Почему мужчин нужно хвалить. А вот хвалить себя тогда, когда

Здравствуйте, дорогие родители!

Воспитание нельзя представить без похвалы, она выступает стимулом, ободряет и обращает внимание на хорошие правильные поступки. На вопрос нужно ли детей хвалить ответ будет положительным.

Да, нужно, но делать это стоит по нескольким простым правилам, чтобы не столкнуться с обратной стороной медали. Перехвалив, родители рискуют вырастить инфантильную, избалованную личность с завышенной самооценкой.

А если совсем не отмечать успехи ребёнка, то неуверенность, тревожность и скованность могут сопровождать его на протяжении всей жизни.

Для чего нужна похвала?

Согласитесь, что приятно, когда старания и хорошие результаты отмечаются окружающими, даже если человек не ищет похвалы, в любом случае она радует и оставляет тёплое воспоминание.

Придя с работы, и приготовив вкусный ужин, для всей семьи маме будет приятно услышать «Спасибо, мамочка, было очень вкусно, ты такая замечательная!» и усталость как рукой снимает. Ребёнку похвала необходима, особенно в дошкольном возрасте. Детям очень важно нравится родителям и окружающим.

Похвала подсказывает, что он на правильном пути, придаёт уверенность в своих силах, мотивирует, и что немало важно учит ответным чувствам.

Как воспитательный метод правильное доброе слово станет намного эффективнее, чем наказание или упрёк, так как вызывает .


На что стоит обратить внимание

1. Важно найти золотую середину . Не стоит хвалить по каждому пустяку. Убрать за собой тарелку или собрать игрушки – это хорошие поступки, отметить их с положительной стороны нужно, но постоянное и чрезмерное восхищение ни к чему, оно обесценит действие и, в конце концов, будет выглядеть как издёвка.

Молчать и сдерживать гордость за чадо или обходиться сухими фразами в те моменты, когда ребёнок отлично выступил на школьном концерте, нарисовал хороший рисунок, помог другу, сделал что-то значимое и ценное для него, будет абсолютно неправильным и убьёт все будущие порывы к действию.

2. Хвалите не обобщающими фразами . Ты молодец, ты самый красивый, ты самый лучший в классе или в мире – подобные фразы не являются полноценной и эффективной похвалой. Они приводят к установке планки, которую ребёнку придётся тянуться всю жизнь, чтобы не разочаровать близких. Абстрактная похвала не даёт ребёнку понимания, за что его хвалят, что он делает хорошо и правильно.

3. Похвала должна быть направлена на что-то конкретное . «У тебя получился красивый рисунок, особенно мне нравится, как ты нарисовал дерево/собаку/домик/солнце, получилось отлично», «Мне нравится твой выбор цвета в этом рисунке», «Ты с выражением читал стихотворение, у тебя отлично получилось» и т.п.

4. Похвала, сравнение и «НО» не совместимы. «Ты приготовила пирог хорошо, но если бы добавила шоколад, было бы ещё лучше», «Здорово, что ты убрал комнату сам, но вот Петя делает это каждый день, может и тебе стоит».

Родителям важно вовремя останавливать подобные порывы «мотивировать» ребёнка, эти фразы с большой вероятностью вызовут совершенно противоположные эмоции — разочарование и чувство недооцененности.


5. Эмоциональная окраска слов очень важна. Улыбнитесь, обнимите, погладьте по голове. Представьте, что ваше чадо старательно собирает пазлы, приносит вам результат своего труда, а вы говорите «Молодец!», продолжая читать книгу или смотреть телевизор, вряд ли это можно назвать похвалой.

Но если вы отвлечётесь, рассмотрите картинку и скажите «Вот это да! Здесь столько деталей, а ты совсем разобрался, это кропотливая работа, требующая усидчивости и внимательности, ты такой молодец! Мне очень нравится!», искренне улыбнетесь ему в ответ – это похвала, которая действительно вдохновит к дальнейшим действиям.

