Профессиональная тайна в психологии. Границы конфиденциальности: что и кому может рассказать о вас психолог? Пациенты боятся заслужить репутацию параноика

Обращение к профессиональному психологу требует от вас определенной смелости. Психические проблемы до сих пор стигматизируются в нашем обществе. Если вы готовы к посещению специалиста, это означает, что вы готовы мириться с косыми взглядами окружающих.

Исследования показывают, что 49 процентов людей не получают лечения, воспринимая помощь психолога или психотерапевта как крайнюю меру. Многие боятся, что попадут на прием к человеку, который не сможет хранить их личные секреты. Вероятно, раскрытие некоторых профессиональных тайн позволит вам относиться к психологам более лояльно.

Специалист поможет вам, только если вы этого захотите

Трудно получить желаемые результаты, если не верить в успех всей затеи. Вы должны обладать сильным желанием решить свои проблемы, а не идти в кабинет психолога с изрядной долей скептицизма. Чтобы специалист составил наиболее полную картину происходящего, вы не должны кривить душой или скрывать некоторые важные детали. Эмоциональная закрытость неизбежно ведет к провалу.

Тяга к алкоголю присуща многим лицам в депрессии

Прежде чем вы обратитесь к доктору с просьбой выписать антидепрессанты, вы должны ограничить или полностью исключить потребление алкоголя. Спиртные напитки имеют репутацию депрессантов, а их чрезмерное потребление не только не устраняет психологические проблемы, но и создает новые. К сожалению, люди идут по ложному пути, предпочитая искать утешение на дне бокала, а не идти в кабинет психолога.

Записи психолога имеют важное значение

Это может показаться странным, но все специалисты во время беседы делают записи. Не волнуйтесь за собственную репутацию: все, о чем вы рассказали, не выйдет за пределы его кабинета. Эти заметки являются конспектом, который помогает найти потенциальные пути решения важной проблемы. Невозможно удерживать в голове все детали вашего рассказа.

Психологи тоже нуждаются в лечении

Нет ничего странного в том, что ваш доктор когда-либо сам нуждался в помощи. Никого не удивит, если у окулиста плохое зрение, а врач-терапевт простужается каждую зиму. Так почему психологи должны игнорировать сеансы профессиональной терапии, если их эмоциональное здоровье находится под угрозой? К тому же личный опыт является хорошим подспорьем для профессиональной практики.

Эти люди могут чувствовать изоляцию

Если вам кажется, что профессия психолога, который ведет частную практику и получает хорошие деньги, - это ваша мечта, советуем подумать дважды. Эти люди довольно обособлены, а иногда чувствуют себя в полной изоляции. Они могут общаться с коллегами, но когда делают это часто, то способны потерять связующую нить с клиентами.

Жестокое поведение клиентов - это реальность

Большинство людей представляет сеанс в кабинете психолога как расслабляющую процедуру, но предлагаем вам взглянуть на обратную сторону этой деятельности. К специалистам могут обращаться совершенно неуравновешенные клиенты, которые могут ударить и даже покалечить его. Подобные вещи всегда пугают психологов.

Отсутствие родительской любви распространено

Вы думаете, что являетесь монстром, так как не испытываете особой привязанности к членам своей семьи? На самом деле вы не одиноки. Многие родители, имеющие психологические проблемы, не заботятся о членах своей семьи, в том числе о детях. Они ожидают, что в какой-то момент инстинкт возьмет верх и все изменится, но этого часто не происходит.

Плач клиента не раздражает психолога

Если вы чувствуете смущение, когда плачете в кабинете психолога, прекратите это делать. Плач - это естественная и здоровая часть процесса душевного очищения. Многие специалисты чувствуют себя комфортно, когда кто-то в их присутствии пускает слезу. И если это не так, это означает, что психологу пора искать другую работу или самому обратиться за профессиональной помощью.

Они знают, что небольшие проблемы могут вызывать стресс

Вы думаете, что если проблема кажется несерьезной, она не может вызвать сильное эмоциональное потрясение? Любой психолог укажет на ваши заблуждения. Каждый день эти люди видят, как их клиенты зациклены на незначительных вещах, которые отравляют им жизнь.

Нарциссы являются самыми проблемными пациентами

Если жестокие пациенты являются самыми нежелательными, то нарциссы являются самыми проблемными. Нарциссическое расстройство личности тяжело поддается лечению. Клиенты постоянно жалуются на всех своих знакомых, на обстоятельства и на устройство мира. Они часто терпят неудачи, но не понимают, что сами должны нести ответственность за свои просчеты.

Боль клиентов может расстроить психолога

Если ваш психолог сохраняет дистанцию и ведет себя довольно отстраненно, это не означает, что он не принимает вашу боль близко к сердцу. Отсутствие понимания ситуации клиента - это основной источник разочарования даже для опытного профессионала.

Они не могут оценить результаты своей работы

Приятно представить, как избавившиеся от депрессии клиенты приходят через время к своему психологу и рассказывают о своей изменившейся и счастливой жизни. Однако это бывает крайне редко. Большинство людей предпочитает не поддерживать обратную связь.

Плохое воспитание вызывает ухудшение психического здоровья

Плохие родители способны разрушить жизнь своего ребенка. Даже если вы найдете способ добиться карьерного успеха и найти гармонию в личной жизни, что-то все равно будет мешать вам на пути к достижению счастья.

Навязчивые мысли бывают у всех

Если вы когда-нибудь представляли, как прыгаете с балкона девятого этажа, или опасались, что случайный автомобиль собьет вас на пешеходном переходе, вы не одиноки. Навязчивые мысли закрадываются в голову многим людям, и даже к тем, кто не страдает от психического расстройства.

Большинство людей повторяют одни и те же разрушительные сценарии

Даже если вам кажется, что проблема, с которой вы столкнулись, является уникальной, скорее всего, вы ошибаетесь. Это случалось и раньше, так как людям свойственно повторять одни и те же негативные сценарии. Они видели это, глядя на модель отношений своих родителей, и продолжают отображать снова и снова.

Пациенты боятся заслужить репутацию параноика

Если вы думаете, что психолог может счесть вас параноиком, вы не одиноки. Большинство пациентов, находясь в кабинете специалиста, раскрывают свои опасения. Они боятся косых взглядов других людей, и этот страх универсален. Ни один психолог не станет за это осуждать.

Психолог видит, если клиент пришел на прием нетрезвым

Выпивка может стать основанием для прекращения консультаций. Вы думаете, что можете скрыть свое измененное сознание и замаскировать запах алкоголя, но странное поведение и голос выдают вас.

