Игра «Аплодисменты по кругу. Тренинг профилактики эмоционального выгорания педагогов "Брать — давать" «Встаньте, все кто…»

Большая психологическая игра:

"Рисунок города"

Цели:

    Развитие творческих способностей;

    Формирование коммуникативных навыков;

    Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

Материал:

    бумага, ватман;

    линейка, ластик;

    фломастеры, карандаши, краски, кисти.

Ход занятия:

    Упражнение «Ритуал приветствия» (5-8 мин.);

    Разминка «Пожелание», «Комплимент»,

«Дружба начинается с улыбки…» (5-8 мин.);

    Упражнение «Рисунок города» (20-25 мин.);

    Упражнение «Аплодисменты по кругу» (3-5 мин.);

    Упражнение «Ритуал прощания» (4-7 мин.).

Игра рассчитана на 3 дня с использованием заготовок сводов моста на третьем занятии.

ДЕНЬ 1

    Упражнение «Ритуал приветствия».

Цель:

Ритуал приветствия вырабатывается всей группой. Ведущий предлагает детям занять места на, предварительно расставленных кругом, стульях.

Психолог:

Здравствуйте ребята. Я рада вас всех видеть. И сейчас я хочу предложить вам ребята, чтобы вы придумали смешное приветствие в виде рукопожатия, которое мы будем использовать с вами в ближайшее время. Ведь это рукопожатие будет отличием нашей группы.

Сначала выберите себе партнера. Вам предоставляется три минуты , чтобы изобрести, как можно более необычный способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы все легко могли его запомнить, но при этом достаточно смешным, чтобы нам было весело пожимать друг другу руки именно таким способом. Теперь пусть каждая пара покажет придуманное ей приветствие. И мы выберем то рукопожатие, которое мы будем с вами использовать на следующей встрече.

    Разминка « Пожелания».

Цель: раскрепощение, повышение доверия и взаимной симпатии, начало сплочения группы.

Участникам предлагается по кругу пожелать сидящему слева соседу что-то хорошее от всего сердца - так, чтобы человек поверил в искренность пожелания. Затем идет:

Обсуждение: кто что почувствовал, дети высказываются.

    Упражнение «Рисунок города».

Цель:

Психолог:

А сейчас ребята, я вам предложу заняться вот каким заданием. Вы должны на ватмане нарисовать город, у каждого из вас будет свой дом. Предварительно вы решите и договоритесь, в каком стиле будет ваш город: деревня, мегаполис(очень крупный город), и т.д. . Если вам понятно задание, можете приступать.

4. Упражнение «Аплодисменты оп кругу».

Цель: эмоциональная разрядка в конце тренингового занятия, переживание чувства радости.

Психолог:

Мы отлично поработали сегодня. У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Я начинаю тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из вас ребята. Затем этот участник присоединяется к моим аплодисментам и выбирает из группы следующего, кому мы аплодируем вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику мы дружно аплодируем уже все вместе!!

Таким образом, каждому ребенку предлагается по очереди вступить в общие аплодисменты.

    Упражнение «Ритуал прощания».

Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.

Психолог:

Вот и подошло наше занятие к концу и сейчас мы с Вами совершим один очень интересный ритуал, и это будет наш с вами «Ритуал прощания», который символизирует конец нашей с вами встречи, но это вовсе не означает, что мы не встретимся вновь!!

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу, приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо …(имя участника), до свидания».

ДЕНЬ 2

    Упражнение «Ритуал приветствия».

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми.

    Разминка « Комплименты».

Цель:

Дети, сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу слева, ребенок говорит ему несколько добрых слов, может за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент дальше своему соседу, который находится так же слева от него и так пока не будут сказаны комплименты по кругу всем.

Важно! Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не надо ждать, когда загрустит его сосед, пусть комплимент скажет психолог сам.

    Упражнение «Рисунок города».

Цель: развитие творческих способностей, формирование коммуникативных навыков и умения работать в группе.

Во второй день участники заполняют оставшееся место между домами: рисуют парк, аллеи, фонтаны, театр и т.д., т.е. то что посчитают необходимым.

Идет процесс работы, дети рисуют.

    Упражнение «Аплодисменты оп кругу».

    Упражнение «Ритуал прощания».

ДЕНЬ 3

    Упражнение «Ритуал приветствия».

Стулья стоят по кругу. Дети начинают приветствовать друг друга, так как они решили в первый день занятий. (см. день 1, пункт 1.)

    Упражнение «Дружба начинается с улыбки...»

Цель: раскрепощение, повышение доверия и взаимной симпатии.

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу слева в глаза и дарят ему, молча самую добрую, какая есть, улыбку. Ребенок, получивший улыбку, продолжает и так по очереди, слева на право до первого участника.

    Упражнение «Рисунок города».