6. Не за что хвалить . Довольно часто возникает ситуация, когда родители не знают за что и как похвалить, особенно если дело касается «проблемных» детей. От родителей можно услышать «За что его хвалить? Он ведь уроки не делает, учится плохо, ведёт себя хуже некуда!». В этом случае место для добрых слов должно находиться в обязательном порядке.

Дети воспринимают всё намного острее и зачастую именно «двоечникам» не хватает поддержки и участия, нельзя, чтобы ребёнок в семье чувствовал себя изгоем и постоянно подвергался упрёкам, нравоучениям. Совет может быть один — начать следует с мелочей. Отмечайте элементарные вещи.

Например, встал по звонку будильника без долгих уговоров, собрал школьный портфель с вечера или заинтересовался какой-либо темой по школьному предмету.

7. Родителям так же стоит помнить о важности хвалить не только за конкретный результат или школьную оценку, а за тот путь, который ребёнок проделал, чтобы добиться успеха.

Обязательно нужно отмечать старания и усилия. Можно сказать: «Коля, ты так увлечённо занимаешься, твоё усердие нас очень радует». Такой подход будет побуждать к изучению и познанию, а не только к оценке.

8. Одним из основных моментов является искренность произносимых слов . Дети чувствуют эмоции, поэтому если родители начинают говорить наигранно и через силу, это приводит к замкнутости.

9. Разделяйте похвалу и упрёк . Не нужно говорить «Какой ты порядок навел в комнате, всё убрал, здесь очень чисто, молодец! Обычно-то у тебя такой бардак». Будьте уверены, что запомнится только последняя фраза. Решив похвалить, только хвалите.

10. Что касается вознаграждений в знак похвалы и благодарности, то они возможны, но усердствовать не стоит, чтобы не превращать поступки в гонку за очередным подарком.

Подводим итоги


Благодарите, поощряйте, хвалите – это поможет создать тёплые доверительные отношения. Не стесняйтесь проявлять любовь и заботу – это очень важно.

Соблюдайте баланс, будьте искренни, не сравнивайте с другими детьми, не говорите «но ты мог бы и лучше», используйте развернутые фразы, указывающие на действия, которые вы хотите отметить.

Этим вы помогаете своему ребёнку. Развиваете уверенность, самодостаточность и обязательно услышите слова благодарности и одобрения в свой адрес от уже повзрослевшего человека.

Надеюсь, статья оказалась для вас полезной.

До новых встреч, пишите комментарии и заходите в соц. сети!

Похвала - это нежные, теплые, ласковые слова, которые помогают человеку почувствовать себя уникальным и неповторимым. Благодаря похвале, у него вырастают крылья, появляется желание совершить или сотворить еще больше, нежели он уже сделал.

Похвала приятна любому, особенно ее не хватает людям с заниженной самооценкой. Таких людей чаще оскорбляют и унижают, чем хвалят. Некоторым очень редко говорят: «У тебя здорово получилось! Молодец! Великолепно справился с заданием! Умница!» - хотя хорошее и доброе слово и котенку приятно.

Можно ли научиться чаще хвалить других или себя? Это несложная наука. Конечно, можно. Начните с себя, повышайте свою самооценку. Хвалите себя за свои самые малые достижения, за то, что мастерски справились с работой и поставленной перед вами задачей. После самой незначительной работы говорите себе: «Умница, очень чисто выстирала белье, идеально убрала в комнате, сшила просто шикарное платье. Все отлично!»

Постепенно вы заметите, как поднимается ваше настроение, появляется стремление сделать еще больше, чем вы уже совершили, повышается самооценка. Хочется творить, творить и творить… А благодаря творчеству - самореализовываться. Так благодаря маленькому, на первый взгляд, и самому простому слову похвалы «Умница!» или Молодец!», вы готовы горы свернуть.