Интимные отношения с клиентом ставят на карьере крест

Это часто бывает, если психолог и клиент являются представителями противоположного пола. Мужчины и женщины фантазируют относительно свидания со своим доктором. Однако этим мечтам не сужено сбыться, так как психологи и психотерапевты разделяют профессиональную и личную жизнь. На кону стоит сохранение лицензии на работу.

Конфиденциальность превыше всего

Вы можете не волноваться о том, что ваш доктор расскажет о ваших проблемах друзьям или домочадцам. Конфиденциальность является одной из самых важных сторон этой профессии.

Не каждый психотерапевт вам подходит

Поиск подходящего специалиста может быть удивительным опытом. Это не означает, что каждый психолог и каждый психотерапевт из круга ваших знакомых должен вникать в ваши проблемы. Не спешите осаждать их вопросами. Только непринужденный разговор позволит составить полную картину происходящего.

Профессиональная тайна

Каждый медработник обязан хранить молчание во всœех случаях и ситуациях по поводу любой медицинской информации о больном. Это диктуется как врачебной этикой, так и законодательством. Исключения, когда врач может (но не обязан) нарушить молчание:

· предоставления сведений о больном с его согласия

· при разрешении вышестоящих органов

· при экстренных извещениях

Обстоятельства, вынуждающие медработника нарушить молчание:

1. Редкость заболевания

2. Успех лечения

3. Известная личность больного

4. Услуга людям, от которых зависит медработник

5. Несдержанность медработника

10.6.4 Профессиональные ошибки

Ятропатогении - патологические состояния, возникшие у пациента вследствие диагностико-лечебных и профилактических мероприятий.

Сорогении - данные состояния возникли в результате действий медсестры.

Причины:

1. Профессиональные ошибки медработника

2. Дефекты организации медицинской помощи

3. Органоцентрический подход

4. Деформации личности медработника

Принципы самоотношения медработника:

· Признание своих недостатков

· Определœение пределов возможностей

· Ограничение сферы ответственности

· Определœение профессиональных притязаний

· Предоставление выбора себе

Психологические принципы взаимодействия при неопределœенности:

1. Признание неопределœенности

2. Письменное согласие больного

3. Предупреждение неадекватных мер (избыточного обследования, надуманной ясности)

4. Обеспечение социальной эмоциональной поддержки

5. Использование полезной наличной информации

6. Постоянное внимание по отношению к больному

7. Конгруэнтное невербальное и лингвистическое оформление вероятностной информации.

Профессиональные ошибки:

· Ошибки по неведению – ошибки в результате недостаточности профессиональных знаний и навыков.

· Ошибки по недомыслию – неправильное использование имеющихся профессиональных знаний и навыков.

· Деонтологические ошибки – ошибки в результате нарушения деонтологических принципов во взаимоотношениях с пациентом.

Ошибки крайне важно отличать от плохих исходов , которые не зависят от действий медработника (подразумевается, что он всё сделал правильно).

Плохие исходы:

Неизбежные исходы

Побочные действия

Основные меры по предупреждению ошибок по недомыслию:

1. Умение пользоваться когнитивными системами знаний

2. Поддерживание интеллектуальной формы

3. Определœение пределов своих интеллектуальных возможностей

Неадекватные реакции на совершенную ошибку:

1. Отрицание – непризнание самого факта ошибки

2. Оправдание – приведение аргументов, защищающих собственное неправильное решение или поведение

3. Отстранение – снятие личной ответственности за ошибку

Конструктивные реакции на совершенную ошибку:

1. Признание ответственности

2. Исправление ошибки

3. Устранение последствий ошибки

4. Анализ причин, выработка методов распознавания и предупреждения ошибки

10.6.5 Аспекты профессионального личностного роста медработника:

1. Воспитание когнитивного контроля.

2. Формирование адекватного профессионального когнитивного стиля и когнитивных схем.

3. Участие в тренингах по формированию коммуникативной компетентности.

4. Участие в балинтовских группах.

5. Выработка системного интегративного биопсихосоциального подхода к больному.

Правила этикета медработника по отношению к пациенту:

1. Умение представиться

2. Умение приветствовать

3. Пожелœение быстрого выздоровления

4. Спокойное упорядоченное поведение

5. Аккуратность в одежде

6. Вежливость в обращении

Поведенческие негативные проявления медработника:

· халатность

· механистичность

· шаблонность

· официозность

· фамильярность

· чрезмерная внимательность

· невнимательность

· поучения

· нотации

· агрессия

10.7 Психологические принципы организации медицинской среды:

1. Соблюдение лечебно-охранительного режима на всœех этапах передвижения больного.

2. Устранение медицинского лабиринта.

3. Создание психологически уютного интерьера.

4. Использование эффекта первого впечатления.

5. Распознавание реакции больного на медицинскую среду.

6. Соблюдение психофизиологического гигиенического режима (уровень шума, освещение, температурный режим).

7. Правильная группировка и распределœение больных.

8. Распознавание и предупреждение госпитализма.

9. Экскурсии больного по медучреждению.

10. Заблаговременная подготовка к выписке.

11. Общая линия поведения всœех медработников по отношению к одному и тому же больному.

Виды реакций на больничную среду:

1. Защитная

2. Защитно-обвинительная

3. Агрессивная

4. Принимающая

Амбивалентные стороны лечебно-профилактического режима:

1. Стремление поставить больного в зависимость от режима.

2.Стремление к самостоятельности больного и апеллирование к ответственности больного за нарушение режима.

Базовая установка для предупреждения амбивалентности -защищающие партнерские отношения, основанные на доверии.

Профессиональная тайна - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Профессиональная тайна" 2017, 2018.

«Мы не стали ждать, пока придут матросы, и сами – Эллердайс, плотник и я – вытащили сундук на палубу и столкнули за борт. Фонтаном взметнулись брызги, и ящик пошел ко дну. Там, на глубине лежит он и сейчас, и если правда, что моря со временем высыхают, то я заранее оплакиваю судьбу человека, который найдет странный полосатый сундук и попытается проникнуть в его тайну» А.Конан Дойль. Полосатый сундук. Рассказ.

Общим для всех профессий является принцип сохранения профессиональной тайны, конфиденциальности (от лат. confidentia–доверие) сведений о клиентах, информационных запросах, услугах, технологиях, рецептах. Если в личных отношениях от человека ожидают искренности и открытости, то профессиональная мораль диктует, что специалист всегда должен помнить о необходимости сохранения в тайне специальной информации, связанной с его работой. Профессиональная тайна пришла в этику специалистов еще из клятвы Гиппократа.

