Попечительский совет школы. Что такое попечительские советы, и необходимы ли они школам Попечительский совет в школе новый примеры

Попечительский совет - что это такое? Определение термину дают Уголовно- исполнительный кодекс РФ и некоторые другие нормативные документы. Родители школьников, люди, чьи дети оказались в воспитательных учреждениях, а также работники таких организаций должны иметь представление о том, что совет собой представляет. Это поможет вести деятельность в соответствии с актуальными законами.

Уголовный кодекс: определение

Попечительский совет - что это такое? УК РФ предлагает так охарактеризовать этот термин: орган, который формируют при некой колонии для содержания и воспитания осужденных. Главная задача ПС - помогать с административными вопросами, связанными с деятельностью колонии, а также укреплять материальную базу. ПС может решать задачи социальной защиты подопечных, заниматься трудоустройством освобождающихся, их бытовой самореализацией.

Закон о попечительском совете такого плана - это 142-я статья УК РФ. Внутри создают положение. Оно будет регулировать работу ПС.

Кто, что и как

В колонии состав попечительского совета - это работники госинстанций, активисты, изъявившие желание попробовать себя в этой сфере, лица от общественных организаций. Сюда выбирают только тех, чьи моральные, деловые особенности личности позволяют справиться с поставленными перед ПС задачами.

Создание ПС - область ответственности специализированной госинстанции. Она же занимается утверждением положения, выбирает состав. Высшая исполнительная власть страны решает, кому достанется должность "председатель попечительского совета". А вот контролировать работу ПС и его руководителей будут местные органы.

Члены совета регулярно могут посещать подопечных, знакомиться со внутренней «кухней», беседовать с содержащимися в колонии подсудимыми и контролировать вопросы справедливости. В частности, при наличии жалоб именно члены совета могут продвинуть их так, чтобы рассмотрение произошло быстро и корректно. Если в ходе такой работы удается обнаружить недостатки функционирования колонии, председатель совета направляет запрос в администрацию, формулирует предложения, направленные на улучшение ситуации. В то же время в оперативную работу колонии, розыск ПС не имеет права вмешиваться.

ПС: какими еще бывают

Описанный вид ПС - далеко не единственный. Подобные органы создаются в самых разных некоммерческих организациях, фондах. Так, обязательно функционирует ПС в пенсионном фонде. Он контролирует, как организация работает, встает на защиту интересов участников. Закон, регулирующий деятельность попечительского совета в ПФ, называется «О негосударственных пенсионных фондах». ПС рассматривается в 31-й статье. В ней описано, как такой совет формируют, откуда берут участников и кого назначают руководителем.

Попечительский совет ПФ - это объединение лиц, представляющих интересы участников, вкладчиков. Чтобы решение было принято, необходимо не менее половины голосов в пользу конкретного варианта. В то же время участники ПС не получают оплату за свой труд в этом органе.

Ряд особенностей

В разных организациях план работы попечительского совета, равно как и специфика рабочего процесса, отличны. Так, в одном случае ПС занимается только надзором, контролем, но в другом будет иметь гораздо более широкие функции. Самый простой пример - это попечительский совет в школе. Здесь ПС - это вид самоуправления. Еще в 1999 году правительство страны установило примерное положение для ПС школы. Если изучить его, можно заметить, что орган:

  • помогает привлекать внебюджетные средства на развитие школы;
  • помогает улучшать условия работы;
  • организует конкурсы, соревнования, иные мероприятия;
  • занимается вопросами в области компетенции.

Сначала принимается положение о попечительском совете, и лишь на его основе создается непосредственно ПС. В некоммерческой организации для этого нужно организовать собрание всех акционеров, в ходе которого (это мероприятие должно быть запротоколировано и зарегистрировано по правилам документооборота) принимают решение о том, как создать ПС и как он будет работать.

ПС - это коллегиальный орган, что означает, что в его составе должно быть пять и более участников. При вынесении некоего вопроса в попечительский совет каждый из членов сообщает свои рекомендации. Обычно вопросы напрямую связаны с актуальными для собрания акционеров.

Что рассматривают:

  • ликвидация, реорганизация;
  • изменение устава;
  • изменение инвестируемой, резервируемой доли от получаемых доходов.

Кто проводит заседание попечительского совета? Обычно это люди, которые безвозмездно ведут такую деятельность, то есть не получают вознаграждения за свою работу. Что касается состава, то в общем случае три четверти голосов в ПС принадлежат застрахованным, участникам, вкладчикам организации. Впрочем, это могут быть не лично сами люди, а их официальные представители.

ПС: терминология

Попечительство позволяет эффективно защищать права, интересы, а также обеспечить опеку над незащищенной категорией граждан.

Попечителями называют тех, кто выбран в официальном порядке.

В некоторых учреждениях руководителей называют именно попечителями.

Также есть специальное звание, которое могут присвоить гражданину - и тогда он становится попечителем. Наконец, это те, кто руководят ПС или принимают в нем участие.