Цель: развитие творческих способностей, формирование коммуникативных навыков и умения работать в группе.

На третий день занятий. Психолог, предварительно закрасив синим цветом, пространство между домами, предлагает детям « ситуацию потопа» , и объясняет им задачу. Участники должны наладить отношения со своими соседями: предварительно договорившись с соседями построить мосты. Необходимо построить мосты ко всем домам.

Идет процесс работы, дети рисуют.

В конце 3-го дня, после завершения процесса рисования, подводятся итоги. Психолог предлагает школьникам обсудить их результат, сам процесс их творчества - "Рисунок города" , они могут высказать свои мысли, впечатления, ощущения от проделанной работы и результата их совместной деятельности, а также своей работы лично. Что им понравилось, а что нет.

Психолог получает обратную связь от детей.

    Упражнение «Аплодисменты оп кругу».

Это упражнение проводится так же как и в первый день тренинга. (см. день 1, пункт 4.)

    Упражнение «Ритуал прощания».

Это упражнение проводится так же как и в первый день тренинга. (см. день 1, пункт 5.)

Итоговые слова психолога: Я благодарю вас за участие в занятии, давайте все вместе скажем, друг другу «СПАСИБО» и поаплодируем себе Наше занятие окончено. До свидания. До новых встреч!!!

Разделы: Школьная психологическая служба

Цель: Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов.

  • Организация условий, способствующих снятию напряжения, чувства тревоги, сплочению педагогического коллектива, развитию навыков взаимоподдержки;
  • Развитие навыков самоанализа и преодоления психологических барьеров;
  • Помощь в осознании личностных ресурсов педагогов.

Время проведения: 2–3 часа

Ход занятия

Музыкальный настрой. Видеоряд “Виды природы”.

Этап 1. Разминка

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

Игра “Поменяйтесь местами те, кто….” (цель: снятие накопившегося напряжения; сплочение членов группы)
Инструкция: ведущий называет признак, который свойственен многим. Те, кому он свойственен, меняются местами. Задача ведущего – занять чье-то место.
Упражнение “Я люблю, и я не люблю” (цель: телесная самопрезентация)
Каждый должен встать и пантомимой показать, что он любит, и что он не любит. Повторяться нельзя.

Презентация “Если вы никак не можете себя заставить работать...” (вцель: включение в работу, переход к основной части занятия) (Приложение 1)

Этап 2.Оновной

Цель: развитие умений самоанализа и преодоление психологических барьеров осознание и принятие своих чувств.

Упражнение “Свобода – долг – власть – ответственность” (цель: изучение и осознание собственных взглядов)

I ЧАСТЬ – педагогам предлагается изобразить на листе бумаги метафорично четыре понятия: “свобода”, “долг”, “власть”, “ответственность””.
II ЧАСТЬ – Объединившись в пары или в общем круге, обсудить полученный результат с психологической точки зрения. Задача: прояснить значение этих метафор в жизни человека.

“Как (что) это в твоей жизни?”, “Помогает тебе это или мешает?”.

Необходимо обратить внимание на размеры и расположение рисунков, вложенный смысл.

ДОЛГ ни с чем здоровым, как правило, у нас не ассоциируется. Для того, чтобы более оптимистично относиться к своим “долженствованиям”, важно перевести их в желания:

“Я должна хорошо работать!” -> “Я хочу хорошо работать, т.к. это соответствует ценностям моей личности!” и т.п.
“Что из долга является нашей правдой, а что нам навязывается?”, “Кем это навязывается?”

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и ДОЛГ часто “сливаются” в нашем сознании. Многих из нас, спасибо нашим родителям, с детства приучили быть ответственными за что-то. Но, как и в любом деле, необходимо чувство меры, чтобы не происходило дисгармоний в отношении воспитания ответственности наших детей. Необходимо четко научиться разграничивать, где чья ответственность.

Кто, кроме меня? Беря все в свои руки, мы посягаем на ответственность других. То есть, чем больше ответственности мы берем за человека (за своего ребенка, супруга, коллегу и т.д.), тем меньше этой ответственности у этого человека остается. Тем самым мы инфантилизируем этого человека и перегружаем себя. И не нужно потом удивляться тому, что нам так тяжело живется, а остальным в нашем окружении ни до чего нет дела!

Задача: Если у командира роты 100% ответственности, сколько % ответственности у каждого солдата? (ответы родителей)

Ответ : у солдата тоже 100% ответственности – 100% солдатской ответственности.

У каждого из нас 100% ответственности: дочерней, родительской, профессиональной.
Не надо брать всю ответственность, нужно взять только свою!
Ответственность – это ответ за наши ценности, за наши поступки, за нашу жизнь, и т.д.
Что для вас свобода?

СВОБОДА – в психологическом смысле более сложное понятие, нежели обыденное.