В советское время были неизвестны такие формы хранения служебной информации, как коммерческая тайна, не был известен нашим людям и промышленный шпионаж, но шпиономания была. Вход в любую служебку, кладовку с вениками в СССР украшала надпись «Посторонним вход воспрещен!». Вместе с тем, в каждом советском учреждении имелся Отдел № 1 (секретный), предназначенный для сохранения главной – государственной тайны – деятельность которого состояла в слежке за отдельными гражданами, от которых и сохранялась тайна. Поскольку государство полагало, что от него секретов быть не может, само оно интересовалось всем. Диагнозы болезни, личные отношения, приватные разговоры, читательские интересы – все, что в демократическом государстве является конфиденциальным, было интересно этому отделу.

Профессиональная тайна – специальная информация, ставшая известной специалисту в процессе работы и не подлежащая разглашению. Специальное хранение документов, связанных с такой информацией, правила уничтожения, применение специальных кодов, а также неразглашение самого факта наличия подобной информации, является принципиальным в государственной и военной службе, в отделах разработок, банковском деле и т.п. Профессиональная тайна может иметь статус государственной, военной, коммерческой, врачебной и т.п., предусматривать различные степени ответственности – от сугубо служебной до уголовно наказуемой.

Конфиденциальность и тайну следует, на мой взгляд, различать. Под профессиональной тайной логично понимать сведения о технологиях, новшествах, особенностях деятельности, особенности изготовления и хранения лекарств, взрывчатых веществ и т.д, могущих затрагивать интересы безопасности государства и отдельных людей, коммерческие интересы фирмы, специалиста, патентованные или нет. Во всем мире они тщательно охраняются.

В США, например, в 1996 г. принят закон, квалифицирующий экономический шпионаж как уголовное преступление. Так кража рецептов известных брендов Сoca-Cola привела к иску за разглашение коммерческих секретов, что наказуется тюремным сроком до 10 лет и штрафом до $250 тыс. Судом одного из штатов была признана вина японской компании за использование секретов американского производителя микросхем.

В Великобритании, как свидетельствует пресса, до 30% менеджеров используют доверенные им сведения в целях личного обогащения.

И дело не только в несознательности отдельных граждан. До сих пор «святость» тайны не всем очевидна. Общество заинтересовано в нераспространении оружия, в особенности массового поражения, каждая фирма имеет свои коммерческие тайны и хочет их сохранить. С другой стороны, общество заинтересовано в гласности разработок в области ядерной физики и их применения, химических исследований, в статистике преступлений и распространения особо опасных заболеваний, эпидемий, условий проведения испытаний лекарств и прочих ситуаций, когда под покровом тайны могут готовиться новые, угрожающие безопасности людей виды оружия, лекарств, психотропные вещества, скрываться сведения о надвигающихся стихийных бедствиях и катаклизмах и т.п. Когда таинственный рецепт небезопасен для здоровья. Гласность и доступность общезначимой информации с од­ной стороны, и неукоснитель­ное соблюдение служебной тайны с другой, целесообразно закреплять соответствующими нормативными актами. Ведь вопрос в том, чтобы были тайны, а не секреты.

Так, например, на каждой этикетке можно прочитать, из чего состоит продукт, его калорийность, сроки изготовления и хранения – это не секрет. Но ни одна уважающая себя фирма не станет печатать на этикетке рецепт изготовления своего товара, потому что это и есть её тайна.

Одной из причин распространения коррупции считается отсутствие правового регулирования вопросов, связанных со служебной информацией, которая может продаваться государственными служащими заинтересованным лицам в ущерб интересам государства.

С 1987 до 1994 года в России эти вопросы регулировались Постановлением Совета Министров СССР № 556-126, от 12 мая 1987 г., где слу­жебная тайна приравнивалась к государственной тайне, и имела гриф «секретно». После приня­тия в 1994 году Закона РФ «О государственной тайне» служеб­ная тайна перестала охраняться Законом, поскольку к информации с грифом «секретно», стала относиться только го­сударственная тайна. В 1995 году (с вхождением в силу Граж­данского кодекса РФ) служебная тайна, получила правовой статус с воз­можным применением гражданской ответствен­ности к лицам, ее разгласившим. С мая 1998 года за разглашение служебной тайны введена дисциплинарная ответственность. И все же, согласно действующему законо­дательству, за разглашение служебной тайны (в отличие от государственной и коммерческой) уголовной ответственности не предусмотрено, а, следовательно, не существует заслона для подкупа чиновников, как на уровне Российской Федера­ции, так и в ее субъектах.

Конфиденциальность применительно к работе специалиста, на мой взгляд, следует понимать как неразглашаемость сведений, касающихся личности и ставших достоянием специалиста в результате исполнения им служебных обязанностей или в связи с ними.

Например, в банке профессиональную тайну составляет документация отделов, расположение сигнализации, коды и т.п., а конфиденциальной является информация о вкладчиках и размерах вкладов. Закон обязывает в отдельных случаях (например, при расследовании преступлений) сообщать конфиденциальные сведения представителям правоохранительных органов, которые в свою очередь могут использовать их исключительно в интересах следствия и ни в каких других, избегая намеренного или нечаянного разглашения их и причинения морального вреда тем, кого они касаются.

Необходимость владения информацией как условие деятельности профессионала и возможность использования её в целях личного обогащения могут стать причиной конфликта интересов.

Кофликт интересов и служебная этика

«Порядочность – это способность поступать сознательно и справедливо там, где не предусмотрено действие закона» Аристотель. Никомахова этика.

Во всех профессиях требуется отказ от использования служебного положения в личных целях. В кодексах многих профессиональных цехов, конкретных фирм прописаны разделы о конфликте интересов . В противоположность патриархальной морали – профессиональная этика утверждает первичность служебных обязанностей и вторичность личного и семейного долга. В законодательстве многих европейских стран и США – это отдельные пункты специального закона о государственных служащих. Профессионал не имеет права получать иных доходов за труд, кроме оговоренной заработной платы или обозначенного в контракте вознаграждения. Любое иное вознаграждение, услуга, обусловленные характером труда, занимаемой должностью, может рассматриваться как факт коррупции.

Во всех профессиях, связанных с возможным возникновением зависимости, подчиненного положения, непременными являются равные для всех клиентов, посетителей, пользователей условия, недопустимость привилегированного отношения к кому бы то ни было, как и недопустимость дискриминации по признаку расы, национальности, вероисповедания, возраста, социального или имущественного положения или любому другому признаку. Коротко этот принцип может быть понят, как отсутствие привилегий в связи с профессией .

