Оптические стёкла. Кто и когда придумал очки? История очков: как появились первые очки и кто их изобрел Когда были изобретены очки для коррекции зрения

«При ослаблении зрения не остаётся ничего другого, как слушать чтение рабов», — сетовал Цицерон .

К великому счастью для всех, у кого нет возможности слушать чтение рабов, в 1280 году неизвестный венецианский стекловар (такова одна из версий, сохранённая историей) пролил жидкую стекольную массу, которая застыла так, что одна сторона получилась ровной, другая — выпуклой. Возникла линза! Она преломляла световые лучи и, если сквозь неё посмотреть, увеличивала контуры предметов. Lens с латинского — «чечевица».

Английский естествоиспытатель монах Роджер Бэкон (1214-1294 гг.), считавший, что короткая жизнь не норма, а отклонение, рекомендовал для продления активного возраста различные алхимические выдумки: то золото, то ладан, то змеиное мясо, а то и дыхание девушек. Но он оказался прав, обратив внимание на ценность увеличительных линз для пожилых людей с плохим зрением. Бэкон называл их «приспособлением» и даже подарил на пробу одно такое «приспособление» папе Клименту IV .

Естествоиспытатель монах Роджер Бэкон. Фото: www.globallookpress.com

Первоначально линзы располагали прямо на поверхности текста работавшие с рукописями стареющие монахи. Это давало им возможность видеть буквы и рассматривать рисунки. Позже появилась линза на длинной ручке, которую держали перед глазами или над текстом, — монокль. А первые очки на переносице — это два соединённых вместе монокля.

На фреске Томмазо да Модены в итальянском Тревизо монах «брат Угоне из Прованса» изображён уже в очках — в оправе со стёклами на переносице. Это 1352 год.

Интересно

Очки с затемнёнными стёклами из дымчатого кварца китайцы изготавливали… для судей. Очки должны были скрывать глаза судьи, чтобы никто не заметил его личного отношения к оглашаемому приговору. А в промышленных масштабах светозащитные очки впервые изготовили по приказу Наполеона для французской армии, воевавшей в Египте.

В комплекте с париком

Самые древние сохранившиеся до наших дней очки хранятся в немецком аббатстве Винхаузен. Они в деревянной оправе, датируются 1330 годом. Нашли их во время ремонта, как это порой и случается с потерянными вещами, правда, спустя шесть столетий, в 1953 году.

Долгое время очки изготавливались лишь по заказу для состоятельных господ. По-настоящему массовыми и популярными их сделало книгопечатание с середины XV века. Очки стали продавать бродячие торговцы. Они же занимались подбором и назначением по прин-ципу: носить после тридцати, сорока, пятидесяти, шестидесяти лет... Когда в начале XVII века появились стёкла для близоруких, их стали называть «очки для молодых».

Первый набор стёкол для подбора очков изготовил в 1750 году англий-ский оптик Дж. Эскю . А 1873 году введено было понятие диоптрия и появилась диоптрическая нумерация стёкол. Однако лишь в конце XIX века стали назначать очки, основываясь на таких научных данных, как рефракция — преломление луча света, и аккомодация — способность глаза хорошо видеть предметы как вдали, так и вблизи.

В конце XVIII века появились очки, которые держались на ушах. А до этого они крепились за парик или шнурком вокруг головы. Дамы носили очки, прикреплённые к шляпе.

Признак гордыни

Книга древнего китайского философа Чао Цзи Ку , где упоминаются очки («иероглифы приобретали чёткость»), называлась «Разъяснение загадочных вещей». Людям принцип их действия часто казался сверхъестественным. В Средние века в Европе очки даже называли «вампирами, высасывающими глаза», а ведьм и чертей нередко рисовали именно в очках.

В стремлении улучшить зрение и что-то там «разглядеть» усматривали гордыню и дерзость не только барышни (вспомним лермонтовское «Мой дерзкий лорнет рассердил её не на шутку»), а, что важнее, начальство. «Нечего меня разглядывать!» — кричал очкарикам любимец Павла I московcкий главнокомандующий Иван Гудович и даже запретил принимать посетителей в очках.

Памятник русскому полководцу Ивану Гудовичу в Анапе. Фото: Shutterstock.com

В Царскосельском лицее считалось, что «юноше смотреть на старших через оптические стёкла — дер-зость». Правда, были у такого запрета и свои плюсы. Близорукий лицеист Антон Дельвиг впоследствии писал: «В лицее мне запрещали носить очки, зато все женщины казались мне прекрасны. Как я разочаровался после выпуска!»

Очки - вещь настолько повсеместная и привычная, что воздавать должное величию этого изобретения как-то даже и не приходит в голову.
А между тем, еще 800 лет назад очки были неизвестны, а 1000 лет назад никаких средств коррекции испорченного зрения не существовало вовсе.

Само слово «очки» впервые встречается в письме итальянского ученого-энциклопедиста Джиованни Баттиста делла Порта, датированном 27 июня 1586 года, в котором он сообщает об одной из величайших научных тайн - изготовлении oculare (от лат.oculus- глаз). Но история очков гораздо древнее.

О природе и свойствах отражения света в глазу человека известны высказывания, относящиеся еще к III тыс.д.н.э. Оптические линзы из горного хрусталя археологи находили на раскопках Трои, Крита, в Сирийской пустыне, под месопотамскими холмами. В Китае и Индии, кроме хрусталя, в качестве линз использовали также прозрачные или дымчатые кварцы, аметисты и топазы.
Зрение они не корректировали, выполняя, скорее, роль лупы или защитного стекла при наблюдении астрономических явлений.
Об использовании «кристаллов для глаз» писали древнегреческие философы. Древнеримский историк Плиний Старший, погибший во время извержения Везувия, рассказывал, что «император Нерон смотрел гладиаторские бои через смарагд», т.е. линзу из изумруда.
Множество сведений о существовании увеличивающих линз, которые можно использовать для чтения, встречается в арабских трактатах X-XI вв.
В X веке арабский ученый Ибн аль-Хайсам (Альгазен) в своей работе по оптике высказывает мысль: «Если смотреть через сегмент стеклянного шара, то он мог бы увеличивать предметы». Хотя это- лишь констатация явления.