“Свобода к …” (к действиям, к творчеству и т.п.) – более взрослая; “Свобода от …” – более детская (запереться, объесться, оторваться и т.п.).
А много ли свободы нам надо?
Те, кому предоставляется много свободы, тяготятся ею, становятся более тревожными.

ВЛАСТЬ – это то, что над нами, подавляющее (нас так воспитывают).

А для чего нам нужна власть?
Нас нигде не учат, что нужно делать со своей властью, для чего она нам нужна.
У власти есть два важных положительных момента:

1) власть – это возможность сделать все по-своему, построить мир так, как хочешь, в соответствии со своими ценностями (например, воспитать собственного ребенка так, как считаешь нужным);

2) власть – это возможность защитить себя.

Властью не наделяют, ее берут. Идет борьба за власть и отстаивание власти.

Упражнение. “Хочу – не хочу, но делаю... ” (цель: преодоление психологических барьеров, осознание и принятие своих чувств)

Участникам предлагается на отдельных листах написать:

  • Три вещи (это могут быть обязанности, занятия, развлечения, дела и т.п.), которые вам хотелось бы делать чаще.
  • Три вещи, которые вам хотелось бы перестать делать в той мере, в которой вы их делаете, или же вовсе не делать.
  • Теперь объясните, почему вы не делаете достаточно первого и делаете слишком много второго.
  • По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга.
  • “Если есть желание, есть тысяча возможностей! Если нет желания, есть тысяча причин!”

Психотерапевтическая сказка “Коряга” (цель: коррекция самопринятия педагогов, осознание жизненного предназначения).

Инструкция: С закрытыми глазами прослушать сказку и придумать свое окончание.

Давным-давно в одном прекрасном лесу среди красивых деревьев с густыми кронами и стройными стволами жила странная Коряга. Своим причудливым видом она вызывала всеобщие насмешки соседей.

Долго лежала коряга среди этих деревьев, горько размышляя, почему она не такая, как все. Все деревья как деревья, красавцы как на подбор, а она скрюченная, ободранная, кривая – ни красоты, ни проку … Как ей было обидно!

(Метафорический кризис: непринятие своей уникальности, так как сравнение идет себя с другими; она страдает от этого; Коряге некому помочь принять свою уникальность)

Однажды в лес приехали лесорубы. Они срубали деревья одно за другим, укладывали их в грузовик и увозили на мебельную фабрику.

“Счастливчики... ”, – думала Коряга, завидуя этим деревьям, – “Из них изготовят красивую мебель, которая будет радовать людей и приносить им пользу, а я такая никому не нужна. Так и сгнию в этом лесу, и никто даже не узнает о моем существовании...”.

(Метафорический кризис: обида, зависть, крушение надежд)

Как-то утром в лес забрел один старичок. Он долго ходил по лесу и набирал хворост для обогрева своего жилища. Коряга, уже отчаявшись быть когда-то кому-то полезной, лежала среди зарослей травы и думала о чем-то своем. Для нее было крайне неожиданным, что старик обратил на нее внимание. Он поднял Корягу с земли, попробовал на прочность, слегка согнув ее, и положил в свою телегу. Ей предстояло сгореть без следа, если не считать золы, да и ту выметут, выкинут и позабудут... Но, не смотря на это, она была счастлива!

(Метафора: метафора “нужности”, которая заключаетсяв том, что иногда, из желания быть нужным, мытолкаем себя “на самоубийство”, мы“сгораем”)

В телеге Коряга оказалась в большой компании различных палок и поленьев и, как всегда, тут же нашлись и добрые и завистники. Вредных оказалось большинство, и они стали злословить и хихикать по поводу ее внешности. И так ей стало больно за все эти годы страданий и издевательств …

(Бессознательные процессы)

В довершение всех унижений телегу неожиданно тряхнуло. Коряга вылетела, закувыркалась по дороге и начала скатываться по склону горы. Для чего жить, если даже в костер не сгодилась!

О, как же тяжело достался ей этот спуск! От страха перед тем, что же с ней произойдет в конце, она судорожно пыталась зацепиться за небольшие деревца, за камни, за траву, за землю... , но ничего не получалось. В конце концов, бедная Коряга поняла, что летит с обрыва. Внутри все сжалось и казалось, перед ней промелькнули все картинки из ее жизни (Долгая пауза).

(Метафорический кризис: шанс изменить жизнь)

Она упала в море.

“Что это? Куда я попала? Что со мной будет?” – думала Коряга. Эта стихия пугала своей неизведанностью, непонятностью, нереальностью... Через некоторое время на море начался шторм. Все вокруг потемнело, завыл ветер, над морем угрожающе стянулись огромные тучи. Корягу кидало из стороны в сторону, било холодными волнами. Она, то погружалась в морскую пучину, то всплывала на поверхность, и думала, что этот кошмар никогда не закончится, что вот сейчас точно ей придет конец...

