Что можно делать в пост, а что нет

Общие правила

1. Воздержание от мясной пищи обязательно. Относительно всего прочего следует уточнить с духовником. Кроме того, хорошо избрать какую-нибудь житейскую вещь и отказаться от нее на эти дни, сохраняя воздержание до Пасхи.

2. За время поста нужно прочесть все четыре Евангелия.

3. Необходимо отказаться от всех лишних встреч, дел - всего, что рассеивает. Отдых, разумеется, не отменяется, но виды его нужно избрать такие, которые не нарушали бы мир души (например, прогулки, поездки за город и т.д.).

4. Ежедневно надо читать молитву св. , желательно медитативно, т.е. сосредоточиваясь мыслью на словах. Размышлять нужно преимущественно над одной частью (например, фраза «Господи, Владыко живота моего»; тема: Христос как альфа и омега моей жизни, ее смысл, любовь и цель. Ощутить это хотя бы на короткое мгновение).

5. Кроме чтения молитвы св. Ефрема Сирина необходимо посвящать ежедневно 10 минут (это минимум, а вообще-то желательно полчаса) - 5 минут утром и 5 минут вечером - молитвенным размышлениям. Главное - не пропустить ни одного дня в течение Великого поста.

Рекомендуется во время молитвы выбирать удобное место, удобное положение тела, но при невозможности этого отступать не следует. Размышлять можно и на ходу, и на работе, и вечером, когда все уснут, и утром - одним словом, приноравливаясь к обстоятельствам. Весьма важно, чтобы ничто не «наседало», не волновала необходимость срочно что-то сделать, не угнетала слишком сильная усталость. Перед началом молитвенного размышления нужно перекреститься (если это происходит дома) или мысленно призвать имя Божие; понудить себя отрешиться от забот (это самое трудное), усилием воли поставить себя перед лицом Божиим; осознать, что, где бы мы ни были, мы всегда с Ним и перед Его лицом. После этого обращаем взгляд к иконе или к кресту (если мы не дома, полузакрываем глаза и вызываем образ креста). Нужно, чтобы все тело пришло в состояние покоя, дыхание не было учащенным, движений не нужно (кроме крестного знамения). После этого мысленно произносим фразу из молитвы или Евангелия (можно из литании, акафиста, литургии - по выбору) и стараемся как можно дольше удержать ее в сознании, обдумывая ее, погружаясь в глубину, ощущая ее многогранную связь со своей жизнью. Сначала это будет получаться с трудом. Возможно, только на третьей неделе дело пойдет лучше. Главное - не надо отступать. И так каждый день весь пост, по пять минут утром и пять - вечером. В крайнем случае время можно менять, но лучше избрать одно и то же. Не нужно удивляться и огорчаться, ловя себя на рассеянности, на неумении сосредоточиться: полезно считать себя учеником новоначальным, впервые приступающим к таким размышлениям. Список молитвенных речений для них хорошо составить заранее на неделю. Надо стараться на протяжении дня в свободные от работы мгновения возвращаться мысленно к теме размышлений, как бы готовясь к встрече. Основное условие успеха - установление внутренней тишины; это самое трудное в наш шумный век.

6. После пятиминутного размышления необходимо посидеть или просто постоять молча и сосредоточенно, как бы прислушиваясь к тишине, и потом с этой тишиной в сердце приступать к делам, стараясь сохранить ее «звук» как можно дольше.

7. Все воскресные дни во время Великого поста обязательно посещать литургию, не опаздывая к службе. Перед службой во время «часов» хорошо прочесть молитву:

Верую, Господи, но Ты утверди веру мою.
Уповаю, Господи,
но Ты укрепи надежду мою.
Я возлюбил Тебя, Господи,
но Ты очисти любовь мою
и воспламени ее.
Сокрушаюсь, Господи, но Ты сделай,
да приумножу покаяние мое.
Чту, Господи, Тебя, Творца моего,
воздыхаю о Тебе, призываю Тебя.
Ты же направь меня мудростью Твоею,
защити и укрепи.
Предаю Тебе, Боже мой, помышления мои,
да исходят они от Тебя.
Дела мои да будут во имя Твое,
и желания мои да будут в воле Твоей.
Освети ум мой, укрепи волю,
очисти тело, освяти душу.
Да узрю мои прегрешения,
да не прельщусь гордостью,
помоги мне побеждать искушения.
Да славлю Тебя во все дни жизни,
которую Ты даровал мне.
Аминь.

Частота причащения устанавливается вместе с духовником, но заранее нужно готовиться к общему причащению в Великий четверг, день Тайной Вечери.