Нормативное регулирование ПС в России осуществляется на базе принятого в 1999 году закона под номером 1134. Из него следует, что образовательные учреждения должны иметь попечительские советы в обязательном порядке. Такие органы будут контролировать, как работает организация, а также следить за целевыми взносами, пожертвованиями на добровольной основе. Задача ПС - следить, чтобы все деньги пошли на нужды непосредственно образовательного учреждения, а не на сторонние цели.

Ответственность: на всех и каждом

Даже первоклассник знает, что в школе самый главный человек - это директор. Его задача - выбирать стратегию развития учебного заведения, обеспечивать финансирование. Но всего лишь один человек не в силах справиться с большой организацией. Поэтому и появилась идея попечительских советов, оказывающих помощь руководителю образовательного учреждения на безвозмездной основе. Как принято говорить, разделяй и властвуй. Здесь этот принцип нашел себе отражение в полной мере - разделяя власть между собой и активистами, главный управленец с большим успехом решает даже сложные задачи.

Положение о попечительском совете позволяет ввести в рабочую практику самоуправление как эффективный метод повышения качества оказываемых учреждением услуг. ПС получает некоторые управленческие полномочия, что реализует государственную практику общественного управления. Конечно, к такому прибегнет только грамотный директор, способный оценить все преимущества этого метода. На примере многочисленных образовательных учреждений, организовавших ПС, ясно, что здесь бюджетные деньги тратятся более эффективно, а само учреждение быстрее получает независимость: финансовую, хозяйственную.

Некоторые нюансы

Определенные сложности связаны с такой ситуацией, когда в образовательном учреждении создают ПС, но в качестве юридического лица ничего не регистрируется. Это означает, что любые средства, поступающие из разных источников, направляют в школу, даже если совет имеет собственный счет. Доходы, расходы будут отражены в школьной смете, что приведет к плохим последствиям. Второй вариант - «черный нал». Он выглядит еще хуже.

Чтобы найти выход из ситуации, нужно не просто сформировать ПС в образовательном учреждении, но также открыть новое юридическое лицо, ему соответствующее. Оно будет самостоятельным, классифицироваться как некоммерческая организация. Прибыль, получаемая ПС, не распределяется между участниками, но направляется на улучшение положения школы, для которой ПС работает.

В форме юридического лица ПС аккумулирует деньги, ни перед кем извне не неся за них отчет. Когда внебюджетные источники находятся под контролем такого юридического лица, к ним не имеют доступа чиновники, что полностью уничтожает вероятность нелегальных махинаций. А таковые имеют место очень часто, если местное самоуправление пытается сократить расходы на общеобразовательное учреждение: оно просто вписывает средства, получаемые из источников вне бюджета, как прибыль школы, и объявляет, что учебное заведение всем обеспечено. Конечно же, мечтать о грантах тут не приходится.

Выгода для родителей

Почему ПС в школе полезен не только директору, но и родителям всех детей, обучающихся в заведении? Они получают гарантию целенаправленной траты собранных ими средств. Это означает, что именно обыватели будут контролировать, куда и как направляются деньги. Попечители работают с родителями всех школьников, а собранные средства отправляют строго на образовательные задачи.

ПС должен тесно сотрудничать с администрацией школы, но он не подчиняется ей, а контролирует работу управленцев. Это затрагивает не только финансовые аспекты, но и ряд иных вопросов. Чтобы работа была максимально результативной, важно наладить взаимодействие без конфликтов, основываясь на идеях партнерства. При этом родители через совет попечителей могут принять участие в организации образовательного процесса и в решении проблем школы.

ПС: не только для общеобразовательных!

Одна из важных задач ПС - поддержка образовательной программы. Если речь идет об учреждении, где дают дополнительное образование, тогда ПС контролирует, чтобы малообеспеченные одаренные дети могли получить самое лучшее. Активисты организовывают кружки, секции, проводят мероприятия спортивные, культурные, направленные, с одной стороны, на привлечение внимания общественности к проблемам, с другой - дающие детям возможность показать себя. ПС также обеспечивает правовую защиту образовательного учреждения, его учеников, учителей, может принимать участие в организации летнего отдыха школьников и преподавателей.

ПС: кого включить в состав

Практика показывает, что наиболее эффективны такие ПС, в составе которых есть бизнесмены. Хорошие результаты показывают советы, включающие в себя местных чиновников, работающих в областях, смежных со сферой деятельности организации. А вот «знаменитостей» рекомендовано по возможности не включать. Такие выводы были сделаны в ходе исследования, организованного фирмой «Процесс-Консалтинг» и центра «Гарант».

Надо сказать, что в последние годы многое изменилось. Если лет 7-8 тому назад в ПС довольно часто включали знаменитостей, реальной пользы делу от которых не было, то в последние годы подобная практика сошла на нет. Но многое зависит от особенностей конкретного фонда. Самый яркий пример - это фонд, председателем которого является президент страны. Это созданная в помощь инвалидам организация «Соединение». Она была сформирована с участием государства. Советов есть три. Один осуществляется управление и является высшим органом, другой - ПС, третий - экспертный, решающий вопросы финансирования.

