Общее недоразвитие речи (ОНР) у детей. Недоразвитие речи. Нормы развития речи ребёнка Нерезко выраженное общее недоразвитие речи

Состояние общего недоразвития речи (ОНР) характеризуется нарушением всех сторон формирования речевых навыков. Основная его отличительна черта — наличие проблем как со звуковой стороной (произношением), так и с лексической и грамматической.
При этом дети с общим недоразвитием речи не имеют нарушений слуха и интеллекта.

Отличительные признаки ОНР:

  1. Наличие проблем как с произношением звуков, так и с навыками связной экспрессивной речи, овладением правилами грамматического строя и бедным активным словарем.
  2. Слух не нарушен. Обязательна проверка специалиста.
  3. Первичный интеллект в норме. То есть ребенок при рождении не имеет диагноза «умственная отсталость» и т. п. Однако стоит иметь в виду, что длительное не корректирующееся ОНР может привести и к отставанию в психическом развитии.

Говорить о наличии у ребенка общего недоразвития речи можно только после 3-4 лет. До этого времени дети развиваются по-разному и «имеют право» на некоторые отклонения от средних норм. У каждого свой темп формироваться речи. Но после 3-х стоит уже обратиться внимание на то, как говорит ребенок. Вполне возможно, ему необходима помощь логопеда.

Проявление ОНР у детей выражает по-разному исходя их глубины нарушений.

Общее недоразвитие речи 1 уровня

Нарушение такой степени означает практически полное отсутствие речи у ребенка. Проблемы заметны, что называется «невооруженным глазом».

В чем проявляется:

  1. Активный словарь ребенка очень беден. Для общения он использует в основном лепетные слова, первые слоги слов, звукоподражания. При этом он вовсе не прочь пообщаться, но на «своем» языке. Кошка - это «мяу», «би-би» — может означать и машину, и поезд, и сам процесс езды.
  2. Широко используются жесты и мимика. Они всегда уместны, несут конкретную смысловую нагрузку и, в общем, помогают ребенку в общении.
  3. Простых предложений либо просто нет в речи ребенка, либо могут состоять из двух аморфных слов, объединенных по смыслу. «Мяу би-би» во время игры будет означать, что кошка поехала на машине. «Гав ди» — это и собака идет, и собака бежит.
  4. При этом пассивный словарь заметно превышает активный. Ребенок понимает обращенную речь в значительно большем объеме, чем может сказать сам.
  5. Сложные слова (состоящие из нескольких слогов) сокращаются. Например, автобус звучит как «абас» или «атобу». Это говорит о несформированности фонематического слуха, то есть ребенок плохо различает отдельные звуки.

Общее недоразвитие речи 2 уровня

Основным ярким отличием от 1 уровня становится постоянное присутствие в речи ребенка определенного количества общеупотребительных слов, хоть пока и не очень правильно произнесенных. При этом заметны зачатки формирования грамматической связи между словами, хотя еще непостоянные.

На что обратить внимание:

  1. Ребенок всегда использует одно и то же слово, обозначающее конкретный предмет или действие в искаженном виде. К примеру, яблоко всегда будет звучать как «лябако» в любом контексте.
  2. Активный словарь довольно беден. Ребенок не знает слов, обозначающих признаки предмета (форму, отдельные его части).
  3. Нет навыка объединения предметов в группы (ложка, тарелка, кастрюля - это посуда). Предметы, близкие по каким-либо признакам, могут называться одним словом.
  4. Звукопроизношение тоже сильно отстает. Ребенок плохо произносит многие звуки.
  5. Характерным признаком ОНР 2 уровня становится появление в речи зачатков грамматического изменения произносимых слов в зависимости от числа. Однако ребенок справляется только с простыми словами и в том случае, если окончание находится под ударением (идет - идУт). Причем этот процесс нестойкий и проявляется не всегда.
  6. Простые предложения активно используются в речи, но слова в них не согласованы между собой. Например, «папа питя» — папа пришел, «гуяй гокам» — гулял на горке и т. д.
  7. Предлоги в речи могут быть пропущены совсем или использоваться неправильно.
  8. Связный рассказ - по картинке или с помощью вопросов взрослого - уже получается, в отличие от состояния при 1 уровне ОНР, однако он очень ограничен. В основном ребенок использует двусложные несогласованные предложения из подлежащего и сказуемого. «Гуяй гокам. Видей сег. Ипий сегика.» (Гулял на горке, видел снег, лепил снеговика).
  9. Нарушена слоговая структура многосложных слов. Как правило, слоги не только искажаются из-за неправильного произношения, но и переставляются местами, и просто выбрасываются. (Ботинки — «бокити», человек — «тевек»).

Общее недоразвитие речи 3 уровня

Данная стадия характеризуется в основном отставанием в плане грамматического и фонематического развития речи. Экспрессивная речь довольно активна, ребенок строит развернутые фразы и использует большой словарный запас.

