Биография. Можно ли гарантированно вырастить из ребёнка гения Ласло полгар воспитать гения читать

Жил-был в Венгрии молодой учёный, психолог Ласло Полгар.

Полгар был убеждён, что талант - это не врождённая особенность и что он прививается воспитанием. На эту систему взглядов оказали влияние труды американского психолога Джона Бродеса Уотсона. Полгар изучал биографии известных гениев, таких как Моцарт и Гаусс, и сделал заключение, что дети уже с малых лет могут показывать необыкновенные результаты, если будут систематически и интенсивно обучаться.

Ласло Полгар с дочерьми / polgarjudit.hu

Ласло Полгар изучает одарённость, пишет статьи и книги на эту тему. Он уверен, что из любого ребёнка можно сделать гения. Своими работами он привлекает внимание молодой девушки Клары Альтбергер, а после продолжительной переписки женится на ней.

Я поехала в Венгрию в гости к дяде и там, конечно же, встретилась с Ласло. Он, как и я, учился на педагога и уже на первом свидании начал мне рассказывать, какие гениальные у нас будут дети. Говорил, что гении должны начинать свою карьеру с самого раннего детства, как Моцарт. Ещё полтора года мы переписывались, а потом я всё-таки согласилась стать матерью гениальных детей.

Клара Полгар

А как вы познакомились со своей второй половинкой?

Шахматы

Какую область выбрать для своих будущих гениев? Ласло сначала остановился на математике, но позднее передумал. И выбрал шахматы.

Почему шахматы? Сам Ласло говорит, что в шахматах можно с первых же дней оценить успехи ребёнка, ведь дети постоянно соревнуются между собой.

Ещё шахматисты любят говорить, что шахматы - это сплав науки, спорта и искусства.

  • Наука: шахматисты разрабатывают сотни дебютных вариантов в кабинетной тиши, чтобы удивить своего соперника. Сейчас, с появлением суперкомпьютеров, многие партии завершаются ещё на уровне домашних заготовок.
  • Спорт: часто соперники сидят по 10 и более часов за доской.
  • Искусство: когда шахматист жертвует почти всеми своими фигурами и выигрывает при помощи едва уловимого комбинационного мотива. Не зря шахматные задачки называют этюдами.

Остаётся только добавить, что сам Ласло не являлся сильным игроком.

София

София Полгар /sofiapolgar.com

Самый «слабый» ребёнок семьи Полгар. Поэтому о её достижениях коротко:

  • международный мастер среди мужчин;
  • № 6 в рейтинге шахматисток;
  • чемпионка мира среди девочек до 14 лет;
  • вице-чемпионка мира среди мальчиков до 14 лет;
  • двукратная олимпийская чемпионка.

На видео она обыгрывает знаменитого Виктора Корчного:

Сьюзен (Жужа)


Сьюзен Полгар / chessdailynews.com
  • чемпионка мира среди женщин 1996–1999 годов;
  • международный гроссмейстер среди мужчин;
  • № 1 в женском рейтинге (первый раз заняла эту позицию в 15 лет);
  • пятикратная олимпийская чемпионка;
  • чемпионка мира среди девочек до 16 лет (в возрасте 12 лет).

Сьюзен берёт интервью у молодого чемпиона мира Магнуса Карлсена:

Юдит

Другой человек на месте Ласло успокоился бы: чемпионку мира он уже вырастил. Вот он, готовый гений. Но не таков был папаша Полгар. Он делает все необходимые настройки, «фиксит баги» и выпускает новую версию. Он хочет сделать свою дочку чемпионом мира среди мужчин!

Встречайте самую младшую, самую одарённую сестричку - Юдит Полгар.


Юдит Полгар / polgarjudit.hu

Юдит - величайшая шахматистка всех времён и народов. Не существовало и не существует женщины, которая могла бы приблизиться к её достижениям за шахматной доской. Смотрите сами:

  • шахматист № 8 в мужском рейтинге (2005 год);
  • самый юный гроссмейстер среди мужчин (15 лет, 1991 год, превзошла достижение Роберта Фишера);
  • победы над девятью чемпионами мира (Карпов, Каспаров, Спасский, Смыслов, Топалов, Ананд и другие);
  • олимпийская чемпионка.

