Гипноз. История возникновения гипноза. Происхождение и развитие гипноза. Классический гипноз Условия, способствующие гипнозу

Глава первая. История гипноза

Гипноз, несмотря на всю свою загадочность, известен человечеству очень и очень давно: его практиковали еще в глубокой древности жрецы государства Шумер, о чем сохранились письменные свидетельства. В античном мире гипнотический транс играл довольно-таки важную роль, ведь на его основе строилась практически полностью система пророчеств, которым в те времена придавалось большое значение. Достаточно вспомнить мифы, чтобы понять, как часто обращались люди к оракулам. Между тем, использовались гипнотические техники не только посвященными, то есть жрецами богов и оракулами-предсказателями. Историкам известно, в частности, что древнеримского философа Апулея, знаменитого своими произведениями, современники уличали в том, что он гипнотизирует своих рабов, чтобы постараться получить от них предсказание будущих событий.

Транс, внушение, гипнотический сон – все это названия и стороны одного явления, психические феномены, известные с тех времен, когда человечество жило в условиях родоплеменного строя. Шаманы и колдуны всего мира до сих пор практикуют гипнотические состояния, достигая состояния транса различными способами. Кто-то использует для концентрации ритмические удары и традиционные инструменты, другие прибегают к помощи психотропных веществ, которые содержатся в различных растениях или грибах. В оккультизме без транса не обходится почти ни один обряд. Возможно, именно благодаря таким способам применения гипноза и создался вокруг этого феномена флёр таинственности.

В научной же традиции открывателем гипноза и первым в мировой истории психотерапевтом, работавшим с прямым воздействием на сознание, принято считать доктора Месмера. Практически все современные методы, которые используются в психотерапии вместе с гипнотическим воздействием, а также весомая часть психологических техник, связанных с внушаемостью, восходят именно к его трудам и работам, а также основываются на его опытах и экспериментах.

Франц Антуа?н Месмер родился в восемнадцатом веке, он являлся уроженцем города Вены. В 1780 году во время пребывания в Париже он впервые в мире выступил с подробной лекцией, где описал свою теорию «животного магнетизма» – так он называл гипноз. Согласно ей, при помощи магнетических пассов и других специальных приемов гипнотизер в состоянии пробуждать некие флюиды. Эти флюиды, по его убеждениям, изначально находятся во всяком живом существе. А в человеке этих флюидов особенно много. Поэтому ими можно научиться управлять, чтобы с их помощью оказывать целительное воздействие либо же внушение.

Доктор Месмер был для современников и остается для потомков личностью поистине легендарной. Его слава была в чем-то сродни славе графа Калиостро. В точности такие же невероятные слухи ходили вокруг его имени. Современники именовали Ме?смера и волшебником, и чернокнижником и даже приписывали ему связь с дьяволом. Стоит сказать, что фантастическая слава была вполне им заслуженна. Дела Месмера поражали воображение. Он поочередно внушал людям, что те находятся во льдах на севере или на пляже под палящим солнцем – и участники его экспериментов при этом то замерзали, то страдали от жары, обливаясь потом. Он обезболивал методом работы с сознанием вплоть до полной анестезии и абсолютного устранения боли, он первый задолго до других известных личностей начал заряжать воду и различные предметы, передавать с их помощью определенные установки. Как итог – его известность и популярность была такой, что современные звезды кино могут только позавидовать: стоило ему всего лишь показаться на улице, как буквально толпы больных бросались к нему с единственной целью – только дотронуться до его одежды. Люди верили, что он может помочь. Естественно, это касалось не только бедных горожан. Понятно, насколько серьезное недовольство и раздражение такая известность и влиятельность вызывали в определенных кругах.

Наконец число обратившихся к нему пациентов во много раз превысило все, даже самые фантастические, возможности Месмера, и тогда он пошел на беспрецедентный шаг. Великий гипнотизер заявил, что «зарядил» луну и люди могут исцеляться, просто глядя на нее. После этого случая, уже вышедшего за грани разумного, Парижская академия наук, изучившая эксперименты Месмера, объявила великого «магнетизера» обычным шарлатаном и жуликом. По мнению научного сообщества, результатам опытов не нашлось никакого – ни научного, ни хотя бы просто рационального – объяснения.

Несмотря на дискредитацию Месмера, его дело продолжил ученик – маркиз де Пюисегюр. Именно ему принадлежит заслуга научного открытия таких сложных явлений, как постгипнотическое внушение и сомнамбулизм. Занимался вопросами гипнотического транса и аббат Фариа? (тот самый, о котором говорил в своем знаменитом романе "Граф Монте-Кристо" Дюма-отец). Очевидной заслугой этого исследователя является то, что он первый открыл закономерность: без целенаправленного внушения никакой гипноз невозможен. Помимо прочего, именно он опробовал и разработал известный теперь всем гипнотизерам прием, который дает возможность специалисту по проведению гипноза и погружению в транс усыпить пациента и в этом состоянии производить эффективное внушение во сне. Фариа был арестован по обвинению в участии в политическом заговоре, после чего 17 лет провел в замке Иф. Именно об этом периоде его жизни упоминается в романе Дюма. В течение всего срока тюремного заключения он продолжал развивать свои идеи и совершенствовался в самовнушении. Сразу после выхода на свободу Фариа продолжил дело Месмера, он сам проводил в Париже сеансы "магнетизма" как тогда называли гипноз. Однако церковь запретила ему вести подобную деятельность, Фариа подчинился и признал, что занимался греховным делом. Тем не менее, уже на исходе своей жизни Фариа все же написал книгу «О причинах ясного сна, или Исследование природы человека», в которой почти полностью изложил свои открытия и взгляды.

В начале двадцатого века был открыт совершенно новый подход к проблеме; его нашел Иоганн Шульц, который фактически сделал довольно-таки успешную попытку применить теорию и практику индийских йогов, известную с древних времен, в европейской науке. Оригинальный сплав того и другого, созданный Шульцем, в итоге превратился в аутогенную тренировку – современный метод, без которого на сегодня психотерапию представить просто невозможно. Эта методика применяется и в быту, и в других областях, она широко распространена и дает результаты.

В России первооткрывателем в области изучения явлений гипнотического транса стал ученый с мировым именем Иван Павлов. С точки зрения его исследований, в коре головного мозга существуют процессы возбуждения и торможения. В состоянии бодрствования доминирует процесс возбуждения, а в состоянии сна, соответственно, торможения. Гипноз же, в соответствии с теорией Павлова, создает очаг возбуждения в коре, которая в целом находится в состоянии торможения. Получается, что вся кора спит. В этом случае мозг не может правильно осмыслить команду гипнотизера, которая поступает через очаг возбуждения. Таким образом человек подчиняется команде. Ограничения павловского понимания гипноза связаны с тем, что, согласно его теории, гипноз – это всегда сон.

Однако довольно скоро было установлено, что далеко не все зафиксированные явления, связанные с гипнотизмом, можно однозначно объяснить, используя лишь понятия возбуждения и торможения. Как бы то ни было, все прочие теории объясняли природу гипноза еще хуже. То есть не объясняли почти ничего.

Сегодня однозначно подтвердилось, что учение Павлова на самом деле раскрыло природу очень многих процессов, связанных с состоянием гипноза. Исследования продолжали и другие видные ученые, работы Сеченова и многих других специалистов существенно помогли разобраться в природе такого явления, как гипноз. На Западе науки, посвященные особенностям работы психики, развивалась гораздо более активно, и перечислять всех ученых, которые многое сделали для развития и исследования гипноза, было бы слишком долго и утомительно.

Благодаря обширным исследованиям можно смело говорить о том, что на сегодня мы знаем о гипнозе и внушении очень много. Более того, мы умеем применять его на практике, и применять успешно. Однако многое остается для нас загадкой. Это связано с тем, что до сих пор существуют непреодолимые преграды для любой научной теории, которая пытается объяснить весь комплекс явлений гипноза и внушаемости, так как эти явления неизменно уводят нас в сферы паранормального, того, что академическая наука пока не признает фактом. А техническая сторона исследований на данный момент все еще несовершенна. Кроме того, ставить эксперименты на человеке и человеческой психике не всегда этично, это запрещается и является незаконным. Так что в том, что касается гипноза, часто приходится полагаться только на опыт отдельных гипнотизеров.

Однако систематизировать существующие знания и изучить что-либо о гипнозе нужно и полезно.

Из книги Счастье, когда тебя понимают, или Стрелы убедительности автора Власова Нелли Макаровна

Из книги Измени свою жизнь с НЛП автора Итон Алисия

Секреты сценического гипноза Многие боятся гипноза, но не знают почему. Часто подобные предубеждения основываются на том, что люди видят на сцене. Им кажется, что под гипнозом они будут совершать разные глупости и кудахтать, как курицы.В сценическом гипнозе есть масса

Из книги «Чёрные буйволы бизнеса» автора Соколов Денис

Глава первая Дешевле оболванить конкурента, чем c ним бороться Давайте представим, что у вас есть станок, который лучше всего в мире обрабатывает дерево. Скажите, выгодно ли вам продавать свой станок и чертежи по его изготовлению той стране, у которой много дерева?

Из книги Новая школа жизни. II том. Сила и власть личности автора Шмидт К. О.