Проблемные точки:

  1. Общение с окружающими в основном в присутствии родителей, которые выступают в качестве помощников-переводчиков.
  2. Неустойчивое произношение звуков, которые ребенок научился произносить отдельно. В самостоятельной речи они все равно звучат пока нечетко.
  3. Сложные для произнесения звуки заменяются другими. Труднее даются свистящие, шипящие, сонорные и аффрикаты. Один звук может заменять сразу несколько. Например, мягкий «с» нередко выступает в разных ролях («сянки» — санки, «сюба» — «шуба», «сяяпина» — «царапина»).
  4. Активный словарный запас заметно расширяется. Однако ребенку пока не известна малоупотребительная лексика. Заметно, что в своей речи он использует в основном слова бытового значения, которые часто слышит вокруг.
  5. Грамматическая связь слов в предложениях, что называется, оставляет желать лучшего, но при этом ребенок уверенно подступается к построению сложносочиненных и сложноподчиненных конструкций. («Папа писёл и пйинесйа Мисе падаик, как Мися хаасе себя вей» — Папа пришел и принес Мише подарок, ТАК как Миша хорошо себя вел. Как мы видим, сложная конструкция уже «просится с языка», однако грамматическое согласование слов пока не дается).
  6. Из таких, не правильно оформленных предложений, ребенок уже может составить рассказ. Предложения будут пока еще описывать лишь конкретную последовательность действий, однако проблемы с построением фраз уже нет.
  7. Характерной чертой становится непостоянство грамматических ошибок. То есть в одном случае ребенок может правильно согласовать слова между собой, а в другом - употребить неправильную форму.
  8. Имеются сложности в правильном согласовании имен существительных с числительными. Например, «три кошкАМ» — три кошки, «много воробьи» — много воробьев.
  9. Отставание в формировании фонематических способностей проявляются в ошибках при произнесении «трудных» слов («гинасты» — гимнасты), в наличии проблем при анализе и синтезе (ребенок затрудняется подобрать слова, начинающиеся на конкретную букву). Это, помимо прочего, задерживает готовность ребенка к успешной учебе.

Общее недоразвитие речи 4 уровня

Этот уровень ОНР характеризуется лишь отдельными сложностями и ошибками. Однако, складываясь в общую картину, эти нарушения мешают ребенку овладевать навыками чтения и письма. Поэтому важно не упустить данное состояние и обратиться к логопеду, чтобы скорректировать ошибки.

Характерные признаки:

  1. Проблема неправильного звукопроизношения отсутствует, звуки «поставлены», однако речь несколько невнятна, невыразительна и отличается нечеткой артикуляцией.
  2. Периодически встречаются нарушения слоговой структуры слова, элизии (пропуск слогов - например, «моток» вместо «молоток»), замене одного звука другим, перестановке их местами.
  3. Еще характерная ошибка - неправильное использование слов, означающих признак предмета. Ребенок не очень четко понимает значение таких слов. Например, «дом длинный» вместо «высокий», «мальчик короткий» вместо «низкий» и т. д.).
  4. Затруднения вызывает также образование новых слов при помощи суффиксов. («зайцевый» вместо «заячий», «платенько» вместо «платьице»).
  5. Аграмматизмы встречаются, но не очень часто. В основном сложности могут вызывать согласования имен существительных с прилагательными («пишу синИМ ручкОМ») или при употреблении существительных во множественном числе именительного или родительного падежа («В зоопарке видели медведЕВ, птицЕВ»).

Важно отметить, что все нарушения, отличающие ОНР 4 уровня, встречаются у детей не часто. При этом, если ребенку предложить два варианта ответа, он выберет правильный, то есть присутствует критичность к речи, а формирование грамматического строя приближается к необходимым нормам.

В последнее время растёт число детей, имеющих такое речевое нарушение, как общее недоразвитие речи. Поэтому возникает большое количество вопросов родителей, связанных с ОНР. Постараюсь на них ответить.

Что такое ОНР?

ОНР общее недоразвитие речи , речевое нарушение, относящееся к психолого-педагогической классификации. При ОНР у ребёнка с нормальным слухом и интеллектом нарушены все компоненты речевой системы (звукопроизношение, фонематические функции, лексика, грамматический строй речи). Это является обязательным условием. Если у ребёнка грубо нарушено

звукопроизношение, речь малопонятна, но словарь достаточно точен и богат, фраза оформлена грамматически правильно. Это уже не будет являться общим недоразвитием речи, хотя для окружающих это проблема будет ярко выраженной.

Другой пример: речь ребёнка достаточно понятна, нарушено произношение всего 1-2 звуков, в потоке речи он иногда смешивает несколько парных фонем, речь фразовая и достаточно понятная, но словарь не совсем точен, имеются ошибки в согласовании, при употреблении сложных предлогов.

Такое речевое нарушение может быть практически незаметным для окружающих и даже для родителей, но уже будет являться общим недоразвитием речи со всеми вытекающими последствиями.

От родителей нередко приходится слышать вопрос: «Что у нас на самом деле, если логопед в садике сказала ОНР, а логопед в поликлинике написала дизартрия?» Общее недоразвитие речи вполне может сочетаться с заключениями клинико-педагогической классификации и уточняться ими.

Например, логопедическое заключение может звучать так: ОНР (I уровень речевого развития), алалия или ОНР (III уровень речевого развития), стёртая форма дизартрии. Противоречий здесь нет.

Дети с ОНР это очень разнородная группа. Это и практически безречевые дети с зачатками лепетных слов, и дети с достаточно понятной фразовой речью с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Поэтому выделяют уровни общего недоразвития речи. Это позволяет более точно описать речевые проблемы ребёнка. Без уточнения уровня заключение ОНР мало о чём говорит.

Уровни речевого развития при общем недоразвитии речи.