Достижений могло бы быть намного больше, но Юдит практически не играла с женщинами. Она принципиально соревнуется только с мужчинами. Только с лучшими из мужчин!

Юдит побеждает Гарри Каспарова в историческом матче «Россия против остального мира»:





«Тр…хни нормальность»

Именно под таким лозунгом жил Ласло. Ну мне так кажется, по крайней мере.

  • Он женился в рамках научного эксперимента.
  • Написал кучу книг, которые были раскритикованы, а потом взял да и вырастил по своей системе трёх гениев.
  • Боролся с системой социалистической Венгрии, где домашнее обучение детей было запрещено. Он продавливал его всеми силами, общаясь со службами социальной защиты и прочими «вурдалаками».
  • Добился для Юдит права играть среди мужчин, в то время как чиновники настаивали на том, чтобы она штамповала лёгкие победы среди женщин.

Разве он нормальный?

Жалко детей

Кто-то в комментариях наверняка напишет, что да, конечно, гении, но какой ценой? Натаскивание (часто силком) с раннего возраста, узкая специализация, домашнее обучение (ни одна из сестёр не ходила в школу).

Но ведь сёстры выросли и не превратились в неуклюжих монстров, которые умеют только двигать фигуры. Все они успешно вышли замуж и воспитывают детей. Сёстры Полгар делают карьеру, разъезжают по всему миру, встречаются с другими выдающимися людьми, являются национальными героинями своей страны.


chessdailynews.com

У них отняли детство? Сами сёстры говорят, что нет. Они искренне благодарны своим «ненормальным» родителям.

А что думаете вы? Как вы относитесь к сверхраннему обучению детей, натаскиванию ребёнка на узкую специальность? Какого вы мнения о домашнем обучении? Делитесь в комментариях.

Жанара Рахметова рассказала «Степи» о том, как на самом деле появляется талант.

Существует мнение, что талант это врожденное качество. Если человек виртуозно играет на музыкальном инструменте или бьет рекорды в спорте, как правило, говорят, что у него природный дар. Так ли это на самом деле?

В первом выпуске своего подкаста Один Процент (1%) Данияр Абенов расставил все точки над i, рассказав, что наука и факты говорят о другом - в большинстве случаев талантливыми не рождаются, а становятся. За основу Данияр взял книги Дэниела Койла «Код Таланта», а также книги Андерса Эрикссона «Максимум».

Феномен Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт - великий австрийский композитор классической эпохи. С раннего детства Моцарт демонстрировал прирожденный музыкальный дар. С 6 лет он сочинял музыку и выступал в европейских монарших дворах, будучи уже серьезным исполнителем на клавишных инструментах и скрипке.

А вот другая история о Моцарте, основанная на реальных исторических данных. Отец Моцарта, Леопольд, и сам был неплохим, хотя и менее известным композитором. Более того, Леопольд был одним из первых людей, кто продвигал идею обучения детей музыке с раннего детства.

Он даже написал практическое пособие для обучения детей музыке. Сначала Леопольд оттачивал свой навык преподавания на старшей сестре Вольфганга. А позже он вплотную занялся музыкальным образованием маленького Моцарта, ему тогда было всего 4 года.

Основываясь на записях тех лет, многие историки считают, что уже к 6 годам Моцарт провел около 3500 часов за изучением музыки. Сохранившиеся записи показывают, что Моцарт начал писать музыку в очень раннем возрасте, первые его сочинения не особо отличались оригинальностью, а напоминали работы других композиторов того времени.

Это вполне понятно, ведь он еще только учился. Свои первые серьезные композиции Моцарт сочинил, когда ему было уже 15 -16 лет, то есть к тому времени прошло более десяти лет с начала обучения. Выходит, что на самом деле Моцарт отнюдь не был рожден гениальным музыкантом. Он им стал благодаря отцу.

Эксперимент Ласло Полгара


В 60-х годах Венгерский психолог Ласло Полгар изучил сотни людей, которых считали гениями в различных областях. Основываясь на своих исследованиях, Полгар пришел к выводу, что любой ребенок способен стать гением в любой сфере при определенной поддержке и занятиях. Ласло решил доказать это на собственных детях.

