнику за советом. И что же тот посоветовал? А вот что:

    И.п. - основная стойка. Поднимаясь на носки, прогнуться спиной назад, руки поднять вверх, ладонями вперед - вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5 - 6 раз.

    И.п. - основная стойка. Поднимаясь на носки, вытянуть назад соединенные в замок руки, прогнуться спиной назад; фиксировать положение спины - вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4 - 5 раз с интервалом 40 - 50 секунд.

    И.п. - ноги на ширине плеч, руки на поясе. Наклониться вперед, руки развести в стороны ладонями книзу, прогнуться в пояснице, фиксировать положение спины - вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5 - 6 раз с интервалом в 1 -2 минуты.

    И. п. стойка на коленях, руки внизу; наклониться назад, прогибаясь в спине, руки поднять вверх, в стороны - вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 5 - 6 раз с интервалом 30 - 40 секунд.

    И. п.- стойка на коленях, руки на поясе. Сделать глубокий наклон назад, прогибаясь в пояснице, руки раздвинуты в стороны ладонями вверху, фиксировать положение спины - вернуться в и. п. Повторить в медленном темпе 4 - 5 раз с интервалом в 1 - 2 минуты.

    И.п. - лежа на животе, руки вдоль туловища. Прогнуться, руки на зад, кисти соединены, приподнять голову, плечи отвести назад - вернуться в и. п. Повторить 5 - 6 раз в медленном темпе с интервалом в 1 - 2 минуты.

    И. п. - сидя на стуле, руки на поясе. Медленно поднимая голову вверх - назад, прогнуться спиной назад, руки вытянуть вверх ладонями вперед; фиксировать положение спины - вернуться в и.п. Повторить 5 - 6 раз в медленном темпе с интервалом в 2 - 3 минуты.

Комплексы упражнений, формирующих правильную осанку (средняя группа).

Основная стойка - стоя

    И.п. - основная стойка. Руки к плечам (кисти от плеч не отрывать). Круговые вращения согнутыми руками вперед, затем назад (5 - 6 раз в каждую сторону).

    И.п. - основная стойка. Руки перед грудью. С напряжением, рывками руки разводятся в стороны, поднимаются вверх, опускаются вниз. Повторить 3 раза.

    И.п. - основная стойка. Руки вдоль тела: ребенок медленно поднимает руки вперед и вверх, сцепив их в замок над головой, поднимается на носочки и прогибает спину. Возвращается в и.п.(повторить 3 - 5 раз).

    И.п. - основная стойка. Руки в стороны. Поднимает согнутую в колене ногу с одновременным подъемом рук вверх (носочек тянет, спина прямая; 5 - 6 раз каждой ногой).

    И.п. - основная стойка. Активное вытяжение. Спина прямая, руки над головой в замке. Ходит с напряженно вытянутой спиной на носках (1- 2 минуты).

    И.п. - основная стойка. Спокойно, очень медленно, плавно на вдохе поднимает руки вверх, потягивается. На выдохе плавно опускает руки через стороны вниз (4 - 5 раз).

2.Сидя на коленях.

1. И.п. - сидя на пяточках. Руки на коленях. Встать на колени. С напряжением, рывком поднять обе прямые руки вверх, опустить вниз, живот подтянут (5 - 6 раз по 2 рывка).

2. И.п. - сидя на пяточках. Встать на колени. Руки поднимать медленно с напряжением вверх, потягиваясь, отклоняя туловище назад - 4 раза.

3 И.п. сидя на коленях, руки внизу. Через стороны медленно на вдохе поднять руки вверх, на выдохе опустить - 6 раз].

Таким образом, такие комплексы не только хорошо воздействуют на весь организм, но и служат эффективным средством для формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста.

В последнее время вследствие увеличения числа детей с нарушением осанки возникает необходимость в создании дошкольных учреждений с ортопедической направленностью.

Почему у современных детей часто наблюдается нарушение осанки? Очевидно, к числу важнейших причин следует отнести высокий процент рождаемости ослабленных детей, сокращение двигательной активности из-за приоритета "интеллектуальных" занятий и, как следствие, снижение мышечного тонуса, а также общая слабость мышц, неспособных удерживать осанку в правильном положении. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки и коррекцию имеющегося вида ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли повышенная утомляемость, головные боли и боли в мышцах туловища.

Игры на укрепление осанки, мышц спины и брюшного пресса

Цели: совершенствовать навыки правильной осанки в различных исходных положениях, с различными движениями рук; укреплять мышцы спины и брюшного пресса; совершенствовать координацию движений.

"Рыбки и акулы"

Выбирают водящего — "акулу", остальные дети — "рыбки". По сигналу "Раз, два, три — лови!" они разбегаются по залу, а водящий их "салит" — дотрагивается рукой. Чтобы спастись от погони "акулы", игрок останавливается в любом месте зала и принимает положение строевой стойки.

  1. разбегаться можно только после команды "Лови!";
  2. если, остановившись, игрок не успел или не сумел принять положение правильной осанки, водящий "салит" его;
  3. пойманные "рыбки" отходят к стене и принимают положение правильной осанки, стоя спиной к стене (пятки, икроножные мышцы, ягодицы, лопатки, затылок касаются стены, живот подтянут, руки внизу ладонями вперед).