Подробные описания «глазных стекол» в медицинских трактатах появились лишь, начиная со второй половины XIII в., то и изобретение очков историки традиционно стали относить к этому времени.
Географически связывается оно с Европой, хотя в какой из европейских стран это произошло, единого мнения нет. Скорее всего, очки, независимо друг от друга, появились сразу одновременно в нескольких местах.
В книге Fashions in Eyeglasses, изданной в Лондоне в 1967 году, Ричард Корсон пишет, что это изобретение было сделано в Италии в 1287 году. Приводятся разные имена изобретателей, однако ни одно из них пока не подтверждено.


Миниатюра 15 века- Св.Катерина с философами(крайний философ справа в очках)

Имеются сведения о том, что идея создания очков принадлежит флорентийскому монаху и датируется 1280 годом. Возле одной из флорентийских церквей находится его могила с надписью: «Здесь лежит Салъвино Армати, изобретатель очков».
Как бы то ни было, известно, что еще за много веков до появления очков в Италии подобное приспособление, причем с темными стеклами, носили китайские судьи, чтобы во время процесса никто не мог догадаться о выражении глаз стражей закона.
В качестве темных стекол использовались закопченные кварцевые диски.
Однако чаще считается, что открытие очковых стекол произошло не мгновенно, а было растянуто по времени и сложилось в процессе работы разных итальянских стекольных мастеров, известных во всем мире своим искусством шлифования и полировки.Скорее всего стекловарами было случайно подмечено, что капля застывшего стекла увеличивает находящиеся за ней предметы.

Другая история изобретение очков связывает с именем английского монаха, алхимика, философа Роджера Бэкона (1214-1292), описавшего в 1260-х гг. принцип их действия.К идее очков Бэкон пришел, занимаясь анатомией и физиологией.
Шлифуя стекла, необходимые для изучения эффекта преломления световых лучей, он нашел, что сегмент стеклянного шара – хороший помощник тому, у кого ослабло зрение. А поскольку к старости Бэкон видел неважно, то с удовольствием стал пользоваться своей находкой и сам. …

Подлинники самых ранних очков до наших дней не сохранились.
Однако спустя исторически короткое время после их изобретения во второй половине XIII века, очки стали появляться на лицах персонажей фресок и миниатюр в рукописях. Самое первое изображение очков приписывают Томасо Да Модена, - на фреске 1352 года им нарисован портрет кардинала Уго ди Прованс, пишущего, с очками на носу.

Фрагмент фрески из церкви Тревизо, Томмазо да Модена, 1352 г.
Этот же художник изобразил на фреске Кардинала Никола Де Роуен, читающего книгу через монокль. Обе фрески украшают церковь Сан Николо в Тревизо, Италия.
На основании подобных исторических свидетельств мастера XX века реконструировали самые первые очки.

TOMMASO DA MODENA Cardinal Nicholas of Rouen 1351-52

В Венеции первыми стали производить очки в промышленном масштабе, причем окончательную обработку линз и сборку очков делали ювелиры, которые имели опыт работы с горным хрусталем.
Первый закон, регулирующий изготовление «камней для чтения», как тогда назывались очки, был принят в 1300 г. Большим советом Венецианской республики,в котором рекомендуется уничтожать подделки хрусталя из бесцветного стекла,что свидетельствует о быстром вхождении очков в моду в Венеции.

Для изготовления очковых оправ использовались самые разные материалы – дерево, рог, кожа, китовый ус, черепаховый панцирь, металл.
Конструктивно самые первые очки представляли из себя два монокля, ручки которых были соединены штифтом. Эти очки водружались на нос, и держались там за счет трения в шарнирном соединении.


Затем появились очки с арочной дужкой. Переносица таких очков была немного упругой, и прижимала ободки к носу. За счет этого они сидели на носу прочнее, чем просто штифтовые. 500 лет спустя этот принцип крепления очков был возрожден в конструкции пенсне.
Оправу таких очков делали из дерева, металла, кости, но они еще не крепились на лице. Такие очки просто держали в руках перед глазами.

Saint Peter with eyeglasses. Detail of the altarpiece by Friedrich Herlin (1466) in the St. Jakob Church

Кожа легко обрабатывается (кожаные очки вырезали по шаблону), но не обладает достаточной упругостью. Из-за этого кожаные очки приходилось слишком плотно насаживать на нос, чтобы они не сваливались, или все время поддерживать их рукой.
И то, и другое очень неудобно, и потому кожаные очки просуществовали недолго, и были вытесненены появившимися очками из меди и китового уса.

Долгое время очки были очень дорогими, что объяснялось трудностью изготовления по-настоящему чистых и прозрачных стекол. Их наряду с драгоценностями включали в свои завещания короли, князья и другие богатые люди.
Правда, спроса на очки тогда большого не было. Мало кто в те времена умел читать и писать, мало было и книг: рукописные молитвенники, хроники, сочинения древних классиков. Поэтому очками пользовались лишь образованные, наиболее состоятельные люди.

Saint Jerome in his Study by Domenico Ghirlandaio (1480)
Когда в середине XV столетия было изобретено книгопечатание, возросла и потребность в очках: их польза для страдающих дальнозоркостью становилась очевидной.
Вогнутые стекла для близоруких были изобретены значительно позднее-в XVI веке. Первым научно достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517-1519).
Лев X был близорук и, отправляясь на охоту, которую очень любил, надевал очки.

Интересно, что уже в те времена очки были не только прибором для коррекции зрения, но и средством имиджа и стиля человека, их носящего.
Очки выдавали человека ученого, умного, занимающего высокий пост.
Чтобы подчеркнуть такое положение вещей, в очках стали изображать также христианских пророков и евангелистов.
Это требовало от мастеров большой изобретательности в подборе материала для изготовления таких оправ. В европейских странах для этого использовались в основном различные сорта дерева, в Китае предпочитали черепаховый панцирь.
В представлении китайцев, он обладал магическими свойствами - черепаха, будучи долгожителем, должна была принести долголетие и носящему очки.