I уровень самый тяжёлый. Это либо дети вообще без речи, либо дети, использующие несколько отдельных лепетных, либо очень усечённых (до 1-2 слогов) слов. Фразы на этом уровне нет вообще, часто используется одно деформированное слово вместо предложения.

Так же это одно слово может иметь несколько значений. Например «ПИ» это и мышка, и птичка, и хочу пить. Очень активно такие дети для общения используют жесты и мимику. Огромна разница между объёмом активного и пассивного словаря. Это дети, которые, со слов родителей, всё понимают, но ничего не говорят.

Однако при детальном обследовании выясняется, что и пассивный словарь таких малышей гораздо ниже возрастной нормы. Произношение звуков непостоянно. Грамматических форм нет вообще. Очень желательно для детей с I уровнем речевого развития начать логопедические занятия не позже 3х лет, тогда прогноз дальнейшего обучения будет более благоприятным.

II уровень речевого развития. Появляется фразовая речь. Фраза очень примитивная, аграмматичная, но это уже несколько слов объединённых по смыслу. Появляются полноценные слова, хотя часто очень искажённые.

Звукопроизношение грубо нарушено. Из-за фонематического несовершенства в речи возможны непостоянные замены, но они уже не такие хаотичные как на I уровне речевого развития. Очень сильно нарушена слоговая структура слов. Сокращается количество слогов, теряются согласные в стечениях. Употребление грамматических форм носит случайный характер.

Дети со II уровнем речевого развития практически не употребляют предлоги или заменяют на общий искажённый предлог. «А туи»= «на стуле», «а кани»= «в стакане». Очень ограничен словарный запас. Дети не могут назвать детёнышей животных, части целого (спинку и ножки у стула), затрудняются в назывании цветов, простых форм.

Примерный рассказ по серии картинок ребёнка со II уровнем речевого развития. « Косики си моть. Диютя. Бух водю.»=«Козлики шли по мосту. Дерутся. Бух в воду.»

III уровень речевого развития. Речь фразовая и достаточно развёрнутая, но остаются элементы фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития. Часто остаётся нарушенным произношение таких звуков как Ш, Ж, Ц, Ч, Щ, Л, Р, РЬ. Даже те звуки, которые дети могут произнести изолированно, в потоке речи они смешивают (С-Ш, З-Ж, Р-Л, Ч-ТЬ, Щ-СЬ и т.п.).

Слоговая структура длинных многосложных слов обычно нарушена. Особенно ярко это проявляется во фразе. Дети пользуются всеми частями речи, но редко используют прилагательные и наречия, словарь остаётся ещё достаточно бедным и неточным. Например, такие глаголы, как вяжет, вышивает ребёнок заменяет одним словом шьёт.

Остаются достаточно выраженные ошибки при словообразовании и словоизменении (много креслов, окнов, грушный сок, лисиный хвост и т.п.). Ошибки при согласовании существительных с прилагательными и числительными (5 письмов, солнышко лучистая).

Ошибки при употреблении предлогов, особенно сложных, которые обычно заменяются простыми (поднял с пола = поднял из пола, достал из-под стола = достал из стола и т.п.). Имеются трудности при составлении рассказов. Дети используют обычно простые нераспространённые фразы.

В последние годы стали выделять и IV уровень речевого развития при ОНР, раньше подобное речевое нарушение называли не резко выраженное общее недоразвитие речи (НВОНР). В последнее время чаще используют именно такую формулировку, IV уровень ОНР.

Для этого уровня так же характерны проблемы развития лексико-грамматического и фонетико-фонематического строя речи, только выражены они не так ярко. Такие дети могут произносить все звуки речи в отдельных словах, но во фразовой речи смешивают их.

Слоговая структура нарушается обычно в сложных для произношения словах на уровне фразы. Остаётся бедным и неточным словарь, продолжают встречаться грамматические ошибки устной речи.

Причины общего недоразвития речи.

Причины разнообразны, как и само нарушение. Это могут быть всевозможные проблемы беременности и родов матери, травмы головы, нейроинфекции, частые заболевания ребёнка в первые годы жизни. Так же к причинам ОНР можно отнести недостатки воспитания и образования.

Последствия ОНР прогнозы и обучение

Общее недоразвитие речи является большим препятствием для освоения детьми программы детского сада, а затем и школьной программы. В школьном возрасте это приводит к нарушениям чтения и письма (дислексии и дисграфии), а в более тяжёлых случаях делает усвоение программы вообще невозможным.

Дошкольникам с ОНР (I-III ур.р.р.) желательно посещать логопедическую группу для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Дети с IV уровнем речевого развития могут заниматься и на логопункте, но занятия с логопедом обязательны. Ученики с III и IV уровнем речевого развития могут обучаться в массовой школе, занимаясь на школьном логопункте.

Школьники с более тяжёлым общим недоразвитием речи обучаются в коррекционных школах для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Прогнозы зависят от многих факторов: причин нарушения, уровня речевого развития, возраста ребёнка (чем раньше начать логопедические занятия, тем благоприятнее прогноз), сопутствующих проблем. При своевременно начатой логопедической работе общее недоразвитие речи во многих случаях можно устранить полностью.

Я постаралась ответить на основные вопросы, возникающие у родителей, которые сталкиваются с таким речевым нарушением у детей, как общее недоразвитие речи.