Защита от гипноза На всех уровнях существования мы сталкиваемся с разнообразными формами насилия, то есть воздействия материальных, душевных или духовных сил, направленных на предотвращение или устранение какого-либо состояния. Особенно опасно применение силы и

Из книги Психотехники влияния. Секретные методики спецслужб автора Лерой Дэвид

Из книги Гипноз. Как использовать и противостоять автора Филин Александр

Глава третья. Виды гипноза Вообще гипноз бывает очень и очень разным, но все его виды можно условно поделить на два типа: скрытые и

Из книги Любовь! Верните ее в свою жизнь. Курс на чудеса автора Уильямсон Марианна

Глава четвертая. Тайны гипноза 4.1. Может ли гипноз полностью устранять боль? Первоначально гипноз применялся в медицине именно в качестве обезболивающего, хотя в то время слово «гипноз» не употреблялось. Именовалось гипнотическое воздействие магнетизмом, а первые

Из книги Капитализм без эгоизма автора Ланнон Лиза

4.2. Можно ли с помощью гипноза раскрыть творческие способности? Раз гипноз прямая дорога к подсознанию, значит, и способности свои можно значительно развить с его помощью. С одной важной оговоркой – нужно обладать или определенными задатками или иметь навыки

Из книги Мечта на миллион автора Берязева Наталья Александровна

5.2. Что лечат с помощью гипноза? Гипноз, без сомнения, эффективный метод, помогающий усилить основную терапию. В психиатрии гипноз помогает добиться выдающихся результатов. Но, во-первых, одной психиатрией сферы использования гипнотического воздействия не

Из книги Библия личных финансов автора Евстегнеев Александр Николаевич

Из книги Апгрейд мышления: Взгляд на бизнес с высоты 10 000 метров автора Кордок Ричард Паркс

Из книги Ключ к подсознанию. Три магических слова – секрет секретов автора Андерсон Юэлль

Глава первая Пинок судьбы Ситуация! Все и сразу. Уволили с работы. Восемнадцать лет я сидела и ничего не делала. Самой было уже стыдно. Да и надоело до чертиков. И клиентам моим надоела. Думала много раз, надо заканчивать эту тягомотину. А тут бах! Вы уволены. Получите,

Из книги автора

Из книги автора

Глава первая Почему вечно так получается, что чем важнее дело, тем скорее ты ухитряешься сделать все не так? Том знал, что выехал в аэропорт слишком поздно. Опять закопался: еще один телефонный звонок, судорожные поиски бумаг, относящихся к проекту, последняя чашечка кофе...

Это было начало. «... Перед вами озеро, а вы рыбаки любители с удочками, забрасываете леску с грузилом в озеро, да подальше; там больше рыбы. Вот и клюет, а теперь пойманную рыбку складывайте в котелок. Предварительно вы её должны почистить, для этого, слева от вас, нож. «Рыбаки » снимали с невидимых крючков невидимую рыбу, «чистили» собирали невидимые дрова, варили уху, с наслаждением ели. Затем с удовольствием вкушали невидимые «помидоры» и «огурцы» Сейчас июль месяц, вечер, налетели комары.

Эти слова, говорил человек, назвавший себя гипнотизером.

А на сцене сельского клуба в это время происходили удивительные события.

Несколько человек односельчан, которых на сцену пригласил гипнотизер, осознававшие 2-3 минут назад, что сейчас зима, тем не менее, с удовольствием занимались ловлей рыбы. На сцене происходили и другие события, которые исполнялись по приказу гипнотизера. В зале все смеялись и я смеялся, однако, увиденное потрясло меня до такой степени, что дома у меня поднялась температура. В то время мне было 14 лет. Так, с того памятного вечера, я «заболел» гипнозом. Прошли годы.

За прошедшее время много читал литературы по этой теме, принимал участие в качестве ассистента, в проведении сеансов с гипнотизерами профессионалами. Так мне удалось освоить приемы эстрадного гипноза, понять их механизм. Учебников или наставлений по эстрадному гипнозу я так до сих пор и не встретил.

Свой первый сеанс массового гипноза я провел в сентябре 1970 года в одном из санаториев Кемеровской области.

С тех пор прошло много лет, были проведены сотни публичных выступлений во дворцах культуры, клубах, спортивных комплексах, однако до сих пор перед каждым выступлением испытываешь волнение и после каждого выступления делаешь тщательный и придирчивый анализ своих действий. И редко испытываешь полное удовлетворение от проведенного сеанса, чаще наоборот, но надо так любить свое дело, чтобы временные неудачи не сломали вас.

А потому цель, которую я перед собой поставил при написании этой книги, по возможности, уберечь от неумелых действий будущих эстрадных гипнотизеров, что поможет исключить нанесение вреда психике тех, кто на сцене и тем, кто в зале и, в конечном счёте, себе самому.

И пусть простят меня мои коллеги гипнотизеры, что я раскрываю некоторые тайны нашего редкого ремесла.

Ведь совсем еще недавно секреты эстрадного гипноза были монополией редких людей или семей, где это мастерство передавалось от отца к сыну и хранилось это тайное искусство многие десятилетия за семью замками. Причин несколько, вот некоторые. Первая: слава "мага" и "волшебника" тускнеет, если "магов" много, а большая часть гипнотизеров по характеру эгоцентрики и ревнивы по отношению к своим коллегам, а отсюда корни их недоступности. Вторая: это очень доходное искусство, интерес к которому у населения до сих пор огромен,

И еще, до 1992 года эстрадно-концертная деятельность, с использованием гипноза, была ограничена законодательными актами, что в значительной степени сдерживало рост числа мастеров психологических опытов.

В созданной мной в 1990 году в г. Кемерово школе гипнотизеров за 5 лет прошли обучение сотни врачей и экстрасенсов из большинства республик, бывшего СССР. но школа эстрадных гипнотизеров так же не готовила, т.к. программой предусматривалась другая цель, Я же в последствии, изучив Эриксоновский гипноз в Москве, в центре Эриксоновского гипноза, несколько лет учил его приемам деловых людей.

В качестве справки.

Законодательные аспекты использования гипноза, суггестии, телепатии и т.п. в эстрадноконцертной деятельности.

Еще в 1923 году Наркомздравом была принята инструкция запрещающая применение гипноза на сцене, а в 1984 году Министерством здравоохранения и Министерством культуры СССР выпущено специальное письмо, подтверждающее этот запрет. Тем не менее основы законодательства Российской Федерации о культуре /1992 года/ провозгласили право гражданина заниматься творческой деятельностью как на профессиональной, так и на не профессиональной основе. /ст.10/ При этом органам государственной власти и управления, орган местного самоуправления не должен вмешиваться в творческую деятельность граждан и объединений, за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде воин, насилия, жестокости, расовой, национальной, религиозной, классовой или иной исключительности или нетерпимости, порнографии. Иных оснований ограничения культурной деятельности не предусмотрено. В законе Российской Федерации об авторских правах /1993г./ так же не содержится указаний на какие либо ограничения в выборе и содержании программы исполнителя оригинального жанра.

ВВЕДЕНИЕ

Гипноз.

История представлений о гипнозе.

Гипноз - уникальный феномен, который привлекает к себе особое внимание и нередко окружен не только ореолом таинственности, но и многочисленными предрассудками.

История изучения гипноза полна драматизма: периоды живого интереса к нему, многочисленных исследований сменялись периодами охлаждения и даже отрицания его существования. Повышенный интерес к гипнозу возник в конце 18 века во Франции благодаря венскому врачу Ф. Месмеру, создавшему учение о "животном магнетизме". По его воззрениям, человек обладает свойствами магнита /причем отдельные люди одарены магнетической силой в особой степени/ и гипнотические феномены вызываются магнетическим "флюидом", способным передаваться от субъекта к субъекту, оказывая целебное воздействие. В клинике Месмера "магнетизирование" первоначально осуществлялось при помощи, пассов, вызывавших конвульсивные кризы, а в последующем в связи с увеличением количества пациентов проводились коллективные сеансы. Для усиления эффекта ожидания в помещении создавалась определенная атмосфера: полумрак, выразительно задрапированные окна и стены, курился ладан, звучала музыка. Неожиданно появлялся Месмер, облаченный в лиловые одежды, и величественно прикасался руками к ожидающий магнетического воздействия больным, которые для проведения магнетических "флюидов" держались за металлические стержни, исходящие из дубовой бочки, наполненной магнитами. У пациентов развивался истерический припадок с судорогами, после чего наступал сон с последующим выздоровлением. Клиника не могла вместить всех желающих, и большое количество страждущих исцеления собиралось под кронами деревьев, предварительно "намагнетизированных" Месмером. Хотя воззрения Месмера еще при его жизни были признаны ошибочными, нельзя не отметить, что им все же была предпринята первая попытка дать объяснение механизма загадочных гипнотических явлений. Месмер полностью отрицал роль психологического фактора, значимость которого в возникновении гипнотического транса подчеркнута в заключении, составленном в 1784 году комиссией Французской академией наук: "Воображение без магнетизма вызывает конвульсии... Магнетизм без воображения не вызывает ничего /

Несмотря на то что флюидная теория Ф. Месмера была опровергнута официальными научными кругами, его последователи продолжали изучать гипноз и утверждать, что гипнотические феномены все таки существуют.

Серьезные сомнения в теории "животного магнетизма" возникли после сообщения английского хирурга Дж. Брейда, которому гипноз обязан своим названием /от греч. Гипноз - сон/. Отказ от магнетических пассов и введение техники гипнотизирования с помощью зрительной фиксации и словесного внушения были восприняты большинством исследователей как доказательство ошибочности флюидной теории

В отечественной гипнологии вопросы экспериментального гипноза разрабатывал В. Я. Данилевский. Психиатр А. А. Токарский обосновывал полезность применения гипноза в лечебных целях. В начале 80-х годов 19 века он впервые начал читать курс гипнотерапии в Московском университете. Двадцатый век ознаменовался широкими исследованиями в области гипноза, появлением новых теоретических концепций. Гипноз получил признание как самостоятельная клиническая, психотерапевтическая и экспериментальная область исследования.