Через брачное объявление в газете Ласло нашел мать своих будущих детей, согласившуюся на его смелый эксперимент. У четы Полгар родились три дочери. Для своего эксперимента родители выбрали шахматы. Все обучение девочек Полгар проходило на дому.

Каковы же были результаты этого эксперимента?

Уже в 4 года самая старшая дочь, Жужа, выиграла свой первый турнир по шахматам - чемпионат Будапешта для девочек до 11 лет. В 15 лет Жужа стала первой в мировом рейтинге женщин-шахматисток. Жужа также стала первой женщиной, выполнившей мужскую норму международного мастера-гроссмейстера. При всем при этом, Жужа была не самой титулованной шахматисткой в семье.

Средняя дочь, София, в возрасте 14 лет одержала победу среди мужчин в международном турнире по шахматам в Риме, продемонстрировав феноменальный результат - 8,5 очков из 9 возможных. София сумела достигнуть 6-й строчки в рейтинге самых сильных шахматисток мира. Но несмотря на все эти достижения, в семье Полгар Софию считали бездельницей.

Младшая дочь, Юдит, стала самой успешной среди сестер. И это не удивительно - ведь к ее рождению у родителей Полгар уже накопился опыт воспитания 2-х чемпионок по шахматам. Среди многочисленных достижений Юдит - звание международного гроссмейстера в возрасте 15 лет. На тот момент Юдит была самым молодым игроком как среди женщин, так и среди мужчин, кто смог добиться этого звания. Юдит оставалась сильнейшей шахматисткой в мировом рейтинге среди женщин на протяжении 25 лет, а именно до тех пор, пока она не ушла из спорта.

Результаты эксперимента семьи Полгар явно продемонстрировали, что при достаточных тренировках, любой ребенок может превратиться в вундеркинда. С момента этого эксперимента были проведены и другие исследования, показавшие, что гены не предопределяют талант. В частности, не было обнаружено ни одной комбинации генов, которая отвечала бы за успехи человека в той или иной сфере.

В то же время, было проведено большое количество экспериментов и исследований, которые явно демонстрируют, что любой человек может стать первоклассным мастером в любой области, приложив к этому достаточно усилий и времени. Так как же работает этот процесс? Каким образом развивается талант?

С развитием новых технологий, у ученых появилась возможность заглянуть под корку мозга и понять, что же происходит у нас в головах, когда мы развиваем навыки и получаем знания. С 2005 года многие исследования показали, что существует прямо пропорциональная связь между тренировками и развитием навыков, а также плотностью и строением белого вещества в человеческом мозге.

К примеру, была доказана связь между количеством времени, которое проводили за занятиями пианисты, и плотностью белого вещества у них в голове. Другими словами, чем больше занятий, тем плотнее было белое вещество у пианистов в мозге.

Белое вещество обеспечивает проводящие пути, которые покрыты миелином - белой жировой тканью. Работа миелина заключается в том, чтобы обеспечить прохождение электрического сигнала по нейрону, не позволяя сигналу потерять свою силу.

Именно миелин отвечает за развитие нейронных сетей в мозге. Именно он помогает нам приобретать и совершенствовать навыки за счет улучшения работы нейронных сетей.

Чем дольше развивать какой-либо навык, тем плотнее становится покров миелина. И чем плотнее покрытие миелина вокруг проводящих путей, тем сильнее навык. Будь то спорт, танцы, пение, игра на музыкальном инструменте или любой интеллектуальный навык, как например скорочтение. Всему этому можно обучиться, «намотав» достаточно миелина.

Однако не всякое занятие или тренировка способны привести к таланту. Чтобы развить в себе талант, нужна осознанная и целенаправленная практика, умноженная на несколько тысяч часов.

Что же представляет собой «осознанная и целенаправленная практика»? Эксперты сходятся на нескольких элементах такой практики. Из них можно выделить 5 основных:

Первое - очень важно работать с опытным преподавателем, инструктором или тренером. Желательно, чтобы ваш наставник уже имел успехи в выбранном вами занятии. Также важно, чтобы у вашего наставника был опыт обучения других - в идеале - кого-то со схожим с вами возрастом и уровнем.