Наглядной формулой преодоления конфликта интересов является признание приоритета долга профессионального перед личным . Это, например, может означать, что если в обычных условиях мать должна в первую очередь позаботиться о своем ребенке, то на работе женщина-врач обязана оказывать помощь тем детям, которые нуждаются в ней в данный момент.

Конфликт интересов преодолевается выполнением профессионального долга, уважением прав собственности во всех её формах.


Похожая информация.


Нифонт Долгополов:

В связи с интенсивным обсуждением в официальной прессе и соцсетях (tass.ru›skandal-vokrug-57-y-shkoly и др.)случаев сексуальных контактов педагогов со старшеклассницами и мальчиками-школьниками в 57 школе в г. Москве, мне как практическому психологу с большим стажем и администратору психологического института (МИГИП), неоднократно имевшему дело с различного рода "этическими случаями" и юридическими претензиями, хочется высказать свое мнение (подчеркиваю СВОЕ, хотя форма высказывания может выглядеть категоричной) про «правила конфиденциальности», на которые часто ссылаются психологи (вследствие чего информация о начальных случаях сексуального использовании учащихся в упомянутой школе «опоздала» ни много, ни мало - на двадцать лет!). Осторожно: текст длинный и профессионально-нудный...

1.Для начала выдержки из Этических кодексов (далее ЭК), использующихся в России и задающих ориентиры для практики психолога в области конфиденциальности:
Этический кодекс психолога Российского психологического общества (2012 г.)
«… 1.1 Уважение достоинства, прав и свобод личности...

…Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц. ..
1.2. Конфиденциальность
1. (i). Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.
2. (ii). Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку.
3. (iii). Психодиагностические данные студентов, полученные при их обучении, должны рассматриваться конфиденциально. Сведения о Клиентах также должны рассматриваться конфиденциально.
4. (iv). Демонстрируя конкретные случаи своей работы, Психолог должен обеспечить защиту достоинства и благополучия Клиента.
5. (v). Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога.
6. (vi). Клиент имеет право на консультацию Психолога или работу с ним без присутствия третьих лиц.
7. (vii). Неконтролируемое хранение данных, полученных при исследованиях, может нанести вред Клиенту, Психологу и обществу в целом. Порядок обращения с полученными в исследованиях данными и порядок их хранения должны быть жестко регламентированы.»
Этический кодекс педагога-психолога
«…Принцип конфиденциальности
1. Информация, полученная психологом в процессе проведения работы, не подлежит сознательному или случайному разглашению, а в ситуации необходимости передачи ее третьим лицам должна быть представлена в форме, исключающей ее использование против интересов клиента.
2. Лица, участвующие в психологических исследованиях, тренингах и других мероприятиях, должны быть осведомлены об объеме и характере информации, которая может быть сообщена другим заинтересованным лицам и (или) учреждениям.
3. Участие обучающихся, воспитанников, родителей, педагогов в психологических процедурах (диагностика, консультирование, коррекция и др.) должно быть сознательным и добровольным.
4. Если информация, полученная от клиента, запрашивается экспертами (для решения вопроса о компетентности психолога во время его аттестации), она должна быть предоставлена в форме, исключающей идентификацию личности клиента экспертами. Для этого вся информация о клиенте регистрируется и хранится с учетом строгой конфиденциальности.
5. Отчеты о профессиональной деятельности, результаты исследований и публикации должны быть составлены в форме, исключающей идентификацию личности клиента окружающими людьми, не включенными в круг специалистов, работающих с данным клиентом.
6. На присутствие третьих лиц во время диагностики или консультирования необходимо предварительное согласие клиента и лиц, несущих за него ответственность (в случае, если клиент не достиг 16-летнего возраста; в случаях, если ребенок не достиг 16-летнего возраста, согласие на его участие в психологических процедурах должны дать родители или лица, их заменяющие.).
7. Администрация органа управления образованием или образовательного учреждения, по заданию которого проводится психологическое обследование, должна быть предупреждена о том, что на нее распространяется обязательство сохранения профессиональной тайны. Сообщая администрации результаты обследования и своего заключения, психолог должен воздерживаться от сообщения сведений, наносящих вред клиенту и не имеющих отношения к образовательной ситуации.»
И наконец, кодекс для практического психолога - кодекс для гештальт-терапевта, взятый из Европейской ассоциации гештальт терапии (EAGT), которым в основном пользуется российское профессиональное гештальт сообщество (Ассоциация русскоязычных гештальт институтов - АРГИ и др. организации).
Кодекс EAGT- АРГИ
«…B.3 Конфиденциальность
B.3.1 Все происходящее между гештальт-терапевтом и клиентом расценивается как конфиденциальное (за исключением особых обстоятельств - см. абзац B. 7 ниже).
B.3.2 Хранение персональных данных клиентов, включая записи случая, подчинено соответствующим национальным юридическим и профессиональным правилам.
B.3.3 Гештальт-терапевт заботится о том, чтобы лично идентифицируемая информация не просачивалась через сеть других конфиденциальных отношений, как например супервизии.
B.3.4 Если гештальт-терапевт желает использовать определенную информацию, полученную в ходе работы с клиентом, в лекции или публикации, необходимо получить разрешение клиента и сохранять строгую анонимность, чтобы гарантировать, что клиент не может быть опознан - изменяя имена и даты, а также с помощью маскирующего процесс стиля изложения и использования соавторства.
B.3.5 Если Гештальт терапевт желает использовать материал определенного кейса с целью изучения этого кейса, отчетов или публикаций, он/она получает согласие клиента везде, где это только возможно, и защищает анонимность клиента.
B.3.6 Видео-, фотосъемка и аудиозапись требует разрешения клиента или письменного разрешения его/ее адвоката.
B.3.7 Если общественные или частные организации, такие как суд или страховая компания, запрашивают у терапевта данные относительно клиента, терапевт следует национальным законам. Он должен при этом обсудить это с клиентом в манере, которая наиболее щадящим образом повлияет на терапевтический процесс…
…B.7 Исключительные Обстоятельства
B.7.1 Могут возникнуть обстоятельства, где Гештальт-терапевт должен принять меры, защищающие клиента и/или его/ее окружение, когда клиент считается недостаточно способным к самоконтролю. В тех случаях, когда имеются основания предполагать, что клиент больше не хочет или не может нести ответственность за свои действия, его следует проинформировать относительно изменений в соглашении, касательно конфиденциальности.
B.7.2 При контакте с клиентом, которого терапевт рассматривает, как потенциально относящегося к сфере «исключительных обстоятельств», стоит попросить клиента дать имя человека, к которому можно будет в исключительном случае обратиться. В этой ситуации поправка к договору конфиденциальности будет строго ограничена фактами и временем, необходимым клиенту, чтобы восстановить ответственность за свои действия.
B.7.3 В случае индивидуальных и/или коллективных чрезвычайных событий (например: индивидуальная и/или коллективная угроза жизни, социальные беспорядки, войны, стихийные бедствия и т.д.) гештальт-терапевт постарается придумать, если обстоятельства это позволят, особую форму работы, чтобы сохранить автономию клиента и профессиональную конфиденциальность.
B.7.4 В тех случаях, где психотерапия является частью более широкого процесса, направленного на благополучие клиента, гештальт-терапевт защищает его автономию и профессиональную конфиденциальность. Это в особенности относится к случаям, где психотерапевтическая работа была инициирована какого-либо рода «комиссией» (работа в больнице, работа с организациями, работа с несовершеннолетними, с «меньшинствами» и т.д.), или работе в команде с другими сотрудниками здравоохранения. Гештальт-терапевту стоит прояснить характеристики этого контракта еще на начальной стадии заключения контракта с его клиентами и другими вовлеченными представителями/профессионалами, и связываться с третьей стороной только после того, как согласие клиента будет получено.»