В.М.Бехтерев, признавал гипноз как клиническую реальность, считал, что он вызывается внушением, которое "есть не что иное. как прививание путем слова или другим каким-либо способом различных психических явлений, например, чувства, ощущения, идеи или действия другому лицу при отвлечении его волевого внимания или сосредоточения"

Большой вклад в понимание физиологических механизмов гипноза внесла школа И. П.

Павлова благодаря использованию объективного метода изучения условных рефлексов. Павловское направление рассматривало гипноз как частичный сон, частичное торможение, переходное состояние между бодрствованием и сном. Все гипнотические феномены объяснялись наличием фазовых состояний /уравнительная, парадоксальная, ультра парадоксальная фазы/, в котором действие условных раздражителей существенно отличается от их действия в бодрствующем состоянии. В частности, в парадоксальной фазе, названной фазой внушения, на сильные раздражители реального мира отмечается либо слабая реакция, либо отсутствие ее, а слабые словесные воздействия вызывают сильную реакцию, что обеспечивает максимальную эффективность словесного внушения. Слово как универсальный специфический условный раздражитель /сигнал сигналов/ может вызывать в соответствии с его сложным смысловым значением самые разнообразные реакции, связанные с воздействием любых физических стимулов, сигнализируя и заменяя их.

К.И. Платонов, основываясь на взглядах И.П.Павлова, рассматривал гипноз как "условный сонный рефлекс". Он считал гипноз и сон едиными по своей природе процессами: в гипнотическом сне отмечается функциональное расчленение коры головного мозга на участки сна и бодрствования, определяющие явления рапорта и повышенной внушаемости.

Школа И.П. Павлова признала гипноз как феномен, заслуживающий серьезного научного исследования, открыла новый перспективный путь его познания.

В настоящее время с помощью гипноза не только успешно излечивают -

некоторые заболевания, но и обучают и даже воспитывают людей.

В этой краткой информации не раскрыты во всей последовательности исторические этапы развития гипноза, не названы имена многих людей, причастных в той или иной степени к его становлению, впервые давших ему научное объяснение, способствовавших его широкому практическому применению в различных областях человеческой деятельности, так как эта тема огромна и хорошо освещена в популярной и специальной литературе.

И так, если вы, когда-то, побывав на выступлении эстрадного гипнотизера, наверняка задавались вопросом, что же это за необыкновенные люди, владеющие таинственной способностью влиять на психику человека. И подавляющее большинство зрителей делали вывод, что это способности врожденные и редкие, а если знания, то недоступные. Это заблуждение многих. Мне после выступлений десятки раз задавали один и тот же вопрос: "А когда вы почувствовали в себе гипноз"? Вопрос сам по себе безграмотен, многим невдамек, что умением применять приемы гипноза, как и любой другой профессией, овладевают. И я постараюсь в максимально доступной форме посвятить вас в наши секреты и вы убедитесь. что владение этим, пока для вас. таинственным искусством, это не удел избранных.

Что нужно вам для этого, какими качествами обладать? Если вы человек средних умственных достоинств, не заика, не слепой, не глухой, с нормальной психикой, не страдаете провалами памяти и т.д., то можете смело приниматься за дело. Вам не надо иметь черных глаз, черной шевелюры и прочих атрибутов, якобы необходимых гипнотизеру, бытующие в представлении обывателя. А нужно лишь огромное желание, которое породило бы не менее огромное упорство. А возраст? Рекомендаций на этот счет жестких нет, однако каждый, прочтя эту книгу, определит сам, хватит ли у него физических сил, достаточно ли устойчива его психика. Что касается женщин? Их я, в качестве эстрадного гипнотизера не встречал.

Первое, что необходимо сделать, конечно же. ознакомиться с теорией гипноза. В библиотеках на эту тему достаточно литературы, я же ограничусь кратким сообщением, не вдаваясь глубоко в теорию гипноза, так как поставил перед собой другую цель.

Публичный лектор или эстрадник может иметь помощников-ассистентов,

что в значительной степени облегчает ему работу или обойтись без них.

Внешний вид выступающего: Должен быть всегда опрятен, иметь свежий носовой платок (т.к. частенько приходиться вытирать вспотевшее лицо, это учтите), перед выступлением не употреблять в пищу остро пахнущий чеснок, тем более алкоголь, руки и лицо, желательно вымыть приятно пахнущим туалетным мылом. Мелочей нет, всё играет свою роль.

Сцена хорошо и надежно освещена, микрофон с нужной длинной шнура, (не менее 10 метров) а лучше радио микрофон, что позволит свободнее перемещаться по сцене и радио усилитель работает без хрипов и сбоев (всякое бывало) и радист должен быть всегда на рабочем месте. Объявили ваш выход, в зале лучше уменьшить свет, это поможет скорее сосредоточить внимание аудитории и ввести её в легкую степень транса. Весь ваш вид - это поза, движения, голос выражающий жесткую уверенность в своих силах. Во время вступительного слова, двигаться по сцене не желательно, т. к. это рассеивает внимание, а внимание к себе надо четко приковать в течении 3-5 минут, если этого не будет сделано, то в дальнейшем могут возникнуть нежелательные осложнения (разговоры в зале, движения, скептический настрой) это вы почувствуете сразу и от вас потребуется все ваше умение, что бы приковать внимание зрителя. От выступления к выступлению придет опыт, а на первых порах свое вступительное слово рекомендую заучить, чтобы избежать незапланированных пауз, неуверенности в голосе и тех мелких невольных телодвижений, которые зритель, будьте уверены, почувствует, если не сознательно, то подсознательно, что вы не уверены в себе, а это 50 % гарантии, что сеанс будет проведет с трудом. Поэтому рекомендую заучить механически весь сеанс от «Здравствуйте зрители» до «До свидания». Провал сеанса опасен еще тем, что после него часто на длительное время теряется уверенность, а для молодого и начинающего этот сеанс может быть последним.

Мне в своей жизни не довелось найти учебник эстрадного гипнотизера, а поэтому приходилось осмысливать свои удачные и не удачные сеансы в поисках причины и идти дальше, пробуя и ошибаясь, каждый раз остро переживая неудачу или находя правильное решение, получать удовлетворение, от того, что не сдался, а поднялся еще на ступень.

И так, дозированный артистизм, Вы на сцене, готовы к проведению сеанса.

Вступительное слово 15-20 минут, подготовьте его грамотно сами, по своему вкусу, покажите специалисту психотерапевту или психиатру. Если у вас возникнут затруднения, с написанием вступительного слова, можете воспользоваться моим описанием в сокращенном варианте. А вот подготовку зрителя к приглашению на сцену и отбор, этот один из важнейших элементов сеанса, опишу подробнее.

Информация зрителю. Все люди в мире, условно, делятся на три типа сложения нервной системы - это художественный, мыслительный и смешанный тип. У людей художественного типа больше развито правое полушарие головного мозга, его функция-конструкция, воображение, это, в основном творческий тип, люди коммуникабельные, они легко находят общий язык и быстро осваиваются в незнакомой обстановке. Их вы можете узнать среди своих знакомых. Они всегда в центре внимания окружающих. как правило, они интересные рассказчики, фантазеры, заводилы. Среди незнакомых или малознакомых людей они чувствуют себя, как дома и ведут себя соответственно. У них гибкая психика, которая помогает им быстро адаптироваться, им легко и с ними легко. Среди них, как правило, встречаются выдающиеся художники, артисты, педагоги и т. д. Они имеют хорошие задатки к быстрому освоению приемов самогипноза.

У людей мыслительного типа. больше развито левое полушарие головного мозга- это логика. Этих людей сложнее убедить в чем либо. их жизненная установка-матрица трудна для ее переосмысления, они, как правило, консервативны. У них все разложено по полочкам во времени и пространстве и всякое вынужденное изменение, они воспринимают болезненно. Таких людей можно встретить среди профессий где требуется больше применение логики -

это математики, финансовые работники, т.е. профессии, которые требуют постоянного анализа. Такие люди. как правило плохо поддаются гипнозу, особенно в условиях сцены.

И смешанный тип. Уместно отметить, что в чистом виде нет людей только художественного или мыслительного типа, разделение условное.

Продолжение информации зрителю. Начало процедуры отбора зрителей для участия в психологических опытах.

Знаете ли вы к какому типу относится каждый из вас? Я предложу вам несколько тестов /приемов/, которые помогут вам определить, кто к какому типу относится.

Первый тест. Сядьте поудобнее, уберите, по возможности, с коленей все то, что может отвлечь вас и закройте на 2-3 минуты глаза, для этого опыта вам потребуется только добросовестность. Представьте себе, что перед вашим лицом на расстоянии 10-15 см. от губ блюдце, а на блюдце лежит большой желтый лимон, вы взяли в левую руку лимон и ощутили его шершавую бугристую поверхность, а в правую руку взяли нож и начали его резать на тонкие дольки. Нож попался тупой, но вы приложили усилия и вспороли лимон и вам на лицо и губы брызнул кислющий, прикислющий лимонный сок. от которого сводит невольно челюсти. А теперь представте себя величиной со спичечную головку и каким большим, по сравнению с вами, стал лимон, с его желтой кислющей мякотью, начинайте раздвигать руками эту терпкую мякоть и проникать с руками и ногами внутрь мякоти, вас со всех сторон окружает кислющая лимонная мякоть, ваш рот полон лимонной мякоти и слюны.

А теперь откройте глаза. Кисло во рту стало? Мне это хорошо было заметно по зрителям первого ряда, которые торопливо проглатывали слюну. Ваше первое знакомство с действием слова состоялось и вы каждый приблизительно для себя определили, кто к какому типу сложения нервной системы относится. Но все ли сумели в условиях зала так хорошо сосредоточиться и получить соответствующий результат? Нет не все, по разным причинам.