Эти два слова помогают повысить работоспособность человека, побуждают к деятельности, дают возможность совершенствоваться. Похвала хороша и уместна в работе как с детьми, так и со взрослыми. Причем взрослым она иногда нужнее, чем детям. Похвала нужна для любви к себе и самоуважения.

Теперь несколько слов о похвале для других. Похвала позволяет установить теплые и дружеские отношения между людьми как одного, так и разного возраста. После похвалы, как правило, возникает эмоционально близкое и душевное общение. Похвала для другого - стимул расти, становиться лучше, талантливее.

А какими же словами можно похвалить? Их не просто два: умница и молодец. Их значительно больше, просто мы редко о них думаем. Это и «Солнышко, здорово получилось! Талантливый мой! Замечательно сделал!» И другие. К словам похвалы можно отнести и ласковые слова, и слова-комплименты, которые мы в речи употребляем крайне редко. Чаще говорите людям приятные слова, и вам воздастся. Чем больше отдаете, тем больше получаете. Вы скажете массу слов похвалы и вам в ответ - то же.

Так зачем же нужна похвала?

Во-первых, для создания своего позитивного имиджа и повышения самооценки.

Во-вторых, для теплого эмоционального общения с другими.

В-третьих, для формирования бесконфликтных ситуаций в общении.

В-четвертых, для позитивного настроя на деятельность.

В-пятых, просто для повышения настроения.

Желаете, чтобы вас хвалили, не скупитесь сами на положительные слова в адрес других, да и про себя не забывайте. Хвалите себя и других как можно чаще и наблюдайте за происходящими положительными изменениями. Смотрите, как на лицах ваших собеседников появляется искренняя улыбка благодарности, улыбка добра и взаимопонимания.

1. Сейчас ты делаешь правильно.

2. Чудесно!

3. Ты справился с этим делом.

4. Правильно!

5. Это замечательно.

7. Да, вот так!

8. Сегодня я горжусь твоей работой.

9. Тебе удаётся делать это лучше всех.

10. Так много лучше.

Замечательная работа!

12. Я невероятно счастлива видеть твою работу.

13. Сегодня у тебя получается это намного лучше.

14. Ты делаешь хорошее дело.

15. Ты в шаге от истины!

16. Это самое лучшее, что у тебя получалось.

17. Поздравляю!

18. То, что надо!

19. Я была уверена, что у тебя всё получится.

20. Это значительное улучшение.

21. Ну, вот ты и понял.

22. Грандиозно!

23. Ну, наконец!

24. Совсем неплохо.

25. Ты хороший ученик.

26. Продолжай так же, ты многого добьёшься.

27. Не плохо для тебя.

28. Я бы не смогла сделать лучше.

29. Потерпи, ещё чуть-чуть и у тебя будет всё ок.

30. Для тебя это было не трудно.

31. Ты сделал это шутя.

32. Это абсолютно правильный путь.

33. С каждым разом у тебя получается всё лучше и лучше.

34. Ты сделал это очень быстро.

35. Это чертовски хорошо!

36. Да, да, да!

37. Отличный способ!

38. Ты всё учёл!

39. Этот именно тот способ?

40. Так держать!

41. Это незабываемо!

42. Восхитительно!

43. Это самое лучшее!

44. Совершенно верно!

45. Прекрасный ход мысли!

46. Какой ты понятливый.

47. Сенсация!

48. Это лучше, чем было.

49. Теперь тебя ничто не остановит.

50. Обалденно!

51. Просто класс!

53. Лучше чем всё остальное!

54. Ты смог это сделать?

55. Это намного лучше чем обычно.

56. Ты потрудился на славу.

57. Ты обязательно добьёшься успеха.

58. Это выдающаяся находка.

59. Фантастично!

60. Невероятно!

61. Это можно назвать отличной работой.

62. У тебя получилось это просто прекрасно.

63. Наверное, ты долго учился?

64. У тебя красиво получается!

65. Ты так много сделал!

66. Реально!

67. С тобой это стало лучше.

68. Предусмотрительно!

69. У тебя хорошая память!