Второй элемент - это полная сконцентрированность на процессе. Нужно быть постоянно включенным во время занятий, то есть процесс обучения должен быть осознанным, а не автоматическим. Поддерживать высокий уровень внимания беспрерывно довольно сложно. Поэтому эксперты советуют начинать с более коротких занятий и увеличивать их продолжительность постепенно.

Третий элемент целенаправленной практики направлен на то, чтобы разбивать изучаемый навык на составные части и работать над этими составляющими поочередно. Эксперты также советуют тренировать такие составляющие с разной скоростью, медленнее или быстрее

Четвертый элемент - это повторение. Необходимо как можно чаще тренироваться, особенно с возрастом. Если не тренироваться часто, то в какой-то момент это приведет к тому, что слой белой жировой ткани (миелина) станет тоньше и высокий уровень навыка будет утрачен.

И, наконец, пятый элемент - это мотивация. Осознанные целенаправленные занятия очень трудоемки. Поэтому важно сохранять мотивацию для того, чтобы поддерживать такой интенсивный режим. Для этого полезно все время помнить о своей цели, стараться наслаждаться процессом, и радоваться маленьким победам.

Тот факт, что талант не дается природой, а его можно создать самим, очень обнадеживает. Фактически любой человек вне зависимости от возраста может развить любой навык, приложив достаточно усилий и терпения.

И, возможно, вы не хотите стать гроссмейстером или виртуозом игры на скрипке, посвящая этому тысячи часов, а всего лишь, к примеру, хотите «подтянуть» уже существующий навык или научится чему-нибудь новому, например, неплохо петь в караоке или играть на гитаре.

Попробовав эти 5 ключевых элементов, вы увидите, насколько эффективно они приведут вас к вашей цели. Сначала не все будет получаться, но с каждым осознанным и целенаправленным занятием результаты вас удивят.

День добрый, дорогой друг!

Тем более, что столь любимую опцию среднестатистического читателя «скачать бесплатно», применить не так-то просто. Купить – пожалуйста, а скачать, — это надобно основательно поискать.

Что это за книга?

Ели кто не знал или забыл – Жужа Полгар – одна из среди женщин, — по общему мнению шахматного сообщества, — лучшая шахматистка истории шахмат. Сестры – лауреаты всевозможных Оскаров и рекордов Гиннеса . Все перечислять, с вашего позволения, не буду.

Книга – весьма объемный труд на 1100 страниц и состоит из 6 основных разделов: Первые три содержат задачи. Мат в один, два и три хода. Следующие три раздела: партии – миниатюры, типовые эндшпили и комбинации из партий сестер Полгар.

Всего, как понятно из названия книги – 5334 примера.

Структура изложения книги весьма логична и идейно последовательна. Это один из нечастых примеров, когда в одной книге органично сочетаются как задачи, так и партии и примеры из практик и .

На каждой странице по 6 диаграмм. Текстом книга не перегружена, он прост и доступен в понимании даже начинающему.

  • Если вы совсем начинающий, — вначале выучите названия полей на досве и их цвета.
  • Никогда не двигайте фигуры в процессе решения задач. Задачи развивают пространственное воображение и внимание. Постепенные успехи в решении задач также дадут мотивационный толчок к дальнейшему развитию.
  • Изучение коротких партий- миниатюр позволит вам свести к минимуму типичные ошибки в дебюте. А также обогатит арсенал характерных приемов игры в дебюте
  • Чтобы стать практически сильным шахматистом, следует каждый день решать задачи и комбинации, а также ежедневно играть партии. Если нет постоянного партнера, вполне можно заменить его компьютером.

Основные разделы книги

Собственно разделов 8 . Шесть из них содержат задания, седьмой – решения. А самый первый – вводный, для совсем начинающих.

Пойдем по порядку:

Вводный раздел

Разъясняются основные правила расстановки фигур, что из себя представляет каждая фигура, как она ходит и ее особенности.

Мат в один ход

Следующий по логике развития шаг – научиться ставить элементарные маты в один ход. Этот раздел значительно короче, чем последующие, «всего» 306 задач. Одноходовые задачи обычно решают в первый год обучения шахматам

Несложные задачи послужат ступенькой к формированию навыка решения более сложных и комплексных проблем за шахматной доской.