Повторюсь, что очень важным фактором для успешной коррекции ОНР является вовремя начатая логопедическая работа. Не тяните время! Обращайтесь к логопеду как можно раньше! Даже если кажется, что с речью Вашего ребёнка всё в порядке, покажитесь логопеду для профилактики в 3 года.

Если остались вопросы по этой теме, на которые я не ответила, пишите!

Последнее время у малышей часто проявляется недоразвитие речи. Оно может проходить по-разному и в различных стадиях. В любом случае, необходима коррекционная работа с детьми, которая заключается в индивидуальной и групповой работе с детьми. Одной из самых опасных стадий является ОНР 2 уровня. Как распознать у ребенка это заболевание?

Симптомы

1 и 2 степени ОНР считаются самыми тяжелыми. В целом нарушения речи проявляются в несогласованности слов, порой отсутствию звуков и смыслов речи. Впоследствии недостатки устной речи будут проявляться в дисграфии и дислексии в школе.

Недоразвитие речи 2 степени проявляется следующими симптомами:

  • жесты, лепет;
  • порой появляются простые предложения;
  • бедность словаря, причем слова, которые знает ребенок, очень похожи по смыслу;
  • трудности с согласованностью речи, часто отсутствуют множественное число, падежи;
  • звукопроизношение искажено, ребенок подменивает звуки, нечетко их произносит.

Что может ребенок, у которого диагностируется недоразвитие речи 2 степени?

  • произносит простые слова, похожие по смыслу (муха жук, насекомые; туфи туфли, кеды, сапоги и др.), т.е. одним словом объединяются несколько понятий;
  • с трудом называет части тела, предметов, посуду, слова с уменьшительно-ласкательным значением (чаще всего такие слова отсутствуют или присутствуют в ограниченном количестве);
  • с трудом определяет признаки предмета (из чего сделан, цвет, вкус, запах);
  • составляет рассказ или пересказывает только после наводящих вопросов взрослого;
  • высказывания мало понятны, звуки искажены.

Характеристика ОНР заставляет задуматься о том, почему возникают такие нарушения. Причины, как правило, лежат в физиологической сфере и не всегда зависят от матери или ее ребенка:

  • гипоксия во время беременности или родов;
  • асфиксия;
  • конфликт резусов;
  • травмы головы.

Коррекционная работа, предстоящая логопеду и родителям малыша, очень кропотливая. Предстоит практически с нуля формировать речь по образцу. Как проводятся коррекционные занятия?

Работа с логопедом

Если к 3-4 годам речь у ребенка не формируется, необходимо посетить логопеда и невропатолога. Диагностика и характеристика ОНР проводится несколькими специалистами.

Невропатолог поможет определить причину. Если нужно лечение или дополнительная витаминизация, врач назначит препараты для стимуляции речевых центров и нервной системы в целом. Чтобы определить, какие препараты могут понадобиться малышу, необходимо будет сделать МРТ головного мозга. Однако такой анализ требуется не всегда. Порой невропатологу после беседы с мамой бывает вполне ясно, почему речь не развивается, и как можно помочь ребенку и его семье справиться с недугом.

После визита к невропатологу необходима консультация в логопедом. Если есть возможность, занятия стоит продолжать индивидуально или в специальных группах по коррекции речи. Чем будет заниматься педагог с малышом?

Общее направление будет состоять в развитии активности речи и ее понимания, формировании фраз, звукопроизношения, уточнения, как произносятся слова, употреблении лексико-грамматических форм.

Логопеду может потребоваться помощь семьи, ведь нескольких занятий в неделю может быть недостаточно для формирования речи. Логопед может продемонстрировать маме направление работы в семейном кругу. Например, для коррекции звукопроизношения нужно будет постоянно просить ребенка произнести слово нараспев, при этом все в доме должны говорить так же.

Если говорить более подробно, коррекционная работа будет состоять в следующих упражнениях:

  • Произнесение труднопроизносимых слов нараспев, протяжно, чтобы ребенок слышал все звуки и мог их повторить. Желательно, чтобы все в окружении малыша, а не только на занятиях, разговаривали именно в такой манере. Это позволит ребенку лучше улавливать звуковой состав слов.
  • Изучение слов по тематическим группам на основе изображений. Например, логопед показывает ребенку картинки домашних животных и четко их называет, заставляя малыша повторять названия. Так ребенок постепенно начинает систематизировать явления и предметы окружающего мира.
  • Сравнение одинаковых грамматических форм разных слов, принадлежащих одной части речи. Например, мы катались: на санках, на машине, на горке и т.д.
  • То же самое производится с формами глаголов: Коля писал - Коля пишет - Коля напишет.
  • Отработка изменений существительных по числам. Педагог показывает изображения предметов в единственном и множественном числах, называет их и просит малыша показать.
  • Отдельно проводится работа с предлогами. Логопед подставляет их в похожие по строению фразы, например: идет в лес, в гости, в гору и т.д.
  • Работа по различению звонких и глухих звуков, различению их в речи.
  • Определение звука в слове на слух для развития фонематического слуха.

Лучше всего, если занятия с детьми, имеющими недоразвитие речи 2 степени, будут проходить индивидуально с логопедом. О не стоит отказывать малышам в общении с другими детьми, которое для них чрезвычайно важно. В этом общении будет формироваться речь, стремление построить фразу и донести информацию другим детям.