Я предложу вам другой тест. который поможет уже нагляднее определить ваш тип сложения нервной системы.

Займите прежнюю удобную позу, обопритесь о спинку кресла и поднимите правую руку с вытянутыми пальцами, согнув в локте под прямым углом и закройте на 2-3 минуты глаза. Займитесь самовнушением, повторяя мысленно фразу "моя правая рука тяжелеет, тяжелеет, тяжелеет и свинцовая тяжесть тянет усталую руку вниз, вниз, вниз" и так в течении2-3х минут. Не открывая глаз, с дозированным фанатизмом верить в сказанное вами, а я для того, чтобы помочь вам, буду вслух повторять эти фразы. В результате, по истечении отведенного времени, вы увидите следующую картину, у одних рука опустилась до коленей, у других она зависла по средине вертикального положения и коленями, у остальных она или покачивалась, или находилась неподвижно.

Экспериментатору. Проведите со зрителями, обещанную процедуру. Не смущайтесь, если вам покажется, что тест не срабатывает, настойчиво продолжайте внушать вышесказанную фразу. Учтите, что в огромном зале всех увидеть невозможно, да в этом нет необходимости, однако, по истечении отведенного вами времени, вы просите всех открыть глаза, как правило, следует возглас изумления и вы объявляете результаты самовнушения. Но поскольку всех вам не было видно, попросите поднять правую руку вверх тех. у кого рука упала до коленей или оказалась около коленей. После этого обязательно похвалите тех, кто поднял руку, за их добросовестность, настойчивость, способность к сосредоточению в условиях зала, явную способность к быстрому освоению искусства самогипноза, преследуя важную цель, пригласить их на сцену, мотивируя тем, чтобы у вас была возможность дать им несколько полезных советов в овладении искусством самогипноза, что очень полезно для них.

На сцене приготовлено и поставлено полукругом 15-20 стульев /больше не рекомендую, так как с большим числом участников труднее работать/

После окончания первого этапа заполнения сцены участниками. приступайте ко второму этапу, предложив зрителям другой тест, кроме тех, кто уже на сцене. Это тест /сцепленных рук/, детально объясните. что нужно сделать для этого. ВЗЯТЬ ПАЛЬЦЫ РУК В ЗАМОК ПЕРЕД ГРУДЬЮ, КРЕПКО СЖАТЬ ИХ И ВЫВЕРНУТЬ ОТ СЕБЯ ВВЕРХ НАД ГОЛОВОЙ И НА 2-З МИН.ЗАКРЫТЬ ГЛАЗА.

И объявите, что вы, как оператор, будете вести счет, скажем от одного до тридцати, а между цифрами счета, всем будет дана психологическая установка. следующего содержания. С НАРОСТАНИЕМ СЧЕТА ВАШИ ПАЛЬЦЫ СЖИМАЮТСЯ ВСЕ СИЛЬНЕЙ И СИЛЬНЕЙ, ЗАСТЫВАЮТ В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ И НА СЧЕТЕ ТРИДЦАТЬ ВЫ НЕ СМОЖЕТЕ РАЗНЯТЬ СЦЕПЛЕННЫХ РУК БЕЗ МОЕЙ ПОМОЩИ, ЕСЛИ, ВАМИ БУДЕТ ПРАВИЛЬНО ВОСПРИНЯТА ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА. ДО ОКОНЧАНИЯ СЧЕТА НЕ ПРОВЕРЯЙТЕ, ЧТО ПРОИСХОДИТ С ВАШИМИ ПАЛЬЦАМИ, ВЕРОЯТНЕЕ ВСЕГО ОНИ ОСТАНУТСЯ ЦЕЛЫМИ И НЕВРЕДИМЫМИ И СО СЦЕПЛЕННЫМИ РУКАМИ У МЕНЯ НИКТО ДОМОЙ НЕ УХОДИЛ. А ТЕПЕРЬ, КОГДА ВЫ ПРАВИЛЬНО ВСЕ УСВОИЛИ, СКАЗАННОЕ МНОЙ, САДИТЕСЬ ПО УДОБНЕЕ И ВОЗМИТЕ РУКИ В ЗАМОК ПЕРЕД ГРУДЬЮ, КРЕПКО СОЖМИТЕ ИХ И ВЫВЕРНИТЕ В ПОЛОЖЕНИЕ, КАК Я ВАС УЧИЛ И ЗАКРОЙТЕ ГЛАЗА НА 2-3 МИНУТЫ И СЛУШАЙТЕ МОЙ ГОЛОС.

ВАШИ ПАЛЬЦИ НАЧИНАЮТ СЖИМАТЬСЯ - ОДИН,

ВСЕ СИЛЬНЕЕ И СИЛЬНЕЕ СЖИМАЮТСЯ ВАШИ ПАЛЬЦИ, ЗАСТЫВАЮТ В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ - ДВА.

В течении всей процедуры счета голос уверенный, средней громкости. Между цифрами желательно делать 3-4 секундные паузы это усиливает эффект. В последствии величину паузы станете определять интуитивно, строгих правил нет. - ВАШИ ПАЛЬЦИ СЖИМАЮТСЯ ВСЕ СИЛЬНЕЕ И СИЛЬНЕЕ С КАЖДЫМ СКАЗАННЫМ МНОЙ СЛОВОМ - ТРИ,

С КАЖДОЙ НОВОЙ ЦИФРОЙ ВАШИ ПАЛЬЦИ СЖИМАЮТСЯ ВСЕ СИЛЬНЕЙ. ЗАСТЫВАЮТ В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ - ЧЕТЫРЕ, ВАШИ ПАЛЬЦИ СЖАТЫ СТИСНУТЫ. ПРОДОЛЖАЮТ СЖИМАТЬСЯ ВСЕ БЫСТРЕЕ И СИЛЬНЕЕ - ПЯТЬ,

ПАЛЬЦИ РУК, КИСТИ РУК СЖИМАЮТСЯ ВСЕ СИЛЬНЕЕ И СИЛЬНЕЕ ЗАСТЫВАЮТ В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ - ШЕСТЬ, ПАЛЬЦИ РУК СЖАТЫ. СТИСНУТЫ. ЗАСТЫЛИ - СЕМЬ, ПАЛЬЦИ РУК, КИСТИ РУК СЖАТЫ. СТИСНУТЫ. ЗАСТЫЛИ - ВОСЕМЬ, ПАЛЬЦЫ. КИСТИ РУК ЗАСТЫЛИ В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ - ДЕВЯТЬ, НА СЧЕТЕ 18 ПОЧУВСТВУЕТЕ ЛЕГКОЕ ОНЕМЕНИЕ В ПАЛЬЦАХ, С ЭТОГО МОМЕНТА МНОГИМ ПАЛЬЦИ РУК РАЗНЯТЬ НЕ УДАСТСЯ, А ПОКА ПРОБОВАТЬ НЕ НАДО - ДЕСЯТЬ, ОДИННАДЦАТЬ, ДВЕНАДЦАТЬ, ТРИНАДЦАТЬ -

ВСЕ БЫСТРЕЕ И СИЛЬНЕЕ СЖИМАЮТСЯ ПАЛЬЦИ ВАШИХ РУК И ЗАСТЫВАЮТ В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ ЧЕТЫРНАДЦАТЬ, ПЯТНАДЦАТЬ, ШЕСТНАДЦАТЬ, СЕМНАДЦАТЬ, ВОСЕМНАДЦАТЬ, ПАЛЬЦИ ВАШИХ РУК СТИСНУТЫ, СВЯЗАНЫ, ЗАСТЫЛИ В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ.

ДЕВЯТНАДЦАТЬ, ДВАДЦАТЬ - ВСЕ БЫСТРЕЕ И СИЛЬНЕЕ СЖИМАЮТСЯ ПАЛЬЦИ ВАШИХ РУК ЗАСТЫЛИ В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ.

ДВАДЦАТЬ ОДИН, ДВАДЦАТЬ ДВА, ДВАДЦАТЬ ТРИ - ПАЛЬЦИ ВАШИХ РУК СВЯЗАНЫ ЗАСТЫЛИ В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ И БЕЗ ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ ИХ РАЗНЯТЬ НЕ УДАСТСЯ,

ДВАДЦАТЬ ЧЕТЫРЕ. ДВАДЦАТЬ ПЯТЬ. ДВАДЦАТЬ ШЕСТЬ -ПАЛЬЦЫ РУК СТИСНУТЫ, СВЯЗАНЫ, ЗАСТЫЛИ В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ.