2. Первый комментарий. О функциях ЭК.
Все этические кодексы выполняют две функции: дают этические ОРИЕНТИРЫ для профессиональной деятельности и информируют клиентов, участвующих в этой деятельности, но не обладают КАКОЙ-ЛИБО ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ (наказывающей) ФУНКЦИЕЙ. При «нарушении» того или иного пункта кодекс лишь обозначает этически-профессиональную позицию: данное действие «нехорошо» и «неполезно» для профессиональной деятельности, или для клиента, или для самого психолога, или для всех И ТОЛЬКО. Почему я про это пишу - потому что многие клиенты, пишущие в этические комитеты жалобу на того или иного психолога, напрямую добавляют: «накажите!» (или подразумевают это действие), и потом обижаются. если этого не происходит. Еще раз повторяю: ЭК не наказывают, а экспертируют, предлагают конфликтующим сторонам вступить в диалог или дают рекомендации. НО НА ОСНОВАНИИ экспертизы ЭК общественные профессиональные объединения (например, ассоциации) или профессиональные институции (институты, центры и т.п.) в пределах своей компетенции могут предпринять различные действия, в основном направленные на улучшение деятельности психолога или коллектива психологов, защиту интересов клиентов. В отдельных случаях действия администрации могут носить предупреждающий или наказывающий характер, вплоть до отстранения конкретного психолога от определенного вида деятельности или исключения сотрудника из состава организации (но опять же действия правомерны в пределах административных полномочий).
2. Второй комментарий. ЭК и Законы.
Уголовная или гражданская юридическая ответственность психолога наступает только в рамках принятого в стране Закона, зафиксированного, в частности, в Уголовном Кодексе. Часто отношения Закона и Этического профессионального кодекса к тому или иному событию существенно различаются. Например, сексуальные действия учителя/психолога по отношению к старшеклассницам, безусловно осуждаются этическим кодексом педагога-психолога (см. пункт соответствующего ЭК о недопустимости ИСПОЛЬЗОВАНИЯ школьников сотрудниками школы), и администрацией школы должны быть жестко пресечены.
А Закон может относиться к этим действиям учителей неоднозначно: если школьницы достигли так называемого возраста сексуального согласия (например, для России- 16 лет), то учитель не подпадает под статью о сексуальном совращении; если доказать, что школьник/клиент является ЗАВИСИМЫМ от учителя/психолога, и его сексуальное согласие в принципе не может быть «добровольным», то только тогда учитель/психолог попадает под статью о сексуальном насилии. В отношении гомосексуальных контактов педагогов/психологов со школьниками правила Этического кодекса и Закона совпадают и запрещение не зависит от возраста школьника.
3. Третий комментарий. Правило конфиденциальности и реальность.
Ну а теперь про конфиденциальность. Конечно, во всех кодексах присутствует идея о МАКСИМАЛЬНОМ ОГРАНИЧЕНИИ «выноса» информации из консультативных/ психотерапевтических отношений за пределы этих отношений. Прежде всего не ради безопасности в социальном смысле, а для создания доверительной атмосферы в отношениях с психологом, не требующей перманентного контроля своих переживаний и высказываний. Для создания «близких отношений», в рамках которых могут быть открыты самые «стыдные», самые «опасные» для личности клиента переживания. Что чрезвычайно полезно для консультативной и терапевтической работы.
ОДНАКО, и клиент, и психолог понимают, что АБСОЛЮТА не бывает! Известно, что клиенты часто делятся содержанием терапии со своим партнером по жизни (особенно, если он/она оплачивают терапию!), !), а часто даже манипулятивно цитируют: «А мне мой психолог сказал, чтобы я…». А психолог обсуждает нюансы работы с супервизором, а своими эмоциональными состояниями во время работы, конечно, делится со своими близкими или коллегами… Поэтому как ни парадоксально, обсуждение с клиентом РЕАЛЬНОЙ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТИ и случаев «выноса информации» из консультативных /терапевтических отношений, только укрепляет доверительность в этих отношениях. Ведь главным является не вообще вынос любой информации, а распространение сведений, КОМПРОМЕТИРУЮЩИХ тем или иным образом клиента, его репутацию, имидж, личность в целом. Если клиент заранее знает, за что реально отвечает психолог, а что не может контролировать, уровень доверия и безопасности клиента сильно возрастает.
Полезно сразу обсудить (и, если возможно, даже зафиксировать письменно) ситуации, когда определенная информация «выносится» психологом: когда клиент делится информацией, которая представляет реальную угрозу жизни других людей или его собственной (суицид); когда клиент сообщает психологу о противозаконных действиях; когда правоохранительные органы или страховые компании запрашивают информацию о клиенте; когда психолог обсуждает «кейс» со своим супервизором или в учебном контексте. При этом важно подчеркнуть клиенту, что даже в случае передачи информации, которая может быть опасна или противоречит интересам клиента (в этом смысле пункт первый в кодексе педагога-психолога - см. выше - в реальности невозможен), психолог постарается максимально защитить клиента и не употреблять интерпретации, которые могут скомпрометировать клиента, а опираться только на факты.
Хорошо бы обсудить с клиентом и случаи, когда клиент делится «конфиденциальной» информацией - например, в случае, если клиент жалуется в администрацию Центра на работу психолога, полезно максимально доносить фактологический материал и контекст работы психолога, а не скрывать информацию за общими суждениями и оценками.
4. Четвертый комментарий. Психолог и Организация.
Я выделил в отдельный пункт обсуждение взаимодействия психолога и ОРГАНИЗАЦИИ, к которой он принадлежит, или по контракту с которой он работает, поскольку в российском психологическом сообществе, на мой взгляд, в этом месте много путаницы. Если частный психолог отвечает за безопасность, полезность психологической работы с клиентом САМОЛИЧНО, то в тех случаях, когда психолог работает под эгидой какой-либо ОРГАНИЗАЦИИ, то как правило, ОРГАНИЗАЦИЯ несет ответственность за результативность работы, за конфиденциальность и другие аспекты психологической работы с клиентом, и собственно юридически клиент заключает договор с ОРГАНИЗАЦИЕЙ. Поэтому «закрывание» психологом информации от ответственных лиц «своей» организации (что зачастую наблюдается) вообще-то является абсурдным.
Другое дело, что клиент все-равно может испытывать дискомфорт от такого распространения информации, да и администрация психологических центров в России не всегда знакома со своей ответственностью за конфиденциальность информации. В связи с этим психолог может обсудить с администрацией организации, что он не сообщает без необходимости подробности личной/внутренней жизни клиента, но уж ни в коей мере психолог не имеет права просто самовольно «не предоставлять» информации о клиенте администрации, под предлогом «принципа конфиденциальности». И разумеется, клиент должен быть предупрежден о таком «командном» хранении информации. Собственно, именно это обсуждается в пункте В.7.4 ЭК гештальт-терапевта ЕАГТ про включенность психолога в более широкий процесс и систему.
Я на своем личном опыте столкнулся с «командной ситуацией ответственности» на международном Интенсиве GATLA, когда мой терапевт (я был супервизором) попытался закрыть от администрации «конфиденциальную» информацию, полученную от клиента о том, что клиент является ВИЧ инфицированным, и не уведомил об этом ни администрацию Интенсива, ни своего партнера по комнате, в которой он жил на Интенсиве. Администрация Интенсива напомнила мне как супервизору и моему терапевту, что в этой ситуации мы оба просто обязаны сообщить администрации данный факт, поскольку именно она несет юридическую/финансовую ответственность, если неинформированный партнер по комнате «вдруг» заболеет СПИДом и выставит гигантский финансовый иск к администрации Интенсива.