Но вот шторм начал потихоньку стихать … на небе показалось солнышко... Оглянувшись вокруг, она увидела много интересного: стаи проплывающих рыб, коралловые рифы, пеликана, реющего над водой в поисках пищи, приятно и ласково шелестящие волны... Теплые морские волны, словно любимое дитя, убаюкивали Корягу … Она по-другому увидела этот мир: вокруг не было никого с кем можно было бы ее сравнивать... Здесь она была одна такая..., единственная... И на душе у нее стало радостно и спокойно (Пауза)

(Метафора: Вода и шторм – метафорические символыдуши и кризиса. Когда человек меняет свою жизнь, он попадает в кризис; т.е. ему представляется возможность пережить это как шанс поменять свое мироощущение. Кризис меняет человека. Шторм поменял самоощущение Коряги, погрузил ее в себя, в свою психику, и ей сталоспокойнее – именно кризис принес оздоровление. Чем больше мыв своей жизни переживаем этих бурь, тем меньше у нас становится тревожных ожиданий, тем “здоровее”, сильнее мыстановимся. Происходят видоизменения в душе, осознание себя в новом качестве.)

Так она плавала по волнам, пока ее не выбросило на берег. Опять безнадежность – так и придется лежать здесь, пока не сгниешь и не превратишься в труху. До чего же бессмысленной оказалась моя жизнь! Прогревшись на солнышке, коряга как-то незаметно уснула под равномерный шорох волн. На поверхность ее ствола вышла морская соль, и постепенно образовались, сверкающие в лучах солнца, кристаллики …

(Аналогичные обучающие ситуации. Невротичность Коряги заключается в том, что она постоянно чем-то недовольна.)

Пробудилась она от прикосновения чьих-то ласковых рук, которые ее подняли. Коряга увидела улыбающееся лицо человека, который с восторгом повторял: “Это просто чудо! Настоящее чудо!”. На нее никто не смотрел с такой любовью..., (Пауза) ...и никогда она не слыхала такой похвалы в свой адрес..., (Пауза) и никто не держал ее в руках так осторожно и заботливо (Долгая пауза).

Человек поднял Корягу, отряхнул песок со ствола, принес ее домой, отшлифовал и покрыл лаком.

(Метафора: признание индивидуальности; придача “товарного вида”)

Коряга была в полной растерянности, но ее ловко подхватили и доставили туда, где было много народа и все восхищались ее формой, ее неповторимостью, ее художественной ценностью... (Долгая пауза). Корягу поместили на стенд с надписью “Дар моря” и относились к ней с большим почтением. Ее неоднократно представляли на различные конкурсы, и она завоевала огромное количество наград. Во всем мире отмечали ее изысканность и теплоту, и массу других удивительных качеств. Для Коряги была сделана специальная подставка, на которой она счастливо покоилась, наблюдая радостно улыбающиеся лица и вслушиваясь в восторженные похвалы посетителей, которые старались невзначай прикоснуться к ней, просто потрогать это чудное творение природы.

“Сколько бедствий я перенесла, – думала Коряга, – и все же в конце пути моя жизнь обрела смысл. До чего же мне хорошо и спокойно”.

(Метафора: торжество)

Анализ впечатлений. Комментарии психолога относительно метафоричного смысла сказки.

Обсуждение в круге: Какой сюжет вызвал наибольший отклик в вашей душе? Какую вы придумали концовку? Почему именно такую?

Ведущий: “Это история про открытие уникальности Коряги. Она учит нас самопринятию. Хотя, имеет ли смысл конец сказки?”

Упражнение “Настоящая женщина (настоящий мужчина) – это …” (цель: коррекция самопринятия)

Необходимо выбрать 10 критериев настоящей женщины (настоящего мужчины). Группа называет, а каждый член группы записывает только те, которые к нему относятся. Они выписываются на листочке слева. Далее группа делится на пары, где друг с другом меняются записями и оценивают выраженность этих качеств по 10-балльной шкале. Потом можно поменять партнера и проделать ту же самую процедуру. При оценивании друг друга участники аргументируют свое решение.

В конце упражнения рефлексия:

  • чувства;
  • возникали ли несовпадения мнений.

Упражнение “Брать – давать” (цель: анализ энергетического баланса в жизни)

Все члены группы выкладывают на свой стул всю мелочь из своего кошелька. Считают, какая сумма у них была изначально.

1 этап – Все члены группы ходят по кругу и раздают свои деньги другим членам группы.

Обсуждение:

– Сколько денег было и сколько стало?
– Что чувствуем при этом?
– Как это соотносится с реальной жизнью? (сколько отдаешь энергии и кому, и сколько принимаешь)

2 этап – То же самое, но деньги забираем .