8. В дни поста особенно важно усилить молитву за других. Не пропуская ни одного случая, когда кто-то болен, находится в унынии, испытывает трудности, надо немедленно за него помолиться, сколько хватает сил и времени.

9. Нужно составить список особо чтимых святых и в течение поста чаще обращаться к ним, как к живым, как к помощникам и друзьям, ставить им свечи, молиться перед их иконами.

10. Надо остерегаться неравномерности: взлетов и срывов. Именно от этого будут предохранять спокойные и систематические молитвенные размышления. Следует одергивать себя при проявлениях излишнего духовного восторга, помня, как часто в нем участвует не дух, а страсть. Это помогает уберечься и от провалов.

Эта неделя посвящается святому-исихасту (молчальнику). Даю обещание в эту неделю не произносить ни одного лишнего слова. В христианских семьях здесь должен быть уговор. Кто одинок - пусть постарается осуществить это как может. Никаких бесед, даже хороших, не говоря о ненужных. Только то, что необходимо в быту. Говорят, что, когда наступает минута молчания, то «пролетает ангел». Так вот, наша задача - не отпускать его в эту неделю. Некоторым молчание будет трудно, но это преимущественно оттого, что мы все слишком говорливы. Кому очень тяжко будет, пусть примет его как крест и епитимью.

ЧЕТВЕРТАЯ СЕДМИЦА

Неделя Крестопоклонная

Посвящается размышлениям о Кресте и значении нашего крестоношения. Всякая тягота, если она встречает с нашей стороны отчаянный протест, не является крестом. Крестом она становится тогда, когда мы стараемся нести ее «с согласием», если не добровольно.

ПЯТАЯ СЕДМИЦА

На духовной лестнице самое опасное - это оглядываться и проверять, далеко ли поднялся. Никакое «подведение итогов» здесь недопустимо. Ибо, если преуспел, то немедленно появляется самодовольство, которое тут же сводит на нет все усилия. Надо считать себя всегда на первой ступени: Бог в любой момент может перенести на десятую. Симптомами полной неудачи являются постоянно подавленное настроение или резкие колебания от экстазов к упадку.

ШЕСТАЯ СЕДМИЦА

Неделя св. Марии Египетской

Св. Мария Египетская являет нам образ покаяния. Постараемся собраться и написать покаяние за всю жизнь. Будем строги к себе, ничего не пропустим, заглянем повсюду. Лазареву субботу хорошо посвятить размышлению о смерти.

Из проповеди на Прощеное воскресенье.

