Логопедические игры своими руками. Логопедическая игра. распечатай, вырежи и играй Логопедическая игра распечатать и играть

Логопедические игры для дошкольников

Мальцева Елена Михайловна, учитель-логопед МБОУ «Северокоммунарская СОШ», МБДОУ «Северокоммунарский детский сад» п. Северный Коммунар Сивинского района Пермского края

Описание работы: Логопедические игры по преодолению ОНР предназначены для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. В ходе игр дети в занимательной форме закрепляют знания по лексическим темам «Мебель», «Ягоды», «Грибы», «Овощи». Аналогичные игровые поля можно приготовить по другим лексическим темам. Игры могут быть использованы для индивидуальной и подгрупповой работы. Данный материал будет полезен учителям-логопедам дошкольных и школьных учреждений, воспитателям, учителям начальных классов, а также родителям при проведении игры в домашних условиях.

Цель: закрепление полученных знаний на занятиях в занимательной игровой форме.

Задачи:
проверить прочность усвоения детьми знаний, умений и навыков;
учить применять их в практической деятельности – игре;
воспитывать интерес к речевым играм, умение работать в команде.

Оборудование: кубик, фишки,игровые поля по лексическим темам.

Игровое поле по теме «Мебель»


Рис. 1

Игровое поле по теме «Овощи»


Рис. 2

Игровое поле по теме «Ягоды»


Рис. 3

Игровое поле по теме «Грибы»


Рис. 4
Правила игры: В игре могут принять участие от 2 до 3 детей, а на индивидуальном занятии – учитель-логопед. Ребёнок бросает кубик, совершает ход на столько клеток, сколько точек на кубике. Игра начинается с правого нижнего поля. Выигрывает тот, кто первый дойдет до подарка.

Вариант 1:

Игру можно усложнить. При неверном ответе на вопрос логопеда, ребёнок пропускает ход.

Вариант 2:

Игру можно усложнить, если учитывать условные обозначения (жёлтый круг – «уступи ход», зелёный квадрат «вернись на начало», красный треугольник – «дополнительный ход»).
Разные варианты игры предусматривают разный уровень сложности, что позволяет ее использовать для детей разного возраста и уровня речевого развития.

Игра «Назови предмет»

Цель – расширение и пополнение словарного запаса по лексической теме.
Ход игры: Ребёнок бросает кубик, совершает ход на столько клеток, сколько точек на кубике. Называет предмет, который изображен. Затем ход передается другому ребенку. Выигрывает тот, кто первых доберется до подарка.


Рис.5
Аналогично можно поиграть с детьми по лексическим темам «Грибы», «Мебель», «Ягоды».

Игра «Кто больше?»

Цель – упражнять в подборе определений к существительным.
Ход игры: Ребёнок бросает кубик, совершает ход на столько клеток, сколько точек на кубике. Называет предмет, который изображен на игровом поле, а затем подбирает признаки к данному предмету мебели, например, стол – письменный, деревянный, старый, кухонный. Ребенку необходимо подобрать не менее 3 признаков. Затем ход передается другому ребенку. Выигрывает тот, кто первых доберётся до подарка.

Игра «Ласковое словечко»

Цель – образование существительных при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов.
Ход игры: Ребёнок бросает кубик, совершает ход на столько клеток, сколько точек на кубике. Называет предмет, который изображен, а затем называет его ласково, например, стол - столик. Затем ход передается другому ребенку. Выигрывает тот, кто первых доберется до подарка.

Игра «Вкусное варенье»

Цель – образование относительных прилагательных.
Ход игры: Ребёнок бросает кубик, совершает ход на столько клеток, сколько точек на кубике. Называет ягоду, а затем называет варенье из этой ягоды, например, малина – малиновое варенье. Затем ход передается другому ребенку. Выигрывает тот, кто первых доберется до подарка (смотри рисунок 4)

Игра «Хвастунишка»

Цель – формирование навыка образования форм существительного в родительном падеже множественного числа.
Ход игры: Ребенку предлагается назвать предмет мебели со словом много, например, у меня много стульев.

Игра «Один - несколько»

Цель – изменение имени существительного по числа.
Ход игры: Дети по очереди бросают кубик и совершают ход на столько клеток, сколько точек на кубике.Детям предлагается задание: назвать предмет во множественном числе.

Игра «Первый звук»

Цель
Ход игры: Ребенку предлагается определить первый звук в названии предъявленной картинки.

Игра «Последний звук»

Цель – формирование и развитие звукового анализа.
Ход игры: В ходе игры детям предлагается назвать последний звук в названии той картинки, на которой он находится.