BENING, Simon Self-Portrait 1558

The Money Lenders.Marinus Claez. van Reymerswaele.


The Vocation of St. Matthew
Juan de Pareja

Death of the Virgin
Master of Sisla

Однако, польза очков не всегда была очевидной для человечества:некоторые отцы церкви полагали, что очки - инструмент дьявола, и запрещали верующим использовать это бесовское изобретение, а на гравюрах тех лет можно нередко увидеть чертей в очках. Многие были уверены, что очки носят колдуны и мошенники.

справа внизу- существо в очках
BOSCH, Hieronymus
St John the Evangelist on Patmos 1504-05

В массе своей необразованные люди поначалу приняли очки очень настороженно. Некоторые окрестили их даже «проклятым инструментом дьявола».
Ходили слухи, что магические линзы очков могут высосать глаза.
Во Франции до XVII века носить очки в обществе считалось дурным тоном.

Часто очки носили не в силу необходимости, а из тщеславия, из желания показать свое богатство.
Иногда даже величина стекол очков определяла принадлежность владельца к высшему классу общества. Так испанские гранды одевали на нос, как знак своего высокого положения, очки с линзами величиной с ладонь.
При встрече испанского короля Филиппа V в Мадриде в 1701 году 500 придворных дам украсились в его честь огромными очками черепаховых оправах, хотя никаких жалоб на зрение у них не было.
А у другого короля Испании - Карла V, после смерти было обнаружено 27 пар очков!

Идея привязать веревочку за ободки оправы и защепить ее за ушами появилась только в XVI в. А поскольку заушники или проволочные дужки требовали жесткого соединения ободков по центру, у очков появилась переносица.
Конструкция оказалась верной и дожила до наших дней, по сути не изменяясь.


GRECO, El
Portrait of a Cardinal (1600)

Сегодня трудно себе представить очки без заушников, а, между тем, от изобретения очков до массового распространения очков с заушниками прошло 450 лет.
Как и в случае самих очков, нельзя точно назвать изобретателя заушников, однако сроки их появления известны - это первые десятилетия XVIII века.
Для лучшей фиксации «височные заушники» оканчивались круглыми площадками.
Их форма облегчала также и снимание-надевание очков - заушники не должны были цепляться за длинные волосы или парики, бывшие тогда повсеместной модой, введенной Людовиком XIV в конце XVII века.
Впоследствии височные опоры удлинились, стали проходить над ушами, и охватывать чуть ли не всю голову.
Проблема надежной фиксации очков перед глазами при сохранении комфортности была, наконец, решена. Такие удлиненные заушники имели шарнир или кулису посередине, чтобы их можно было раскладывать или раздвигать при надевании, и складывать обратно так, чтобы очки помещались в очешник.

Benjamin Franklin, 1766
David Martin

И ещё несколько фактов:
В 1700-х появляются очки для близоруких
Диоптрическая нумерация стекол была введена в 1873 году.
Но лишь в конце XIX столетия специалисты стали назначать очки, основываясь на научных данных.

Соловьева Т. Кристаллические камни для чтения // Техника – молодежи. – 2007. - № 2 (http://blindlib.kz/blind/index.php?p=gazeta&id=8)
http://www.interoptika.ru/museum/european/
http://bibliotekar.ru/467/18.htm
http://marinni.livejournal.com/550836.html (очки в искусстве).

История вещей


Очки, помогающие ослабленным глазам, появились только в конце XIII века. Стоили они страшно дорого и долгое время оставались предметом роскоши. Чтение же при свече и факеле не всегда благотворно влияло на остроту зрения средневековых грамотных людей, особенно монахов-переписчиков книг. Правда, сколько их было тех грамотных.

Евангелист Марк в очках образца около 1500 года / Mark the Evangelist. The British Library. Yates Thompson 5, f. 12. Book of Hours, Use of Rome ("The Tilliot Hours"). Origin: France, Central (Tours). Date c. 1500. Language Latin. Script Gothic cursive. Artists Jean Poyer (Poyet).

В Средние века в Западной Европе большая часть населения, в том числе политической и экономической элиты, не умела писать и читать даже на родном языке, не говоря уже об основном языке культуры — латыни. Исключение составлял клир, но он тоже был неровно образован. Однако, в среде немногих грамотных подспорье для глаз - вещь необыкновенно важная.

Кто изобрел очки? Этот вопрос - один из самых дискуссионных в истории науки. Претендентами на авторство слыли изобретатели из Италии, Бельгии, Германии, Англии и Китая. Версия об итальянском происхождении очков намного предпочтительнее, но не потому, что на этот счет имеются простые и ясные доказательства.


2.

Томмазо да Модена (1325/26-1379). Фреска 1352 года. Высота 150 см. Кардинал Гуго де Сент-Шер из портретного цикла в зале капитула доминиканского монастыря Сан Никколо в Тревизо. via

Художника болонской школы монаха-доминиканца Томмазо да Модена /Tommaso da Modena (1325/26-1379) пригласили в Тревизо, что в регионе Венето, Италия. Здесь в 1352 году он расписал стены зала капитула в местном монастыре Сан Никколо портретами знаменитых представителей ордена доминиканцев, наиболее известных святых, ученых. На фресках друг подле друга изображены сорок монахов, сидящих каждый в своей келье за стойкой для письма. Одни, задумавшись, читают, другие пишут или подготавливают перо для письма, некоторые листают книги.

3.

1352 год. Томмазо да Модена (1325/26-1379). Фрагмент фрески - портрета Гуго де Сент-Шера. Монастырь Сан Никколо в Тревизо, Италия. via

На одной из фресок изображен Гуго де Сент-Шер /Hugh of Saint-Cher /Ugo di Santo Caro (около 1200-1263) - французский кардинал и богослов. Гуго из Сент-Шера сосредоточенно пишет или изучает некие рукописи, явно с помощью очков. Данная фреска считается первым изображением очков. Очевидно, очки были изобретены незадолго до ее появления. Об этом свидетельствуют литературные источники, относящиеся к началу XIV в. Хотя они и немногочисленны, но все указывают на то, что очки появились недавно.