Каждый день Великого поста, кроме субботы и воскресенья, читается молитва: «Господи и Владыко живота моего». Молитва эта написана, по преданию, в IV веке в Сирии подвижником Мар-Афремом, или, как мы привыкли его называть, Ефремом Сирином - сирианином. Это был монах, поэт, богослов, один из славных сынов сирийской Церкви, вошедший в мировую литературу как знаменитый писатель.
Слова молитвы, довольно точно переданные стихами Александра Сергеевича [Пушкина], в переводе с сирийского звучат так на церковно-славянском: «Господи и Владыко живота моего», то есть: Властелин моей жизни, Тот, Кто дал мне жизнь, Тот, Кто является центром и средоточием моей жизни. «Не дай мне духа праздности», то есть лености, которая, по старинной пословице, - мать всех пороков. Невинная вроде вещь - леность, но она порождает очень много темного, черного.
«Уныние»… Христианство - радостное учение, и тот, кто унывает, - тот от него отходит. Преподобный , великий русский святой начала XIX века, говорил: «Нет нам дороги унывать, ибо Христос всех спас».
«Любоначалие» - это значит властолюбие. Это есть у каждого; не думайте, что такие вещи, как культ личности, - это только в политике: это может быть и в семье, и в любом малом сообществе. Каждый человек несет в себе зерна вот этих стремлений: подавить волю другого, задушить ее, подчинить себе.
«Празднословие»… Я исключаю детей: дети имеют право болтать, но до 15-16 лет. Когда дети болтают, они учатся общению, они упражняют свой язык; но когда этим «детям» уже больше двадцати, а иногда - больше сорока… Это значит: быть беспощадным к своей жизни. Подумайте (давайте будем честными перед собой): сколько нам осталось жить всем? Совсем немного. Поэтому, я повторяю, мы должны ценить жизнь, любить тот дар, который Бог дал нам, и помнить, что в вечность мы унесем только то, что у нас будет в сердце. А празднословие, болтовня - это страшное слово, это значит убивать время.
Далее в молитве сказано: «Дух же целомудрия… терпения и любви даруй мне, рабу Твоему». Целомудрие - это чистота отношений к миру и людям, цельность души, без раздвоенности, без того, чтобы страсти тобою овладели.
«Смиренномудрие» - это значит мудрость здравого человека. Смирение здесь, в данном случае - это знать, чего ты сто»ишь на фоне вечности. Не раздувать себя, как лягушка в басне Крылова, - она же лопнула. Не надо раздувать, а надо знать свою цену. Мудрость скромности - она необычайна, она прекрасна. Мудрость скромности - это не уничижение паче гордости, а это здравость души. Вот вам пример. Когда человек начинает воображать о себе то, чего в нем нет, несколько движений вперед - и уже мания величия. Мания величия - это патологическое состояние, гордыня. Как только кто-нибудь заявит, что он председатель Совета министров или Наполеон, то его кладут в психиатрическую больницу, а тот кто так не заявляет, он не в больнице, но в душе-то думает, что он выше всех.
«Терпение и любовь». Что такое терпение? Формулирую кратко, чтобы вы запомнили. Терпение - это вовсе не состояние скота, который все терпит. Это не унижение человека - совсем нет. Это не компромисс со злом - ни в коем случае. Терпение - это есть умение сохранять невозмутимость духа в тех обстоятельствах, которые этой невозмутимости препятствуют. Терпение - это есть умение идти к цели, когда встречаются на пути различные преграды. Терпение - это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали. Терпение есть победа и преодоление, терпение есть форма мужества - вот что такое настоящее терпение.
И наконец «любовь». Любовь - это высшее счастье человека, это способность нашей души быть открытой, имманентной, как говорят философы, внутренне открытой для другого человека. Когда вы едете в метро на эскалаторе, проверьте себя, способны вы любить или нет. Когда вы смотрите на тех, кто едет по другую сторону, и вам противно смотреть на эти физиономии - значит, все поры вашей души забиты и чувство любви у вас находится в эмбриональном состоянии.
Но сила благодати Христовой способна человека перестраивать таким образом, чтобы он видел людей совершенно иначе, чтобы у него первой реакцией была доброжелательность, чтобы он сразу видел красивое - в красивой женщине или мужчине, одухотворенное - даже там, где другие не замечают; чтобы, видя страдающее лицо, он чувствовал сострадание, чтобы он был открыт. Вот такой человек счастлив всегда, потому что он в единстве с людьми, он живет любовью.
И в конце молитвы сказано: «Ей, Господи Царю (в переводе: Да, Господь мой и Царь), даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего». Это вам понятно. Великое исцеление от осуждения - это уметь критиковать самого себя. Мы часто исключительно внимательны, я бы сказал, наблюдательны, и я бы еще сказал - психологически изощренны, когда речь идет о грехах соседа, о грехах другого человека. Здесь мы проявляем максимальное знание всех моральных заповедей и всех тонкостей. Но мы выступаем здесь в виде строгого судьи, не имея на то права, ибо то, в чем мы других людей осуждаем, - в том виноваты и мы.
Вы меня спросите: а может, в этом есть примиренчество, компромисс со злом? Ни в коем случае, никогда. Мы всегда должны называть зло своим именем. Но человеку, впавшему в этот грех, мы должны сострадать.
Вот суть этой молитвы, которая читается каждодневно Великим постом с земными поклонами.

Из проповеди о Страшном суде.

Смысл поста - не просто отказ от мясомолочной пищи, это самоограничение, то есть добровольный отказ от всего, что составляет заметную часть нашей земной жизни.

Во время Великого поста в первую очередь нужно заботиться об очищении души и помыслов, а для этого необходимо ежедневно молиться дома и по возможности посещать церковные службы все семь недель Великого поста.

К домашним молитвам во время Великого поста добавляется молитва преподобного Ефрема Сирина. Молитва произносится ежедневно, за исключением воскресного и субботнего дней.

Преподобный Ефрем Сирин

Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

По окончании молитвы, 12 раз кряду нужно сказать «Боже, очисти мя, грешнаго», и поклониться в пояс.

Еще два раза прочесть молитву Ефрема Сирина и поклониться до земли.

Молитвы, которые нужно читать в Великий пост утром и вечером

Утренние молитвы в Великий пост

Господи, будь милостив к рабу своему (имя) !
Пошли мне свое благословение да не отведи взора своего. Дай силы сопротивляться злу, меня проверяющему, помоги очистить душу от грехов, совершенных волею и неволею. Аминь.

Господи Всемогущий! Владыка жизни моей. Отринь от меня дух праздности да позволь провести время поста Великого в смирении. Защити от мыслей греховных, не дай сойти с пути праведного, Тобой каждому начертанного. Аминь.

Господи Иисусе Христе, Сын Божий. Ради Девы Марии, Матери Пречистой, всех Святых, помилуй меня (имя) , грешного. Слава Тебе, Господи, избавитель и милостивый Отец на Небеси. Аминь.