ДВАДЦАТЬ СЕМЬ, ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ. ДВАДЦАТЬ ДЕВЯТЬ-ПАДЦЫ ВАШИХ РУК СТЯНУЛО, ОНИ ЗАСТЫЛИ В ТАКОМ ПОЛОЖЕНИИ, БЕЗ ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ ИХ РАЗНЯТЬ НЕ УДАСТСЯ, последнюю цифру произнести громче. ТРИДЦАТЬ - ПАЛЬЦИ РУК НЕ РАЗНЯТЬ. А ТЕПЕРЬ. ТОТ КТО НЕ СМОГ РАЗНЯТЬ ПАЛЬЦИ ВСТАНЬТЕ И ПРОЙДИТЕ КО МНЕ НА СЦЕНУ, НЕ ПЫТАЙТЕСЬ СИЛОЙ РАЗНЯТЬ ПАЛЬЦИ, РАЗОРВАТЬ МОЖНО И ЦЕПИ. ПРОЙДИТЕ НА СЦЕНУ! Сцена заполнилась еще дополнительно зрителями со стиснутыми руками. Дальше вы должны работать в определенном темпе, чтобы большую часть, пришедших со стиснутыми руками оставить на сцене, проще говоря, быстрее завладеть их вниманием. Затем подойдите к одному из зрителей со стиснутыми руками и скажите следующее; ПОСМОТРИТЕ МНЕ В ГЛАЗА И ПОДУМАЙТЕ О ТОМ, ЧТО КАК ТОЛЬКО Я ПРИКОСНУСЬ К ВАМ /плечу, рукам, носу и т. д. не имеет значения/ КАК ВАШИ РУКИ ЛЕГКО РАЗОМКНУТСЯ. К ОСТАЛЬНЫМ ЭТО НЕ ОТНОСИТСЯ. Проделайте эту манипуляцию и помогите разнять пальцы, а предупреждение остальным потому, что многие пытаются разнять пальцы самостоятельно. Проделайте тоже самое еще с 2-3 мя и, чтобы не терять времени на такую же процедуру с остальными, объявите ВСЕМ - ПОСМОТРЕТЬ МНЕ В ГЛАЗА И ПОДУМАТЬ, КАК ТОЛЬКО Я ВЗМАХНУ РУКОЙ. ВАШИ ПАЛЬЦИ ЛЕГКО РАЗОМКНУТСЯ! Проделайте эту процедуру и примите меры к тому, чтобы как можно больше оставить на сцене, если у вас даже не хватает стульев на всех, попросите их пройти к тем кто сидит на стульях и проведите второй этап отбора уже с вышедшими на сцену. Второй этап отбора очень облегчит вам проведение сеанса гипноза. А теперь обратитесь к тем кто на сцене со словами: «ВАМ ХОРОШО ИЗВЕСТНО, ЧТО НЕ ВСЕ ЛЮДИ ОДИНАКОВО РЕАГИРУЮТ НА СЛОВО И МНЕ НАДО ОТОБРАТЬ ИЗ ВАС С ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО ОДИНАКОВОЙ РЕАКЦИЕЙ, ДЛЯ ЭТОГО Я ПРЕДЛОЖУ ВАМ ДРУОЙ ТЕСТ.

ВСЕ ВСТАНЬТЕ В РЯД, ТАК ЧТОБЫ МНЕ БЫЛО ВИДНО ВАС ВСЕХ, А ТЕПЕРЬ ПОДНИМИТЕ ПРАВУЮ РУКУ ВВЕРХ, СОГНИТЕ ЕЕ В ЛОКТЕ ПОД ПРЯМЫМ УГЛОМ, А ПАЛЬЦЫ ВЫПРЯМИТЕ И, ЗАКРЫВ ГЛАЗА, ВНУШАЙТЕ СЕБЕ, ЧТО ВАША ПРАВАЯ РУКА СЖИМАЕТСЯ В КУЛАК. ВСЯ ПРОЦЕДУРА ЗАЙМЕТ- 2-3 МИНУТЫ. А Я В ЭТО"ВРЕМЯ БУДУ ПОМОГАТЬ ВАМ ВНУШЕНИЕМ СЛЕДУЮЩЕГО СОДЕРЖАНИЯ: «ВАШИ ПАЛЬЦЫ СЖИМАЮТСЯ В КУЛАК ВСЕ СИЛЬНЕЕ И СИЛЬНЕЕ, ДУМАЙТЕ, ДУМАЙТЕ».

На протяжении всей процедуры время от времени повторяйте эту фразу. Отметьте тех, у кого рука уверенно сжалась в кулак и, достаточно быстро, разместите их на стульях, остальных отправьте в зал. У присутствующих на сцене обязательно поинтересуйтесь здоровьем, нет ли среди них плохо себя чувствующих, если есть, тоже отправьте в зал. С оставшимися вы можете спокойно проводить сеанс с открытыми глазами, у вас остались те, кого не надо усыплять. Они быстро и, главное, легко входят в нужную нам 3-ю стадию гипнотического сна, "ловят бабочек с открытыми глазами".

Дополнительная информация

В разные годы, разные эстрадные гипнотизеры применяли отработанные ими приемы, которые иногда применял и я, но я не стану их описывать, так как там и сам сеанс массового гипноза строится по другому, а продолжу дальше описывать, те отработанные мной годами приемы, которые позволяли мне сеанс гипноза, с пришедшими на сцену, проводить, не закрывая им глаза от начала сеанса до его завершения. В отличии от моих коллег, которые просили участников психологических опытов, закрыть глаза и начинался процесс усыпления под музыку или без нее, затем следовала проверка стадий гипнотического сна, затем соответствующие внушения и так далее. В первые годы и я прошел этот путь. так как считал, что иначе нельзя, потом выработал свои приемы, которые позволили мне проводить сеансы более зрелищно и эффективно, без досадных сбоев и казусов, на которых я остановлюсь отдельно, посвятив этому раздел, чтобы избавить вас от недоразумений, недоумений, а то и вашей растерянности, в связи с неожиданным поведением участников психологических опытов.

И так, закончилась важнейшая часть выступления- отбор участников психологических опытов, от качества которого целиком зависит качество и всего сеанса.

Какой процент людей поддается гипнозу? Такой вопрос мне задают почти после каждого сеанса. В медицинских учебниках он назван 93-95 процентов, но существует три стадии гипнотического сна, люди способные достичь первой и второй стадии для сцены не нужны, а нужны только те, которые легко и быстро достигают третьей стадии, самнабулической, способных "ловить бабочек с открытыми глазами", то есть галлюцинировать.

Отобранные для психологических экспериментов зрители, сидят на стульях на сцене и вы, сохраняя определенный темп, начинайте сеанс. В зале притушен свет.

Дополнительные рекомендации Ваш голос должен звучать уверенно, выразительно, с умеренной громкостью и спокойно. Перед вами на стульях люди с особо восприимчивой психикой, а поэтому будьте с ними очень аккуратны. Это требует особой расшифровки.


Гипноз стали применять на практике ещё до того, как его начали изучать в науке. Если обратиться к первым попыткам научного обоснования данного метода, то можно отметить, что с современной точки зрения их довольно сложно назвать научными. Первым обосновать и применить метод гипноза для лечения нервных заболеваний попытался Франц Антон Месмер в XVIII веке. Он считал, что суть метода гипнотерапии тесно связана с животным магнетизмом. По мнению учёного, от тела магнетизера исходила особая энергия, которая целебным образом воздействовала на организм пациента. Одним из оздоровительных методов Месмера было ритмичное прикосновение ладонями к телу пациента. Многие пациенты желали излечиться благодаря магнетическому воздействию и Месмер придумал следующий способ массового оздоровления. Он «насыщал» магнетизмом особые баки, и для того чтобы получить лечебный эффект пациенты прикладывали к ним руки. Как ни странно, у этого метода были положительные результаты и многие больные избавились от своих заболеваний. И только спустя годы выяснилось, что помогал не особый магнетизм, а самовнушение людей. Так произошло по той причине, что больные глубоко верили в метод магнетизма и в самого Месмера.

История развития гипноза

Понятие «гипноз», в современном понимании, впервые употребил в 1842 году Джеймс Брейд. Он отмечал сходство гипнотического состояния с состоянием спящего человека и называл гипноз «искусственным сном». Научное же обоснование данного метода было сформировано только во времена Жана-Мартена Шарко. Учёный относился к нансийской школе гипноза, основателем и лидером которой был Ипполит Бернгейм. Шарко – первый ученый, который изучил и объяснил происходящее с пациентом при погружении в гипноз. Он описал три стадии гипноза: гипотаксию, каталепсию и летаргию. Шарко полагал, что гипнотические явления непосредственно связаны с истерией и близки к болезненным состояниям. То есть, учёный рассматривал гипноз как истерию, вызванную искусственным образом. Позже Бернгейм возражал Шарко, относительно того, что гипнотические явления идентичны внушениям. Кроме того, он считал, что стадии гипноза, описанные Шарко, являются результатом внушений, а не патологическими изменениями. Последователи нансийской школы придерживалась мнения, что гипноза не существует, а имеют место только лишь явления внушения. После смерти Шарко, в 1883 году метод гипноза на долгое время перестал интересовать науку.

Гипноз был предметом научного интереса и Зигмунда Фрейда. В своей практике Фрейд применял метод гипноза в течение 5 лет. Однако в дальнейшем, он предпочел психоаналитическое направление и совсем отказался от гипноза. Он полагал, что гипноз мешает проявлению защитных механизмов личности, таких как вытеснение и подавление, анализ которых, в свою очередь, очень важен и является одной из основных частей психоаналитической процедуры. Фрейд также отмечал, что существуют состояния, когда метод гипноза всё же является необходимым для лечения пациентов .

В 1970-е годы выдающийся американский психиатр Милтон Эриксон ввел новый метод гипноза – недирективный, который получил название эриксоновского гипноза. При этом виде гипноза, терапевт осуществляет мягкое гипнотическое воздействие. Его суть заключается в том, что внушение производится косвенно, в символической форме, например, в форме метафор и притч. Эриксон внедрял в сознание человека некую мысль, которую пациент не мог опровергнуть, и она оказывала на него целебное действие.

Гипноз в настоящее время

Гипнотерапия представляет собой набор методов, с помощью которых пациент погружается в измененное состояние сознания. В этом состоянии сознание субъекта сужается и фокусируется только на одном определенном элементе внушения. Для лечения гипнотерапевт использует различные приёмы внушения и особые аналитические подходы.

Гипнотерапия включает в себя совокупность различных приёмов внушения и специфических аналитических методов.

В настоящее время метод гипноза используется для достижения как психического, так и физического здоровья человека.