Когда ПС работает эффективно?

Как говорят эксперты, наилучшую эффективность ПС показывает тогда, когда состав членов сбалансирован. Это означает, что должны быть такие лица, которые будут представлять организацию, учреждение в обществе, те, у кого налажены связи с бизнесом, а также люди, через которых можно работать с государственными инстанциями. Не обойтись без активиста, который бы двигал ПС и через него саму организацию вперед. Этот человек должен привлекать заинтересованных, из которых можно создать коллегиальный орган. Как говорят аналитики, если удалось подобрать такого активного участника удачно, он точно сформирует авторитетный ПС.

У совета должно быть ядро, способное активно работать, но есть и пассивный запас. Это те члены, которые в реальной работе участия принимают минимум. Активное ядро берет на себя взаимодействие со СМИ, планирование стратегий развития учреждения. Активисты обязательно участвуют во всех мероприятиях в своей области.

Обмен опытом и новые возможности

Многие рекомендуют по возможности привлекать к ПС иностранных граждан. Это необходимо тем учреждениям, которые планируют в будущем работать с иностранными юридическими лицами. Привлекая заранее таких людей, можно получить бесценный опыт работы в аналогичной сфере в другой стране из первых рук.

Между прочим, не стоит думать, что такое условие работает только для крупных некоммерческих организаций. Даже ПС при самой обычной школе на периферии России получает большую выгоду, если заинтересует в своей работе иностранного гражданина. Вероятно, удастся наладить достаточно прочные связи и вывозить школьников на экскурсии и обучающие программы в ту страну, откуда приехал человек. Можно наладить программу языкового обмена, а все преимущества декларировать в специальной программе развития, на которую запросить грант у администрации населенного пункта.

Что такое Попечительский Совет?

Зачем нужен Попечительский Совет в школе?

Основными целями Попечительского совета школы являются:

  • консультационная поддержка по финансовым, экономическим, юридическим и хозяйственно-строительным вопросам;
  • участие в создании и реализации финансово-хозяйственной программы развития школы;
  • привлечение благотворительных средств для обеспечения достойных условий для реализации образовательного процесса.

На что конкретно могут быть использованы финансовые средства?

Кто входит в состав Попечительского Совета?

В состав Попечительского совета могут входить: родители учащихся, учащиеся, педагогические работники школы, представители иных организаций образования, органов управления, спонсоры. Для управления текущей деятельностью Попечительского совета избирается Правление.

Руководителем Попечительского совета является его председатель, избираемый на заседании Попечительского совета. Председатель действует от имени Попечительского совета без специальных полномочий, представляет его перед школой, государственными органами и другими организациями. Председатель организует работу Попечительского совета и обеспечивает его деятельность в соответствии с законодательством России. Попечительским советом избирается заместитель председателя и секретарь Попечительского совета (отвечает за ведение делопроизводства).

Каковы полномочия Попечительского Совета?

Попечительский Совет определяет порядок использования поступивших средств. Председатель Попечительского Совета подписывает все необходимые документы и несет ответственность за принятый порядок использования благотворительных средств. По итогам отчетного периода Попечительский Совет предоставляет информацию о использовании финансовых средств всем родителям и сотрудникам школы.

Попечительский Совет имеет право:

Получать информацию о деятельности школы от ее руководителя, а при необходимости - его заместителей, педагогических работников;

В наши дни в России поощряется общественно-государственное управление системой образования. Создаются управляющие и попечительские советы. Данная система помогает решить многие финансово-хозяйственные проблемы образовательного бюджетного учреждения.

Это юридически грамотный и эффективный инструмент привлечения внебюджетных финансов и самый удобный способ материальной поддержки образовательного учреждения. Он способен учитывать интересы воспитанников и их родителей. Несколько десятилетий назад в нашей системе отечественного образования не существовало понятия "попечительский совет". Что это такое, общественность узнала лишь с приходом в страну новых веяний.

Как гласит статья 35 закона РФ «Об образовании», это орган самоуправления учреждения образования, осуществляющий контроль поступлений и расходов благотворительных пожертвований в адрес учреждения. Это касается поступлений от юридических и физических лиц, заинтересованных в помощи школе или детскому саду. Совет устанавливает порядок использования средств и распоряжается взносами на благотворительность.

Основные задачи

Положение о попечительском совете основными его функциями считает помощь в организации образовательного процесса, деятельности учащихся и педагогов учреждения, улучшение условий их труда. Содействие в проведении спортивных, культурных и экскурсионных мероприятий, благоустройство помещений и территории. Привлечение денежных средств (помимо бюджетных) для развития учреждения и повышения эффективности образовательного процесса. Контроль за безопасностью воспитанников и сотрудников

Таким образом, мы видим, что на вопрос: "Попечительский совет - что это такое?" в двух словах не ответишь. Функции его достаточно широки и разнообразны. Причем они вовсе не сводятся исключительно к распоряжению финансами.