Известно, что ребенок совершенно по-разному общается со взрослыми и со своими сверстниками. С последними он ощущает себя свободнее, у него совпадают с ними интересы. Если ваш малыш с ОНР не посещает детский сад, причина неразвитости речи может крыться в том числе в недостатке общения. Постарайтесь записать ребенка в группу развития, детский клуб, где стараются всесторонне развивать детей. Здесь появится круг общения, а художественное восприятие мира, песни, физические нагрузки создадут оптимальную среду для совершенствования речи.

Прогноз

Спрогнозировать, как пойдет развитие речи у малыша, очень сложно. Многое зависит от степени развития болезни и причины, которая ее спровоцировала.

Начинать работу надо как можно раньше. Уже в три года, если малыш не говорит, или произносит нечленораздельные звуки, родителям должно быть ясно, что надо отправляться на прием к невропатологу. Без конкретного диагноза и медикаментозного лечения даже интенсивные занятия с логопедом могут быть бессильными.

Если все необходимые меры приняты, и ОНР не запущено, есть надежда, ребенок начнет говорить. Однако дальнейшее его обучение в массовой школе становится невозможным. Родителям придется либо обучать его на дому, либо отдавать в специализированное учебное заведение для деток с проблемами речи.

Многое зависит от темперамента и общительности малыша. Во многом они определяют, насколько он приживется в школьном коллективе, найдет общий язык со сверстниками, как к нему будут относиться учителя.

Коррекционная работа с детьми, имеющими недоразвитие речи 2 степени, должна производиться исключительно специалистом. Родителям не нужно вмешиваться в процесс или пытаться решить проблему самостоятельно. Тем более страшно пускать проблем на самотек. Малышу необходима квалифицированная помощь, иначе в будущем у него будут проблемы с контактами.

Основные симптомы:

  • Лепет вместо слов
  • Нарушение в построении слов
  • Нарушение ведения умственной деятельности
  • Нарушение концентрации внимания
  • Неправильное произношение звуков
  • Нерациональное применение предлогов и падежей
  • Неспособность распознавать похожие звуки
  • Ограниченность запаса слов
  • Отсутствие интереса к познанию нового
  • Отсутствие понимания разницы между числами
  • Расстройство логического изложения
  • Трудности в соединении слов в фразы
  • Трудности с построением предложений

Общее недоразвитие речи – представляет собой целый комплекс симптомов, при котором происходит нарушение всех аспектов и сторон речевой системы, без какого-либо исключения. Это значит, что расстройства будут наблюдаться как с лексической, так и с фонетической и грамматичной стороны.

Подобная патология является полиэтиологической, на формирование которой влияет большое количество предрасполагающих факторов, связанных с внутриутробным развитием плода.

Симптоматика болезни будет отличаться в зависимости от степени тяжести. Всего существует четыре уровня недоразвития речи. Для того чтобы определить серьёзность заболевания, пациенту необходимо пройти логопедическое обследование.

Лечение основывается на консервативных методиках и подразумевает работу логопеда с ребёнком и родителей в домашних условиях.

Международная классификация заболеваний разделяет подобное расстройство на несколько недугов, отчего они имеют несколько значений. ОНР имеет код по МКБ-10 – F80-F89.

Этиология

Общее недоразвитие речи у детей дошкольного возраста является довольно распространённым недугом, встречающимся у 40% всех представителей такой возрастной категории.

Привести к подобному расстройству может несколько факторов:

  • внутриутробная , которая приводит к поражению ЦНС;
  • конфликт резус-факторов крови матери и плода;
  • асфиксия плода во время рождения – такое состояние характеризуется недостатком кислорода и может привести к удушью или мнимой смерти;
  • получение ребёнком травм непосредственно во время родовой деятельности;
  • пристрастие беременной к вредным привычкам;
  • неблагоприятные условия труда или проживания представительниц женского пола в период вынашивания плода.

Подобные обстоятельства приводят к тому, что у ребёнка ещё во время внутриутробного развития происходят нарушения со стороны формирования органов и систем, в частности ЦНС. Такие процессы могут повлечь за собой появление широкого спектра функциональных патологий, среди которых и расстройства речевой деятельности.

Помимо этого, подобное расстройство может развиваться уже после появления младенца на свет. Способствовать этому могут:

  • частые острые заболевания различной этиологии;
  • наличие каких-либо хронических недугов;
  • перенесённые черепно-мозговые травмы.

Стоит отметить, что ОНР может возникать при таких недугах:

  • ринолалия;

Помимо этого, на формирования речевых способностей влияет недостаточное внимание или нехватка эмоционального контакта малыша с родителями.

Классификация

Существует четыре степени речевой недоразвитости:

  • ОНР 1 уровня – характеризуется полным отсутствием связной речи. В медицинской сфере такое состояние носит название «безречевые дети». Малыши общаются при помощи упрощённой речи или лепета, а также активно жестикулируют;
  • ОНР 2 уровня – наблюдается начальное развитие общей речи, но запас слов остаётся беден, а ребёнок допускает большое количество ошибок во время произношения слов. В таких случаях максимум, что может ребёнок – произнести простое предложение, которое будет состоять не более, чем из трёх слов;
  • недоразвитие речи 3 уровня – отличается тем, что дети могут составлять предложения, однако смысловая и звуковая нагрузка развита недостаточно;
  • ОНР 4 уровня – самая лёгкая стадия недуга. Это объясняется тем, ребёнок разговаривает довольно хорошо, речь практически не отличается от сверстников. Тем не менее наблюдаются нарушения во время произношения и построения длинных фраз.