70. Хочу тебя поздравить.

71. Ты как всегда прав!

72. Держись!

73. Это очень своевременно.

74. Сегодня ты сделал больше чем обычно.

75. Замечательный способ!

76. Скоро у тебя будет сноровка.

77. Мне это нравится!

78. Я сильно горжусь тобой.

79. Ты такой умный.

80. Огромное тебе спасибо.

81. Ты превзошёл самого себя.

82. Мне никогда не доводилось видеть ничего лучшего.

83. Ты быстро понимаешь.

84. Твоя работа порадовала меня.

85. Чудненько!

89. Такого ещё никто не видел.

90. Сегодня ты неузнаваем.

91. Вот это успех!

92. Победа!

93. Ну вот ты и узнал свои возможности.

94. Ты супер мастер.

95. Я рада.

96. Выражаю свой восторг.

97. Сногсшибательно!

98. Удачная мысль.

99. Я всегда верила в тебя!

Часто ли мы слышим добрые, ласковые слова в свой адрес? Часто ли мы сами произносим добрые слова своим родным, близким? К сожалению, поругать, накричать на кого-то нам намного легче, чем порадоваться за человека, похвалить его. Как похвалить человека? Как сделать так, чтобы похвальба не стала лестью?

Похвала

Похвала — это одобрение, расхваливание, комплемент, вознесение, восхваление человека. Очень часто возникает вопрос: «Как правильно хвалить человека?» Хвалить надо искренне, от чистого сердца. Похвала часто творит чудеса. Хвалить человека надо за конкретные действия, дела, поступки.

Нужно также помнить и об индивидуальности человека. Ведь кому-то приятно, когда его хвалят прилюдно, а кому-то приятнее услышать одобрение, добрые слова только при личном общении.

Не следует выставлять в качестве примера человека, которого только что похвалили. Это не всегда приятно другим, возможно, для них этот человек не образец для примера.

Обязательно нужно хвалить своих родных! Чтобы похвалить родного человека, можно всегда найти хороший повод. Говорить слова благодарности каждый день своим родным можно просто за то, что они есть!

Как похвалить мужчину

Красивые комплементы для любимых мужчин будут тогда восприняты правильно, когда они будут сказаны по делу.

Пустые похвалы могут восприниматься мужчиной с подозрением. Значит, опять ей что-то надо! А вот искренне сказанная похвала на основании его поступков, дел или достижений воспримется совсем по-другому.

К сожалению, женщина часто не знает, как похвалить любимого, она не видит повода для этого. Мужчин можно хвалить за некоторые вещи, даже если для женщины они кажутся очевидными. Если хвалить любимого мужчину за каждые мелочи, то он будет чувствовать себя нужным, полезным. А если еще похвалить за что-то значимое, то это может окрылить мужчину и он свернет горы для своей любимой.

Вот некоторые фразы, приятные для каждого мужчины:

  • Ты самый лучший!
  • Мне было очень хорошо!
  • Спасибо, все было так вкусно!
  • Я тебя люблю!

Как похвалить девушку

Приятные слова, комплименты всегда нравились девушкам, женщинам. Хвалить надо то, чем она сама гордится. Это могут быть ресницы, глаза, волосы, ноги, фигура, платье и т.д. Хвалить девушку можно не только за её действия, но также за черты характера, за ее внешний вид:

  • Любимая, твоя элегантная походка заставляет мое сердце биться быстрее!
  • Твой сексуальный носик просится на поцелуй!
  • Так любить можешь только ты!
  • Твой волшебный голос уносит меня далеко, на планету любви!
  • Ты как ангел: прекрасна и божественна!

Как похвалить ребенка

Детей наказывают часто — по делу или просто так. А как похвалить ребенка, какие найти слова для него? К сожалению, основные слова для похвалы — «хорошо», «молодец». В качестве слов похвалы можно предложить следующее:

  • Я всегда в тебя верил!
  • Я не знала, что ты так умеешь!
  • На твою работу приятно смотреть!
  • Твоя помощь пришлась как нельзя вовремя!
  • На тебя можно положиться!
  • Ты можешь служить примером для других!
  • Спасибо, родной, за твою честность!
  • Ты исключительный ребенок!
  • Ты моя гордость!
  • Смелый поступок!
  • Ты просто Супер!