Положение о попечительском совете подразумевает, что в его состав имеют право входить все участники образовательного процесса. К ним относятся родители учащихся (либо законные представители) и другие физические лица. Например, представители местных органов власти и организаций любых форм собственности, заинтересованные в эффективном развитии образовательного учреждения и обладающие общественным авторитетом в его коллективе. В школе возможен даже детский попечительский совет!

Предложения по составу участников могут вноситься администрацией учреждения или уполномоченными представителями общественности. Персональный его состав утверждается один раз в год на заседании совета простым голосованием. Возглавляет совет председатель, которого избирают на том же ежегодном заседании.

В первую очередь он - основной распорядитель поступивших благотворительных взносов. Это орган самоуправления, контролирующий их целевое использование. Именно такой коллективный контроль наиболее эффективен для оптимального распределения средств согласно потребностям учреждения. А их немало - укрепление материальной базы, привлечение новых молодых кадров, поддержка талантливых воспитанников. Даже порой обеспечение охраны здания.

Чем именно деятельность данной структуры полезна отдельной семье? Благодаря ей растет уровень образовательного учреждения в целом, а, следовательно, и качество пребывания в нем каждого конкретного ребенка. Попечительские советы в детских садах и школах не только повышают уровень безопасности и комфорта, но и улучшают результативность учебного процесса. Благодаря поддержке попечителей привлекаются новые талантливые сотрудники, успешные педагоги не уходят из школы по материальным соображениям, не распыляются на случайные подработки. Использование благотворительных средств советом расширяет материальные возможности учреждения согласно родительским пожеланиям.

В чем конкретно заключаются его полномочия?

Распределяет поступившие пожертвования. Взаимодействует с благотворительным фондом, которому предоставляет письма на оказание поддержки образовательному учреждению с указанием требуемых статей расходов. Председатель его подписывает все необходимые документы и несет полную ответственность за принятые по их использованию решения. По итогам отчетного периода совет обязан предоставить родителям и сотрудникам ОУ информацию о поступлении и расходе денежных средств.

Попечительский Совет обладает правом получать нужную для своей работы информацию от руководителя учреждения или его заместителей, вносить администрации предложения по улучшению условий обучения и воспитания, укреплению здоровья учащихся и организации питания, сотрудничать с благотворительными и любыми другими организациями, занимающимися сбором пожертвований, вести общественный контроль за целенаправленным расходом пожертвований физических (а также юридических) лиц на нужды учреждения.

Что важно знать учредителям

Необходимо определиться с правовым статусом, который будет иметь попечительский совет. Что это такое? По закону все заработанные средства школа должна зачислять в доход бюджета и передавать в распоряжение казначейства. Впоследствии образовательное учреждение имеет право их вернуть (за минусом суммы удержанных налогов). И тогда попечительский совет вправе ими распоряжаться, если он имеет соответствующие полномочия. Но главными все равно остаются представители государства.

Грамотно выбранный статус позволяет совету построить более удачную схему. Для чего он должен создаваться при школе как самостоятельная некоммерческая организация со статусом юридического лица.

Что в этом случае? Финансовые поступления школы или детского сада делятся на два разных «потока». Бюджетными средствами по-прежнему заведует казначейство. А деньги, собранные родителями или прочими лицами, поступают в распоряжение совета, не имеют отношения к казначейству и не подлежат налогообложению.

Чтобы создать такой попечительский совет, прежде всего нужно определиться с его организационно-правовой формой. Некоммерческие организации бывают нескольких видов - фонд, автономная организация, У всех свои преимущества и недостатки. Для школьного попечительского совета оптимальный выбор - некоммерческое партнерство. Именно потому, что оно имеет юридическое право принимать членские взносы и ими распоряжаться.

Как это работает

Членами партнерства становятся родители учащихся. Они ежемесячно выплачивают взносы, размер которых устанавливается правлением. При этом попечительский совет обладает правом на целевое финансирование утвержденных им расходов образовательного учреждения, например, выплачивание дополнительные вознаграждения его сотрудникам.

Здесь нужно учитывать, что попечительский совет образовательного учреждения финансирует определенные курсы или образовательные программы по собственному выбору. Но не для каждого конкретного ученика, а для класса, группы или учебной параллели. В данном случае речь не идет о платных образовательных услугах, и отсутствует необходимость отдельного заключения договора с каждым родителем.

Какие еще существуют тонкости

Чтобы сэкономить на вознаграждение педагогам можно оформить в виде материальной помощи. Как известно, ЕСН выплачивается работодателем в случае заключения трудового договора или договора подряда и не распространяется на оказание материальной помощи и других выплат некоммерческого характера.