Кроме этого, клиницисты выделяют несколько групп данной болезни:

  • неосложненное ОНР – диагностируется у пациентов с незначительной патологией мозговой деятельности;
  • осложнённое ОНР – наблюдается при наличии какого-либо неврологического или психиатрического нарушения;
  • общее недоразвитие речи и задержка речевого развития – диагностируется у малышей патологиями тех отделов мозга, которые отвечают за речь.

Симптоматика

Характеристика детей с общим недоразвитием речи будет отличаться в зависимости от степени тяжести нарушения, присущей пациенту.

Однако несмотря на это, такие дети начинают произносить свои первые слова сравнительно поздно – в три или четыре года. Речь при этом практически непонятна окружающим и неправильно оформлена. Это становится причиной того, что у ребёнка начинает нарушаться вербальная деятельность, а иногда может наблюдаться:

  • нарушение памяти;
  • снижение умственной деятельности;
  • отсутствие интереса к познанию нового;
  • утрата внимания.

У пациентов с первым уровнем ОНР наблюдаются такие проявления:

  • вместо слов присутствует лепет, который дополняется большим количеством жестов и богатой мимикой;
  • общение осуществляется предложениями, состоящими из одного слова, смысл которых довольно трудно понять;
  • ограниченный запас слов;
  • нарушение в построении слов;
  • расстройство в произношении звуков;
  • ребёнок не может различать звуки.

Недоразвитие речи 2 степени характеризуется следующими нарушениями:

  • наблюдается воспроизведение фраз, состоящих не более чем из трёх слов;
  • словарный запас очень беден по сравнению с тем количеством слов, которые применяют сверстники ребёнка;
  • дети не в состоянии понять значения большого количества слов;
  • отсутствие понимания разницы между числами;
  • нерациональное применение предлогов и падежей;
  • звуки произносятся с множественными искажениями;
  • фонематическое восприятие сформировано в недостаточной степени;
  • неготовность ребёнка к звуковому анализу обращённой к нему речи.

Параметры ОНР третьего уровня:

  • наличие осознанной фразовой речи, но в ней основу составляют простые предложения;
  • затруднение с построением сложных фраз;
  • увеличенный запас применяемых слов, по сравнению с детьми с ОНР второй степени;
  • допущение ошибок с применением предлогов и согласованием различных частей речи;
  • незначительные отклонения в произношении и фонематическом восприятии.

Описание клинической картины общего недоразвития речи четвёртого уровня:

  • наличие специфических трудностей со звукопроизношением и повторением слов, в которых большое количество слогов;
  • уровень фонетического понимания понижен;
  • допущение ошибок во время словообразования;
  • широкий словарный запас;
  • расстройство логического изложения – незначительные детали выходят на первый план.

Диагностика

Выявление этого нарушения проводится путём общения логопеда с ребёнком.

Определение патологии и её степени тяжести состоит из:

  • определения возможностей устной речи – для уточнения уровня сформированности разных аспектов языковой системы. Такое диагностическое мероприятие начинается с изучения связной речи. Врач оценивает способность пациента к составлению рассказа по рисунку, пересказу услышанного или прочитанного, а также к составлению самостоятельного небольшого рассказа. Помимо этого, учитывается уровень грамматики и словарного запаса;
  • оценивания звукового аспекта речи – основывается на том, как ребёнок произносит те или иные звуки, на слоговой структуре и звуконаполняемости слов, которые произносит пациент. Не остаётся без внимания фонетическое восприятие, а также звуковой анализ.

В дополнение может понадобиться проведение диагностических методов оценивания слухоречевой памяти и иных психических процессов.

Во время диагностики не только выясняется степень тяжести ОНР, то также происходит дифференциация подобного недуга от ЗРР.

Лечение

Поскольку каждая степень общего недоразвития формирования речи делится на несколько стадий, то, соответственно, терапия также будет отличаться.

Направления коррекции общего недоразвития речи у дошкольников:

  • недуг 1 уровня – активизация самостоятельной речи и развитие процессов понимания того, что говорят к ребёнку. Помимо этого, уделяется внимание мышлению и памяти. Обучение таких пациентов не ставит перед собой цели в достижении нормального фонетического оформления речи, но учитывается грамматическая часть;
  • ОНР второго уровня – выполняются работы не только над развитием речи, но и над пониманием произносимого. Терапия направлена на улучшение звукопроизношения, формирование осмысленных фраз и разъяснение грамматических и лексических тонкостей;
  • Заболевание 3 степени – осуществляется корректировка осознанной связной речи, усовершенствование сторон, связанных с грамматикой и лексикой, усвоение произношения звуков и фонетического понимания;
  • ОНР 4 уровня – терапия направлена на коррекцию возрастной речи для последующего беспроблемного обучения в общеобразовательных учреждениях.

Терапия детей с разной степенью тяжести подобного нарушения проводится в различных условиях:

  • ОНР 1 и 2 уровня – в специально предназначенных школах;
  • ОНР 3 уровня – в общеобразовательных учреждениях с условием коррекционного обучения;
  • нерезко выраженное общее недоразвитие речи – в общеобразовательных школах.