Клиент может быть тоже включен в «более широкую систему» в рамках своей жизни - например, является несовершеннолетним, зависимым (психологически или финансово- его сеансы оплачивает другое лицо), проходит так называемую «принудительную психотерапию» и т.д. В этих случаях он также ОБЯЗАН предоставлять другим лицам, не вовлеченных непосредственно в терапевтический процесс, некую информацию о процессе собственной терапии/консультирования. Объем и содержание этой информации является предметом переговоров как с психологом, так и с представителями этой «более широкой системы» клиента.
5. И последний комментарий. Конфиденциальность о консультанте/терапевте.
Мы уже касались выше того факта, что не только профессиональный психолог отвечает за разумное ограничение распространения информации о консультативных/терапевтических процессах, но и сам клиент. Тем не менее мне кажется важным еще раз вернуться к этой важной теме.
Исторически сложилось, что психотерапия/психологическое консультирование прежде всего позаботилась, чтобы зафиксировать в ЭК правила поведения профессионала-психолога (что понятно - надо оптимально регламентировать деятельность специалиста). В результате в общественном мнении часто бытует предположение о том, что конфиденциальность соблюдает Психолог, а Клиент свободен от таковых обязательств. При использовании экспертных психологических методов (с чего начиналась психотерапия и психологическая практика) - психоанализа, бихевиоральной -поведенческой терапии - личность психолога в терапевтическом процессе достаточно закрыта и защищена.
С развитием так называемых гуманистических психологических методов, предполагающих большую ответственность клиента, достижение результатов терапии за счет диалогического контакта, психолог принципиально более открыт в контакте, делится своими эмоциональными переживаниями, фактами из собственной жизни и т.п. Вследствие чего психолог-профессионал нуждается в не меньшей защищенности в плане конфиденциальности!
Но поскольку в ЭК этого не впишешь - там нет правил для клиента, то обычно данная регламентация записывается в специальный контракт с клиентом - там же кстати описываются санкции в том случае, если клиент/терапевт пропускает назначенную сессию, опаздывает, правила изменения сеттинга без штрафных санкций и др. Резюме: клиент также несет ответственность за конфиденциальность информации, касающейся психологической работы с ним и личности психолога.
«Эпилог».
Возвращаясь к случаям сексуального контакта учителей со школьниками, обсуждение которых в Фейсбуке сподвигло меня к написанию этих комментариев, и ни в коем случае не оценивая действия конкретных психологов в конкретной школе, поскольку знаком только с массмедийными «фактами», которые, как известно, надо перед рассмотрением непонятно насколько множить и делить, позволю себе высказать экспертно- профессиональное мнение о том, как, на мой взгляд, было бы корректно действовать психологу в случае получения информации о сексуальном взаимодействии учителей и школьников.
При этом буду опираться на свой прошлый опыт руководителя психологической службы в двух известных в Москве школах - в «Школе Самоопределения» №734 (Директор -А.Тубельский) и в УВК «Измайлово» № 1811 (Директор - А. Рывкин) и буду описывать ниже свои действия из роли руководителя таковой службы. Опять же подчеркиваю, что выражаю здесь исключительно СВОЕ мнение, а не СОЦИАЛЬНО ПРАВИЛЬНОЕ, но надеюсь, что оно может быть полезным при формировании собственного мнения читателя).
Если к психологу службы обратилась бы за психологической помощью/поддержкой школьница старше 16 лет и рассказала бы о сексуальной связи с сотрудником школы, я бы ПОТРЕБОВАЛ от психолога сообщить в адекватной форме школьнице о том, что данная информация в каком-то виде ОБЯЗАТЕЛЬНО должна быть донесена до сведения администрации школы, и обсудить с клиенткой, в какой наиболее защищенной форме (для нее и для учителя) это возможно сделать.
Напомнил бы психологу о том, что необходимо быть максимально поддерживающим по отношению к клиентке (независимо от того, переживает ли она свои сексуальные отношения как романтическую взаимную любовь, или как насилие), но быть ясным при информировании клиентки о том, что данные отношения противоречат школьному кодексу и неизбежно вызовут социальную конфронтацию. И еще попросил бы психолога обязательно взять письменное подтверждение ее добровольного согласия на сексуальные отношения или подтверждение того, что она считает их в той или иной степени принуждением со стороны учителя (поскольку от этого зависит является ли психолог и я как руководитель службы в случае БЕЗДЕЙСТВИЯ соучастниками социально квалифицируемого ПРЕСТУПЛЕНИЯ или нет).
Психолог, на мой взгляд, ОБЯЗАН сказать клиентке, что в его ОБЯЗАННОСТИ также входит разговор с Учителем - сексуальным партнером (поскольку в рамках школы Учитель в данной ситуации является вынужденным подопечным клиентом), и обсудил бы с клиенткой ее возможные пожелания к этому разговору и возможности удовлетворения ее ожиданий.
Если бы администрация школы и сам учитель не предприняли бы никаких усилий по решению данной ситуации (либо начали бы «тормозить», сначала пообещав что-то сделать), я бы сообщил им, что в МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ как руководителя психологической службы входит в таком случае информирование высших инстанций в сфере образования, либо в случае переживания клиенткой ситуации как НАСИЛИЯ - обращение в правоохранительные органы. (Под «решением данной ситуации» подразумевается не некий «хэппиэнд», а различные возможные действия - остановка сексуальных отношений, оформление брачных отношений - которые снимают часто уголовную ответственность даже при ситуации насилия, разговор директора и учителя с родителями школьницы и др.).
При ситуации насилия, или в том случае, когда школьнице было бы менее 16 лет, или сексуальные отношения гомосексуальны, я как руководитель службы, дал бы указания психологу или самостоятельно предпринял бы меры по ПРЕКРАЩЕНИЮ обсуждаемых сексуальных отношений В ТОТ ЖЕ ДЕНЬ, когда мною была бы получена информация об этих отношениях (о чем необходимо было бы уведомить, конечно, клиентку/ клиента и отвечающих за них лиц, а также администрацию школы). Поскольку в случае драматических событий - последствий данных сексуальных отношений (например, попыток суицида, суицида или других насильственных действий), ОТВЕЧАТЬ ЗА ПРОМЕДЛЕНИЕ пришлось бы в том числе руководителю психологической службы и психологу.
Если бы подчиненный мне психолог отказался бы (возьмем крайний случай) выполнять мои требования как руководителя службы, я попробовал бы еще раз обсудить с ним мои аргументы, но в случае его ПРИНЦИПИАЛЬНОГО НЕСОГЛАСИЯ с обсуждаемыми мной стратегиями и ДЕКЛАРИРОВАНИЯ ДРУГИХ ПРИНЦИПОВ РАБОТЫ с клиенткой (в частности, блокировки от всех полученной информации), я позволил бы отстранить данного психолога от консультативной/терапевтической работы с данной клиенткой В РАМКАХ ШКОЛЫ (я не могу запретить ему частную практику с данной клиенткой).
В дальнейшем я мог бы рекомендовать психологу обсудить этот кейс с супервизором, а в случае его отказа и «упорствовании» в стратегиях работы, противоречащих принципам психологической работы с насилием в рамках специализированного консультативно/ терапевтического направления (в частности, гештальт- метода), я мог бы обратиться в этический комитет соответствующей ассоциации с целью получить «третейское мнение» по данному кейсу и вообще по стратегиям работы этого психолога. И в случае подтверждения моего предположения об опасности деятельности психолога в сфере школьного образования, я как руководитель службы мог бы предложить ему не работать в нашей команде психологической службы.
Для того, чтобы ставить вопрос перед соответствующей профессиональной психологической ассоциацией о полной дисквалификации какого-либо практического психолога, требуется намного более серьезный анализ фактических действий психолога-практика и доказательств его «вредоносности». Честно говоря, я не слышал о подобных случаях в российском контексте. С попытками привлечения психологов к уголовной или гражданской ответственности я неоднократно сталкивался, но не слышал опять же, чтобы кому-то присудили какой-либо срок лишения свободы. Не знаю, радоваться этому или огорчаться…