Данная система чрезвычайно подходит для учреждений. Им важно разработать и внедрить единую программу образования, включающую и государственные стандарты, и новейшие разработки по выбору учреждения. "Нормативная" часть финансируется из бюджета, инновационная - за счет дополнительных средств, которыми ведает попечительский совет школы.

Создание некоммерческого партнерства

Итак, что для этого следует предпринять? Нужно знать, что и учредителем, и членами такого партнерства имеют право стать как юридические, так и физические лица. Обычно работа попечительского совета строится по следующей схеме - директором совета становится завуч, членами - родители учащихся. Для ведения финансов потребуется бухгалтер. Удобно, если эту должность будет совмещать представитель школьной бухгалтерии. Не следует забывать, что сама школа как таковая юридически не уполномочена создавать сторонние организации, так как является и может быть обвинена в нецелевом расходе средств.

Первый и главный требуемый документ - устав совета. В нем должно быть подробнейшим образом расписано все - задачи и цели организации, порядок приема в ее члены и выхода из таковых, регламент сбора и учета взносов.

Другой важный документ - это протокол попечительского совета, точнее, общего собрания его членов, на котором они назначают директора, перечисляют учредителей, указывают, кому поручена регистрация партнерства. Протокол обязательно должен включать, помимо даты и списка присутствующих, перечень докладов с указанием содержания каждого из них.

Данные документы затем передаются в территориальный регистрационный орган вместе с заявлением о госрегистрации по форме № 212, (постановление Правительства РФ) - это специальная форма для некоммерческих организаций.

Что содержит форма

В нее вносятся данные о названии организации и ее правовой форме, юридический адрес. Основанием для присвоения юридического адреса по месту нахождения школы может послужить письмо директора. Он формально имеет право возглавить некоммерческое партнерство в качестве физического лица, но на практике такое случается редко. Хотя закон здесь ничего не запрещает, руководителю учреждения нелегко в данном случае избежать различных домыслов и порицания общественности.

Физические лица (учредители) имеют право создать уставный капитал путем вложения определенной суммы. За регистрацию потребуется оплатить госпошлину.

Собрав весь необходимый пакет, его сдают в регистрационный орган, удобнее всего сразу после этого подать заявление о переходе на "упрощенку". Чем это выгодно? При отсутствии предпринимательской деятельности налог будет равен нулю, так как при "упрощенке" членские взносы, которые получают некоммерческие организации, не относятся к Потребуется лишь формальная подача ежеквартального отчета в налоговую инспекцию.

Что еще нужно?

Потребуется зарегистрироваться в Пенсионном фонде, оформить социальное страхование, открыть в банке расчетный счет, куда будут перечисляться благотворительные пожертвования.

Теоретически попечительский совет школы может организовать ООО и оформить его как В этом случае деятельностью ее станет оказание образовательных услуг либо ученическое производство. Тогда придется выплачивать все положенные по закону налоги и вести соответствующую отчетность. На практике этот путь гораздо более долгий и хлопотный, поэтому встречается он гораздо реже.

Выберите добровольцев, желающих участвовать в деятельности попечительского совета. Членами попечительского совета могут быть физические и юридические лица. Обязательно изберите директора совета и бухгалтера.

Выберите организационно-правовую форму попечительского совета и оформите его как юридическое лицо. В этом случае наиболее удобным будет некоммерческое партнерство, которое имеет право принимать и не предусматривает извлечения прибыли и распределения ее между участниками.

Подготовьте устав совета. Пропишите в нем все задачи и цели совета, порядок приема новых членов и финансовых взносов. Составьте протокол общего собрания учредителей. Укажите в протоколе дату собрания, присутствующих, укажите докладчиков и содержание докладов. Укажите список учредителей, директора совета и ответственного лица по регистрации партнерства. Представьте эти документы в регистрационный орган – управление Росрегистрации, и подайте заявление на государственную регистрацию некоммерческого партнерства.

Оформите регистрацию социального страхования, зарегистрируйте партнерство в Пенсионном РФ. Откройте расчетный счет попечительского совета. На нем будут аккумулироваться полученные денежные средства для дальнейшего их вложения в развитие школы. При этом нет необходимости отчитываться перед чиновниками казначейства.

Выполняйте финансирование организации образовательной программы или отдельного курса в для класса или группы школьников. Не стоит заниматься финансированием конкретного учащегося, так как в этом случае необходимо будет заключать договор с родителями, предусматривающий выплату налогов. Оформляйте выплаты учителям как материальную помощь в рамках устава попечительского совета, что сэкономит вам на едином социальном налоге, который выплачивается школой по трудовому договору.

Источники:

  • как создать рекомендацию

Пожалуй, ни в какой родительской среде не существует более обсуждаемой и горячей темы, чем та, на что и как часто они сдают в школе деньги. Зачастую взносы «на телевизоры, линолеум, а также окна и двери» попросту начинают вызывать не только раздражение, но и серьезное возмущение.