Обсуждение.
Самое лучшее, когда наблюдается баланс между тем, сколько было изначально и сколько оказалось в конце – между тем, что отдаем и тем, что берем.
В конце упражнения каждый забирает деньги со своего стула к себе в кошелек.

Этап 3. Заключение

Цель: сплочение коллектива, формирование доверия, осознание личностных ресурсов.

Упражнение “Похвали себя” (цель: овышение самооценки)

Каждому участнику (в порядке личной инициативы) нужно выйти в центр круга и хвалить себя не менее 1 минуты. А остальные слушают и отмечают “точки роста”.

А все ли знают, что значит хвалиться? Это преувеличение своих достоинств и способностей, достижение, а не хвала своими детьми, мужем и т.п.

Группа решает, по какой системе оценивания будет оценено каждое выступление (с аргументацией ответа). Отмечается общение глаза в глаза, умение говорить без остановки в течение 1?; не соскакивание на “Я люблю …”, уверенность в голосе, аргументация.

Упражнение “Посудомоечная машина” (цель: сплочение группы через телесный контакт)

Участники делятся на две группы и встают в две шеренги напротив. Выходит человек и говорит, какая он посуда и как он хочет, чтобы его помыли. Затем он проходит через “посудомоечную машину”, где все его гладят, массируют, “трут” и т.п. именно так, как он пожелал. Последние два человека в шеренгах играют роль сушки – они его бережно обнимают. Человек, прошедший через “посудомоечную машину”, становится “сушкой”.

Таким образом, через эту процедуру проходит каждый участник тренинга. В конце ведущий спрашивает, как себя чувствует этот человек.

Видеоряд “Желаю тебе сил для всех жизненных дел” (цель: создание позитивного настроя) (Приложение 2)

Упражнение “Аплодисменты” (цель: повышение самооценки, сплочение педагогов)

(В этом замечательном и неординарном ритуале все происходит по парадоксальной логике. Последние становятся первыми. Игра построена таким образом, что интенсивность аплодисментов постепенно нарастает и достигает своего апогея, когда последний участник получает аплодисменты всей группы.)

Кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля, стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем телом, всеми фибрами своей души, как приятное всеобъемлющее волнение.

У нас сложилась очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я предлагаю всем встать в общий круг. Один из вас начинает: он подходит к кому-нибудь из коллег, смотрит ему в глаза и дарит ему свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем они оба выбирают следующего коллегу, который также получает свою порцию аплодисментов, – они оба подходят к нему, встают перед ним и аплодируют. Затем уже тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, имеет право выбирать следующего. Таким образом, игра продолжается, а овации становятся все громче и громче.

Рефлексия

(цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе).

Использованная литература:

  1. Млодик И.Ю. Материал с курсов по детской психотерапии “Детская комната”.
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? – М.: Генезис, 2006.

Подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»

Цель: сплочение группы.

Описание игры: играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок - это голова дракона, последний - кончик хвоста. Под музыку первый играющий пытается схватить последнего - «дракон» ловит свой «хвост». Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль «головы дракона» назначается другой ребенок.

«Торт на день рождения»

Цель : развивать чувство общности и принадлежности к группе, устанавливать контакт друг с другом.

Описание игры: я хочу предложить вам игру, которая называется «Торт на день рождения». Все дети смогут поучаствовать в ней и испечь необыкновенный торт.
Сядьте на пол кружком. Представьте, что наш круг – это миска, где смешивают все продукты для торта. Ну-ка подумайте, что нужно для теста. Чтобы торт был вкусным, нам нужна пара яиц. Кто из вас хочет ими быть? Будьте яйцами, которые разбили в миску, и ложитесь посередине на пол. Что еще нам нужно для торта?..
(Пусть дети будут разными продуктами. Спрашивайте, кто хочет быть, например, мукой, молоком, сахаром, изюмом.) Те, кто присоединяется к «тесту», должны позаботиться о том, чтобы все продукты были хорошо перемешаны.
Один или два ребенка будут свечками на торте. («Зажгите» их радостно и проговорите хором заранее подобранные вами короткие стихи, подходящие к такому уникальному торту на день рождения.).

Игра «Паровозик»

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться правилам других.

Описание игры: дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Паровозик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия.

Игра «Газета»

Цель: сплочение группы.

Описание игры: на пол кладется газетный лист. На него должны встать четверо детей. Далее газета складывается пополам, и дети должны опять поместиться на ней. Газета складывается и уменьшается до тех пор, пока на ней могут уместиться четверо детей. (Для этого надо обняться, уменьшив таким образом физическую дистанцию.)