Мат в два хода

Атакующий делает ход, соперник отвечает, следующим ходом нужно поставить мат.

В этом разделе содержатся огромное количество примеров – 3411 . В обще-то неудивительно, двухходовки наиболее популярны вид задач. Эти задачи решают как на первом году обучения, так и на последующих.

Даже во взрослом, а иногда и профессиональном периоде, для тренировки решение двухходовок полезно.

Задачи, как правило имеют несложное, но изящное решение. Например:

332 (номер в книге) Белые начинают и дают мат в два хода:

Решения в статье приводить не буду, пробуйте решить сами. Или посмотрите в самой книге.

Более 3000 задач можно решать несколько лет. Видимо так и задумал автор. И это есть правильно.

Мат в три хода

Атакующий делает ход, соперник отвечает, второй ход – снова ответ, и третьим ходом мат.

Мат в три хода – существенно более сложная задача. Сходу решение можно увидеть не сразу. А если задача хитрая, — придется изрядно попотеть.

Например: 4115 . Ход белых. Мат в три хода

Возможно, по этой причине трехходовки начинают решать уже с определенного уровня. И в этом разделе 743 задачи.

Следующие три главы представляют большую практическую ценность.

600 партий – миниатюр

Приводится полный текст партии. В каждой партии имеется диаграмма, предваряющую ситуацию ключевого хода. Это очень удобно, тем более, что партии расположены последовательно, в зависимости от поля, на которое делается ключевой ход.

Простые окончания

Глава содержит около 150 эндшпильных позиций. Особое внимание автор уделяет исключительно важной теме проведения пешки в ферзи. По сути – это ключевая задача в эндшпиле. Есть и типичные приемы. Например, игра на пат:

Комбинации из партий сестер Полгар

В этой главе собраны примеры тактических ударов, которые применяли сестры Полгар в своих турнирных партиях. Эта глава – прекрасный тренажер комбинационной игры.

Например:

С. Полгар – Комманс , 1988г

Белые начинают и матуют в 4 хода

Решения

Здесь все понятно. Все задачи, окончания и комбинации имеют свои решения, которые и приведены в этом заключительном разделе

Резюме

Книга содержит в себе стройную обучающую логику.

Однако, от утверждения, что это полноценный учебник шахматной игры, — я бы все-же воздержался. Это скорее сборник отлично подобранных примеров.

Для полноценного обучения нужны, как минимум, пояснения к примерам.

В целом, мне книга понравилась. На вопрос, стоит ли приобрести бумажную версию, могу сказать так: если бумажная книга вам удобнее, чем электронная, — тогда да. Лично для меня это не принципиально, на каком носителе.

На Озоне книга стоит 555 рублей. Не так уж и мало, но доступно.

Особую ценность, по моему мнению, как опытного шахматиста, представляют следующие моменты:

  • Короткие партии (глава 600 партий) демонстрируют типичные ошибки начинающих (а иногда и не только начинающих) в дебюте, а также характерные приемы, позволяющие воспользоваться неточностями соперника в начальной стадии партии.
  • Очень удачно и продуманно сделана подборка эндшпилей. По сути обучение эндшпилю и сводится к знанию таких точных позиций, как они выигрываются или сводятся вничью.
  • Ласло Полгар сделал графическую нотацию. То есть, вместо буквенного обозначения фигуры и хода используется мини-изображение.


Могу с полной уверенностью сказать одно: книга Ласло Полгара бесспорно украсит вашу домашнюю библиотеку.

Благодарю за интерес к статье.

Если вы нашли ее полезной, сделайте следующее:

  • Поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей.
  • Напишите комментарий (внизу страницы)
  • Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи к себе на почту.

Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Персона Дня - 11.05.2019

Ласло Полгар (при рождении Ласло Протьовин) родился 11 мая 1946 года в венгерском Дьёндьёше. Его семья чудом пережила Вторую мировую войну. Отец Ласло Армин Протьовин был привлечён к введённой для венгерских евреев «трудовой повинности», а мать Белла Гельбман выжила в концентрационном лагере Освенцим, при этом его дедушку и бабушку фашисты отравили в газовой камере. Армин и Белла были очень религиозными людьми и считали, что их спасение от пособников Гитлера – дар, посланный свыше. В детстве Ласло хотел стать раввином.