Методы гипноза

  • Словесное внушение. Оно используется для достижения пациентом определенного состояния или фиксации сознания на определенном объекте. Данный метод применяется с использованием гипнотизером особых фраз, которые произносятся тихим монотонным голосом.
  • Гипнотизирование взглядом. Этот метод заключается в фиксации взгляда пациента на глазах терапевта.
  • Метод левитации. Используя этот метод, терапевт вовлекает пациента в процесс погружения в гипнотическое состояние. Внимание пациента направляется на его руки, их легкость и невесомость.
  • Директивный гипноз. Внушения, которые даёт психотерапевт, имеют приказывающий характер.
  • Эриксоновский гиноз. Его суть заключается в том, что подсознание клиентов начинает сообщать информацию посредством образов и метафор.
  • Трансбегляйтунг. В процессе погружения в гипнотическое состояние психотерапевт является проводником в трансовом путешествии клиента. Терапевт осуществляет постоянный контроль над состоянием и сознанием своего пациента.

Способы погружения в гипноз

1) Способы, которые отличаются монотонностью воздействия на различные каналы восприятия человека. При воздействии на зрительный канал используются стрелки часов, маятники, вспышки света и другие предметы для фиксации взгляда. Тихий монотонный голос психотерапевта, звучащий при погружении человека в измененное состояние сознания оказывает воздействие на слуховой анализатор. Также может использоваться звук тикающих часов, различные звуки природы и иные. В качестве тактильного раздражителя при погружении в гипнотическое состояние применяется способ, когда терапевт проводит своей рукой вдоль тела пациента, на расстоянии нескольких сантиметров от туловища.

2) Способы, отличающиеся шоковым воздействием на пациента. Человек погружается в гипнотическое состояние благодаря резким сильным раздражителям, таким как громкий звук, ток, приказной тон.

Стадии гипноза

1 стадия. Легкий гипноз. На этой стадии сознание пациента находится в активном состоянии. Пациент понимает обращенную к нему речь, может совершать определенные действия, выполнять то, что его просят сделать в настоящий момент.

2 стадия. Гипнотическое состояние средней глубины. Сознание становится менее активным и затормаживается. В таком состоянии воспринимаются только те внушения, которые достаточно понятны и логичны для пациента.

3 стадия. Полное погружение в гипноз. Пациент полностью расслабляется и теряет контроль над своим сознанием. В таком состоянии пациент может воспринимать практически все внушения, за исключением тех, которые полностью противоречат его личным убеждениям.

Итак, использование метода гипноза в психотерапии долгие годы являлось важной и необходимой частью процесса лечения человека. В настоящее же время метод гипноза практически потерял свою актуальность. Однако данный метод со своей богатой историей и всеми достоинствами и сейчас заслуживает внимания исследователей.

Список литературы:

1. Карвасарский Б.Д. Психотерапия. Учебник для студентов медицинских ВУЗов. - М.- 2002.
2. Шерток Л., Соссюр Р. Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда.- М.: Прогресс.- 1991.

Редактор: Бибикова Анна Александровна

Алена Тищенко

Благодарю Киевский Центр НЛП и тренингов Татьяны Лариной за комфортную и располагающую атмосферу тренинга. Восхищаюсь удачным сочетанием теоретического материала с практической отработкой.Благодаря этой программе у меня сложилась целостная, понятная картина как работать с конфликтом, но главное, вовремя выявлять причины возникновения. Пополнила свою профессиональную копилочку эффективными техниками. Считаю что данная программа полезна для, каждого человека, особенно для молодежи. Знания и опыт полученный в процессе тренинга помогают строить гармоничные отношения,формируют доверие Миру, а также способствуют личностному и карьерному росту. Благодарю, с УВ. Алёна Тищенко, коуч, к-т Базового курса Позитивной психотерапии, автор проекта" Струны женской Души".

Коломийцева Жаннета

Татьяна прежде всего очаровательная женщина, удивительная, грациозная, изящная, умная, мудрая, с потрясающими глубокими глазами, интересная, разносторонняя, яркая, талантливая личность. Общение с ней доставляет огромное удовольствие, с ней легко и комфортно. В ее душе пылает огонь, способный зажечь пламя в твоём сердце. И ко всему этому профессионал своего дела, учитель с большой буквы. Мне очень повезло в том, что я проходила обучение у такого неординарного Человека.

Ещё несколько месяцев назад, я и не думала, что моя жизнь может кардинально измениться и что она существует за рамками моего восприятия. И именно в тот момент, когда я находилась почти "на дне", судьба подарила мне встречу с Татьяной Лариной. Это удивительный человек, с огромным добрым сердцем и светлой душой. Специалист очень высокого уровня. Энергичная, необычная, неповторимая, с отменным чувством юмора и просто красивая женщина! Общаясь с Вами, Татьяна, заряжаешься мощной энергетикой, светишься изнутри и это мотивирует идти вперёд, преодолевая все преграды на пути. Вы дарите людям счастье, меняя их восприятие и направляя к достижению целей. Рядом с такими людьми хочется жить, творить, действовать, развиваться и добиваться! Татьяна, я иду за Вами и с Вами! Спасибо за Вашу поддержку, профессионализм и самоотдачу! Спасибо за знания, которые я у Вас получила и продолжаю получать! Хочу обратиться ко всем, кто читает этот отзыв: Ребята, не сидите на месте, развивайте себя, свои способности, меняйте свои негативные и ограничивающие убеждения, ЖИВИТЕ, светитесь изнутри и дарите людям частичку себя. Ради этого стоит ЖИТЬ!

Черпанская Снежана

Хочу выразить огромную благодарность Татьяне Лариной за ее профессионализм, самоотдачу, искреннее отношение к людям, открытость, умение выслушать, готовность отвечать на вопросы и просто неиссякаемое терпение. Татьяна нереально заряжает своей энергетикой, человек огромного таланта и глубины, когда смотришь на таких людей, это реально мотивирует, хочется двигаться дальше, развиваться, достигать. Вообщем всем рекомендую, работа на самом высоком уровне, огромное количество практики, знания полезны всем и каждому, а так же применимы во всех сферах жизни. Огромное спасибо за ваше время, внимание, знания и самое главное за мое желание двигаться дальше.

Виктория Олифиренко

Учиться у Татьяны Лариной - это как подарок судьбы. Рекомендую всем своим друзьям, кто хочет измениться и стать успешнее. Самое удивительное, что это происходит как бы "само собой". Спасибо, Татьяна, за то, что Вы даете людям.

Всякий знает, какое магическое оздоровляющее действие может приобрести одно утешительное слово со стороны врача и, наоборот, как иногда убийственно… действует на больного суровый холодный приговор врача, не знающего или не желающего знать силы внушения.

В. Бехтерев.

Использование таких удивительных и еще недостаточно изученных состояний психики человека, как внушаемость или гипноз, уходит своими корнями в доисторическое прошлое. Внушение в бодрствующем состоянии или особенно в состоянии гипноза применяли жрецы и шаманы, вожди и полководцы, целители и мистификаторы. В одном из древних египетских источников о способах врачевания - содержится описание 900 прописей целительных трав и снадобий, но самым примечательным является начало папируса, звучащее примерно так: «Слова следует произносить четко и произносить часто, как только возможно, прикладывая лекарство к больным членам, для того чтобы уничтожить поразившие их страдания..."». Во всем тексте папируса проводится мысль о необходимости сопровождать принятие каждого лечебного средства обращением к богам и духам. Заклинания благотворны в сопровождении лекарств и лекарства благотворны в сопровождении заклинаний. Использовали древние жрецы внушение и в состоянии гипноза. В греческом храме, посвященном богу-врачевателю Асклепию, имелось даже специальное помещение - абатон, где паломники, пройдя предварительные сложные процедуры богослужения, погружались в искусственный сон, во время которого слышали голос Асклепия. Характерно, что на стенах храма, составленных из огромных каменных плит, были вырезаны надписи с подробным описанием чудесных исцелений, свершившихся в храме. Этот прием, усиливающий суггестию, применяют и в наши дни многие психотерапевты. Одним из наиболее искусных древних психотерапевтов, можно назвать Иисуса Христа. Удивительно, но и сам Иисус понимает силу внушения и самовнушения. Он говорит людям, идущим к нему за исцелением такие слова: «По вере вашей да будет вам». Широко распространено внушение и самовнушение в странах Востока и особенно в Индии. Можно услышать о том, как йог Харид посредством самовнушения погрузил себя в состояние, близкое к анабиозу, и пробыл в таком состоянии в деревянном ящике без пищи и воды в течение 40 дней.

Велика в Индии вера в могущественную чудотворную силу заклинаний. В тайной книге брахманов «Атхарваведы» собраны заклинания. При этом брахман раскачивается в такт заклинанию и сжигает на огне определенное количество листьев целебного растения, заклинание оказывает исцеляющее воздействие, если произносится 70 раз. Царь Пирр и император Веспасиан излечивали прикосновением большого пальца правой ноги. Короли Франции и Англии исцеляли своих подданных наложением руки. Таким образом, стихийно было накоплено множество психотерапевтических приемов, но проблема заключалась в их научной интерпретации. Учение о гипнозе неразрывно связано с именем венского врача Франца Антона Месмера. Он был один из образованнейших людей своего времени, имел три диплома: доктора медицины, права и философии. Месмер музицировал с Вольфгангом Амадеем Моцартом и был дружен с его отцом, Леопольдом Моцартом. Редко, в свободное от науки и музыки время, Месмер практиковал как врач, используя в качестве лечебного средства магнит, введенный в практику Парацельсом. Месмер неожиданно для себя обнаружил интересный лечебный эффект, что выздоровление у определенной категории больных наступает и в тех случаях, когда вместо магнита он прикасается к ним своей рукой. Из этого он делаетвывод о том, что целебная сила заключается не в магните, как утверждал Парацельс, а в руках целителя. Собственное открытие ставит Месмера в тупик, но как добросовестный ученый он стал искать этому явлению объяснение.