Вечерние молитвы в Великий пост

Господь Бог, создатель всего живого на земле и Царь Небесный, прости же меня за грехи, совершенные мною за день словом или делом. Даже во сне я, раб(а) Божий(ия), не теряю веру в Тебя.

Верю, что избавишь Ты меня от грехов да очистишь душу мою. Каждый день надеясь я на защиту Твою. Услышь же молитву мою, ответь на просьбы мои. Аминь.

Ангел Хранитель, защитник души моей и тела моего. Если же я согрешил в этот день, избавь меня от грехов. Не дай Господу Богу разгневаться на меня. Помолись за меня, раба(у) Божьего(ю) (имя) , перед Господом Богом, попроси его об отпущении грехов моих и защити меня от совершения зла. Аминь.

Молитва о прощении грехов на каждый день

Обращаюсь я, раб(а) Божий(ия) (имя) , к Тебе, Господь, и от всего сердца прошу Тебя простить грехи мои. Смилуйся надо мной, Царь Небесный, избавь меня от душевных мучений и самоистязания. К Тебе же я обращусь, Сын Божий.Умер Ты за грехи наши и воскрес Ты, чтобы жить вечно. Надеюсь я на помощь Твою и прошу благословить меня. Навсегда Ты Спаситель мой. Аминь!

Молитва на благословение пищи и пития

Го́споди, Иису́се Христе́, Бо́же на́ш, благослови́ на́м пи́щу и питие́ моли́твами Пречи́стыя Твоея́ Ма́тере и все́х святы́х Твои́х, я́ко благослове́н во ве́ки веко́в. Ами́нь.
(И перекрестить пищу и питие).

Молитва после еды

Благодари́м Тя́, Христе́ Бо́же на́ш, я́ко насы́тил еси́ на́с земны́х Твои́х бла́г; не лиши́ на́с и Небе́снаго Твоего́ Ца́рствия, но я́ко посреде́ ученико́в Твои́х прише́л еси́, Спа́се, ми́р дая́й и́м, прииди́ к на́м и спаси́ на́с.

Очищающая молитва

Боже, Боже мой! Дай сердцу моему неведения страстей и вознеси око мое над безумием мира, пряму отныне сотвори жизнь мою не на угождение им и даруй жалости мне к гонящим меня.

Ибо радость Твоя в скорбях ведома, Боже мой, и прямая душа улучит её, судьба же её от лица Твоего исходит и нет умаления блаженства ея. Господи, Иисусе Христе, Боже мой, прямы сотвори пути мои на земле.

Молитвы во время Великого поста перед Пасхой

Молитвы на Пасху - неотъемлемая часть праздничных ритуалов и богослужений. Считается, что пасхальная неделя обладает сильной энергетической атмосферой. Это наделяет молитвы на Пасху о здоровье и благополучии особой силой и концентрацией.

Молитва Господу Иисусу Христу

Икона Иисуса Христа

Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, молитв ради Пречистыя Твоея Матери и всех святых, помилуй нас. Аминь.

Молитва Святому Духу


Икона Святого Духа

Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняй, Сокрвище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, душе наша.

Трисвятое (ангельская песнь)

Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Святой Бог, Святой Всесильный, Святой Безсмертный, будь милостив к нам.

Какие молитвы нельзя читать в Великий пост?

Часто можно встретить мнение, что во время Великого поста нельзя читать акафисты, кроме одного или нескольких дней.

В субботу пятой недели Четыредесятницы во всех православных храмах поется Акафист Пресвятой Богородице и звучит похвала Божьей Матери.
Также во время особенных великопостных богослужений – Пассий, которые служатся четыре раза за пост, читается Акафист Божественным Страстям Христовым.

Но как такового запрета на чтение тех или иных молитв в Великий пост в церковном уставе нет. Есть традиция уделять в Великий пост больше внимания покаянным молитвам. Но христианин может читать акафисты келейно (то есть дома).

На вопросы телезрителей отвечает иерей Анатолий Куликов, настоятель храма во имя святителя Луки Войно-Ясенецкого. Передача из Екатеринбурга. Эфир 12 марта 2014 г.

Здравствуйте, уважаемые зрители. В эфире телеканала «Союз» программа «Беседы с батюшкой». В студии Тимофей Обухов.

Сегодня у нас в гостях иерей Анатолий Куликов, настоятель храма во имя святителя Луки Война-Ясенецкого, архиепископа Крымского.

Батюшка, здравствуйте! Благословите.

Здравствуйте, Тимофей. Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Бог да благословит всех нас.

Сегодня мы будем говорить о Великом посте. Хотелось бы начать с того, для чего православный человек соблюдает Великий пост, и в чем он состоит?