Его мать эмигрировала в 1956 году из Венгрии с младшей сестрой Ласло, в то время как мальчик остался со своим отцом и окончил еврейскую гимназию в Будапеште. В дальнейшем он работал сварщиком и посещал вечерние курсы педагогики, психологии и эсперанто. Позднее он работал в средней школе учителем черчения и этики.

Ласло Полгар стал хорошо известен в Венгрии, когда в 60-х годах выдвинул теорию о том, что великими становятся, а не рождаются. Проведенные им исследования убедили его в том, что всех выдающихся людей заставляли сосредоточиться на своей сфере и работать над достижениями с юных лет. Ласло решил, что понял этот процесс настолько хорошо, что сможет осуществить его сам. Он написал книгу «Как воспитать гения» и публично объявил о поиске женщины, которая согласится выйти за него замуж, родить детей и помогать ему в осуществлении эксперимента. Как ни удивительно, такую женщину он нашел: это была венгерская студентка, жившая на Украине, по имени Клара.

Клара Альтбергер жила в селе Вилок Виноградовского района и училась в это время в Ужгородском государственном университете. Девушка происходила из семьи венгерских евреев, которые проживали на территории, отошедшей после войны к СССР. Ее близкие были знакомы с матерью Ласло. Власти СССР дали разрешение Кларе на выезд, и она впервые встретилась с будущим мужем в 1965 году в Будапеште. Спустя два года молодые люди поженились, а еще спустя два – у них родилась первая дочь Сьюзен (также старшую Полгар часто называли Жужа). Вторую дочь назвали София, а третью – Юдит.

Теория Полгара гласила, что талант не врождён, а прививается воспитанием. На эту систему взглядов оказали влияние труды американского психолога Джона Уотсона. Полгар-старший изучал биографии известных гениев, таких как композитор Вольфганг Моцарт и математик Карл Гаусс. Из этого он сделал заключение, что дети уже с малых лет могут показывать необыкновенные результаты, если они будут систематически и интенсивно обучаться. Чтобы это практически доказать, он посвятил себя полностью воспитанию своих дочерей, которым он вместе с женой дал только домашнее образование. Последнее произошло после долгой тяжбы с министерством образования, но Ласло добился своего.

Ласло прилично играл в шахматы и долго размышлял, чему обучать дочерей – игре на черно-белых клетках или математике. Сьюзен рассказывала, что в ее случае на первом месте была математика, но она очень быстро проявила способности в шахматах. С Софией и Юдит проблемы выбора уже не было, и над колыбельками малышек висели игрушки в виде шахматных фигур.

Все дочери Ласло стали очень сильными шахматистками. Сьюзен – чемпионка мира среди женщин и гроссмейстер среди мужчин, Юдит – сильнейшая шахматистка всех времён, которая входила в мировую десятку по рейтингу и имеет на своем счету победу над Гарри Каспаровым, София – международный мастер среди мужчин с рейтингом за 2500.

Полгар-старший всегда считал, что для достижения больших результатов нужно мериться силами с сильнейшими, поэтому его дочери выступали преимущественно в мужских турнирах. Потом исключительно в мужских. Из-за этого у семьи вначале были серьезные разногласия с Венгерским шахматным союзом. Впрочем, по мере улучшения результатов сестер эти разногласия исчезли.

Ласло Полгар – автор ряда книг по своей методике воспитания таланта, учебников по шахматной игре, сборников шахматных этюдов и юмористических историй из жизни шахматистов, антологии партий венгерских шахматистов-евреев, он написал обзор шахматной темы в литературе на эсперанто. Несколько его известных книг переведены на русский язык.

Ласло Полгар (Laszlo Polgar) родился в 1947 году в Будапеште, Венгрия (Budapest, Hungary). Известно, что музыке Ласло учился в венгерской столице, окончив Академию Листа (Liszt Ferenc Academy of Music), а, кроме того, был он учеником и весьма именитых наставников - немецкого баса-баритона Ханса Хоттера (Hans Hotter) и выдающегося российского баса, солиста Большого театра Евгения Евгеньевича Нестеренко (Yevgeny Nesterenko).