Ребенка нужно обязательно хвалить, в том числе и за мелочь: посуду помыл, постель убрал, игрушки положил на место, решил задачку, прочитал, написал (даже если одну ровную, красивую букву из целого предложения). Для детей постарше нужно найти другие слова, которые для их возраста будут важными.

Как похвалить себя

Каждому человеку хочется услышать в свой адрес добрые слова, похвалу за какие-то действия.

Бывают такие моменты, что не все ладится, но обязательно нужно в это время себя поддержать, похвалить. Сначала это надо сделать наедине с собой перед зеркалом. Посмотреть в свои глаза и похвалить себя, можно мысленно, можно вслух, «Ты, молодец, у тебя обязательно все получится, ты сильный (ая), ты обязательно справишься!» Это дает психологическую поддержку на преодоление трудностей.

Нужно научиться хвалить себя вслух, в присутствии других, делать надо это в шутливой форме, что не мешает этой похвале быть действенной.

Очень хорошо действует похвала себя за отлично выполненную работу в виде натурального поощрения: любимого яства (шоколадка, фрукты, пиво и т.д.), долгожданной вещи и тому подобное.

Делайте друг друга сильней, счастливей, любимей!

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Что говорить, если надо помочь коллеге, наладить отношения в коллективе или получить повышение

Даже у самого продуктивного и инициативного сотрудника рано или поздно садится батарейка эффективности и, глядя на происходящее, опускаются руки.

Что делать? Похвалить. Одним из самых лучших нематериальных способов поддержать коллегу или наладить мосты - вовремя сказанное доброе и уместное слово. Комплименты также необходимы для поддержания позитивной культуры в компании и создания мотивирующей атмосферы в коллективе. Согласитесь, если кто-то из коллег заметил, «как здорово Вы всё придумали», - Ваше настроение значительно улучшается, силы откуда-то берутся, а дела двигаются в гору с космической скоростью. Действительно, поддержка важна и нужна. Отмечено, что команды, где сотрудники хвалят друг друга, работают быстрее, эффективнее, креативнее, не боятся предлагать идеи, не имеют конфликтов, нацелены на общий результат, обмениваются опытом и открыты к новым проектам.

Как хвалить? С чего начать? И есть ли какие-то проверенные выражения?

Мы подготовили для Вас 17 мотивирующих фраз, которые помогут в разных рабочих ситуациях.

Как сказать: «У тебя получилось ЭТО - …. ».

Если Вы хотите действительно помочь коллеге, то добавьте в похвалу определенности. Укажите что именно он сделал. Тем самым, Вы покажете и свою заинтересованность в личном успехе коллеги, и понимание всей важности его работы для коллектива.

Совет: старайтесь не переусердствовать, указывайте на действительные победы коллеги.

Какие фразы можно сказать:

  • Тобой была проделана большая работа
  • Великолепно сделано
  • У тебя великолепно получается!
  • Как здорово получилось! Ты большой молодец
Как сказать: «Как хорошо ТЫ все придумал».

Совет: не стоит делать это часто, иначе Вы спровоцируете неоднозначные взгляды со стороны коллег или «звездную болезнь» у Ивана Петрова.

Какие фразы можно сказать:

  • Это твоя победа.
  • Это как раз то, что нужно
  • Я знал, что ты можешь сделать это.
  • Я полностью доверяю твоему мнению и твоему вкусу.
Как сказать: «Было СЛОЖНО, но ТЫ справился».

Представьте себя на месте коллеги и Вы прекрасно поймете, как важно, чтобы окружающие понимали, сколько работы, сил и терпения стоит за результатом. Подчеркните сложность задачи, которую преодолел коллега, укажите на его вклад и может, быть, повторите это.