«Квадрат»

Цель

Описание игры: все играющие встают квадратом (так, чтобы было занято все пространство внутри квадрата) как можно теснее, можно даже заранее очертить квадрат, в который они должны поместиться. Затем ведущий отдает команды, а квадрат их выполняет, стараясь не увеличить занимаемую им площадь, например:
- Квадрат пошел влево - квадрат идет влево.
- Квадрат садится - квадрат с криками и воплями пытается сесть.
- Квадрат прыгает - квадрат с не менее интенсивным шумом прыгает.
И так далее.

Игра «Аплодисменты по кругу»

Цель : формирование групповой сплоченности.

Описание игры: воспитатель. Ребята, кто из вас может представить, что чувствует артист после концерта или спектакля - стоя перед своей публикой и слушая гром аплодисментов? Возможно, он чувствует эти аплодисменты не только ушами. Быть может, он воспринимает овации всем своим телом и душой. У нас хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу с вами поиграть в игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Становитесь в общий круг, я начинаю.

Воспитатель подходит к кому-нибудь из детей. Смотрит ему в глаза и дарит свои аплодисменты, изо всех сил хлопая в ладоши. Затем вместе с этим ребенком воспитатель выбирает следующего, который также получает свою порцию аплодисментов, затем тройка выбирает следующего претендента на овации. Каждый раз тот, кому аплодировали, выбирает следующего, игра продолжается до тех пор, пока последний участник игры не получил аплодисменты всей группы

"Паутина"

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы.

Описание игры: некоторые дети легко могут выражать свои эмоции, для других это - проблема.
В этой игре все участники получают реальную возможность развить этот важный навык. "Паутина" представляет собой отличную метафору взаимосвязанности всех детей группы.
Все дети садятся в круг. Ведущий берет в руки клубок ниток.
Предлагает детям назвать свои имена. Каждый участник называет свое имя, при этом разматывая клубок. В итоге получается паутина, которая связывает всех ребятишек.
Паутина эта необычная, "волшебная". Каждому ребенку достается кусочек паутинки, который можно надеть на руку в качестве браслета

«Заколдованная тропинка»

Цель: научить работать в команде, оказывать поддержку товарищам.

Описание игры: один из детей – ведущий. Он показывает остальным участникам, как пройти по тропинке через заколдованный лес. Дети должны в точности повторить его маршрут.

Тот из детей, кто сбился с пути, превращается в ёлочку. Задача команды – спасти его, расколдовать. Для этого необходимо сказать ему что-то приятное, обнять, погладить.

«Я хочу с тобой подружиться»

Цель игры : сплочение,

Описание игры: Из участников игры выбирается водящий‚ который произносит слова: «Я хочу подружиться с...», а дальше описывает внешность одного из игроков. Тому, о ком говорят, нужно себя узнать, быстро подбежать к водящему и пожать руку. Далее водящим становится он.

«Клубочек»

Цель: развитие внимания к сверстникам. Создание эмоционального положительного фона.

Описание игры: дети сидят на стульчиках. В руках у ведущего клубок пряжи. Намотав вокруг пальца нитку, он говорит:

Покатись клубочек по дорожке.

Расскажи клубочек нам немножко

Про Ванюшу, Таню и Наташу.

Про детишек всех красивых наших.

Затем передаёт клубочек ребёнку, сидящему рядом, и предлагает ему рассказать о себе: Например, какое у него сегодня настроение. Темы могут быть разными.

«Встаньте, все кто…»

Цель игры: сплочение, установление доверительного контакта между детьми.

Описание игры: дети сидят в кругу. Ведущий говорит, что мы все очень разные и в то же время чем-то друг на друга похожи. Предлагает убедиться в этом. Говоря: «Встаньте все, кто любит мороженое (плавать в реке, убирать игрушки, кататься с горки и т.д.» Дети сначала просто играют, а затем делаю вывод, что действительно у них есть много общего.

«Игра-приветствие с колокольчиком»

Цель игры : настраивание детей на доброжелательный лад.

Описание игры: дети стоят или сидят в кругу. Взрослый подходит к одному из них. Звонит в колокольчик и говорит приветственные слова: «Здравствуй, Саша, мой дружок!» после этого, Саша берёт колокольчик и идёт приветствовать другого ребёнка. Игра продолжается до тех пор, пока колокольчик не «пропоёт» приветствие каждому ребёнку.

«Коридор приветствий»

Цель игры: предоставление детям возможности почувствовать доброжелательный настрой к каждому из них.

Описание игры: Дети встают в две шеренги лицом друг к другу. Образуя между шеренгами коридор. Ребёнок, который находится с краю любой из шеренг, начинает медленно проходить по коридору. Дети приветствуют его так, как будто бы он – знаменитая личность: машут ему руками, кланяются, аплодируют, кричат: «Ура!» и т. Д. как только первый ребёнок дойдёт до середины, следующий ребёнок с краю шеренги начинает двигаться по коридору в том же направлении. Так продолжается пока все дети не пройдут через «Коридор приветствий»

Запрещается дотрагиваться до того, кто идёт по коридору.