В результате чего, он создал теорию, сущность которой сводилась к тому, что вся вселенная пронизана особого рода невидимой субстанцией -- магнетическим флюидом, и отдельные, особо одаренные личности, к ним Месмер причислял и себя, обладают способностью накапливать в себе магнетические флюиды, а затем непосредственно или через специальные приспособления передавать их другим людям. Для лечения больных Месмер сконструировал специальные чаны, наполненные железными опилками, в крышке каждого чана были сделаны отверстия, из которых наружу выходили подвижные железные стержни. Больные располагались вокруг чанов, брались за стержни и друг за друга, образуя длинные цепочки. А сам Месмер выходил в лиловой одежде и намагничивал чаны, прикасаясь к ним хрустальным жезлом. Во время сеанса играла нежная музыка, больные доводили себя до состояния кризиса, во время которого плакали, кричали, корчились в судорогах, потом их переносили в специальный зал, где они засыпали, а очнувшись от сна, чувствовали себя освобожденными от страданий.

Месмера нельзя назвать шарлатаном, он был глубоко уверен в правильности своей теории, которую считал физиологической и рационалистической. Он был убежден, что существование флюида так же реально и материально, как, например, действие металлического магнита. Однако Месмер утверждал, что открытый им «животный магнетизм» сильно отличается от действия магнита, и смутно догадывался, что кроме флюидов на больного воздействуют еще какие-то силы. Отсюда все эти ритуалы с камзолом, музыкой и жезлом. Не следует забывать, что в 18 веке, веке энциклопедистов, процветало суеверие, вера в колдовство и в то время еще сжигали колдуний на кострах. В 1774 г. месмеровская теория «магнетических флюидов» рассматривалась на заседании Французской академии и Королевского медицинского общества, в котором принимали участие такие видные ученые, как Лавуазье, Франклин, Жюсье, Байли. Приговор комиссии экспертов был суров и категоричен, а «Животный магнетизм» осужден. Целебное действие, а его отрицать было невозможно, приписывалось не флюидам, существование которых ставилось под сомнение, а воображению. Воображение без магнетизма вызывает конвульсии, говорилось в заключении, а магнетизм без воображения не вызывает ничего. Осуждена была не только теория Месмера, но и сам его метод лечения, который, по мнению академиков, отрицательно влияет на нравственные устои общества. В 1776 г. Месмер переезжает в Париж, добивается аудиенции у короля Франции Людовика и заручается поддержкой королевы Марии-Антуанетты.

На научный Олимп начинает оказываться давление, но Академия остается непреклонной в своем решении. Во время французской революции Месмер эмигрировал в Швейцарию, где и умер в забвении и безвестности в 1815 г. Но семена, посеянные им, позже дали всходы. В 1882 г. Французская академия под влиянием работ Шарко признала метод лечения гипнозом научно обоснованным, то есть одобрила, по существу, то, что сто лет назад решительно отвергла. В 1818 г. поклонник Месмера Шостенье де Пьюисегюр, практикуя «магнетические пассы», открывает наиболее глубокую стадию гипноза -- сомнамбулизм. Магнетизируя больного, Пьюисегюр убеждается в том, что пациент погружается в состояние «магнетизма» не только в результате прикосновений, но и под воздействием слова или приказа. Выходит, что флюиды здесь не при чем, а главный действующий фактор - внушение. Однако началом научного изучения гипноза следует все-таки считать исследования английского хирурга Джеймса Брейда. Присутствуя на сеансах известного французского магнетизера Шарля Лафонтена, внука знаменитого баснописца, Брейд обратил внимание на то, что подопытный, впавший в состояние «магнетизма», не может открыть глаза, пошевелить рукой и вообще напоминает спящего человека.

Брейд решает сам продолжить опыты по «магнетизации», но применяет при этом свой оригинальный подход. Он предлагает пациенту фиксировать взор на каком-нибудь предмете, например на горлышке бутылки, и не думать ни о чем, кроме сна. Результаты опытов превзошли все ожидания. Все пациенты после нескольких минут общей расслабленности и фиксации взгляда впадали в состояние, которое Брейд назвал гипнозом. Результаты своих опытов Брейд опубликовал в книге «Нейрогипнология». Он рассматривал гипноз, как особый вид сна, наступающий в результате утомления сосредоточенного взора и внимания, расслабления мышц и замедленного дыхания. Для объяснения механизма гипноза Брейд использовал гипотезу о моноидеизме, о состоянии охваченности одной единственной мыслью. Это состояние, он полагал, возникает у загипнотизированного в результате сосредоточения взора и мысли на одном предмете. Теоретическое объяснение Брейдом гипноза в наше время представляется наивным, но практические наблюдения, сделанные им, не потеряли своей актуальности. Брейд одним из первых отметил тот факт, что восприимчивость людей к гипнотизации, «гипнабельность», неодинакова и зависит не столько от личности гипнотизера, сколько от состояния нервной системы пациента. Он обратил внимание, что глубина гипноза у различных людей может быть различной, а иногда меняется на протяжении одного и того же сеанса. Брейд убедился в особой силе внушения в состоянии гипноза и использовал этот эффект как метод лечения истерических параличей, припадков. Но главной заслугой является то, что он был первым, кто взглянул на гипноз как на явление земное, материальное, вызванное естественными, физиологическими причинами.

После смерти ученого центр изучения гипноза переместился во Францию. Точнее, во Франции образовались два центра по изучению гипноза: первый во главе с всемирно известным неврологом и психиатром Жаном Мартеном Шарко, а второй в Нанси во главе с профессором терапевтической клиники университета Ипполитом Бернгеймом. Поводом для новой волны интереса к гипнозу во Франции послужил тот факт, что Шарко была поручена проверка эффективности вошедшей в моду металлотерапии. Так, французский исследователь Бюрк заметил, что больная, в состоянии сомнамбулизма дотрагивающаяся до медной ручки двери, впадала в каталепсию. Этого не происходило, если на ручку двери была предварительно надета резиновая перчатка. В 1876 г. Бюрк, накопив большой фактический материал, обратился к президенту Французского биологического общества, и тот назначил комиссию по изучению этих явлений, в ее состав вошел и Шарко. Комиссия подтвердила факты, полученные Бюрком, но не сумела дать им убедительного теоретического объяснения. Работая в комиссии, Шарко заинтересовался гипнозом как методом воздействия на больных. В ту пору его интересовал механизм возникновения неврозов и особенно истерии. И тот факт, что многие симптомы истерии в состоянии гипноза буквально на глазах исчезали или, наоборот, проявлялись, привели ученого к выводу о том, что гипноз является не чем иным, как искусственно вызванным истерическим неврозом. Шарко разработал свой «шоковый» метод гипнотизации. Пациента вводили в полузатененный зал, вдруг раздавался оглушительный звук гонга, перед глазами вспыхивал яркий свет, и пациент впадал в состояние гипноза. Шарко выделил три стадии глубины гипноза: каталепсию, летаргию и сомнамбулизм. Но главной заслугой Шарко является, пожалуй, то, что он привлек к гипнозу внимание мировой научной общественности. Под его влиянием изучением гипноза занимались видные ученые и неврологи Парижа.

Представители нансийской школы считали, что гипноз -- это психологический феномен, связанный с внушением. Они рассматривали гипноз как результат того, что гипнотизируемый поддается внушающему влиянию гипнотизера, не обнаруживая при этом достаточной критики к полученному внушению. Широко известно утверждение нансийцев, что гипноза нет, есть только внушение. И в то же время они категорически отрицали болезненную, истерическую природу гипноза. Между парижской и нансийской школами гипнологов развернулась длительная и острая научная дискуссия. В конечном итоге на первом Международном конгрессе физиологической психологии, состоявшемся в Париже в 1889 г., нансийцы одержали победу. Следует отметить, что ошибок не избежала ни та, ни другая школа. Если Шарко, идентифицируя гипноз с истерией, ограничил рамки его лечебного применения, то Бернгейм отождествляя понятия гипноз и внушение, отрицали самостоятельность гипноза и существование его вне сферы вербального воздействия. С современных позиций следует признать, что, хотя гипноз и внушение взаимосвязаны, но это отличающиеся друг от друга явления хотя бы уже потому, что в гипноз можно погрузить не только человека, но и животных, в то время как восприятие словесного внушения присуще только человеку. Было бы неверно думать, что изучением гипноза в 19 веке занимались исключительно в Англии и Франции. Большой вклад в исследование гипноза внес шведский психотерапевт Отто Веттерстранд, опубликовавший книгу «Гипнотизм и его применение в медицине», в которой он описывает особенности лечения гипнозом соматических заболеваний, болезни сердца, желудка, астмы, и впервые ставит вопрос о лечении гипнозом хронического алкоголизма.