4.

Моисей. Около 1441-1449 / Bibel/Bible, Hagenau. ca. 1441-1449. Universitätsbibliothek Heidelberg, Cod. Pal. germ. 19, fol. 141v.

История изобретения очков в средневековой Италии странным образом связана с определенными интригами, и историки науки столкнулись с большими трудностями при их распутывании.

Суть вопроса была запутана учеными XVII в. Вопрос об авторстве изобретения в XVII веке поднял Карло Роберто Дати из Флоренции (1619-1676) в работе “Очки, являются ли они изобретением древности или нет?”.

5.


Археологическая находка, Флоренция / The only rivet spectacles ever found in Italy (Florence), the definite country of origin of eyeglasses for the world; medium brown thin bone, by permission from the Superintendancy for Archeologica of Tuscany. via

Цитата из книги Питера Джеймса и Ника Торпа "Древние изобретения":

" Изобретение очков он [Карло Роберто Дати] приписывает некому Алессандро Спина, монаху и ученому из Пизы, умершему в 1313 г. Дати допускает, что, возможно, кто-то еще мог первым изобрести очки, но заявлял, что он “не желал бы приписывать это изобретение другим”. Тем не менее Спина, по мнению Дати, обладал таким блестящим умом, что мог воссоздать “все, что бы ни увидел, или то, о чем бы ни услышал”, поэтому вполне возможно, что он самостоятельно изобрел очки независимо от других изобретателей.

6.


Современная реконструкция. Очки, носимые Шоном Коннери в фильме «Имя Розы» / Reproduction rivet spectacles worn by world-renowned actor Sean Connery in the movie “The Name of The Rose”, Cinecitta, Rome Studios, Pallone Collection. via

Казалось бы, на этом дело должно было закончиться — мир поверил, что Спина надел очки на свой нос. Так бы оно и было, если бы не тщательное изучение корреспонденции Дати, а также источников, опубликованных в 1956 г. Эдвардом Розеном, историком науки, сотрудником городского колледжа в Нью-Йорке. Розен обнаружил, что информация была предоставлена Дати его коллегой — Франческо Реди , главным врачом великого герцога Тосканы. В сохранившемся письме Реди поведал Дати историю изобретения Спина, приведя в его пользу цитату из “Хроники Доминиканского монастыря святой Катерины в Пизе”. В цитате, по версии Реди, говорится: “Что бы он [Спина] ни увидел или о чем бы ни услышал, он действительно знал, как это сделать”. Вернувшись к оригиналу “Хроники", Розен обнаружил, что Реди исказил текст. На самом деле он звучал так: “Что бы ни было сделано, когда он видел это собственными глазами, он действительно знал, как это сделать”. Дати вслед за Реди исказил смысл оригинала.

7.


Майоликовая плита с изображением очков. 1510, Венеция. Очки и книга - символ интеллектуала и ученого / Glazed (Majolica) tile showing rivet spectacles, School of Marche, Church of S.Sebastian, originally on the floor of the S. Annunziata Chapel, 1510, Venice, Italy “The glasses and the closed book are considered symbols of the everyday life of a scholarly person”. via

Из всего этого следует, что ученые XVII в. сговорились и поверили Спина, замолчав безымянного изобретателя очков. Розен мог найти объяснение этой странной интриги. Ученые, о которых идет речь, были соратниками или поклонниками великого Галилео Галилея (1564-1642), репутация которого частично зависела от признания его как изобретателя телескопа. Однако в это время ходили слухи, что Галилей прежде видел телескоп, созданный фламандским оптиком Жоанном Липпсрти. Сам же Галилей утверждал, что он только слышал о телескопе и разработал его путем глубокого изучения теории преломления лучей.

8.


Фрагмент алтаря из Вены. 1438/1440 / Kunstwerk: Temperamalerei-Holz; Einrichtung sakral; Flügelaltar; Meister des Albrechtsaltars; Wien; Himmelfahrt2:06:001-010 , Himmelfahrt2:23:037-054. Dokumentation: 1438; 1440; Klosterneuburg; Österreich ; Niederösterreich ; Stiftsmuseum. Anmerkungen: 126,1x112,7; Wien. via

Друзья Галилея ревностно защищали его. В 1678 г. Реди опубликовал “Письмо об изобретении очков”, в котором говорилось: “Если брат Алессандро Спина не был первым изобретателем очков, то, по крайней мере, именно он без чьей-либо помощи вновь изобрел метод изготовления очков... То же самое по иронии судьбы случилось и с выдающимся Галилео Галилеем. Услышав о том, что какой-то фламандец изобрел длинную подзорную трубу... он, никогда не видя [оригинала], разработал точно такую же трубу самостоятельно, опираясь на теорию преломления света”.

9.


Успение Девы Марии. Фрагмент алтаря из Вены. 1438/1440 / Kunstwerk: Temperamalerei-Holz; Einrichtung sakral; Flügelaltar; Meister des Albrechtsaltars; Wien; Himmelfahrt2:06:001-010 , Himmelfahrt2:23:037-054. Dokumentation: 1438; 1440; Klosterneuburg; Österreich ; Niederösterreich ; Stiftsmuseum. Anmerkungen: 126,1x112,7; Wien. via . По клику - полный вариант

Итак, чтобы спасти репутацию Галилея, Спина было приписано самостоятельное изобретение очков, тогда как о роли неизвестного мастера, чью работу он так искусно скопировал, умышленно умалчивалось.

10.


Однако кто же этот таинственный изобретатель, у которого Спина заимствовал идею очков? Другие летописи знали его и, возможно, даже могли назвать дату изобретения: примерно 1285 г. Сошлемся на отрывок из проповеди брата-доминиканца Джордано да Ривалто (1305 г.):

11.


Часослов Сфорца. 1490-1521. Британская библиотека / British Library Add MS 34294, fol. 272r. Date 1490-1521. Title Book of Hours, Use of Rome: the "Sforza Hours".