К сожалению, чаще всего внимание людей в основном приковано к пище. Для большинства пост превращается в воздержание от определенной пищи и не сорваться до Пасхи. Дождавшись Пасхи, вернуться к тому, как мы жили раньше. Таким образом, получается, что мы служим своему чреву, думаем только о теле и больше ни о чем.

Пост является тем инструментом, с помощью которого человек может двигаться в сторону Бога и может встретиться с Ним. Смысл поста в том, чтобы помочь человеку встретить Бога. Если убрать Бога как цель поста, то останется одна диета.

Неправильное отношение к посту рождает неправильное ощущение себя. В первый понедельник Великого поста в наших храмах прозвучали слова «постимся, братия, постом приятным». Как правило, люди этого не понимают, для них это мука, которую надо протянуть. Поэтому важно переключать свое внимание на главное в Посте.

Поставим в Пост на первое место не тело, а Бога. Зададимся вопросом: какие у меня с Ним отношения, что я о Нем знаю, что происходит в моей духовной жизни. Это будет касаться и молитвы, и добрых дел.

Например, молитва. В чем она обычно состоит? В вычитывании утреннего и вечернего правила. Обычно критерий успешности - более или менее внимательно удалось прочитать все молитвы. Но почувствовал ли ты за это время Христа, изменилось ли что-то в тебе самом?

Как мерилом поста часто становится такой критерий, как «я не ем масла». Часто начинают тщательно исследовать химический состав продукта. Должны быть воздержание и усилие, но они не должны быть самоцелью поста. Пост должен помочь человеку убрать из жизни все лишнее, чтобы Господь в твоей жизни стал ближе и отчетливее, чтобы хотелось быть с Ним больше.

Например, когда человек готовится, скажем, к поступлению в вуз. Он знает, что такого-то числа у него экзамены, он заранее готовится: старается сосредоточить все свое внимание и усилие на подготовке к ним, читает книжки, узнает то, чего не успел. Все лишнее, как бы оно ни было привлекательно, старается в это время убрать. Самое главное - встреча с экзаменационным билетом и выполнение его заданий. Вся предыдущая работа была лишь подготовкой к этому дню. Так же и мы во время Великого поста готовимся к самому главному - к встрече с Господом. Причем, встреча происходит не через семь недель, встретиться можно уже сейчас, только надо убрать все лишнее из своей жизни. Постарайся, сделай это усилие, движение вперед, навстречу Господу.

- Что это лишнее, что мешает встретить человеку Бога?

Это должен определить каждый человек, внимательно посмотрев на свою жизнь. Что нас отвлекает от Бога, что нам мешает молиться? Конечно, есть и некие общие причины. Например, отвлекает телевидение, наш ум перегружен информацией, из-за этого мы не можем молиться, читать. Например, раньше человека не принимали в монастырь, если он не знал наизусть всю Псалтирь. Зададимся вопросом, сколько псалмов знаем мы? Ведь наша память не вмещает. Почему тогда могли не только Псалтирь, а и Священное Писание, и Патерики наизусть знать, а мы сейчас не можем. Потому что у человека жизнь заполнена чем-то иным, и Пост - это то время, когда ты это иное, хотя бы на какой-то срок, убираешь из жизни.

Злободневным является вопрос о детском посте, и опять на первое место выходит вопрос, что есть и что не есть. Но давайте будем думать не о еде, а о том, чтобы сделать жизнь ребенка яснее, например, ограничить от такого момента, как компьютерные игры. С ребенком можно договориться не играть в это время, от этого он не будет ощущать недостаток белков и жиров.

Почему современные дети не любят читать? Потому что они обильно получают «пережеванную» информацию из фильмов, интернета, телевидения. Конечно, ничто не может заменить книгу, поэтому давайте во время Великого поста возьмем подвиг читать книги. Конечно, родители тут же скажут, что легко говорить и трудно делать. Но ведь можно попробовать. Если ничего не пробовать, ничего и не произойдет.

Вопрос телезрительницы: Когда я начинаю ходить в Церковь, у нас с дочерью начинаются ссоры, и недавно она сказала мне, что я далеко зашла.

Прежде всего, хочу сказать, что дочь проявляет непозволительную дерзость, говоря так матери. Давно замечено, что во время поста силы зла активизируют свои движения. Бывает, человек собирается в храм, и тут у близких возникает куча дел и вопросов. Казалось бы, почему раньше об этом никто не думал и не спрашивал, но именно когда человек решил идти молиться Богу? Вам не надо переживать и стараться объяснять дочери мирно и полюбовно. Когда кто-то в семье начинает поститься, другим сразу кажется, что теперь человек истощится и к Пасхе его придется хоронить. Люди не знают, что такое пост, придумывают себе страшилки и проецируют на близких.

Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: Недавно я прочитал в книге по психологии, что один человек перенес травму головного мозга и в результате стал агрессивен, начал избивать жену. Неужели в таком случае нет ни добра, ни зла, ни Бога, ни дьявола, в такой ситуации все поведение человека определяет только мозг?

Конечно, есть разные причины поведения человека. Физическое состояние человека влияет на психику: все мы знаем, как мы раздражительны, когда болит зуб. Если же этот человек испытывает постоянную боль, представляете, как ему тяжело сдерживаться? Если мы говорим о Боге, то Он может попускать такую ситуацию, как испытание, некий крест. Мне, как человеку верующему, очевидно, что здесь необходима помощь Бога, обращения к Нему: я не могу справиться сам, вот до чего я дошел, Господи помоги! Верующему человеку проще, он может обратиться к самому источнику силы, а как справляются неверующие, не знаю. Если говорить о воздействии бесов на больного человека, надо понимать, что власть их ограничена промыслом Божиим. Все это понять и увидеть человеку дает вера, но не как набор неких знаний, а как опыт жизни, понимания, что Он всегда рядом и ведет тебя за руку. Пост, как раз время, когда это руководство более ощутимо.

Чтение хорошей духовной литературы является одной из добродетелей. Православие очень богато на чтение, у нас есть опыт святости и жизни в Боге, и каждый человек через чтение может прикоснуться к этому опыту, можно сказать, древу жизни.

К чтению нужно подходить разумно, и если есть духовник, обсудить с ним, что читать во время Великого поста. Надо спрашивать того человека, который знает тебя, твое состояние, что тебе уже известно. Святитель Игнатий Брянчанинов писал, что человеку, живущему миру не очень полезно читать глубокую аскетическую литературу, потому что в своей жизни, в силу ее образа и обстоятельств, применить полученные знания он не сможет, но может впасть в уныние. Ведь вот написано, как надо жить, а я так не могу. Чтение надо выбирать согласно образу своей жизни.

Если мы говорим об ограничении лишней, ненужной информации, то мозгу надо дать пищу правильную. Чтение как раз и есть самая правильная пища.

Вопрос телезрителя: Возможно ли причащаться, если назначена епитимия, но по причине болезни она не может быть исполнена?

Епитимия - это некие упражнения, которые даются человеку, чтобы он укрепился в духовной жизни. Епитимию нельзя считать наказанием. Если человека по какой-то причине отлучили от Причастия, это индивидуальные случаи, и обращаться надо к тому священнику, который ее назначил.

- Должен ли поститься каждый крещеный человек?

Должен. Но помнить, что пост это не диета.

Вопрос телезрителя: Главная добродетель - смирение, но как провести грань между смирением и человекоугодием, раболепством перед начальством?

Во-первых, смирение касается отношений человека и Бога. Это та дверь, через которую открывается путь к Богу. Только, когда я пойму, что без Бога, я ничего не значу. Любой, честно посмотрев на себя, поймет, что человек существо крайне ненадежное и без Бога ни на что не способное. Смирение - это, когда человек это поймет и будет не требовать от Бога благ, а просить спасти его: «Помилуй мя, Боже, по велицей Твоей милости».

Что касается наших отношений с людьми, то надо подходить разумно, бывает, что человек оправдывает человекоугодие смирением. Бывает, что не хочется конфликта, не хочется кого-то защитить или настоять на своем, и он начинает оправдываться тем, что не смиренно перечить руководству. Я не говорю, что перечить руководству надо, но только о том, что всегда надо смотреть в глубину, что стоит за этим смирением.

Если я не перечу руководству потому, что я самолюбивый и гордый, и мне полезно потерпеть, поэтому я закрою рот и промолчу - это одно. А когда я молчу, потому что я трус или это выгодно, чтобы не потерять лояльное к себе отношение руководства, то это совсем иное, и смирение тут совсем не при чем. Это внутренний корыстный расчет. Смирение - это могучая сила, которая делает его крепким, как скала. А человекоугодие превращает человека в труса и рохлю.

- Что еще включает в себя Великий пост, чтобы человек почувствовал себя ближе к Богу?

Пост и молитва, - говорят святые отцы. Пост не только как воздержание от определенной пищи, и молитва не как одно лишь вычитывание утреннего и вечернего правил, хотя порой с этого все начинается у человека.

Пост как отложение всего, что от нас закрывает Бога. Это и наш язык, и наши злые мысли, поступки, настроения - именно это надо изменять в себе.

Если бы можно было просто взять - и убрать. Но только человек начинает этим заниматься, как начинает понимать, как же крепко все это впилось в него, как глубоко проросло. Мрачное, мутное, гнилое, то, что не люблю, но оно прочно сидит во мне.