«Ток»

Цель: установление доверительного контакта между детьми.

Описание игры: дети встают в круг, держась за руки, и передают по кругу ток (по цепочке, друг за другом пожимают руку стоящего справа).

«Радио»

Цель: развитие внимания к сверстникам.

Описание игры: дети сидят в кругу. Воспитатель садится спиной к группе и объявляет: «Внимание, внимание! Потерялась девочка (подробно описывает кого-нибудь из группы: цвет волос, глаз, рост, сережки, какие-то характерные детали одежды). Пусть она подойдет к диктору». Дети слушают и смотрят друг на друга. Они должны определить, о ком идет речь и назвать имя этого ребенка. В роли диктора радио может побывать каждый желающий.

«Сочиняем сказку»

Цель игры : научить сосредотачиваться на слуховой информации, подчинять свои желания общим интересам.

Описание игры: дети сидят в кругу. Ведущий выбирает какую-нибудь маленькую игрушку и начинает рассказывать сказку, например: «Жил-был

маленький зайчик. Он больше всего любил...» На этих словах рассказчик передает игрушку следующему участнику. Тот продолжает начатую фразу и историю. Если дети затрудняются придумывать продолжение, можно немного подсказать им, например: «Он жил с …», «Однажды он решил отправиться...» и т. п‚

Примечание. Взрослому важно поддерживать неуверенных в себе детей, стараться, чтобы каждый ребёнок сказал хотя бы одно слово.

«РАЗДУВАЙСЯ, ПУЗЫРЬ!»

Цель : научить работать в команде, оказывать поддержку товарищам.

Описание игры: дети с воспитателем делают тесный кружок - это «сдутый» пузырь. Все начинают его «надувать»: наклонив головы вниз, дуют в кулачки, составленные один под другим, как в дудочку. При каждом «вдувании» делают шаг назад, будто пузырь немного увеличился. Затем все берутся за руки, идут по кругу со словами:

Раздувайся, пузырь, раздувайся, большой,
Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой, растянутый круг. Затем ведущий (сначала это воспитатель, а позже - кто-то из детей) говорит: «Хлоп!» - пузырь лопнул. Все должны расцепиться и сбежаться к центру круга (сдулся) или разбежаться по комнате (разлетелись пузырьки).

«Хромой ведет слепого»

Цель: установление доверительного контакта между детьми.

Описание игры: хромому подвязывают ногу веревкой. У слепого глаза завязаны повязкой. На полу - газетные обрывки («трясина»), стулья («препятствия»). «Хромой» должен провести «слепого» так, чтобы тот не попал в трясину и не наткнулся на препятствия. После игры оговариваются ощущения «слепых».

  • НА СПЛОЧЕНИЕ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА

Большая психологическая игра:

"Рисунок города"

Цели:

Развитие творческих способностей;

Формирование коммуникативных навыков;

Расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;

Материал:

бумага, ватман;

линейка, ластик;

фломастеры, карандаши, краски, кисти.

Ход занятия:

Упражнение «Ритуал приветствия» (5-8 мин.);

Разминка «Пожелание», «Комплимент»,

«Дружба начинается с улыбки…» (5-8 мин.);

Упражнение «Рисунок города» (20-25 мин.);

Упражнение «Аплодисменты по кругу» (3-5 мин.);

Упражнение «Ритуал прощания» (4-7 мин.).

Игра рассчитана на 3 дня с использованием заготовок сводов моста на третьем занятии.

ДЕНЬ 1

Упражнение «Ритуал приветствия».

Цель:

Ритуал приветствия вырабатывается всей группой. Ведущий предлагает детям занять места на, предварительно расставленных кругом, стульях.

Психолог:

Здравствуйте ребята. Я рада вас всех видеть.И сейчас я хочу предложить вам ребята, чтобы вы придумали смешное приветствие в виде рукопожатия, которое мы будем использовать с вами в ближайшее время. Ведь это рукопожатие будет отличием нашей группы.

Сначала выберите себе партнера. Вам предоставляется три минуты , чтобы изобрести, как можно более необычный способ рукопожатия. Это приветствие должно быть достаточно простым, чтобы все легко могли его запомнить, но при этом достаточно смешным, чтобы нам было весело пожимать друг другу руки именно таким способом. Теперь пусть каждая пара покажет придуманное ей приветствие. И мы выберем то рукопожатие, которое мы будем с вами использовать на следующей встрече.

Разминка « Пожелания».

Цель: раскрепощение, повышение доверия и взаимной симпатии, начало сплочения группы.