Совет: «Хорошо сделал» - в таком случае будет звучать крайне неуважительно по отношению к труду коллеги. Давайте более развернутые комментарии.

Какие фразы можно сказать:

  • Я горжусь тобой!
  • Ты всё делаешь правильно!
  • Как тебе это удается
  • Был уверен, что не подведешь
  • Именно так!
Как сказать: «У тебя есть, чему ПОУЧИТЬСЯ».

Статус «учителя» не только выразит Ваше уважение, но и подчеркнет важность деятельности коллеги или руководителя. Укажите на его персональную сверхспособность.

Совет: уточняйте, чему именно Вы научились у коллеги или руководителя. Иначе похвала превратиться в бессмысленный и, отчасти, пафосный набор слов.

Какие фразы можно сказать:

  • Открыли новое для этого проекта/компании
  • Ты очень классно это (уточнение) сделал.

    Чувствуется профессионализм и опыт!

  • Отличные презентации у тебя! Всегда такие яркие, красочные. Я горжусь, что ты в нашей команде!
  • Знаю, что всегда могу обратиться к тебе за советом

И всегда помните, что 1 негативная фраза перечеркивает несколько добрых. Относитесь уважительно к работе коллег, не бойтесь обращать внимание на их достижения и избегайте конфликтов на работе. Например, можно даже воспользоваться таким лайфхаком, как записки комплиментов - коллеги отправляют между собой сообщения с похвалой или прикрепляют стикеры на рабочий стол. Перечитать о своих достижениях - один из действенных способов поверить в свои силы, вспомнить, что когда-то подобные задачи были решены. Ну и заодно, понять, что Ваш коллектив - команда мечты.

Так ли нужна похвала детям, как ее малюют?

Доброе слово и собаке приятно. Человеку тем более. Тысячи статей бродит по интернету с призывами побольше и почаще использовать похвалу в общении с людьми.

Хвалить за добрые намерения, ценные поступки, давать подтверждение в том, что человек идет в верном направлении. Поддерживать похвалой в трудные минуты школы жизни.

Прочла и решила использовать добрые советы маститого психолога на практике — в обычной школе.

Думаю, пусть дети порадуются, почувствуют себя счастливыми. Мне теплых слов не жалко.

В педагогическом сборнике даже нашла список фраз, которыми полагалось правильно хвалить учеников.

Молодец, хороший мальчик

В пух и прах рассыпалась вся логичная на первый взгляд концепция, что похвала всем приятна. Сработало только для пятерых ребят — они остались довольными. Остальные выдали нечто непредсказуемое.

Ольга Владимировна, вы прямо лучше скажите, что сделать надо? — смутился неприметный и скромный Борис.

Да, если я такой замечательный, так здорово и быстро вытер с доски мел, то, может, все-таки пять за домашнее задание поставите, а не четыре? — осведомился дежурный Дима.

Кто, я сегодня лучше всех новую тему усвоил? Ребята, кто хочет узнать секрет успеха, предлагаю встретиться за углом школы после уроков! — отшутился самый разговорчивый мальчик в классе Иван.

Да, я просто так стул отнес, мне не тяжело, — буркнул себе под нос Рома.

А вот явный лидер класса, услышав похвалу вообще возмутился:

Я сам знаю, что и как, не надо меня хвалить!

Урок закончился. Дети разбежались по домам. Оставив меня в полном замешательстве. Почему похвала сработала не для всех детей?

Все мы разные

Пошла к школьному психологу за ответом. Хвалить нужно за действие, а не за личные качества ребенка. Так я и хвалила детей за то, что они хорошее сделали. Реакции у разных ребят все равно различаются. Как белое и черное.