“Не прошло и 20 лет с тех пор, как было открыто искусство изготовления очков, призванных улучшить зрение. Это одно из самых лучших и необходимых искусств в мире. Как мало времени прошло с тех пор, как было изобретено новое, никогда не существовавшее искусство. Я видел человека, первым создавшего очки, и я беседовал с ним”.

12.

Часослов Сфорца. 1490-1521. Британская библиотека / British Library Add MS 34294, fol. 272r. Date 1490-1521. Title Book of Hours, Use of Rome: the "Sforza Hours".

<...> Однако, вероятнее всего, мы никогда не узнаем подлинное имя изобретателя очков. В лучшем случае, опираясь на различные факты, приведенные в доступных нам документах, мы можем сказать, что изобретателем был, во всяком случае, не монах Спина, а светский человек, и, похоже, он жил в Пизе.

13.

1403-1404. Конрад фон Зост (1370-после 1422). Апостол в очках. Фрагмент алтаря церкви в городе Бад-Вильдунген, Германия. Считается старейшим изображением очков к северу от Альп / Conrad von Soest The "Glasses Apostle" painting in the altarpiece of the church of Bad Wildungen, Germany. Painted by Conrad von Soest in 1403, "Glasses Apostle" is considered the oldest depiction of eyeglasses north of the Alps / Anachronisme de l"apôtre «aux lunettes» de Conrad von Soest (1404). via

Как бы то ни было, открытием очков быстро воспользовались изготовители самого изящного стекла в средневековом мире — венецианские мастера. Начиная с 1300 г. в уставах гильдии стекольщиков часто упоминаются зрительные линзы и рекомендуется уничтожать подделки хрусталя из бесцветного стекла. Уставы, очевидно, были прекрасным барометром скорости, с которой новые очки вошли в моду в Венеции. Если это так, то становится понятным, почему неуловимый изобретатель, чье изделие копирует Спина, так скрывал свое авторство этого изобретения: в эпоху, когда еще не было авторского права, он, по-видимому, ревностно хранил тайну в надежде заработать немного денег, пока она не стала слишком широко известна. "

14.


1466. Обрезание Христа. Фридрих Херлин. Алтарь Двенадцати апостолов, фрагмент. Ротенбург, Германия / The Circumcision of Christ, Friedrich Herlin (German), oil on panel (?), 1466, St. Jakob Church, Rothenburg ob der Tauber, Germany. . Фрагмент . По клику - почти целый вид

Первыми в XIII веке появились выпуклые линзы, применявшиеся для улучшения зрения дальнозорких людей. Вначале линзы были для одного глаза, а потом, когда линзы соединили вместе - для обоих.

Вогнутые стекла для коррекции близорукости появились в XVI веке.

15.


1466. Фридрих Херлин. Читающий Апостол Петр. Алтарь Двенадцати апостолов. Церковь св. Иакова. Ротенбург, Германия / Friedrich Herlin, Reading Saint Peter (1466). Depiction of a reading Saint Peter with eyeglasses. Detail of the altarpiece by Friedrich Herlin (1466) in the St. Jakob Church in Rothenburg ob der Tauber, Germany. Фрагмент , .

По одной из главных версий изобретение в 1280-х годах выпуклых линз приписывается флорентийскому монаху Сальвино дельи Армати /Salvino degli Armati (XIII в.-1317). Считается, что Сальвино предложил пользоваться двумя стеклышками, привязанными к шляпе или вставленными в обвязываемую вокруг головы кожаную ленту. В XX веке историки сочли, что авторство очков Сальвино совершенно не доказано - это обман.

16.

1466. Фридрих Херлин. Алтарь Двенадцати апостолов. Церковь св. Иакова. Ротенбург-об-дер-Таубер / Friedrich Herlin, 1466. St-Jaacobkirche, Rothenburg ob der Tauber, Bavaria via

Первое упоминание о Сальвино дельи Армати как изобретателе очков относится к тому же XVII веку. В 1684 году флорентиец Фердинандо Леопольдо дель Мильоре /Ferdinando Leopoldo del Migliore (1628-1696) издал книгу "Firenze città nobilissima illustrata" /"Флоренция, благороднейший город, с иллюстрациями". В этой книге Фердинандо ссылася на имеющийся у него реестр похоронных записей церкви Санта-Мария-Маджоре. В этом реестре якобы имелась следующая запись: "Qui diace Salvino d"Armato degl" Armati di Fir., Inventor degl"occhiali. Dio gli perdoni la peccata. Anno D. MCCCXVII" /"Здесь покоится Сальвино, сын Армато дельи Армати из Флоренции, изобретатель очков. Да простит Господь его грех. 1317". Этот реестр, однако, Мильоре этот так никому и не показал, никто из из ученых его никогда не видел. Фердинандо утверждал, что у Сальвино дельи Армати в Санта-Мария-Маджоре была могила, увенчанная статуей; но во время восстановления церкви, и статуя, и надгробье с эпитафией дескать были уничтожены.

17.

1499. Ульм. Фридрих Херлин. Апостол Матфий. Музей горного дела и готики, Леоганг, Зальцбург, Австрия / Museum of Mining and Gothic art in Leogang (Salzburg state). Gothic collections- Christ surrounded by apostles by Friedrich Herlin, Ulm, 1499, detail: Saint Matthias. via

Вслед за Фердинандо авторство очков Сальвино дельи Армати продолжили приписывать и другие авторы. Называют его предполагаемым изобретателем и сейчас. В 1920 году итальянский ученый Исидоро дель Лунго /Isidoro del Lungo (1841-1927) указал на ряд неточностей в сообщении Фердинандо Леопольдо дель Мильоре. В том числе, что сам термин "изобретатель" появился во Флоренции намного позже. Исидоро дель Лунго также показал, что некий Сальвино дельи Армати в 1340 году действительно скончался, однако он был скромным ремесленником и к очкам не имел отношения.

Одним словом, кто изобрел важную вещь - науке точно не известно.

18.