В Евангелии есть слова «если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную». Эти слова означают, что если в твоей жизни есть что-то, близкое и дорогое, как свой собственный глаз, но это тебя губит, не бойся этой боли, не бойся оторвать это. Когда же начинаешь это делать, видишь, насколько зависим и не свободен, насколько тебе нужна помощь Божия. Ведь задача поста в том, чтобы показать человеку его потребность в Боге.

Когда человек не живет православной традицией, он, как правило, живет в мечте о самом себе, ему кажется, что он и хороший, и добрый. Люди, которые не постятся, несчастны, потому что лишают себя уникальной возможности узнать себя настоящего. Да, это знание неприятное, это точно. Ты вовсе не столь ловок и силен, как тебе казалось, и не так уж много от тебя зависит, и вот тут у человека возникает вопрос: что же мне делать с собой таким? И человек начинает искать Бога, молитва становится его потребностью, а не вычитыванием текстов. Это потребность души в личности Бога, ему нужны та реакция, та любовь, которая есть в Боге. Складываются личные отношения с Богом, и этим нужно себя наполнять, это нужно ставить как цель.

Вопрос телезрительницы из г. Кирова: Всем ли полезно собороваться Великим постом, как правильно применять соборованное масло. Можно ли применять внутрь и с какой молитвой? Что делать с маслом, оставшимся от соборования прошлого года?

Интересно, что будет, если употребить масло от соборования неправильно? Мне даже сложно представить это.

Соборование - таинство со времен апостолов рекомендованное больным людям. В Послании апостола Иакова об этом есть четкое указание. Со временем акцент сместился: что раз в год собороваться надо всем, и что тогда весь год не будешь болеть, и что якобы во время соборования прощаются забытые грехи. Непонятно, откуда эта весть взялась, и люди начинают злоупотреблять этим. Пособоровался - и все. В отношениях с Богом не бывает ничего механического. Сделал что-то один раз - и все. Общение с Богом подразумевает продолжительность личных взаимоотношений человека и Бога. Грехи прощаются только, когда есть покаяние.

Что касается масла, то у апостола Иакова говорится о помазании маслом во время Таинства соборования, но ничего не говорится о том, чтобы набирать масло литрами. Но если уж взяли, то можно есть сразу или в течение года, помазывать больные места. По вере вашей, да будет вам. Молитву можно читать любую. Не надо создавать из этого фетиш, связывать Бога какими-то вещами.

- Вы сказали о покаянии, ведь это главное условие поста?

Конечно, пост - это время, которое мы должны наполнить покаянием. Откуда берется у человека покаяние? Из того, что он узнает сам себя, когда мы убираем то лишнее, что нас отвлекает и развлекает.

Например, сейчас в каждой машине вмонтирована магнитола, и, чаще всего, человек, запуская двигатель, тут же нажимает на кнопочку и слушает радио, музыку. И мы не замечаем, что это становится неотъемлемой частью жизни. А если не включать?

И тут происходит вот что: когда человек сталкивается с тишиной, он сталкивается с проблемой, с тем, что все мысли начинают вращаться вокруг него самого. На человека, не привыкшего думать о себе, это действует, как нечто оглушающее - поток мыслей в сознании. Но это надо сделать.

Пост - это время, когда мы можем создать в своей жизни тишину, чтобы прислушаться к самому себе, почувствовать себя, чтобы узнать самого себя. Из этого познания самого себя в конечном итоге рождается покаяние. Покаяние - это не списывание грехов из специальных книжек.

Покаяние будет тогда, когда человек произведет внутри себя переворот, перемену мыслей, взглядов на себя и свою жизнь. Это очень болезненный процесс - по-другому смотреть на привычные вещи, перестать себя оправдывать, утешать. Эта внутренняя перемена и приводит человека к встрече с Богом.

Наступает весна, поэтому такая аналогия с огородными работами. Те, кто когда-нибудь сажал картошку, знает, что нельзя привезти мешок, высыпать на поле и ждать урожая. Надо подготовить почву, очистить от лишнего, взрыхлить, удобрить, и только потом сажать. Так же и с душой человеческой: пока ты не вскопаешь себя, пока не решишься поднять слой своей греховной глины, души не достигнешь.

Вопрос телезрителя из Ленинградской области: Часто говорят о том, что в пост увеличить количество деланий, молитвы, быть внимательнее к своей внутренней жизни. Но разве так не должно поступать и вне поста?