Осложнения

Игнорирование признаков подобного недуга может привести к таким последствиям:

  • полное отсутствие речи;
  • эмоциональная замкнутость ребёнка, который замечает, что он отличается от сверстников;
  • дальнейшие трудности в обучении, работе и других социальных сферах, которые будут наблюдаться уже у взрослых с нелеченым ОНР.

Профилактика и прогноз

Во избежание развития подобного недуга необходимо:

  • женщинам в период беременности отказаться от вредных привычек и уделять особое внимание своему здоровью;
  • родителям малышей своевременно лечить инфекционные недуги;
  • как можно больше времени уделять детям, не игнорировать их, а также заниматься их развитием и воспитанием.

Поскольку коррекционная работа, направленная на преодоление ОНР, занимает довольно много времени и является трудоёмким процессом, то лучше всего, если она будет начата как можно раньше – когда ребёнку исполнится три года. Только в этом случае можно добиться благоприятного прогноза.

Дети с нормальными интеллектуальными способностями и полноценной слуховой деятельностью зачастую страдают дисфункцией в формировании разных (звуковых, семантических и лексико-грамматических) речевых сторон. Причина формирования нарушения заключается в речевых расстройствах, что вызывает общее недоразвитие речи (ОНР). Одной из самых сложных патологий является ОНР 1 степени.

Выявить наличие нарушения можно при логопедическом осмотре, после чего начинается этап коррекции, в результате которого происходит не только формирование речевого понимания, полноценного словарного запаса, но и постановка верного звукопроизношения и грамматического строя языка.
При отсутствии своевременного лечения в будущем ребенок может страдать дисграфией или дислексией.

Обращая внимание на клинический состав категории детей с ОНР можно выделить три группы:

  • ОНР неосложненной формы, которая характеризуется наличием минимальной мозговой дисфункцией, проявляющейся в неполном контроле тонуса мышц, моторных преобразований, а также проявлением незрелого поведения в эмоционально-волевой сфере.
  • ОНР осложненной формы отмечается у детей, страдающих неврологическими или психологическими синдромами, например, церебрастеническим, судорожным или гипердинамическим.
  • Дети, которые отличаются органическими дефектами в речевых отделах мозга, подвержены развитию грубого недоразвития речи.

Отталкиваясь от степени ОНР выделяют четыре уровня:

  • 1 уровень речевого развития характеризуется абсолютным отсутствием общеупотребительной речи – «безречевые дети».
  • При 2-ом уровне речевого развития отмечается употребление начальных элементов речи, бедным словарным запасом, а также проявлением аграмматизма.
  • Если у ребенка отмечается развернутая фразовая речь, но звуковые и смысловые стороны не полностью развиты, то речь идет о 3-ем уровне речевого развития.
  • При 4-ом уровне речевого развития наблюдаются не значительные недочеты в фонетико-фонематической, а также лексико-грамматической речевых сторонах

Детальная характеристика ОНР 1 степени

Ребенок с данным диагнозом крайне ограничен в средствах общения. В активном словарном запасе можно выделить лишь небольшое количество слов, которые употребляются в обиходе, при этом произношение каждого происходит нечетко. К таким фразам также могут добавляться различные звукоподражания или обычные звуки.

Дети в большинстве случаев в общении используют свою мимику и жесты, не разделяя комплексы для описания качеств, действий или предметов. Чаще всего детский лепет расценивается однословным предложением, которые повторяется многократно.

Ребенок не дифференцирует обозначения предмета и действия. То есть любое действие, он может охарактеризовать предметом, например, глагол открывать заменяется словом дверь, которое чаще всего произносится нечетко. Такой же эффект наблюдается и в обратном, то есть предмет заменяется действием. Самым распространенным примером считается замена слова «кровать» на глагол «пат» (спать). Из-за скудного словарного запаса одно слово может быть многозначным.

Речь таких детей полностью лишена флексий, в результате чего все слова употребляются лишь в корневой форме. Каждый лепетной элемент сопровождается активной жестикуляцией в качестве дополнительной поддержки в пояснении.

При отсутствии ориентирующих признаков ребенок не сможет отличить множественную и единственную формы существительного, а также прошедшее время глагола или мужской и женский род. У большинства детей наблюдается полное отсутствие понимания предлогов.

Характеристика слухоречевой стороны при ОНР 1 уровня заключается в фонетической неопределенности. При воспроизведении звуков наблюдается диффузный характер, что объясняется недостаточно развитой артикуляцией, а также низкой способностью к звуковому распознанию. Чаще всего дефектные звуки доминирует над верным произношением.
При ОНР 1 уровня дети не могут различать и воспринимать слоговую структуру.

Общая характеристика 2,3 и 4 уровня ОНР

Для 2 уровня ОНР характерно увеличение речевой активности. В общении ребенок применяет постоянный, но все еще искаженный и узкий запас употребляемых слов. На данном уровне ребенок способен дифференцировать предметы, действия, пользоваться местоимениями, некоторыми союзами и предлогами. Ребенок активно реагирует на картинки, которые носят знакомый характер, то есть, например, на предметы, окружающие его в повседневной жизни.

Речь строится из элементарных предложений (используется 2-3, в редких случаях 4 слова). Ребенок не может назвать цвета, формы предмета, поэтому незнакомые слова старается заменить близкой по смыслу фразой.