– это сведения, которые становятся известными какому-либо лицу в связи с выполнением своих профессиональных обязанностей и которые он не имеет права ни распространять, ни использовать в своих интересах. Соблюдение тайны способствует защите интересов граждан и ограничению доступа к сведениям, которые они считают конфиденциальными.

профессиональная тайна — это секретная информация

Владелец сведений называется доверителем, тот, кому он доверил тайну, — держателем. Работники государственных органов называются пользователями, так как законодательство разрешает им пользоваться этими сведениями для выполнения своих служебных , при условии что они не доверяют данную информацию третьим лицам.

Чтобы информация считалась профессиональной тайной, она должна соответствовать следующим условиям:

  • Информация действительно секретная, не предназначенная для широкой общественности.
  • Держатель тайны узнал ее для того, чтобы быть в состоянии предоставить профессиональные услуги.
  • Держатель не является государственным или муниципальным служащим (тогда информация классифицируется как служебная тайна).
  • Закон защищает эту информацию, потому что ее распространение может нанести ущерб доверителю.

Таково общее представление об этом понятии, основанное на законах, рассматривающих профессиональную тайну в контексте какой-либо отдельной сферы деятельности. Обобщенное понятие было введено в 2006 г. Законом об информации и ее защите. Федеральный закон, где разъяснялось бы, какие виды профессиональной тайны существуют и каким образом карается нарушение тайны, на данный момент отсутствует в своде законов Российской Федерации.

Различие между профессиональной и служебной тайной

Служебная тайна и профессиональная тайна — это разные понятия

Четкого разграничения между служебной и профессиональной тайной не проведено. Информация относится к одной из этих двух категорий на основании того, была ли она получена служащим муниципального/государственного учреждения или работником организации, оказывающей профессиональные услуги.

В связи с этим возникает много вопросов. Например, судья получил от нотариуса сведения о , представляющие собой профессиональную тайну, и воспользовался ими для принятия решения в суде. Будет ли эта информация считаться служебной тайной, учитывая, что она используется государственным должностным лицом?

Другой пример: в некоторых источниках к профессиональной тайне относится следственная тайна и тайна совещания судей. Первая связана со сведениями о том, как идет расследование. Только уполномоченные лица (следователь, прокурор) имеют право предоставить эту информацию общественности. Учитывая интересы следствия и принимая во внимание свое профессиональное чутье, они могут прийти к выводу, что какие-то сведения не защищаются законом об информации в качестве профессиональной тайны, потому что малозначимы.