Темперамент, наследственность, воспитание, настроение, в конце концов, и определяют разное восприятие похвалы. Не переживайте — хвалите, зная, что вы делаете все верно, согласно психолого-педагогическим разработкам. Дети привыкнут и похвала принесет свои золотые плоды — взаимопонимание, блестящее освоение вашего предмета. Помните, Ян Амос Каменский говорил: «Не гонись за похвалой, но изо всех сил старайся действовать похвально».

Замечательная цитата. Одна другой лучше, в каждой доля истины, которую оставил после себя великий человек из прошлого. Только ответа я на свой вопрос так и не получила. Знание афоризмов про похвалу пустоты непонимания явления похвалы и ее воздействия на детскую психику не закрыли. Как и приводимые примеры использования хвалебных речей в разных странах.

Детей надо хвалить. Всех. Чем больше, тем лучше. И все. Точка. Что тут неясного?

Смотрю и вижу

Упрямая я. До сути хотелось добраться. Очистила многострадальную статью о похвале от «нужно», «должны», «вот, например, в Японии», «по моему мнению», » как говорил известный педагог» — и читать нечего!

Причин, доказывающих значимость похвалы, не перечислено. Последствия похвалы для разных детей не обозначены.

Меж тем вот они реальные дети, тридцать пар глаз каждый урок на тебя смотрят и похвалу кушать не все хотят, да и под разным соусом.

Эврика

Кто ищет, тот находит. Рано или поздно. Мне повезло, я нашла ответ на свой вопрос. Нагуглила сайт по новому направлению психоанализа. Термины смутили. Особенно понятие «анальный вектор». Был порыв закрыть страничку и бежать.

Как неприлично такие выражения использовать! Вспомнилась современная детская песенка: «как так попа есть, а слова нет». Действительно, чем анальный вектор хуже анального секса, фрустраций, уретры, обоняния. Все естественно. Принялась изучать. Разбираться, что такое вектор и какое значение он имеет для похвалы.

Отличить птичку от рыбки

Ребенок рождается с заложенными в нем природой желаниями, способностями. В системно-векторной психологии они получили название — вектора. Стремления заданы, но не реализованы. Как будет проходить развитие его врожденного потенциала, во многом, зависит от родителей малыша, которому, прежде всего, хочется чувствовать себя в безопасности. Не меньшее влияние на психику ребенка оказываем мы, педагоги.

Навешиваем ли ярлыки, препятствуем или развиваем врожденные качества ученика. Педагогические ошибки дорого стоят. Иногда цена – изломанные человеческие судьбы. Немало случаев, когда школа в восприятии ребенка превращается в ад и единственный выход он находит в самоубийстве. Потом все разводят руками – не доглядели. Ищут виновных, только ребенка не вернуть.

Знание психологии, прежде всего, позволяет отличать одних детей от других. Подбирать к каждому свой ключик. Ставить себя на место ученика – метод провальный. Это как рыбка попытается стать птичкой. Наши ценности и ценности ребенка – разные вещи.

Люди отличаются друг от друга и вместе с тем они одинаковые. Мы все хотим быть счастливыми и получать удовольствие от жизни. Восемь векторов и степень их развития, реализованности определяют наш жизненный сценарий. Будет ли он успешным, а мы счастливыми.

Увидеть векторальный набор ребенка – первый и главный шаг к пониманию и правильному воспитанию. Я прошла обучение на тренингах и теперь четко различаю разные психологические типы детей. Вот как это проявляется в отношении похвалы.

Кого хвалить

Одна категория учеников, самых послушных и замечательных, можно сказать, всеобщих наших любимцев ждет похвалы. Только она им нужна за дело. Это как раз тот случай, о котором талдычат психологи всего мира, однако таких детей не больше 20%. Похвалить их попусту – добрые слова обесценятся и стимул, который подталкивал детей к действиям, будет потерян.

Дети, для которых похвала — способ понять, что родители их принимают, что они находятся в безопасности, имеют анальный вектор. Похвала дает им необходимое подтверждение, что они сделали все верно. Психика анального ребенка устроена так, что добрые слова в его адрес помогают ему развиваться. Природная леность к началу нового дела сбивается похвалой.