Фрагмент фрески 1352 года. Томмазо да Модена (1325/26-1379). Кардинал Николай Руанский из портретного цикла в зале капитула доминиканского монастыря Сан Никколо в Тревизо / Tommaso da Modena. Cardinal Nicholas of Rouen. 1351-1352. Fresco. Chapter House, San Niccolò, Treviso. via

До очков, с древнейших времен, для увеличения использовались разные способы: капля воды; стеклянные шарики, наполненные водой; линзы из отшлифованных прозрачных камней - кварца и берилла, стекла. Например, в Москве, в Государственном музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина в зале "Древняя Троя и раскопки Генриха Шлимана" среди экспонатов клада L имеется большая круглая линза (d 5.65 см) из горного хрусталя, которая вполне могла использоваться как увеличительное стекло - она дает примерно двукратное увеличение.

19.

Фреска 1352 года. Томмазо да Модена (1325/26-1379). Высота 150 см. Кардинал Николай Руанский из портретного цикла в зале капитула доминиканского монастыря Сан Никколо в Тревизо / Tommaso da Modena. Cardinal Nicholas of Rouen. 1351-52. Fresco. Chapter House, San Niccolò, Treviso. via

В XI веке арабский ученый Ибн-ал-Хайсан Альхазен (ок.965-ок.1039) создал фундаментальный труд по оптике. В Европе это сочинение известно как «Opticae Thesaurus» /«Сокровище оптики», в котором он описал линзу как сферическую поверхность. Он назвал ее «камень чтения». Около 1240 года был сделан перевод «Сокровищ оптики» Альхазена на латинский язык, что способствовало развитию оптики на западе.

20.

? via

Свойства глаза как живого оптического прибора были изучены немецким астрономом Иоганном Кеплером (1571-1630), являющимся одним из изобретателей телескопа. Усовершенствованием очков занимался Френсис Бэкон (1561-1626), который в свое время занимался оптикой.

22.

1436 год. Ян Ван Эйк (ок.1385/1390-1441). Фрагмент картины «Мадонна каноника ван дер Пале». Масло на дереве, 122 x 157 cm. Музей Гронинге, Брюгге. По клику - вся картина. via

В средневековой Италии очки крепились к краю шпляпы. У испанского короля Филиппа II их пристраивали на плоском деревянном клине, острый конец которого прятался также под шляпу. Пенсне, изображенное на старинных картинах, схватывало нос, как большая прищепка, и было неудобным.

В конце XVII в. в моду вошли очки со шнурочками, которые завязывались на затылке. В некотрых случаях они держались с помощью груза на концах веревочек, предварительно заведенных за уши.

Около 1750 года к очкам стали приделывать дужки, чтобы они могли держаться на ушах. Вроде бы, первый это сделал в начале XVIII века лондонский оптик Эдвард Скарлетт.

23.

Евангелист Марк в очках образца около 1500 года. Илл.1 / Mark the Evangelist."The Tilliot Hours", Tours, ca. 1500. British Library, Yates Thompson 5, fol. 12r. . По клику - лист целиком

Явившись в предметный мир в конце XIII века, очки долгое время оставались очень дорогими, что объяснялось трудностью изготовления по-настоящему чистых и прозрачных стекол. Их наряду с драгоценностями включали в свои завещания короли, князья и другие богатые люди.

Очками пользовались лишь образованные, наиболее состоятельные люди. Иногда случалось, что очки носили не в силу необходимости, а из желания показать богатство и положение.

24.


Около 1518. Портрет Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси. Рафаэль Санти. Уффици. Фрагмент. По клику - вся картина / Around 1518. Original Title: Ritratto di Leone X coi cardinali Giulio de" Medici e Luigi de" Rossi. w1195 x h1555 mm. Oil on panel. Uffizi Gallery. The painting depicts Pope Leo X (Giovanni de" Medici, 1475-1521), son of Lorenzo il Magnifico, with Giulio de" Medici (1478-1534), future Pope Clement VII to the left and Luigi de Rossi (1474-1519), his cousin, to the right. The painting was sent to Florence in 1518 for the wedding of Lorenzo de" Medici, Duke of Urbino, and Maddalena de la Tour d"Auvergne. It was exhibited in the tribune from 1589.

После изобретения в середине XV столетия книгопечатания, возросла потребность в очках: их польза для страдающих дальнозоркостью становилась очевидной. Вогнутые стекла для близоруких, как уже говорилось, были изобретены позднее – в XVI веке. Первым научно достоверным свидетельством использования очков при близорукости считается портрет папы Льва X, выполненный Рафаэлем (1517-1519). Лев X был близорук и, отправляясь на охоту, которую очень любил, надевал очки.

Очками теперь пользовались относительно широко.

25.

1599. Франсиско Пачеко (1564-1644), один из учителей Веласкеса. Портрет испанского поэта и писателя Франсиско де Кеведо (1580-1645). По мотивам утраченной картины кисти Диего Веласкеса (1599-1660) / Retrato de Francisco de Quevedo en Francisco Pacheco, El libro de descripción de verdaderos retratos, ilustres y memorables varones, Sevilla, 1599. via

В русских землях очки известны с XVII века, были они очень дорогими. В «Расходной книге денежной казне» царя Михаила за 1614 год значится, что для царя у московского гостя были куплены «очки хрустальные с одное сторону гранены, а с другую гладкие, что, в них смотря, многое кажется». Первым в России оптических дел мастером был Иван Елисеевич Беляев, который основал оптическую палату при Императорской академии наук.

26.


Эль Греко. Около 1600. Портрет Кардинала Дона Фернандо Ниньо де Гевара. Фрагмент. По клику - полный вид / Cardinal Fernando Niño de Guevara (1541-1609). El Greco (Domenikos Theotokopoulos) (Greek, Iráklion (Candia) 1540/41-1614 Toledo). Date: ca. 1600. Medium: Oil on canvas. Dimensions: 67 1/4 x 42 1/2in. (170.8 x 108cm). Classification: Paintings. The Metropolitan Museum of Art.

В изобретатели очков записывали также китайцев.

