Татьяна Джулай
Стопа, благодаря своему уникальному строению и важным функциям, возложенным на неё, оказывает непосредственное влияние на весь организм. Поэтому особое внимание необходимо уделять профилактике деформаций стопы, начиная уже с раннего возраста.
Нами было отмечено, что в рамках плановой диспансеризации дошкольников в старшем дошкольном возрасте всё чаще ставиться диагноз плоскостопие- в 20-40% случаев. Это связано со слабостью мышечно-связочного аппарата и влиянием ряда неблагоприятных факторов (избыток массы тела, частые простуды, хронические болезни, недостаточная двигательная активность)
Основным средством профилактики плоскостопия является гимнастика для стоп, направленная на укрепление мышечно-связочного аппарата стоп и голеней, она также благотворно влияет и на общее укрепление организма.
Гимнастика для стоп обеспечивает увеличение общей и силовой выносливости мышц, в первую очередь нижних конечностей, повышает физическую работоспособность, формирует навык правильной осанки. Такая гимнастика оказывает хорошее вспомогательное воздействие, улучшает кровоснабжение и тонизирует мышцы, подтягивающие свод стоп.
Предлагаемые упражнения можно использовать в различных формах физкультурно-оздоровительной работы, как в специально-организованной деятельности так и в самостоятельной двигательной активности.
В своей работе мы используем гимнастику для стоп :
На утренней гимнастике;
На физкультурных занятиях в водной и заключительной части занятия;
В ходе физкультурных праздников и досугов в ходе разминки, а также как соревновательные игры и эстафеты.
В виде физкультминуток в ходе специально-организованных занятий;
На прогулке;
В игровой деятельности;
Продолжительность такой гимнастики невелика, а оздоровительный эффект очень большой.
При выполнении комплексов гимнастики для стоп мы используем упражнения из различных исходных положений, но для обеспечения разгрузки стоп наиболее эффективны упражнения из исходных положений сидя и лёжа.
Хорошо когда такая гимнастика сопровождается легко запоминающимися стихами или потешками. Дети, повторяя запомнившееся четверостишие, с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту и в самостоятельной игровой деятельности.
Упражнения из И. п. Стоя.
1. Стрелки в часиках живут. Ходьба приставным шагом по обручу,
И по кругу всё идут. положенному на пол.
Сосчитают все минутки,
Дважды круг пройдут за сутки.
«Шли бараны по дороге»
2. Шли бараны по дороге Ходьба на носках.
Промочили в луже ноги Ходьба на пятках.
Раз. Два, три, четыре, пять, Приподниматься на носки соответственно счёту.
Стали ноги вытирать-Средней частью правой стопы (подошвы) скользить
Кто платочком,по внутренней стороне голени левой ноги от стопы к колену
Кто тряпицей, i]и обратно, ступня как бы обхватывает голень.
Кто дырявой рукавицей. То же левой ногой. 6-8 раз
Упражнения из И. п. сидя на стуле.
Жили у бабуси Поджимать и выпрямлять пальцы ног
Два весёлых гуся
Один серый, Другой белый, Приподнимать от пола то носки, то пятки.
Два весёлых гуся.
Вытянули шеи,
У кого длиннееПриподнимать и одновременно разводить пятки в стороны.
Один серый,
Другой белый, Приподнимать и одновременно разводить носки в стороны.
У кого длиннее.
Мыли гуси лапки Вращение стопы в ту или другую сторону
В луже у канавки. с небольшим усилием в сторону большого пальца.
Один серый,
Другой белый Поджимать пальцы,
Спрятались в канавке. держа ноги на внешнем крае стопы.
Вот кричит бабуся: Развести носки врозь, затем пятки.
Ой, пропали гуси-
Один серый,
Другой белый – На четыре счета врозь, на четыре счета вместе.
Гуси мои, гуси!
Выходили гуси, Поджимать и выпрямлять пальцы ног,
Кланялись бабусе. продвигая стопу вперед не отрывая от пола.
Один серый,
Другой белый – Приподнимать от пола носки.
Кланялись бабусе.
И. П. стоя, держась руками за спинку стула.
Наши ножки с утра
Делают зарядку.
Вот так встанут на носочки, Приподниматься на носки,
А потом на пятки с переносом тяжести тела на пятки.
На носочках постоим Приподниматься на носки
Вместе в даль все поглядим, с одновременным разведением пяток
Опускаемся на пятки-
Танцевать начнём в присядку Приседания, на полной стопе.
Снова на носках стоим, Приподняться на носки,
Вправо, влево поглядим.
Опускаемся на пятки, Опуститься на всю стопу. }