Знаете, что такое идеальный пост? Это тот, который как начался, так больше и не заканчивается. Если человек в пост отложил какой-то грех, то по его окончании к нему уже больше не возвращается. Например, если человек решил во время поста не ругаться матом, он что после Пасхи опять начнет - это же абсурд! Или человек весь Великий пост не пил, а в Пасху взял и напился, так соскучился по выпивке.

Конечно, и семинедельный труд поста дает пользу душе, но хорошо, чтобы так было всегда. Начал заниматься самим собой - и не останавливайся. Понятно, что если человек живет духовной жизнью, то он всегда испытывает некое напряжение, а в пост только продолжает.

Однако живущие духовной жизнью знают, что в пост появляется ощущение, что ты занят делом, которое, может быть, внешне не проявляется, но наполняет и согревает душу. Тоже средство против уныния, болезни современного человечества.

Вопрос телезрительницы из Челябинска, которая никак не может справиться со страстью гнева, кается, исповедуется, причащается, но потом снова срывается. Спрашивает, что ей делать?

Во-первых, надо продолжать поражать страсть покаянием и сокрушением сердца. И надо понимать, что всякая страсть подпитывается самолюбием, поэтому сокрушение и покаяние уменьшают его.

Во-вторых, надо найти причину, почему так бывает. Гнев, как раздраженное состояние, может быть проявлением болезни. Так могут проявлять себя неврозы, тогда человека нужно лечить и медикаментозно, хотя Причастие Святых Христовых Таин остается первейшим лекарством. Лечить и душу, и тело. Также постараться, что вызывает гнев? Все вокруг - тогда точно нужно к врачу. Горячо любимая мама - надо разбираться, почему и когда это началось. Но главное не бросать и не отчаиваться, продолжать бороться.

- Давайте поговорим о Святом Причастии.

Святое Причастие - основа, смысл, центр всего христианства. В Причастии мы с Христом встречаемся. К сожалению, и причащаться можно механически, не рассуждая о том, что происходит. Здесь тоже от человека требуются усилия по сосредоточению, подготовке себя ко встрече с Христом в Причастии.

На протяжении двух тысяч лет Церковь говорит, что это самое главное в христианстве, это источник жизни вечной. Насколько без этого нет жизни. Если не причащаться, пост также становится бессмысленным.

- Что можно сказать людям, которые не постятся? Как их можно заинтересовать?

Заинтересовать вряд ли, но можно позвать в этот мир. Встреча с Богом реальна, а пост - одна из тех дверей, которая открывается для человека. Хочется пожелать не жалеть себя, а решиться, взять и попробовать. Пусть что-то будет неправильно с точки зрения предписаний и правил, но сам по себе этот труд, эта решимость важны сами по себе.

- Нужно ли брать благословение перед постом?

Это полезно и в педагогическом плане, и в смысле послушания, смирить свою жестокую, то есть жесткую, негнущуюся выю перед благословляющей десницей духовника. Кроме того через благословение мы получаем благословение Господа, просим Его помощи, силы, вразумления, понимая, что сами слабы, будем спотыкаться, Ты же мне помоги пройти время этого поста с толком.

- Большое спасибо, отец Анатолий, за беседу и наставления.

Спаси всех Господь.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Людмила, Новосибирск

Что можно делать в пост, а что нет?

Здравствуйте, я слышала от священников, что пост - это праздник, что нельзя в пост ничего делать (ремонт, переезд); от людей я слышала, что в пост можно все мыть, убирать, очищать жилье и душу к Пасхе. Как правильно быть, что можно в пост, а что нет? Я боюсь приобретать вещи новые в пост, делать ремонт: часто получалось, что в пост сделаю ремонт (плитку на пол положу), и потом она поломается и приходится переделывать. Пост сам я соблюдать стараюсь и молюсь. Вот сейчас в квартире спальня и коридор без обоев (просто голые стены) и я боюсь клеить и доделывать ремонт в пост. Тем более, Великий пост. Где найти истину?

Доброго! С одной стороны, совершенно согласен с тем, что пост — праздник! Особенно для души: тело бывает вынуждено подвинуться с центрального пьедестала, уступив место главному в человеке — Духу. Правда, это может произойти только при правильной организации жизни и только в свете молитвы.

В монастырских уставах и описании христианского жития давних поколений ни разу не встречал запрета на работу в пост, как Великий, так и другие. Логично рассуждая, время Великого поста попадает на весну, а пословица говорит, что «весной день год кормит». Молясь и соблюдая постный устав, наши предки при этом обрабатывали поля (без применения тракторов и прочей техники), выполняли всю необходимую для обеспечения жизни семей работу.

Наверное, было бы правильнее и Вам позаботиться о благообразии дома, и Светлый Праздник Христова Воскресения встретить в обновленном ремонтом доме и доведенными до красоты стенами. Бог в помощь!