Немалую роль в развитии учения о гипнозе сыграли и труды немецких врачей Левенфельда и Молля. Одновременно с работами Шарко и Бернгейма, професеор физиологии Харьковского университета Даншевский в многочисленных экспериментах показал возможности гипнотического воздействия на животных. Он проводил исследовании на самых различных представителях животного мира: лягушках, ящерицах, змеях, тритонах, черепахах, крокодилах, речных раках, морских крабах, лангустах, омарах и каракатицах, рыбах и птицах. А в 1891 г. выступил с докладом на 4 съезде Обшества русских врачей в Москве, где убедительно доказал единство природы гипноза у человека и животных, нанеся тем самым ощутимый удар по нансийской школе. На этом же съезде с докладом «Терапевтические приемы гипнотизма» выступил ученик и последователь С.С. Корсакова А.А. Токарский. Страстный сторонник внедрения гипноза в лечебную практику, он говорил в своем докладе что смешно было бы думать, что гипнотизм вырос где-то сбоку, за дверями храма науки, что это подкидыш, воспитанный невеждами, можно только сказать, что невежды его достаточно понянчили и захватали руками. Прошло больше ста лет, но эти слова актуальны и сейчас. В начале 80-х гг. 19 века Токарский впервые начал читать курс физиологической психологии и гипнотерапии на медицинском факультете Московского университета. Известно о благосклонном отношении Токарского к народным целителям и служителям церкви, использовавшим методы прямого и косвенного внушения в лечебных целях. В 70--80-х гг. в селе Нахабино священник Сергий Пермский исцелял хронических алкоголиков. Он брал с них «зарок» не пить спиртного и при этом заставлял целовать крест и Библию, в проповеди, предшествующей ритуалу, отец Сергий убеждал в том, что христианин, вновь начавший пить после «боговдохновленного зарока», совершает тяжкий грех.

Таким образом он излечил около 30000 человек, которые создали общины «чаепитников». Большую роль в развитии отечественной и мировой психотерапии сыграл Владимир Михайлович Бехтерев. Родился Бехтерев 20 января 1857 г. в селе Сорали в семье станового пристава. В 1873 г. он поступил в прославленную Медико-хирургическую академию. При этом не обошлось без курьеза, выяснилось, что этому огромному, похожему на Илью Муромца парню нет еще 17 лет. Двери академии захлопнулись, но Бехтерев был не так прост. Он пошел домой к начальнику академии и сумел убедить его, что дело не только в количестве прожитых лет. Способности и работоспособность этого человека были поистине легендарными. Будучи слушателем академии, он успел побывать на войне с турками за освобождение Болгарии, участвовал в нескольких студенческих забастовках, был одним из организаторов студенческого бойкота, объявленного преподавателю физиологии И.Ф. Циону, из-за чего на всю жизнь нажил себе недоброжелателя в лице И.П. Павлова, в те годы, ассистента И.Ф. Циона. В 1878 г. Бехтерев окончил академию и был оставлен в должности врача-стажера при кафедре психиатрии, которую возглавлял Мержеевский, ученик и преемник родоначальника отечественной психиатрии Балинского. В 24 года Бехтерев блестяще защищает докторскую диссертацию, а в 27 лет командируется за границу. Находясь в командировке в Лейпциге, он в декабре 1884 г. получает официальное приглашение, подписанное министром народного просвещения, занять кафедру психиатрии в Казанском университете. И снова проявляется характер ученого, прежде чем дать свое согласие, он ставит три условия: организовать в Казани клинику душевных болезней, учредить дополнительную должность ассистента кафедры и продлить срок его командировки с целью стажировки в клинике Шарко.

Все требования Бехтерева были удовлетворены. До весны 1885 г. он стажируется в Сальпетриере, увлекается гипнологией, успевает побывать в Вене у «знатока мозга» Мейнерта и осенью приезжает в Казань. Там Бехтерев стал активным поборником лечения гипнозом и внушением. В 1893 г. в возрасте 36 лет Бехтерев назначается начальником кафедры душевных и нервных болезней Военно-медицинской академии, сменив на этом посту Мержеевского. Мержеевский был отличным клиницистом, морфологом, но к психотерапии, особенно к лечению гипнозом, относился скептически. Возможно, этому способствовал нездоровый гипнотический бум, который прокатился по всей Европе и достиг своего апогея в России к середине 80-х гг. 19 века. Мержеевский добился решения Медицинского совета об осторожном применении гипноза во врачебной практике, согласно которому прибегать к гипнозу можно было только с разрешения администрации и обязательно в присутствии второго врача. Заняв кафедру, Бехтерев настоял на отмене этих ограничений. Сам он в лечении больных широко использовал внушение под гипнозом. Когда в юбилейном для Военно-медицинской академии 1898 г. Бехтереву предложили выступить с актовой речью, он посвятил ее роли внушения в общественной жизни, а позже, в 1903 году, эта речь была издана отдельной книгой: «Внушение и его роль в общественной жизни». Некоторые положения, высказанные Бехтеревым в этой книге, актуальны и в наши дни. Прежде всего, он четко разграничивает такие понятия, как убеждение, внушение, гипноз. Убеждение, по его мнению, входит в сферу психической деятельности при посредстве личного сознания, усваивается нами путем обдумывания и осмысленной переработки, становясь достижением нашего Я. Внушение, сводится к непосредственному прививанию тех или других психических состояний от одного лица другому, прививанию, происходящему без участия воли воспринимающего лица и нередко даже без ясного с его стороны сознания. Гипноз, по Бехтереву, представляет собой не что иное, как искусственно вызванный видоизмененный нормальный сон, при котором, однако, сохраняется контакт с гипнотизером. У загипнотизированного наступает особое состояние пассивности, в силу чего внушение действует на него столь подавляющим образом.

Внушения могут иметь форму приказаний, лозунгов, личного примера. Команда действует не только силой страха за непослушание, но и путем внушения или прививки известной идеи. Пример тоже может действовать как внушение, ведущее к совершенно невольному и безотчетному подражанию. Сначала идеологическая обработка, потом строевая муштра, развивающая пассивную подчиняемость, потом приказ и солдат идёт исполнять его. Таков механизм поведения солдат на войне. Внушение, действует путем непосредственного прививания психических состояний, то есть идей, чувствований и ощущений, не требуя вообще никаких доказательств и не нуждаясь в логике. Внушение действует прямо непосредственно на психическую сферу другого лица путем увлекательной и взволнованной речи, жестов, мимики. Пути передачи психического состояния с помощью внушения более многочисленны и разнообразны, чем пути передачи мыслей посредством убеждения. Поэтому внушение представляет собой гораздо более распространенный и нередко более могущественный фактор, нежели убеждение.

Внушение, обычно, сочетается с взаимовнушением и самовнушением, которые могут привести к психическим эпидемиям. Их характер определяется господствующими в данный период воззрениями. Так, для 16 века были характерны «эпидемии» колдовства, для17 века - бесноватость и одержимость, для 19 века - мании величия и преследования. Во времена Бехтерева верили в спиритов, в духов, не утихала деятельность мистификаторов и шарлатанов. Внушенные идеи Бехтерев называл «психическими микробами». Он говорил, что не подлежит сомнению, что психический микроб в известных случаях оказывается не менее губительным, нежели физический микроб, побуждая народы время от времени к опустошительным войнам и взаимоистреблению, возбуждая религиозные эпидемии и вызывая, с другой стороны, жесточайшие гонения новых эпидемически распространяющихся учений. Всю свою сознательную и плодотворную жизнь ученый способствовал внедрению в практику медицины гипносуггестивной терапии. И когда в декабре 1927 году Бехтереву, в ту пору признанному лидеру отечественной невропатологии и психиатрии, предложили выступить на 1 Всесоюзном съезде невропатологов и психиатров, он сделал доклад о коллективном лечении внушением под гипнозом больных алкоголизмом. Триада условий, определяющих сущность и эффективность этого метода лечения, триада Бехтерева, не утратила своей актуальности и в наши дни. Она включает: разъяснительную беседу рационального плана; внушение в гипнозе; обучение участников группы формулам самовнушения. Этот доклад Бехтерев сделал за 30 ч до смерти.

История отечественной психотерапии, естественно, не ограничивается именами Данилевского, Токарского, Бехтерева. Большой вклад в развитие патогенетической психотерапии внес Мясишев, активизирующей терапии - Консторум, психосоматической терапии - Платонов, эмоционально-стрессовой терапии - Рожнов. За каждым из этих имен стоят десятки учеников. Отечественная психотерапия немыслима и без таких имен, как Рыбаков, Хорошко, Подъяпольский, Яроцкий, Лазурских, Нарбут, Неткачев, Гиляровский, Кутании, Стрельчук и многие другие. История отечественной психотерапии по существу является историей развития учения о гипнозе и внушении. Недирективные методы психотерапии, в том числе и психоанализ Зигмунда Фрейда, нашедшие в России благодатную почву в начале 20 века, были осуждены как метафизические, чуждые материалистическому мировоззрению, и на них было наложено табу. Следует отметить, что сам Фрейд сыграл отрицательную роль в истории развития гипнологии, совершив ту же ошибку, что и ортодоксальные гипнологи по отношению к психоанализу. Фрейд сначала интересовался гипнозом и ездил изучать его технику к Шарко и Бернгейму, но потом, встав на позиции психоанализа, предал гипноз анафеме.

В 1910 году с кафедры Кларковского университета в Америке он говорил, что вскоре гипноз стал для него неприятен, как капризное и, так сказать, мистическое средство. Только когда вы исключите гипноз, вы сможете заменить сопротивление и вытеснение и получите действительно правильное представление о патогенном процессе. Быстрое распространение идей психоанализа на Западе и авторитет Фрейда сыграли в этом свою роль. Интерес к гипносуггестивной терапии в странах Запада заметно снизился и только в последние десятилетия начал возрождаться снова. Решением Британской медицинской ассоциации в 1955 году гипноз был полностью реабилитирован в Англии.

В 1958 году Американская медицинская ассоциация официально включила гипноз в медицинскую терапию. В 1955 году во Франции была издана Медико-хирургическая энциклопедия, в которой гипнозу, посвящена отдельная глава. Однако лишь в 1965 году, после 65-летнего перерыва, в Париже состоялся 3 Международный конгресс по гипнозу. Это не значит, что психотерапия на Западе полностью ориентирована на внушение и гипноз, но время и здравый смысл способствуют все большему сближению директивных и недирективных методов психотерапии.