Анальным детям похвала важнее конфетки. Это они готовы работать, причем качественно, доводя дело до конца, за похвальную грамоту. Анальные девочки, чтобы услышать хвалебные речи в свой адрес, готовы вымести всю пыль с углов, разложить все по полочкам, навести идеальную чистоту. Анальные мальчики будут ежедневно мыть посуду, если об этом их попросили, зная, что взамен получат похвалу от родителей.

Ищем «золотую середину»

Похвала для детей с анальным вектором — источник получения удовольствия, маленького счастья.

Однако все можно довести до абсурда и вместо положительного результата получить отрицательный. Родителям, прежде чем использовать похвалу в качестве инструмента для манипулирования ребенком, неплохо было бы знать о печальных последствиях. Ребенок готов будет делать все, что угодно, лишь бы получить похвалу. Если вначале для него будет ценна похвала родителей, то потом любого его окружения. С разными намерениями сверстники, педагоги, другие люди смогут влиять на поступки вашего малыша.

Кроме того, ребенок вырастет, и без похвалы не сможет ничего сделать сам. Не будут хвалить на работе, что он убрал мусор, выполнил обычные служебные поручения — перестанет это делать. Серия увольнений и анальный сын (самый послушный, покладистый) разочаруется в жизни, в людях, обидится на весь мир и заляжет дома на диване, так и не раскрыв свои природные таланты.

Перехваливать — хуже, чем пересаливать. Ребенок, понимает, что его похвалили незаслуженно и ценность похвалы теряется. Метод, наиболее подходящий для развития анального вектора у малыша перестает работать.

Итак, найти «золотую середину» как хвалить анальных детей, означает тем самым отыскать ключик к их развитию и реализации.

Нам не надо похвалы

Другой категории детей похвалу на хлеб не намажешь — их примерно столько же, сколько «хороших мальчиков». Ребята с кожным вектором. Они предпочитают вместо похвалы, что-нибудь полезное, существенное получить. Такое спасибо, которое можно положить в карман, которое сэкономит время и деньги. Принесет выгоду.

Третья группа учеников при похвале вовсе впадает в гнев. Их не больше 5%, да и не в каждом классе такой или такая встретится, но вот если встретится, то будь здоров — не хвали, а то все пропало. Ребенок недоволен, и класс за собой не туда поведет. Такой конфликт может создать, что никакие дисциплинарные дневники не спасут.

У него по природе нет запретов, он всегда идет за флажки. Он – лидер, устремленный в будущее. Ребенок с уретральным вектором. Заложенная в нем архетипичная программа вождя стаи не принимает слов, сказанных ему сверху вниз. Восхищение им — то, что ждет его психика.

Представьте себе ситуацию, если придворные начали бы хвалить царя, ставя себя выше его. Трудно учителю с опытом, наградами, званиями выражать восхищение ученику, даже лидеру. Меж тем, если давать ему в руки власть и умело направлять, он способен нести ответственность за каждого ученика в классе и создать настоящий коллектив единомышленников. Быть вашим незаменимым и самым верным помощником.

Еще одна группа детей – с мышечным вектором. Им нравится сам процесс того, что они делают.

У современного человека от двух до пяти векторов. Правильно научиться определять векторальный набор можно только при прохождении тренинга. Системно-векторная психология появилась совсем недавно, поэтому нет многотомных изданий, монографий. Знание передается устно. Тем более, что существует большая разница между письменным и устным словом.

Даже после бесплатных лекций (они проходят в конце рабочего дня по интернету) начинаешь видеть, узнавать кожного ребенка от анального. Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.

Услышать первоисточник, лучше, чем читать многотомники. Интереснее, продуктивнее. Можно задать Юрию Бурлану вопросы в режиме онлайн. Он очень харизматичный человек. Тысячи людей были на лекции, и он удерживал наше внимание более пяти часов вэбтренинга. Познать себя – самое увлекательное занятие.