"Морская фигура"

Дети, взявшись за руки, образуют круг, стоя лицом к центру. Размахивая руками вперед-назад, они произносят слова: "Волны качаются -раз, волны качаются — два, волны качаются — три, на месте, фигура, замри!" После слова "замри" дети принимают положение правильной осанки, стоя, сидя, опустившись на колени. Педагог выбирает лучшую "фигуру" — ребенка, который сумел принять и сохранить положение правильной осанки.

  1. принятую после слова "замри!" позу нельзя менять;
  2. при повторении игры необходимо найти новую позу;
  3. ребенок, не сумевший сохранить положение правильной осанки, отходит в сторону и выполняет корригирующее упражнение по указанию педагога.

"Футбол"

Дети лежат на животе по кругу, лицом в центр круга, руки под подбородком, ноги вместе. Водящий бросает мяч любому игроку, тот отбивает его двумя руками, при этом, прогибаясь, поднимает голову и грудь. Ноги остаются прижатыми к полу.

"Кораблики"

Дети лежат на ковриках на животе. Руки под подбородком, ноги вместе. Перед лицом чашка с водой и лодочкой с парусом. Нужно прогнуться, поднимая голову и грудь, выдыхая спокойно воздух на лодочку. Дуть следует спокойно, чтобы лодочка поплыла, но не опрокинулась.

Игры и упражнения для профилактики плоскостопия

Цель: формировать навыки прав ильной осанки, укреплять мышечную систему; упражнять в правильной постановке стоп при ходьбе; укреплять мышцы и связки стоп с целью предупреждения плоскостопия; воспитывать сознательное отношение к правильной осанке.

Эстафета "Загрузи машину"

Оборудование: машины, палочки, карандаши, фломастеры.

Дети стоят босиком, руки на поясе, спина прямая, пальцами ног поочередно берут палочки и передают их друг другу по цепочке, последний складывает в машину.

Эстафета с палочкой

Оборудование: палочки длиной 20 см.

Дети стоят в одну линию, плечо к плечу. Первый ребенок берет пальцами ноги палочку и передает ее следующему участнику, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Эстафета "Построим лесенку"

Оборудование: то же.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка лежит 12-18 палочек. Дети передают по одной палочке друг другу, а последний выстраивает лесенку.

Эстафета с машиной

Оборудование: машина с веревочкой.

Дети стоят в шеренге, плечом к плечу. Возле первого ребенка стоит машина с веревочкой. Он пальцами ноги берет веревочку и подтягивает машину до второго ребенка, передает ее следующему, не опуская на пол.

Усложненный вариант. Соревнуются две команды.

Игра-имитация "Перейди вброд"

Оборудование: ящик, наполненный камешками (галька, косточки отсчет).

Дети имитируют движение мышат. Приставным шагом идут по камешкам друг за другом.

"Нарисуй картину"

Оборудование: палочки (фломастеры, карандаши различной длины и цвета).

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют разнообразные сюжеты, используя палочки различного цвета и длины.

"Сложи узор"

Оборудование: то же и образец — схема-рисунок.

Дети, стоя босиком, пальцами ног составляют узор по образцу и схеме.

"Рисуем кистью"

Оборудование: бумага, гуашь, кисти.

Дети берут пальцами ноги кисть, набирают гуашь и рисуют солнышко (ягодку, дерево, заборчик, дом, машину и т.п.).

"Поймай рыбку" ("Достань жемчужину")

Оборудование: таз с водой, плавающие предметы (пробки), камешки.

Методика проведения: в таз с водой опускаются камешки и пробки, дети пальцами ног "ловят рыб" (пробки) и достают со дна "жемчужины" (камешки).

"Найди клад"

Оборудование: таз с водой, мелкие камешки и любой предмет, отличающийся от камней формой и величиной. Ребенок становится в таз с водой и, перебирая камушки, ищет спрятанный предмет.

"Стирка"

Оборудование: платочки (салфетки).

На полу перед детьми платочки. Пальцами ноги дети собирают платочек в гармошку и отпускают 2 раза (стирают). Затем берут платочек за край, поднимают и опускают его (полощут) и снова собирают в гармошку (отжимают) и вешают платочек сушиться.

В результате проведения ортопедических игр и коррекционной работы с детьми, на основании диагностических карт ЛФК и осмотра врача-ортопеда, выявлена положительная динамика в укреплении мышечного корсета и формировании правильной осанки. Но мы убеждены, что проблема оздоровления детей — не кампания, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива ДОУ и родителей на длительный период. Именно такая форма совместной деятельности позволяет установить единство требований к физическому воспитанию детей в ДОУ и семье.

Мы рады, что по результатам обследования Городской медико-педагогической комиссией отмечено, что наши дети не имеют ухудшений в состоянии здоровья, а наоборот, налицо улучшение и стабилизация.

Новосёлова Р.А., воспитатель
Якунина Г.В., воспитатель,
МДОУ ЦРР — д/с № 461 "Золотая рыбка",
г. Новосибирск