Некоторые психологи советуют посмотреть на попечительский совет с позитивной точки зрения. Разве родители жалеют деньги на то, чтобы их дети чувствовали себя дома комфортно и удобно? Так почему бы и не сдать деньги на школьные нужды? И во многих учебных заведениях создают легальные способы финансирования.

Для этого родителям достаточно оказывать помощь садам и школам на официальной основе, делая банковский перевод. После чего остается только обратиться в налоговую службу, чтобы вернуть подоходный налог. Порой становится обидно и больно смотреть на директора, который отчитывается за каждую копейку и демонстрирует документы, подтверждающие покупки. И стоило бы поблагодарить учителей, которые продолжают проводить обучение, причем за небольшую зарплату. Ведь сегодня сдать деньги на окраску стен, приобрести стенды, новый линолеум - это совершенно не смертельно.

Работа в родительском комитете - это всегда большая ответственность, а также серьезные временные затраты. Учителям в буквальном смысле приходится уговаривать родителей сдавать деньги на нужды школы. Если бы не инициатива некоторых родителей, в школах бы могли остаться с разрисованными партами, а также разорванными обоями и старыми досками, на которых не видно ни букв, ни цифр.

Естественно, прекрасно, когда существует попечительский совет из родителей, которые проявляют неравнодушие. Но если они хотят быть спонсорами, не стоит втягивать в это дело остальных родителей. Ведь не всегда они могут внести крупные суммы денег. У людей разная заработная плата. Однако в последнее время взносы можно делать только на расчетный счет попечительского совета.

Дело в том, что в министерстве образования приняли постановление, по которому во всех школах, а также детских садах и гимназиях запрещено собирать с родителей деньги, чтобы обеспечить деятельность школы. Родительский комитет должен заниматься исключительно тем, что прописано в его положении о работе.

Существуют также государственные документы, в которых прописано, что родительский комитет должен заниматься: это оказание содействия в проведении культурных мероприятий, распространение лучшего опыта воспитания. Однако вопросы, касающиеся привлечения денег для обеспечения деятельности учреждения, должны быть исключены или оформлены официально. Это не говорит о том, что родители теперь не смогут делать взносы. Просто правительство решило, что в школе не должны фигурировать наличные деньги. Сделано это из-за того, что было много жалоб на различные школьные поборы.

Обратная сторона медали

Сегодня расходы на школу не исчерпываются тетрадями, а также портфелем и формой. Как только учебный год начинается, большинство мам и пап уже решают «скинуться на ремонт». Естественно, совершенно добровольно. Некоторые просто не хотят идти на конфликт. Но другие считают, что деньги могут присвоить учителя. Однако это не совсем так. Все средства проходят через бухгалтерию того или иного образовательного учреждения, а для родителей предоставляются просто сметы расходов и отчеты.

Но если говорить о практике, то не все так идеально. Немногие папы и мамы интересуются официальными документами. В школах действительно есть нечистые на руку учителя. Чтобы произвести проверку, придется открыть личность человека, заказавшего ее, и всю информацию о нем. А большинство родителей не хотят портить отношения в школе, поэтому просто тихо соглашаются даже с незаконными поборами. В некоторых школах на собраниях происходят очень бурные дискуссии, порой дело доходит и до конфликтов. Иногда детям приходится переводиться в другую школу.

Сегодня родителям никто не запрещает оказывать помощь добровольно, но обязать платить родителей никто не может, ведь это незаконно. Поэтому выходом из положения будет оформление родительского совета в качестве некоммерческой организации и открытие своего счета в банке. Да и заключать договоры с компаниями, которые занимаются ремонтом, возможно только в статусе официальной организации. Но в некоторых школах до сих пор используют старый подход к финансовой стороне вопроса и передаче денег из рук в руки. Хотя вымогание считается совершенно незаконным. Но прокурорские проверки бывают не так часто. Особенно остро родители переживают первый класс школы. Но всегда можно пожаловаться в Министерство образования, чем потратить средства, которые пойдут на нужды учителей. Некоторым приходится просто уходить из школы и переводиться в другую, так как разрешить конфликты порой невозможно.

Источники:

  • Родителям запретили сдавать деньги на нужды школы

ПОЛОЖЕНИЕ

о Попечительском совете МБОУ «СОШ № 59 с углубленным

изучением отдельных предметов»

Глава I. Общие положения

1.1. Нормативная база создания и деятельности попечительского совета

Гражданский кодекс РФ (ст. 52).

Закон РФ «Об образовании» (ст. 36, п. 1.2, ст. 35, ст. 13, ст. 2).

Закон РФ «О некоммерческих организациях» (ст. 28, ст. 14).

Закон РФ «Об общественных объединениях».

Указ Президента РФ от 31 августа 1999 г. № 1134 «О дополнительных мерах по поддержке общеобразовательных учреждений в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 10 декабря 1999 г. № 1379 «Об утверждении Примерного положения о попечительском совете общеобразовательного учреждения».

Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.08.94 № 1008.