Игра «Синий - зелёный»

Цель – формирование и развитие умение различать твёрдые и мягкие согласные.
Ход игры: Ребенку предлагается определить первый звук в названии предъявленной картинки, затем выложить камень зеленого цвета, если первый звук мягкий согласный, камень синего цвета, если первый звук – твердый согласный.


Рис.6
Аналогично можно определять первый и последний звук в названии картинок по другим лексическим темам «Грибы», «Мебель», «Ягоды».

Игра «Слогарик»

Цель – формирование слогового анализа и синтеза слов.
Ход игры: В ходе игры детям предлагается определить количество слогов в названии той картинки, на которой он находится. Задание можно усложнить: ребенку предлагается придумать слово, которое начинается на тот же слог, что и предмет на картинке, например, ка пуста - ка бачок.
Аналогично можно определять количество слогов в названии картинок по другим лексическим темам «Грибы», «Мебель», «Ягоды»

Недавно забирала дочь с логопедических занятий и увидела там игру моего детства "собери ромашку", на меня нахлынули воспоминания - у меня была точно такая же, я обожала яркие картинки с цветами и животными! Поэтому я совершенно не удивилась, когда дочь попросила купить такую игру. За давностью лет такой игры в продаже не имеется, в интернете тоже ничего не было. Пришлось идти просить у логопеда. Отсканировала и поняла, что печатать это не имеет смыла, уж сильно серая и "уставшая" картинка выходит. И чем вычищать ее, проще по аналогии создать по новой, что и было сделано.
Так выглядел отсканированный оригинал:

А так сделала я:

Все картинки, использованные в игре, взяты в свободном доступе в интернете.
В составе игры 6 игровых полей, 54 карточки-лепестка, правила. В оригинале было 9 игровых полей и 54 лепестка, но я решила, что нам достаточно и 5. В правилах предлагаются 3 варианта игры, но на деле вариантов намного больше, к тому же можно использовать отдельно карточки для кучи других игр. Все файлыдля печати на формате А4. Советую струйную печать на плотной мелованой бумаге.
Ссылка на яндекс диске https://yadi.sk/d/t3Xstz3Iwj6zN

А вот так выглядит наша игра "вживую"

Надеюсь, кому-то будет полезно

Добавлю суть игры - надо на игровом поле собрать цветок из 6 лепестков. Каким образом выбираются эти лепестки - это варианты игры: можно по цвету, можно по какому-то признаку (цветы, животные, птицы и тд), можно находить картинки с определнным звуком. вобщем вариантов много.
Прилагаю правила, которые шли с оригиналом:

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык,- это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием.

И. Тургенев

Автоматизируем звук Л.

Распечатай и играй!

Игра

«Подскажи словечко»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы.

Ход игры. Читаем стихотворение, дети внимательно слушают идоговаривают последнее слово.

Раз в глубоком тёмном иле

Рыбку рыбаки ловили,

А к нимв сети угодил

Злой зелёный...(крокодил).

Панцирь крепкий, как гранит,

Отврагов он защитит,

И под ним незнает страха

Медлительная... (черепаха).

Слышите могучий топот?

Видите длиннющий хобот?

Этоне волшебный сон!

Этоафриканский... (слон).

Игра «Чья, чей, чьи?»

Цели: формировать грамматическийстрой речи (образование притяжательных прилагательных от

существительных).

Ход игры . Предложите детям рассмотреть картинкис изображением животных севера и жарких стран и просит

назвать признаки животных.

Например:

У медведя уши (чьи? какие?) медвежьи, хвост (чей? какой?)медвежий.

У тюленя голова (чья? какая?) ... Упесца лапы (чьи? какие?) ... У моржабивни (чьи? какие?) ... У оленя рога

(чьи? какие?) ... У пингвина клюв(чей? какой?) ...

«Мерсибо»

Это целый сайт, посвящённый развивающим играм для детей от 2 до 10 лет. Каждая игра продумана до мелочей и позволит в непосредственной форме развить все психические процессы ребёнка, речь, навыки чтения, моторику, творческие способности.

У сайта удобная навигация и действует гибкая система скидок на подписку, а так же все игры можно приобрести на дисках и пользоваться в любое удобное время, даже в условиях отсутствия интернета.

Игры детям

Мерсибо специалистам

Тамара Охлопкова

1."Угадай картинку"

Игра представляет собой коробочки со сменными картинками внутри, засыпанными какой-либо крупой. Дети разгребают пальчиками крупу и по освобождающимся фрагментам картинки угадывают целое изображение. В качестве помощи (при затруднениях) на столе перед ребенком выкладываем несколько картинок, среди которых есть искомая.