Из книги Питера Джеймса и Ника Торпа "Древние изобретения" :

" Интенсивного исследования вопроса о происхождении очков, хотя и незавершенного, оказалось достаточно, чтобы поторопиться с утверждением: изобретателями были китайцы. Многие годы эта версия основывалась на следуюем факте, приведенном в книге “Разъяснение загадочных вещей”, написанной Чао Цзи Ку, жившим в XIII веке.

“Аи-таи похожи на крупные монеты, а цветом напоминают слюду. Когда же старые люди чувствуют головокружение и их зрение портится, они не могут читать мелкий шрифт, тогда они надевают на глаза аи-таи и способны сосредоточиться, так как очертания букв приобретают четкость. Аи-таи происходят из западных областей Малакки”.

27.

По мере распространения очки стали также символом духовной слепоты. "Тщеславный собиратель книг, носящий очки, который смахивает с книг пыль, но не читает их". Ксилография. 1497 г. / De inutilibus libris (1497), Harvard University. Of Useless Books. This woodcut is attributed to the artist the Haintz-Nar-Meister. It is an illustration from the book Stultifera navis (Ship of Fools) by Sebastian Brant, published by Johann Bergmann in Basel in 1498. / По клику вариант : Johannes Geiler von Kaysersberg: Navicula sive Speculum fatuorum. Straßburg, (sog. Postinkunabel oder Frühdruck: Drucke nach dem 31. Dezember 1500). Date 1510. Ex Bibliotheca Gymnasii Altonani (Hamburg). Anonymous.

Так как книга Чао Цзи Ку была написана примерно в 1240 г., <...> то исследователи сочли, что это доказывает первенство китайцев в изобретении очков. Однако <...> в первых экземплярах книги не было отрывка об очках. Он, по-видимому, попал туда во времена правления династии Мин (1368-1644 гг.). Отрывок, где упоминается королевство Малакка на Малазийом полуострове, тем не менее является ключом к разгадке оисхождения древнейших китайских очков. В летописи китайского двора, которая восходит примерно к 1410 г., описывается, как король Малакки преподнес в дар императору десять очков. В то время в Малакку часто приезжали арабские и персидские купцы, и, вероятнее всего, они привезли с Запада эти первые, высоко ценимые очки.

28.

Голландская пословица: Какой толк в свече и очках, если сова не хочет видеть. Подпись: Еретики не могут видеть лучей божественной истины / Хотя ярче света дня она сияет. Джордж Уитер "Коллекция эмблем" / George Wither , A Collection of Emblemes. London, 1635, Book 4, Illustr. XLV. // Caecus Nil Luce Iuvatur / Caecus nil facibus nil lychni luce iuvatur / Nec videt in media noctua stulta die. / Hee that is blind, will nothing see / What light soe"re about him bee. via 1 , via 2 , via 3 .

Китайцы могут, однако, претендовать на первенство изобретения дымчатых очков, на что есть ссылка в “Записях о часах досуга”, написанных неким Лью Чи в начале XII в. Эти очки были сделаны из дымчатого кварца, и носили их судьи, но не для того, чтобы защитить глаза от солнца, а чтобы скрыть свое отношение к приговору во время его оглашения при дворе. "

29.

?

И в заключение - армянский след в истории. Основываясь на литературных данных, Р.Г. Отьян в издании "Известия Академии наук Армянской ССР, Общественные науки", №3, 1963, приводит сведения, которые доказывают, что в начале XIV в. некоторые из армянских переписчиков книг - гричнер пользовались очками и даже высоко их оценивали.

30.


Иллюстрации из статьи Р. Г. Отьян "Сведения о ношении очков в Средневековье" // Известия Академии наук Арм. ССР, Общественные науки, №3, 1963, сс. 87-94

"Представленные в тексте фотоснимки сделаны с фрагментов фаянсовых сосудов и изображают два человека в очках. Эти фрагменты, обнаруженные при раскопках города Ани академиком И.Я. Марром, относятся к XII-XIII векам." К моменту публикации они хранились в Государственном историческом музее Армении.

" Приведенные данные свидетельствуют о том, что существующее мнение о появлении очков у разных народов СССР в XV—XVII веках не верно, т. к. очки в Армении (а, может быть, и у соседних народов) имеют более раннюю историю. "

Источники, литература, примечания :

Александр Александрович Ханников. Техника: от древности до наших дней. М.: 2011 г.
История очков / BBC. Ген близорукости сулит избавление от очков
Публикация 1976 года: История очков. Е. Лагутина // Журнал Здоровье. 1976/4
Питер Джеймс, Ник Торп. Древние изобретения. Ancient Inventions. — Мн.: Попурри, 1997
Олег Сергеевич Воскобойников. Тысячелетнее царство (300-1300). Очерк христианской культуры Запада. Новое литературное обозрение, 2015.

Незаменимый атрибут современного человека – очки. Производители идут на всевозможные уловки, чтобы удовлетворить самым изысканным требованиям потребителей – придумывают изысканные цвета линз, формы оправ и новые неожиданные свойства линз. Интересно, что аксессуар, имеющийся практически у каждого члена семьи в дома, имеет запутанную историю возникновения. Она состоит из разнообразных вариантов. Рассмотрим самые популярные версии вопроса «Кто изобрел очки?» и какими свойствами обладала первая модель.

Версия 1. Древняя

Титулом «Самые первые очки» можно наградить изумруд Нерона (5-го римского императора, правящего в I веке). Для просмотра гладиаторских боев камень неплохо подходил, учитывая, что других вариантов не было. Конечно, драгоценность едва ли можно назвать аналогом современных очков. Зато изумруд обладал свойствами увеличивать предметы, на которые смотрели через него.

Версия 2. Первые линзы

Какие были первые очки? Конечно, без оправы, в форме выпуклого круга. В 1299 году итальянский изобретатель Алессандро Спина создал линзы (которые назывались «глазные линзы»), путем обработки горного хрусталя и берилла. Позже их начали соединять между собой дугой. Из-за своей выпуклости, первые очки были полезны только людям с дальнозоркостью.