Для третьего уровня ОНР характерно развитие развернутой обиходной речи. При этом отмечается неполное знание некоторых слов, а также неправильное составление определенных грамматических форм. Чаще всего дети данной группы страдают от нарушения слуховой дифференциации звуков. Главной отличительной особенностью данной степени считается неспособность к словообразованию, путаница в падежах и словесных форм.

Четвертый уровень ОНР обнаруживается при детальной диагностике, ведь в жизни многие родители не обращают внимания на небольшие дефекты в речи. Основная проблема данных детей заключается в неспособности удержания фонематического образа слова, а также в нарушении дифференциации звука.

Методика обследования

Любые речевые дефекты диагностируются на приеме у логопеда, в результате которого происходит выявление речевого навыка ребенка, определяется уровень психического развития.

Важным этапом считается проведение анализа для установки взаимного содействия между звуковой стороной речи, лексическим запасом и грамматическим строем. В результате чего можно выделить три этапаизучения:

  • ориентировочный, или первый этап, в результате которого происходит заполнение карты ребенка с родительских слов, изучается документация и проводится беседа с малышом;
  • при втором этапе обследования проводится диагностика языковой системы, ее составляющих, в результате чего составляется заключение от логопеда;
  • на третьем этапе логопед производит наблюдение в динамике, например, в процессе обучения.

При беседе родителей чаще всего удается собрать информацию о предречевых реакциях ребенка, например, о гулении, лепете. Появляется возможность узнать точный возраст формирования первых слов. При подозрении на развитие ОНР первого уровня важно выяснить наблюдается ли у ребенка формирование двухсловных или многословных предложений, насколько развита его общительность и стремление к контакту.

Но самым важным считается непосредственная беседа с ребенком, в результате которой происходит установка контакта и настрой и общение. В процессе беседы задаются различные вопросы, которые помогают лучше узнать его кругозор, любимые занятия, определить насколько хорошо он ориентируется в пространстве и времени.

При определении причины развития дефекта в звуковой стороне речи важно провести обследование артикуляционного аппарата, а также его моторики.

Не менее важным является обследование общей и мелкой моторики, которое основывается на общем виде, осанке малыша, способности к самообслуживанию (например, логопед может попросить его застегнуть самостоятельно пуговицы или зашнуровать ботинки). Также обращается внимание на ходьбу, бег, прыжки и прочие виды физической активности.

Очень важно определить умеет ли малыш сохранять равновесие.

В конечном итоге логопед проводит полное и всестороннее изучение поведения, которое в последующем обобщается в логопедическое заключение, на основе которого подпирается коррекционная работа и составляется маршрут терапии.

Обучение детей 1 степени ОНР

Важно помнить, что коррекционный процесс – это длительный и сложный путь, который поможет детям с ОНР сформировать речевые средства, полностью избавив от застенчивости.

Для детей, которые страдают первым уровнем ОНР необходимо развить понимание речи, сформулировать самостоятельный словарный запас, с помощью которого они смогут составлять простые предложения.

Лучше всего, если занятия с такими детьми будут практиковаться в небольших группах, используя игровую форму обучения. После этого наступает процесс, когда логопеду необходимо помочь детям расширить их понимание речи. Дать верное понятие о различных предметах, действиях и явлениях, которые их окружают. Каждое словосочетание необходимо подкреплять наглядным примером. Фразы должны состоять из двух-четырех слов, попутно склоняясь и употребляясь с предлогами, тем самым позволяя детям почувствовать разницу в звучании.

В качестве материала для работы можно использовать игрушки, одежду, различную посуды или продукты питания.

Следующим этапом коррекции ОНР 1 степени станет развитие самостоятельной речи. Логопеду необходимо создать ситуации, которые вызовут не только интерес, но и коммуникативно-познавательную необходимость в применении речи. Первым делом можно попробовать научить малышей называть правильно всех членов семьи, после этого перейти на простые имена (например, Маша, Саша, Оля).

Далее наступает более сложный период, когда ребенку необходимо выразить свою просьбу, при этом прикрепив слово жестом (например, слово «дай» можно сопроводить жестом руки).
Как только у малыша появляется способность к подражанию взрослого необходимо перейти на правильное воспроизведение ударного слога, после которого переключаются на более сложные слова (машина, рука, ручка).
После правильного вовлечения ребенка в процесс коррекции специалист вводит игру краткий ответ на поставленный вопрос, что способствует формированию простой формы диалога.
После того, как ребенок преодолеет первую ступень речевого развития наступает следующие этапы корректировки, которые основываются на:

  • внедрении интенсивной работы по пониманию речи, с помощью которой развивается способность к пониманию различных форм слова;
  • расширении словарного запаса;
  • коррекции правильного произношения каждого слова, верного понимания всех звуков.

В последующем логопед обучает детей понимать различие при применении приставок к словам, определять разницу в роде, объединять предметы, которые связывает что-то общее.

Исправление дефектов речи может занять не один год, ведь с каждым шагом ребенок будет переходить на новый уровень развития, благодаря чему в конечном итоге полностью сформулирует правильную форму слова, повысит свой словарный запас.

После посещения логопеда ребенок начинает чувствовать себя комфортно к окружающей среде, добросовестно относится к процессу познания мира, тем самым проходит полную социальную адаптацию.