1.2. Основные понятия и термины, применяемые в настоящем Положении:

Попечительский совет - орган самоуправления образовательного учреждения, создаваемый в целях оказания содействия в организации уставной деятельности образовательного учреждения, общественного надзора за финансово-хозяйственной деятельностью учреждения и укрепления его материально-технической базы;

Благотворители - лица, осуществляющие благотворительные пожертвования в формах: бескорыстной (без-возмездной или на льготных условиях) передачи в собственность имущества, в том числе денежных средств и (или) объектов интеллектуальной собственности; бескорыстного (безвозмездного или на льготных условиях) наделения правами владения, пользования и распоряжения любыми объектами права собственности; беско-рыстного (безвозмездного или на льготных условиях) выполнения работ, предоставления услуг благотворителями - юридическими лицами;

Дарение - гражданско-правовой договор, по которому одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность, либо имущественное право (тре-бование) к себе или к третьему лицу;

Пожертвование - дарение вещи (включая денежные средства, ценные бумаги) или права в общеполезных целях;

Целевые взносы - добровольная передача юридическими или физическими лицами (в том числе закон-ными представителями) денежных средств, которые должны быть использованы по объявленному (целевому) назначению.

Попечительский совет является постоянно действующим коллегиальным органом на общественных началах при образовательном учреждении.

Главной целью деятельности Попечительского совета является содействие образовательному учреждению в осуществлении его задач, предусмотренных уставом, а также дополнительному привлечению финансовых ресурсов для укрепления материальной базы образовательного учреждения и повышения качества оказы-ваемых им услуг. Попечительский совет не вправе вмешиваться в текущую оперативно-распорядительскую деятельность администрации образовательного учреждения.

Попечительский совет взаимодействует с педагогическим советом образовательного учреждения. Пред-ставитель Попечительского совета может участвовать в работе педагогического совета образовательного учреждения.

Члены Попечительского совета осуществляют свою деятельность на безвозмездной основе и без отрыва от основной деятельности.

Глава II. Организация деятельности Попечительского совета

Попечительский совет создается в целях:

Поддержки и защиты личных и имущественных прав участников образовательного процесса

Формирования устойчивого финансового положения школы;

Усиления общественного управления школой;

Обеспечения представительства интересов школы в органах государственной власти и местного самоуправления;

Легализации возможностей требования от учредителей соблюдения обязанностей, вытекающих из Закона Российской Федерации "Об образовании".

Попечительский совет:

Участвует в распределении стимулирующего фонда оплаты труда работников школы;

Содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития общеобразовательного учреждения;

Содействует организации и улучшению условий труда педагогических и других работников школы;

Содействует организации конкурсов, соревнований и других массовых внешкольных мероприятий;

Содействует совершенствованию материально-технической базы школы, благоустройству ее помещений и территории;

Контролирует использование привлеченных финансовых средств;

Обеспечивает создание оптимальных условий для обучения и воспитания всех детей школы (в том числе сирот, детей из малообеспеченных семей, детей с недостатками в физическом развитии, одаренных детей и т.д.);

Оказывает содействие в трудоустройстве детей-сирот, опекаемых, получивших среднее (полное) общее образование, в улучшении их жилищных условий;

Привлекает финансовые средства для организации культурного обмена, в том числе профессионального;

Рассматривает другие вопросы, отнесенные к компетенции попечительского совета Уставом школы.

Правовой статус Попечительского совета определяется Уставом школы. Попечительский Совет имеет право:

Контролировать целевое использование привлеченных внебюджетных финансовых средств и его эффективность;

Заслушивать администрацию школы по вопросам использования финансовых средств, перспектив развития школы, соблюдения финансовой дисциплины, выполнения государственной образовательной программы;

Вносить предложения в планы работы школы;

Организовывать разъяснительную работу среди населения с целью привлечения дополнительных финансовых средств.

На Попечительский совет школы возлагаются следующие обязанности:

Использовать привлеченные внебюджетные финансовые средства по целевому назначению;

Эффективно использовать привлеченные внебюджетные средства;

Своевременно финансировать утвержденные образовательные программы;

Стимулировать образовательный процесс с целью повышения успеваемости учащихся;

Соблюдать выполнение задач, которые возложены на попечительский совет настоящим Положением.

Заседания Попечительского совета проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.

Заседание Попечительского совета является правомочным, если в нем участвует не менее двух третей его членов, а решение считается принятым, если за него проголосовало не менее половины от списочного состава Попечительского совета.

Заседания Попечительского совета ведет его председатель, в период его отсутствия - заместитель пред-седателя или по поручению председателя один из членов попечительского совета.

Заседания и решения Попечительского совета оформляются протоколом, который подписывается его председателем.

Документы Попечительского совета хранятся в течение трех лет и передаются в архив вместе с докумен-тами образовательного учреждения.

Попечительский совет образовательного учреждения может состоять из председателя, заместителя пред-седателя и членов попечительского совета, в зависимости от его численного состава.