Карьера Полгара на большой оперной сцене стартовала в 1970-х, когда молодой бас пришел в Венгерскую Государственную оперу в Будапеште (Hungarian State Opera).

Кстати, к тому моменту Полгар уже успел победить в нескольких вокальных конкурсах. Первой его профессиональной работой стала опера "Риголетто" ("Rigoletto") Верди (Giuseppe Verdi).


Очень скоро Полгар стал весьма заметной фигурой на будапештской оперной сцене, и именно ему стали доставаться ведущие басовые партии – Осмин в опере Моцарта (Wolfgang Amadeus Mozart) "Похищение из сераля" ("Die Entführung aus dem Serail"); Зарастро в опере того же Моцарта в "Волшебная флейта" ("The Magic Flute"); Дон Базилио в "Севильский цирюльник" ("The Barber of Seville") Россини (Gioachino Rossini); король Филипп II в опере "Дон Карлос" ("Don Carlos") Верди; и другие.

Помнят его венгерские любители оперы и в роли Лепорелло в "Дон Жуане" ("Don Giovanni"), и в опере Рихарда Вагнера (Richard Wagner) "Парсифаль" ("Parsifal"), где он исполнил Гурнеманца. Пожалуй, одной из самых примечательных партий Полгара стала именно роль Лепорелло, которую просто обожала публика, и высоко оценили критики. Говорили, что в этой роли Полгару просто не было равных.

Впоследствии имя Ласло Полгара стало известно и на ведущих мировых оперных сценах - он выходил на оперные площадки Вены (Vienna State Opera), Милана (Teatro alla Scala a Milano), Гамбурга (Hamburg State Opera), Мюнхена (Munich State Opera) и Парижа (Opéra de Paris).

Кстати, впервые на международной сцене Ласло пел в 1981-м, и это была партия Родольфо в "Сомнамбуле" ("La sonnambula"), происходило действо на сцене Королевской оперы в Лондоне (Royal Opera House).


Пожалуй, более всего Полгар известен своим исполнением заглавной партии в опере "Замок герцога Синяя борода" ("Bluebeard"s Castle") Белы Бартока (Bela Bartok). Впрочем, его репертуар включает в себя по-настоящему большое количество ролей во всех значительных оперных постановках. Так, пел Полгар в "Норме" ("Norma") и "Пуританах" ("I puritani") Беллини (Vincenzo Bellini); вердиевских "Луизе Миллер" ("Luisa Miller"), "Дон Карлосе" ("Don Carlos") и "Силе судьбы" ("La forza del destino"); "Тристане и Изольде" ("Tristan und Isolde") Вагнера и многих других классических операх.

Известно, что публика буквально боготворила его – помимо сильного и открытого голоса, Ласло обладал прекрасной внешностью, и его густые вьющиеся волосы и пылающий взгляд темных глаз из под черных бровей заставили биться сильнее не одно сердце любителей оперы.

В конце 1970-х Полгар стал профессором музыкальной академии в Будапеште, преподавал он также в Музыкальной академии швейцарского города Винтертур (Hochschule für Musik in Winterthur, Switzerland).

C 1991 по 2009 год Полгар являлся членом труппы Оперного театра Цюриха (Zurich Opera House). Даже после своего ухода на пенсию в 2009 году Ласло продолжал работать приглашенным певцом.

Широко известна его запись оперы "Замок герцога Синяя борода", сделанная вместе c легендарной темнокожей сопрано Джесси Норман (Jessye Norman) и Чикагским симфоническим оркестром (Chicago Symphony Orchestra) под управлением Пьера Булеза (Pierre Boulez).

Смерть Ласло Полгара стала неожиданностью и огромным ударом по любителям оперы во всем мире. Скончался он в Цюрихе, 19 сентября 2010 года. На момент смерти великому басу было 63 года, и он по-прежнему был в прекрасной вокальной форме. Оперный мир откликнулся на смерть великого исполнителя многочисленными некрологами.