Версия 3. Новые свойства

Год создания первых очков для компенсации близорукости – 1451. Кардинал Римской католический церкви, немецкий философ Николай Кузанский представил миру рассеивающие линзы для очков.

Версия 4. Экстравагантная

Китайские историки обнаружили, создание первых очков в мире было результатом хитрости работников судов, функционировавших до нашей эры. Хитрость заключалась в том, что судья, надев очки, скрывал таким образом эмоции. Поэтому участники процесса не могли «прочесть» его по глазам.


Версия 5. Природная

Бенджамин Франклин – создатель первых бифокальных очков. В 1785 году он соединил две разные по свойствам линзы в одном стекле (сверху – линзы для близорукости, а снизу – для дальнозоркости). Таким образом, человек с помощью таких очков мог читать в одном случае, или рассматривать предметы на расстоянии в другом. Удивительно, что свойство бифокальных линз успешно используется в природе. Например, рыба Anableps, имеет похожую структуру глаз, визуально разделенных на 2 части. С их помощью рыбка, плавая у поверхности воды, «верхними» половинками следит за событиями на суше, а «нижними» половинками осматривает то, что твориться под водой.

Версия 6. Современные очки

Прародители современных очков появились в 1727, когда Лондонский оптик Эдвард Скарлетт прикрепил к аксессуару всем известные дужки. Впрочем, такое новшество не вызвало особого восторга у публики. Ведь популярными были совсем другие разновидности очков: монокль, пенсне и лорнет.

Естественно, человечество никогда не узнает доподлинно ответы на вопросы «Когда были созданы первые очки?», «Какие были первые очки?» и др. Но это и не столь важно. Главное, что данный аксессуар помогает современному человеку в повседневной жизни, значительно улучшая качество последней.

Сейчас, когда большая часть населения развитых стран ходит в очках, а на морских курортах все поголовно защищают глаза тёмными стёклами, трудно себе представить, как когда-то люди обходились без этого изобретения для коррекции зрения.

Чечевица из Венеции

«При ослаблении зрения не остаётся ничего другого, как слушать чтение рабов», - сетовал Цицерон.

К великому счастью для всех, у кого нет возможности слушать чтение рабов, в 1280 году неизвестный венецианский стекловар (такова одна из версий, сохранённая историей) пролил жидкую стекольную массу, которая застыла так, что одна сторона получилась ровной, другая - выпуклой. Возникла линза! Она преломляла световые лучи и, если сквозь неё посмотреть, увеличивала контуры предметов. Lens с латинского - «чечевица».

Английский естествоиспытатель монах Роджер Бэкон (1214–1294 гг.), считавший, что короткая жизнь не норма, а отклонение, рекомендовал для продления активного возраста различные алхимические выдумки: то золото, то ладан, то змеиное мясо, а то и дыхание девушек. Но он оказался прав, обратив внимание на ценность увеличительных линз для пожилых людей с плохим зрением. Бэкон называл их «приспособлением» и даже подарил на пробу одно такое «приспособление» папе Клименту IV.

Первоначально линзы располагали прямо на поверхности текста работавшие с рукописями стареющие монахи. Это давало им возможность видеть буквы и рассматривать рисунки. Позже появилась линза на длинной ручке, которую держали перед глазами или над текстом, - монокль. А первые очки на переносице - это два соединённых вместе монокля.

На фреске Томмазо да Модены в итальянском Тревизо монах «брат Угоне из Прованса» изображён уже в очках - в оправе со стёклами на переносице. Это 1352 год.

Очки с затемнёнными стёклами из дымчатого кварца китайцы изготавливали… для судей. Очки должны были скрывать глаза судьи, чтобы никто не заметил его личного отношения к оглашаемому приговору. А в промышленных масштабах светозащитные очки впервые изготовили по приказу Наполеона для французской армии, воевавшей в Египте.

В комплекте с париком

Самые древние сохранившиеся до наших дней очки хранятся в немецком аббатстве Винхаузен. Они в деревянной оправе, датируются 1330 годом. Нашли их во время ремонта, как это порой и случается с потерянными вещами, правда, спустя шесть столетий, в 1953 году.

Долгое время очки изготавливались лишь по заказу для состоятельных господ. По-настоящему массовыми и популярными их сделало книгопечатание с середины XV века. Очки стали продавать бродячие торговцы. Они же занимались подбором и назначением по прин­ципу: носить после тридцати, сорока, пятидесяти, шестидесяти лет… Когда в начале XVII века появились стёкла для близоруких, их стали называть «очки для молодых».

Первый набор стёкол для подбора очков изготовил в 1750 году англий­ский оптик Дж. Эскю. А 1873 году введено было понятие диоптрия и появилась диоптрическая нумерация стёкол. Однако лишь в конце XIX века стали назначать очки, основываясь на таких научных данных, как рефракция - преломление луча света, и аккомодация - способность глаза хорошо видеть предметы как вдали, так и вблизи.

В конце XVIII века появились очки, которые держались на ушах. А до этого они крепились за парик или шнурком вокруг головы. Дамы носили очки, прикреплённые к шляпе.

Признак гордыни

Книга древнего китайского философа Чао Цзи Ку, где упоминаются очки («иероглифы приобретали чёткость»), называлась «Разъяснение загадочных вещей». Людям принцип их действия часто казался сверхъестественным. В Средние века в Европе очки даже называли «вампирами, высасывающими глаза», а ведьм и чертей нередко рисовали именно в очках.

В стремлении улучшить зрение и что-то там «разглядеть» усматривали гордыню и дерзость не только барышни (вспомним лермонтовское «Мой дерзкий лорнет рассердил её не на шутку»), а, что важнее, начальство. «Нечего меня разглядывать!» - кричал очкарикам любимец Павла I московcкий главнокомандующий Иван Гудович и даже запретил принимать посетителей в очках.

В Царскосельском лицее считалось, что «юноше смотреть на старших через оптические стёкла - дер­зость». Правда, были у такого запрета и свои плюсы. Близорукий лицеист Антон Дельвиг впоследствии писал: «В лицее мне запрещали носить очки, зато все женщины казались мне прекрасны. Как я разочаровался после выпуска!»