Количественный состав и срок полномочий Попечительского совета образовательного учреждения опре-деляются уставом данного учреждения и (или) положением о Попечительском совете.

Кандидатуры в состав Попечительского совета вправе выдвигать:

а) общее собрание трудового коллектива образовательного учреждения;

б) законные представители обучающихся;

в) общественность (в том числе благотворители).

В состав Попечительного совета могут входить:

а) представитель трудового коллектива образовательного учреждения;

б) участники образовательного процесса;

в) представители предпринимательских и коммерческих структур, общественных и иных организаций (предприятий, ведомств), деятели науки, культуры, искусства, граждане, заинтересованные в совершенствовании деятельности и развитии образовательного учреждения.

По представлению председателя Попечительского совета на срок и в порядке, предусмотренном положением о Попечительском совете образовательного учреждения, из числа членов Попечительского совета избирается заместитель председателя Попечительского совета и секретарь-кассир Попечительского совета.

Председатель Попечительского совета образовательного учреждения избирается из числа членов Попечительского совета на заседании Попечительского совета на срок и в порядке, предусмотренном положением о Попечительском совете. Председателем Попечительского совета не может быть избрано лицо, работающее в данном образовательном учреждении.

При выходе или исключении из членов Попечительского совета добровольные взносы и пожертвования не возвращаются.

Члены Попечительского совета избирают из своего состава Председателя, а также иные органы и должностных лиц в соответствии с Уставом школы.

Председатель попечительского совета избирается его членами на первом заседании простым большинством голосов. Срок полномочий Председателя – два года.

Председатель Попечительского совета:

Исполняет свои обязанности на общественных началах;

Представляет Попечительский совет при взаимодействии с органами власти местного самоуправления, предприятиями, учреждениями и организациями;

Возглавляет и организует работу Попечительского совета в соответствии с Уставом школы и регламентом его заседаний;

Подписывает решения, принятые Советом;

Подготавливает ежегодный отчет о работе Попечительского совета.

Выдвигать, избирать и быть избранным в руководящие органы Попечительского совета.

Обсуждать, вносить предложения, отстаивать свою точку зрения на собраниях, заседаниях Попечительского совета, в печати, по всем направлениям деятельности Попечительского совета.

Получать информацию, имеющуюся в распоряжении Попечительского совета, осуществлять контроль в установленном порядке.

Участвовать во всех мероприятиях, проводимых Попечительским советом, а также в работе других общественных объединений школы, принципы и деятельность которых не противоречат Конституции России и не препятствуют выполнению положений Устава школы.

Член Попечительского совета обязан:

Признавать и выполнять требования настоящего Положения.

Принимать посильное участие в деятельности Попечительского совета,
предусмотренной настоящим Положением.

Исполнять решения Попечительского совета, приказы и распоряжения школы.

Уважать права работников школы и обучающихся.

2.9. Секретарь-кассир:

Организует проведение заседаний правления и общих собраний Попечительского совета.

Организует ведение и хранение протоколов заседаний правления и общих собраний Попечительского совета.

Осуществляет контроль за поступлением и расходованием финансовых средств Попечительского совета.

Глава III. Формы, порядок привлечения и расходования дополнительных внебюджетных средств в образовательном учреждении

3.1. Формы, порядок привлечения и расходования дополнительных внебюджетных средств

Привлечение дополнительных внебюджетных средств Попечительским советом в рамках настоящего закона осуществляется в форме пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц (в числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц).

Привлечение целевых взносов законных представителей может иметь своей целью приобретение необходимого образовательному учреждению имущества, укрепление и развитие материально-технической базы учреждения, охрану безопасности обучающихся в период образовательного процесса, либо решение иных задач, не противоречащих действующему законодательству и уставной деятельности учреждения. Инициатива о привлечении целевых взносов может исходить от учредителей, руководителя образователь-ного учреждения, попечительского совета или иного органа самоуправления учреждения, а также от законных представителей обучающихся. Размер целевого взноса определяется каждым из законных представителей самостоятельно, исходя из имеющихся возможностей. Целевые взносы законных представителей на основании их заявления вносятся в учреждения банка на рас-четный счет образовательного учреждения. Распоряжение привлеченными целевыми взносами осуществляет руководитель образовательного учреж-дения по объявленному целевому назначению по согласованию с Попечительским советом и учредителем.

Пожертвования образовательным учреждениям могут производиться физическими и юридическими лицами в денежном или материальном выражении в порядке, установленном Гражданским кодексом Россий-ской Федерации.

Бухгалтерский учет и отчетность по целевым взносам и пожертвованиям осуществляется в порядке, ус-тановленном действующим законодательством.

Глава IV. Заключительные положения

Настоящее Положение вступает в силу после его рассмотрения на общешкольной родительской конференции и утверждения педагогическим советом школы.

Деятельность Попечительского совета может быть прекращена: по инициативе попечительского совета и (или) решению общего родительского собрания; по инициативе совета (педагогического совета) учреждения образования.