Участникам предлагается по кругу пожелать сидящему слева соседу что-то хорошее от всего сердца - так, чтобы человек поверил в искренность пожелания. Затем идет:

Обсуждение: кто что почувствовал, дети высказываются.

Упражнение «Рисунок города».

Цель:

Психолог:

А сейчас ребята, я вам предложу заняться вот каким заданием. Вы должны на ватмане нарисовать город, у каждого из вас будет свой дом. Предварительно вы решите и договоритесь, в каком стиле будет ваш город: деревня, мегаполис(очень крупный город), и т.д. . Если вам понятно задание, можете приступать.

4. Упражнение «Аплодисменты оп кругу».

Цель: эмоциональная разрядка в конце тренингового занятия, переживание чувства радости.

Психолог:

Мы отлично поработали сегодня. У нас очень хорошая группа, и каждый из вас заслужил аплодисменты. Я хочу предложить вам игру, в которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.

Игра проходит следующим образом. Вы становитесь в общий круг. Я начинаю тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из вас ребята. Затем этот участник присоединяется к моим аплодисментам и выбирает из группы следующего, кому мы аплодируем вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику мы дружно аплодируем уже все вместе!!

Таким образом, каждому ребенку предлагается по очереди вступить в общие аплодисменты.

Упражнение «Ритуал прощания».

Цель: создание ощущения завершенности, позитивного настроя и желания встретиться снова.

Психолог:

Вот и подошло наше занятие к концу и сейчас мы с Вами совершим один очень интересный ритуал, и это будет наш с вами «Ритуал прощания», который символизирует конец нашей с вами встречи, но это вовсе не означает, что мы не встретимся вновь!!

Участники встают в круг и кладут руки на плечи друг другу, приветливо смотрят друг на друга и говорят: «Спасибо …(имя участника), до свидания».

ДЕНЬ 2

Упражнение «Ритуал приветствия».

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение группы, формирование чувства близости с другими детьми.

Разминка « Комплименты».

Цель:

Дети, сидя в кругу, все берутся за руки. Глядя в глаза соседу слева, ребенок говорит ему несколько добрых слов, может за что-то похвалить. Принимающий кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент дальше своему соседу, который находится так же слева от него и так пока не будут сказаны комплименты по кругу всем.

Важно! Некоторые дети не могут сказать комплимент, им необходимо помочь. Можно вместо похвалы просто сказать «вкусное», «сладкое», «цветочное», «молочное» слово. Если ребенок затрудняется сделать комплимент, не надо ждать, когда загрустит его сосед, пусть комплимент скажет психолог сам.

Упражнение «Рисунок города».

Цель: развитие творческих способностей, формирование коммуникативных навыков и умения работать в группе.

Во второй день участники заполняют оставшееся место между домами: рисуют парк, аллеи, фонтаны, театр и т.д., т.е. то, что посчитают необходимым.

Идет процесс работы, дети рисуют.

Упражнение «Аплодисменты оп кругу».

Упражнение «Ритуал прощания».

ДЕНЬ 3

Упражнение «Ритуал приветствия».

Стулья стоят по кругу. Дети начинают приветствовать друг друга, так как они решили в первый день занятий. (см. день 1, пункт 1.)

Упражнение «Дружба начинается с улыбки...»

Цель: раскрепощение, повышение доверия и взаимной симпатии.

Сидящие в кругу дети берутся за руки, смотрят соседу слева в глаза и дарят ему, молча самую добрую, какая есть, улыбку. Ребенок, получивший улыбку, продолжает и так по очереди, слева направо до первого участника.

Упражнение «Рисунок города».

Цель: развитие творческих способностей, формирование коммуникативных навыков и умения работать в группе.

На третий день занятий. Психолог, предварительно закрасив синим цветом, пространство между домами, предлагает детям «ситуацию потопа» , и объясняет им задачу. Участники должны наладить отношения со своими соседями: предварительно договорившись с соседями построить мосты. Необходимо построить мосты ко всем домам.

Идет процесс работы, дети рисуют.

В конце 3-го дня, после завершения процесса рисования, подводятся итоги. Психолог предлагает школьникам обсудить их результат, сам процесс их творчества - "Рисунок города", они могут высказать свои мысли, впечатления, ощущения от проделанной работы и результата их совместной деятельности, а также своей работы лично. Что им понравилось, а что нет.

Психолог получает обратную связь от детей.

Упражнение «Аплодисменты оп кругу».

Это упражнение проводится так же как и в первый день тренинга. (см. день 1, пункт 4.)

Упражнение «Ритуал прощания».

Это упражнение проводится так же как и в первый день тренинга. (см. день 1, пункт 5.)

Итоговые слова психолога: Я благодарю вас за участие в занятии, давайте все вместе скажем, друг другу «СПАСИБО» и поаплодируем себе. Наше занятие окончено. До свидания. До новых встреч!!!