Варианты использования игры .

1. Активизация словаря по лексическим темам.

2. Автоматизация звуков.

3. Найди пару : на столе несколько картинок. Ребенок, разгребая круп в коробочке, должен узнать картинку и найти такую же среди предложенных.

2."Ловкие пальчики"

На листках бумаги размером 10 на 10см нарисованы мелкие картинки таким образом, чтобы ребенок мог расставить по ним пальчики. Картинки относятся к разным лексическим темам (можно нарисовать картинки с закрепляемым звуком) .

Задание : "прячем" зайчиков ("собираем" ягоды, грибы, листики,овощи "ловим" бабочек и т. п., т. е. закрываем пальчиками рисунки. К основному заданию добавляем сопутствующие : назвать цвет, с какого дерева листок и т. п.



Публикации по теме:

Дидактическая игра "Собери букет"; Дидактическая игра " Посади жука на цветок" ; Дидактическая игра "Наряди ёлочку"; Дидактическая игра.

Дидактические игры своими руками. Планшет «Домики»Планшет включает в себя домики разных цветов, с разными замочками. Открыв дверку, дети.

Альтернативный вариант дорогостоящим дидактическим играм - игры, сделанные своими руками. Каждый раз перебирая старые кубики, рука не поднимается.

1. Игра "Домашние и дикие животные". На картон наклеены 2 картинки: лес и деревня, Проделаны дырочки и вставлены винтовые горлышки.

Одним из ведущих аспектов развития дошкольника является развитие мелкой моторики, и координации движений пальцев рук. Доказано, что развитие.

Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи, поскольку дыхательная система - это ни что иное как энергетическая база для речевой.

Побродив по просторам интернета,решила сделать несколько настольных игр для своих малышей. Распечатала картинки, раскрасила и приклеила.

Елена Зайцева

Чтобы дети с удовольствием посещали логопедические занятия и с интересом выполняли предложенные им задания, необходимо придумывать новые, интересные дидактические игры с разными картинками, персонажами, сюжетами и материалом. Вашему вниманию я предлагаю дидактические пособия для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий на автоматизацию разных звуков, формирование интонационной выразительности, развитие зрительно-моторных координаций и так далее. Данные пособия помогают разнообразить занятие, повысить эффективность коррекционной работы.

«Волшебный куб»

Формирование фонетико-фонематических представлений и слоговой структуры слова.

Формирование лексико-грамматического строя речи.

Формирование связной речи.

Формирование познавательных процессов.

«Разноцветные ромашки»

Формирование фонетико-фонематических представлений;

слоговой структуры слова.

Формирование познавательных процессов.


«Веселые крышки»

Формирование навыков звукового анализа;

Формирование слоговой структуры слова;

Развитие мелкой моторики.

Закрепление знаний основных цветов


«Кто в домике живет?»

Упражнять в выделении заданного звука в слове;

Учить дифференцировать звуки;

Формировать умение делить слова на слоги;

Развивать логическое мышление, внимание;

Закреплять в речи обобщающие понятия;

Развивать мелкую моторику.


«Звуковички»

Развитие фонематического слуха и восприятия;

Расширение знаний детей, понятия: гласные –согласные; твердые-мягкие.


Дидактическая игра «Собери бусы»

закреплять умение дифференцировать звуки [З]-[С] в словах;

развивать фонематический слух,

мелкую моторику.


Это лишь малая часть тех игровых заданий, которые можно давать ребенку (детям, используя эти пособия. В зависимости от цели и задач, поставленных на занятии, можно менять и игровые задания. Дети с удовольствием занимаются с пособиями, они вызывают у них интерес, развивают любознательность, память, внимание, а главное - речь .

Публикации по теме:

Предлагаю Вашему вниманию подборку дидактических игр и пособий для занятий с детьми дошкольного возраста Эти игры были сделаны для итогового.

Дидактические пособия своими руками Дидактические пособия своими руками. Что такое социально-коммуникативное развитие? Это комплексный процесс, во время которого ребенок усваивает.

Добрый вечер коллеги! Представляю вашему вниманию две дидактические игры из бросового материала, которые не потребуют много материальных.

Использование пособия своими руками из подручного материала в развитии дошкольника. Мы хотим чтобы, наши дети росли здоровыми и счастливыми,.

В. А. Сухомлинский:Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В шесть -семь лет развитие мелкой моторики у детей является неотъемлемой.

Здравствуйте, коллеги! Предлагаю вашему вниманию продолжение обзора игр, которые сделаны своими руками из подручных материалов для развития.