Вторая тайна запрещает освещать то, что происходит во время совещания судей, включая мнения, которые они высказывают. Таким образом минимизируется возможное давление на судей и обеспечивается объективность вынесенного решения.

В других источниках эти две тайны определяются как служебные. Как правило, служебными называются все тайны, которые не являются профессиональными. Ввиду отсутствия закона о профессиональной тайне возникает путаница в классификации. Это показывает, что назрела необходимость в разработке закона о профессиональной тайне, проясняющего все вопросы.

Тайна в юридической практике

Закон позволяет выделить следующие виды профессиональной тайны, связанные с оказанием юридических услуг:

Нотариальная тайна

И его сотрудники не имеют права раскрывать кому-либо информацию, которую они узнали в процессе выполнения нотариальных действий. Они обязаны хранить молчание, даже когда оставят это место работы. Перед получением полномочий нотариус дает присягу, в которой обязуется хранить профессиональную тайну.

Адвокатская тайна

Адвокат обязан держать в секрете все, что узнает от клиента

Тайной считается все, что сообщит адвокату человек, обратившийся за его помощью, и факты, которые адвокат узнает, оказывая профессиональные услуги. Закон запрещает вызывать его в суд как свидетеля, чтобы задать ему вопросы, так или иначе связанные с этой тайной. Даже если он потеряет свой статус адвоката, он не сможет раскрыть эту тайну.

Если суд вынесет решение об обыске офиса или жилья адвоката и будут обнаружены какие-то материалы, относящиеся к делу лица, нанявшего адвоката, они не могут быть использованы в ходе (исключением является орудие преступления).

Адвокатская тайна – один из наиболее защищенных законом видов профессиональной тайны. Ее нарушение адвокатом приводит к административной и в зависимости от степени серьезности нарушения.

Понятие адвокатской тайны и адвокатской неприкосновенности, как гарантии сохранения адвокатской тайны:

Тайна завещания

– это документ, с содержанием которого заинтересованные лица должны быть ознакомлены после смерти завещателя. Те, кто вместе с ним участвует в подготовке текста завещания, его подписании и заверении (нотариус, иногда свидетели, законный представитель или переводчик), не имеют права предоставлять какую-либо информацию о пунктах завещания, равно и о внесенных дополнениях и исправлениях.

Разглашение этой тайны не карается законом, но заявитель может обратиться с иском, требуя компенсировать ему моральный ущерб за несвоевременное сообщение информации из завещания заинтересованным или посторонним лицам.

Тайна в сфере экономической деятельности

Раскрытие тайны, относящейся к экономической деятельности, может нанести серьезный материальный ущерб интересам доверителя. В этой сфере профессиональная тайна часто граничит с коммерческой.

Аудиторская тайна

Врачебная тайна как профессиональная обязанность врача

Организации и отдельные лица, занимающиеся аудитом предприятий (т. е. проверкой их экономической деятельности) лишены возможности распространять документы, предоставленные им в ходе проверки, и делиться информацией об операциях, которые производятся данными предприятиями. Исключение составляют те случаи, когда руководство предприятия дает им письменное разрешение.

Банковская тайна

Она включает личные данные клиентов банковского учреждения и данные об их операциях и счетах. Работники банка не имею права сообщать количество вкладов клиента, какая сумма находится у него на счету/счетах, как часто он совершает операции перевода/снятия/обмена денег и т. п. Некоторые специалисты относят банковскую тайну к коммерческой тайне, поскольку речь идет о коммерческих интересах клиентов.

Тайна страхования

Гражданский кодекс предусматривает наказание за нарушение этой тайны страховщиком. В нем оговорено, что тайной считаются не только заключенные договора страхования, но также общие сведения о материальном положении заинтересованных сторон, их состоянии здоровья. Данное положение имеет силу, когда страховщик представлен физическим лицом и когда он является организацией.

Тайна, связанная с этическими соображениями

Существует информация, которую не следует распространять скорее по этическим соображениям, чем в связи с нанесением материального вреда. Она затрагивает вопросы совести и межличностные отношения.

Тайна исповеди

Это выражение означает, что священнослужитель не имеет права рассказывать кому-либо то, что он услышал на исповеди. Закон не позволяет опрашивать его как свидетеля на заседании суда, если вопросы касаются содержания исповеди. Священник несет моральную ответственность за соблюдение тайны. Если он нарушит тайну, то юридических последствий не будет, так как наказание за раскрытие тайны исповеди не оговаривается в законе.

Тайна усыновления

Государство учитывает морально-этический аспект усыновления. Цель этой процедуры не просто обеспечить ребенка жильем и пищей, но дать возможность радоваться семейной жизни. За раскрытие тайны предусмотрена гражданская и уголовная ответственность. От судей, работников органов попечительства, представителей администрации закон требует молчания. Единственные, кто имеет право открыть эту тайну, — это сами усыновители.

Другие виды профессиональной тайн

Эти виды тайны отдельно оговариваются в законодательстве России:

Врачебная тайна

Никто не имеет право вскрывать чужие сообщения!

Врачи дают клятву, в которой обещают сохранить тайну пациента. К этой тайне можно отнести сам факт обращения за помощью в медицинское учреждение. Такого подхода особенно строго придерживаются в организациях, работающих с психически больными людьми, занимающихся искусственным оплодотворением, донорством, трансплантацией органов.

В каком состоянии находится здоровье гражданина, каковы результаты сданных анализов, какой диагноз был поставлен и какой метод лечения был выбран – все это сведения, которые больной считает конфиденциальными. Поэтому медработникам запрещено сообщать об этом посторонним лицам иначе как с разрешения доверителя.

Тайна связи

Соответствующий федеральный закон гарантирует сохранение конфиденциальности любых сообщений, передаваемых по почте, телеграфу, телефону, при помощи электросвязи. Вскрыть сообщение и ознакомиться с его содержимым (или прослушать, если это телефонное сообщение) разрешается только при наличии постановления суда.

Перевод и получение информации по этому поводу также является тайной для всех граждан и организаций, кроме отправителя и получателя или лиц, которым они выдали доверенность.

Таким образом, профессиональная тайна присутствует во многих сферах жизни. Она дает гражданам и юридическим лицам право не раскрывать секретные сведения и защищает это право. Понятие профессиональной тайны нуждается в дальнейшем уточнении и введении единых норм наказания за ее нарушение.